Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
окружающий мир
Детсад
19.01.2017
Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"
В данной работе освящены вопросы: 1.Формирование у дошкольников знаний о животных 2.Дидактические материалы для ознакомления дошкольников с домашними и дикими животными 3.Методика ознакомления детей с домашними и дикими животными В этой работе есть практический и теоретический материал. Работа будет полезна для воспитателей ДОУработа
содержание.doc
Оглавление 1.Формирование у дошкольников знаний о животных……………………..3 2.Дидактические материалы для ознакомления дошкольников с  домашними и дикими животными…………………………………………….9 3.Методика ознакомления детей с домашними и дикими животными…….11 Список использованной литературы………………………………………….17 2 1. Формирования у дошкольников знаний о животных С.Н.Николаева делает следующие заключения: 1.   в   дошкольном   возрасте   у   детей   накапливаются   в   основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения; 2.     у   дошкольников   начинают   формироваться   обобщенные представления   о   животных.   Положительное   влияние   на   этот   процесс оказывает   речь,   когда   ребенок   в   повседневном   общении   со   взрослыми   и другими детьми усваивает слова­термины, накапливает знания о новых видах животных; 3.  общие   представления   образуются   также   в   практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства; 4.  формирование   общих   представлений   осуществляется   по   законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного,   в   котором   отражены   его   морфологические   и   функциональные (поведенческие) признаки. С. Н. Николаевой анализируются различные подходы к формированию обобщенных знаний о многообразии природных явлений и предметов у детей дошкольного   возраста.   Автор   критически   рассматривает   устоявшийся   в дошкольной педагогике по аналогии со школой подход к обобщению знаний о животном мире на основе зоологической классификации. У детей формируют понятия о рыбах, птицах, насекомых, млекопитающих и т. д. 3 С. Н. Николаева показывает различные способы обобщения конкретных знаний о животных с опорой на наглядные характерные признаки и выделяет такие основания, которые доступны пониманию детей. При этом она отходит от общепринятой зоологической систематики, как это практикуется в школе (птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие и т.д.). В основу формирования у детей обобщенных представлений могут быть положены: ­степень   взаимосвязи   различных   животных   и   человека   (домашние   и дикие животные); ­ способ питания: хищные, растительноядные, всеядные; ­местообитание:   наземные,   наземно­воздушные,   водные,   наземно­ водные; ­ способ передвижения: летающие, плавающие, лазающие, прыгающие, бегающие и т.д. Указанные автором способы группировки животных дают возможность упорядочить   конкретные   знания   детей   о   многообразии   животного   мира. Изменение оснований для классификации позволяет ребенку включать один и тот же природный объект в различные группировки, требует от дошкольника более тонкого анализа предметов, выделения его многообразных свойств. Формирование   у   детей   дошкольного   возраста   обобщенных представлений,  предпонятий   о   многообразии   и  развитии   живого   организма способствует   становлению   у   них   диалектического   мышления,   т.е.   форм познания,   обеспечивающих   уже   в   детстве   гибкое   восприятие   и   отражение окружающего мира. В Программе воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М.А.   Васильевой   выделено   содержание   представлений   детей   о многообразии животного мира. В   1­й   младшей   группе детей   знакомят   с   домашними   животными   – кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их 4 детенышей (кошка с котятами, собака с щенками и т.д.). Знакомить детей с характерными  особенностями   животных,  учить   различать  и  называть   части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги). Во 2­й младшей группе знакомят детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать  по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями   животных,   удовлетворение   которых   необходимо   для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища). В средней группе учат узнавать и называть 1­2 представителей класса пресмыкающихся   (например,   ящерица   и   черепаха),показывают   особенности среды обитания животных в природе (звери – на земле, червяки – в земле и т.д.),   закрепляют   представления   детей   о   некоторых   насекомых   (муравей, бабочка), формируют желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними.  В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни диких животных:   где   живут,   чем   питаются,   как   добывают   пищу.   Учат   детей сравнивать   насекомых   по   способу   передвижения   (пчела,   муха   летают, кузнечик прыгает). В   подготовительной   к   школе   группе углубляют   и   систематизируют представления детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся (например, уж отпугивает шипением); учат различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница и т.д.) развивают у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания.  Непосредственные   наблюдения   в   природе,   общение   со   взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые   семь   лет   его   жизни   и   являются   важным   условием   накопления разнообразных представлений о животном мире. Накопление сведений о внешнем виде животных, и группировке их в систему  дошкольники получают на следующих занятиях: 5 1.  Занятия   первично­ознакомительного   типа  ­   эти   занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.  Главным   компонентом   таких   занятий   становятся   различные демонстрационные   и   учебные   пособия,   позволяющие   формировать   у   детей отчетливые   и   правильные   представления.   Темами   занятий   могут   быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого   типа   дети   знакомятся   с   внешним   видом   животных   ,   учатся   их распознавать,   узнают   о   среде   их   обитания,   приспособленности   к   ней,   о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.  Обучение   детей   на   таких   занятиях   осуществляется   через рассматривание картин и беседу. Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях,   о   приспособленности   лесных   животных   к   жизни   в   этой экосистеме.   Например,   дошкольникам   можно   показать,   как   белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки,  и   какую   приспособительную   функцию   в   ее   жизни   выполняет   этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне­зимний и весенне­летний периоды, дошкольникам  можно  таким  образом  представить панораму   событий   в   разные   сезоны,   показать   приспособленность   типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери 6 о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.  Неоценимую   пользу   картины,   слайды,   видеофильмы   могут   оказать   в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия,   ­   морем,   пустыней,   Арктикой.   Наглядность   в   сочетании   с эмоциональными   пояснениями   воспитателя   расширяют   кругозор   детей, формируют новые образы о природе. 2.  Занятия   углубленно­познавательного   типа   ­  направлено   на выявление   и   показ   детям   связи   между   растениями,  животными   и   внешней средой,   в   которой   они   нуждаются.   Это   занятия   по   ознакомлению   детей   с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов. Дети обучаются умению устанавливать причинно­следственные связи, логично   рассуждать,   делать   выводы.   Все   это   обеспечивает   интенсивное развитие мышления дошкольника. 3.  Занятия   обобщающего   типа.    Содержанием   обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие животных, сезонные изменения в природе. Накапливается большое количество представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о   том,   что   животное   развивается,   оно   растет,   питается,   размножается. Формируются   представления   об   изменениях   в   живом   мире   (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). Дети получают  знания о домашних и диких животных. Воспитатель учит детей: домашние животные приручены человеком, а дикие ­ живут вдали от него. При   рассматривании   животных   надо   научить   детей   различать   и   правильно называть части тела (голова, спина, живот, ноги, лапы, крылья, глаза, уши и др.),   подвести   к   пониманию,   что   от   особенностей   строения   конечностей зависит характер передвижения (волк бегает, заяц прыгает). Детей знакомят с уходом   за   домашними   животными,   приучают   заботливо   относиться   к 7 животным в уголке природы, кормить их, устанавливают связи между уходом за животными и их состоянием. Средствами   формирования   представлений   у   дошкольников   о животных являются: 1.   Рассказы   воспитателя,   которые   дополняют,   конкретизируют имеющиеся в детей представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии. К рассказу предъявляются требования: содержание   должно   быть   достоверным,   научными   и   соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном; материал излагать доступно для детей разного возраста; в рассказ включать наиболее интересные сведения   о   жизни   животного,   его   повадках,   приспособлении   к   условиям жизни. Рассказ должен быть эмоционален. Может сопровождаться показом картинки.   Чаще   всего   воспитатель   рассказывает   об   умении   животных приспосабливаться   к   среде   обитания.   Со   слов   взрослого   дети   узнают, например, что северный олень быстро бегает и этим спасается от врагов. 2.   Беседа.   В   ходе   беседы   знания   детей   уточняются,   обогащаются, систематизируются.   Участие   в   беседе   прививает   ряд   полезных   навыков   и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа   требует   сосредоточенности,   внимания,   умения   управлять   своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы,   обобщения.   Беседа   ­   диалогический   метод   обучения,   который предполагает,   что   задавать   вопросы   и   отвечать,   высказывать   свою   точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы   опыт   каждого   ребенка   стал   достоянием   всего   коллектива.   Беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма. 8 3.Чтение художественной литературы (рассказ Н. Сладкова «Лосёнок и лосиха», рассказ И. Соколова ­ Микитова «Лоси», Л. Толстого «Котёнок» и др.). 4.Составление рассказа по картинкам. 5.Рассказ   ­   объяснение,   сопровождающий   показ   картин   или   если   нет   Используется   рассказ   иллюстрацией. ­   объяснение, сопроводительного текста к картинам или он труден для детей. 6.Рисунки и рассказы детей о животных. Например, после нескольких наблюдений   за   собакой   воспитатель   предложил   вспомнить   прошедшую экскурсию   и   сделать   рисунки   на   тему   «Что   мы   видели   на   экскурсии». Рисование   закрепило   имеющиеся   представления   о   животном,   повысило интерес к собакам. 7.Занимательные игровые упражнения. Например, ребятам показывают две  картинки ­ «Дом» и «Лес»  и предлагают  дополнить  сюжет  силуэтами животных, живущих в доме и в лесу. Задание можно усложнить. Дети делятся на две команды: каждая рисует картинку, программируя ошибки. А затем команды обмениваются рисунками. Выигрывает та команда, которая найдёт наибольшее количество ошибок. 8.Придумывание загадок о животном. 9.Дидактические игры предметами ­ «Чудесный мешочек», настольно­ печатные ­ «Зоологическое лото» и словесные ­ «Кто бегает, летает, прыгает». 10.Подвижные   игры   связаны   с   подражанием   повадкам   животных,   их образу жизни «Мши и кот», «Волки и овцы». 11.Творческие игры. Таким образом, формирования представлений о домашних животных у детей дошкольного возраста в ДОУ происходит с помощью наблюдения, при помощи   книг,   картин,   фильмов.   При   этом   используются   разнообразные средства, где одним из важных можно назвать рассказ воспитателя. 9 2.Дидактические материалы для ознакомления дошкольников с домашними и дикими животными 1. Картины  Пример: работа с картиной «Овцы с ягнятами» из серии «Домашние животные». Лучшим приемом использования этой картины является показ и описание ее воспитателем, который обращает внимание детей на характерные признаки этих животных. (У овцы и барана густая завитая шерсть; у барана на голове рога, они загнуты вниз. У овцы, барана и ягнят имеются копыта. Овцы пасутся на лугу, щиплют траву. Вдали видна овцеферма, где овцы живут.) 2. Дидактические игры «Зоологическое лото». Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков. Материал:   игровые   карты   пяти   цветов   (синий,   зеленый,   красный,   коричневый),   на   которых   изображены желтый, представители основных классов животных (звери, птицы, насекомые, рыбы,   карточки­картинки, земноводные). Игровая задача: разложить карточки с изображением разных животных на соответствующие их среде обитания цветовые карты (синяя карта — рыбы, зеленая — птицы, коричневая — земноводные, красная — насекомые, желтая — звери). «Узнай и назови» Цель: научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида. Материал: карточки с изображением  различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей. Игровая задача: назвать животных, изображенных на карточках. 10 Покажи отгадку» Цель: познакомить детей с особенностями передвижения животных по земле (т.е. имитация движений животных). Например, при чтении загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается)   дети   выполняют   движения   кошки:   Наклон   вперед,   ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать. Игровое упражнение «Как звери в лесу живут». Цель:   научить   детей   определять   и   понимать   приспособленческие признаки   животных   к   природе   в   разное   время   года.   Дети   рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? и т.д.). 3.Кинофильмы 4.Книги 5.Рассказы 6.Настольные игры: «Зоологическое лото» и др. 3.Методика ознакомления детей с домашними и дикими животными При ознакомлении дошкольников с живой природой, надо расширять прежде   всего   представление   о   домашних   животных   и   их   детенышах   (   об особенностях   поведения,   передвижения,   о   том,   что   едят,   какую   пользу приносят людям). Познакомить еще с 2 домашними животными, их внешним видом (с учетом местных условий). Познакомить с трудом людей по уходу за домашними животными. Рекомендуется   расширять   представления   о   жизни   в   природных условиях диких животных: как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях. 11 По   программе   требуется,  чтобы   дети   на   третьем   и   четвертом   годах жизни различали в натуре и на картинках домашних животных (кошку, собаку, лошадь,   корову,   козу,   кур),   называли   их,   указывали   несколько   внешних признаков этих животных, узнавали и называли детенышей их. Дошкольников второй младшей группы учат наблюдать за повадками домашних животных (что они едят, как передвигаются, какие у них голоса), приучают заботиться о них, доброжелательно относиться к ним. Наблюдения   над   домашними   животными.  Основным   способам ознакомления   с   домашними   животными   служат   кратковременные,   но многократно повторяемые наблюдения над ними на прогулках. Так, например, можно предложить детям обеих групп понаблюдать, как курица разгребает землю; послушать, как она созывает цыплят, как они пищат. Воспитатель поясняет, что курица­мама нашла зернышки и зовет своих деток­ цыплят, чтобы они поели. Дошкольники в течение 5 7 минут наблюдают. ― После этого воспитатель спрашивает: «Какая курица? Какие цыплята? Как зовет курица цыплят? Как цыплята пищат?» Наблюдения за курами (с детьми младших групп).  Дети во время прогулок неоднократно видели кур. Убедившись, что все они различают петуха и курицу, воспитатель на одной из прогулок показывает им характерные особенности петуха. — Посмотрите, что у петуха на голове, ―  говорит он детям. ―  Какой красивый красный гребешок. А хвост­то какой большой! Этими словами внимание детей задерживается на внешнем виде петуха. Затем они слушают, как поет петух. На следующей прогулке воспитатель сообщает, что у кур есть глаза, что они видят. — Смотрите, дети я брошу крошки в сторону, а куры увидят и побегут к ним. Теперь я положу крошки у ваших ног, пусть куры прибегут к вам близко, а вы присядьте и посмотрите, где у них глаза. 12 На третьей прогулке воспитатель обращает внимание детей на окраску кур;   показывает,   где   они   живут,   кто   за   ними   ухаживает;   учит,   как   надо созывать их. Наблюдать   коров,   лошадей   и   коз   лучше   летом   на   пастбище.   Надо обратить внимание детей на рога; послушать, как мычит корова, ржет лошадь и прыгает коза; установить, что они едят, как доят коров и коз. Мелких домашних животных  ―  кошку, собаку  ―  можно пронаблюдать на занятиях в комнате. Наблюдение за кошкой (во второй младшей группе). Программный   материал.   Внешний   вид   кошки,   как   ест,   как   играет. Словарь: лакает, шерсть густая, мягкая, мурлычет, лапы, усы. Ход занятия. Воспитатель приносит в группу кошку. — Это кошка,  Посмотрите, дети, какая она красивая: вся серая с черными полосами. Ее можно погладить, она не укусит. (Гладит ― говорит он. ― кошку.) У нее густая и мягкая шерсть. А поглядите, какие у нее на мордочке большие усы. Воспитатель   постепенно   обращает   внимание   детей   на   особенности внешнего вида кошки. Дети отмечают, что у нее есть голова, уши, глаза, нос, рот.   Потом   разглядывают   ее   ноги,   лапы,   хвост.   Воспитатель   называет отдельные части тела животного. Когда дети уже достаточно ознакомились с внешним видом животного, воспитатель   дает   ей   молоко.   Увидя   блюдце   с   молоком,   кошка   начинает мяукать. Ребята радостно отмечают, что она просит молоко. Внимание детей обращают на то, как кошка лакает молоко своим длинным языком, как будто поддевает его ложечкой и отправляет в рот. Когда животное закончит есть, воспитатель опять гладит и ласкает его. Сытая кошка начинает мурлыкать. — Это она поет, ―  говорят дети. — Это она мурлычет, ―  уточняет воспитатель. 13 На следующем занятии воспитатель кормит кошку мясом. После этого он показывает детям, как кошка играет с бумажкой и пустой катушкой. Дети наблюдают движения у кошки, как она затаивается, как прыгает, как хватает лапами и зубами бумажку. Аналогичные наблюдения воспитатель организует над собакой. Рассматривание   картин   из   серии   «Домашние   животные»:   «Кошка   с котятами»,   «Собака   со   щенятами»,   «Корова   с   теленком»,   «Куры»   ― проводится  для  уточнения  конкретных  представлений  детей  и расширения запаса слов. На основе живых впечатлений, полученных при наблюдении животных, легко   привлечь   внимание   детей   к   изображениям   на   картинах.   При рассмотрении последних воспитатель уже не описывает животное, а ставит вопросы. Ниже приводится пример занятия с картиной. По такому же плану можно построить работу с картинами по всем домашним животным. Кошка   с   котятами   (примерный   план   занятия   в   младших   группах   по картине) После того как дети наблюдали живую кошку, воспитатель, показывая картину, спрашивает: «Кто изображен на картине? Что делает кошка? Кто лежит рядом с кошкой? Как кошка мяукает?» Детям второй группы можно задать еще следующие вопросы: какого цвета лапки у кошки? Какого цвета хвост у кошки? Что у кошки на голове, на мордочке? Что делает серый котенок? (Показать его.) Из чего серый котенок лакает   молоко?   Как   котенок   лакает   молоко?   Какого   цвета   этот   котенок? (Показать на картине.) Что он трогает лапкой? Какого цвета клубок? У кого дома есть кошка? Как кошка мяукает? Как котенок мяукает? После   рассматривания   картины   воспитатель   предлагает   прослушать рассказ о кошке с котятами. У кошки Мурки есть котята. Она лежит на коврике и смотрит на своих котят.   Серенький   котенок   лакает   молоко   из   тарелки,   рыженький   котенок 14 прыгнул   и   опрокинул   корзинку   с   клубками   ниток.   Клубки   выкатились   из корзинки, и рыженький котенок стал играть синим клубком. Черный котенок с белыми полосками свернулся около кошки и уснул. А кошка смотрит на котят и мурлычет: «мур­мур». Дидактические игры.  Для закрепления знаний о голосах животных и обучения правильному произношению звуков проводят дидактические игры «Кто как кричит?» (в первой) и «Угадай, кто в домике живет» (во второй младшей группе).  Ход занятия. — К нам в гости пришла кошка и мяукает; «мяу­мяу». Как мяукает кош­щ? (Дети повторяют.) Села   кошка,   к   ней   прибежала   собачка   и   лает;   «ав­ав­ав».   Как   лает собачка? (Дети повторяют.) Вот подошел к собачке и кошке петушок да как закричит: «ку­ка­ре­ ку». Как закричал петушок? (Дети повторяют.) Пришла курица­наседка и зовет своих цыплят: «ко­ко­ко». Как зовет цыплят курочка? (Дети повторяют.) Прибежали цыплята и пищат «пи­пи­пи». Как пищат цыплята? (Дети повторяют.) Мимо   дома   едет   автомобиль,   Он   гудит;   «би­би­би».   Как   загудел автомобиль? (Дети повторяют.) Петушок испугался и убежал, курочка и цыплята испугались и убежали. Собака и кошка тоже испугались и убежали. Игры с картинками. С детьми второй младшей группы можно провести один из вариантов игры «Где мама?» (автор Е. И. Грызлова, рисунки Д. В. Горлова, стихи О. И. Высоцкой). Детям   раздают   карточки   с   изображением   животных.   Карточки   с изображением   их   детенышей   складывают   в   стопку.   Воспитатель   берет карточку   из   стопки,   показывает   детям,   описывает   изображенного   на   ней 15 молодого животного или читает стихи о нем. Тот, у кого картина взрослого животного, должен назвать его и показать. Участие   детей   в   кормлении   животных.   Чтобы   дети   имели представления о питании животных, воспитатель кормит при них кур, кошку, собаку. Во второй младшей группе воспитатель привлекает к кормлению детей. Они приучаются к заботе о животных. Таблица 2. Работа с детьми в разных группах по ознакомлению с животными Возрастная группа Младшая Средняя Старшая Особенности развития Формы работы различение   особенностей   внешнего   вида   некоторых   частей   тела, животных, особенностей   движения,   издаваемых звуков различение   в   предметах   характерных свойств,   сравнение   и   группировка предметов   по   этим   свойствам,   первые элементарные   обобщения,   установление простейших   связей   между   некоторыми явлениями ­различение   своеобразия   внешнего строения и повадков животных;  ­ знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, об основных навыках ухода за обитателями уголка природы. ­наблюдения   (в   уголке   природы, на участке) ­наблюдения   (в   уголке   природы, на участке) ­экскурсии ­занятия ­трудовые поручения ­   рассматривание   картин   с изображением природы ­наблюдения   (в   уголке   природы, на участке) ­экскурсии ­занятия ­трудовые поручения ­   рассматривание   картин   с изображением природы ­опыты настолько­печатные игры 16 Список использованной литературы 1. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред. Н.Ф. Виноградовой.– М.: Просвещение, 1988. – 159с. 2.   Каменев,   Л.А.   Как   знакомить   дошкольников   с   природой   /   л.А. Каменев.­ М., 1983.­167 с. 3.Николаева,   С.   Н.   Теория   и   методика   экологического   образования детей/ С.Н. Николаева. – М. : «Академия», 2005. – 336 с. 4.   Федотова,   А.М.   Формирование   представлений   о   многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / А.М. Федотова.­ Пермь: ПГПИ, 1990. – с. 75­87. 5.Зебзеева,   В.А.   Особенности   знаний   дошкольников   о   многообразии животного мира / В.А. Зебзеева, М.А. Верещагина. – М.: Просвещение, 1999. – 215 с. 6. Чырвоная кніга Рэспублікі Беларусь: Рэдкія і тыя, што знаходзяцца пад пагрозай знікнення віды жывел і раслін / Беларус. Энцыкл.; ­ Мн.; Бел Эн, 1993. 17 7. Пралеска: программа дошкольного образования/ Е.Л.Панько и др. – Мн.: НИО, 2007. – 320 с. 18

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017