Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"
Оценка 4.8

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология
Детсад
14.02.2019
Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"
В разработке раскрываются основные методы и способы работы над активизацией словарного запаса дошкольников.Развитие словаря неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;работа над активизацией словаря должна быть неотделима от работы над другими компонентами речи языковой системы;словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций;при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова.
обогащение словаря дошкольников.docx
Научно ­ методическая разработка воспитатель 1 квалификационной категории  Подготовила  Шуткова Марина Юрьевна  МБДОУ №99 г.о.Электросталь     Обогащение словаря дошкольников на занятиях по  развитию речи.               Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием мышления,   других   психических  функций.   С   помощью   речи   ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в  его словаре сначала   появляются  слова   конкретного   значения   и  лишь   потом   — обобщающего. Нулевой   степенью   обобщения  являются   собственные   имена   и   названия  Затем   постепенно   ребенок   начинает   понимать единичного   предмета. обобщающее   значение   наименований   однородных  предметов,   действий, качеств.  Уже к трем годам дети усваивают слова, обозначающие наиболее простые   родовые   понятия   (игрушки,   посуда,   одежда),   передающие обобщенные   названия  предметов,   признаков,   действий  в   форме   имени существительного   (полет,   плавание,   чистота).   К  пяти   годам   нормального речевого   развития   дети   усваивают   слова,   обозначающие   более   сложные родовые   понятия   (растения:   деревья,   травы,   цветы;   цвет:   белый,  черный; движение:   бег,   плавание,  полет).   К   подростковому   возрасту   они   уже способны   усваивать   и  осмысливать   такие   слова,   как   состояние,   признак, предметность и т.д. Обогащение   жизненного   опыта   ребенка   приводит   к   росту   его  словаря. Словарь   старшего   дошкольника   может   рассматриваться   в   качестве национальной языковой модели. В этот период формируется    ядро лексикона ребенка. Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5—6 лет, можно   выделить   наиболее   употребительные   слова:   существительные, прилагательные, семантического поля значения слова.  глаголы.   Также   происходит   постепенное   расширение Таким образом, по мере развития   психических   процессов  (мышления, восприятия,   представлений,   памяти),   обогащения  сенсорного   опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.  Методические рекомендации к работе над обогащением словаря дошкольников . Принципы работы над словарем: 1. развитие  лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности; 2. работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими компонентами речи языковой системы; 3. словарь   ребенка   должен   развиваться   параллельно   с   развитием мыслительных операций; 4. при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова; 5. основной задачей при работе над лексикой является формирование полноценных семантических полей. Конкретное   содержание   и   структура   логопедической   работы   по формированию  системных  лексических  представлений   у  детей  с  ОНР определяется   временем   появления   различных   языковых   единиц   в онтогенезе,   особенностями общепсихического  статуса ребенка и другими факторами. Исходя из  спецификой   речевого   дефекта, этого   методически   целесообразным   является   проведение коррекционно­развивающей  работы в два этапа. На   первом   этапе   основное   внимание   должно   быть   уделено накапливанию   лексических   единиц,   на   втором   этапе   –   необходимо провести работу, связанную с упорядочиванием лексических единиц в сознании   ребенка. Однако, следует   помнить  о  том, что  в онтогенезе такого   четкого   деления   при   формировании   лексической   системы   не наблюдается.   Языковые   знаки   усваиваются   не   линейно.   Активно расширяя   свой   словарный   запас,   ребенок   сразу   же   начинает устанавливать   и   простейшие   смысловые   отношения   между   словами: отношения   антонимические,   родовидовые   отношения,   отношения между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между словами. Расширение   номинативного   и   предикативного   словаря   у   детей осуществляется  по  тематическому   принципу. Именно  такой   принцип организации   коррекционного   воздействия   позволяет   оптимально   с методической   точки   зрения   решить   вопрос   формирования семантических   полей   у   детей   с   ОНР.   Введение   в   лексикон   слов, объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом сознании   ребенка   слова­центры,   или   смысловые   доминанты   (ядро семантического   поля),   и   слова   с   более   или   менее   выраженной тематической   прикрепленностью   к   ним   (периферия   семантического поля). Круг лексики  из различных тематических групп определяется возрастом   детей   и  уровнем   их   представлений   об  окружающем   мире. Учитывая   бедность   зрительных   и   слуховых   представлений   детей   с ОНР,   трудности   выделения   ими   наиболее   существенных дифференциальных   признаков   предметов,   в   логопедической   работе необходимо   уделить   внимание   различению   слов,   обозначающих ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка, душ – лейка, персик – абрикос, сахар – сахарница, пушистый – мягкий, шить – вязать, зашивать – пришивать). Возможность   осознанного   распределения   и   упорядочивания лексических   единиц   на   основе   различных   смысловых   отношений ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого и когнитивного   развития   (приблизительно   к   5­6   годам).   Поэтому   на втором этапе коррекционно­развивающего обучения основное внимание должно   быть   уделено   целенаправленному   формированию   умения устанавливать   более   сложные   виды   смысловых   отношений   между словами:   отношения   синонимии,   омонимии,   отношения   между родственными словами, многозначными словами и многое другое.  Направления логопедической работы Работа   по   обогащению   и   активизации   словаря   у   детей   с   общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:  ознакомление   с   предметами   и   явлениями   окружающей действительности, формирование понятий;  раскрытие многозначности слова;  расширение запаса синонимов и антонимов;  формирование правильного употребления слова в связной речи. Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:  уточнение произношения слова;  демонстрация   образцов   употребления   слова   (в   словосочетаниях,   в предложении);  выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;  закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова. Раскрыть перед дошкольниками семантику многозначного слова помогают синонимические   и  антонимические   сопоставления.  Рассмотрим   пример   с прилагательным «свежий» (Новиков Л.А. Антонимия в русском языке.1973). Синонимия Свежий вечер — прохладный вечер. Свежий воздух — чистый воздух. Свежий воротник — чистый воротник. Свежий журнал — новый журнал. Свежий хлеб — мягкий хлеб. Антонимия Прохладный вечер — теплый вечер. Чистый воздух — спертый воздух. Чистый воротник — грязный воротник. Новый журнал — старый журнал. Мягкий хлеб — черствый хлеб. Этот   пример   показывает,   что  в   работе   над   смысловой   стороной многозначного   слова   могут   одновременно   использоваться   и   синонимы   и антонимы. Используя их,  мы  учим  детей  различать  и  уточнять понимание разных значений слов. Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое   усвоение   наиболее   распространенных   случаев   многозначности слов. Работа начинается с существительных, у которых перенос основан  на конкретных,   наглядных  признаках   (ручка   двери,  шариковая   ручка,  ручка   у девочки). Внимание детей обращается на общий признак, который объединяет предметы.   Далее   проводятся   занятия   по   вычленению   разного   значения   в многозначных глаголах (идет мама, идет снег, идет поезд). Задания   на   обогащение   лексикона   многозначными   словами, фразеологизмами   необходимо   включать   в   занятия   в   соответствии   с лексической темой. Например, при изучении темы «Животные жарких стран» ­ одновременно пополняя запас знаний и представлений о животных, знакомить детей доступными для их понимания фразеологизмами. Рассказать детям, что, например крокодилу не страшна зубная боль, он имеет дополнительный ряд зубов: новый вырастает сразу, как разрушится старый. Потом попросить детей назвать, какие предметы имеют зубы, а зубной боли не знают (пила, расческа, грабли, вилка). На этом материале дети практически познают многозначность слова.  Предлагается отгадать загадки: Все пробует на зуб: и сосну, и лен, и дуб. (Пила). Зубастые, а не кусают, листья и сено сгребают. (Грабли) и т.д. Для уточнения представления детей о слове в доступной форме, в ряде случаев   приводится   справка   о   происхождении   слова   (конспект   занятия «Швейные принадлежности»). Такая работа над каждым словом текста уточняет, расширяет, углубляет запас   сведений   и   представлений   детей,   учит   вслушиваться   и   вдумываться, развивает образную речь. Раскрытие смыслового богатства многозначного слова для детей с общим недоразвитием   речи  имеет   важное   значение   при   подготовке   к   школе, поскольку в программе начальных классов большое значение отводится практическому ознакомлению  учащихся с лексическим значением слова, многозначностью, антонимией, синонимией. Слова антонимы в силу полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работы над ними начинается раньше. Для   развития   умения   отбирать   и   употреблять   слова   ­   антонимы используются  разные приемы: • отбор антонимов с исключением «конфликтных» слов. Детей просили найти   слова   ­   неприятели   и   назвать   «лишнее»   слово:   тонкий,   длинный, толстый, красный, короткий; • нахождение антонимов в загадках,  пословицах, стихотворениях. Детям предлагалось послушать загадку, отгадать ее и назвать антонимы.  В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? Найди слова ­ неприятели в стихотворении: Мы поссорились с подружкой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. В пословице: Не   бойся   врага   умного,   бойся   друга   глупого.   Знай   больше,   а   говори меньше.  Подальше положишь, поближе возьмешь.     • дополнение предложения антонимом: зимой дни короткие, а летом ...  •   подбор   антонимов   к   многозначным   словам.   Речевой   материал ­словосочетания: свежий хлеб ­... свежая газета ­... свежие яблоки ­...  Прослушав  словосочетания,  дети  подбирают  к  ним  противоположные черствый хлеб; старая газета; сушеные яблоки. по значению слова. Подбор синонимов к словосочетаниям Детям   называют   словосочетание,   например:  весна   идет,   снег  идет, человек   идет.  Следует   обратить   их   внимание   на   то,   что  неинтересно слушать, когда повторяют одно и то же слово. Предложить   его   заменить. «Весна  идет. — Как можно сказать по­другому?» Дети подбирают слова, близкие   по   смыслу  (наступает,   движется,   шагает).  Дошкольники приходят к выводу, что одно и то же слово «идет» имеет разное значение. Можно   давать   задания   на   составление   предложений   со   словами  разных частей   речи   (существительными,   прилагательными   и  т.д.)  и  со   словами синонимического ряда  (большой, огромный,  громадный).  Эти упражнения, направленные   на   формирование  умения   употреблять   заданное   слово   в сочетании   с   другими,   часто  вызывают   затруднения.   Но   они  необходимы. Ведь основным показателем того, что слово понимается и вошло в словарь, является умение правильно его употреблять в речи. Дошкольники   с   нормальным  речевым   развитием   могут   подбирать   по нескольку синонимов к  одному слову  (дом — изба, хата; солдат  — воин, рыцарь). Это свидетельствует о начале освоения многозначности слов. Дети же   с  общим   недоразвитием   речи   либо  подбирают   по   одному   синониму  к слову, либо вообще отказываются от ответа. Для того чтобы научить их сопоставлять, т.е. подбирать антонимы,  сначала подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными  признаками. При показе логопед интонацией подчеркивает их качественную  противоположность. Например: широкая — узкая лента, длинный —  короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что будут названы два  слова, обозначающие противоположные признаки определенной пары  предметов (новый — старый, большой — маленький), а они должны показать  и назвать эти предметы. Задания могут варьироваться. Например,  дошкольникам предлагается самим распределить на пары ряд предметов,  руководствуясь словами­антонимами, которые назовет логопед (сухая —  мокрая губка, чистый — грязный стакан, глубокая — мелкая тарелка). Для улучшения понимания значений этих слов можно проводить следующие  упражнения: 1. Дополнить фразу логопеда словами, противоположными по значению.  («Река — глубокая, ручей — мелкий». «Зимой день короткий, летом  длинный». «Весной ласточки прилетают, осенью улетают» ). 2. Выделить и назвать слова противоположного значения в  предложениях. («Рубашка — новая, а майка — старая». «Синий карандаш  острый, а красный тупой»). Затем дети самостоятельно составляют  предложения с двумя словами, которые называет логопед. При   объяснении   слов­антонимов  детям   с   общим   недоразвитием   речи необходимо показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину, форму,   цвет.   Противопоставленными   могут   быть   различные  части   речи: существительные, значение которых включает качество или отношение (друг — враг; горе — радость); качественные прилагательные с пространственными, вре­ менными, оценочными признаками  предметов  (высокий  —  низкий; поздний  — ранний); глаголы, наречия, предлоги, местоимения. Ребенку необходимо давать возможность тактильно почувствовать разницу в   характеристике  свойств предметов  (пушистый  —  гладкий;   упругий  — ломкий).  Учить   прислушиваться,   сравнивать   по   ощущениям  (громкий  — тихий;   сладкий  —  соленый   и  т.д.)  для того, чтобы обогащать  словарь глагольной лексикой. Детей с общим недоразвитием речи учат сравнивать действия, изображать их по требованию (налил — вылил; приклеил — отре­ зал; стой — иди и т.д.).  Нужно  включать   в занятия   наречия  (весело  — грустно; хорошо — плохо).  Учить детей использовать в  речи   предложные конструкции  (над   столом  —  под   столом;   в  лес  —  из   леса   и   т.д.), местоимения (наш — ваш; мой — твой; он (она) — они; мне — тебе) и т.д. Ребята с нормальным речевым  развитием, выполняя задания по  подбору антонимов и синонимов к слову, испытывают трудности лишь с отдельными словами. А дети­дошкольники с общим недоразвитием речи допускают ошиб­ ки   в   подборе   синонимов   и   антонимов   к   большинству   слов.   Эти  ошибки связаны:  с трудностями выделения существенных признаков слов;  с недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения;  с недостаточной активностью поиска слова;  с несформированностью смысловых полей внутри лексической  системы языка;  с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка;  с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного  слова. Характерная   ошибка   детей   с   общим   недоразвитием   речи   —   На   на воспроизведение   слов   другой  грамматической   категории. существительное   они   часто   воспроизводят   прилагательное, прилагательное — наречие и т.д. Таким   образом,   работа   по   подбору   синонимов   и   антонимов   к  слову характеризуется   отношениями   внутри   семантического   поля,  расширением поля слова. Представленные мной дидактические игры и задания на развитие лексики у дошкольников с  общим недоразвитием речи могут  быть использованы не только на логопедических занятиях, но и на занятиях лепкой, рисованием, музыкой и т.д. Основная   цель   лексических  упражнений   по   подбору   синонимов, антонимов   к   слову   —   приучить   детей   к   правильному   и   осмысленному употреблению   слов  в   спонтанной   речи.   Упражняясь  в   составлении словосочетаний   и  предложений,   куда   входят   прорабатываемые   слова, сначала по  моделям логопеда, а затем самостоятельно, малыши совершен­ ствуют   навык   употребления   в  речи   простого   распространенного предложения. Для логопедических занятий следует отбирать те слова и синтаксические конструкции, в образовании которых дети чаще делают ошибки. Задания на обогащение словаря, расширение семантического  поля слова могут быть полезны и интересны как дошкольникам с нарушениями речи, так и детям с нормальным речевым развитием.

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"

Методическая разработка " Обогащение словаря дошкольников на занятиях по развитию речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019