Методическая разработка "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
14.09.2019
Методическая разработка  "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"
Инновационный взгляд, наиболее важный аспект, предшествующий дальнейшей детальной и конкретной работе над развитием техники пианиста. Хочется кратко остановиться на некоторых моментах работы Е. Либермана, содержащих интересные высказывания и советы. Во II главе автор определяет главное содержание фундамента техники пианиста через воспитание ощущения контакта с клавиатурой как ощущение непрерывной связи свободно управляемой руки через конец пальца с клавишей. Большую роль он отводит упражнениям на развитие физических возможностей пальцев. Здесь дается большое количество различных упражнений с объяснениями физиологической основы каждого и его целесообразности. Эти упражнения полезны как для начинающих, так и для зрелых музыкантов.
Инновационные технологии, используемые на занятиях в классе фортепиано в ДШИ.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новоспасская детская школа искусств Ульяновской области Методическое   сообщение   на   тему: «Инновационные технологии, используемые на занятиях в классе фортепиано в детской школе искусств» Составитель:  преподаватель по классу фортепиано  Атласова Светлана Григорьевна Введение 2019 г. В   сфере   становления   новой   системы   образования   в   нашей   стране, ориентированное   на   вхождение   в   мировое   образовательное   пространство, содержание   образования   обогащается   новым   творческим   решением. Важнейшей составляющей педагогического процесса становятся  личностно­ ориентированные аспекты.          Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного   облика.   Подготовить   ребёнка   к   жизни   –   это   конечная   цель системы образования и очень важно – что и как формировать у него для её достижения. Что   входит   в   понятие   личность?   Человек­индивид   представляет совокупность   физического   и   психического   содержания.   Психика,   в   свою очередь,   делится   на   эмоции   и   сознание.   Сознание   отличает   человека   от животного,   оно   отражает   окружающий   мир   в   мозгу   человека.   Сознание составляет основу того, что называют личностью.               Существуя   в   определённой   материальной   среде,   взаимодействуя   с окружающими   людьми   и   природой,   человек   проявляет   себя   как   сложная самоуправляющая   система   с   огромным   спектром   различных   качеств   и свойств. Эта система и есть личность.   Объективное   проявление   личности   выражается   во   всяческих   взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание   человеком   существования     своего   «Я»   в   мире   и   обществе   себе подобных.             Мы рассматриваем учебно­воспитательный процесс, где педагогика включает в себя субъекты и объекты процесса. В традиционной педагогике  (Я.А. Коменский, И. Гербарт)   ребёнку отводится роль объекта, которому учитель   передаёт   опыт.   Современная   педагогика   всё   чаще   обращается   к ребёнку как к субъекту учебного процесса, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.         Педагогические технологии. Что такое педагогическая технология?  Педагогическая технология – это совокупность форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.                Те технологии, которые ставят в центр образовательной системы личность   ребёнка,   относятся   к   разряду   личностно­ориентированных;   они обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития, реализацию     природных   потенциалов   ребёнка.   Личность   ребёнка   в   этих технологиях не только субъект. Но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.           Таким  образом,  личностно­ориентированные  технологии  имеют  целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.               В своей работе с детьми педагоги нашей школы на уроках фортепиано строят свой учебно­воспитательный процесс, комбинируя его из элементов нескольких   педагогических   технологий.   В   центре   обучения     ­   личностно­ ориентированные: дифференцированные, индивидуальные  (вид дифференциации), здоровьесберегающие.                             В рамках личностно­ориентированных технологий различают гуманно­личностные   технологии,   которые   отличаются   гуманистической сущностью,   психологической   направленностью   на   поддержку   личности, помощь   ей.   Они   «исповедуют»   идеи   всестороннего   уважения   и   любви   к ребёнку,   оптимистическую   веру   в   его   творческие   силы,   отвергая принуждение.       Личностный подход – одна из важнейших задач формирования у ребёнка положительной     Я­концепции.   Я­концепция   –   это   система   осознанных   и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которого она строит своё поведение.              В школьные годы Я­концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная  Я­концепция   (Я   нравлюсь,   Я   способен,   Я   значу)   способствует   успеху. Отрицательная   Я­концепция   ухудшает   результат,   мешает   успеху, способствует изменению личности в отрицательную сторону.                                  Для формирования у ребёнка положительной Я­концепции необходимо:  Уважать личность ученика, понимать и принимать её, верить в неё («Все дети талантливы»)  Создавать   ситуацию   успеха,   одобрения,   поддержки, доброжелательности, чтобы учёба приносила ребёнку радость.  Исключить   принуждение,   а   также   акценты   на   отставание   и   другие недостатки   ребёнка;   понимать   причины   детского   незнания   и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству (« Ребёнок хорош, плох его поступок»).  Предоставлять   возможность   и   помогать   детям   реализовывать   себя   в положительной деятельности («В каждом ребёнке чудо, ожидай его!»)           Такой подход к детям  в полной мере осуществим в рамках           дифференцированного обучения.  Дифференцированное   обучение  (разделение,   расслоение)   –   это   форма организации   учебного   процесса,   при   котором   учитель   работает   с   группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких­либо значимых для учебного процесса общих качеств. Одним из основных видов дифференциации является   индивидуальное   обучение,   где   при   занятиях   с   ребёнком учитываются   индивидуально­психологические   особенности   детей,   их умственное развитие, достижения.                        В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход, технология   как   применение   разнообразных дифференцированного   обучения, методических средств, является проникающей технологией.       В музыкальной школе  учащихся условно можно разделить на две группы. В силу различных способностей и возможностей уровни и цели их обучения поэтому сама           будут разными. 1. Учащиеся, которые, получив музыкальное образование, приобретают  навыки владения музыкальным инструментом и осваивают игру  достаточно основательно, но при этом остаются хорошо  подготовленными  музыкантами  любителями. 2. Учащиеся,   которые   продолжат   в   будущем   профессиональное образование в средних специальных и высших учебных заведениях.                       В образовательной  программе  не  существует  различий  в части требований к тем, кто занимается музыкой «для себя» и к тем, кто собирается заниматься   ею   профессионально.   Меняется   только   объём   проходимого материала   и   степень   его   сложности,   при   этом   сохраняется   широта   охвата музыкальных форм, жанров, стилей. То есть законы музыкального искусства постигаются всеми учениками класса   по   единому   плану   и   программе,   но   с   учётом   индивидуальных возможностей каждого.                       Главным   достоинством   дифференцированного   и,   в   частности, индивидуального   обучения   является   то,   что   оно   позволяет   полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его   особенностям,   вносить   необходимые   коррекции,   приспосабливать   их   к постоянно   меняющейся   ситуации.   Это   позволяет   вести   работу   экономно, контролировать   затрату   своих   сил   (и   ученика,   и     учителя),   позволяет достигать   высоких   результатов   обученности.   Кроме   того,   индивидуальное обучение   позволяет   учитывать   личностные,   индивидуальные   особенности ребёнка,   способствует   созданию   психолого­педагогических   условий   для развития ребёнка. Техника индивидуализации обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Особенности дифференцированного обучения:  Дифференцированное обучение позволяет более эффективно работать с трудными   учащимися,   плохо   адаптирующимися   к   общественным нормам.  Повышается   уровень   Я­концепции:   сильный   утверждается   в   своих возможностях,   слабые   получают   возможность   испытывать   учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.  Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить всё,   что   даёт   ему   учитель»   меняется   на   новую:   «возьми   столько, сколько можешь, но не меньше обязательного»  Ученик должен испытывать учебный успех.   Оценка  знаний  происходит  путём   тематического   контроля,  досдачи (а  не пересдачи), возможных  «дробных» зачётов. Здоровьесберегающие   технологии.  Уровень   современной   жизни предъявляет   к   человеку   высокие   требования   и   только   здоровый   человек может   добиться   успехов   в   жизни.   В   связи   с   этим   выросло   внимание   и   к здоровью   детей.   Забота   о   здоровье   учащихся   возложена   на   школу   и   на учителя. Объясняется это тем, что взрослые всегда несут ответственность за здоровье   ребёнка   находящимся   под   их   опекой.   В   школе   дети   проводят значительную часть своего времени и не помогать им сохранить здоровье было бы   проявлением   бездушия   и   непрофессионализма.   Задача   учителя   –   по возможности защитить тело и психику ребёнка от травмирующих факторов, поэтому   мною   изучается   опыт   использования   здоровьесберегающих технологий применительно к практике преподавания игре на фортепиано.      Применение здоровьесберегающих технологий помогает сделать обучение эффективным с точки зрения сохранности здоровья.               Программа предполагает применение таких методов и приёмов, как:  Забота   о   достаточном   уровне   освещения,   чистоте   и   свежести помещения  Применение эмоциональных разрядок на занятиях  Проявление   уважительного   отношения   к   индивидуальным особенностям личности ребёнка  Помощь в разработке режима дня  Проведение   отдельных   здоровьесберегающих   воздействий (физкультминутка)  Внедрение отдельных технологий, направленных на предупреждение переутомления               Одна   из   функций   педагога,   психотерапевта,   состоит   в   снятии неблагоприятных   факторов,   характеризующих   состояние   ребёнка,   таких как раздражительность, апатия и т.д..           Психологический комфорт ученика на уроке – важное условие для сохранения здоровья ученика: доброжелательный тон, физкультминутка и паузы (на уроке мы используем игру в мяч, прохлопывание ритмических рисунков), снятие напряжения (возможность откинуться на спинку стула, когда учитель просто беседует с учеником и настроиться на исполнение, когда начинается работа над произведением).          Благоприятный психологический климат на уроке заряжает ученика позитивными   эмоциями,   создаёт   атмосферу   творчества   и взаимопонимания, что говорит об успешном проведении урока. На уроке надо всегда найти возможность поощрить ученика за прилежание, отметить улучшения   и   недоработки   в   домашних   занятиях.   Оценки   выставлять   с учётом индивидуальных способностей.     Объём   максимально   допустимой   учебной   нагрузки   учащегося   должен соответствовать   нормам.   Удобное   расписание   ещё   одна   важная составляющая,   т.к.   предупреждает   переутомление.  С   целью   исключения перегрузки детей расписание составляем таким образом. Чтобы ребёнок мог отдохнуть после школы и прийти на урок.    Сама музыкальная школа может быть отнесена к здоровьесберегающим педагогическим системам. Дополнительное образование даёт возможность ребёнку   удовлетворить   свои   индивидуальные   эстетические,   творческие, познавательные запросы,  способствует формированию культуры здоровья.     Польза   от   занятий   музыкой   очень   высока.   У   ребёнка совершенствуется физическое  развитие – чувство ритма и музыкальный слух,   мелкая   моторика   и   координация   движений,   вырабатывается   сила воли,   усидчивость,   развивается   внимание   и   память.   Он   учится организовывать   свой   день   так,   чтобы   всё   успеть.   Но   самое   главное   – общение   в   кругу   близких   по   интересам   друзей   снимет   усталость   после школьных   занятий,   познакомит   с   сокровищами   мировой   культуры,   с духовным наследием прошлого, что благотворно скажется на его здоровье. Педагоги в ДШИ следят за соблюдением режима школьных занятий: урок строят   с   учётом   работоспособности   детей,   чередуя   различные   виды деятельности (чередуют словесный, наглядный вид учебной деятельности, повторение уже выученных пьес, разбор новых, подбор знакомых мелодий, игра   в   ансамбле,   самостоятельная   работа),   выполняют   гигиенические требования, т.к. утомляемость ребёнка во многом зависит от соблюдения этих условий.     Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность   тех   принципов,   приёмов,   методов   педагогической   работы, которые   дополняют   традиционные   технологии   обучения,   воспитания   и развития задачами здоровьесбережения.                          Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ребёнку высокий уровень реального здоровья, воспитав у него культуру здоровья. Учить так, чтоб не нанести вреда здоровью ребёнка.                       Задача­минимум   отвечает   главному   принципу   медицины   и педагогики:   «Не   навреди»   и   заключается   в   обеспечении   таких   условий обучения,   которые   не   оказывают   негативного   воздействия   на   здоровье учащегося.               Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть, что сама система обучения в ДШИ, предполагающая индивидуальные занятия, кроет в себе огромные   возможности,   основное   достоинство   и   ценность   которых заключается   в   их   гуманистической   направленности,   личностно­ ориентированных аспектах. Список используемой литературы: 1. Колесникова Л.В.   « Применение здоровьесберегающих технологий, как метод инновационного подхода на уроках фортепиано в ДМШ». 2. Селевко Г. К.   « Современные образовательные технологии» 3. Селевко Г. К.   «Дифференциация обучения» 4. Сократов Н.В.  «Дополнительное образование как система технологий  сохранения и укрепления здоровья детей»        5.Фирсов В.В.      «Дифференциация обучения»

Методическая разработка "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Инновационные технологии, используемые на занятиях фортепиано в детской школе искусств"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2019