Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой
Оценка 4.7

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
окружающий мир +1
Детсад
19.01.2017
Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой
В работе освящены вопросы: 1. Направления руководства работой по ознакомлению дошкольников с природой 2. Формы методической работы Разработан план тематического контроля в старших группах на тему "Экологическое воспитание дошкольников". Есть Передовой педагогический опыт «Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»
Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой.doc
Оглавление 1. Направления руководства работой по ознакомлению  дошкольников с природой………………………………………………………..3 2. Формы методической работы………………………………………………….6 Список использованной литературы…………………………………………...10                2 1. Направления руководства работой по ознакомлению  дошкольников с природой 1.Наличие  материальных  условий  — оснащенность  уголка природы, участка детского сада, дидактические пособия для работы с детьми. Методический   кабинет   детского   сада   долен   быть   оснащён   всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками: ­ нормативно­правовая   база   организации   деятельности   дошкольного образовательного учреждения; ­современные программы и технологии дошкольного образования;  ­   методические   рекомендации   по   основным   направлениям   работы   с дошкольниками;  ­ обобщённый положительный педагогический опыт воспитателей;  ­ библиотека методической и детской литературы;  ­ демонстрационный, раздаточный, игровой материал для организации педагогической деятельности с дошкольниками.  В   педагогическом   процессе   ДОУ   для   развития   познавательного интереса,   повышения   уровня   и   качества   знаний   у   детей,   в   детском   саду должны использоваться разнообразные технические средства: ­ телевизор,   DVD­магнитофон:   для   просмотра   познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов, сказок; ­   магнитофоны   (в   каждой   возрастной   группе),   музыкальный   центр   с караоке   в   музыкальном   зале:   для   развлекательных   мероприятий, прослушивания музыки в режимных моментах, проведения музкотерапиии; ­мультимедийная   установка: презентаций на различную тематику;   для   просмотра   мультимедийных ­компьютер,   ноутбук   и   другая   оргтехника   (цветной   принтер):   для проведения   непосредственно   образовательной   деятельности   с   детьми,   для сбора и анализа информации,  оформления педагогической документации. 2.Оказание методической помощи воспитателям. Оказание методической помощи воспитателям  включает следующие формы: 1.групповые формы методической   работы   (педагогические   советы, семинары,   практикумы,   консультации,   творческие   микрогруппы,   открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); 3 2.индивидуальные формы методической   работы   (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). 3. Обобщение педагогического опыта. Планируя   методическую   работу,   необходимо   использовать   все   виды обобщения   педагогического   опыта.   Кроме   того,   имеются   разнообразные формы   распространения   опыта:   открытый   показ,  работа   в   паре,  авторские семинары   и   практикумы,   конференции,   педагогические   чтения,   недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер­классы и т.д. Практика   показывает,   что   изучение,   обобщение   и   внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Таблица 1 Передовой педагогический опыт Содержание передового педагогического опыта «Формирование исследовательских умений   и   навыков   у старших дошкольников процессе ознакомления окружающим миром» Воспитатель: Малиновская Г.П. с в     Формы обобщения передового опыта 1.Письменны й   доклад   на педсовете. 2.Показ работы, открытый просмотр. 3.Описание.  Формы   распространения   передового опыта Анализ   эффективности использования передового опыта 1.Выступление   на   педагогическом совете,   сопровождение   демонстраций наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.); 2.Коллективный просмотр; 3.Мастер­класс   –рассказ   педагога   о своей творческой лаборатории и показ на   детях   или   моделирование   на взрослых   использования   отдельных инновационных   приёмов   и   способов организации детей; 4.Показ­панорама   –   моделирование различных подходов к решению одной и той   же   или   сходных   учебно­   воспитательных задач, последовательно демонстрируемых разными   педагогами.   Это   может проводиться   с   детьми,   с   которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей; 5.Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей   работы   по   определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после   чего   проводятся   обсуждение   и оценка материала; 6.Представление в методическом   кабинете   ­   конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы   работы   по   проблеме   или   теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы   материалов     4           в Главная  задача  анализа и обобщения   передового педагогического   опыта состоит   в   том,   чтобы выявить   в   нем   самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы   и   приемы,   при помощи которых достигнут положительный эффект работе воспитателя  Анализ   и   обобщение предполагает группировку   изученных факторов,   разделение   их на типичные и случайные, установление   причинно­ следственных связей, ранжирование, формулировку   выводов. Во   время   анализа   мало показать   и   оценить элемент   в каждый   отдельности, важно установить   взаимосвязи между   ними,   показать, как   в   совокупности   они обеспечивают эффективное   решение педагогических   задач.   В анализа результате   и   явлений фактов рождаются выводы общего   порядка,   что   и составляет сущность обобщения. Проанализированный   и обобщенный опыт целесообразно   оформить в   виде   справки   о   работе педагога, очерка, статьи   4. Организация контроля. Планируя различные формы контроля, следует помнить, что контроль   последовательным, должен   быть   целенаправленным, всесторонним   и   дифференцированным.   В   нем   должны   сочетаться   функции проверки,   обучения,   инструктирования,   предупреждения   недостатков,   а   также обобщения и распространения лучшего педагогического опыта.   систематическим, В плане намечаются основные направления контроля, определяются его содержание и виды, указываются конкретные исполнители, сроки и мероприятие, на котором будут заслушиваться результаты контроля. Таблица 2 План тематического контроля в старших группах на тему  "Экологическое воспитание дошкольников" Цель: Определить эффективость воспитательнообразовательной работы в старших  группах ДОУ по экологическому воспитанию детей; выявить уровень сформированности у  детей знаний по экологии. Содержание контроля 1. Оценка планирования работы Методы организации контроля Изучение перспективных и  календарных планов. Анализ метод обеспечения,  имеющихся пособий, игр. 2. Создание условий по экологическому воспитанию детей. ­ методическое обеспечение ­   наличие   разнообразных   игр,   пособий   в,   таблиц,   схем,   макетов, моделей и т. д. ­ иллюстративного материала, фото альбомы, мини­музеи. ­ с/р игры ­   наличие   худ.   и   познавательной   литературы,   соответствующей возрасту детей. 3. Обследование уровня развития детей. Знания, умения, навыки детей в соответствии с программными требованиями. ­ поведение и отнощение к природе; ­   развитие   практических   навыков   по   уходу   за   объектами   живой природы ­ знания о закономерностях и взаимосвязях в природе. 4. Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем 5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме Справка по итогам тематического контроля. 5 Наблюдения занятий, игр, беседы с  детьми, результаты диагностики. Наблюдение занятий. реж. Моментов Анализ материалов род. уголка,  планов Рекомендации 5. Работа с родителями В планировании указываются содержание и формы совместной работы с родителями по формированию личности детей средствами природы. В этих целях используются следующие формы организации работы с родителями: ­Общие и групповые родительские собрания ­консультации ­устные журналы ­семинары – практикумы ­деловые игры и тренинги ­дни открытых дверей ­вернисажи ­совместные досуги и праздники и т.д. Основные методы изучения семьи: ­анкетирование; ­наблюдение за ребёнком; ­посещение семьи ребёнка; ­беседы с ребёнком; ­беседы с родителями [4,с.90]. 2. Формы методической работы В методической  работе  существуют   традиционные   и нетрадиционные формы работы с педкадрами. Традиционные формы работы с педкадрами. 1.Лекция ­  это   одна   из   организационных   форм   обучения; систематическое   последовательное   монологичное   изложение лектором материала, как правило, теоретического характера. 2.Консультация   –   форма   методической   помощи,   предполагающая устное (или печатное) разъяснение, советы конкретному лицу или группе лиц по интересующему их вопросу, теме. ­Тематическая   консультация позволяет   глубоко   и   всесторонне рассмотреть   определенный   вопрос,   тему.   Как   правило,   они   планируются заранее   (возможно   проведение   тематических   циклов).   Периодичность 6 тематических   консультаций   определяется   перспективным   планом   работы. Такие консультации могут проводиться в рамках семинара. ­Текущие   консультации дают   возможность   получить   нужную информацию по рабочим, повседневным вопросам, возникающим в практике. Они помогают целенаправленно вести образовательный процесс; проводятся систематически; согласуются с планом работы на месяц. ­Оперативные   консультации решают   задачи   своевременных рекомендаций,   советов   по   организации   и   проведению   конкретных   дел, решению   возникающих   проблем.   Они,   как   правило,   не   планируются; оказываются без предварительной подготовки. 3.   Семинар–   это   особая   форма   групповых   занятий   по   какой­либо проблеме при активном участии слушателей. Он предполагает коллективное обсуждение   сообщения,   доклада,   выступления   на   определенную   заданную тематику; предназначается для углубленного изучения темы.  Семинар позволяет моделировать любую ситуацию и использовать ее в учебных целях, осуществлять совместно глубокий анализ, давать выверенные оценки разнообразной информации. На семинаре  организуется тематическое  или проблемное обсуждение темы.  Участники  излагают   свои точки  зрения, ставят  вопросы  друг другу, участвуют   в   дискуссиях,   отвечают   на   вопросы.   В   заключение   подводятся итоги   дискуссии,   обсуждения,   расставляются   идеологические   акценты   в рассмотренной теме. Нетрадиционные формы методической работы с кадрами в ДУ. ­ методический фестиваль­ предполагает большую аудиторию, ставит целью   обмен   опытом   работы,   внедрение   новых   педагогических   идей   и методических   находок.     На   фестивале   происходит   знакомство   с   лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций   и   общепринятых   стереотипов.   Во   время   фестиваля   работает панорама методических находок и идей.   Заявку на занятие, методические идеи, приемы участники фестиваля подают предварительно.  ­   педагогический   КВН­возможность   показать   в   соревновании   свои творческие   способности,   теоретические   и   практические   знания,   быстро разрешить   педагогическую   ситуацию,   суметь   объективно   оценить   знания своих   коллег.   Стимулирует   активность   участников   в   приобретении   и демонстрации знаний, умений и навыков. 7 ­   педагогический   клуб­эффективная   организационная   форма   для построения   позитивного   общения   и   творческого   сотрудничества   в   среде педагогов ­ методические посиделки;  Цель  — формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.   Форма проведения — круглый стол.  Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения   каких­то   ключевых   задач   учебно­воспитательного   процесса.   Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в   том,   чтобы   в   непринужденной   обстановке   вызвать   слушателей   на откровенный   разговор   по   обсуждаемому   вопросу   и   подвести   их   к определенным выводам. ­   методический   мост­разновидность   дискуссии,   целью   которой является   обмен   передовым   педагогическим   опытом,   распространение инновационных технологий обучения и воспитания.  ­ брифинг. Встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из   злободневных   вопросов.   Может   проводиться   руководителем   или специалистом,   который   заранее   готовится   к   ответу   на   вопросы   по определенной   теме.   Позволяет   максимально   активизировать   воспитателей. Две   команды:   одна   задает   вопросы   –   другая   отвечает;   организатор   задает вопросы – педагоги отвечают. ­   литературная   газета   ­цель:   показать   творческие   возможности педагогов, а также детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочинения, стихи, делают рисунки. ­   эстафета   педагогического   мастерства.  Соревнование   между несколькими   группами   педагогов,   где   один   педагог   начинает   освещение проблемы,   а   следующие   продолжают   и   вместе   раскрывают   ее.   Последний участник подводит итоги, делает выводы. ­   художественная   копилка.  В   копилку,   в   зависимости   от педагогических   задач,   могут   быть   включены   репродукции   произведений изобразительного   искусства,   фотографии,   рисунки   предметов,   животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу выставки. ­ творческие микрогруппы ­ создаются добровольно, когда необходимо освоить   передовой   опыт,   новую   методику   или   разработать   перспективную 8 идею.   Объединяются   несколько   педагогов   с   учетом   психологической совместимости, творческих интересов.  Интерактивные методы методической работы с кадрами в УДО. 1.Мозговой   штурм   (брейнстроминг)  ­путем   обсуждения   необходимо найти   решение   какой­либо   проблемы   и   группа   должна   высказать максимальное количество идей. 2.Мозговая   атака­  процедура   группового   креативного   мышления, точнее — это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. 3.Деловые   игры  ­   моделирование   в   условной   обстановке   объектов реального процесса. Она имитирует выработку и принятие решения на основе анализа объективной информации о состоянии дел конкретного дошкольного учреждения.    Каждый   участник   деловой   игры   должен   иметь   свою   роль.   При выполнении   функциональных   обязанностей,   обусловленных   этой   ролью, рекомендуется не выходить за рамки правил, установленных в деловой игре. Разыгрывание ролей происходит в конфликтной ситуации, сопровождающейся возникновением   реакции   у   каждого   участника   игры   и   требующей   от   него мобилизации   профессиональных,   интеллектуальных   и   психофизических способностей.   Таким   образом,   каждая   роль   в   деловой   игре   приобретает определенную личностную окраску. 9 Список использованной литературы 1.Белая, К. Ю. 200   ответов   на   вопросы   заведующей   детского   сада   / К. Ю. Белая. — М., 1997. 2.Белая,   К.Ю.   Методическая   работа   в   ДОУ.   Анализ,   планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. ­ М.: ТЦ Сфера, 2007. ­ 96 с. 3.Бондаренко,   А.К.   Заведующий   дошкольным   учреждением   /   А.К. Бондаренко, Л.В. Поздняк, В.И. Шкатулла. ­ М.: «Просвещение», 1984.­ 234 с. 4.Веретенникова, С. А. Ознакомление   дошкольников   с   природой   / С. А. Веретенникова. — М., 1980.  5.Котко,   А.Н.   Основы   профессионального   мастерства   заместителя заведующего   дошкольным   учреждением   по   основной   деятельности   /   А.Н. Котко, Гуз, А.А. ­ Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2003 ­ 255 с. 6.Планирование работы дошкольного учреждения / И.В. Житко и др. ­ Минск: Университетское, 2001 ­ 184 с. 10

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой

Методическое руководство работой педколлектива по ознакомлению дошкольников с природой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017