Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"
Оценка 4.9

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
английский язык
4 кл—11 кл
17.02.2017
Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"
Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин, это всегда праздники, учащиеся активны, каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Нетрадиционный урок решает проблему искусственного общения, потому что дети вживаются в созданный ими «образ», активно претворяя его в жизнь.Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку. В помощь учителю.
Англ. Нестандартные уроки.docx
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. В связи с введением ФГОС ООО возникают вопросы: Насколько я как учитель готов к выполнению государственного заказа? Что изменится для меня как учителя в связи с введением ФГОС? Что могут потребовать от меня, как педагога? Какой внутренний ресурс изменится у ученика, у учителя?  Высказывание Н.Г. Чернышевского  «Для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова необходимы три качества ­ обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств» –  можно соотнести  с  результатами  в ФГОС ООО: обширные знания  ­ предметные результаты, привычка мыслить  ­ метапредметные результаты, благородство чувств  ­ личностные  результаты. Ресурсы ученика  ­ знаю­ могу ­ умею – хочу, ресурсы педагога ­ компетентность учителя Делаем вывод ­ для введения стандартов ФГОС ООО учителю необходимо быть профессионально  подготовленным к изменениям, владеющим новейшими технологиями и приёмами обучения Бондарева Валентина Николаевна – учитель английского языка. Настроение: оптимистическое Главное: увлеченность,  эмоциональная направленность, активность, мотивация,  коммуникативная направленность,  деятельностный  подход, интерес учащихся, нестандартные уроки, e­mail [email protected] Л.Н. Толстой сказал:  «Чем   легче   учителю   учить,   тем   труднее ученикам   учиться.   Чем   труднее   учителю,   тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с   силами   ученика,   чем   больше   вызывать   на вопросы   и   ответы,   тем   легче   будет   учиться ученик».                                     Темой моей методической работы  является:   «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку». Сформулирую проблему работы:   каковы возможности нетрадиционных форм урока в повышении мотивации школьников к иностранному  языку?  Объект ­ процесс обучения на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. Предмет  ­ применение нетрадиционных форм урока в целях повышения мотивации школьников к изучению  иностранного языка. Поставлю задачи:  изучить нетрадиционные формы организации урока  выявить их эффектность как средства повышения мотивации к иностранному языку. проектировать пути их реализации раскрыть сущность понятий «мотивация», «нетрадиционный урок»; рассмотреть особенности  и виды нетрадиционного урока.  Теоретический аспект использования нетрадиционных уроков  для повышения мотивации к обучению ИЯ          Психолого­­педагогическая характеристика мотивации в изучении иностранного языка Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и ее результаты   зависят,   прежде   всего,   от   побуждения   и   потребностей   индивида,   его   мотивации.   Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека, «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Мотив выступает в сознании человека как объект или цель, на которую в конечном счёте направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью. Целью   называют   тот   непосредственный,   обязательно   осязаемый   результат,   на   который   в  данный момент   направлено   поведение.   И.А.   Зимняя   называет   мотивацию   "запускным   механизмом"   всякой человеческой   деятельности:   будь   то   труд,   общение   или   познание.   Питает   и   поддерживает   мотивацию осязаемый,   реальный,   поэтапный   и   конечный   результат.  Если   нет   успеха,   то  мотивация   угасает,  и   это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления, желания и намерения. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит   проблема   мотивации   изучения   иностранных   языков   в   средней   школе.   Опыт   показывает,   что происходит её снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения,   петь   песни,   читать.   Но   вот   начинается   процесс   овладения   иностранным   языком,   и отношение   учащихся   меняется,   многие   разочаровываются.   Ведь   этот   процесс   предполагает   период накопления   "строительного   материала",   преодоления   разнообразных   трудностей,   что   отодвигает достижение   целей,   о   которых   мечталось.   В   результате   уменьшается   мотивация,   пропадает   активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. А впоследствии, уже  будучи взрослыми, сожалеют по поводу  упущенного, возникает  недовольство  не только собой,  но главным образом постановкой обучения иностранному языку. Расценивая   мотивацию   как   важнейшую   пружину   процесса   овладения   иностранным   языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация ­ сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Учитель   должен   представлять   себе   весь   арсенал   мотивационных   средств,   все   типы   и   подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации. Охарактеризуем   существующие   виды   мотивации,   обеспечивающие   заинтересованное   учение. Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека. Во­первых,   на   неё   могут   оказать   влияние   социальные   мотивы,   определяемые   потребностями общества; они составляют внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация и узколичная. Точную характеристику широкой социальной мотивации даёт П.М. Якобсон: "Такая мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского   долга   перед   страной,   перед   дорогими,   близкими   людьми,   связана   с   представлениями   об учении как дороге к освоению больших ценностей культуры,как средстве, позволяющем в более разумной форме сделать людям доброе и полезное, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения  в  жизни".  Так,  для  учащихся  основанием  для  овладения  иностранным  языком  может  стать перспектива   участия   в   различных   форумах   молодёжи.   Вторая   разновидность   внешней   мотивации   ­ узколичная. Она определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Здесь возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узкоэгоистических. Например: "Хочу быть переводчиком: это престижно"(но и "Это полезная деятельность, которая способствует установлению взаимопонимания"). "Хочу работать в представительстве какой­либо иностранной фирмы: это хорошо оплачиваемая работа". Но может быть и отрицательная мотивация: "Мне не нравится иностранный язык, но родные считают, что он мне пригодится; они сами сожалеют, что слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибки". Внешняя мотивация,   как   правило,   бывает   дистантной,   или   далёкой,   мотивацией,   рассчитанной   на   достижение конечного результата учения. Тем не менее её стимулирующее воздействие на процесс учения может быть достаточно   сильным.   Она   в   самом   начале,   а   иногда   ещё   до   изучения   иностранного   языка,   нацеливает учащихся на "сверхзадачу". Во­вторых,   на   мотивационно­побудительную   сферу   человека   может   воздействовать   и   характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация. Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность ­ это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Однако, несмотря на явно выраженное стремление к общению со стороны учащихся, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного   языка   иностранный   предстаёт   как   искусственное   средство   общения.   И   так   называемые "естественные ситуации", используемые при обучении, носят в сущности искусственный характер. То есть коммуникация на иностранном языке на занятиях носит в основном условный характер, а это сближает ее со сценической коммуникацией, поэтому важно обращаться к воображению школьников, к их фантазии, к игре. Учителю следует постоянно побуждать учащихся к перевоплощению. Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление учащихся с задачами урока и принятия их учащимися. Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу.   Формулировка   задачи   зависит   от   ступени   обучения,   от   возрастных   и   психологических особенностей.   Например,   в   2­ом   классе,   когда   учащиеся   начинают   изучать   иностранный   язык,   для формулировки   стоит   использовать   такие   слова,   как   "играть",   "строить",   "фантазировать",   "разгадывать загадки", которые предполагают игровые моменты на уроке: Today we are acting fairy­tale characters. (Сегодня мы разыгрываем сказочных персонажей). Today  we build the city.  (Сегодня мы строим город). Далее, по мере взросления учащихся, задачи урока тоже усложняются: Let's discuss the problem of environmental protection (Давайте обсудим проблему охраны окружающей среды). Содержание   урока,   как   и   его   задачи,   тоже   должно   быть   принято   учащимися.   Это   может   быть достигнуто   путём   усиления   личностной   ориентации,   использования   на   уроке   актуальных   событий, привлечения познавательного материала. События актуальной действительности также могут обогатить содержание урока, показав учащимся, что познавательный характер материала урока играет немаловажную роль  в  коммуникативной  мотивации  и  должен быть  подчинён  правилу  равновесия  между  новой  и уже известной информацией. Это можно достигнуть путём сообщения нового об известном. Равновесие   между   новой   и   известной   информацией   может   быть   соблюдено   также   путём актуализации межпредметных связей. В этом случае факты и события, усвоенные на других уроках по другим   областям   знаний,   предстают   перед   учащимися   на   уроках   иностранного   языка   как   бы   в   новой языковой   оболочке.   Узнавание   их   доставляет   учащимся   радость   познания;   одновременно   они   на   деле убеждаются, что иностранному языку, как и родному, свойственна органичная вплетённость во внешний многомерный мир. Следующим важным моментом, способствующим вызову и сохранению коммуникативной мотивации, является организация урока. Хотелось бы остановиться на некоторых интересных моментах организации урока,   способствующих   развитию   коммуникативной   активности.   Игровые   упражнения   позволяют организовать   целенаправленную   речевую   практику   на   уроках   иностранного   языка,   тренировку   и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению, формирования и формулирования многообразных типов высказываний (описания, сообщения, информации, доказательства, выражения мнения, согласия и т.п.). Обычно урок начинается с речевой   разминки,   игровых   упражнений,   которые   можно   использовать   для   активизации   иноязычного общения. Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на дальнейшую активную речевую деятельность.   Но,   чтобы   этот   интерес   не   угас,   следует   придавать   игровой   характер   большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по определённой   теме,   что   само   по   себе   является   довольно   скучным   занятием.   Интересны   в   этом   плане психотехнические игры. Основными их функциями в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определённой ситуации, интенсивная тренировка употребления изучаемого лексического и грамматического материала. Я   пришла   к   выводу,   что     выбранная   мною   тема:   «Нестандартные   уроки   английского   языка» достаточно   актуальна.  Можно   сказать,   что   нетрадиционный   урок   ­   органичное   сочетание   образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к они творческие и необычные, а самое главное ­ эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к они станут традиционными и уровень эффективности снизится Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях   обучения   иностранным   языкам   в   школе,   которые   заключаются   в   развитии   коммуникативной компетенции,   позволяющей   качественно   и   эффективно   участвовать   в   жизни   мирового   сообщества. Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом. Специфика  предмета  «иностранный  язык»  такова, что обучение,  направленное  на формирование коммуникативной   компетенции,   может   происходить   только   в   условиях   личностно   ориентированного   и деятельностного  подходов.  Деятельностный подход  заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы — слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач.  Что касается личностно ориентированного подхода, подразумевается, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, так как только опыт, пропущенный через призму личных ценностей, восприятий, умений, может быть присвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно  заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы и способы работы. Во всех темах курса иностранного языка («Семья», «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, — помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы. Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материала (в дополнение к действующим УМК) вполне доступно для любого учителя иностранного языка. В сети Интернет можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью   с   известными   людьми,   видеоролики   реальных   событий,   начать   переписку   с   зарубежными сверстниками. Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и   в   многообразии   форм   организации   этого   процесса.   Ролевые   игры,   театрализованные   постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как   и   в   реальной   жизни,   учащиеся   должны   научиться   использовать   разные   способы   решения   задач   в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности. В процессе обучения учителя иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников   потребности   пользоваться   изучаемым   языком   в   коммуникативных   целях.   Для   того   чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее   способствовать   этому.   Как   сделать   уроки   английского   языка   по­настоящему   интересными? Почему   не   все   занятия   английским   языком   одинаково   полезны?   И   что   мешает   детям   использовать полученные знания по английскому языку на практике? Как провести урок английского языка, который был бы не только корректно построен с точки зрения методики, но и интересен и результативен для учащихся? Как   показывает   опыт,   для   поддержания   плодотворной   и   эффективной   деятельности   учащихся оправдано регулярное применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся. Нестандартные   уроки   —   это   неординарные   подходы   к   преподаванию   учебных   дисциплин. Нестандартные уроки — это всегда праздники, когда все учащиеся активны, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, в частности таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные   связи   и   др.   Снимается   напряжение,   оживляется   мышление,   повышается   интерес   к предмету в целом. Виды нестандартных уроков Урок­праздник: «Традиции» Урок­интервью                                Урок­ суд                                           Урок­викторина   Урок­спектакль «Репка»                     Весёлый Алфавит Урок­путешествие            «Мир знаний»        Урок­эссе Видео­урок Творческие отчёты            Урок­проект Остановимся подробнее на уроке­проекте Что же представляет собой проектная методика? Она   характеризуется   коммуникативностью, предполагает   выражение   учащимися   своих собственных мнений, чувств, активное включение в   реальную   деятельность,   принятие   личной ответственности за продвижение в обучении. Эго­фактор    (Я ­ фактор), когда ученик познаёт себя В   условиях   реализации   ФГОС   особое   значение   приобретает   проектная   деятельность   учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Проект ­ это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально­эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, спасения попавших в беду людей и т.д.). Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет   школьникам   истинную   радость   познания,   приобщает   к   новой   культуре.   При   выполнении проектной работы в устной или письменной форме необходимо придерживаться некоторых рекомендаций. В   проектной   методике   используются   все   лучшие   идеи,   выработанные   традиционной   и   современной методикой преподавания иностранных языков. Прежде всего к ним относятся разнообразие, проблемность, учение   с   удовольствием   и   так   называемый   эго­фактор       (Я   ­   фактор),   когда   ученик   познаёт   себя. Проблемность означает, что учащиеся используют язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной   результата   и   новыми   способами   его   достижения.   Проблемы   заставляют   думать,   и   подросток обучается, думая, мысля. Безусловно,   важно,   чтобы   школьник   учился   с   удовольствием.   Подросток   учится   продуктивно   и много узнаёт, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Осуществление идей проектной методики должно основываться на мобилизации творческих способностей и личного   потенциала   детей.   Работа   над   проектом   развивает   у   учащихся   самостоятельность.   С   другой стороны, сам проект является результатом большой самостоятельной работы учащихся. В  методической  литературе  описаны  способы  формирования самостоятельной  работы  учащихся. Это: научить учащихся пользоваться учебником и справочной литературой, учить использовать таблицы, памятки, комментарии, подсказывающие задания, наводящие вопросы, опоры. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.   Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом,   деятельность,   которая   при   этом   осуществляется,   является   по   своей   сути   креативной   и ориентированной   на   личность   учащегося.   Она   предполагает   высокий   уровень   индивидуальной   и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная   методика   является   одной   из   форм   организации   исследовательской   познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер.  При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над   проектом.   Выполненный   проект   может   быть   представлен   в   самых   разных   формах:   статья, рекомендации,   альбом,   коллаж   и   многие   другие.   Разнообразны   и   формы   презентации   проекта:   доклад, конференция,   конкурс,   праздник,   спектакль.   Главным   результатом   работы   над   проектом   будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа   над   проектом   осуществляется   в   несколько   этапов   и   обычно   выходит   за   рамки   учебной деятельности   на   уроках:   выбор   темы   или   проблемы   проекта;   формирование   группы   исполнителей; разработка   плана   работы   над   проектом,   определение   сроков;   распределение   заданий   среди   учащихся; выполнение   заданий,   обсуждение   в   группе   результатов   выполнения   каждого   задания;   оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Работа по проектной методике требует  от  учащихся  высокой  степени   самостоятельности   поисковой  деятельности,  координации  своих действий,   активного   исследовательского,   исполнительского   и   коммуникативного   взаимодействия.   Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся   при   планировании   работы,   в   текущем   контроле   и   консультировании   учащихся   по   ходу выполнения проекта на правах соучастника.  Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок­проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока­проекта является доступность темы и возможность ее варьирования. Урок­игра           Не противопоставление игры труду, а их синтез — в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная   обстановка,   игры   развивают   интеллектуальную   и   эмоциональную   сферу   учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обеспечивая увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.  Урок­сказка   опирается на фантазию детей и развивают её. Проведение уроков­сказок возможно в двух вариантах: первый ­ за основу берется народная или литературная сказка, второй ­ сказка сочиняется самим учителем.   Сама   форма   сказки   близка   и   понятна  детям,   особенно  младшего   и   среднего   возраста,   но   и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.                                        Урок­состязание, викторина проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические   знания   большинства   школьников   по   выбранной   теме.   Игры­соревнования   могут   быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний. Урок­спектакль   Эффективной и продуктивной формой обучения является урок­спектакль. Использование художественных произведений  зарубежной литературы на уроках иностранного  языка совершенствует  произносительные навыки  учащихся,  обеспечивает  создание   коммуникативной,   познавательной  и   эстетической  мотивации. Подготовка спектакля ­ творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей   и   раскрытию   их   индивидуальных   творческих   способностей.  Основные   задачи  такого   урока   ­ формировать  у  учащихся    уважение   к   традициям    и праздникам     народа    страны    изучаемого языка, способствовать развитию        социокультурной         компетенции, воспитывать       толерантность, развивать   кругозор   детей,  творческое    мышление и способности. Театральная деятельность несёт в себе энергетику   групповой   игры,   радость   живого   общения.   Работа   увлекательная,   хотя   и   непростая:   детям нужно   многое   изучить,   многое   сделать   своими   руками.   И   вот   тут   выдумка,   логическое   и   творческое мышление, фантазия – первые помощники. Решая  то и дело возникающие проблемы,  задачи,  например: из чего и какие сделать маски, костюмы, как оформить сцену дети учатся сотрудничеству, что, несомненно, их сближает и развивает языковые и интеллектуальные способности. В действо вовлекаются  зрители, активно участвующие и в подготовке к празднику при оформлении зала,  изготовлении постеров, и в конкурсах. А самое главное после таких представлений детей не приходиться заставлять учить английский язык, они делают это с огромным желанием.                Уроки,   основанные   на   имитации   деятельности   учреждений   и   организаций   — деловая   игра. Урок­суд, урок­аукцион, урок­биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно­поисковые задачи, им  даются творческие  задания, эти  уроки выполняют  и  профориентационную  роль,  здесь проявляются инициатива   и   артистизм   школьников,   неординарность   мышления.         Такой   вид   работы   активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к другим сфера «взрослого человек а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием   активного   словаря   школьников   формируется   так   называемый   пассивно­потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.        Интернет­уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста. Уроки,   основанные   на   формах,   жанрах   и   методах   работы,   известных   в   общественной практике: исследование, изобретательство,  анализ  первоисточников,  комментарий,  мозговая  атака, репортаж, рецензия. Урок­экскурсию трудно   переоценить   в   наше   время,   когда   все   шире   и   шире   развиваются   связи   между странами и народами. Знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса изучения  иностранного языка, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, своей собственной страны. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям   о   самобытности   русской   культуры.   Принцип   диалога   культур   предполагает   использование культуроведческого материала о родной стране, что позволяет развивать культуру представления родной страны,   а   также   формировать   представления   о   культуре   стран   изучаемого   языка.   Учителя,   сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.  Урок­праздник.  Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок­праздник. Эта  форма   урока  расширяет  знания  учащихся   о  традициях   и  обычаях,  существующих  в  англоязычных странах   и   развивает   у   школьников   способности   к   иноязычному   общению,   позволяющих   участвовать   в различных ситуациях межкультурной коммуникации    Урок­интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок­интервью. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Свободное время", “Планы на будущее”, “Биография” и т.д. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Cвободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению   иностранного   языка,   способствует   углублению   знаний   в   результате   работы   с   различными источниками, а также расширяет кругозор.                                         Урок­эссе. Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой­ то   суммы   знаний   по   предмету,   но   и   выработку   собственной   позиции,   собственного   отношения   к прочитанному, к обсуждаемой проблеме: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «я». Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На   уроках   иностранного   языка   ученики   анализируют   избранную   проблему,   отстаивают   свою   позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли   по   поставленной   проблеме,   научиться   отстаивать   свою   точку   зрения   и   осознанно   принимать собственное   решение.   Такая   форма   урока   развивает   психические   функции   учащихся,   логические   и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке. Интегрированный   урок иностранного   языка.   Межпредметная   интеграция   дает   возможность систематизировать   и   обобщать   знания   учащихся   по   смежным   учебным   предметам.   Исследования показывают,   что   повышение   образовательного  уровня   обучения   с   помощью   межпредметной  интеграции усиливает   его   воспитывающие   функции.   Особенно   заметно   это   проявляется   в   области   гуманитарных предметов. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование   коммуникативно­познавательных   умений,   направленных   на   систематизацию   и углубление   знаний   и   обмен   этими   знаниями   в   условиях   иноязычного   речевого   общения;   дальнейшее развитие   и   совершенствование   эстетического   вкуса   учащихся.  Такая   форма   урока  требует   тщательной подготовки.   Учащиеся   самостоятельно   работают   над   заданием   по   рекомендованной   учителем страноведческой   литературе,   готовят   вопросы,   на   которые   хотят   получить   ответы.   Подготовка   и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует   углублению   знаний   в   результате   работы   с   различными   источниками,   а   также   расширяет кругозор. Видеоурок. Овладеть   коммуникативной   компетенцией   на   иностранном   языке,   не   находясь   в   стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых   ситуаций   общения   на   уроке   иностранного   языка   с   использованием   различных   приемов работы. В этих случаях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование   способствует   реализации   важнейшего   требования   коммуникативной   методики   — представить   процесс   овладения   языком   как   постижение   живой   иноязычной   культуры.   Еще   одним достоинством   видеофильма   является   его   эмоциональное   воздействие   на   учащихся.   Поэтому   внимание должно   быть   направлено   на   формирование   у   школьников   личностного   отношения   к   увиденному. Использование   видеофильма   помогает   также   развитию   различных   сторон   психической   деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Уроки­путешествия  В   такой   ситуации   логично   прибегнуть   к   элементами   ролевого   диалога.   При   этом   один   из   партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Однако при работе с такими темами, как "Моя школа" или "Мой город", равноправный   диалог   теряет   смысл,   поскольку   партнерам   незачем   обмениваться   информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер                                                  Особенности нестандартных уроков . В настоящее время цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний умений и навыков, а и в подготовке   школьников   как   субъекта   своей   образовательной   деятельности.   Все   это   также   требует пересмотра содержания, обогащения форм  и методов обучения. Этим и  обеспечивается возникновение адекватных форм обучения. Одним  из  первых  ученых,  обратившихся   к  пересмотру   традиционных   основ  обычного  обучения, направленного к чувственной сфере и разработавшим основы смыслового обучения, был К. Роджерс.  Он выделил два типа обучения: традиционное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, которое дает обучающимся знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития.  Благодаря   такому   разделению   в   гуманистической   педагогике   появилось   образное   понятие   ­ «деятельность ученика», т.е. особым образом организованная работа ученика. Она представляет привычный процесс обучения с непривычной стороны: как организацию взаимодействия между учителем и учениками. Но при этом важным становится не отражение знаний учителя, а размышления над ними. Развитие   новой   формы   урока   вызвано   также   стремлением   противостоять   опасной   тенденции снижения   интереса   школьников   к   занятиям,   который     в   настоящее   время   продолжает   усиливаться. Значимость  и  важность  новых  подходов  в  разработке  урока, который  формирует  чувство  и  поведение молодежи очевидны. Выделяются морально­этические, общественные ценности для того, чтобы учащиеся вырабатывали к ним собственное отношение и вместе с тем упорно создавали свою систему ценностей и вырабатывали   направление   собственного   поведения»     Этот   подход   затрагивает,   прежде   всего,   методы обучения, а также в значительной мере заложен в нетрадиционном подходе к конструированию уроков. Чем   же   характеризуется   нетрадиционный   урок?   В   современной   методической   литературе   мы находим множество определений, раскрывающих это понятие с разных сторон. «Нестандартный   урок   ­   это   импровизированное   учебное   занятие,   нетрадиционной   (не   установленной) структуры».   «Нестандартные   формы   урока   ­   это   переосмысление   построения   основных   его   этапов   с достаточным   уровнем   креативности,   использованием   переноса   других   форм   внеурочной   активности, применением современных информационных технологий и интеграцией с другими предметами школьной программы».   Это   урок,   который   не   относится   ни   к   одной   из   известных   классификаций,   ему   присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности Анализ педагогической литературы позволил   выделить несколько десятков видов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.  Перечислю  наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки   «погружения»,   деловые   игры,   пресс­   конференции,   соревнования,   уроки   типа   КВН, театрализованные,   компьютерные   уроки,   уроки   с   групповыми   формами   работы,   уроки   взаимообучения учащихся, уроки творчества, аукционы, уроки, которые ведут учащиеся, уроки­зачеты, творческие отчеты, конкурсы,   бинарные   уроки,   уроки­обобщения,   фантазии,   игры,   «суды»,   уроки   поиска   истины,   лекции, семинары,   концерты,   диалоги,   «Следствие   ведут   знатоки»,   «Поле   чудес»,   уроки   ­   ролевые   игры, конференции, интегрированные уроки, экскурсии, путешествия и т.д. Существует   множество   типологий   нестандартных   уроков,   мы   приведем   две   наиболее распространенные из них: по методическим функциям и по форме проведения                                             Типология уроков по методическим функциям Уроки новых знаний   формирования Уроки   обучения умениям и навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений ­   экспедиции уроки­ уроки­ учебные ("пресс­ уроки   (путешествия) исследования инсценировки конференции конференции") интегрированные уроки.         Практикумы творческие практические работы уроки­ диалоги и семинары уроки   с   ролевой, деловой игрой   Семинары повторительно­обобщающие  диспуты игровые: КВН,"Что? Где?  Когда?", "Поле чудес", "Счастливый  случай"интегрированные,  театрализованные уроки уроки­ консультации, уроки­конкурсы, уроки­ соревнования. Уроки проверки и учета   знаний   и умений Зачетные викторины, конкурсы,   смотр знаний, защита творческих работ, проектов, Творческие отчёты.   Основным   направлением   модернизации   общеобразовательной   и   профессиональной   школы   на современном   этапе   развития   предусматривается,   прежде   всего   повышение   качества   усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс   развития   творческих   способностей   учащихся.   Обладая   огромным   воспитательным, образовательным   и   развивающим   потенциалом   творческих   способностей   учащихся,   иностранный   язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно­познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память,   чувства   и   эмоции;   если   в   процессе   иноязычного   общения   будут   формироваться   социально­ ценностные   качества   личности:   мировоззрение,   нравственные   ценности   и   убеждения,   черты   характера. Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет ­ это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На   уроках   иностранного   языка   учащиеся   углубляют   и   расширяют   многие   знания   и   представления, полученные   ими   по   другим   учебным   предметам:   обществоведению,   литературе,   музыке,   истории, географии, изобразительному искусству и др. Воздействуя   на   личность,   формирование   творческих   способностей   обогащает   эмоциональный   и практический  опыт,  формирует  интеллектуальный  потенциал,  способствует  воспитанию  эстетических   и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков   детей,   их   нравственных   качеств.   Оно   настраивает   на   активную   творчески­осознанную самодеятельность   школьников,   что   удовлетворяет   их   стремление   к   самореализации,   и   проявлению личностных   качеств.   Все   это   является   эффективным   средством   комплексного   развития   личности, выявления формирования ее творческого потенциала. Урок иностранного языка, являясь одним из аспектов этой системы, также претерпевает сегодня серьезные изменения. В этой связи перед современным уроком иностранного языка стоят важные задачи. Важнейшей задачей в изменении содержания урока иностранного языка является активизация мышления и развитие творческих способностей.   Овладение   методикой,   проблемный   и   развивающий   подход   к   обучению,   умение   создать проблемную ситуацию ­ все это необходимо современному учителю. В настоящее время в среде научной и педагогической общественности широкое распространение получил термин “личностно­ориентированное обучение”. Это означает, что современный урок иностранного языка должен   строиться   на   индивидуальном   подходе.   Урок   обладает   всеми   свойствами   общего   процесса обучения. Он представляет собой сложный комплекс учебных задач, которые как учитель, так и ученики решают,   исходя   из   конкретной,   сугубо   личной   индивидуальной   ситуации,   условий   работы   группы   или отдельного   ученика.   Каждый   урок   должен   оставлять   в   душе   ребенка   положительные   и   интригующие ощущения.   Дети,   приходя   в   класс,   всегда   ждут   чего­то   хорошего   и   интересного.   Интерес   ученика   ­ важнейшее   условие   достижения   успеха   в   обучении   и   воспитании,   а,   следовательно,   и   успеха   учителя. Главный методический принцип ­ это принцип новизны во всем. Сегодня актуальна мысль о том, что задача активизации   мышления   и   развитие   творческих   способностей   на   уроке   иностранного   языка   является важнейшей в изменении структуры урока. Если   говорить  о  методическом   содержании   урока  иностранного   языка,   то  урок  сегодня  должен иметь   обязательно   речевую   направленность,   ситуативность,   на   основе,   которой   и   возникает   речь. Cовременный   урок  иностранного   языка,   все   больше   и   больше   становится   необычным   по  своей   форме. Школа   должна   не   только   сформировать   у   учащихся   определенный   набор   знаний,   но   и   пробудить   их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно­познавательной деятельности школьников. Это позволяют сделать нетрадиционные или нестандартные формы урока, которые все шире используются в последнее время. Данные формы урока позволяют активизировать мысли учащихся и побудить их к самостоятельной работе. Любой нетрадиционный урок ­ это и есть игра, только игра "большая, на весь урок", со своими правилами и атрибутами. Названные   формы   занятий   и   методы   обучения   поддерживают   интерес   учащихся   к   предмету, повышают   мотивацию   к   учению,   способствуют   развитию   социокультурной   компетенции   учащихся.   У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом,   чтобы   владение   языком   стало   совершенно   естественным   умением   для   всех   выпускников   вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем Нестандартный  урок открывает учащимся и учителю следующие возможности: учащиеся могут развить свои творческие способности и личностные качества оценить роль знаний и увидеть их применение на практике ощутить взаимосвязь разных наук  развить самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду     Проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками   знаний.   Сама   организация   такого   урока   подводит   учащихся   к   необходимости   творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного   позитивного   отношения   к   окружающему   миру.   В   процессе   проведения   этих   уроков складываются   благоприятные   условия   для   развития   умений   и   способностей   быстрого   мышления,   к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Нестандартные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке Таким   образом,   уроки   иностранного   языка   должны   быть   увлекательными,   поддерживать   у школьников внимание, желание и познавательный интерес работать изо дня в день, продвигаясь маленькими шажками вперед.   Поэтому одной из главных задач современного учителя иностранного языка является овладение новыми средствами поддержания познавательного интереса школьников к предмету, к которым относятся  нетрадиционные формы урока. Список литературы: 1. Андреева И.А., Мачульская А.В. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам //  Современные проблемы науки и образования. ­ 2006. ­ № 1 ­ С. 29­30. 2. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. Первые шаги. Книга для учителя. 4 класс: пособие для  общеобразовательных учреждений. ­ М.: Просвещение, 2008. ­ 104 с. 3. Гальскова Н.Д., Никитенко, З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная  школа: методическое пособие. ­ М. : Айрис Пресс, 2004. ­ 240с. 4. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. М., 1936. 80с. 5. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших  школьников. М., 1991. 109с. 6. Завгородняя  О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. ­ М., 1987. 7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. 120с. 8. . Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека // Ученые записки ЛГУ. Психология.  1959. Вып. 16. № 265. С. 32­40.10. 9. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польс. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. ­ М.Высшая  школа, 1990. 382 с. 10. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. ­ М. : Просвещение, 1988. ­ 223 с. 11. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ ­ 1991. ­ №2. С.3­10. 12. Посмёткина Н.Н. Формирование мотивации учения младших школьников в условиях совместной  деятельности: на материале изучения иностранного языка: диссертация ... кандидата  психологических наук: Курск, 2007, 228 с.

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая работа «Нестандартные уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Методическая  работа  «Нестандартные  уроки как средство повышения мотивации к иностранному языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017