Методическая разработка игры "Шляпный вопрос"

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Интерактивная доска
  • Конкурсы
  • Мероприятия
  • Образовательные программы
  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Разработки курсов
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • Домашнее обучение
  • docx
  • 24.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная деловая игра решает как профессиональную, так и психолого-педагогическую задачу, являясь одним из методов активного обучения и развития творческого мышления учащихся. Используя метафору конкретной шляпы, учащиеся могут легко обсуждать и переключать мышление, организуя поиск путей научного решения вопроса и логический анализ ситуации.
Иконка файла материала ИГРА Шляпный вопрос.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБПОУ «МКАГ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  «ШЛЯПНЫЙ ВОПРОС» Автор: Шандрина Ольга Васильевна МОСКВА 2015Пояснительная записка. Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Вовлеки меня – и я научусь. Китайская пословица Все   большие   психологические   игры,   так   или   иначе,   помогают участникам учиться строить собственную деятельность: осознавать ее смысл и ценность, ставить цели, совершать последовательные сознательные действия, контролировать   и   оценивать   события,   собственную   деятельность.   Однако именно     в   деловых   играх   построение   деятельности   и   достижение запланированного   результата   становится   основной   целью   участников.   В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не   абстрактно,   а   в   реальном   для   участника   процессе   информационного обеспечения   его   игровых   действий,   в   динамике   развития   сюжета   деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации».  Главная   особенность   деловой   игры   –   наличие   ситуации   или   конкретных имитационной   модели,   которая   требует   от   участников   предложений, вариантов в соответствии с установленными правилами. Преимущества деловой   игры заключаются   в том, что она оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес учащихся к проблеме (или   изучаемой   дисциплине),   повышает   степень   усвоения   материала, развивает   навыки   проектного   мышления,   а   преподавателю   позволяет   за короткий срок оценить уровень компетентности участников.  Игра   порождает   мощное   игровое   психологическое   поле,     которое вовлекает   в   действие   всех   участников,     вызывая   большой   эмоциональный подъем.  Игра   предоставляет   возможность   каждому   ее   участнику   проявить творческие способности, д посоревноваться, подтвердить или изменить свой статус в группе. Данная деловая  игра решает как профессиональную, так и психолого­ педагогическую   задачу,   являясь   одним   из   методов   активного   обучения   и развития  творческого мышления учащихся. Используя метафору конкретной шляпы, учащиеся могут легко обсуждать и переключать мышление, организуя поиск путей научного решения вопроса и логический анализ ситуации. Игра «Шляпный вопрос» не имеет тематических ограничений и может проводиться педагогом­психологом совместно с учителями­предметниками с целью проверки знаний по предмету, а также в рамках борьбы с курением,наркоманией,   СПИДом   в   качестве   внеучебных   профилактических мероприятий (классных часов), где педагог­психолог ведет занятие вместе с классным руководителем или мастером­воспитателем.  Для   достижения   наилучшего   результата   количественный   состав участников группы – 18­20 человек.  Игру рекомендуется проводить в отдельном помещении, в котором бы создавалась и сохранялась атмосфера тренинга. В помещении должно быть достаточно места для работы в подгруппах. Игра   состоит   из   трех   частей   –   введения,   основной   части   и заключительной части. Время проведения – 1 час. Деловая игра «Шляпный вопрос» Цели: развитие творческого мышления обучающихся. Задачи: 1. Погружение каждого учащегося в ситуацию, требующую строгого  соблюдения инструкций. 2. Визуальная структуризация мышления. 3. Развитие навыка работы в команде, организаторских способностей,  слушать других, риторических способностей, лидерских качеств. 4. Обучение логике проектного мышления: постановка задачи, анализ  ситуации, распределение обязанностей и полномочий участников и т.д. 5. Понимание, усвоение и анализ информации по заданной теме (в нашем   случае по курсу «Экология автомобиля»). Оборудование: 6 (шесть) бланков инструкций по цвету шляп, 6 (шесть)  бумажных заготовок шляп, ручки, листы бумаги для записи.  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ХОД ЗАНЯТИЯ: Необходимое время: 10 минут. Процедура проведения: Ведущий посредством жеребьевки делит участников на шесть команд по цветам шляп. В пяти командах должно находиться равное количество играющих, участников команды № 6 синей шляпы может быть больше, так как они осуществляют функцию помощников­администраторов. Каждая   команда   получает   бланк   инструкции   и   вопросы   в   соответствии   с цветом шляпы: № 1 Белая шляпа  беспристрастность;№ 2 Красная шляпа – эмоции; № 3 Черная шляпа  негатив; № 4 Зеленая шляпа – перспективы; № 5 Желтая шляпа – оптимизм; № 6 Синяя шляпа – контроль. Тематика   обсуждаемой   проблемы   определяется   преподавателем экологии и записывается на доске.   Задача команды № 6 синей шляпы в качестве помощников­администраторов:   следить за тем, чтобы остальные участники не отступали от правил и высказывались   в   рамках   той   шляпы,   которая   разбирается   на   данном этапе. запись   высказываний   всех   отвечающих   и   подсчет   количества   идей каждой команды.   если участник высказывается не в рамках шляпы или повторяет ранее высказанную   идею   –   сделать   тактично   замечание   отвечающему   и вернуть его в ход игры.  озвучение результатов игры. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Необходимое время: для обсуждения и подготовки к ответу – 15 минут, для проведения обсуждения вариантов ответов по теме игры – 20 минут. По окончании времени для обсуждения, команды приступают к игре, выбрав представителя,   который   озвучит   варианты   ответов.   Задача   остальных участников   –   дополнить   их   высказывания   и   таким   образом   заработать дополнительные баллы.   Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество вариантов ответов. За каждый вариант ответа назначается по одному баллу. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Необходимое время: 15 минут. Подведение итогов, награждение победителей.  Обсуждение   игры,   обмен   впечатлениями.   Возможные   вопросы   для обсуждения:• • • • • Понравилось ли вам игра? Какие чувства у вас были во время обсуждения? С какими проблемами вы столкнулись? Что дало вам участие в этом мероприятии? Поможет ли вам данная игра в дальнейшем? Литература: 1. Боно Э. «Шесть шляп мышления» / пер. с англ. — Мн.: «Попурри», 2006.  2. Кочеткова   А.И.   Сборник   методических   разработок   по   проведению семинара «Деловая игра». М.: Профиздат, 2000. 3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.; под общей ред. М.Р. Битяновой. — СПб.: Питер, 2008.