Методическая разработка "Анализ профилактической работы по выявлению неблагополучных семей"

  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 29.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка "Анализ профилактической работы по выявлению неблагополучных семей" предназначена для помощи в работе социальным педагогам. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним. В разработке перечислены мероприятия, проводимые школьным коллективом по данному направлению.Методическая разработка "Анализ профилактической работы по выявлению неблагополучных семей" предназначена для помощи в работе социальным педагогам. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним. В разработке перечислены мероприятия, проводимые школьным коллективом по данному направлению.
Иконка файла материала Алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними.docx
Анализ профилактической работы по выявлению неблагополучных семей  в МОУ СОШ № Алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально­опасном положении.    В современном обществе всё больше возрастает количество  неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными  проблемами. Педагогический коллектив школы работает с разными  неблагополучными семьями. Это могут быть семьи, где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы,  хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско­ родительских отношений и другие. В современном обществе объектом  социально­педагогической деятельности всё чаще становятся так же  неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или  несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия  одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и  проблемы в воспитании ребёнка. Педагоги могут оказать всестороннюю  помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести  вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать  помощь таким семьям и несовершеннолетним. Перечислим мероприятия, проводимые школьным коллективом  по данному направлению, и скажем об их эффективности. С 2015 года  педагогическим советом принято Положение о службе  примирения (Пр №228­1), в рамках которой  ребята учатся  цивилизованным методам урегулирования конфликтов. С 2007 года в школе функционирует психолого — медико —  психологическая служба, в компетенции которой находится решение  рядя задач, по сопровождению обучающихся данной группы. С 2005 года  функционирует Совет профилактики школы,  составляющий основу профилактики девиантного поведения детей,  входящих в семьи, находящиеся в социально опасном положении. Работа социального педагога с педагогическим коллективом: Проведение   педагогических   советов,   административных Проведение семинаров­практикумов и круглых столов. Проведение   индивидуальных   • совещаний по данным темам. • • руководителей . • Совместные   посещения  семей  на  дому (  с  целью  научить педагога   проведению   обследования   социально   —   бытовых условий   ,   в   которых   проживает   семья;     на   что   надо   обращать внимание при посещении семьи).   консультаций   классных Были рассмотрены  теоретические вопросы:Сформирован алгоритм выявления неблагополучной семьи       Ежегодно в начале учебного года создается банк данных Понятие «неблагополучная семья». • Виды неблагополучных семей и их характеристика. • Факторы социального риска в семье. • Признаки   внешнего   вида   и   поведения   ребенка, • воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей. • и методы работы с ней. Существует механизм выявления неблагополучных семей: • детей, посещающих учреждение образования. • • семей и воспитанников. • наблюдение, социальная диагностика. •        Неучастие   родителей   в   школьной   жизни   ребенка   и класса   (неучастие   в   совместных   мероприятиях,   невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием школьных принадлежностей и.д.).       С родителями и детьми используются такие формы, как   психологическая   и       Составляется социальный паспорт классов и школы.        Выявляются   социально­бытовые   условия   проживания   беседа,   анкетирование, Не желание коллектива прислушиваться к рекомендациям; Нежелание посещать семьи на дому ; Отсутствие четких представлений о системе  Эффективность: • • • профилактической работы, не владениями такими понятиями как  «учащиеся, состоящие на учете», «группа риска», «семьи,  состоящие на учете», «неблагополучные семьи» и т. д. Вывод: необходимо проводить детальную работу  с классными  руководителями. Все мои «шаги» проводились через приказы, было много конфликтных ситуаций. Но ведь прежде чем спросить, необходимо научить. Поэтому я начала именно с этого. Пыталась научить других, училась и сама. В   выявлении   неблагополучия   в   семьях   и   работе   с   ними   помогают учителя­ предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра,   родители   ,   ПМПК.   Так   же   взаимодействие   с   близлежащим детским   садом   так   же   дает   информацию   о   семьях,   на   которые необходимо обратить внимание.Слаженное   взаимодействие   всех   данных   звеньев   может   помочь выстроить в систему работу по выявлению неблагополучных семей и целенаправленной работе по реабилитации их.  Работа с каждой семьей сводится к следующим этапам: Контроль за выполнением домашнего задания. Контроль за посещением уроков. Приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на • Диагностический • Профилактический • Реабилитационный Учителя­предметники: • • • уроки). • Докладные. • уважительных причин  • внешнего вида учащегося. • • • • • Классные руководители: Контроль   за   пропусками   учащимися   уроков   без Проверка дневников, состояния учебных принадлежностей, Контроль за посещением родителей родительских собраний. Посещение семей на дому. Составление социального паспорта класса. Привлечение родителей к делам класса и школы. Вызов родителей на заседание Совета профилактики. Психолог: • проведение лекториев. • Диагностика учащихся. Выступление на родительских собраниях, классных часах, Медицинская сестра: • Медицинское   обследование   несовершеннолетних   с   целью выявления жестокого обращения и педикулеза каждый месяц и по мере необходимости, по запросам классных руководителей. Родители­ представители родительского комитета. Выступление на классных часах, родительских собраниях, • родительских конференциях. • • • у всех). Посещение на дому. Рейды в микрорайон. Вызов родителей на заседание родительских комитетов (неСентябрь • • правоохранительных органов. • руководителей). • состава. Акция «Мы рядом…» (листовки)  Родительские   собрания   с   привлечением   представителей Рейд   «Неблагополучная   семья»   (заявление   от   классных Составление социальных паспортов и уточнение списочного Отчет классных руководителей до 7 сентября: предоставляют следующую информацию: Выявление   учащихся,   проживающих   с   родственниками   (с • указанием причин). • принадлежностей. • школы ( нет школьный формы, одежда неопрятная и т.д.). • Список родителей, не явившихся на родительское собрание Список учащихся, не имеющих полного комплекта учебных Список   учащихся,   вид   которых   не   соответствует   Уставу ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ    Классные руководители подают сведения о количестве пропущенных уроков учащимися , с указанием фамилий и проведенных мероприятий по факту пропусков ;  ­   ежедневное   уточнение   отсутствующих   по   болезни   и   по   другим причинам; ­ проверка сведений через ВШК ( соответствие пропусков и документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия). Проверка   дневников   учащихся   (большое   внимание   уделяется учащимся начального звена.  Цель­   выявление   учащихся   и   родителей   с   признаками неблагополучия)   ­ наличие   росписей   родителей,   санитарное состояние.   Справки о посещении семей классные руководители предоставляют   по   итогам   четверти.   По   дневникам   выявляются учащиеся   «группы   риска»   и   родители,   не   должным   образом занимающиеся воспитанием.   Проверка   работы   классных   руководителей   по   работе   с учащимися   и   их   родителями   по   недопущению   опозданий, прогулов   (подтверждение   уважительных   причин),   обеспечение летней   занятости   учащихся.   Для   каждой   семьи   создана индивидуальная программа реабилитации.  Предусмотрены такие формы и методы работы, как:Обеспечение   учебниками   учащихся,   контроль   за Оказание   психологической,   правовой,   педагогической Индивидуальная беседа. Обеспечение учащихся льготным питанием через школьную • • столовую. Вовлечение   несовершеннолетнего   в   кружки   и   секции, • контроль   за   проведением   досуга   и   свободного   времени несовершеннолетних классными руководителями. • пользованием школьной библиотечной литературой. • помощи семье   и несовершеннолетним. • • несовершеннолетних совместно с ОПДН. • • • несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь. • Вызов на Совет по профилактике правонарушений. Вызов на малый и большой педагогический советы. • Проверка документации (дневники, тетради). Посещение уроков, контроль за процессом обучения. Организация Вовлечение членов семьи в школьные   мероприятия. Посещение на дому, с целью выяснения условий проживания   трудоустройства   и   помещения Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой,   манерой   общаться,   набором   нецензурных   выражений, неуравновешенностью   психики,   что   выражается   в   неадекватных реакциях,   замкнутости,   агрессивности,   озлобленности,   отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо   помощи   окружение   ребенка   часто   реагирует   на   него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок   сталкивается   с   непониманием   окружающих,   неприятием   и   в итоге оказывается в еще большей изоляции.     Таким   образом,   актуальность   социально­педагогической   помощи неблагополучным   семьям   определяется   социальными   проблемами современного   общества.   Среди   них:   отчуждённость   детей   от   семьи, школы   и   общества;   социально   опасное   поведение   детей   из­за неблагополучия в семье ( в том числе, недостаточная забота о ребёнке со   стороны   родителей,   отсутствие постоянной   работы,   семейная   нестабильность,   конфликты   в   семье   и пр.);   социально   педагогическая   запущенность   ребёнка   (плохая успеваемость,   пропуски   уроков   без   уважительных   причин,   неумение детей  организовать   своё  свободное   время  и т. д.).  Важно  предвидеть опасную ситуацию, в которой могут оказаться дети и вовремя помочь им.   Проводимая   работа   помогает  своевременно   выявлять  семьи, находящиеся   в   социально­опасном   положении   и   планировать   работу, направленную на реабилитацию данных семей.   алкоголизация   родителей,На учете на отчетный период состоит _ семья.  Составила социальный педагог _____________ Директор МОУ СОШ №________________________