Методическая работа по теме самообразование
Оценка 4.9

Методическая работа по теме самообразование

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
16.05.2018
Методическая работа по теме самообразование
тема по самообразованию выбрана для исследования и формирования индивидуального стиля познавательной деятельности. Приемы и методы применяемые в работе: -личностный подход; -успешность и преемственность обучения и воспитания; -экологическое образование и воспитание; -практическая направленность обучения; -дифференциация обучения Данная работа проведена с целью организации взаимосогласованной деятельности с психологами, учащимися и их родителями по развитию познавательных интересов детей, осмыслению учащимися собственных индивидуальных особенностей, обогащению индивидуального опыта познания каждого ребёнка и построению индивидуально-своеобразных способов познавательной деятельности; Создание психолого-педагогических условий для реализации индивидуальных особенностей учащихся и осуществления ими полного цикла познавательной деятельности.тема по самообразованию выбрана для исследования и формирования индивидуального стиля познавательной деятельности. Приемы и методы применяемые в работе: -личностный подход; -успешность и преемственность обучения и воспитания; -экологическое образование и воспитание; -практическая направленность обучения; -дифференциация обучения Данная работа проведена с целью организации взаимосогласованной деятельности с психологами, учащимися и их родителями по развитию познавательных интересов детей, осмыслению учащимися собственных индивидуальных особенностей, обогащению индивидуального опыта познания каждого ребёнка и построению индивидуально-своеобразных способов познавательной деятельности; Создание психолого-педагогических условий для реализации индивидуальных особенностей учащихся и осуществления ими полного цикла познавательной деятельности.
Индивидуальная тема по самообразованию.docx
Индивидуальная тема самообразования: «Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности ». Ведущие идеи: ­личностный подход; ­успешность и преемственность обучения и воспитания; ­экологическое образование и воспитание; ­практическая направленность обучения; ­дифференциация обучения Цели:  ­  организовать взаимосогласованную деятельность с психологами, учащимися и их  родителями по развитию познавательных интересов детей, осмыслению учащимися  собственных индивидуальных особенностей, обогащению индивидуального опыта познания  каждого ребёнка и построению индивидуально­своеобразных способов познавательной  деятельности; ­ в образовательном процессе  создавать психолого­педагогические условия для реализации  индивидуальных особенностей учащихся и осуществления ими полного цикла познавательной  деятельности, а обучение строить в соответствии с её этапами. Задачи: 1. Определить сущность и структуру индивидуального стиля познавательной деятельности. 2. Проанализировать теоретические аспекты формирования индивидуального стиля  познавательной деятельности в младшем школьном возрасте. 3. Определить критерии и методики диагностики уровня сформированности индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников. 4. Разработать программу формирования индивидуального стиля познавательной  деятельности младших школьников, проверить её эффективность в практике начальной  школы  Работа над темой начата в 2011 году.    Цели и задачи: 1)  развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения; 2)   формирование   личности,   нужной   обществу,   коммуникативной,   ответственной   за   свои поступки, 3)  использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций; 4)  повышение своего методического уровня. Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся начальных классов. Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по  самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.   Основные направления Направления самообразования: Действия и мероприятия Сроки реализации Профессиональное 1.   Изучить   новые   программы   ФГОС   и 2012­ 2013 Психолого­педагогические Методические учебники   составленные   в   этих   рамках, уяснить их особенности и требования  2.Знакомиться   с   новыми   педагогическими технологиями   через   предметные   издания   и Интернет. 3.Систематически   выписывать   журналы «Начальная   школа»   и   «Начальная   школа. Первое сентября ». 4.Вести каталог статей из этих журналов. 5.   Повышать   квалификацию   на   курсах   для учителей начальных классов.    систематически        регулярно   регулярно регулярно       образования 1.Совершенствовать   свои   знания   в   области классической   и   современной   психологии   и педагогики.   1.Совершенствовать   знания   современного содержания учащихся начальных классов. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения в условиях ФГОС. 3.   Принимать   активное   участие   в   работе ШМО учителей начальных классов. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно­практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5.   Изучать   опыт   работы   лучших   учителей своей школы, города, страны через Интернет. 6.   Посещать   уроки   коллег   и   участвовать   в обмене опытом. 7.   Периодически   проводить   самоанализ профессиональной деятельности. 8.   Создать   собственную   базу   лучших сценариев   уроков,   интересных   приемов   и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10.   Выступать   с   докладами   по   теме самообразования.    регулярно   регулярно       регулярно     регулярно     ежегодно      регулярно    регулярно    регулярно   регулярно    Закончить в 2015­2016 уч.г.    систематически    Информационно­ технологические технологии 1.Изучать   ИКТ   и   внедрять   их   в   учебный процесс. 2.   Обзор   в   Интернете   информации   по регулярно педагогике и психологии. 3. Использовать электронную почту, личный сайт для контакта с единомышленниками.  регулярно   систематически     Охрана здоровья   1.   Внедрять   в   образовательный   процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни.   систематически   регулярно   ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Этапы Содержание работы Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Прогностический 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. Практический 1.Внедрение опыта работы.  2.Формирование  методического комплекса. 3.Корректировка работы. Сроки 2011­ 2012 2012­ 2013 2013­ 2014 Обобщающий 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов 2015­ 2016 работы. Практическая деятельность 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов. 3.Подписка на методическую литературу  4.Изучение литературы. 1.Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов 1.Выступление на заседании ШМО  2.Открытые уроки. 3.Участие в олимпиадах,  конкурсах, конференциях. 4.Создать электронную почту  для контакта с  единомышленниками   1.Участие и результаты на  городских олимпиадах,  конкурсах, конференциях. 2.Мастер­класс  «Поликультурное воспитание  через проектную деятельность» 4.Создание электронного сайта  для обмена опытом. 5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. Внедренческий Распространение опыта работы. 2014­ 2016 1.Принять участие в фестивале  педагогических идей  «Открытый урок» 2.Результаты работы над темой  самообразования разместить на  школьном сайте 1.   Индивидуальный   стиль   познавательной   деятельности   ­   это   система   индивидуально­ своеобразных способов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, культурными ценностями, самим собой, опытом познания и деятельности и т. д.), обусловленных   психологическими   особенностями   индивидуальности   субъекта,   его личностными   свойствами   и   предпочтениями.   В   структуру   индивидуального   стиля познавательной деятельности входят три компонента:  а) субъективный (особенности мотивационной, эмоциональной, волевой сфер, познавательные интересы, знание своих познавательных возможностей, умения рефлексии и саморегуляции);  б)   операциональный   (совокупность   познавательных   приёмов,   к   которой   личность предрасположена   в   силу   своих   индивидуальных   свойств,   приобретённые   познавательные знания,   умения   и   навыки);   в)   результативный   (индивидуальное   своеобразие   продуктов познавательной деятельности). 2. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности следует рассматривать как   взаимосогласованную   деятельность   педагога   и   младшего   школьника,   которая обеспечивает развитие у последнего познавательной мотивации, положительного отношения к познавательной   деятельности,   умений   рефлексии   и   саморегуляции,   формирование познавательных   умений   и,   в   итоге,   выработку   индивидуально­своеобразных   способов познавательной   деятельности.   Основными   психолого­педагогическими   условиями, способствующими   формированию   индивидуального   стиля,   являются:   наличие   «зоны неопределённости деятельности», развивающая, адаптивная и вариативная среда, активизация мышления   учащихся   в   плане   самоанализа   и   оценки   собственных   индивидуальных познавательных   характеристик,   ориентирование   детей   на   выбор   наиболее   эффективных   и удобных   приёмов   познания,   эмоциональная   насыщенность   учебного   процесса,   создание климата   психологического   комфорта,   поддержка   проявлений   ребёнком   познавательной инициативы   и   самостоятельности,   рефлексивная   позиция   учителя,   гибкость   стиля педагогической деятельности учителя в плане познавательных стилей. Младший школьный возраст   является   сензитивным   периодом   формирования   индивидуального   стиля познавательной деятельности. 3. В целях оценки сформированности индивидуального стиля познавательной деятельности целесообразно использовать следующие критерии: ­   наличие   процессуальных   познавательных   мотивов   и   положительного   отношения   к познавательной деятельности; ­ знание собственных «сильных» и слабых» сторон в познании, высокий уровень развития рефлексивных умений;  ­ умение использовать приёмы познавательной деятельности и индивидуальное своеобразие применяемых способов;  ­   способность   к   саморегуляции,   варьированию   своим   стилевым   поведением   в   процессе познания;  ­   индивидуальная   специфика   продуктов   познания,   успешность   и   результативность познавательной деятельности.  Степень сформированности индивидуального стиля познавательной деятельности позволяет определить   только   комплексное   использование   нескольких   диагностических   методик, разработанных для младшего школьного возраста в соответствии с критериальным аппаратом. 4 Реализация программы формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников предполагает  а)   организацию   деятельности   педагогов   и   школьного   психолога   по   овладению   приёмами формирования индивидуального стиля познавательной деятельности;  б) привлечение родителей к сотрудничеству в формировании стиля и обучение их приёмам содействия младшим школьникам в учебно­познавательной деятельности;  в)   организацию   работы   с   учащимися,   включающую:   специфическое   построение   урока, структура   которого   соответствует   этапам   познавательной   деятельности   учащихся   как субъектов учебного процесса; создание условий для развития и актуализации стиля в учебной и   внеучебной   деятельности   школьников   (в   том   числе   посредством   познавательных мероприятий,   интеллектуальных   игр   и   включения   их   в   доступную   по   возрасту исследовательскую   деятельность);   использование   эвристического,   проблемного   и исследовательского   методов   обучения   и   соответствующих   приёмов   формирования индивидуального   стиля   познавательной   деятельности;   повышение   роли   групповой   и индивидуальной форм работы учащихся на уроке. Основными направлениями педагогической деятельности по формированию индивидуального стиля   являются   учёт   индивидуальных   познавательных   особенностей   учащихся,   развитие познавательной   мотивации,   эмоционально­волевой   и   интеллектуальной   сфер, психологическое   просвещение   школьников   и   обогащение   способов   познавательной деятельности. В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит: 1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.    2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:    Метод   проектов   ­   это   такой   способ   обучения,   при   котором   учащийся   самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.  Компьютерные технологии обучения  ­ совокупность методов, приемов, способов, средств  создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств  телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих  часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации  контроля и управления познавательной деятельностью.  В   процессе   преподавания   столкнулась   с   низкой   заинтересованностью   учащихся   в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ ­ технологий.  Я  выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках Во­первых,   это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).  Во­вторых,   это   применение   информационных   технологий   для   организации самостоятельной   работы   учащихся   (электронные   учебные   пособия,   обучающие   сайты, тренажеры).  И,   в­третьих,   это   применение   информационных   технологий   для   обеспечения познавательного досуга (использование электронных  энциклопедий и т.д.). Дифференциация   обучения   ­   обучение   строю   на   основе   дифференциации,   позволяющей учитывать   индивидуальный   темп   продвижения   школьника,   корректировать   возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.  Применяю игровые технологии. Они актуальны для детей этого возраста. УМК «Школа России»    применяю в своей работе с 2001­2002 учебного года. О том, какими   особенностями,   преимуществами   обладает   этот   курс,   не   раз   делилась   со   своими коллегами. Например, на районном методическом объединении учителей начальных классов в апреле 2011 года. Технологизация личностно ­ ориентированного образовательного процесса предполагает специальное   конструирование   учебного   текста,   дидактического   материала,   методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием   ученика   в   ходе   овладения   знаниями.   Только   при   наличии   дидактического обеспечения,   реализующего   принцип   субъективности   образования,   можно   говорить   о построении личностно­ориентированного обучения.                             А.  Изучить  литературу по данной проблеме:  ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ: 1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования  мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005. 2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред.  Е.С. Полат­М.:2004 3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. ­ с. 42. 4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.:  Народное образование, 2001. — 272 с. 5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной  парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред.  Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002. 6. Современный урок (1­4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель» 7.  Изучить  вопрос «Профессиональная компетенция учителя начальных классов»   8.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии  модернизации образования. Б. Учебная исследовательская работа:  1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках и предложить для  разработки учащимся примерные темы проектов.  2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов)  В. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.  Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета  Творческое   сотрудничество   с   учителями   информатики   по   вопросам   работы   в  Графический   редактор   "Paint",редактора   электронных   таблиц программах: Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point Г. Участие в системе школьной методической работы:  Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.  Установить   творческое   сотрудничество   с   учителями   начальных   классов   по вопросам темы самообразования.  Изучить передовой опыт учителей школы по применению технологий.   Участие в заседаниях ШМО начальных классов, педагогических советах.   Практические   выходы   (доклады,   рефераты)   –   на   занятиях   школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.  Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы; Предполагаемые результаты самообразования  Повысить качество преподавания предмета.  Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.  Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям  Периодически   проводить   самоанализ   своей   профессиональной   деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.  Разработать     дидактические   материалы,   тесты,   создать   собственную   медиатеку, способствующие личностно­ориентированному подходу в изучении предмета. Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном и личном сайте. Обобщить опыт по исследуемой теме.

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование

Методическая работа по теме самообразование