Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"
Оценка 4.7

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
окружающий мир
Детсад
19.01.2017
Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"
В работе освящены следующие вопросы: 1.Значение экскурсий 2. Виды экскурсий в дошкольном учреждении 3. Содержание экскурсий, структура экскурсий 4. Этапы, методика организации и проведения экскурсий в ДОУ 5.Работа после экскурсии Информация будет полезна педагогам разных возрастных групп. Соблюдены программные требования. В данной работе описана методика проведения экскурсий.информация
Оглавлени1.doc
Оглавление 1.Значение экскурсий……………………………………………………………3 2. Виды экскурсий……………………………………………………………….5 3. Содержание экскурсий, структура……………………………………………6 4. Этапы, методика организации и проведения экскурсий…………………….8 5.Работа после экскурсии……………………………………………………….12 Список использованной литературы…………………………………………..14 2 1. Значение экскурсий Экскурсии  ­   один   из   видов   занятий   и   основная   форма   организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество   экскурсий   в   том,   что   они   позволяют   в   естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их   обитания,   а   это   способствует   образованию   первичных   представлений   о взаимосвязях   в   природе. наблюдательности, возникновению интереса к природе.   Экскурсии   способствуют   развитию Велика   роль   экскурсий   в   эстетическом   воспитании   детей.   Красота природы,   окружающая   их,   вызывает   глубокие   переживания,   способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей   на   воздухе,   с   движением,   что   содействует   укреплению   здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих   наблюдений   и   работ   в   группе,   в   уголке   природы   (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.). Как   писал   В.   А.   Сухомлинский,   у   ребёнка   необходимо   воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного   человеческого   сердца.   Речь   идёт   о   любви   к   живому   и беззащитному, слабому и нежному». На   экскурсиях   детей   знакомят   не   только   с   природой,   но   и   с результатами   творческой   деятельности   человека,   преобразующего 3 окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину. Экскурсии   в   природу   способствуют   формированию   нравственных качеств.   Возможность   познакомиться   с   чем­то   новым,   интересная, познавательная   и   практическая   деятельность   —   все   это   вызывает   у   детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Умственное и нравственное воспитание осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим развитием. Обилие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность   вызывают   соответствующие   эстетические   чувства   и переживания.   В   комплексе   воспитательно­образовательных   задач,   которые ставятся   и   реализуются   при   подготовке   и   проведении   экскурсий,   одна   из центральных   —   научить   детей   видеть   и   понимать   красоту   природы, наслаждаться   ею,   передавать   свои   впечатления   в   различных   видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и пр.). Однако качество эстетических восприятий во многом зависит от руководства этим процессом. Поэтому воспитатель, обдумывая ход предстоящей экскурсии, определяет, что   именно   в   том   или   ином   объекте,   явлении   может   вызвать   у   детей эстетические переживания. Например, на зимней экскурсии он привлекает их внимание к причудливым   формам   сугробов, стройным, как   свечки, елям с нарядными   шишками   на   верхушках,   тонким   и   темным   веткам   берез, выделяющимся на фоне блестящего снега, голубого неба.  Систематически   проводимые   экскурсии   в  природу   благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в 4 свою   очередь   способствует   обогащению   крови   кислородом,   столь необходимым для нормального протекания физиологических  процессов. Задачи   образовательного   компонента   экскурсии   заключаются   в освоении   детьми   системы   экологических   представлений   и   элементарных (предметных) понятий о природе.  Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: 1. навыков наблюдения и наблюдательности; 2.   сенсорных   способностей   (умение   видеть   разнообразные   признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); 3.   мыслительных   процессов   (анализа,   обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени   сравнения, сложности); 4. воображения и творческих способностей. 2. Виды экскурсий По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности   экскурсий: сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.   природоведческая,   экологическая,   на Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой,   т.е.   накопление   представлений   о   разнообразии   объектов   живой природы и их характерных особенностях. Экологическая   экскурсия  направлена   на   освоение   детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы: ­ между органами животных и растений и их функциями ­ между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни 5 ­   между   состоянием   конкретных   живых   объектов   и   условиями   их существования ­ между различными живыми существами в одной экосистеме. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму,   в   оранжерею,   на   выставки   цветов,   птиц,   рыб,   в   зоопарк   и   др. Посещение   этих   объектов   даёт   возможность   показать   детям,   как   человек влияет  на  природу,  выращивает  растения  и  животных, ухаживает  за ними. Основная цель экскурсии ­ показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты. Экскурсии   эстетического   характера  помогают   ребёнку   научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи   нравственного   и   эстетического   воспитания   детей   можно   и   нужно решать при организации и других видов экскурсий. Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.  3. Содержание экскурсий, структура Структура экскурсии: 1. вводная беседа; 2. коллективное наблюдение; 3. индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; 4. сбор материала; 5. игры детей с собранным материалом; 6 6. заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе. Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной   группами.   С   младшими   группами   рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).  Подготовка воспитателя. Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного   содержания.   Намечает   воспитатель   экскурсию,   исходя   из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему  ­   не   утомительный,  не   отвлекающий   детей   от   намеченной   цели.  При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону)   не   должна   превышать   в   средней   группе   30   мин,   в   старшей   и подготовительной к школе группах ­ 40­50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день,  за  два  до  неё  осмотреть  его.  Побывав  на месте  будущей  экскурсии, воспитатель   уточняет   маршрут,   находит   нужные   объекты,   намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт   возможность   не   только   уточнить   и   конкретизировать   план,   но   и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы. Подготовка детей  7 Начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Воспитанники   должны   знать,   что   экскурсия   ­   это   занятие,   которое проводится   не   в   группе,   а  в   природе   и  на   сельскохозяйственном   объекте, поэтому   на   экскурсии   необходимо   быть   дисциплинированным   и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. К   экскурсии   воспитателю   следует   подготовить   экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.   Хорошо   привлечь   к   его   подготовке   детей.   Это   способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Всё   оборудование   должно   находиться   в   определённом   месте.   Перед экскурсией   воспитатель   должен   тщательно   продумать,   какой   материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой. Проведение экскурсий в разные сезоны. Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием  погоды. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит  по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.  Зимой  используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения   температуры   воздуха.   В   начале   зимы   после   снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.  Весна.  В   начале   весны   следует   обращать   внимание   детей   на   то,  что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным   зайчиком).   Весной   организуются   игры   с   водой.   Воспитатель 8 обращает   внимание   на   ее   свойства   (течет,   в   ней   отражаются   предметы), пускает   в   ручеек   пластмассовые,   бумажные,   деревянные   лодоч   и   дети наблюдают, как они плывут.  Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Продолжается наблюдение за ветром. Обращает внимание как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья. 4. Этапы, методика организации и проведения экскурсий Этапы проведения экскурсии: Первый   этап  —   подготовительный.   Как   показывает   само   название, воспитательно­образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать   детей,   выявить   их   опыт,   поставить   перед   ними   цель предстоящего   наблюдения,   создать   эмоциональный   настрой,   возбудить интерес.   Подготовительная   работа   начинается   за   несколько   дней   до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения. Второй   этап  —   организация   познавательной   и   практической деятельности   детей.   Его   результативность   зависит   от   методов   и   приемов воспитания   и   обучения,   которые   использует   воспитатель.   Основной   из применяемых   методов   —   это   наблюдение   объектов   и   явлений   природы, сопровождаемое   пояснениями   и   направляемое   вопросами   воспитателя, которые условно можно разделить на три типа: —    нацеливающие       внимание,     требующие       констатации       фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий); —    активизирующие,        требующие         сравнения,       сопоставления, различения, обобщения; 9 —   стимулирующие       творческое       воображение,       побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям. Вопросы   первого   типа   преобладают   на   экскурсиях,   обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Например, на первой экскурсии на луг (старшая группа) воспитатель задает вопросы: какие луговые растения вы знаете? У каких растений желтые (белые, синие)   цветы?   Какие   цветы   имеют   сильный   запах?   Каких   насекомых   вы знаете?   Как   называется   бабочка   с   желтыми   крыльями?   Как   называются насекомые, похожие на бабочек, но меньшего размера? Широко   используются   и   вопросы   второго   типа,   активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях,  когда   объектом   наблюдения   становятся   знакомые   предметы   и явления,   приобретшие   лишь   новые   свойства   и   качества.   Поэтому   педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого   состояния   объекта,   явления   с   настоящим.   Так,   на   пов­торной экскурсии   в   лес   (средняя   группа)   воспитатель   предлагает   детям   сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес стал теперь, что в нем изменилось. Вопросы,   развивающие   творческое   воображение,   используются   в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, зимой в лиственном   лесу   воспитатель   может   задать   им   вопрос:   как   вы   думаете,   в каком лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему? Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми   разнообразных   практических   заданий,   которые   вытекают   из   ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, 10 предназначенного   для   дальнейших   наблюдений   в   уголке   природы,   для поделок, оснащения занятий (например, шишки  для занятий по математике). Третий   этап   экскурсии  —   заключительный.   Он   охватывает   всю послеэкскурсионную   воспитательно­образовательную   работу,   направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой Природоведческая экскурсия.  Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение,   индивидуальные   самостоятельные   детские   наблюдения   и   сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель,  подводя  итог,  обращает внимание  детей  на  общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются   в   зависимости   от   цели,   от   сезона.   Приведя   детей   к   месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. Основная часть экскурсии ­ коллективное наблюдение. Здесь решаются основные   программные   задачи   занятия.   Воспитатель   помогает   детям подметить   и   осознать   характерные   признаки   предметов   и   явлений.   Это достигается   различными   приемами.   Воспитатель   дополняет   наблюдения своим рассказом и пояснением. Основное   внимание   в   наблюдении   уделяется   вопросам,   вопросам­ заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.  Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том,  11 Полезно   в   процессе   наблюдения   явлений   использовать   произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии   должно   быть   естественным,   ненавязчивым.   Сочетание   различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и   содержания   экскурсии.   По   окончании   основной   части   надо   дать   детям возможность   удовлетворить   любознательность   в   индивидуальных самостоятельных   наблюдениях   и   сборе   природоведческого   материала. Однако,  давая  задание  собрать материал,  следует строго  ограничивать  его количество,   с   тем,   чтобы   сосредоточить   внимание   ребят   только   на определенных   растениях   или   животных   и,   кроме   того,   решать   задачи воспитания бережного отношения к природе. Когда   дети   работают   самостоятельно,   воспитатель   не   должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений. В   играх   дети   закрепляют   знания   о   характерных   особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три ­­ к ясеню (липе) беги!» и др. Сельскохозяйственная экскурсия. Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает   растения   и   животных.   Здесь   дети   знакомятся   с   основными трудовыми операциями. 12 Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда. Экскурсия   на   сельскохозяйственные   объекты   начинается   с предварительной   беседы.   Ее   задача   ­вызвать   интерес   к   предстоящим наблюдениям.   В   задачу   самой   экскурсии   входит   рассматривание   объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель   обращает   внимание   на   способы   использования   механизмов   и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое­либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде.  При   подготовке   к   сельскохозяйственным   экскурсиям   воспитатель прежде   сам   знакомится   с   объектом   наблюдения,   получает   разрешение   на проведение   экскурсии,   договаривается   о   времени   посещения,   об   участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.  5.Работа после экскурсии Знания,   полученные   на   экскурсии,   расширяются   и   закрепляются   на занятиях,   в   играх,   в   наблюдениях   в   уголке   природы   за   принесенными объектами.  Сразу   же   после   возвращения   с   экскурсии   собранный   материал необходимо   разместить   в   уголке   природы   (растения   поставить   в   вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения. Через   2­3   дня   после   экскурсии   воспитатель   проводит   занятия   с использованием   раздаточного   материала,   рисование,   лепку,   дидактические 13 игры   с   природным   материалом,   читает   художественную   литературу, заслушивает   рассказы   детей   о   том,   где   были   и   что   видели.   В   заключение проводится обобщающая беседа. Планируя   беседу   после   экскурсии,   воспитатель   должен   поставить вопросы   так,   чтобы   в   памяти   детей   восстановить   весь   ход   экскурсии, подчеркнуть   наиболее   важные   в   образовательном   и   воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.  Список использованной литературы 14 1. Каменева Л.А., А.К.Матвеева, Л.М.Маневцова и др. Как знакомить дошкольников с природой. ­ М.: Просвещение, 1983г.­279 с. 2. Маневцова Л. М. Листок на ладони. ­ СПб.: Детство­Пресс, 2004г.­ 217 с. 3.   Мир   природы   и   ребёнок/под   ред.   Л.М.   Маневцовой,   П.Г. Саморуковой. ­ СПб.: Изд­во «Акцидент», 1998г.­320 с. 4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. ­ М.: Академия, 2001г.­270 с.                  5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.,1980.­250 с. 15

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"

Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с природой в процессе экскурсий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017