Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с птицами"
Оценка 5
Повышение квалификации
doc
окружающий мир
Детсад
19.01.2017
В данной методической разработке освящены следующие вопросы:
1. Содержание труда детей по уходу за птицами в разных возрастных
группах
2. Формы и методы работы по формированию у детей представлений,
знаний и понятий о птицах. Есть таблица "Содержание труда детей по уходу за птицами"методика
информация.doc
Оглавление
1. Содержание труда детей по уходу за птицами в разных возрастных
группах…………………………………………………………………………..3
2. Формы и методы работы по формированию у детей представлений,
знаний и понятий о птицах……………………………………………………...4
Список использованной литературы…………………………………………...7
2 1. Содержание труда детей по уходу за птицами в разных
возрастных группах
Содержание труда детей по уходу за птицами в разных возрастных
группах представлено в таблице 1.
Таблица 1. Содержание труда детей по уходу за птицами
Средняя
Содержание труда
Группа
Младшая Птицу необходимо кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке всегда
должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз в день, ежедневно
менять песок на дне клетки, чистить жердочки
помыть поилку, налить воду, насыпать корм, поставить поилку и кормушку на определенное
место
подготовке корма, мытье кормушек, поилок, ванночек для купания, засыпке корма в кормушки,
наполнении водой поилок и ванночек, чистке клеток с выдвижным дном (перемена песка, чистка
жердочек), расстановке кормушек (не по жердочкам), поилок, ванночек в клетках. В зимнее
время дети подготавливают птичкам лакомый корм — зеленые всходы овса.
Старшая
Способы привлечения птиц на участок детского сада.
Искусственные гнездовья. Весной на земельном участке детского сада
развешивают для привлечения птиц искусственные гнездовья, в которых
могут поселиться скворцы, синицы и мухоловки. Чтобы птицы жили в таком
гнездовье, оно должно соответствовать их требованиям и быть правильно
подвешенным.
Размер гнездовья зависит от величины птиц, для которых оно
предназначается. Делают его из сухих досок толщиной 2 2,5 см, которые
выстругивают с наружной стороны. Внутреннюю поверхность оставляют
шероховатой: так легче птицам вылезать из гнездовья. Доски плотно
―
сколачивают, чтобы не было щелей. На одной из них
просверливают круглый леток. Крышу делают съемной, что упрощает
ежегодную чистку гнездовья. Снаружи его красят темной краской или
обмазывают глиной.
передней
―
―
―
―
Планку для прикрепления гнездовья приделывают к задней его стенке,
причем гвозди вбивают изнутри и загибают их снаружи. Подвешивают
гнездовья при помощи проволоки к стволам деревьев или в развилке ветвей на
высоте 8 10 м
для синиц.
Привязывать гнездовья к дереву следует прочно, чтобы они не качались.
Перед гнездовьем не должно быть веток, с которых кошки могли бы
добраться до летка. Леток надо обращать на солнечную сторону. Для синиц
гнездовья хорошо развешивать с осени: зимой птицы будут укрываться в них
от непогоды.
для скворцов и мухоловок, 3 4 м
―
―
3 Подкормка птиц. На участке дети могут круглый год наблюдать
некоторых диких птиц. Стаями слетаются воробьи туда, где насыпаны крошки
или зерна. Зимой дворы постоянно посещают вороны. Осенью и зимой в
поисках пищи приближаются к жилью людей синицы, щеглы, снегири. В эту
трудную для них пору на участке детского сада надо установить кормушки и
привлечь детей всех групп к подкормке птиц и наблюдению за ними.
―
Самая простая кормушка
дощечка (50X60 см) с небольшим
бортиком. Ее можно подвесить к дереву, прибить к забору или окну около
форточки. В тихом месте участка хорошо устроить кормовой столик: вбить
кол, на нем прикрепить дощечку с бортиками, над дощечкой сделать крышу,
чтобы корм не заносило снегом. На столик каждый день в определенное время
насыпают крошки хлеба, зерна злаков, семена репейника, ольхи и березы,
ягоды бузины, рябины и калины.
Устройство птичьего столба.
«Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы
подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, в
летнееприлетают на водопой, устроенный у основания столба. Птичий столб
состоит из кормушки, скворечника, поилки.
2. Формы и методы работы по формированию у детей
представлений, знаний и понятий о птицах
Саморукова П.Г. выделяет несколько методов обучения:
1. К наглядным методам относиться наблюдение, рассматривание
картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. Наглядные
методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной
деятельности дошкольников, позволяет сформировать у них яркие
представления о природе.
2. Практические методы это игра, элементарные опыты и
моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с
природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их
путем установления связей и отношений между отдельными предметами и
явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять
дошкольников в применении знаний.
4 3. Словесные методы это рассказы воспитателя и детей, чтение
художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы
используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и
обобщения их. Они помогают формировать у детей эмоционально
положительное отношение к природе.
В работе по ознакомлению детей с птицами необходимо использовать
разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Так же
Саморукова подчеркивает, что выбор методов и необходимость их
комплексного использования определяются возрастными возможностями,
характером воспитательнообразовательных задач,
которые решает
воспитатель.
Основным методом ознакомления детей с птицами является
наблюдение.
Известно, что наблюдение специально организованное воспитателем
целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное
восприятие детьми объектов и явлений природы.
В современной педагогике существует классификация наблюдений:
1. По времени (кратковременные и длительные).
2. От места проведения (естественная среда и специально
организованная).
3. По количеству детей (индивидуальные, групповые, фронтальные).
4. От инициатора (самостоятельное наблюдение, с подачи воспитателя).
5. От дидактических задач (первичное, повторное, итоговое).
Так же широко используется в ознакомлении детей с природой игры.
Применяются две группы игр:
1. С готовым содержанием.
2. Творческие игры.
Дидактические игры игры с правилами, имеющие готовое содержание.
1. Предметные игры это игры с использованием различных предметов
природы (перья птиц и др.).
2. Настольно печатные игры типа лото, домино, разрезные печатные
картинки.
3. Словесные игры игры, содержанием которых являются
разнообразные знания, имеющиеся у детей о свойствах, признаках тех или
иных предметов.
5 Еще в экологическом воспитании использую такие методы, как
несложные опыты и ознакомление детей с природой через трудовую
деятельность.
Важное значение в процессе экологического образования имеет
создание среды: экологических комнат, лабораторий, живых уголков (уголков
природы), зимних садов, музеев, миниферм, экологических тропинок и др.
Хотелось бы уделить внимание созданию уголков природы в детских
садах, так как посредством их можно знакомить детей не только с растениями
и животными, но и с птицами. Для начала необходимо сказать, что
совершенно не гуманно держать птиц в неволе. В живые уголки можно брать
тех птиц, которые в наших природных условиях не могут выжить без помощи
человека.
Рыжова говорит о том, живые уголки достаточно традиционный
элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений нашей
страны. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании
эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода
за птицами, побуждают детей заботиться о них.
Н.А. Рыжова подчеркивает, что особенно важно иметь живые объекты в
городских детских садах, где большинство людей лишены контакта с
природой.
Виноградова выделяет этих элементов среды три вида: отдельное
помещение, часть экологической комнаты и живые уголки в группах.
Марковская М.М. советует при возможности, выделить для животных
специально оборудованное помещение. При выделении следует помнить, что
некоторым его обитателям нужен свет и повышенная температура.
6 Список использованной литературы
1. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А.
Веретенникова. М.: Просвещение, 1980.
2.Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой / Л.А.
Каменева. М., 1983.
3. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду / М.М.
Марковская. М.: Просвещение, 1989.
4.Методика ознакомления с природой в детском саду/Под ред.
П.Г.Саморуковой. М.:Просвещение,1992.
5.
Николаева,
Методика экологического воспитания
дошкольников / С.Н. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
6.Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А.
С.
Н.
Рыжова. М.: Линкапресс, 2003.
7. Хрестоматия по зоологии / Сост. С. А. Молис. М.: Просвещение,
1971.165 с.
7
Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с птицами"
Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с птицами"
Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с птицами"
Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с птицами"
Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с птицами"
Методическая разработка для воспитателей: "Ознакомление дошкольников с птицами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.