Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).
Оценка 4.8

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл—9 кл
31.03.2017
Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).
Методические рекомендации по теме: «Комплексный анализ текста на уроках русского языка» разработаны в соответствии с ФГОС и рабочей программой по русскому языку для 7-9 классов. В ходе работы над содержанием заданий для самостоятельной работы учтены условия для формирования общих и языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой). Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая компетентность обучающихся. Соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом. Как самая крупная языковая единица, текст интегрирует в себе значение всех единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Комплексный анализ текста содержит компетентностно - ориентированные задания и способствует развитию мыслительно-речевой деятельности обучающихся, умений анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли. В ходе работы над содержанием заданий учтены условия для формирования языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой). Такая форма работы помогает подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ, так как позволяет повторять все разделы языка.Файл содержит тексты на тему "Семья. Семейные ценности", которые сопровождаются вопросами и заданиями.
Методическая разработка.docx
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 имени Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов» г.Новочебоксарск, Чувашская Республика Методическая разработка (прикладная) Комплексный анализ текста на тему «Семейные ценности» Разработали учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Курникова Марина Валерьевна , Осипова Лилия Николаевна Новочебоксарск­2017   Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………………………….….3 2. Составляющие комплексного анализа текста………………………………….….4 3. Методы и приемы работы над комплексным анализом текста………………..…5 4. Тексты………………………………………………………………………….…6­17  5. Заключение…………………………………………………………………………18 6. Приложение №1: толковый словарик…………………………………………19­20 7. Приложение №2: афоризмы о семье………………………………………………21 8. Приложение №3: пословицы и поговорки о семейных ценностях……………..22  9. Использованная литература……………………………………………………….23               2 Пояснительная записка Методические рекомендации по теме: «Комплексный анализ текста на уроках русского языка»  разработаны в соответствии с ФГОС и рабочей программой по русскому языку для 7­9 классов.  В ходе работы над содержанием заданий для самостоятельной работы учтены условия для  формирования общих и языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической,  культуроведческой). Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность,  языковая компетентность обучающихся. Соединить деятельность по закреплению практических  навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом. Как самая  крупная языковая единица, текст интегрирует в себе значение всех  единиц языка (предложений,  словосочетаний, слов, морфем, звуков).  Комплексный анализ текста содержит компетентностно ­ ориентированные задания и  способствует развитию мыслительно­речевой деятельности обучающихся, умений  анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли. В ходе работы над  содержанием заданий учтены условия для формирования  языковых компетенций  (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой).  Такая форма работы помогает подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ, так как позволяет повторять  все разделы языка. Методические рекомендации содержат пояснительную записку, информацию о составляющих  элементах комплексного анализа текста, возможные методы и приёмы работы над комплексным  анализом текста, раскрывают вопрос о формировании общих компетенций  при работе над  комплексным анализом текста. В приложении находятся тексты для комплексного анализа,  которые можно использовать на учебных занятиях. 3 Составляющие комплексного анализа текста Комплексным называется такой анализ текста, при котором его структура подвергается  рассмотрению с разных позиций разделов лингвистики. Польза слияния обучения языку и речи  несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, учащиеся могут видеть  и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учатся наблюдать  за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же  осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, обучающиеся могут  развивать свои собственные способности создания связных текстов . К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического,  стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, учащиеся  определяют тему, идею, анализируют его структуру, лексику, морфологические признаки,  типичные синтаксические конструкции, выполняют разнообразные лингвистические анализы. Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии  и  пунктуации, отвечая на которые обучаемый должен использовать полученные знания. Кроме  того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и в то же время, пытаясь  охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями,  а то и с целым листом печатного материала, учащиеся тренируют зрительную память, а значит,  развивают орфографическую зоркость. 4 Методы и приёмы работы над комплексным анализом текста Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием учащихся: выразительное  чтение, определение темы и идеи, типа и стиля речи.  Затем предлагаются вопросы,   направленные на понимание содержания текста). Комплексный анализ текста можно использовать на любом этапе учебного занятия, будь то  актуализация или мотивация знаний, формирование умений и навыков на основе применения  полученных знаний, рефлексия. Учитель имеет возможность в течение  занятия менять формы работы: групповая,  индивидуальная, работа в парах, в подгруппах. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Задания комплексного анализа могут быть выполнены во время урока, а могут быть и домашним  заданием. Оценивая знания учащихся, учитель может выставить на одном занятии оценки за несколько  элементов работы. Урок комплексного анализа текста может быть проведён в рамках любого раздела русского  языка. В ходе работы над комплексным анализом текста преподаватель имеет возможность  использовать разнообразные технические средства (для демонстрации текста и отдельных  заданий, для проверки выполненных заданий, для восприятия текста, для работы в поисковой  системе  и т.д). Таким образом, учет внутреннего опыта обучающихся и опора на их познавательные  способности на уроках становятся необходимым условием для эффективного формирования  знаний, умений и навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным. “Самое  5 прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после  того, как вы показали ему этот путь”. «Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе» – поётся в детской песне. И никто не  решится поспорить с этим, ведь без мамы не было бы жизни. Конечно, очень часто мы не  осознаём, какую роль она играет в нашей жизни, но вместе с тем само наше появление на свет без нее невозможно.        ТЕКСТ 1                                          Легенда о материнской любви     (1) Был у матери единственный сын.(2) Женился он на девушке изумительной красоты.  (3)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (4)Привёл сын молодую жену в дом.  (5)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях".   (6)Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... (7)Но мало показалось снохе и  этого.(8) Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате". (9)Поселил сын мать в сарай. (10)Только по ночам выходила мать на воздух. (11)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать  вышла из сарая.   (12)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать,  вынь из её груди сердце и принеси мне". (13)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его  невиданная красота жены.(14) Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке».(15)  Идут к реке каменистым берегом. (16) Споткнулась мать о камень.(17) Рассердился сын:  «Смотрите под ноги. (18) Так мы до вечера будем идти к реке".  (19) Пришли, разделись, искупались. (20) Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на  кленовый листок, несёт. (21) Трепещет материнское сердце.   (22) Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый  утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? (23)  Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".   (24) Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке,  вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами.(25)  Понял он, что никто не  любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.  (26) Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание  материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь,  встала мама и прижала голову сына к груди. (27) Не мог после этого сын возвратится к жене,  постылой стала она ему. (28) Не вернулась домой и мать. 6 (29) Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце  первыми своими лучами озаряет вершины курганов...                                                                                                                   В.А.Сухомлинский                                                                                                                                        Вопросы и задания: 1. Какие чувства вызвала у вас эта легенда? 2. На сколько частей можно разделить легенду? 3. Составьте план текста. 4. К какому  стилю  и типу речи относится  текст? Назовите признаки стиля и типа речи. 5. Над чем вас  заставляет  задуматься этот текст? Определите основную мысль текста. 6. Как вы понимаете  значение  слов «горячее материнское сердце» в 22  предложении?  7. Укажите  средства выразительности, которые используются в тексте. Для чего они  служат? 8. Подберите из текста синонимы к слову «изумительной» красоты из 2 предложения. 9. Произведите фонетический анализ слова «ладонью» из предложения 24. 10. Произведите морфологический анализ слова «на воздух» из предложения 10. 11. Укажите способ образования слова  « встрепенулось» из предложения 22. 12. Из 6­10 предложений выпишите слова с безударной  проверяемой  гласной в корне слова. 13. Объясните знаки препинания  в 24 предложении. 14. Определи часть речи у каждого слова в предложении  25. 15. Объясните пунктограммы в предложении 14. ТЕКСТ 2 Притча  о семье посвящена  вежливости и взаимоуважению между мужем и женой.                                                               Хлебец с маслом (1)Муж с женой прожили вместе тридцать лет. (2)В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец — она пекла его каждое утро.  (3)   За   завтраком   она   разрезала   хлеб   вдоль,   намазала   обе   половинки   маслом   и,   как   обычно, собралась передать мужу верхнюю часть.(4) Но на полпути рука ее остановилась...    (5)Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца.  (6)Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом». (7)И она передала мужу нижнюю часть хлебца. (8)Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.    (9)А муж взял хлеб и сказал с улыбкой: «Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! (10) Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. (11)Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе». . 7 (12) Кто прав, кто виноват?             Вопросы и задания: 1. Какой, по вашему мнению, должна быть семья? 2. Какие отношения сложились в этой семье? 3. Над чем вас  заставляет  задуматься этот текст? Определите основную мысль текста. 4. К какому  стилю  и типу речи относится  текст? Назовите признаки стиля и типа речи. 5. Как вы понимаете  значение  слов «неоценимый подарок» в 9 предложении?       6.   Произведите фонетический анализ слова «считал» из предложения 11.       7.   Произведите морфологический анализ слова «остановилась» из предложения 4.       8.   Укажите способ образования слова «тридцатилетия» из предложения 2.       9.   Укажите номера предложений, в которых есть слова с чередующейся гласной             в корне слова.      10.  Произведите синтаксический разбор 3 предложения.      11.  Найдите слово в предложении 8, в котором букв больше, чем звуков.      12.  Укажите способ образования слова «полпути» из предложения  4.      13.  Объясните знаки препинания  в 6 предложении.      14.  Подберите синонимы  к слову «прекрасных» из 6 предложения. ТЕКСТ 3                                                           Глазами ребёнка (1) Давным­давно, в одной восточной стране жила семья: мать, отец, маленький сын и дедушка.  (2)Дедушка был очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребёнок. (3) То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород  и козы там всё потопчут.  (4) То чуть дом не подожжёт, стараясь развести огонь в очаге. (5) И вот однажды жена говорит  мужу: «Нам стало слишком трудно жить вместе.(6) Старик выжил из ума и совсем ничего не  понимает. (7) Посади его в корзину, отнеси  подальше в лес и оставь там». (8)Муж уже хотел идти было за  корзиной, как услышал слова сына: «Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести  корзину обратно домой!» (9) «Зачем?» ­ спросил отец. (10) «А когда вы с мамой  состаритесь,  она понадобится  мне, чтобы отнести вас в  лес», ­ ответил сын. Вопросы и задания: 1. О чём эта притча? Над чем заставляется задуматься? Определите основную мысль текста. 2. Какой должна быть семья? 3. Как вы думаете, почему дети  сдают своих родителей в дом престарелых? 4. Если бы вы были правителем, что вы сделали бы для пожилых жителей своего  государства, чтобы они чувствовали себя счастливыми людьми? 8 5. Какими должны быть дети, внуки, чтобы бабушки и дедушки были счастливы? 6. К какому  стилю  и типу речи относится  данный текст? Назовите признаки стиля и типа  речи. 7. Произведите морфемный разбор слов: стараясь, состаритесь, дедушка, подальше. 8. Произведите фонетический разбор слова «жить» из  предложения  5. 8.   Подберите к слову «понадобится» синонимы  из предложения 10. 9.   Дайте толкование   «выжил из ума» из предложения 6. 10.  Подберите к слову «семья»  синонимы  из предложения 1. 11.  Найдите предложение с обособленным  обстоятельством,         выраженным деепричастным оборотом.       12.  Найдите слово в предложении 10, в котором букв больше, чем звуков.       13.  Объясните пунктограммы в 8 предложении. 14.  Произведите морфологический разбор слова «старенький» из 2 предложения. ТЕКСТ 4                                                                   История о чайке (1)Океан был гладкий и спокойный. (2) В нем, как в чистейшем зеркале, отражались солнце,  бездонная синева неба и белые крылья чаек.(3) Время от времени чайки ныряли в водную гладь,  чтобы выхватить рыбку, а потом опять взмывали вверх. (4) Одна из чаек впервые взяла с собой  сына. (5) День был на удивление тихий. (6)Чайка с гордостью смотрела, как ее сыночек учится  летать над океаном, высматривая рыбешек. (7)Внезапно поднялся ураганный ветер и понес птенца в открытый океан.(8) Чайка тревожно  закричала и бросилась следом.(9) Она пыталась удержать сына, но маленькие крылья птенца не  могли сопротивляться порывам ветра, и его уносило все дальше от берега.(10)  Начался шторм,  поднялись огромные волны, и неожиданно одна из них накрыла птенца. (11)Чайка кинулась  спасать своего ребенка, но было поздно, его нигде не было видно. (12)Весь день чайка летала над океаном и тревожными криками звала сына. (13) Шторм уже  утих, но мать продолжала искать. (14)Наконец она обессилела и вернулась на берег. (15) Жизнь без сына потеряла для нее всякий смысл. (16) Целыми днями чайка летала над  океаном и вглядывалась в водную даль, пытаясь отыскать птенца. (17) Она спрашивала у ветра, у солнца, у звезд, не видели ли они ее сыночка, но не получала ответа.(18)  В конце концов она так  ослабла от горя, что не смогла взлететь… (19) Наступила ночь, и вдруг чайка увидела звезду, спускающуюся к ней с небес, и услышала: — Звезды услышали твое горе и засияли ярче. (20) В прошлую ночь мы осветили океан так  сильно, что разглядели дно и нашли твоего сына. (21) Он лежит в океанских глубинах, и только  твоя любовь может спасти его. (22) — Но я же не умею плавать под водой, — прошептала чайка. (23) — Твой птенец не под водой, он в твоем сердце.(24) Любовь твоя так сильна, что даже  глубокие воды океана ее не остановят. (25) Летим со мной, — позвала звезда. (26) Чайка вдруг почувствовала, что ее крылья стали сильными, как никогда, и взмыла вслед за  звездой. (27) Они летели долго. (28) Наконец звезда остановилась и сказала: «Смотри вниз, я буду  светить тебе.(29)  Здесь лежит твой сын». 9 (30) Столп ослепительного света достиг дна, и чайка увидела своего птенца. (31)Не колеблясь,  она бросилась ему навстречу. (32) Вода оглушила ее, но она собрала все силы и рванулась  вперед.  (33) Наконец чайка достигла дна, подхватила сына крыльями и быстро устремилась с ним к  звезде. (34) Свет звезды был так ослепителен, что птенец открыл глаза и, увидев рядом с собой  мать, удивился: (35) — Где мы, мама? Разве шторм уже кончился и я не утонул? (36)— Мы летим домой, сыночек, — ласково ответила чайка, поддерживая его. (37) А звезда светила им вслед.                                                                                                  М.Скребцова                                                 Вопросы и задания: 1. Как вы думаете, почему звезды помогли чайке найти сына? 2.Расскажите, какие еще чудеса может совершить сила материнской любви. 3..Расскажите о том, как ваша мама приходит к вам на помощь в трудные минуты жизни. 4.Знаете ли вы истории о том, как во время войны и в другие тяжелые моменты жизни матери  спасали своих детей?     5.Над чем вас  заставляет  задуматься этот текст? Определите основную мысль текста.     6.К какому  стилю  и типу речи относится  текст? Назовите признаки стиля и типа речи. 7. Из 2,7 предложений выпишите слова с орфограммой «НН в суффиксах  прилагательных». 8. Укажите номер (а)  предложения (ий) , где есть обособленное обстоятельство,        выраженное  деепричастным оборотом. 9. Выпишите из предложений 1­11 все местоимения. Укажите их  разряд. 10.Укажите   номера предложений с обращениями. 11.Произведите фонетический разбор слова «твоего» из предложения  20. 12.Выпишите грамматическую основу из 34 предложения.     13. Укажите способ образования слова  «неожиданно» из 10 предложения .     14. Подберите к слову   «птенец»    однокоренные слова.         ТЕКСТ 5                                                      Чему учит отец Семейная драгоценность Китайская сказка (1) Жил на свете один кузнец — трудолюбивее не сыщешь. (2) И был у него сын, без малого  двадцать годков парню, высокий, статный, до еды охочий, а в работе ленивый. (3) Вот однажды кузнец и говорит сыну: — Весь век я трудился, сынок, что есть в доме, все моими руками нажито.(4)  А ты работать не  хочешь, только ешь да пьешь, ни одного юаня не заработал. (5) Что же дальше­то будет? (6) Пропустил сын отцовские слова мимо ушей и говорит: (7) — Эка важность юань заработать, да тут никакого таланта не надо! (8) Отвечает отец: — Ладно, коли заработаешь юань, я тебе целый сундук добра отдам. (9) Не терпится сыну сундук с добром получить, да нет у него юаня. (10) Работать неохота.  (11) Ходит он взад­вперед перед воротами, не знает, как быть. 10 (12) Поглядела на него мать, пожалела сына: как бы не извелся он от дум, как бы не высох!  (13)Подошла к сыну и говорит: — Дам я тебе юань, поскорей отцу отнеси. (14) Взял лентяй юань, узелок с едой прихватил, улегся в холодке под деревом и уплетает за обе  щеки. (15) До самого вечера провалялся, воротился домой как ни в чем не бывало, отцу юань  отдал: — Вот тебе юань, давай сюда сундук с добром. (16) Взял кузнец монету, поглядел, в руках повертел, в горн швырнул и говорит: — Не заработал ты этот юань. (17) Понял лентяй, что не видать ему сундука с добром, растревожился.(18)  Спать лег, никак не  уснет, с боку на бок ворочается. (19)Узнала про это мать и на другой день опять денежку ему  дала. (20) А лентяй взял денежку и опять целый день пробездельничал, только на этот раз  притвориться решил — бегом пробежал всего ничего, а весь вспотел. (21) Влетел в дом, отдал  отцу юань и говорит: — Ну и намаялся я, пока этот юань заработал, прямо ноги не держат! (22)Теперь неси сундук с  добром! (23)Взял кузнец денежку, долго на нее глядел, потом в реку бросил: — И этот юань ты не заработал! (24) Видит лентяй, что никак ему не заполучить сундук с добром, взяла его досада, хоть  помирай! (25) Смекнула тут мать, в чем дело, поняла, что не добро — зло сыну делала.(26) Кликнула она  его на другой день и говорит: — Отец добра тебе желает, сынок. (27) Коли хочешь сундук получить, потрудись честно. (28) Послушался юноша мать, в тот же день подрядился бревна таскать. (29) До ночи таскал, а  как старшему за еду заплатил, одна монетка только и осталась. (30) Никогда парень не работал и так намаялся, что с ног свалился. (31) Подняли его, опять стал бревна таскать.(32)  Десять дней  трудился, ни монетки не потратил, юань накопил.(33)  Радостный, домой воротился и отцу  деньги отдал.(34)  Взял отец монетки, пересчитал, опять в горн бросил. (35) Не стерпел сын,  деньги из огня выхватил и говорит отцу обиженно: — Десять дней я работал, пока этот юань заработал! (36) Обрадовался отец: — Верно говоришь, сынок! (37) Теперь я вижу, что эти деньги ты сам заработал!(38)  Небось не  жалко было, когда я чужие в огонь кидал! (39) Сказал так кузнец, вынес сундучок и говорит: — Не злато­серебро, не редкие сокровища в этом сундучке, а мой рабочий инструмент.  (40) Возьми его и помни, что дороже он злата­серебра, дороже всех богатств! (41)Трудись! (42)  Век горя знать не будешь! (43) Засмеялся сын весело и принял отцовское наследство. (44) Это и была семейная  драгоценность. Вопросы и задания: 1.Как вы думаете, из каких инструментов состояло отцовское наследство? 2.Как бы вы приучили к труду своего сына? 3.Умеете ли вы справляться с собственной ленью? 4.Что бы вы хотели получить в наследство от своего отца?     5. Как бы вы озаглавили текст?     6. Определите основную мысль текста.     7. К какому  стилю речи относится  данный текст? Назовите признаки стиля. 11 8. Определите тип речи.      9. Произведите словообразовательный анализ слова  «трудолюбивее» из 1предложения.    10.Произведите морфологический разбор слова «не хочешь» из 4 предложения.    11.Произвести синтаксический разбор 28 предложения.    12. Дайте толкование слову «статный»  из 2 предложения.    13. Определите часть речи у каждого слова в 19 предложении.    14. Объясните пунктограммы в предложении 12. ТЕКСТ 6 Братья Курдская сказка (1)Собрали два брата осенью урожай, отнесли пшеницу на гумно и разделили ее поровну.  (2)Пока делили зерно, наступила ночь. (3) Мамед сказал младшему брату: — Гасан, дорогой, ведь нынче год неурожайный.(4)  Если мы оба заснем, найдется охотник на  нашу пшеницу. (5)  Давай спать по очереди. (6)  Гасан согласился и предложил: — Ты ложись и спокойно спи, а я посторожу.  (7) Если станет меня клонить ко сну, я разбужу  тебя. (8) Мамед уснул. (9) Прошло немного времени, Гасан подумал: «У старшего брата семья  большая, детей много, ему пшеницы нужно больше, чем мне. (10) Насыплю­ка ему три меры  пшеницы из своей доли». (11) Пришло время будить Мамеда. (12) Разбудил Г асан брата, а сам лег спать. (13) Прошелся  Мамед раз, другой по гумну и решил: — Младший брат еще молод, мало у него опыта в торговле, могут его и обмануть, насыплю­ка я  ему четыре меры пшеницы из своей доли. (14) А тем временем Бог все это видел и решил: — Раз они так любят друг друга и заботятся друг о друге, я дам им втрое больше пшеницы. (15) Тут и утро наступило. (16) Проснулись братья, смотрят и глазам своим не верят: у обоих  пшеницы прибавилось. (17) — В чем дело? — Мамед спросил Гасана. (18) — Ночью я подсыпал тебе три меры своей пшеницы. (19)— А я тебе подсыпал четыре меры. (20)— Значит, это Бог увеличил нашу долю, — решили братья и радостно взялись за работу. Вопросы и задания: 1.Какими были братья? 2.Как бы вы поступили на месте братьев? 3.Как вы думаете, почему доля обоих братьев увеличилась? 4.Как вы думаете, будут ли братья когда­либо испытывать нужду? 5.Какими были родители братьев? Чему они научили своих детей? 6. Определите основную мысль текста. 7. Определите тип речи. 8. Определите стиль речи. 9. Укажите, какой тип связи используется в следующих словосочетаниях: разделили поровну,  заботятся друг о друге, радостно взялись, младший брат. 10.Укажите номера предложений, слова в которых относятся к орфограмме «З­С на конце  приставки». 11.Произведите фонетический разбор слова «братья» из 16 предложения. 12 12.Произвести морфемный разбор слов: найдётся, радостно, пшеницы, втрое. 13Найдите СПП с придаточным условия. Укажите номер предложения. 14.Объясните пунктограммы в предложении  20. ТЕКСТ 7                                                                             У солнца (1)У ворот богатого дома сидел малыш­сирота, одетый в лохмотья.(2) Он протягивал руку к  прохожим.(3) Весна еще только­ только начиналась, но ближние горы уже зазеленели, и доброе  весеннее солнце ласково глядело на все вокруг. (4)Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел, не хотел  посмотреть на бедного сироту. (5)Когда солнце стало медленно клониться к вершине зеленой  горы, подул холодный ветер, и бедного бездомного мальчонку забила дрожь. (6)— О красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согреваешь, зачем же уходишь, оставляешь меня на этом холоде? (7)Ни матери­то у меня нет, ни дома.(8) Куда мне деваться, к кому пойти?  (9)Вернись, возьми меня с собой, доброе солнце!.. (10)Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его худому лицу. (11)А люди расходились по  домам, и никто не видел и не слышал его.(12) Никто не хотел видеть и слышать… (13)Солнце скользнуло за гору и больше не показалось. (14)— Доброе солнце, я знаю, ты ушло к своей маме.(15) Там за горою ваш дом. (16)Я приду,  приду к тебе. (17)Скоро, очень скоро приду… (18)И несчастный малыш, дрожа от холода, хватаясь за стены домов, все шел и шел, пока  наконец не вышел из города. (19)Вот он добрался до ближней горы. (20)Подъем был для него  очень трудным — все камни и камни. (21)Ноги разбил до крови, и болели они нестерпимо, но  мальчик, не останавливаясь, шел и шел вверх.(22) Опустилась кромешная тьма и укрыла зеленую гору черным покрывалом. (23)Над вершиной мерцали звезды.(23) А ветер, холодный и сильный,  все дул, завывая в ущельях и скалах. (24)Иногда вдруг проносились чернокрылые филины,  промышляя в ночь добычу. (25)Но малыш уверенно, без страха шел выше и выше.(26) И вдруг он  услышал лай собаки. (27)А спустя мгновение чей­то голос спросил: — Кто ты? Куда путь держишь? (28)— Я мальчик, к солнцу иду. (29)Не скажешь ли, добрый человек, где дом солнца? (30)Далеко или близко? (31)К мальчику подошел человек со светильником в руках и ласково проговорил: — Ты, наверно, устал? (32)И проголодался? (33)Пойдем­ка ко мне. (34)Как же родители  отпустили тебя одного в такой холод и тьму? (35)— Нет у меня родителей. (36)Я сирота. (37)— Пойдем, сынок, ко мне, — снова сказал добрый человек и, взяв мальчика за руку, повел в  дом. (38)А дом его — маленькая хижина. (39)Все домочадцы доброго незнакомца сидели вокруг очага — жена и трое детишек.  (40)В огромном дворе при хижине блеяли овцы. (41)Человек этот был пастухом, пас отару в  горах. (42)— Милые дети, я вам братца привел. (43)Пусть отныне вас будет не трое, а четверо.  (44)Там, где кормятся трое, прокормится и четвертый. (45)Любите друг друга. (46)Подойдите,  обнимите своего нового брата. (47)Первой обняла мальчика жена пастуха. (48)Обняла и нежно, как мать, поцеловала. (49)Затем  подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его, как брата. (50)А мальчик от счастья плакал. (51)Но вот все сели за стол, веселые и счастливые. (52)Потом  мать постелила постель и всех рядком уложила возле себя. (53)Мальчик за день очень устал и  потому тотчас заснул. (54)Спал и все улыбался во сне.(55) Ему снилось, что он пришел наконец к 13 солнцу, крепко­крепко обнял солнце и вот теперь спит, обнявшись с ним, согретый и  обласканный. (56) От радости мальчик проснулся. (57)Проснулся и видит: вовсе он не солнце  обнимает, а братьев своих и крепко держится за руку матери. (58)И мальчик вдруг понял, что  солнце здесь, в этом доме. (59)И он в объятиях солнца.                                                                                                                                                   А. Исаакян Вопросы и задания: 1.Какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем? 2.Какими были приемные родители мальчика? 3.Расскажите о самом счастливом дне в жизни своей семьи. 4.Представьте, что мальчик вырос и принес счастье своей приемной семье. Расскажите о том,  что он сделал. 5.Представьте, что солнышко решило отблагодарить семью пастуха за доброту. Как вы  думаете, что оно подарило этой семье? 6.Определите основную мысль текста. 7.Определите тип речи. 8.Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. 9.Произведите фонетический разбор слова «уверенно» из 25 предложения. 10.Произведите морфологический разбор слова «со светильником» из предложения 31. 11.Какие средства выразительности используются с 6 по 12 предложениях? 12.Найдите предложения с обособленным обстоятельством,       выраженным деепричастным оборотом. 13. Укажите номера предложений, слова в которых относятся к орфограмме      «З­С на  конце приставки».     14. .Объясните пунктограммы в предложении  18.                                                                       ТЕКСТ 8. ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча) 1. Жила­была на свете семья. 2.Не простая семья. 3.Более 100 человек насчитывалось в ней.4.  Мало ли таких семей?5. Да, не мало. 6.Но это семья была особая.7. Ни ссор, ни ругани, ни драк,  ни раздоров.8. Дошел слух об этой семье до самого владыки.9 И решил он проверить, правду ли  говорят люди.10. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир.  11.Хорошо детям, спокойно старикам. 12.Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. 13.Пришел он к  старейшине. 14.“Расскажи”,­ говорит.15. Долго писал что­то на бумаге старейшина.16 А, когда  написал, протянул владыке. 17.Всего 3 слова были написаны на бумаге: “ЛЮБОВЬ,  ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ”.18. А в конце листа: “СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ  ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”. 19.­ И все? 14 20.­Да, ­ отвечал старик, ­ это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.21.­ И, подумав,  добавил: "И мира тоже". 1. Как бы вы  озаглавили текст? 2. К какому  стилю  и типу речи относится?  3. Над чем вас  заставляет  задуматься этот текст?  4. В чем основная мысль текса? 5. Произведите фонетический разбор слова семья 6. Выпишите из текста существительное 3 склонения. 7. Как вы понимаете  значение  слова «владыка» в 8­ом предложении? Определите  значение слова по словарю. 8. Найдите грамматическую основу 2­го предложения. 9. Определите способ образования слов: старейшина, проверить. 10. Объясните постановку знаков препинания в 10 предложении. 11. Найдите сложные предложения с подчинительной связью. 12.  Объясните правописание приставки при­ в словах 10,13 предложений. 13. Выпишите глагол из 12 предложения, выполните морфологический разбор. 14. Выпишите все словосочетания из 15 предложения, определите вид подчинительной  связи. ТЕКСТ 9 1.В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь  и согласие. 2.Молва об этом  долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить,  никогда не ссорясь, не обижая друг друга? 3.Старец взял бумагу и написал на ней что­то.4.  Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово…  «ПОНИМАНИЕ». 1. Как бы вы  озаглавили текст? 2. К какому  стилю  и типу речи относится?  3. Над чем вас  заставляет  задуматься этот текст?  4. В чем основная мысль текса? 15 5. Как вы понимаете  значение  слова «молва» во 2­ом предложении? Определите  значение слова по словарю. 6. Выполните фонетический разбор слова жить 7. Найдите грамматическую основу 3­го предложения. 8. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении. 9. Определите способ образования слов: правитель, удивился 10. Найдите сложные предложения с сочинительной связью. 11.  Выпишите из текста неопределенное местоимение. 12. Выпишите деепричастие из 2 предложения, выполните морфологический разбор. 13. Выпишите из 3 предложения слова с проверяемой гласной в корне. 14. Выпишите все словосочетания из 1 предложения, определите вид подчинительной  связи. ТЕКСТ 10 Волшебная копейка.     1. Шел по дороге паренек. 2.Смотрит ­ копейка лежит.3. «Что же, ­ подумал он,­ и копейка – деньги!» 4.Взял ее и положил в кошель.5. И стал дальше думать: « А что  бы я сделал, если  бы нашел тысячу рублей? 6.Купил бы подарки отцу с матерью!» 7.Только подумал так,  чувствует – кошелек вроде бы толще стал.8. Заглянул в него, а там – тысяча рублей!  9.«Странное дело! – подивился паренек. –10. Была одна копейка, а теперь тысяча рублей! 11. А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей?12. Купил бы корову и поил бы  молоком родителей!»13. Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! 14 «Чудеса! –  обрадовался счастливчик, – а что, если бы сто тысяч рублей нашел? 15.Купил бы дом, взял  бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» 16.Быстро раскрыл кошель, ­ и  точно: лежат сто тысяч рублей! 17.Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый  дом отца с матерью? 18.Вдруг они моей жене не понравятся? 19.Пускай в старом доме  живут. 20.И корову держать хлопотно, лучше козу куплю.21. А подарков много не стану  покупать, итак расходы большие…» 22.И вдруг чувствует, что кошель­то стал легким­ прелегким! 23.Испугался, раскрыл его, глядь – а там всего одна копейка лежит, одна­ одинешенька… 1. 2. 3. Как бы вы  озаглавили текст? К какому  стилю  и типу речи относится?  Над чем вас  заставляет  задуматься этот текст?  16 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. В чем основная мысль текса? Как вы понимаете  значение  слова «раздумье» в  17­ом предложении? Определите значение  слова по словарю. Выполните фонетический разбор слова глядь. Найдите грамматическую основу 12­го предложения. Объясните постановку знаков препинания в 17 предложении. Определите способ образования слов: хлопотно, раздумье. Найдите сложные предложения с подчинительной связью. Выпишите из текста все существительные с уменьшительно­ласкательным суффиксом. Выпишите из 9 предложения прилагательное, выполните морфологический разбор. Выпишите все словосочетания из 18 предложения, определите вид подчинительной связи. Выпишите из текста глаголы условного наклонения. ТЕКСТ 11 Семейное счастье. 1.В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. 2.Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают.3. Дивится строптивая  хозяйка счастью соседки. 4.Завидует. 5.Говорит мужу: «Пойди, посмотри, как у них так  получается, чтобы все гладко и тихо».6.Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и  спрятался в укромном уголке.7.Наблюдает.8.А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в  доме наводит.9. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает.10.Вдруг позвонил телефон, женщина  отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот­вот упадет.11 Но тут ее мужу  что­то понадобилось в комнате.12 Зацепил он вазу, та упала и разбилась.13 «Что будет­то?»­  думает сосед.14.Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу: ­Прости, дорогой, я виновата, так небрежно ее на стол поставила. 15.­ Что ты, милая, это я виноват, торопился и не заметил вазу.16 Ну да ладно.17 Не было бы у  нас большего несчастья. 18…Больно защемило сердце у соседа. 19.Пришел он домой расстроенный.20.Жена к нему: ­Ну что ты так долго? 21.Посмотрел? 22­Да! 17 23­Ну и как там у них? 24­ У них­то все виноваты.25.А вот у нас все правы. 1. Как бы вы  озаглавили текст? 2. К какому  стилю  и типу речи относится?  3. Над чем вас  заставляет  задуматься этот текст?  4. В чем основная мысль текса? 5. Как вы понимаете  значение  слова «строптивая» в  3­ом предложении?  Определите значение слова по словарю. 6. Выполните фонетический разбор слова счастье. 7. Найдите грамматическую основу 12­го предложения 8. Объясните постановку знаков препинания в 14 предложении 9. Определите способ образования слов: подошла, виноваты. 10. Найдите сложные предложения с подчинительной связью. 11. Выпишите все словосочетания из 18 предложения, определите вид  подчинительной связи. 12. Выпишите наречие из 14 предложения, выполните морфологический разбор. 13.  Выпишите из текста краткие прилагательные, разберите их по составу. 14. Выпишите из текста указательное местоимение, обозначьте грамматические  признаки. ТЕКСТ 12 Тепло семейного  очага. 1.Из одного дома решило уйти счастье. 2.Трудно сказать почему, но решило. 3«Но прежде,­  сказало счастье,­ я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило  долгие годы.4. «Чего ты хочешь?»­ спросило счастье у хозяйки дома. 5.А та ответила, что нет у  нее шубы норковой, и получила хозяйка шубу.6. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?7. И та ответила, что замуж хочет за принца заморского ­ и вышла замуж за принца  заморского. 8.Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?»­ 9.«Хочу,­ говорит он,­  велосипед, буду счастлив, если велосипед будет».10 И получил мальчик велосипед. 11.И уже на  пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» 12.Хозяин подумал и  сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».13. И счастье  выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где  горит семейный очаг! 18 1. Как бы вы  озаглавили текст? 2. К какому  стилю  и типу речи относится?  3. Над чем вас  заставляет  задуматься этот текст?  4. В чем основная мысль текста? 5. Как вы понимаете  значение  слова «счастье» в  1­ом предложении?  Определите значение слова по словарю. 6. Выполните фонетический разбор слова очаг. 7. Найдите грамматическую основу 12­го предложения. 8. Объясните постановку знаков препинания в 3 предложении. 9. Определите способ образования слов:  счастлив, заморского. 10.  Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. 11. Выпишите все словосочетания из 13 предложения, определите вид  подчинительной связи. 12.  Выпишите указательное местоимение и сделайте морфологический разбор. 13.  Найдите в тексте все слова с чередующейся гласной в корне, разберите по  составу. 14.  Укажите роль сочинительных союзов во 2,10,11,11,13 предложениях .          Заключение Самое большое сокровище в жизни — это семья. Если семья счастливая, человек защищен от бед и проблем. Семья — светлая крепость, щит любви, очаг тепла. Это сокровище нужно беречь как  зеницу ока.    19 Толковый словарик 1.Бескорыстный, ­ая, ­ый, ­ое, ­тен, ­тна. Чуждый корыстных целей. Бескорыстный человек. Бескорыстный поступок. 2. Безразличие, ср. – Равнодушие, безучастное отношение к кому­нибудь, чем­нибудь.  Безразличие к окружающим. 3. Благородный. 1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. Благородные  цели.2. Исключительный по своим качествам, изяществу. Благородная красота. 4.Верность. 1.Стойкость и неизменность  в чувствах и отношениях, в исполнении своих  обязанностей, долга. Верность своему долгу. 5.Великодушный. 1. Обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно  жертвовать своими интересами для  других. Верность   своему долгу. 6.Гуманный, ­ое, ­анен,­ анна. 1.Направленный на благо других; человеколюбивый и  отзывчивый. Гуманное поведение. Поступить гуманно. 7.Долг, а. 1.То же, что и обязанность. Выполнить свой долг. Гражданский долг. 8.Жестокосердный, ­ая, ­ое, ­ден, ­дна.1. Жестокий, бессердечный, лишённый чувства радости. 9.Милосердие,­я.1. Готовый помочь кому­нибудь из сострадания, человеколюбия.  Проявить милосердие. 20 10.Привязанность, ­и. 1. Чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому­ нибудь, чему­нибудь. Привязанность к семье. 11. Равнодушный, ­ая,­ ое,­ шеен, ­шна. 1. Безразличный, безучастный к людям, окружающим.  Равнодушные люди. 12. Семья. 1. Группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака.   Дружная  семья. Большая семья. 13. Семейные ценности. Семейные ценности (также традиционные семейные ценности)   культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных  целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. 14.Справедливость, ­и. Действующий беспристрастно, соответствующий истине.  Чувство справедливости. 15.Сострадание, ­я. Жалость, сочувствие, вызываемое чьим­нибудь несчастием, горем. Сделать что­нибудь из сострадания. 16. Честь,­и. 1. Достойные  уважения и гордости, моральные качества человека;  Его соответствующие принципы. Долг честию Дело чести. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Береги честь смолоду(пословица). 3. Целомудрие, непорочность. Девичья. 4. Почёт, уважение. Честь по труду. 17. Эгоизм, ­а, ­м. 1. Себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других,  пренебрежение к интересам общества и окружающих. Эгоистическое отношение.                21 Афоризмы о семье  Семья — твой шедевр, который ты создаешь собственными руками.  Богатство появляется, исчезает, но семейство приобретает больше значения с каждым  прожитым годом.  Мы никогда не поймем любовь наших родителей к нам, пока сами не станем родителями.  Вещи могут изменить нас, но всё начинаться и заканчиваться семьей.  Семейство состоит не только из детей, туда входят мужчина, женщина, домашние  животные и простуда.   Родня знает ваши недостатки, но, безусловно, продолжает любить вас.  Ваша династия является лучшей командой, о которой вы только могли мечтать.  Родня, как пироги в основном сладкие, но иногда с несколькими орехами.   Супружество — это копи царя Соломона, только оно стоит больше, чем горы золота.  Вы можете выбрать, поменять друзей, но никогда не сможете выбрать себе родню.  Род всегда придает мужества, чтобы бороться за жизнь.  Друзья знают вас только отчасти — то, что вы готовы им показать. Только ваши родные  знают все о вас, даже скрытое от чужих глаз.  Мы можем побрататься одной кровью, но это не сделает нас родней.  Много счастья и несчастья исходят из одного источника — брака. 22  Забота лишь о семействе может подавать домочадцам плохой пример сосредоточенности  на себе.  Атеизм по логике должен привести к полному уничтожению семьи.  Мелочи могут иметь большое значение в браке.  У нравственного человека семейные отношения требуют внимательного подхода, а у  глупого всё просто.  Сегодня семьи подвергаются нападению и защите с одинаковой страстностью.  Даже после смерти, мы по­прежнему остаемся частью родни, где принято вспоминать и  помнить о нас после нашего ухода.  Соглашаясь на цену, которую ваша род должен заплатить за успех семейной жизни, вы  проигнорируете незначительные разногласия, давление противника, и временные неудачи.  Что такое наша семейка? Это прикосновение к своему сердцу и возможность видеть свое  полное отражение в глазах близкого человека.  В бессердечном мире ваши близкие — это сердца, бьющиеся только для вас.  Многие люди могут сделать состояние, но очень немногие могут построить крепкие  семейные узы.  Никогда не стоит жертвовать тремя вещами — своей роднёй, сердцем и достоинством.  «Мудрые» этого мира могут приостановить распад атома, но не могут остановить распад  семей.  Начальник не владеет таким авторитетом, как глава в доме.  Династии распадаются, когда принимают советы, в которых они не нуждались и  пропускают намеки, которые им были нужны.  Друзья приходят и уходят, а родня остается навсегда.  Ничто не является более красивым, чем улыбка на лицах родных и близких твоего  семейства.  Единственные люди, которых вы никогда не просили, чтобы они вас любили — это члены  вашей семьи. Они это делали всегда.       Поговорки и пословицы о семье для школьников         Отец и мать — священные слова.        Все купишь, только отца с матерью не купишь. При солнышке тепло, а при матери добро. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Роднее матери родни нет. Родную мать никем не заменишь. Ближе матери друга нет. Без отца — полсироты, а без матери и вся сирота. Материнская ласка конца не имеет. В материнском сердце про всех детей ласки хватит. Всякой матери свое дитя мило. Родная мать и высоко замахивает, да не больно бьет. Материнский гнев — что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает. Птица рада весне, а дитя — матери. Не тот отец­мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. 23 Слава сына — отцу отрада. От худого дитяти у отца голова седеет. Толковый сын — правый глаз отца.        Доброта отца, как гора, высока; любовь матери, как море, глубока. (Япон.) Материнская любовь всегда нова. (Литое.) Мать любит нежно, а отец крепко. (Итал.) Материнское терпение все перетерпит. (Азерб.) У курицы не бывает трех ног; у матери бывает два сердца. (Кит.) У хорошей матери и дети хорошие. (Вьетн.) Мать ляжет на мокром, а детям постелит сухое. (Вьетн.) Медведица назовет своего медвежонка беленьким, а ежиха своего  ежонка — мягоньким. (Азерб.) Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона принесла  своего детеныша. (Чечено­ингуш.) Поросенок и хрюкать учится у матери. (Азерб.) Любящий свою мать не бросит и чужую. (Азерб.) Оскорбивший своего отца будет презираем народом; оскорбивший свою мать  будет нуждаться в куске хлеба. (Узбек.) Для дитяти отец всегда сильнее всех. (Азерб.) Отец — сокровище, брат — опора, а друг — и то и другое. (Англ.) Ребенок без отца, что дом без крыши. (Афр.) Дети — украшение дома. (Азерб.) Родительская доброта безмерна, как море. (Япон.) Дом украшают дети, стол — гости. (Азерб.) Дети без воспитания несчастнее круглых сирот. (Азерб.) Сын — опора, дочь — украшение. (Азерб.) Вырастишь сына­обеспечишь старость, соберешь зерно ­ предотвратишь голод. (Кит.) Старшая дочь — нянька для младших. (Вьетн.) У кого есть младший брат, у того есть и отдых, у кого есть старший,  у того есть счастье. (Кирг.) Без брата брат, что сокол без крыла. (Чечено­ингуш.) Кошка привязывается к дому, собака — к хозяину, ребенок — к матери. (Кит.) Использованная литература  Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный  экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис­пресс, 2013. – 192с.  Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М.: Творческий Центр, 2010.­126с.  Ушакова О.Д. Русский язык. Комплексный анализ текста– СПб., 2013.­132с.  Выгодский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. – СПб., 2011.­402с  Гольцова Н.Г. Русский язык: учебное пособие для 10­11классов/. – М.: Русское слово,  2012.­508с.  Энциклопедия русского языка.­ М.: Мир книги, 2011.­580с. 24  Справочно­информационный портал ГРАМОТА. РУ – русский язык для  всех. http://www.gramota.ru/ 25

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая разработка . Комплексный анализ текста по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).

Методическая  разработка . Комплексный анализ текста  по теме "Семья. Семейные ценности"( 7-9 классы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017