В разработке раскрываются основные методы и способы работы над активизацией словарного запаса дошкольников.Развитие словаря неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;работа над активизацией словаря должна быть неотделима от работы над другими компонентами речи языковой системы;словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций;при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова.
Научно методическая разработка
воспитатель 1 квалификационной категории
Подготовила
Шуткова Марина Юрьевна
МБДОУ №99 г.о.Электросталь
Обогащение словаря дошкольников на занятиях по
развитию речи.
Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием
мышления, других психических функций. С помощью речи ребенок
обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре
сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом —
обобщающего.
Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия
Затем постепенно ребенок начинает понимать
единичного предмета.
обобщающее значение наименований однородных предметов, действий,
качеств. Уже к трем годам дети усваивают слова, обозначающие наиболее
простые родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие
обобщенные названия предметов, признаков, действий в форме имени
существительного (полет, плавание, чистота). К пяти годам нормального
речевого развития дети усваивают слова, обозначающие более сложные
родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы; цвет: белый, черный;
движение: бег, плавание,
полет). К подростковому возрасту они уже
способны усваивать и осмысливать такие слова, как состояние, признак,
предметность и т.д.
Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словаря.
Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качественациональной языковой модели. В этот период формируется ядро лексикона
ребенка.
Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5—6 лет,
можно выделить наиболее употребительные слова: существительные,
прилагательные,
семантического поля значения слова.
глаголы. Также происходит постепенное расширение
Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления,
восприятия, представлений, памяти), обогащения сенсорного опыта,
изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном
и качественном аспектах.
Методические рекомендации к работе над обогащением словаря
дошкольников .
Принципы работы над словарем:
1. развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением
представлений ребенка об окружающей действительности;
2. работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими
компонентами речи языковой системы;
3. словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием
мыслительных операций;
4. при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на
взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
5. основной задачей при работе над лексикой является формирование
полноценных семантических полей.
Конкретное содержание и структура логопедической работы по
формированию системных лексических представлений у детей с ОНР
определяется временем появления различных языковых единиц в
онтогенезе,
особенностями
общепсихического статуса ребенка и другими факторами. Исходя из
спецификой речевого дефекта,этого методически целесообразным является проведение
коррекционноразвивающей работы в два этапа.
На первом этапе основное внимание должно быть уделено
накапливанию лексических единиц, на втором этапе – необходимо
провести работу, связанную с упорядочиванием лексических единиц в
сознании ребенка. Однако, следует помнить о том, что в онтогенезе
такого четкого деления при формировании лексической системы не
наблюдается. Языковые знаки усваиваются не линейно. Активно
расширяя свой словарный запас, ребенок сразу же начинает
устанавливать и простейшие смысловые отношения между словами:
отношения антонимические, родовидовые отношения, отношения
между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо
активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять
внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между
словами.
Расширение номинативного и предикативного словаря у детей
осуществляется по тематическому принципу. Именно такой принцип
организации коррекционного воздействия позволяет оптимально с
методической точки зрения решить вопрос формирования
семантических полей у детей с ОНР. Введение в лексикон слов,
объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом
сознании ребенка словацентры, или смысловые доминанты (ядро
семантического поля), и слова с более или менее выраженной
тематической прикрепленностью к ним (периферия семантического
поля). Круг лексики из различных тематических групп определяется
возрастом детей и уровнем их представлений об окружающем мире.
Учитывая бедность зрительных и слуховых представлений детей с
ОНР,
трудности выделения ими наиболее существенных
дифференциальных признаков предметов, в логопедической работе
необходимо уделить внимание различению слов, обозначающих
ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка,
душ – лейка, персик – абрикос, сахар – сахарница, пушистый – мягкий,
шить – вязать, зашивать – пришивать).
Возможность осознанного распределения и упорядочивания
лексических единиц на основе различных смысловых отношений
ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого и
когнитивного развития (приблизительно к 56 годам). Поэтому навтором этапе коррекционноразвивающего обучения основное внимание
должно быть уделено целенаправленному формированию умения
устанавливать более сложные виды смысловых отношений между
словами: отношения синонимии, омонимии, отношения между
родственными словами, многозначными словами и многое другое.
Направления логопедической работы
Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим
недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:
ознакомление с предметами и явлениями окружающей
действительности, формирование понятий;
раскрытие многозначности слова;
расширение запаса синонимов и антонимов;
формирование правильного употребления слова в связной речи.
Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:
уточнение произношения слова;
демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в
предложении);
выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;
закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров,
иллюстрирующих употребление слова.
Раскрыть перед дошкольниками семантику многозначного слова помогают
синонимические и антонимические сопоставления. Рассмотрим пример с
прилагательным «свежий» (Новиков Л.А. Антонимия в русском языке.1973).
Синонимия
Свежий вечер — прохладный вечер.
Свежий воздух — чистый воздух.
Свежий воротник — чистый воротник.
Свежий журнал — новый журнал.
Свежий хлеб — мягкий хлеб.
Антонимия
Прохладный вечер — теплый вечер.
Чистый воздух — спертый воздух.
Чистый воротник — грязный воротник.
Новый журнал — старый журнал.
Мягкий хлеб — черствый хлеб.
Этот пример показывает, что в работе над смысловой стороной
многозначного слова могут одновременно использоваться и синонимы иантонимы. Используя их, мы учим детей различать и уточнять понимание
разных значений слов.
Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является
практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности
слов. Работа начинается с существительных, у которых перенос основан на
конкретных, наглядных признаках (ручка двери, шариковая ручка, ручка у
девочки). Внимание детей обращается на общий признак, который объединяет
предметы. Далее проводятся занятия по вычленению разного значения в
многозначных глаголах (идет мама, идет снег, идет поезд).
Задания на обогащение лексикона многозначными словами,
фразеологизмами необходимо включать в занятия в соответствии с
лексической темой. Например, при изучении темы «Животные жарких стран»
одновременно пополняя запас знаний и представлений о животных, знакомить
детей доступными для их понимания фразеологизмами. Рассказать детям, что,
например крокодилу не страшна зубная боль, он имеет дополнительный ряд
зубов: новый вырастает сразу, как разрушится старый. Потом попросить детей
назвать, какие предметы имеют зубы, а зубной боли не знают (пила, расческа,
грабли, вилка). На этом материале дети практически познают многозначность
слова. Предлагается отгадать загадки:
Все пробует на зуб: и сосну, и лен, и дуб. (Пила).
Зубастые, а не кусают, листья и сено сгребают. (Грабли) и т.д.
Для уточнения представления детей о слове в доступной форме, в ряде
случаев приводится справка о происхождении слова (конспект занятия
«Швейные принадлежности»).
Такая работа над каждым словом текста уточняет, расширяет, углубляет
запас сведений и представлений детей, учит вслушиваться и вдумываться,
развивает образную речь.
Раскрытие смыслового богатства многозначного слова для детей с общим
недоразвитием речи имеет важное значение при подготовке к школе,
поскольку в программе начальных классов большое значение отводится
практическому ознакомлению учащихся с лексическим значением слова,
многозначностью, антонимией, синонимией.
Слова антонимы в силу полярности их значений легче осознаются детьми,
поэтому работы над ними начинается раньше.
Для развития умения отбирать и употреблять слова антонимы
используются разные приемы:• отбор антонимов с исключением «конфликтных» слов. Детей просили
найти слова неприятели и назвать «лишнее» слово: тонкий, длинный,
толстый, красный, короткий;
• нахождение антонимов в загадках, пословицах, стихотворениях. Детям
предлагалось послушать загадку, отгадать ее и назвать антонимы.
В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка?
Найди слова неприятели в стихотворении:
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
В пословице:
Не бойся врага умного, бойся друга глупого. Знай больше, а говори
меньше. Подальше положишь, поближе возьмешь.
• дополнение предложения антонимом:
зимой дни короткие, а летом ...
• подбор антонимов к многозначным словам. Речевой материал
словосочетания:
свежий хлеб ...
свежая газета ...
свежие яблоки ...
Прослушав словосочетания, дети подбирают к ним противоположные
черствый хлеб;
старая газета;
сушеные яблоки.
по значению слова.
Подбор синонимов к словосочетаниям
Детям называют словосочетание, например: весна идет, снег идет,
человек идет. Следует обратить их внимание на то, что неинтересно
слушать, когда повторяют одно и то же слово. Предложить его заменить.
«Весна идет. — Как можно сказать подругому?» Дети подбирают слова,
близкие по смыслу (наступает, движется, шагает).
Дошкольники
приходят к выводу, что одно и то же слово «идет» имеет разное значение.
Можно давать задания на составление предложений со словами разных
частей речи (существительными, прилагательными и т.д.) и со словами
синонимического ряда (большой, огромный, громадный). Эти упражнения,
направленные на формирование умения употреблять заданное слово в
сочетании с другими, часто вызывают затруднения. Но они необходимы.
Ведь основным показателем того, что слово понимается и вошло в словарь,
является умение правильно его употреблять в речи.Дошкольники с нормальным речевым развитием могут подбирать по
нескольку синонимов к одному слову (дом — изба, хата; солдат — воин,
рыцарь). Это свидетельствует о начале освоения многозначности слов. Дети
же с общим недоразвитием речи либо подбирают по одному синониму к
слову, либо вообще отказываются от ответа.
Для того чтобы научить их сопоставлять, т.е. подбирать антонимы,
сначала подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными
признаками. При показе логопед интонацией подчеркивает их качественную
противоположность. Например: широкая — узкая лента, длинный —
короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что будут названы два
слова, обозначающие противоположные признаки определенной пары
предметов (новый — старый, большой — маленький), а они должны показать
и назвать эти предметы. Задания могут варьироваться. Например,
дошкольникам предлагается самим распределить на пары ряд предметов,
руководствуясь словамиантонимами, которые назовет логопед (сухая —
мокрая губка, чистый — грязный стакан, глубокая — мелкая тарелка).
Для улучшения понимания значений этих слов можно проводить следующие
упражнения:
1. Дополнить фразу логопеда словами, противоположными по значению.
(«Река — глубокая, ручей — мелкий». «Зимой день короткий, летом
длинный». «Весной ласточки прилетают, осенью улетают» ).
2. Выделить и назвать слова противоположного значения в
предложениях. («Рубашка — новая, а майка — старая». «Синий карандаш
острый, а красный тупой»). Затем дети самостоятельно составляют
предложения с двумя словами, которые называет логопед.
При объяснении словантонимов детям с общим недоразвитием речи
необходимо показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину,
форму, цвет. Противопоставленными могут быть различные части речи:
существительные, значение которых включает качество или отношение (друг —
враг; горе — радость); качественные прилагательные с пространственными, вре
менными, оценочными признаками предметов (высокий — низкий; поздний —
ранний); глаголы, наречия, предлоги, местоимения.
Ребенку необходимо давать возможность тактильно почувствовать разницу
в характеристике свойств предметов (пушистый — гладкий; упругий —
ломкий). Учить прислушиваться, сравнивать по ощущениям (громкий —
тихий; сладкий — соленый и т.д.) для того, чтобы обогащать словарь
глагольной лексикой. Детей с общим недоразвитием речи учат сравниватьдействия, изображать их по требованию (налил — вылил; приклеил — отре
зал; стой — иди и т.д.). Нужно включать в занятия наречия (весело —
грустно; хорошо — плохо). Учить детей использовать в речи предложные
конструкции (над столом — под столом; в лес — из леса и т.д.),
местоимения (наш — ваш; мой — твой; он (она) — они; мне — тебе) и т.д.
Ребята с нормальным речевым развитием, выполняя задания по подбору
антонимов и синонимов к слову, испытывают трудности лишь с отдельными
словами. А детидошкольники с общим недоразвитием речи допускают ошиб
ки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов. Эти ошибки
связаны:
с трудностями выделения существенных признаков слов;
с недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения;
с недостаточной активностью поиска слова;
с несформированностью смысловых полей внутри лексической
системы языка;
с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка;
с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного
слова.
Характерная ошибка детей с общим недоразвитием речи —
На
на
воспроизведение слов другой
грамматической категории.
существительное они часто воспроизводят прилагательное,
прилагательное — наречие и т.д.
Таким образом, работа по подбору синонимов и антонимов к слову
характеризуется отношениями внутри семантического поля, расширением
поля слова.
Представленные мной дидактические игры и задания на развитие лексики
у дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть использованы не
только на логопедических занятиях, но и на занятиях лепкой, рисованием,
музыкой и т.д.
Основная цель лексических упражнений по подбору синонимов,
антонимов к слову — приучить детей к правильному и осмысленному
употреблению слов в спонтанной речи. Упражняясь в составлении
словосочетаний и предложений, куда входят прорабатываемые слова,
сначала по моделям логопеда, а затем самостоятельно, малыши совершен
ствуют навык употребления в
речи простого распространенного
предложения.Для логопедических занятий следует отбирать те слова и синтаксические
конструкции, в образовании которых дети чаще делают ошибки.
Задания на обогащение словаря, расширение семантического поля слова
могут быть полезны и интересны как дошкольникам с нарушениями речи, так
и детям с нормальным речевым развитием.