Методическая разработка игры для учащихся «История Древней Руси»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Учащиеся смогут по картине, историческому источнику определить историческую личность; 2. Учащиеся смогут по схеме, историческому источнику определить историческое событие; 3. Учащиеся смогут назвать даты исторического события; 4. Учащиеся смогут задуматься о роли личности в истории страны; 5. Учащиеся смогут выразить своё отношение к деятельности исторической личности; 6. Учащиеся смогут выдвигать и доказывать свои версии, работать в группе.Региональный конкурс профессионального мастерства учителей истории «Мой лучший урок»
Иконка файла материала Методическая разработка игры Русь.docx
Министерство образования и науки Волгоградской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного Профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и Переподготовки работников образования» (ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО») Региональный конкурс профессионального мастерства учителей истории «Мой лучший урок» Методическая разработка игры для учащихся «История Древней Руси» Работу выполнил Учитель истории МБОУ СОШ №2 Прокопьев А.С. Тел. 89125303962 Sashok452@rambler.ru 12013 г. Методическая разработка игры для учащихся  «История Древней Руси» Цель:  повторить и закрепить учебный материал по истории древней Руси,  учащиеся смогут назвать события, личности, даты, изученные ранее в курсе  истории России. Задачи: 1. Учащиеся смогут  по  картине,    историческому  источнику определить историческую личность; 2. Учащиеся   смогут  по   схеме,   историческому   источнику   определить историческое событие; 3. Учащиеся смогут назвать даты исторического события; 4. Учащиеся смогут задуматься о роли личности в истории страны; 5. Учащиеся   смогут   выразить   своё   отношение   к   деятельности исторической личности; 6. Учащиеся   смогут   выдвигать   и   доказывать   свои   версии,   работать   в группе. Тип урока: повторительно ­ обобощающий Технология  проведения урока: игра  Форма работы на уроке: работа в группе Участники: учащиеся 6  класса, команды по 3­4 человека. Ведущий ­ учитель (можно   пригласить   ученика   из   11   класса   для   управления  интерактивной презентацией), жюри для ведения протокола правильных ответов.  Требования к командам:  1. Состав не более 4 человек 2. Название команды 23. Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана – организация   подготовки   к   игре   и   принятие   решений   в   спорных ситуациях, когда члены команды не могут придти к единому мнению. Задача судейской коллегии: 1. следить за правильностью ответов команд; 2.  выдавать за правильные ответы звездочки; 3. подводить итоги. Оборудование:  1. Презентация игры «Древняя Русь» 2. Проектор   и   мультимедийная   доска,   на   которой   демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки;  3. Для   жюри     –   бланки   для   вписывания   баллов   каждой   команды (Приложение 1)  4. Для ведущего – секундомер (можно песочные часы) для контроля за временем, отпущенным на обдумывание ответа на вопрос. Общее руководство игрой осуществляет ведущий (Приложение 3). Мотивация Учитель: Тема нашего урока  «Древняя Русь». Пройдет урок в форме игры «Своя игра». Работать вы будет в группах.   По итогам игры вы не только получите оценки,  но и дипломы победителей и призёров игры.  Представление жюри Ход игры: Ведущий объявляет тему игры – «История Древней Руси» Ведущий объясняет правила  (алгоритм) игры. Жеребьёвка   команд.(Приложение   2).   Выполнение   задания   на   скорость. Определение очерёдности.  Запись названий команд в бланк для подсчёта баллов (Приложение 1) 3Вопросы игры: Баллы Вопрос Ответ Киевские князья 10 20 50 «Предание   нарекло   …. Хитрою,   церковь     Святою, история   Мудрою.   Отомстив древлянам,   она   умела соблюсти в стране…» О ком написал эти строки историк Карамзин Н.М. в книге «Предание веков»? тишину     «Тогда   князь   великий…   и брат   его   ,   князь   Владимир Андреевич,   полки   поганых вспять повернули и начали их бить   и   сечь   беспощадно, тоску   на   них   наводя… пропала   охота   у   царей   и князей их на Русскую землю ходить…» В   походах   же   не   возил   за собою ни возов, ни котлов не варил мяса, но, тонко нарезав конину   или   зверину,   или говядину и зажарив на углях так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом   на   головах…   И посылал   в   иные   земли   со словами: «Хочу на вас идти». О   ком   пишет   летописец   в «Повести временных лет?» Княгиня Ольга (890­969) Дмитрий Иванович Донской (1350­1389) Князь Святослав Игоревич  (941 – 972) 4100 (вопрос­ аукцион) 500 («кот   в мешке»)     «Он, как видно не заслужил такой   приятной   памяти   в народе,   как   отец   его; несмотря   на   то,   что деятельность   имеет   важное значение   в   нашей   начальной истории….Он,   как   видно, князем­ был нарядником   страны.   Он любил   церковные   уставы, был   знаком   с   ними:…к   его времени относится и первый писаный устав   гражданский….» О   ком   пишет   философ Соловьев С.М. более Этими   продуктами   питания издревна   на   Руси   встречали каждого гостя Что   это   за   продукты? Почему эти   продукты? именно   Ярослав Мудрый (978 – 1054)   хлеб­соль   –   символы Это   благополучия   и   гостеприимства. Солонка   была   среди   предметов особо почитаемых и в городе, и в деревне. Русь, Степь, Запад 10 Какое   событие   изображено Назовите на   картине?  событие   и   год.     («Бой Пересвета с Челубеем») Куликовская битва.  1380 год. 51242 год. Ледовое побоище на  Чудском озере. «Великий   старец»   ­   Сергий Радонежский – игумен Троицкого монастыря.  20 50 вами     схема Перед исторического события. Что это за событие?  Когда и где оно произошло?   (Схема построения войск в Ледовом побоище) «Князь же великий Дмитрий Иванович, взял с собою брата своего,…и   всех   князей русских,…поехал   на   поклон к   отцу   своему   духовному, преподобному   старцу…., благословение получить… Преподобный….   Окропил его   священной   водою   и   всё христолюбивое его войско, и осенил   великого   князя крестом   Христовым   – знамением на челе»  О   ком   идет   речь   в историческом источнике?  100 (вопрос­ аукцион) От чего погибнет тот, кто к нам с мечом придёт? Кому   принадлежат   эти слова?  «Кто с мечом   к нам придёт, от меча   и   погибнет»,   ­   слова приписываемые   Александру Невскому. 500 Иван III  Кто из русских князей   отказался   платить   дань Золотой   Орде,   порвал ханскую   грамоту   и   убил ханских послов?  Культура Киевской Руси 610 20 50     протяжении Его   часто   называют   первым русским историком.  Он   был   монахом   Киево­ Печёрского монастыря. Его сочинения переписываются   потомками на   пяти столетий.  Кто это? эти   находки Именно   подтвердили, что письменность   у   славян зародилась   до   принятия христианства.   Особенно много  их было найдено  при раскопках в Новгороде. Что это? Какое   событие   изображено на картине? В каком году оно произошло?      Это Нестор  Берестяные грамоты. 988 год – крещение Руси 100 («кот   в мешке») «Аз,   веди,   глагол,   добро, есть, зело, земля, иже, фита, и. како, люди, мыслите, наш, кси, он, покой, червь…»  Что это? Это не что иное, как славянские цифры  (от 1 до 9 и от 10 до 90) 500 «… Всего же   более убогих не   забывайте,   кормите   и подавайте   сироте…,   а   не давайте   сильным   губить человека.   Что   умеете хорошего, не забывайте…Добро   творя   не ленитесь   ни   на   что хорошее… Куда   ни   пойдёте,   где   ни остановитесь, напоите, того       «Поучение   детям»   Владимира Мономаха 7накормите   бедного;   более чтите гостя, откуда к вам ни придёт,   простого   ли, знатного ли…»  Какой   князь   написал   эти строки?   Как   называлась   это произведение?  Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителей. Использованная литература: 1. Авистян С.А. История Отечества в лицах. Биографическая  энциклопедия// Москва – 1993. 2. Драхлер А.Б. Вопросы к олимпиаде. Отечественная история // Москва – 2001. 8Название команды баллы баллы баллы баллы баллы итого Приложение 1. 9Расставь цифры напротив имён первых князей в порядке их правления Приложение 2. Ольга Владимир Красное Солнышко Олег Рюрик Святослав Ярослав Мудрый Игорь Владимир Мономах 10Приложение 3. Алгоритм проведения : 1. Ведущий объявляет тему игры. Одновременно на экране появляется 1 слайд . 2. Ведущий объясняет правила игры. 3. Ведущий объявляет начало игры. Одновременно на экране появляется 2 слайд . 4. Для определения очерёдности выбора вопроса проводится  жеребьёвка. Капитаны   команд   получают   карточки   (Приложение   2).   По   скорости выполнения задания распределяются команды: 1­я, 2­я, 3­я. и т.п. 5. Ведущий вписывает   названия команд в бланк (Приложение 1) 6. Команды   по   очереди   выбирают   вопрос   определённой   стоимости   (по баллам). На обдумывание ответа даётся 2 минуты. 7. Ведущий   на   презентации   карандашом   выбирает   соответствующую клетку с баллами. 8. На экране высвечивается вопрос, который демонстрируется в течение всего времени обсуждения. 9. По истечении времени ведущий  просит предоставить ответ. После того, как прозвучит ответ, ведущий нажимает курсор в правом нижнем углу презентации, и на доске высвечивается правильный ответ. 10.Если   команда   ответила   правильно,   то   соответствующие   баллы засчитываются. Если же ответ неверный, то команда получает 0 баллов. 1111.  Затем ведущий нажимает курсор в нижнем левом углу презентации, чтобы вернуться к слайду 3 для выбора следующего вопроса. 12.Если   попадается   вопрос   «Аукцион»,   то   все   команды   имеют   право «купить»   данный   вопрос   (   на   вопрос   отвечает   та   команда,   которая предложила больше баллов, которые есть у неё) 13.Если   попадается     «Кот   в   мешке»,   то   команда   должна   отдать   этот вопрос любой другой команде. 14. После того, как все вопросы будут выбраны. Подводятся итоги игры. Ведущий подсчитывает баллы каждой команды и объявляет победителя. 15.Учитель опираясь на эти данные может выставить оценки участникам команд ( или наиболее активным участникам). Правила игры: 1. Уважай мнение других, если не согласен – не критикуй, а высказывай свое  мнение. 2. Помни! Истина рождается в споре, а не в ссоре. 3. Работай на команду и команда поможет тебе! 1213