материалы данной статьи возможно использовать на занятиях для начинающих педагогов, а также для обучающихся по педагогическому направлению в средних профессиональных образовательных организациях. Также по специальности Профессиональное обучение (по отраслям) при изучении темы "Формы организации обучения". Возможно использовать как раздаточный материал.
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока это совокупность различных вариантов взаимодействия между
элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его
целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при
высокой мыслительной активности учащихся;
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти
материалами, смысловая группировка и т.п.);
первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого
повторения, частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
регулярное систематизирующее повторение материала через короткие, а затем более
длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к
воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для
приобретения новых;
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний,
регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
сообщение учащимся цели предстоящей работы;
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для
выполнения предложенных заданий;
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков:
постановка цели урока;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера; итог урока;
задание на дом.
Структура урока повторения:
организация начала урока;
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий,
умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности
(практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем
повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
задание на дом.
Структура урока проверки знаний:
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую
обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно
волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению
материала;
постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет
проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие
правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами
проверили работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры,
диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени
трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого
ученика;
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует
допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на
это уходит следующий урок);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их
устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
организация начала урока (психологический настрой учащихся);
сообщение темы урока и его задач;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных
ситуациях по аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнения по отработке навыков;
домашнее задание; итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительнообобщающего урока:
организационный момент;
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала
изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и
письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих
обобщенные умения, формирующих обобщеннопонятийные знания на основе
обобщения фактов, явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формулирование выводов по изученному материалу;
оценка результатов урока;
подведение итогов;
задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько
дидактических целей):
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация
знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
закрепление изученного на данном уроке материала и ранее пройденного, связанного
с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и
сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой
темы (не всегда).
Структура уроков учителейноваторов
Система преподавания Л.В. Маховой:
1. Рассказ обзорного типа по всей теме.
2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.
3. Урок практическая работа.
4. Урок обобщающего типа с карточкамизаданиями, ориентирующими на выделение и
усвоение главных элементов учебного материала.
5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.
6. Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
1. Уроки теоретического разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной
программе, планам, алгоритмам.
2. Урокисеминары.
3. Урокипрактикумы.
4. Уроки контроля и оценки.
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
1. Уроклекция по всей теме.
2. Урокирешения ключевых задач.
3. Урокконсультация.
4. Урокзачет.