Данная деловая игра решает как профессиональную, так и психолого-педагогическую задачу, являясь одним из методов активного обучения и развития творческого мышления учащихся. Используя метафору конкретной шляпы, учащиеся могут легко обсуждать и переключать мышление, организуя поиск путей научного решения вопроса и логический анализ ситуации.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБПОУ «МКАГ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
«ШЛЯПНЫЙ ВОПРОС»
Автор: Шандрина Ольга Васильевна
МОСКВА 2015Пояснительная записка.
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
Все большие психологические игры, так или иначе, помогают
участникам учиться строить собственную деятельность: осознавать ее смысл и
ценность, ставить цели, совершать последовательные сознательные действия,
контролировать и оценивать события, собственную деятельность. Однако
именно
в деловых играх построение деятельности и достижение
запланированного результата становится основной целью участников. В
деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения,
не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного
обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой
игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации».
Главная особенность деловой игры – наличие ситуации или
конкретных
имитационной модели, которая требует от участников
предложений, вариантов в соответствии с установленными правилами.
Преимущества деловой игры заключаются в том, что она оживляет
повседневность учебного процесса, усиливает интерес учащихся к проблеме
(или изучаемой дисциплине), повышает степень усвоения материала,
развивает навыки проектного мышления, а преподавателю позволяет за
короткий срок оценить уровень компетентности участников.
Игра порождает мощное игровое психологическое поле, которое
вовлекает в действие всех участников, вызывая большой эмоциональный
подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить
творческие способности, д посоревноваться, подтвердить или изменить свой
статус в группе.
Данная деловая игра решает как профессиональную, так и психолого
педагогическую задачу, являясь одним из методов активного обучения и
развития творческого мышления учащихся. Используя метафору конкретной
шляпы, учащиеся могут легко обсуждать и переключать мышление, организуя
поиск путей научного решения вопроса и логический анализ ситуации.
Игра «Шляпный вопрос» не имеет тематических ограничений и может
проводиться педагогомпсихологом совместно с учителямипредметниками с
целью проверки знаний по предмету, а также в рамках борьбы с курением,наркоманией,
СПИДом в качестве внеучебных профилактических
мероприятий (классных часов), где педагогпсихолог ведет занятие вместе с
классным руководителем или мастеромвоспитателем.
Для достижения наилучшего результата количественный состав
участников группы – 1820 человек.
Игру рекомендуется проводить в отдельном помещении, в котором бы
создавалась и сохранялась атмосфера тренинга. В помещении должно быть
достаточно места для работы в подгруппах.
Игра состоит из трех частей – введения, основной части и
заключительной части. Время проведения – 1 час.
Деловая игра «Шляпный вопрос»
Цели: развитие творческого мышления обучающихся.
Задачи:
1. Погружение каждого учащегося в ситуацию, требующую строгого
соблюдения инструкций.
2. Визуальная структуризация мышления.
3. Развитие навыка работы в команде, организаторских способностей,
слушать других, риторических способностей, лидерских качеств.
4. Обучение логике проектного мышления: постановка задачи, анализ
ситуации, распределение обязанностей и полномочий участников и т.д.
5. Понимание, усвоение и анализ информации по заданной теме (в нашем
случае по курсу «Экология автомобиля»).
Оборудование: 6 (шесть) бланков инструкций по цвету шляп, 6 (шесть)
бумажных заготовок шляп, ручки, листы бумаги для записи.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Необходимое время: 10 минут.
Процедура проведения: Ведущий посредством жеребьевки делит участников
на шесть команд по цветам шляп. В пяти командах должно находиться равное
количество играющих, участников команды № 6 синей шляпы может быть
больше, так как они осуществляют функцию помощниковадминистраторов.
Каждая команда получает бланк инструкции и вопросы в соответствии с
цветом шляпы:
№ 1 Белая шляпа беспристрастность;№ 2 Красная шляпа – эмоции;
№ 3 Черная шляпа негатив;
№ 4 Зеленая шляпа – перспективы;
№ 5 Желтая шляпа – оптимизм;
№ 6 Синяя шляпа – контроль.
Тематика обсуждаемой проблемы определяется преподавателем
экологии и записывается на доске.
Задача команды № 6 синей шляпы в качестве помощниковадминистраторов:
следить за тем, чтобы остальные участники не отступали от правил и
высказывались в рамках той шляпы, которая разбирается на данном
этапе.
запись высказываний всех отвечающих и подсчет количества идей
каждой команды.
если участник высказывается не в рамках шляпы или повторяет ранее
высказанную идею – сделать тактично замечание отвечающему и
вернуть его в ход игры.
озвучение результатов игры.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Необходимое время: для обсуждения и подготовки к ответу – 15 минут, для
проведения обсуждения вариантов ответов по теме игры – 20 минут.
По окончании времени для обсуждения, команды приступают к игре, выбрав
представителя, который озвучит варианты ответов. Задача остальных
участников – дополнить их высказывания и таким образом заработать
дополнительные баллы.
Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество вариантов
ответов. За каждый вариант ответа назначается по одному баллу.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Необходимое время: 15 минут.
Подведение итогов, награждение победителей.
Обсуждение игры, обмен впечатлениями. Возможные вопросы для
обсуждения:•
•
•
•
•
Понравилось ли вам игра?
Какие чувства у вас были во время обсуждения?
С какими проблемами вы столкнулись?
Что дало вам участие в этом мероприятии?
Поможет ли вам данная игра в дальнейшем?
Литература:
1. Боно Э. «Шесть шляп мышления» / пер. с англ. — Мн.: «Попурри»,
2006.
2. Кочеткова А.И. Сборник методических разработок по проведению
семинара «Деловая игра». М.: Профиздат, 2000.
3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.;
под общей ред. М.Р. Битяновой. — СПб.: Питер, 2008.