Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл—4 кл
06.02.2019
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Не секрет что грамотная речь- это залог успешного обучения и развития младшего школьника. И я развитие речи, в связи с этим, является первостепенной задачей учителя начальных классов. Для выполнения данной задачи можно использовать достаточно много методов и средств. В данной работе раскрывается именной системно-деятельностный подход.
мет разр сист деят подх разв речи.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГУДЕРМЕССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4" Развитие речи, обогащение лексического запаса учащихся « Использование системно - « Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников» деятельности младших школьников» Выполнила: учитель начальных классов Амаева Л.М Использование системно ­ деятельностного подхода в развитии речевой деятельности Гудермес      Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: 1. Активные. 2. Интерактивные. 3. Исследовательские. 4. Проектные. На уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации   системно­деятельностного   подхода   в   преподавании   русского   языка.   Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Текст   является   самой   крупной   единицей   речи.   Именно   поэтому   текст рассматривается   как   дидактическая   единица   в   методике   преподавания   русского   языка. Текст   включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Задание 1.                                Прочитай текст. Какой это текст – научный или художественный? Выпиши предложения, в которых говорится о характере мужика в русских сказках.               Русский мужик – персонаж многих русских народных сказок. В сказках характер этого героя разный. Иногда он – ленивый человек, иногда – глупый, иногда – мудрый и добрый. И называют его в сказках по­разному: мужик, Иван – крестьянский сын, добрый молодец, старший (средний, младший) сын. Задание 2.                   Прочитай текст. В каком предложении мысль не закончена? Добавь нужное слово. Напиши предложение                Машу все любят. Мама зовет ее Машенька, папа – Машутка, а бабушка – Машуля. В русском языке много ласковых …                 Напиши, как ласково называют Машу в семье. Используя системно­деятельностный подход на уроках русского языка, обучаемся систему   посильных  вопросов   и   заданий,   которые   шаг   за   шагом   приводят   их   к формулированию темы урока и проверке домашнего задания. Задание 1. Тема: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».                 Актуализация с элементами проверки домашнего задания. Мини­опрос. Есть такое определение в стихах.                     Корень слова – значимая часть. Над словами родственными                     Держит власть.                     Выясни умело линию родства –                     Однокоренные подбери слова. ­ Назовите основные понятия прошлого урока. ( Корень, однокоренные слова ) ­Расскажите свои сказки о корне  слова (проверка домашнего задания). Задание 2. Тема: «Приставка»                    Мотивирующее  введение в тему урока                     Перед корнем есть приставка,                     Слитно пишется она.                     А при помощи приставки                     Образуются слова.  ­ Выучим стихотворение. ­ Определите, что мы будем делать на уроке? Это же четверостишие можно вспомнить в конце урока при рефлексии. ­ Вспомните четверостишие про приставку, которое изучали в начале урока. Сколько  признаков  приставки в нем названо? (3: стоит в начале слова, пишется слитно, образует новые слова) Использование  художественной   литературы  на   уроках   русского   языка   это немаловажный элемент урока. Так как русский язык и литературное чтение – это единый компонент в изучении учащимися русского языка в целом. Здание 1. Тема: «Развитие умения подбирать слова­названия признаков» В качестве оборудования можно предложить выставку книг. Обязательный   момент   на   уроках   в   младших   классах   –   некоторые   задания выполняются в игровой форме. Это повышает активность, работоспособность, внимание и развивает интерес у обучающихся к предмету. Игра «Кто больше?» ­ Имена прилагательные помогают не только ярко описать внешний вид героя, но и рассказать о его характере. Назовите  главных   героев   сказки   А.   Н.   Толстого   «Золотой   ключик»   (Буратино, Мальвина…) Вспомните и запишите, какие по характеру Буратино и Мальвина. Выиграет тот, кто больше всех подберет слов­признаков, характеризующих героя. 1 вариант: Буратино 2 вариант: Мальвина На доске вывешивается опорная таблица для слабых учащихся. ­ Какие из записанных вами качеств являются положительными. Задание 2. Творческая работа. Работа с иллюстрацией. ­ На иллюстрации изображены герои еще одной знакомой вам сказки. Кто они? (Кот в сапогах») Составьте предложение  по картинке, используя слова­признаки. Нарисуй  схему этого предложения. Лучшие предложения мы запишем. Творческие игры и задания на уроках русского языка. Обучающийся  должен   уметь  анализировать,   сравнивать,   выделять   главное, решать проблему, уметь творить и сотрудничать. Обществу, как уже говорилось, нужны не только грамотные люди, но и творческие. Поэтому   и   надо   всесторонне   поощрять   и   использовать   в   процессе   обучения   детское творчество. Творческие   игры  и   задания   проводятся   на   основе   загадок.   Это   игра   «Найди рифму», игра ролевая, игра­соревнование, игра­путешествие. Они развивают творческую личность,   создают   условия   для   развития   природных   задатков   обучающихся,   повышают эффективность учебной деятельности через развитие творческих способностей. Игра «Найди рифму»   Даются  загадки  с  пропущенной  рифмой, затем  предлагается  выбрать  рифму  из группы слов    Сидит у окошка Серенькая … (чай, лес, поле, кошка, ветер) Летом, в самый жар, Больно жалит нас… (корова, песок, комар, дом, песня) Маленькие кони Называются… (рак, вода, пони, цветок, ручка) Нужно отгадать загадки, составить небольшой рассказ и инсценировать его,  используя предложения из своего рассказа Ролевая игра.               Яркий красный гребешок – Называюсь…(петушок) ­Какие персонажи еще есть в этой сказке? Напишите свой рассказ и инсценируйте его.               В норке проживает, Сыр очень уважает (мышь) ­Какую сказку о мышке вы знаете? Какими чертами характера вы ее наделите? Напишите о мышке текст и инсценируйте его. Вот зеленая лиана, На ней повисла …(обезьяна) Можете ли вы повторить мимику обезьяны? Где вам больше нравятся обезьяны: в цирке или зоопарке? Покажите, как ходят обезьяны. Игра – соревнование Даются пять загадок. Кто быстрее и правильнее их отгадает, тот и победитель. 1. Всех пловцов как ветром сдуло, Рыщет по морю …(акула). 2. Шевелиться ему лень, На боку лежит…(тюлень) 3. Как зеленый человечек, Этот маленький… ( кузнечик). 4. Приглашает нас в полет Пассажирский… ( самолет). Глубоко зарылся в ил 5. Зубастый… (крокодил). Дома на основе отгадок напишите рассказ или стихотворение. Владение устной и письменной речью – ведущее общеучебное умение школьника. Его невозможно сформировать только на специально отведенных уроках. Предлагаем   задания,  которые   способствуют   развитию   речи   младшего   школьника при изучении русского языка. Лексика. 1. Вставьте подходящее по смыслу и рифме слово. ­ Кот живет у нас на …   А в чулане живут…           ­ Не поедет без бензина Ни автобус, ни…    ­ Если с крыши потекло И сугробы ниже – Значит солнце припекло, Убирайте… ­ По полям бегут ручьи, На дорогах…          ­ Скоро выйдут муравьи После зимней…                        (С. Маршак) 2. Закончи предложение.  У зайчихи были…      грачата У грачихи были…      галчата У галки были…          зайчата 3. Игра «Кто быстрее?» Из слов составьте предложение и поставьте в конце предложения нужный знак: точку, восклицательный знак или вопросительный.                    покрылся, лес, снегом, зимой                    на деревьях, шапки, лежат, снега                    дети из снега, снежную, лепят, бабу 4. Устная коллективная игра «Кто он?» Живет в лесу симпатичный зверек. Составьте из слов три предложения. При составлении предложения задавайте вопросы от слова к слову.           Глазки         хвост         ушки           блестят       дрожит       торчат           круглые      короткий    длинные           испуганные       пушистый     5.  Расположите строки так, чтобы получились стихи. Обратите внимание на рифму.                          Земляника Плетут для меня                 Кузовки и лукошки.                Я капелька лета                На тоненькой ножке.                И имя дала мне                Родная землица.                Кто любит меня –                Тот и рад поклониться. Как вы думаете, с какого предложения начинается это стихотворение? Запишите это предложение. Имя существительное Части речи. 1.– Прочитайте предложение, вместо вопросов записывайте слова, обозначающие предмет.                 По   лесу   рыскает   (кто?).   На   крыше   воркует   (кто?).   В   траве   прятался (кто?). Плачет (кто?).     ­ Когда к словам, обозначающим предмет, ставится вопрос кто?       Запишите предложение. 2.– Прочитайте, голосом выделите конец предложений.         Воробей сел на крыльцо кот сидел под деревом и смотрел на птицу.     ­  Найдите слова, обозначающие предмет.        К каким словам нужно поставить вопрос кто? К каким что? Почему?              Запишите  предложения. Начало пишите с большой буквы, в конце ставьте точку. 3. – Правильно закончите начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задайте вопрос кто? Или что? Обоснуйте свое решение.         Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица). В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).         Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень). 4.  – Прочитайте слова. Напишите слово, стоящее перед скобками, и два слова из скобок, которые находятся с ним в смысловой связи. К написанным словам задайте вопрос кто? Или что? Свой выбор обоснуйте.          Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода);          война (пушки, ружья, сражения, самолет, солдаты);          больница (помещение, уколы, врач, термометр, больные);          лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк);          чтение (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).  5. –   Прочитайте  текст.  Напишите  предложения,   вставляя   вместо   точек подходящие   по   смыслу   существительные.  Задайте  к   ним   вопросы   кто?   Или   что?   Что объединяет   все   написанные   предложения?  Закончите   текст  восклицательным предложением. Озаглавьте его.              Особую красоту лесу придает рябина. У нее ажурная… Осенью созревают ярко­красные… Из них варят кисели, …, …, готовят квас, уксус, … Очень любят рябину свиристели, рябинники …, …                            Слова для справок: дрозды, пастила, снегири, листва, плоды, варенье, компоты. Имя прилагательное. 1. –  Замените  слова,   обозначающие   признак   предмета,   словами, противоположными по значению.  ­ Прочитайте слова. Подберите для каждого слова свою пару.         Трусливый зайка, слабый мороз, старое пальто, темное небо, сладкая ягода. 2.          День           проливной          Туча           огромная          Дождь        темная          Лужа          ясный Ночь          грозовая 3. – Подберите к словам, обозначающим предмет, слова, обозначающие признаки этого предмета.          Дуб             душистый          Травы         тонкая          Былинка     глубокая          Ландыш      могучий          Озеро          сочные – Прочитайте текст 4. Вася   сидит   на   бережку.   Он   читает   книгу.   В   пруду   кувыркаются   уточки.   Тихо шуршит камыш. Уточки широкие носики прячут в воду. Желтые лапки на солнышке сушат. Утята бегают. Старые уточки следят за малышами. – Прочитайте пословицы. ­ Сколько частей в этом тексте?    Выпишите ту часть текста, к которой подходит заголовок «Уточки».    Подчеркните слова, которые обозначают признак предмета. 5.         Летний день – что зимняя неделя         Хорошее дело два века живет. ­ Как вы понимаете смысл этих пословиц?    Назовите слова, которые обозначают признак предмета. На какие  вопросы  они отвечают? – Догадайтесь, о каких предметах идет речь.   Запишите одну из пословиц по памяти. 6.         … (какой?) теплый, ясный         … (какая?) спелая, яркая, душистая         … (какое?) сладкое, фруктовое, сливочное         … (какие?) шумные, звонкие Запишите слова, которые обозначают предмет, рядом – признак предмета. – По данным признакам угадайте предмет. 7.         Хитрая, ловкая, рыжая…         Вкусное, парное…         Теплый, ласковый, весенний… ­ Спишите, добавляя угаданное слово. 8. – К словам первого столбика подберите антонимы и синонимы из слов второго столбика.       жадный           юный, старый       дорогой           холодный, знойный       жестокий        скупой, щедрый        молодой         свирепый, добрый        жаркий           ценный, дешевый   ­ Что обозначают данные слова? 9. – Прочитайте слова.        большой         секретный        быстрый         веселый        смелый           могучий        тайный           огромный        сильный         скорый        радостный       храбрый   ­ К каждому из прилагательных левого столбика подберите синонимы из правого столбика. Запишите прилагательные парами.   Глагол.  1. – Подберите слова – действия предметов, близкие по смыслу.         сторожит –         приглашает –         ходит – 2. ­ Отгадайте загадку. Ползет, шипит живой канат,      Несет в себе опасный яд. Какие  слова помогли отгадать загадку? Что они  обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета?  Запишите  отгадку. Выпишите  из загадки рифмующиеся слова. Почему одинаковые звуки в конце этих слов обозначаются разными буквами? 3.– Вставьте в предложение одно и то же слово.         Мальчик … в школу. Весна …         Ребенок … за лодочкой. Ручеек … по канавкам.                ­ На какой вопрос отвечают эти слова? Когда они используются в прямом смысле, а когда в переносном?         Запишите предложения, вставляя пропущенные слова.         Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении. 4.– Вставьте  подходящие   по   смыслу   слова   для   справок   так,   чтобы   получилось стихотворение.     ______ лед ____ .     Вышел на берег народ,     ______ , как река ______  ,     Лед в кусочки ________ .     Слова для справок: разбивает, идет, играет, смотрит. ­  Запишите  получившийся   текст.  Подчеркните  двумя   чертами   слова, обозначающие действия предмета. 5. – Подберите антонимы к данным глаголам.              Поднимается, нападает, спускается, защищает, теряет, освещает, начинает, находит, затемняет, кончает.      6.– Прочитайте, как описал весну И. Соколов­Микитов.            Жарче и жарче светит солнце. Днем с крыш падают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, раскисли дороги. Лед на реке посинел.             На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля. Весело скачут на дворе воробьи – проводили зиму, радешеньки ­ рады:               ­ Жив! Жив! Жив!                ­   Запишите  первый абзац.  Понадобились ли  писателю слова, которые называют предмет, действие, признак предмета. Используя принцип деятельности на уроках русского языка, формируем у учащихся основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжать предметное обучение по любому учебно – методическому комплексу.

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"

Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019