Методическая разработка по курсу "Христианская археология" представляет собой набор из 7 занятий, которые знакомят слушателей с предметом, объектом и методологией археологии в целом и особенностями христианской археологии, методикой изучения христианских древностей, историей христианского храма и типами церковного здания. Программа рассчитана на реализацию 9-11 классах в рамках факультативного курса. При небольшой доработке программа может быть реализована в высших учебных заведениях, а также в рамках курсов повышения квалификации для учителей, преподающих ОДНКР.
Христианская археология.docx
Методическая разработка по курсу «Христианская археология».
Важным моментом на волне современных реформ в сфере образования,
особого внимания власти к развитию чувства патриотизма, толерантности и к
изучению культур народов России стало введение в школе обязательного
предмета «Основы православной культуры».
ОПК — учебный предмет,
включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в
школьную программу (с первой четверти 4го класса средней
общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного
компонента в рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России» (Ныне «Основы религиозных культур и светской этики») сначала
экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, затем, с
третьей четверти 2010—2011 учебного года — также в Ярославской
области и республике Марий Эл, а с 1 сентября 2012 года — во всех регионах
России. Заявленная цель предмета — ознакомить школьников с историей,
культурой и основными ценностями православного христианства. Предмет
представлен Министерством образования и науки как светский; преподавание
ведется светскими педагогами. Ученики либо их родители (законные
представители) имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы
православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики».1
В связи с данной реформой у нас встал вопрос об изучении основ
археологии в школе вообще и церковной археологии в частности. Ведь многие
области истории и культуры без археологии просто не существовали бы
(например, церковные древности Нубии; массовое церковное строительство
Руси XIIХIII вв.). Но археология не просто резко увеличивает количество
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84р (URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=125701 дата обращения
26.05.2013 13:08), Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 02.08.2009 № Пр2009
(URL: http://www.torhanshumr.edu.cap.ru/?
t=hry&eduid=4170&hry=./4015/13135/13137/19457/1946 дата обращения 26.05.2013 13:10) сведений. Образуемые на ее материалах информационные ряды, основанные
на независимых источниках, могут обладать принципиально иными
свойствами и вполне способны создать собственную версию истории, вообще
не опирающуюся на тексты. Это была бы, конечно, история обеднённая, но и
более достоверная (особенно в отношении двух «коньков» археологии:
хронологии и топографии). Как уже говорилось в основной (исторической)
части нашей работы, изучение христианских древностей как научная
дисциплина — очень молодая область, а современная школьная программа
предусматривает крайне поверхностное знакомство школьников с такой
наукой как археология, несмотря на живой к ней интерес школьников.
нам бы хотелось предложить методическую разработку
Потому,
факультативного курса «Христианская археология» в рамках внеурочной
деятельности в школе.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты
третьего поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности историкокультурного
направления «Христианская археология» положены идеи и положения
Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования и Концепции духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для
научного развития, социального, духовного, культурного самоопределения,
интеграции личности учащегося в системе мировой и отечественной культур.
Актуальность.
Археологию можно назвать наукой о способах добычи бесконечного
количества мелких, но точных исторических подробностей. Без них она
просто не существует. Они необходимы для «связывания» времени и пространства настолько же, насколько камешки и пружинки в работе
часовщика. Возрождение в нашем Отечестве культурных и духовных традиций
прошлого еще более обостряет необходимость подлинно научного
осмысления минувших эпох. Христианской археологии здесь принадлежит
особое место, поскольку она аккумулирует методы различных дисциплин:
общей археологии, культурологии, истории христианского искусства,
богословия, литургики. Кстати добавить, что это делает церковную
археологию наиболее привлекательной для ознакомления в рамках курса
«Основ православной культуры» в начальной школе. Тем более что благодаря
известным событиям в истории нашей Родины целый пласт знаний о
православной культуре Византии и Руси был предан забвению, а то и
откровенному поруганию. Как писал автор аннотации к труду Гайдукова Н. Е.
Церковная археология (краткий словарь терминов): «Для нескольких
поколений ученой интеллигенции, воспитанных в духе атеистической морали,
само понятие о христианском храме и структуре богослужения оказалось
невостребованным… В современной отечественной научной литературе
нередко приходится сталкиваться с неверными или произвольными
толкованиями некогда хорошо известных терминов».
Факультативный курс внеурочной деятельности «Христианская
археология» разработан как система воспитания нравственных чувств и
этического сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека
через понимание необходимости сохранения и изучения древностей,
способствует пониманию учащимися основ археологии и ценностного
создает условия для научного развития,
отношения к прекрасному,
социального, духовного, культурного самоопределения, интеграции личности
учащегося в системе мировой и отечественной культур.
Изучение факультативного курса внеурочной деятельности
«Христианская археология» на ступени среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей и задач, соответствующих целям и задачам курса Истории на ступени среднего
(полного) общего образования и углубляющих некоторые из них:
воспитание гражданственности, национальной идентичности,
развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими
исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных
традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность
явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по
отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с
исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества,
формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно
историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и
комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических
событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.
Предполагаемые результаты освоения программы «Христианская
археология».
Освоение программы «Христианская археология» обеспечивает
коммуникативное развитие
познавательное,
личностное,
социальное,
учащихся. У школьников обогащается эмоциональнодуховная сфера,
формируются ценностные ориентации; развиваются воображение, образное и
ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально
значимой деятельности; углубляются знания по истории, археологии, истории
и культуре христианства, как неотъемлемой части истории и культуры России и мира.
Личностные результаты (соответствуют личностным результатам при
освоении курса Истории на ступени среднего (полного) общего образования)
проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в
процессе внеурочной учебной деятельности обучающихся и отражают:
сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую
культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и
этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов
России и человечества;
усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества, сформированность основ
гражданской идентичности;
присвоение художественного опыта человечества в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,
обогащение на этой основе собственного духовного мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
ответственное отношение к учению,
инициативность и
самостоятельность в решении учебнотворческих задач; готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному
построению индивидуальной образовательной траектории с учетом
устойчивых познавательных интересов;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
наличие художественных предпочтений,
эстетического вкуса,
эмоциональной отзывчивости, и заинтересованного отношения к миру и
искусству; освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
участие в общественной жизни школы с учетом региональных,
этнокультурных, социальных особенностей;
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в различных видах деятельности;
Метапредметные результаты
(соответствуют метапредметным
результатам при освоении курсов Истории и МХК на ступени среднего
(полного) общего образования) характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной
практической деятельности учащихся, и отражают умения:
самостоятельно ставить новые учебные,
познавательные и
художественнотворческие задачи и осознанно выбирать наиболее
эффективные способы их решения;
сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать связи и отношения
между явлениями культуры и областями научного знания;
готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
критически оценивать и
различных источниках информации,
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно
разрешать конфликты;
понимать роль искусства в становлении духовного мира человека,
культурноисторическом развитии человечества, функционировании
современного социума;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
эстетически относиться к окружающему миру; самостоятельно
организовывать свой культурный досуг; стремиться к самообразованию.
Сроки реализации программы «Христианская археология».
Программа «Христианская археология» разработана для учащихся
возрастной группы 10х — 11х классов средней общеобразовательной школы.
Возраст участников – 1618 лет. На изучение предмета отводится 1 ч. в две
недели, всего на курс — 7 ч.
В качестве формы проведения занятий предполагаются урокилекции.
Это продиктовано принятой организацией занятий на курсах внеурочной
деятельности (не подразумевающих письменного контроля усвояемых знаний,
домашних заданий, выставления оценок и итоговой проверочной работы), а
так же отсутствия у школьников достаточной подготовки по теме данного
курса.
Перечень учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения образовательного процесса.
Материальнотехническое обеспечение:
Компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Источники, литература и интернетресурсы для преподавателя:
Повесть временных лет, Ипатьевский список.
URL: http://imwerden.de/pdf/psrl_tom02_ipatjevskaya_letopis_1908.pdf;
Павлова Н. А. История и археология в школе
URL: http://repetitors.info/library.php?b=373
;
Фролов И. В. Педагогический потенциал археологии.
URL: http://www.rezerv.narod.ru/frolov.html
;
Гайдуков Н.Е. Церковная археология (краткий словарь терминов). Симферополь: СОНАТ, 2009;
Беляев Л. А. Христианские древности: Введение в сравнительное
изучение. Спб.: Алетейя, 2000;
Археология: Учебник/Под редакцией академика РАН В. Л. Янина. М.:
Издво Моск. унта. 2006;
Виноградов А. Ю., Гайдуков Н.Е.. Желтов М.С. Пещерные храмы
Таврики: к проблеме типологии и хронологии//Российская археология. М.:
2005. №1;
Л.Г.
Хрушкова Раннехристианские памятники Восточного
Причерноморья (IVVII века). М.: "Наука" 2002;
И. Мейендорф О литургическом восприятии пространства и
времени//Литургия, архитектура и искусство византийского мира: Труды
XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8–15 августа 1991)
и другие материалы, посвященные памяти о. Иоанна Мейендорфа / Под
редакцией К.К. Акентьева. — СанктПетербург: Византинороссика, 1995.
URL: http
:// byzantinorossica
. org
. ru / ser
_ br _ v 1. html;
Н. Е. Гайдуков Сакральное пространство и литургическое устройство
в доиконоборческих пещерных храмах ЮгоЗападной Таврики//Иеротопия.
Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Сборник
под редакцией А.М. Лидова. М.: «Прогресстрадиция», 2006;
Н. В. Холостенко. Открытие в Чернигове//Декоративное искусство
СССР №5. М., 1967;
Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.:
Церковнонаучный центр «Православная энциклопедия», 2000.
Холостенко Н. В. Мощеница Спаса Черниговского// Культура
средневековой Руси. Л.: «Наука», 1974;
Т. А. Чукова Алтарь древнерусского храма конца X первой трети
XIII в. Спб.: Петербургское Востоковедение, 2004; Голубинский Е. Е. Святые Константин и Мефодий апостолы
славянские // Богословские труды. М., 1985. Т. 26;
П. А. Раппопорт Зодчество Древней Руси.
URL: http://rusarch.ru/rappoport1.htm. Тематическое планирование
Тема
Основные виды внеурочной
деятельности
Кол
во
часов
1. Вводное занятие.
1
Рассказ руководителя,
2. Археологическая периодизация
истории человечества. Понятие
стратиграфии и культурного слоя.
3. Основные группы христианских
древностей.
4. Методика изучения христианских
древностей.
5. Терминология христианской
археологии.
6. Христианский храм. История.
7. Христианский храм. Типы церковного
здания.
1
просмотр фотографий, видео,
обсуждение.
1
Рассказ руководителя,
1
1
1
1
1
1
1
1
просмотр видео, подготовка
презентаций (по желанию).
Рассказ руководителя.
Рассказ руководителя,
просмотр презентации,
обсуждение.
1
Рассказ руководителя,
обсуждение, фиксация
терминов.
1
Рассказ руководителя,
просмотр фотографий,
обсуждение.
1
Рассказ руководителя,
подготовка презентаций,
обсуждение. Разработки уроков (занятий).
Занятие 1.
Тема: «Вводное занятие».
Цель: Ознакомить с темой курса и предстоящей работой.
Задачи:
1. Объяснить учащимся, что они будут изучать.
2. Пояснить, как будут проходить занятия, и что будет требоваться от
учащихся.
3. Показать актуальность данной темы сегодня.
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Вид занятия: урок лекция
Новые понятия: Археология, археологический источник.
Оборудование: Доска и мел, компьютер, проектор, мультимедийная
доска.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Факультативный курс будет длиться 9 уроков. Один урок в 2 недели.
В процессе изучения курса будет проводиться работа с археологическими
источниками, и изучаться научная литература, касающаяся изучаемого
предмета. Внеурочная деятельность не подразумевает письменного контроля
усвояемых знаний, обязательных домашних заданий в привычной для вас
форме, выставления оценок и итоговой проверочной работы.
Для проведения занятий потребуется тетрадь для записей, а также
литература, источники и интернетресурсы, предложенные руководителем.
3. Фронтальный опрос учащихся, с целью выяснить, что они знают об
археологии и культурном наследии христианизированных народов.
4. Карта поздней Римской империи, рассказ о направлениях
распространения христианства. Рекомендации, касаемо литературы, для
ознакомления предмета изучаемого курса. 5. Закрепление пройденного:
Что такое археология и чем она изучает?
Что такое археологический источник?
6. Домашнее задание: завести тетрадь на 48 листов для занятий по курсу
«Христианская археология».
Занятие 2.
Тема: «Археологическая периодизация истории человечества. Понятие
стратиграфии и культурного слоя».
Цель: Ознакомить учащихся с археологической периодизацией истории
человечества.
Задачи:
1. Узнать, что учащиеся знают по теме предыдущего занятия.
2. Ввести новые понятия: культурный слой,
стратиграфия и
археологическая культура. Ознакомить учащихся с археологической
периодизацией истории человечества.
3. Закрепить данную информацию у учащихся.
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Вид занятия: урок лекция
Новые понятия: Культурный слой, стратиграфия, археологическая
культура.
Оборудование: Доска и мел,
мультимедийное оборудование,
изображение стратиграфии в разрезе, примеры культурного слоя на
фотографиях.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка у всех учащихся наличия тетрадей для записей.
2. Активизация имеющихся знаний.
Фронтальный опрос с целью узнать, что ученики помнят по предыдущей теме.
Что такое археология и что она изучает?
Что такое христианская археология?
Что такое археологический источник?
3. Изучение нового материала.
Что же такое стратиграфия?
В
взаимное
расположение культурных слоев относительно друг друга и перекрывающих
археологии стратиграфией
называют
их природных пород. Установление этого расположения имеет огромную
стратиграфический метод
важность для датирования находок (т. н.
датирования).
Что же такое культурный слой?
Культурный слой слой земли на месте поселения человека,
сохранивший следы деятельности людей. В зависимости от длительности
проживания людей в поселении и их деятельности, толщина слоя меняется от
нескольких сантиметров до нескольких десятков метров. С целью изучения
следов деятельности человека и восстановления по этим следам истории
поселения, археологи проводят раскопки.
Принято считать, что мощность культурного слоя пропорциональна
объёму жизнедеятельности на площади, где слой отложился. Культурный слой
простирается в глубину до материка — напластований, не несущих в себе
следов жизнедеятельности человека.
Как в археологической науке принято делить историю человечества на
периоды?
Археологическая периодизация – деление истории человечества на
большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи. В качестве основы
для периодизации выступает техника (из чего сделаны орудия труда). В
зависимости от преобладающего материала эпохи принято делить на
каменную, бронзовую и железную. Каменный век
Палеолит (3 млн. лет до н. э. – 14 тыс. лет до н. э.)
Мезолит (14 тыс. лет до н. э. 8 тыс. лет до н. э.)
Неолит (8 тыс. до н. э. – 3 тыс. лет до н. э.)
Энеолит (6 тыс. до н. э. 3 тыс. до н. э.)
Бронзовый век (3 тыс. до н. э. 2 тыс. до н. э.)
Железный век: ранний (8 век до н.э.), поздний (5 в н. э. 16 в. н. э.)
Что же такое археологическая культура?
Археологическая культура – ограниченная во времени и пространстве
группа памятников, объединенных общими чертами (типы жилища, формы
орудия, украшений, керамики и т.д.).
4. Закрепление материала.
Что такое культурный слой? Что такое стратиграфия? Что такое
археологическая периодизация и на чем она основана? Что такое
археологическая культура?
5. Рекомендуемая домашняя работа: прочитать записи в тетради.
Занятие 3.
Тема: Основные группы христианских древностей.
Цель: Ознакомить учащихся с основными группами христианских
древностей.
Задачи:
1. Узнать, что учащиеся знают по теме предыдущего занятия.
2. Ввести понятие «христианская археология». Рассказать, какие
существуют группы христианских древностей, показать изображения,
иллюстрирующие основные группы христианских древностей.
3. Закрепить данную информацию у учащихся.
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Вид занятия: урок лекция Новые понятия: христианская археология
Оборудование: Доска и мел,
мультимедийное оборудование,
изображения, иллюстрирующие основные группы христианских древностей.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Активизация имеющихся знаний.
Фронтальный опрос с целью узнать, что ученики помнят по предыдущей
теме.
Что такое культурный слой? Что такое стратиграфия? Что такое
археологическая периодизация и на чем она основана? Что такое
археологическая культура?
3. Изучение нового материала.
Что такое христианская археология?
Христианская археология занимается изучением христианских
древностей. Эта область лежит на границе нескольких дисциплин: археологии,
истории религии и церкви, истории искусства и архитектуры (со всеми
входящими в них вспомогательными дисциплинами). Ее задача – собирание,
источниковедческая обработка, интерпретация материальных объектов,
связанных с историей христианской цивилизации с целью реконструкции
развития религиозной жизни общества.
Поскольку в предметном отношении это – часть истории христианской
цивилизации, хронологически она ограничена ее эпохой. Нижний предел
определен временем зарождения и древнейшего зарождения христианства (I
III вв.); верхний очень подвижен. Обычно он совпадает с концом
Средневековья (примерно 1453 г., год падения Константинополя), однако в
ряде случаев планка может быть поднята (например в России история
церковных древностей завершается только с XVII столетием, вторгаясь даже
в XVIII – XIX вв.)
Какие существуют группы христианских древностей? Таких групп четыре: церковные сооружения (храмы и иные религиозные
здания), служебные принадлежности, памятники погребального обряда
(некрополи, надгробия, инвентарь), религиозные артефакты, принадлежавшие
отдельным личностям или семьям (амулеты, знаки конфессии и т. п.). Но эти
группы были окружены морем «нецерковной» действительности, хотя и
глубоко проникнутой сформировавшей ее религиозной культурой. А потому в
изучение вовлекаются как церковные или связанные с ними культовые
объекты и артефакты, так и все прочие материальные остатки
соответствующих эпох.
4. Закрепление материала.
Что такое христианская археология? Какие группы христианских
древностей существуют?
5. Рекомендуемая домашняя работа: прочитать записи в тетради.
Занятие 4.
Тема: Методика изучения христианских древностей.
Цель: Ознакомить учащихся с методикой изучения христианских
древностей.
Задачи:
1. Узнать, что учащиеся помнят по теме предыдущего занятия.
2. Рассказать о том, что такое методика изучения, какой методикой
пользуется христианская археология.
3. Закрепить данную информацию у учащихся.
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Вид занятия: урок – лекция.
Новые понятия: методика изучения
Оборудование: Доска и мел, мультимедийное оборудование.
Ход урока:
1. Организационный этап. 2. Активизация имеющихся знаний.
Фронтальный опрос с целью узнать, что ученики помнят по предыдущей
теме. Что такое христианская археология? Какие группы христианских
древностей существуют?
3. Изучение нового материала.
Что такое методика?
Методика совокупность методов, приемов, опробованных и изученных
для выполнения определенной работы.
Изучение христианских древностей не претендует на какуюто особую
методику. Она пользуется всей совокупностью методов, разработанных в
современном источниковедении (прежде всего в археологии и
искусствознании). Методы критического анализа в истории христианских
древностей – общие с названными выше научными дисциплинами: главные
иконографический,
среди
сравнительнотипологический,
них
стратиграфический, в эпиграфике – текстологический и т. д. Применение их к
материалу рождает комплексные темы: типология изображений и
сооружений, их семантика, история отдельных типов объектов («монастырь»,
«собор»), общеисторические и церковноисторические направления. В этом
смысле история церковных древностей понимается как одна из специальных
исторических дисциплин, тесно связанных с археологией, историей
архитектуры и искусства.
Далее руководитель показывает презентацию, иллюстрирующую
проведение археологических раскопок на месте раннесредневековой
базилики.
4. Закрепление изученного материала, обсуждение.
Что такое методика? Какой методики придерживается христианская
археология?
5. Рекомендуемая домашняя работа: прочитать записи в тетради. Занятие 5.
Тема: «Терминология христианской археологии».
Цель: Ознакомить учащихся с понятийным аппаратом христианской
археологии.
Задачи:
1. Выяснить, что учащиеся помнят по теме предыдущего занятия.
2. Выдать учащимся распечатку терминов с определениями и показать
на планах базилик и фотографиях, иллюстрирующих внутреннее пространство
храма, какой объект каждый термин обозначает.
3. Закрепить изученный материал путем обсуждения материала по ходу
урока.
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Вид занятия: урок лекция
Новые понятия: Литургические устройства, алтарная преграда, алтарь,
амвон, жертвенник и др.
Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Ход урока:
1. Организационная часть
2. Активизация знаний.
Фронтальный опрос с целью узнать, что ученики помнят по предыдущей
теме: Что такое методика? Какой методики придерживается христианская
археология?
3. Изучение нового материала.
Руководитель раздает учащимся распечатки терминов с определениями,
взятых из работы Н. Е. Гайдукова «Церковная археология (краткий словарь
терминов)». И объясняет значение наиболее важных из них на примерах
планов базилик и фотографий, иллюстрирующих внутреннее пространство
храма.
Что такое литургические устройства? Под литургическими устройствами нужно понимать малые
архитектурные формы, которые непосредственно используются при
совершении богослужения.
Алтарная преграда – «в раннехристианское время, в Византии в
послеиконоборческое время – барьер, который отделял алтарь от остального
внутреннего пространства храма.
Алтарь – это восточная часть православного храма, где находится
престол, на котором совершается евхаристическая литургия. Алтарь от храма
отделяет алтарная преграда, уровень пола в алтаре обычно выше, чем в храме.
Амвон – это возвышение, которое устраивали в центре храма, под
куполом, и на которое во время богослужения должны были восходить
читающие, возглашающие и поющие. Амвон с алтарём соединяла солея –
приподнятая дорожка, ограждённая решётками по сторонам.
Жертвенник (протезис) – «помещение для подготовки хлеба и вина в
отдельном литургическом обряде проскомидии, совершаемом перед началом
Евхаристии. Жертвенником также называется и сам столик, на котором
совершается обряд проскомидии.
4. Закрепление изученного материала, обсуждение.
Что такое литургические устройства, алтарная преграда, алтарь, амвон,
жертвенник?
4. Рекомендуемая домашняя работа: изучить термины из распечатки.
Занятие 6.
Тема: «Христианский храм. История».
Цель: Ознакомить учащихся с историей происхождения христианского
храма.
Задачи:
1. Выяснить, что учащиеся помнят по теме предыдущего занятия.
2. Рассказать учащимся историю возникновения христианского храма на примере материалов презентации.
3. Закрепить изученный материал путем обсуждения материала по ходу
урока.
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Вид занятия: урок лекция
Новые понятия: православный христианский храм, апсида.
Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Ход урока:
1. Организационная часть
2. Активизация знаний.
Фронтальный опрос с целью узнать, что ученики помнят по предыдущей
теме: Что такое литургические устройства, алтарная преграда, алтарь, амвон,
жертвенник?
3. Изучение нового материала.
Православный христианский храм – абсолютно уникальное сооружение.
Он не имеет никаких прототипов, ниоткуда не следует, у него своя
собственная история. История эта напрямую связана с историей
христианского богослужения, а храм – только оболочка этого богослужения.
Одна из версий этой истории представлена Н. Е. Гайдуковым в работе
«Церковная археологи (краткий словарь терминов)». Христианский храм
отличает от прочих особенная архитектура и внутреннее устройство. Исходя
из логики того, что Церковь – это не здание, а собрание верующих, то храм –
лишь место собрания верующих, место совершения литургии (богослужения).
И это определяет устройство помещений для собрания христиан, хотя,
безусловно, на внешний вид и внутреннее устройство храмов влияние
оказывали и национальные традиции, и различные природные условия и
практические нужды. Первоначально христиане использовали для своих
собраний не специальные здания, а комнаты своих домов. Так было и в I и во
II и даже начале III веков. Как же появляются первые здания, построенные специально для церкви,
что они собой представляли? Такие сооружения были найдены в Риме –
продолговатые здания с апсидой – полукруглым выступом в одной из стен,
который завершался полусводом. Такое помещение делилось на несколько
частей и в нем имелись специальные богослужебные устройства. В течение IV
века богослужения стали совершаться в специально выстроенных базиликах.
По своему происхождению базилика не религиозное здание, оно
предназначалось для многолюдного собрания – суда, торговли, политики.
Христианский храм тоже подчинен идее собрания, но меняется цель, а потому
в базилике помещаются специальные устройства, необходимые для
богослужения, в первую очередь, известный вам жертвенник. Настоящего
расцвета церковная архитектура достигла во времена правления императора
Юстиниана (527 – 565 гг.) и его преемников. Большое значение для всего
Софии в
христианского мира было строительство собора Св.
Константинополе. Он сохранил в себе черты базилики, но появилось важное
отличие – здание завершалось куполом, а благодаря четырем опорам, на
которых лежал купол, здание приобрело в плане крестовокупольную форму,
дав толчок к развитию и становлению нового типа храма. Именно он стал в
последующие века ведущим в Византии и был перенят Русью. Затем стали
меняться и внутренние устройства храмов. Ранее храм являлся одним из мест
богослужения, отдельные его части могли проходить и во дворе (атриуме) и в
сосудохранилище (скевофилакии). Теперь все богослужение происходит
внутри храма, поэтому особо удачной конструкцией стало наличие трех
апсид, вместо одной. В послеиконоборческий период (начиная с IX в.) храмы
начинают расписывать изнутри, устанавливается множество икон. В таком,
можно сказать, современном виде, храм попадает на Русь вместе с принятием
ею крещения в 988 г. Хотя их отличает многоглавость (более одного купола).
До нашествия монголов период Русской церкви можно назвать «византийской
Русью», т.к. все делалось по образцу Византии, хотя и с рядом русских особенностей (высокая деревянная алтарная преграда). Нашествие татаро
монголов ознаменовало этап определенных изменений в храмовом
строительстве Средневековой Руси: увеличилась площадь алтаря, боковые
апсиды оказались полностью за иконостасом, сам иконостас вырос вширь и
ввысь. Однако литургическое устройство храма полностью сформировалось к
XV – XVI вв. Со временем в русском зодчестве сложился тип храма,
состоящий из квадратной в плане центральной части, к которой с восточной
стороны примыкает алтарная апсида, а с западной притвор и колокольня,
причем вход делали через колокольню. Такие храмы наиболее обычны в наши
дни.
4. Рекомендуемая домашняя работа: прочитать и подробно изучить
записи в тетради.
Занятие 7.
Тема: «Христианский храм. Типы церковного здания».
Цель: Ознакомить учащихся с типами церковных зданий.
Задачи:
1. Выяснить, что учащиеся помнят по теме предыдущего занятия.
2. Рассказать учащимся о типах церковного здания на примере
материалов презентации.
3. Закрепить изученный материал.
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Вид занятия: урок лекция
Новые понятия: баптистерий, мартирий.
Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Ход урока:
1. Организационная часть
2. Активизация знаний.
Фронтальный опрос с целью узнать, что ученики помнят по предыдущей теме: Что такое православный христианский храм и апсида?
3. Изучение нового материала.
Проблема типологизации церковных зданий представляет некоторую
сложность. Дело в том, что традиционными и общепринятыми являются
архитектурные типы: базилика, крестовокупольный храм и т. п. Но подобная
типологизация не отражает реального устройства здания. Т.к. наряду с
базиликой используются термины «мартирий» (храмусыпальница),
«баптистерий» (отдельное здание или место в храме для крещения), которые
тоже могли иметь форму базилики. С другой стороны, базилика не всегда
прямоугольная, известны случаи строительства восьмиугольных базилик. Все
дело в том, что мы невольно смешиваем архитектурные и функциональные
понятия. Однако в научном мире принято в данном случае руководствоваться
функциональным подходом изза специфики религиозных построек.
К основным типам храмов принято относить:
Императорские и патриаршие храмы в столицах Византийской
империи;
Кафедральные храмы (главные церкви церковноадминистративных
единиц (епархий));
Приходские храмы в городе;
Сельские храмы;
Мученические храмы или мартирии;
Кафоликоны (главные церкви монастырских комплексов);
Храмы при богадельнях и странноприимных домах;
Пареклесии, или часовни.
Отсюда очевидны и два основных архитектурных типа, которые
использовали при сооружении церковных зданий: базилика и крестово
купольный храм.
4. Закрепление материала:
Что такое мартирий? Что такое баптистерий? Какие бывают типы храмов?
5. Рекомендуемое домашнее задание: прочитать конспекты в тетради Список источников и литературы.
Список источников:
1. Алешковский М. Х. Отчет о археологических разведках 1961 г. у церкви
ИоаннаБогослова в г. Смоленске. Архив ИА РАН. Фонд Р1 № 2287.
2. Алешковский М. Х. Отчет о археологических разведках 1961 г. у церкви
Михаила Архангела в г. Смоленске. Архив ИА РАН. Фонд Р1 № 2286.
3. Брунов Н., Травин Н. Собор Софии в Новгороде//Сообщения института
Истории и Теории архитектуры. Выпуск 7. М., 1947.
4. Воронин Н. Н. Отчет о раскопках в Смоленске на Рачевке в 1963 г. Архив
ИА РАН. Фонд Р1 № 2683.
5. Повесть временных лет/Пер. с древнерусского Д. С. Лихачева, О. В.
Творогова. СПб.: Вита Нова, 2012.
6. Раппопорт П. А. Отчет о работе Смоленской архитектурно
археологической экспедиции в 1972 г. Архив ИА РАН. Фонд Р1 № 4687.
7. Раппопорт П. А. Отчет о работе Смоленской архитектурно
8.
9.
археологической экспедиции в 1973 г. Архив ИА РАН. Фонд Р1 № 5158.
Раппопорт П. А. Отчет о работе Смоленской архитектурно
археологической экспедиции в 1973 г. Архив ИА РАН. Фонд Р1 № 5158а.
Раппопорт П. А. Отчет о работе архитектурноархеологической
экспедиции 1978 г. Архив ИА РАН. Фонд Р1 № 6935.
10. Холостенко Н. В. Открытие в Чернигове//Декоративное искусство СССР
№5. М., 1967.
11. Холостенко Н. В. Мощеница Спаса Черниговского// Культура
средневековой Руси. Л.: «Наука», 1974.
Публикации источников в сети Интернет
1. Повесть временных лет, Ипатьевский список.
URL: http
:// imwerden
. de / pdf
/ psrl
_ tom
02_
ipatjevskaya
_ letopis
_1908.
pdf (дата
обращения: 20. 05. 2012);
2. Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 02.08.2009 № Пр2009
URL: http://www.torhanshumr.edu.cap.ru/?
t=hry&eduid=4170&hry=./4015/13135/13137/19457/19461 (дата обращения
26.05.2013 13:10)
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84р.
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc;base=LAW;n=125701(дата обращения 26.05.2013 13:08)
Список литературы:
1. Археология: Учебник/ Под редакцией академика РАН В. Л. Янина. М.:
Издво Моск. унта. 2006.
2. Беляев Л. А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение.
Спб.: Алетейя, 2000.
3. Брунов Н. И. Киевская София – древнейший памятник русской каменной
архитектуры//Византийский вестник III. М. – Л., 1950.
4. БусеваДавыдова И. Л. Архитектура русского православного храма. ХХХ
вв. //Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.:
Церковнонаучный центр «Православная энциклопедия», 2000.
5. Виноградов А. Ю., Гайдуков Н. Е., Желтов М. С. Пещерные храмы
Таврики: к проблеме типологии и Хронологии//Российская археология №1,
2005.
6. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII XIII вв.
Ленинград: "Наука", ленинградское отделение, 1979 г.
7. Введение в историю Церкви. Часть 1: Обзор источников по общей истории
Церкви: Учебное пособие/Под ред. В. В. Симонова. М.: Издательство
Московского университета, 2012.
8. Гайдуков Н. Е. Церковная археология (краткий словарь терминов).
Симферополь: СОНАТ, 2009
9. Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 1. М., 1901.
10. Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 2. М., 1904.
11. Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 2. Часть 1. М., 1900.
12. Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 2. Часть 2. М., 1904.
13. Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 16. М., 19101916.
14. Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX – XIII веках.
Погребальный обряд и христианские древности. Спб.: Центр
«Петербургское Востоковедение», 2002.
15. Немов Р. С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3
кн. – 4е изд. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000. 16. Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986
17. Сухарников Е. С. Элементы литургического устройства базилики
«Крузе»//Материалы VII и VIII Всероссийских научных конференций
«Чтения памяти профессора В. Ф. Семёнова» («Семёновские чтения»). М.:
МПГУ: «Прометей», 2012.
18. Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного
Причерноморья (IVVII века). М.: "Наука" 2002.
19. Хозеров И. М. Белорусское и смоленское зодчество XI XIII вв. Минск,
1994.
20. Чукова Т. А. Алтарь древнерусского храма конца X первой трети XIII в.
Спб.: Петербургское Востоковедение, 2004.
21. Якобсон А. Л. Закономерности и этапы развития архитектуры
средневекового Херсонеса//Византийский временник. Том 49. М.: «Наука»,
1988.
Публикации в сети Интернет:
1. Воронин Н. Н. Архитектурный памятник как исторический источник
(Заметки к постановке вопроса)//Советская археология. XIX. М., 1954. С.
4176 // URL: http://www.russiancity.ru/books/b12.htm (Дата обращения: 15.
06. 2014 16:12)
2. Гайдуков Н. Е. Сакральное пространство и литургическое устройство в
доиконоборческих пещерных храмах ЮгоЗападной Таврики//Иеротопия.
Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Сборник
под редакцией А.М. Лидова. М.: «Прогресстрадиция», 2006. URL:
http://hierotopy.ru/contents/CreationOfSacralSpaces_08_Gaidukov_CaveChurc
hesCrimea_2006_RusEng.pdf (дата обращения: 24. 05. 2012)
3. Мейендорф И. О литургическом восприятии пространства и
времени//Литургия, архитектура и искусство византийского мира: Труды
XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8–15 августа
1991) и другие материалы, посвященные памяти о. Иоанна
Мейендорфа/Под редакцией К.К. Акентьева. — СанктПетербург: Византинороссика, 1995.
4. URL: http://byzantinorossica.org.ru/ser_br_v1.html (Дата обращения: 19. 05.
2012)
5. Павлова Н. А. История и археология в школе
6. URL: http://repetitors.info/library.php?b=373 (Дата обращения 21.05.2013
19:11)
7. Фролов И. В. Педагогический потенциал археологии. URL:
http://www.rezerv.narod.ru/frolov.html (Дата обращения 21.05.2013 18:20)
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Методическая разработка. Христианская археология.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.