Методическая копилка "Принципы построения игрового пространства младших школьников"
Оценка 4.9

Методическая копилка "Принципы построения игрового пространства младших школьников"

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
классное руководство
1 кл
10.02.2017
Методическая копилка "Принципы построения игрового пространства младших школьников"
В данной статье мне захотелось поделиться собственным опытом работы с младшими школьниками.На уроках, где находиться место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работе. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми, что немаловажно в нынешнем веке. В игре раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности.Без игры нет и не может быть полноценного развития личности.
Принципы игрового пространства.doc

Калюжная Екатерина Васильевна,

Железинская общеобразовательная средняя школа №2,

с. Железинка Железинского района Павлодарской области

учитель начальных классов, высшая категория,

бакалавр педагогики и психологии

   

   Внедрение игровых педагогических технологии

 

          Долгое время было не востребовано использование такого сильного средства воздействия, как игра. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

          Игра – это еще и школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.

          Младший школьник находится в мире игры, которая сопровождает его в учебное и внеурочное время, дома, на улице (во дворе), в школе, внешкольном учреждении. Он играет, когда остается один на один, то есть сам с собой. Можно уверенно сказать, что ребенок живет в пространстве игры.

                   Игровое пространство включает: народные игры (формирует систему общечеловеческих ценностей); школьные игры (развивают индивидуальные задатки учащихся, их познавательную активность); игры во внешкольных учреждениях (формируют творческую личность);  игры в детских общественных объединениях (развивают социальную активность); Самостоятельные игры (развивают инициативу детей); компьютерные игры (способствуют психофизическому развитию).

          Игровое пространство характеризуется педагогическими принципами.

          Принцип комплектности. Игры всех субъектов игрового пространства (класс, школы, семьи, детских организаций) представляют собой целую игровую композицию и предусматривают разнообразные виды деятельности: познавательную, трудовую, эстетическую, спортивную.

Принцип интеграции. Игровое пространство микросоциума включает в себя взаимосвязанные воспитательные, культурные, спортивные организации и общественные формирования.

          Принцип взаимодействия предполагает активное социальное взаимодействие взрослых и детей в игровом пространстве.

          Принцип групповой коммуникации реализуюется в игровом сообществе. Это может быть и ролевая игра, где школьник, взяв на себя определенную роль, вступает со сверстниками в диалог; и открытая дискуссия, где высказывается личная точка зрения; возможно, и в общение учащихся у походного костра. Позиция взрослого (педагога, родителя), заключается в том, чтобы ориентировать формы коммуникации на развитии самостоятельности ребенка.

          Принцип мультикультурализма. Игровое пространство зависит от культурного влияния наций социального окружения, культурных установок самих детей. Внутри игрового пространства возможно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия для успешного протекания межкультурного диалога; выбирать «собеседника» и предмет взаимодействия; организовывать специальную работу – сбор – спор, дискуссии, тренинги.

          Принцип самоопределения. Этот принцип требует идти не от роли игры (и ее конкретных форм), а от целостной личности к особенностям ее самовыражения и развития в игре. В игровом пространстве происходит не только воспроизводство самого человека как природно-биологического и социально-культурного существа, но и воспитание в нем способности к физическому и духовному совершенству, сопряженному с удовольствием и радостью.

          Я играю с учениками не ради игры, а для того, чтобы у всех пробудить огонек пытливости и любознательности. Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной.

          С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Воспитывая организованность, мы воспитываем у детей самостоятельность. Для формирования организованности у учащихся я используя следующие игры:

1.     Игра «Минутка» – дети учились быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку.

Кукла «Минутка» ежедневно напоминала ребятам: «Внимание! Проверь, Дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книги, ручка и тетрадки?»

Подобная игра проводится и в конце урока «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручку, и тетрадки?»

2. Игра «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?» – дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой: все, что нужно, - под рукой» – говорят дети, чей ряд готов.

         Кукла Минутка помогла нам и в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его.

          Игра «Что можно сделать за одну минуту?» (чтение текста, решение примеров, письмо слов и т.д.)

          Одна из важнейших задач, которую я ставила перед собой, - это развитие у ребенка целенаправленного внимания и тренировка памяти. Чтобы сосредоточить внимание детей на том, что необходимо запомнить, я изготовила яркое, запоминающееся пособие в форме ракеты, яблоко, пилы, книжки и выставляла его только на 1-2 минуты в течении урока. Частая демонстрация пособия – это уже действие на память.

          Для развития зрительной памяти я проводила игру «Успей запомнить за минуту» (Сколько слияний ты запомнил с гласной О?», «Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки? И т.д.»)

            Игры «Попугайчик», «Эхо» развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.

          Для развития речи и памяти я провожу игру «Добавь следующее». Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Например: 1. Слон. 2. Слон, тигр. 3. Слон, тигр, лев и т.д.

          Формировать волевые привычки помогают игры «Замри», «Царевна Несмеяна»,  «День – ночь», «Тише едешь – дальше будешь», «Море волнуется», «Памятник».

  Формирование национального и интернационального самосознания детей сегодня, как никогда ранее, стало одной из неотложнейших задач современной школы. Расширить представление детей о традициях и культуре народов, населяющих нашу страну, также помогают игры. Проводя игры, я наталкиваю детей на вывод – все национальности уникальны, самобытны и неповторимы. Они ценны и значимы сами по себе. Представители разных национальностей имеют свою ценность и одновременно обогащают духовную культуру всей нашей многонациональной Родины.

          В детские годы закладывается интерес к труду, уважительное отношение к человеку труда, трудолюбие, на основе которых, в дальнейшем и формируются конкретные профессиональные интересы и намерения человека. Задача сегодняшнего дня – не только развить природные силы растущей личности, но и формировать социальные потребности, придав им соответствующую направленность. Реализация этой задачи требует, прежде всего, целенаправленной организации всех видов деятельности детей, в том числе и игровой. Роль игры в ознакомлении детей с трудом взрослых отмечена во многих исследованиях. А. С. Макаренко утверждал, что хорошая игра похожа на хорошую работу. Для расширения представления о профессиях нашего района и профориентации в целом, я проводила игры: «Мы – строители», «Я – продавец», «В библиотеке», «Моя мама – врач», игры-путешествия – в больницу, в библиотеку, в магазин и т. д., конкурсы пословиц о труде, песен о профессиях, сочинений о труде взрослых, сбор статей из газет, конкурс рисунков, игры-эстафеты «Игра, или … шаг в завтрашний день?», «Наступит день, настанет час и будем мы трудится», «Кем быть?», игра-викторина «Мы честь рабочую умножим», «Неизвестное – узнаем!», «Какими инструментами пользуется? … (строитель, стоматолог, плотник и т.д.)». Такие игры обогащают младших школьников, пополняют их словарный запас, развивают познавательный интерес.

          Гармонично формируют личность ребенка игры родителей с детьми. В процессе совместной деятельности углубляется эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, повышается их взаимопонимание, усиливается привязанность друг к другу. Кроме того, ребенок познает, как в тех или иных случаях поступают и говорят взрослые, сам учится, пробует поступать и делать так же. «Играющие» родители оказывают более сильное воздействие на своих детей. Среди любимых детских игр можно назвать «Дочки-матери, «Магазин», «Мы – строители», «Пантомима профессий», «Веселые старты», «Больница», КВНы на различные темы.

          Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, т.к. все хотят быть покупателями, пассажирами, машинистами.          Используя игровые технологии я добилась следующих результатов:

ü Улучшились коммуникативные навыки: изменилось взаимоотношение друг к другу и к страшим, ребята стали отзывчивее и добрее, мальчики стали более уважительно относится к девочкам.

ü Повысились личностные качества: по характеру учащиеся не конфликтны, ответственно относятся к предложенным поручениям и к подготовки домашних заданий; учащиеся более дисциплинированно выполняют любую работу, а на переменах могут себя организовать.

ü С 18% до 98% повысился процент мотивации, что показано в следующей диаграмме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Практически у всех учащихся положительная тенденция роста мотивации. Учащиеся Саворовская А., Шайхисламова К. отличаются уровнем мотивации, это связано с тем, что все предметы усваиваются ими на отлично

  Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей. Важно сохранить эту свободу и непринужденность. Продуктивное общение учителя с детьми в условия игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль.

  Итак, применение игровых технологий на уроках:

ü Обеспечивает доступность изучения программного материала;

ü Активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность младшего школьника;

ü Развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка;

ü Помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого ученика.

На уроках где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работе. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития личности.

  И напутствием стали для меня слова замечательного грузинского педагога Ш.А. Амонашвили: «Желаю и вам терпения и оптимизма в обучении каждого малыша, делающего шаги по бесконечной дороге познания. Крепко и бережно держи, учитель, за руку своего ученика, чтобы он не ослаб, не отстал в пути. Радости и удачи вам, дорогие учителя!»

                                     

 

 

 

                              Используемая литература:

1.     Білім ө образование. Научно-педагогический журнал. Алматы, 2004 №4-с.98

2.     О.С. Газман. «Проблема формирования личности школьника в игре», Новосибирск, 1985.- с.26

3.     А. Молдагаринов. «Казахские народные игры». Алма-Ата: Жалын, 1987.- 32с.

4.     М.Ф. Литвинова. «Русские народные подвижные игры». М.: «Просвещение», 1986.- 79с.: ил.

5.     «Начальная школа», М.: «Просвещение» - 1986.№7с.61

6.      «Начальная школа», М.: «Просвещение» - 1998.№11-12 с.25

7.     Е.М.Минскин. «От игры к знаниям». М.: «Просвещение», 1987-192с.: ил.

8.     Б.П.Никитин. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М.: «Просвещение», 1991,-160с.    

9.     В.В. Волина «Занимательное азбуковоедение». М.: - Просвещение, 1995 г.

10. Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста». М.: - Прсвещение, 1988 г.

11. В.Ф. Шаталов «Педагогическая проза». М.: - Педагогика, 1980 г.


12.

Калюжная Екатерина Васильевна,

Калюжная Екатерина Васильевна,

Внутри игрового пространства возможно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия для успешного протекания межкультурного диалога; выбирать «собеседника» и предмет взаимодействия; организовывать специальную работу – сбор…

Внутри игрового пространства возможно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия для успешного протекания межкультурного диалога; выбирать «собеседника» и предмет взаимодействия; организовывать специальную работу – сбор…

Игры «Попугайчик», «Эхо» развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции

Игры «Попугайчик», «Эхо» развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции

Мы – строители», «Пантомима профессий», «Веселые старты», «Больница»,

Мы – строители», «Пантомима профессий», «Веселые старты», «Больница»,

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017