Методическая разработка "Анализ профилактической работы по выявлению неблагополучных семей" предназначена для помощи в работе социальным педагогам. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним.
В разработке перечислены мероприятия, проводимые школьным коллективом по данному направлению.Методическая разработка "Анализ профилактической работы по выявлению неблагополучных семей" предназначена для помощи в работе социальным педагогам. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним.
В разработке перечислены мероприятия, проводимые школьным коллективом по данному направлению.
Анализ профилактической работы по выявлению
неблагополучных семей
в МОУ СОШ №
Алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними,
находящимися в социальноопасном положении.
В современном обществе всё больше возрастает количество
неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными
проблемами. Педагогический коллектив школы работает с разными
неблагополучными семьями. Это могут быть семьи, где ребёнок живёт в
постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы,
хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско
родительских отношений и другие. В современном обществе объектом
социальнопедагогической деятельности всё чаще становятся так же
неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или
несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия
одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и
проблемы в воспитании ребёнка. Педагоги могут оказать всестороннюю
помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести
вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать
помощь таким семьям и несовершеннолетним.
Перечислим мероприятия, проводимые школьным коллективом
по данному направлению, и скажем об их эффективности.
С 2015 года педагогическим советом принято Положение о службе
примирения (Пр №2281), в рамках которой ребята учатся
цивилизованным методам урегулирования конфликтов.
С 2007 года в школе функционирует психолого — медико —
психологическая служба, в компетенции которой находится решение
рядя задач, по сопровождению обучающихся данной группы.
С 2005 года функционирует Совет профилактики школы,
составляющий основу профилактики девиантного поведения детей,
входящих в семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Работа социального педагога с педагогическим коллективом:
Проведение педагогических советов, административных
Проведение семинаровпрактикумов и круглых столов.
Проведение индивидуальных
•
совещаний по данным темам.
•
•
руководителей .
•
Совместные посещения семей на дому ( с целью научить
педагога проведению обследования социально — бытовых
условий , в которых проживает семья; на что надо обращать
внимание при посещении семьи).
консультаций классных
Были рассмотрены теоретические вопросы:Сформирован алгоритм выявления неблагополучной семьи
Ежегодно в начале учебного года создается банк данных
Понятие «неблагополучная семья».
•
Виды неблагополучных семей и их характеристика.
•
Факторы социального риска в семье.
•
Признаки внешнего вида и поведения ребенка,
•
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей.
•
и методы работы с ней.
Существует механизм выявления неблагополучных семей:
•
детей, посещающих учреждение образования.
•
•
семей и воспитанников.
•
наблюдение,
социальная диагностика.
•
Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и
класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение
домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием школьных
принадлежностей и.д.).
С родителями и детьми используются такие формы, как
психологическая и
Составляется социальный паспорт классов и школы.
Выявляются социальнобытовые условия проживания
беседа,
анкетирование,
Не желание коллектива прислушиваться к рекомендациям;
Нежелание посещать семьи на дому ;
Отсутствие четких представлений о системе
Эффективность:
•
•
•
профилактической работы, не владениями такими понятиями как
«учащиеся, состоящие на учете», «группа риска», «семьи,
состоящие на учете», «неблагополучные семьи» и т. д.
Вывод: необходимо проводить детальную работу с классными
руководителями.
Все мои «шаги» проводились через приказы, было много конфликтных
ситуаций. Но ведь прежде чем спросить, необходимо научить. Поэтому
я начала именно с этого. Пыталась научить других, училась и сама.
В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают
учителя предметники, классные руководители, психолог, медицинская
сестра, родители , ПМПК. Так же взаимодействие с близлежащим
детским садом так же дает информацию о семьях, на которые
необходимо обратить внимание.Слаженное взаимодействие всех данных звеньев может помочь
выстроить в систему работу по выявлению неблагополучных семей и
целенаправленной работе по реабилитации их.
Работа с каждой семьей сводится к следующим этапам:
Контроль за выполнением домашнего задания.
Контроль за посещением уроков.
Приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на
•
Диагностический
•
Профилактический
•
Реабилитационный
Учителяпредметники:
•
•
•
уроки).
•
Докладные.
•
уважительных причин
•
внешнего вида учащегося.
•
•
•
•
•
Классные руководители:
Контроль за пропусками учащимися уроков без
Проверка дневников, состояния учебных принадлежностей,
Контроль за посещением родителей родительских собраний.
Посещение семей на дому.
Составление социального паспорта класса.
Привлечение родителей к делам класса и школы.
Вызов родителей на заседание Совета профилактики.
Психолог:
•
проведение лекториев.
•
Диагностика учащихся.
Выступление на родительских собраниях, классных часах,
Медицинская сестра:
•
Медицинское обследование несовершеннолетних с целью
выявления жестокого обращения и педикулеза каждый месяц и по
мере необходимости, по запросам классных руководителей.
Родители представители родительского комитета.
Выступление на классных часах, родительских собраниях,
•
родительских конференциях.
•
•
•
у всех).
Посещение на дому.
Рейды в микрорайон.
Вызов родителей на заседание родительских комитетов (неСентябрь
•
•
правоохранительных органов.
•
руководителей).
•
состава.
Акция «Мы рядом…» (листовки)
Родительские собрания с привлечением представителей
Рейд «Неблагополучная семья» (заявление от классных
Составление социальных паспортов и уточнение списочного
Отчет классных руководителей до 7 сентября:
предоставляют следующую информацию:
Выявление учащихся, проживающих с родственниками (с
•
указанием причин).
•
принадлежностей.
•
школы ( нет школьный формы, одежда неопрятная и т.д.).
•
Список родителей, не явившихся на родительское собрание
Список учащихся, не имеющих полного комплекта учебных
Список учащихся, вид которых не соответствует Уставу
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Классные руководители подают сведения о количестве пропущенных
уроков учащимися , с указанием фамилий и проведенных мероприятий
по факту пропусков ;
ежедневное уточнение отсутствующих по болезни и по другим
причинам; проверка сведений через ВШК ( соответствие пропусков и
документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия).
Проверка дневников учащихся (большое внимание уделяется
учащимся начального звена.
Цель выявление учащихся и родителей с признаками
неблагополучия) наличие росписей родителей, санитарное
состояние. Справки о посещении семей классные руководители
предоставляют по итогам четверти. По дневникам выявляются
учащиеся «группы риска» и родители, не должным образом
занимающиеся воспитанием.
Проверка работы классных руководителей по работе с
учащимися и их родителями по недопущению опозданий,
прогулов (подтверждение уважительных причин), обеспечение
летней занятости учащихся. Для каждой семьи создана
индивидуальная программа реабилитации.
Предусмотрены такие формы и методы работы, как:Обеспечение учебниками учащихся,
контроль за
Оказание психологической, правовой, педагогической
Индивидуальная беседа.
Обеспечение учащихся льготным питанием через школьную
•
•
столовую.
Вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции,
•
контроль за проведением досуга и свободного времени
несовершеннолетних классными руководителями.
•
пользованием школьной библиотечной литературой.
•
помощи семье и несовершеннолетним.
•
•
несовершеннолетних совместно с ОПДН.
•
•
•
несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь.
•
Вызов на Совет по профилактике правонарушений.
Вызов на малый и большой педагогический советы.
•
Проверка документации (дневники, тетради).
Посещение уроков, контроль за процессом обучения.
Организация
Вовлечение членов семьи в школьные мероприятия.
Посещение на дому, с целью выяснения условий проживания
трудоустройства
и
помещения
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом,
одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений,
неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных
реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии
интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний
вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но
вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него
отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его.
Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в
итоге оказывается в еще большей изоляции.
Таким образом, актуальность социальнопедагогической помощи
неблагополучным семьям определяется социальными проблемами
современного общества. Среди них: отчуждённость детей от семьи,
школы и общества; социально опасное поведение детей изза
неблагополучия в семье ( в том числе, недостаточная забота о ребёнке
со стороны родителей,
отсутствие
постоянной работы, семейная нестабильность, конфликты в семье и
пр.); социально педагогическая запущенность ребёнка (плохая
успеваемость, пропуски уроков без уважительных причин, неумение
детей организовать своё свободное время и т. д.). Важно предвидеть
опасную ситуацию, в которой могут оказаться дети и вовремя помочь
им. Проводимая работа помогает своевременно выявлять семьи,
находящиеся в социальноопасном положении и планировать работу,
направленную на реабилитацию данных семей.
алкоголизация родителей,На учете на отчетный период состоит _ семья.
Составила социальный педагог _____________
Директор МОУ СОШ №________________________