Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"
Оценка 4.9

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
Взрослым
31.03.2017
Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"
Учебное занятие « Домашняя экономика» в форме деловой игры проводится в рамках проекта сетевого взаимодействия предпрофильной направленности « Академия стремлений» (далее - проект). Проект реализуется ГАПОУ СО « ИМТ» (далее - Автономное учреждение) с общеобразовательными организациями Муниципального образования город Ирбит и Ирбитского муниципального образования на площадке Автономного учреждения . Учебное занятие « Домашняя экономика» проводится для старшеклассников общеобразовательных школ как занятие профильной направленности на следующем факультете: - Экономики и бухгалтерского учета.
Технологическая карта учебного занятия (Автосохраненный).docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Ирбитский мотоциклетный техникум»   (ГАПОУ  СО «ИМТ») ПРОЕКТ  СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ                                         « АКАДЕМИЯ СТРЕМЛЕНИЙ» ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  «ДОМАШНЯЯ ЭКОНОМИКА » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ДОМАШНЯЯ ЭКОНОМИКА(ОТХОДЫ В ДОХОДЫ)»  Автор  : Вятчина Наталья Петровна, преподаватель ГАПОУ СО « ИМТ»  Г. Ирбит, 2016 Домашняя   экономика   .   Методическая   разработка   учебного   занятия   в   форме деловой игры «Домашняя экономика ( отходы в доходы)»  2016 г. Разработанная деловая игра носит профориентационный характер и ставит своей целью   в   игровой   форме   донести   до   участников   содержание   важных   экономических категорий и в первую очередь­  цены и себестоимости.  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ДОМАШНЯЯ ЭКОНОМИКА (ОТХОДЫ В ДОХОДЫ)» СОДЕРЖАНИЕ Введение                                                                                                             2 1.Технологическая карта занятия                                                                      2 2.Сценарий проведения деловой игры                                                             7                  Список литературы                                                                                             10 Приложения                                                                                                          11 (Критерии оценки работы групп ­ участников деловой  игры) . с 4 1 1 2 2 ВВЕДЕНИЕ Учебное   занятие     «   Домашняя   экономика»     в   форме   деловой   игры   проводится   в   рамках проекта  сетевого взаимодействия предпрофильной направленности  « Академия стремлений» (далее ­ проект). Проект  реализуется ГАПОУ СО « ИМТ»  (далее ­ Автономное учреждение) с   общеобразовательными   организациями   Муниципального   образования   город   Ирбит   и Ирбитского муниципального образования на площадке Автономного учреждения . Учебное   занятие   «   Домашняя   экономика»     проводится   для   старшеклассников общеобразовательных школ  как занятие профильной направленности   на следующем факультете: ­ Экономики и бухгалтерского учета. 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Учебная дисциплина Экономика организации Тема занятия ­Домашняя экономика   Слушатели: обучающиеся общеобразовательных организаций.  Тип занятия – урок совершенствования знаний, умений и навыков  Форма занятия –  практическая работа в виде деловой игры Продолжительность – 40 минут 2 Цели занятия: сформировать у слушателей целостное представление о роли основных  экономических показателей в повседневной жизни человека (в быту). Задачи занятия: Образовательные: формирование у обучающихся практического опыта деятельности, овладение практическими умениями,  начальными экономическими знаниями, необходимыми  для освоения общих и  элементов профессиональных компетенций; Развивающие:  формирование соответствующих мыслительных операций и  познавательных процессов, умений работать рационально, делать соответствующие выводы; Воспитательные: формирование общих и профессиональных способностей,  обеспечивающих решение проектных заданий и познавательных задач, формирование  экологической и экономической культуры. Слушатель должен представлять :из чего складываются затраты на производство  конкретного изделия в рамках домашнего хозяйства, каковы основные пути экономии в быту,  как превратить «отходы в доходы». Формируемые общие компетенции:  ОК 1 ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы  выполнения задач, оценивать их эффективность и качество  Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с  использованием информационно­коммуникационных  технологий . Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься  самообразованием, осознанно планировать  выбор профессии Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.   Методическая   цель:  используя   возможности   деловых   игр   заложить   основы формирования     общих     и   элементов   профессиональных   компетенций,   необходимых   в практике работы бухгалтера – экономиста.  Используемые технологии: развивающего обучения; проблемного обучения. Методы и приемы: ­   частично­поисковые,   проблемные   методы   обучения   (приемы:   высокий   уровень познавательной и мыслительной активности); ­   метод   словесной   передачи   информации   и   слухового   восприятия   информации (приемы: беседа, объяснение); ­   методы   стимулирования   и   мотивации   студентов   (приемы:   создание   проблемной ситуации, создание ситуации успеха и взаимопомощи, эмоциональное воздействие); ­ методы оценки и контроля (оценка по разработанным критериям  творческих заданий , выполненных группами слушателей и представленных расчетов) Принципы   занятия:    систематичность последовательность, научность, связь теории с практикой, сознательность и активность.   доступность, наглядность,   и Форма   организации   работы   на   учебном   занятии:  сочетание   фронтальной, групповой, индивидуальной работы  Обеспечение занятия:  1.Методическое обеспечение занятия – cценарий, технологическая карта занятия  2.Наглядные пособия – плакат  « Калькуляция себестоимости» 3.Раздаточный материал –  коробки с бросовым материалом ( домашние  отходы),формы для расчета затрат, « учебный прайс­ лист». 3 4.ТСО – экран, мультимедиа проектор, мультимедийные материалы :  вводная  презентация преподавателя ……. 5.Используемые источники:  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой  выбор». М.: Речь, 2008 г. 368 с.  2. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов. М.:  Академический Проект, 2007 г. 333с.  3. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение М.: Просвещение, 2008 г. 384с.  4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2008 г., 1                                                                            Междисциплинарные  связи ­ Экономика (общеобразовательная подготовка),  Экономика организации, Менеджмент, Математика, Бизнес­планировние,Экология 4 Структура, содержание занятия  в форме деловой игры Этапы  Деятельность преподавателя занятия  продолжительность этапа 1.Организационный момент  2 мин. Приветствие, знакомство, организация внимания.   Разделение на команды. Проверка подготовки  команд к занятию. Методические  приемы Техническая минутка Средства  обучения Деятельность слушателей Слушатели готовятся к занятию 2. Этап актуализации опорных  знаний 3мин. Преподаватель актуализирует  знания  обучающихся, готовит их к мотивации и  целеполаганию. Демонстрирует презентацию.   Представление задания по  внеаудиторной  деятельности Экран, видео  проектор, презентация  Осознание целей занятия. Активизация  внимания.  Коллективное действие 3. Выполнение  практической работы.  Выполнение расчета затрат  на производство продукта.    25 минут.                        Преподаватель задает вопросы обратной связи с  постановкой проблемы: Значение расчета затрат   для оценки эффективности ведения бизнеса .   Анализ  представленных образцов и вариантов  расчета себестоимости Формирование цели.  Организация и  осуществление учебно­ познавательной  деятельности Постановка целей с  профессиональной   направленностью Организация  обратной  связи по ходу выполнения  практической работы Имитация коллективной  практической деятельности   Раздаточный материал –  формы таблиц для расчета   Восприятие, первичное обобщение и  систематизация новых знаний; на основе их формирование соответствующих умений и  навыков. Заполнение оценочных  таблиц Поиск, анализ и отбор необходимой  информации, ее преобразование 4. Рекламная компания  ( представление  изготовленных продуктов,  защита идеи)                           10 минут 5.  Определение самого  эффективного проекта 2мин  6. Общая оценка участия в  игре в соответствии с  критериями 3 мин Напоминает критерии оценки и объявляет  результаты Метод оценки знаний и  участия в занятии Преподаватель  подводит  итоги работы групп  .Составление мнения обучающихся по удачным и  проблемным моментам занятия Разъяснение и комментарий Рефлексия Осмысление цели самостоятельной работы  и средств ее достижения.  Самоанализ результатов обучения.  Развитие креативных характеристик  личности, установка на профессиональную  деятельность Ита2.СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ДОМАШНЯЯ ЭКОНОМИКА (ОТХОДЫ В ДОХОДЫ)» Цели:  ­заложить основы общих и элементов профессиональных компетенций , необходимых в работе бухгалтера ­сформировать у студентов целостное представление о роли экономики в  повседневной жизни человека. Определить возможные резервы экономии в быту;   ­способствовать выявлению и  развитию творческих способностей личности. Задачи: ­ овладение практическими знаниями и  умениями, необходимыми для освоения  общих и  элементов профессиональных компетенций; ­   формирование умений работать рационально, творчески подходить к делу,  делать соответствующие выводы;                ­формирование умения работать в команде;  ­формирование экономической и экологической культуры; ­ знакомство со способами применения бросовых материалов; Общие указания 1. В  зависимости  от количества  слушателей  учебная  группа  разбивается  на  подгруппы (игровые команды) с учетом интересов участников по 6­7человек в каждой команде. 2. Руководитель игры (преподаватель) исполняет роль администратора   .Роль экспертов выполняют   студенты   3   курса   специальности   Экономика   и   бухгалтерский   учет   (   по отраслям).Оценка экспертами выставляется на основании разработанных заранее критериев. К каждой   команде   прикреплен   консультант,   из   числа   студентов   группы   2   курса   данной специальности, имеющий опыт участия в такой игре.  3.Деловая игра состоит из  шести этапов  и рассчитана на 45минут   аудиторных занятий . 4.   На   заключительном   этапе   занятия   подводятся   итоги   деловой   игры   и   оценивается   работа подгрупп и отдельных игроков. По итогам занятия устанавливаются места, занятые командами. Вводное слово преподавателя:  Жизнь человека и его деятельность всегда сопровождались образованием отходов. До эры  образования городов утилизация отходов происходила безболезненно для окружающей среды:  пищевые отходы, ткани из натуральных волокон, кожа, древесина и др. быстро перегнивали и  использовались в качестве удобрения. В крупных городах мира в среднем накапливается свыше 1  м3 бытовых отходов на человека в год. В некоторых городах эта цифра значительно выше Из них  около 25% производится в сфере бизнеса и в торговле, а 75% – в жилых. Проблема возросших отходов является экологической и  носит также экономический характер.  Обращение к обучаемым: «В чем ее экономическое содержание?»  ­В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые почему­то не выбрасываются, а  ждут своего часа. Какие вещи вы можете назвать? (ответы студентов)  ­ Если природный материал, перегнивая, дает плодородный слой почве, на котором потом растут  цветы, деревья, грибы, то изделия из пластмассы, и из полиэтилена, пластмассовые бутылки,  пробки: не перегнивают в почве, и поэтому их нельзя закапывать или выбрасывать на землю, так  как они засоряют природу. Их нельзя сжигать, так как они при сжигании выделяют ядовитые  вещества в воздух, которым мы дышим, следовательно, вредят нашему здоровью. Поэтому, такие  материалы называют бросовыми. А ведь с каждым годом его становится все больше и поэтому  ученые, экологи ищут пути утилизации, вторичной переработки бросового материала. Строят  специальные заводы, но их еще очень мало. И пока ученые решают эту проблему, творческие  люди, народные умельцы мастерят из них различные сувениры, поделки, нужные в быту вещи.      Каждый из вас попробует сделать сегодня нашу планету чище и прекраснее, превращая  многочисленные отходы жизнедеятельности человека в полезные и нужные вещи . Содержание этапов занятия. Этап № 1 (организационный) ­  2 минуты   Преподаватель   ,  ведущий   игру,  доводит  до  сведения  слушателей   цели,   задачи   и порядок проведения игры. В созданных командах  распределяются роли ( директора, бухгалтера , маркетолога,   работники   участка   по   изготовлению   изделия)   Каждая   подгруппа   на предварительном этапе придумала вариант  развивающей  игрушки и  создала  опытный образец из имеющихся   ресурсов.   В   ходе   игры     участники   должны   из   представленных   возможных комплектующих ( набор бросовых материалов)   изготовить изделие ,провести расчет затрат и планируемой цены изделия , представить свой продукт (провести рекламную кампанию).  Этап №2 Актуализация знаний 3 минуты.  Преподаватель   ,обращаясь   к   материалам   презентации,   обращает   внимание   на   важность проблемы бытовых отходов, на ее экологическую и экономическую составляющую . Обращается внимание на этапы игры. На критерии оценок и  на их влияние на общую рейтинговую оценку. Этап № 3.Рабочий этап: выполнение практической работы, выполнение расчетов 25 минут. Слушатели придумывают идею изделия с учетом имеющихся у них материалов и начинают производственный   процесс   по   его   изготовления.(   задействованы   рабочие   производственного участка).бухгалтера проводят расчеты предполагаемых затрат и цены изделия. Рекламная группа работает над способом продвижения  изделия. Так как затраты будут определять цену на товар на рынке, а значит конкурентоспособность произведенной продукции – все производители должны стремиться стремятся к оптимизации затрат. Предлагается материальные затраты рассчитать в таблице 1.  Пример расчета материальных затрат       7 Таблица № 1. Используемые  материалы Цена (руб.)  Количество Сумма Перегоревшие   электрические лампочки Старые полиэтиленовые пакеты Старые пуговицы Нитки Шнур (1 метр) Цветная бумага Отходы ткани Использованная упаковка Использованная   одноразовая посуда Упаковка от киндер ­сюрприза Пластиковые бутылки  Салфетки Клей Старые диски Итого: за единицу 2,0 0.2 0.05 0,1 0,4 1 руб­за лист 0,8 за 0,1 м2 0,04 0.01 0,02 0,1  0,01 10 0,03 8 Необходимо   также   определить   затраты   на   заработную   плату   с   отчислениями, амортизацию   ,   прочие   расходы   (   которые   носят   характер   накладных).   Расчет   издержек производства целесообразно производить по форме представленной в таблице 2.                                              Смета затрат                                                                                                                        Таблица № 2 Наименование статей затрат  Сумма ( руб) 1.Материальные затраты 2. Фонд оплаты труда 3. Единый социальный налог 4. Амортизационные отчисления  5. Прочие расходы    Расчет затрат участники производят самостоятельно. Смета имеет упрощенный вид. Наличие статьи прочих затрат повышает точность расчетов. При подведении итогов по этому этапу  учитывается  экономическая грамотность слушателей. Этап №  4 Рекламная компания. Представление разработанного изделия 10 минут Каждая команда разработала свой вариант изделия и изготовила опытный образец, который продемонстрирует в ходе игры. Рекламодатели представляют образец рекламы или рекламного слогана . 9 После   демонстрации   образца   изделия   и   рекламной   презентации   слушатели   передают преподавателю выполненные расчеты для оценки их качества  и реальности.  Этап № 5 Определение самого эффективного проекта­ 2минуты На   этом   этапе   участники   игры   голосуют   за   понравившиеся   изделия   (за   исключением собственного образца).   Этап 6 Общая оценка участия в игре 3минуты Согласно принятым критериям оценки, каждая группа получает за свое участие итоговую сумму   баллов,   которая   учитывает   оригинальность   разработанного   продукта,   экономическую грамотность проведенных расчетов, защиту бизнес – идеи  в ходе презентации и эффективность бизнеса. Таблица для подсчета   общего результата игры   по указанным критериям приведена в приложении. Ситуаций. Список литературы 1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников  «Твой выбор». М.: Речь, 2008 г. 368 с.  2. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов.  М.: Академический Проект, 2007 г. 333с.  3..Данилов В.И. Лекции по теории игр. – М.: Российская экономическая школа,  2002. – 140с. 4.Евграфов П.М., Глуховенко Ю.М. Ноу­хау обучающих программ и деловые игры. – М.: АРС,   2004. – 222с. 5.Каморджанова Н.А. Деловые игры и ситуации по бухгалтерскому (финансовому)  учету. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384с. 6.Козленко Н.Н. Деловые игры в принятии управленческих решений. 10 – М.: Экономика, 1992.  7.Корнейчук Б.В. Микроэкономика. Деловые игры. – СПб.: Питер, 2003                                       3. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение М.: Просвещение,  2008 г. 384с. 4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2008 г.,                                                                                                                                             Приложение Критерии оценки 1.Уровень коммуникаций внутри команды                                                   1­3 балла 2.Креативность изготовленного на занятии образца                                   0­3балла 11 3.Правильность и реальность расчетов                                                        0­5 баллов 4.Эффективность предложенных вариантов продвижения                        0­3 баллов В команде необходимо распределить обязанности: 3­4 человека производственный персонал , который занимается непосредственно изготовлением  продукта 1­2 человека занимаются расчетами 1­2 реклама и продвижение 12 Критерии оценки участия команды в деловой игре Уровень коммуникаций внутри команды   0­3 балла Креативность изготовленного на занятии образца 0­3балла Правильность и реальность расчетов   Эффективность предложенных 0­5балла вариантов продвижения 0­5 балла Номер и название команды  №1 №2 №3 Итого: 13

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"

Методическая разработка деловой игры"Отходы в доходы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017