Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл—4 кл
06.02.2019
Не секрет что грамотная речь- это залог успешного обучения и развития младшего школьника. И я развитие речи, в связи с этим, является первостепенной задачей учителя начальных классов. Для выполнения данной задачи можно использовать достаточно много методов и средств. В данной работе раскрывается именной системно-деятельностный подход.
мет разр сист деят подх разв речи.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ГУДЕРМЕССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4"
Развитие речи, обогащение лексического запаса учащихся
« Использование системно -
« Использование системно -
деятельностного подхода в развитии речевой
деятельностного подхода в развитии речевой
деятельности младших школьников»
деятельности младших школьников»
Выполнила: учитель начальных классов
Амаева Л.М
Использование системно деятельностного подхода в развитии речевой деятельности
Гудермес
Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы:
1. Активные.
2. Интерактивные.
3. Исследовательские.
4. Проектные. На уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций,
как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность
реализации системнодеятельностного подхода в преподавании русского языка. Понять
содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным
школьником.
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст
рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.
Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского
языка.
Задание 1.
Прочитай текст. Какой это текст – научный или художественный?
Выпиши предложения, в которых говорится о характере мужика в русских сказках.
Русский мужик – персонаж многих русских народных сказок. В сказках
характер этого героя разный. Иногда он – ленивый человек, иногда – глупый, иногда –
мудрый и добрый. И называют его в сказках поразному: мужик, Иван – крестьянский сын,
добрый молодец, старший (средний, младший) сын.
Задание 2.
Прочитай текст. В каком предложении мысль не закончена? Добавь
нужное слово. Напиши предложение
Машу все любят. Мама зовет ее Машенька, папа – Машутка, а бабушка –
Машуля. В русском языке много ласковых …
Напиши, как ласково называют Машу в семье.
Используя системнодеятельностный подход на уроках русского языка, обучаемся
систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к
формулированию темы урока и проверке домашнего задания.
Задание 1. Тема: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».
Актуализация с элементами проверки домашнего задания.
Миниопрос.
Есть такое определение в стихах.
Корень слова – значимая часть. Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Назовите основные понятия прошлого урока.
( Корень, однокоренные слова )
Расскажите свои сказки о корне слова (проверка домашнего задания).
Задание 2. Тема: «Приставка»
Мотивирующее введение в тему урока
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Выучим стихотворение.
Определите, что мы будем делать на уроке?
Это же четверостишие можно вспомнить в конце урока при рефлексии.
Вспомните четверостишие про приставку, которое изучали в начале урока.
Сколько признаков приставки в нем названо? (3: стоит в начале слова, пишется
слитно, образует новые слова)
Использование художественной литературы на уроках русского языка это
немаловажный элемент урока. Так как русский язык и литературное чтение – это единый
компонент в изучении учащимися русского языка в целом.
Здание 1. Тема: «Развитие умения подбирать слованазвания признаков»
В качестве оборудования можно предложить выставку книг.
Обязательный момент на уроках в младших классах – некоторые задания
выполняются в игровой форме. Это повышает активность, работоспособность, внимание и
развивает интерес у обучающихся к предмету.
Игра «Кто больше?»
Имена прилагательные помогают не только ярко описать внешний вид героя, но и
рассказать о его характере. Назовите главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» (Буратино,
Мальвина…)
Вспомните и запишите, какие по характеру Буратино и Мальвина. Выиграет тот,
кто больше всех подберет словпризнаков, характеризующих героя.
1 вариант: Буратино
2 вариант: Мальвина
На доске вывешивается опорная таблица для слабых учащихся.
Какие из записанных вами качеств являются положительными.
Задание 2. Творческая работа. Работа с иллюстрацией.
На иллюстрации изображены герои еще одной знакомой вам сказки. Кто они? (Кот
в сапогах»)
Составьте предложение по картинке, используя словапризнаки. Нарисуй схему
этого предложения. Лучшие предложения мы запишем.
Творческие игры и задания на уроках русского языка.
Обучающийся должен уметь анализировать, сравнивать, выделять главное,
решать проблему, уметь творить и сотрудничать.
Обществу, как уже говорилось, нужны не только грамотные люди, но и творческие.
Поэтому и надо всесторонне поощрять и использовать в процессе обучения детское
творчество.
Творческие игры и задания проводятся на основе загадок. Это игра «Найди
рифму», игра ролевая, играсоревнование, играпутешествие. Они развивают творческую
личность, создают условия для развития природных задатков обучающихся, повышают
эффективность учебной деятельности через развитие творческих способностей.
Игра «Найди рифму»
Даются загадки с пропущенной рифмой, затем предлагается выбрать рифму из
группы слов
Сидит у окошка
Серенькая …
(чай, лес, поле, кошка, ветер)
Летом, в самый жар, Больно жалит нас…
(корова, песок, комар, дом, песня)
Маленькие кони
Называются…
(рак, вода, пони, цветок, ручка)
Нужно отгадать загадки, составить небольшой рассказ и инсценировать его,
используя предложения из своего рассказа
Ролевая игра.
Яркий красный гребешок –
Называюсь…(петушок)
Какие персонажи еще есть в этой сказке?
Напишите свой рассказ и инсценируйте его.
В норке проживает,
Сыр очень уважает (мышь)
Какую сказку о мышке вы знаете? Какими чертами характера вы ее наделите?
Напишите о мышке текст и инсценируйте его.
Вот зеленая лиана,
На ней повисла …(обезьяна)
Можете ли вы повторить мимику обезьяны?
Где вам больше нравятся обезьяны: в цирке или зоопарке?
Покажите, как ходят обезьяны.
Игра – соревнование
Даются пять загадок. Кто быстрее и правильнее их отгадает, тот и победитель.
1.
Всех пловцов как ветром сдуло, Рыщет по морю …(акула).
2. Шевелиться ему лень,
На боку лежит…(тюлень)
3. Как зеленый человечек,
Этот маленький… ( кузнечик).
4. Приглашает нас в полет
Пассажирский… ( самолет).
Глубоко зарылся в ил
5.
Зубастый… (крокодил).
Дома на основе отгадок напишите рассказ или стихотворение.
Владение устной и письменной речью – ведущее общеучебное умение школьника.
Его невозможно сформировать только на специально отведенных уроках.
Предлагаем задания, которые способствуют развитию речи младшего школьника
при изучении русского языка.
Лексика.
1. Вставьте подходящее по смыслу и рифме слово.
Кот живет у нас на …
А в чулане живут…
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни…
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит солнце припекло,
Убирайте… По полям бегут ручьи,
На дорогах…
Скоро выйдут муравьи
После зимней…
(С. Маршак)
2. Закончи предложение.
У зайчихи были… грачата
У грачихи были… галчата
У галки были… зайчата
3. Игра «Кто быстрее?»
Из слов составьте предложение и поставьте в конце предложения нужный знак:
точку, восклицательный знак или вопросительный.
покрылся, лес, снегом, зимой
на деревьях, шапки, лежат, снега
дети из снега, снежную, лепят, бабу
4. Устная коллективная игра «Кто он?»
Живет в лесу симпатичный зверек.
Составьте из слов три предложения.
При составлении предложения задавайте вопросы от слова к слову.
Глазки хвост ушки
блестят дрожит торчат
круглые короткий длинные
испуганные пушистый
5. Расположите строки так, чтобы получились стихи. Обратите внимание на
рифму.
Земляника Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
И имя дала мне
Родная землица.
Кто любит меня –
Тот и рад поклониться.
Как вы думаете, с какого предложения начинается это стихотворение?
Запишите это предложение.
Имя существительное
Части речи.
1.– Прочитайте предложение, вместо вопросов записывайте слова, обозначающие
предмет.
По лесу рыскает (кто?). На крыше воркует (кто?). В траве прятался
(кто?). Плачет (кто?).
Когда к словам, обозначающим предмет, ставится вопрос кто?
Запишите предложение.
2.– Прочитайте, голосом выделите конец предложений.
Воробей сел на крыльцо кот сидел под деревом и смотрел на птицу.
Найдите слова, обозначающие предмет.
К каким словам нужно поставить вопрос кто? К каким что? Почему?
Запишите предложения. Начало пишите с большой буквы, в конце ставьте
точку.
3. – Правильно закончите начатое предложение, выбрав одно слово из скобок.
К каждому выбранному слову задайте вопрос кто? Или что? Обоснуйте свое решение.
Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица). В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень).
4. – Прочитайте слова. Напишите слово, стоящее перед скобками, и два слова из
скобок, которые находятся с ним в смысловой связи. К написанным словам задайте вопрос
кто? Или что? Свой выбор обоснуйте.
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода);
война (пушки, ружья, сражения, самолет, солдаты);
больница (помещение, уколы, врач, термометр, больные);
лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк);
чтение (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
5.
– Прочитайте текст.
Напишите предложения, вставляя вместо точек
подходящие по смыслу существительные. Задайте к ним вопросы кто? Или что? Что
объединяет все написанные предложения?
Закончите текст
восклицательным
предложением. Озаглавьте его.
Особую красоту лесу придает рябина. У нее ажурная… Осенью созревают
яркокрасные… Из них варят кисели, …, …, готовят квас, уксус, … Очень любят рябину
свиристели, рябинники …, …
Слова для справок: дрозды, пастила, снегири, листва, плоды, варенье,
компоты.
Имя прилагательное.
1.
–
Замените
слова,
обозначающие признак предмета,
словами,
противоположными по значению.
Прочитайте слова. Подберите для каждого слова свою пару.
Трусливый зайка, слабый мороз, старое пальто, темное небо, сладкая ягода.
2.
День проливной
Туча огромная
Дождь темная
Лужа ясный Ночь грозовая
3.
– Подберите к словам, обозначающим предмет, слова, обозначающие признаки
этого предмета.
Дуб душистый
Травы тонкая
Былинка глубокая
Ландыш могучий
Озеро сочные
– Прочитайте текст
4.
Вася сидит на бережку. Он читает книгу. В пруду кувыркаются уточки. Тихо
шуршит камыш.
Уточки широкие носики прячут в воду. Желтые лапки на солнышке сушат. Утята
бегают. Старые уточки следят за малышами.
– Прочитайте пословицы.
Сколько частей в этом тексте?
Выпишите ту часть текста, к которой подходит заголовок «Уточки».
Подчеркните слова, которые обозначают признак предмета.
5.
Летний день – что зимняя неделя
Хорошее дело два века живет.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Назовите слова, которые обозначают признак предмета. На какие вопросы они
отвечают?
– Догадайтесь, о каких предметах идет речь.
Запишите одну из пословиц по памяти.
6.
… (какой?) теплый, ясный
… (какая?) спелая, яркая, душистая
… (какое?) сладкое, фруктовое, сливочное
… (какие?) шумные, звонкие
Запишите слова, которые обозначают предмет, рядом – признак предмета. – По данным признакам угадайте предмет.
7.
Хитрая, ловкая, рыжая…
Вкусное, парное…
Теплый, ласковый, весенний…
Спишите, добавляя угаданное слово.
8. – К словам первого столбика подберите антонимы и синонимы из слов второго
столбика.
жадный юный, старый
дорогой холодный, знойный
жестокий скупой, щедрый
молодой свирепый, добрый
жаркий ценный, дешевый
Что обозначают данные слова?
9. – Прочитайте слова.
большой секретный
быстрый веселый
смелый могучий
тайный огромный
сильный скорый
радостный храбрый
К каждому из прилагательных левого столбика подберите синонимы из правого
столбика. Запишите прилагательные парами.
Глагол.
1.
– Подберите слова – действия предметов, близкие по смыслу.
сторожит –
приглашает –
ходит –
2. Отгадайте загадку. Ползет, шипит живой канат,
Несет в себе опасный яд.
Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак
предмета, действие предмета? Запишите отгадку. Выпишите из загадки рифмующиеся
слова. Почему одинаковые звуки в конце этих слов обозначаются разными буквами?
3.– Вставьте в предложение одно и то же слово.
Мальчик … в школу. Весна …
Ребенок … за лодочкой. Ручеек … по канавкам.
На какой вопрос отвечают эти слова? Когда они используются в прямом
смысле, а когда в переносном?
Запишите предложения, вставляя пропущенные слова.
Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении.
4.– Вставьте подходящие по смыслу слова для справок так, чтобы получилось
стихотворение.
______ лед ____ .
Вышел на берег народ,
______ , как река ______ ,
Лед в кусочки ________ .
Слова для справок: разбивает, идет, играет, смотрит.
Запишите получившийся текст.
Подчеркните двумя чертами слова,
обозначающие действия предмета.
5. – Подберите антонимы к данным глаголам.
Поднимается, нападает, спускается, защищает, теряет, освещает, начинает,
находит, затемняет, кончает.
6.– Прочитайте, как описал весну И. СоколовМикитов.
Жарче и жарче светит солнце. Днем с крыш падают капели, тают на солнце
длинные сосульки. Потемнели, раскисли дороги. Лед на реке посинел.
На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась
земля. Весело скачут на дворе воробьи – проводили зиму, радешеньки рады:
Жив! Жив! Жив!
Запишите первый абзац. Понадобились ли писателю слова, которые
называют предмет, действие, признак предмета.
Используя принцип деятельности на уроках русского языка, формируем у учащихся
основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и
продолжать предметное обучение по любому учебно – методическому комплексу.
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Методическая разработка "Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.