Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—2 кл
08.07.2019
Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"
Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера — капризность, упрямство — объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость
Особенности становления характера.docx
1 Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте  СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3 Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ………..5 1.1 Понятие характера, его связь с другими сторонами личности……….…....5 1.2 Классификация и типология характера……………………………………...9 1.3 Проявления  акцентуаций…………………………………….......................12 1 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ  I………………………………………………………..17 Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАНОВЛЕНИЯ  ХАРАКТЕРА В МЛАДШЕМШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………..…..… 18 2.1  Биологические и социальные предпосылки определяющие формирование  характера в младшем школьном возрасте ……………………………………..18 2.2  Методы и источники познания характера…………………………………21 2.3 Анализ данных констатирующего эксперимента…………….……………27 2.4 Проект формирующего эксперимента……………..……………………….30 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………...…………………….33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….…………………35 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………. ………………..37 ВВЕДЕНИЕ Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл жизни и деятельности. Именно то, что особенно значимо для человека, 1 выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности. Эти различные аспекты, или стороны, психического облика личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. В   реальной   жизни   личности   все   стороны   ее   психического   облика, переходят друг в друга, образуют неразрывное единство. Это единство, общего психического облика человека носит всегда более или   менее   ярко   выраженный   индивидуальный   характер.   Понимание   и   учет индивидуальных   особенностей   имеет   огромное   значение   в   практической жизни.   Лишь   при   знании   и   учете   индивидуальных   особенностей   каждого человека можно обеспечить всем людям полное развитие и применение их творческих возможностей и сил. Индивидуализированный подход к каждому ребенку,   к   каждому   учащемуся   является   одним   из   основных   требований правильно поставленного процесса воспитания и обучения. Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Учителям начальных классов, особенно важно знать природу характера, особенности   детского   характера   и   процесс   его   формирования   в   детском возрасте. Поэтому углубленное изучение данной проблематики представляет для нас особый интерес. Несмотря  на  то, что  этот вопрос  находит  свое рассмотрение в ряде работ современных ученых, таких как С. Л. Рубинштейн, К. Юнг, А. Е. Личко и многих других, данная проблема является неразрешенной и в настоящее время. Тему  нашего   исследования     мы   определили   так:   «Особенности становления характера в младшем школьном возрасте». 1 В   качестве  объекта  исследования   мы   рассматриваем   характер   как индивидуальные психологические особенности личности.   Предметом  исследования выступает процесс становления характера младших школьников. Целью  исследовательской   работы   выступает   изучение   особенностей характера в младшем школьном возрасте. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1. Провести   изучение   психолого­педагогической   литературы   по проблематике исследования. 2. Дать   понятие   характера   как   индивидуальных   психологических особенностей   личности,   раскрыть   структуру   и   показать   связь   с   другими сторонами личности. 3. Ознакомиться с особенностями становления характера у младших школьников. 4. Выявить   доминирующие   черты   характера   в  младшем   школьном возрасте. Для  эффективного разрешения оставленных задач дипломной  работы нами   была   использована   следующая   совокупность  методов  научного педагогического исследования: изучение и анализ психолого­педагогической литературы; методы диагностики; наблюдение. Гипотеза:  младший   школьный   возраст   является   кризисным   в становлении характера, так как именно в этом периоде начинает проявляться выраженность той или иной акцентуации. При своевременной диагностике, взрослые   и   школьник   могут   влиять   на   формирование   и   развитие доминирующих черт характера. Базой  исследования   являлась     МБОУ   СОШ   №1  г.  Зверево  ,  4 «А» класс. Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ. 1 1.1 Понятие   характера,   его   структура   и   связь   с   другими сторонами личности. Хотелось   бы   начать   словами   С.   Л.   Рубинштейна,   который   отмечает: «потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности – что он может. Но остается еще   вопрос   о   том,  что   он   есть   –   каковы   основные,   стержневые,   наиболее существенные   свойства   человека,   которые   определяют   его   общий   облик   и поведение. Это вопрос о характере ». [14,613] Люди по­разному относятся к окружающему миру – к другим людям, к природе,   к   труду,   к   самим   себе.   Различные   отношения   выражаются   в поведении, в поступках человека. Свойства   личности,   выражающие   отношение   человека   к действительности,   всегда   образуют   некоторое   своеобразное   сочетание, представляющее   не   сумму   отдельных   особенностей   данного   человека,   а единое целое, которое называется его характером.  Термин «характер» введен древнегреческим ученым Теофастом (IV­III). Слово   «характер»   в   переводе   с   греческого   означает   «черта»,   «печать», «признак». Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на   его   поведение,   на   взаимоотношения   с   другими   людьми,   является определенным признаком его личности. [4,237] Обычно,   когда   пытаются   оценить   или   охарактеризовать   конкретного человека, говорят о его характере  (от греч. charakter  — печать, чеканка). В психологии   понятие   “характер”   означает   совокупность   индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности  и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. 1 Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что  характер  всегда   проявляется  в  деятельности,  в отношении  человека   к окружающей его действительности и людям. [5,35] Характер   является   прижизненным   образованием   и   может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным   образом   связано   с  мыслями,  чувствами   и  побуждениями   человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется   и   его   характер.   Следовательно,   образ   жизни,   общественные условия   и   конкретные   жизненные   обстоятельства   играют   важную   роль   в формировании характера. Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности. [4,244] Потребности и интересы человека, составляя его основу мотивационной сферы, формируют и его характер. Есть люди, для которых превыше всего духовные   ценности.   Но   есть   и   такие,   которые   стали   рабами   вещей.   У последних обедняется духовный и нравственный мир, возникают такие черты характера,   как   тупость,   скупость,   жадность,   зависть.   Убеждения   человека проявляются в таких чертах характера, как целеустремленность, оптимизм, требовательность   к   себе   и   другим,   они   делают   поведение   человека принципиальным. ориентироваться в общественных событиях, регулировать свое поведение.   Мировоззрение   позволяет   человеку   правильно Интеллектуальные свойства человека также накладывают определенный отпечаток на его характере и придают ему своеобразие. Острота или тупость, основательность   или   поверхностность   ума   являются   интеллектуальными свойствами, которые могут стать чертами характера. Воля   определяет   решительность,   постоянство,   самостоятельность   и   Чувства   в   характере   показывают целенаправленность   характера. эмоциональное отношение  к людям, миру и самому себе. Что человек любит 1 или ненавидит, к чему остается равнодушным – все это проявляется в его характере, свидетельствуя о его отношении. [4,245] Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму поведения характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. [4,230] От   темперамента   зависят   многие   черты   характера,   такие   как уравновешенность   поведения,   общительность,   легкость   или   трудность включения   в   новую   деятельность,   выражение   чувств.   Однако   тип темперамента   не   определяет   сущности   характера:   флегматик   может   быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным. [14,244] Следует   отметить   тесную   взаимообусловленность   характера   и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие   трудоспособность.   В   школе,   в   средних     и   высших   учебных заведениях   немало   учеников,   студентов,   которые   благодаря   своим способностям   все   схватывают   на   лету,   хорошо   успевают.   Но   в   жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли   серьезно   и   организованно   работать,     настойчиво   преодолевать препятствия. Для   развития   способностей   важны   такие   черты   характера,   как самокритичность,   требовательность   к   себе.   Очень   важна   и   такая   черта характера,   как   скромность.   Уверенность   в   своей   исключительности   часто губительна для способностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, восхищение самим собой, пренебрежение к окружающим. М. М. Пришвин замечал: «Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди». А. И. Гете подчеркивал: «кто не слишком мнит о себе, тот лучше, чем он сам о себе думает». [14,245] Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена.   Было   сформировано   самостоятельное   учение   о   характере   ­ 1 характерология,   которое   имеет   длительную   историю   своего   развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов   характера   и   их   определение   по   внешним   проявлениям   с   целью   прогнозирования   поведения   человека   в   различных   ситуациях. Необходимо отметить, что попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах. Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера   человека,   построенные   на   этом   принципе,   получили   название гороскопов.  Другая   подобная   попытка   заключалась   в   стремлении   связать характер человека с его именем. Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика (от греч. physis ­ природа, gnomon ­ знающий) ­ учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная   идея   данного   учения   строится   на   предположении   о   том,   что   по внешним   признакам   могут   быть   установлены   психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Наиболее известной   стала   физиогномическая   система   И.   К.   Лафатера,   считавшего основным   путем   познания   человеческого   характера   изучение   строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д. [12,204] В   качестве   отдельного   направления   характерологии   можно   выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по   его   позе   и   положению   тела.   По   мнению   некоторых   психологов,  в  позе человека раскрывается его характер: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает. Не   менее   знаменитую   и   богатую   историю,   чем   физиогномика,   имеет хиромантия (от греч. cheir  ­  рука и manteia  ­  гадание, пророчество) – это система   предсказания   черт   характера   человека   и   его   судьбы   по   кожному 1 рельефу   ладоней.   Научная   психология   отвергает   хиромантию,   однако изучение   пальцевых   узоров   в   связи   с   наследственностью   дало   толчок   к возникновению   новой   отрасли   знания   ­   дерматоглифики.  Причем возникновение   данного   направления   было   предопределено   научными поисками. Так, в процессе исследований было обнаружено, что формирование рисунка   ладоней   каждого   человека,   как   и   развитие   мозга,   происходит   на третьем­четвертом месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода.   Поэтому   пальцевые   узоры   следует   рассматривать   скорее   как   а анатомическую   или   физиологическую   особенность   организма, дерматоглифика может быть поставлена в один ряд с конституциональным направлением характерологии, ярким представителем которого является Э. Кречмер. [12,207] В   жизни   часто   встречаются   как   противоречивые,   так   и   цельные характеры.   Цельный   характер  ­  это   характер,   в   котором   преобладает положительная   корреляция   его   черт.  Существование   цельных   характеров обусловливает   возможность   среди   громадного   разнообразия   характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует   ряд   типологий   характеров,   построенных   на   различных основаниях. [10,408] 1.2 Классификация и типология характера Существует множество попыток классификации характеров.  Первая по времени попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал   типологию   характеров,   основанную   на  этических   принципах.   После Платона   в   древнегреческой   литературе   проблемой   характеров   занимался ученик Аристотеля Теофраст. [5,35] 1 С   научной   же   точки   зрения   первая   попытка   была   предпринята создателем френологии Галлеем в первой половине XIX века. Именно это время считается начало возникновения науки о характерах. В теории Галля перечислялись   27   элементарных   психических   способностей,   из   которых строится человеческий характер.  В   начале   XX   века   перед   психологами   занимающимися   изучением характера   возникает   цель   систематического   изучения   индивидуальных характеров   и   составления   их   классификации.   Но   это   оказалось   нелегким делом. И по этому поводу немецкий психолог В.Штерн в 1900 году заявил, что   совершенно   отрицает   возможность   составления   классификации характеров при современном состоянии знаний. [9,344]  Необходимо   заметить,   что   все   ученные,   которые   занимались классификацией характера, имели свой подход. Постепенно возникают два направления   в  изучении   характеров.  К  первому  относятся  так   называемые социальные характеры, ко второму же индивидуальные.  Впервые, в истории психологии, понятие "социального характера" было сформулировано   А.Ф.   Лазурским.   Так   в   своей   работе   "Классификация личностей" он писал: "Идеальной классификацией должна считаться такая, которая   в   каждом   из   своих   типов   давала   бы   не   только   субъективные особенности   данного   человека,   но   также   его   мировоззрение   и   социальную физиологию,   поскольку,   конечно,   они   стоят   в   связи   с   его   характером. Другими   словами,   классификация   личности   должна   быть   не   только психологической,   но   и   психосоциальной   в   широком   смысле   этого   слова". [9,341] Основоположником же данного направления по праву можно считать американского   психолога   Э.Фромма.   Он   дал   ему   вполне   четкую формулировку: "Изучая реакции какой­либо социальной группы, мы имеем дело   со  структурой  личности  членов  этой  группы, т. е. отдельных  людей; однако при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые 1 отличают   этих   людей   друг   от   друга,   а   те   общие   особенности   личности, которые   характеризуют   большинство   членов   данной   группы.   Эту совокупность   черт   характера,   общую   для   большинства,   можно   назвать социальным характером: В социальный характер входит лишь та совокупность черт   характера,   которая   присутствует   у   большинства   членов   данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего   образа   жизни".[9,344]   Но   это   определение   дает   лишь   общую формулировку социального характера и не дает его функцию. По поводу же функции социального характера то Э. Фромм дал ей такую формулировку: "Если   характер   индивида   более   или   менее   совпадает   с   социальным характером,   то   доминантные   стремления   индивида   побуждают   его   делать именно   то,   что   необходимо   и   желательно   в   специфических   социальных условиях   его   культуры".   [9,346]   После   Э.   Фромма   можно   выделить американского   психолога   Э.   Шострома   и   российского   психолога   Б.С. Братуся,   которые   также   занимались   проблемой   социального   характера   и создали свои типологические модели социальных характеров.  Если в социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы, то типологию индивидуальных характеров отражает психологическую ситуацию, когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Создателем же первой типологии характера считается К. Юнг. Сам К. Юнг   считал,   что   "целью   психологической   типологии   не   является классификация   людей   по   категориям",   это   скорее   "инструмент   для исследования,   нуждающегося   в   опорных   точках   зрения   и   направляющей линии". [9,349] Однако эта типология, как и большинство великих открытий, вызвала столько же критики, сколько положительных отзывов.  Через   семь   лет,   уже   после   создания   своей   типологии,   Юнг   делает неожиданный  для его мировоззрения  вывод. Так на собрании швейцарских 1 психиатров   в   1928   году   он   говорит:   "   Характер   ­   это   устойчивая   форма человеческого бытия, причем форма как физического, так и душевного рода: В   действительности   же   взаимное   проникновение   телесных   и   душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать: выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах". [9,350]  К   такому   выводу   К.   Юнга   подтолкнули   появившиеся   работы   Э. Кречмера. Идея Э. Кречмера сводилась к тому, что наши тело и душа и их проявления находятся в тесной взаимосвязи. После Э. Кречмера развитием этого   направления   занимался   один   из   его   критиков   У.   Шелдон.   И   хотя типологию   У.   Шелдона   иногда   называют   формализованным   вариантом кречмеровской   системы,   но,   по   сути,   она   существенно   отличается   от типологии Э. Кречмера. Кроме   названных   здесь   типологий   существует   еще   множество различных подходов к проблеме характера. Вообще вторая половина XX века дала   новые   ростки   типологий   индивидуальных   различий,   большинство   из которых опираются на типологию К. Юнга. По мнению К.Юнга, типология это:  1. Критический инструмент для исследователя;  2. Помощник в понимании широкого разнообразия индивидов и ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. И, наконец, самое важное, это существенное средство для определения "личностного уравнения" практического   психолога,   для   избегания   серьезных   ошибок   в   работе   с пациентами. [9,349] В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров,   деления   их   на   типы.   Основания   для   типизации   вводятся исследователем   для   того,   чтобы   в   соответствии   с   имеющейся   задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. [10,416] 1 1.3  Проявления акцентуаций характера Структурной единицей характера является черта, то есть устойчивый способ поведения человека, выражающий его отношение к миру. Традиционно выделяют  четыре  группы   черт,  определяющие  отношения  человека:  к  себе (эгоизм или застенчивость); к другим людям (общительность и замкнутость); к деятельности (трудолюбие и лень); к вещам (аккуратность или неряшливость). [18,3] Согласно С. Л. Рубинштейну, « черты характера – это те существенные свойства   человека,   из   которых   с   определенной   логикой   и   внутренней последовательностью   вытекает   одна   линия   поведения,   одни   поступки   и которыми   исключаются,   как   не   совместимые   с   ними,   им   противоречащие, другие ». [14,620] Индивидуальные особенности черт характера определяются не только их   содержательными,   но   и   количественными   аспектами   –   степенью   их выраженности. Степень выраженности черт характера можно представить в виде схемы «норма ­ чрезмерная выраженность – патология ». Говоря   о   проявлении   черт   характера,   мы   имеем   в   виду   обычно   те особенности поведения человека, которые выделяют его среди других людей и   которые   обычно   указываются   при   составлении   его   словесной   или письменной характеристики. Когда   количественная   выраженность   той   или   иной   черты   характера достигает   предельных   величин   и   оказывается   у   крайней   границы   нормы, возникает так называемая акцентуация характера. [14,3]    Понятие «акцентуации» впервые ввёл немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. 1   Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации   личности.   В   нашей   стране   получила   распространение   иная классификация, предложенная известным детским психиатром А.Е.  Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. Классификация   акцентуаций   характеров   у   подростков,   которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:  1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они   вносят   много   шума,   любят   неспокойные   компании   сверстников.   При хороших   общих   способностях   они   обнаруживают   неусидчивость, недостаточную   дисциплинированность,   учатся   неровно.   Настроение   у   них всегда хорошее, приподнятое. С взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много увлечений, как правило, поверхностных и мимолетных. Подростки гипертимного типа зачастую   переоценивают   свои   способности.   Бывают   слишком самоуверенными,   стремятся   показать   себя,   прихвастнуть,   произвести   на окружающих впечатление.  2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где­то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают   даже   незначительные   неприятности,   на   замечания   реагируют крайне   раздражительно.   Настроение   у   них   периодически   меняется   от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две­три недели.  3.       Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно   зачастую   непредсказуемо.   Поводы   для   неожиданного   изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем­то случайно оброненное   слово,   чей­   то   неприветливый   взгляд.   Все   они   «способны 1 погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких­ либо   серьезных   неприятностей   и   неудач».   Поведение   этих   подростков   во многом   зависит   от   сиюминутного   настроения.   Настоящее   и   будущее соответственно   настроению   может   расцвечиваться   то   радужными,   то мрачными красками.  4.    Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью   и   капризностью,   утомляемостью   и   раздражительностью. Особенно   часто   утомляемость   проявляется   при   выполнении   трудной умственной работы.  5.   Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно   застенчивы   и   робки   при   посторонних   людях   и   потому   часто производят   впечатление   замкнутости.   Открыты   и   общительны   они   бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Предпочитают общаться с малышами и взрослыми.   В   юношеском   возрасте   у   таких   подростков   могут   возникать трудности   адаптации   к   кругу   сверстников,   а   также   «комплекс неполноценности»  6.   Психастенический   тип.   Такие   подростки   характеризуются ускоренным   и   ранним   интеллектуальным   развитием,   склонностью   к размышлениям   рассуждениям,   к   самоанализу   и   оценкам   поведения   других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше ценны на словах, а не на деле.  7.   Шизоидный   тип.   Наиболее   существенная   черта   этого   типа   – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть  одни,  находиться  в  компании взрослых.  Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. 1 Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими­либо особыми увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны,   не   всегда   понятны   для   окружающих,   прежде   всего,   для   своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.  8.   Эпилептоидный   тип.   Эти   подростки   часто   плачут,   изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских   компаниях   они   ведут   себя   как   диктаторы.   Их   типичные   черты   – жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие   подростки   устанавливают   свои   жесткие,   почти   террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать   начальству,   добиваться   определенных   преимуществ   перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.  9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного   внимания   к   собственной   особе.   У   подростков   данного   типа нередко   выражена   склонность   к   театральности,   позерству,   рисовке.   Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто­то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих,   выслушивать   в   свой   адрес   восторги   и   похвалы.   Для   этих подростков   характерны   претензии   на   исключительное   положение   среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание,   они   часто   выступают   в   группах   в   роли   зачинщиков   и   заводил. Вместе   с   тем,   будучи   неспособными   стать   настоящими   лидерами   и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет. Они часто и быстро терпят фиаско. 1 10.   Неустойчивый   тип.   Его   иногда   неверно   характеризуют   как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности. У них отсутствуют какие­либо серьезные, в том числе   профессиональные   интересы,   они   почти   совсем   не   думают   о   своем будущем.  11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто   конъюнктурное   подчинение   любым   авторитетам,   большинству   в группе.   Такие   подростки   обычно   склонны   к   морализаторству   и консерватизму,   а   их   жизненное   кредо   –   «быть   как   все».   Это   тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда   найдет   «моральное»   оправдание   своему   поступку,   причем   нередко даже не одно. [7,198] Таким   образом,   мы   рассмотрели   акцентуации   характера   по   версии Личко. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I На основании вышеизложенного материала можно сделать следующий вывод.  Слово   «характер»   является   общеупотребительным,   его   употребляют, во­первых, когда хотят оценить поведение человека, во­вторых, когда речь идёт не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения, в­третьих, когда речь идёт о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру.  Черты   характера   проявляются   в   учебной   и   профессиональной деятельности человека, в его поступках, в конкретных жизненных ситуациях. 1 В   процессе   жизни   черты   характера   могут   претерпевать   существенные изменения, так как характер является прижизненным образованием личности: он   формируется,   развивается   и   изменяется   в   практической   деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Но несомненным остаётся тот факт, что все основные черты характера закладываются в детстве. Глава  II.   ИЗУЧЕНИЕ   ОСОБЕННОСТЕЙ   СТАНОВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.  2.1 Биологические и социальные предпосылки определяющие  формирование характера в младшем школьном возрасте. Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий   жизни   и   целенаправленного   воспитания.   Кое­что   в   характере является   и   врожденным   ­   именно  те   черты,   которые   связаны   с темпераментом.   В   формировании   характера   решающее   значение   имеют первые   7­8  лет,   дошкольный   и   младший   школьный   возраст,   когда закладывается основа характера человека. На   формирование   характера   оказывают   влияние   в   первую   очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества,   его   мораль   и  ценностные   ориентации.   Каналами   этого   влияния 1 служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр. Очень   серьезное   влияние   на   формирование   характера  оказывают семейные   условия,   отношения   в   семье.   Домашнее   воспитание   имеет решающее значение для формирования характера ребенка. Характер формируется в  деятельности.  Характер ребенка приобретет свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности ­ в игре, учебе, труде. Уже   в   дошкольном   возрасте   обрисовываются   первые  контуры   начинает   складываться   привычный   образ   поведения, характера, определенные отношения к действительности. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не  требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни   прививали   ему   словесно.   Воспитание,   устраняющее   все  трудности   на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. С   поступлением   в   школу   начинается   новый   этап   формирования характера.   Ребенок   сталкивается   с   рядом   новых  и   строгих   правил   и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти   правила,   обязанности   развивают   у   школьника   организованность,   аккуратность,   целеустремленность, систематичность,   настойчивость, дисциплинированность,   трудолюбие.   Исключительно   важную   роль   в формировании   характера   играет   школьный   коллектив.   В   школе   ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи  с  товарищами. У него развивается   сознание   долга   и   ответственности   перед   коллективом   класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Основное   условие   воспитания   характера   младших  школьников состоит в  единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому.  Индивидуальный  подход   не   должен   ни   в   какой   мере   нарушать общих требований. [13, 45] 1 Первостепенное   значение   в   формировании   характера  имеет организация   личного   опыта   ребенка,   способствующего   образованию устойчивых привычек поведения и деятельности. «Характер детей складывается и формируется в реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них   вплетается   педагогический   процесс,   как   деятельность   учителя­ воспитателя, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не  подменяет ее, ­ писал С.Л. Рубинштейн.   ­   Всякая   попытка  воспитателя­учителя   «внести»   в   ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по  овладению  ими,  подрывает,  как это  отлично  понимал еще  Ушинский, самые основы здорового умственного и нравственного  развития  ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».[3,61] Формируя   личное   поведение   ребенка,   педагог   формирует   и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу. Мотив,   действенный   для   данного   человека,  ­   это   будущая черта его характера в ее генезисе. Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя. Внешне   один   и   тот   же   поступок,   одно   и   то   же   отношение   детей   к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из  целей, которые они более или менее сознательно преследуют, приобретает совсем различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл. Учителю   необходимо   понять   подлинные   личностные  мотивы поведения   ребенка,   мотивы   его   действий,   его   внутреннее   отношение   к задачам, которые перед ним ставятся.  Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет   взаимодействовать   с   ним,   сможет   профессионально   грамотно строить учебно­воспитательный процесс, чтобы помочь ребенку сформиро­ вать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками.[13,74] 1 На воспитание характера детей влияют личный пример  учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности. Для   того   чтобы   воспитывать   характер   ребёнка   с   учётом   его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, то есть всесторонне и   глубоко   изучить   его   индивидуальность.  Формирование   характера начинается   с   раннего   детства.  Проявления   коллективизма,   настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной ребёнку трудовой деятельности.   Выполняя   некоторые   несложные   обязанности,   ребёнок приучается   уважать   и   любить   труд,   чувствовать   ответственность   за порученное дело.  Под   влиянием   требований   родителей   и   воспитателей,   их   личного примера у ребёнка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,   дисциплины,   выдержки;   ребёнок   приучается   давать   оценку собственному поведению. 2.2 Методы и источники познания характера. Нам показалось, что для реализации  цели дипломной работы, наиболее информативными методиками являются: 1. Рисуночный тест  (М. Б. Дукаревич) Цель: выявить индивидуальные и типологические особенности  личности. Инструкция: Ребята, представьте себе, что вы оказались в далёкой,  далёкой Зелёной стране. Эта страна очень необычна и интересна, в ней много  разных обитателей и каждый  из них имеет свой вид, своё название. Вокруг  только деревья, а в глубине страны находится чудесный водопад, около  которого не меньше обитателей, чем по всей стране. Ты можешь увидеть  высоких и низких, толстых и тонких животных, но у каждого из них свои 1 особенности внешнего вида. Ребята, а какое животное несуществующее в этой стране вы бы хотели увидеть? Нарисуйте его, пожалуйста.  Материалы и оборудование: стандартный чистый лист бумаги   (А – 4) и цветные карандаши.  Критерии   оценки:   при   анализе   рисунка   оцениваются   следующие параметры: – расположение рисунка на листе; – размер рисунка; – вид животного; – характер опоры для тела животного; – особенности деталей; – характер линий. 2. Аутоидентификация типов характера Э.Г. Эйдмиллера. Цель: выявление и определение типа характера. Инструкция:   «Вам   необходимо   ознакомиться   с   содержанием   всех предложенных   характеристик   и   выбрать   одну   или   несколько   карточек,   на которых, по вашему мнению, наиболее полно и похоже описан ваш характер. Если   вы   выберете   сразу   несколько   карточек,   то   разложите   их   в   порядке значимости». Материал: 10 карточек с описанием характерологических типов  Словесные   портреты   характерологических   типов   зашифрованы буквенными обозначениями: А – меланхолический; Б – гипертимный; В – циклоидный; Г – эмоционально­лабильный; Д – сензитивный; Е – психастенический; З – истерический; Н – неустойчивый; К – конформный. Карточка А Настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозь чёрные очки: жизнь часто кажется мне бессмысленной, во всём вижу лишь мрачные   стороны.   Никак   не   могу   отделаться   от   ощущения,   что   вот­вот случится   что­то   плохое.   Мне   кажется,   что   я   в   чём­то   виноват   и   потому 1 окружающие плохо ко мне относятся, смотрят свысока. Я мрачен, угрюм, всем недоволен. Всё делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у меня печальное, что от меня веет унынием. Не способен к волевому усилию, от трудностей впадаю в отчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам,   просыпаюсь   с   ощущением   разбитости,   несвежести.   Моя   жизнь   – нелепая и мучительная пытка. Карточка Б У меня всегда хорошее настроение, про меня можно смело сказать, что у   меня   приветливый   и   открытый   характер.   Думаю,   что   добр,   во   всяком случае, охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня   много.   Я   не   молчун,   с   удовольствием   участвую   в   беседе.   Охотно помогаю людям, но поскольку обещаний раздаю много, то далеко не все могу выполнить.   Не   выношу   нудную,   кропотливую   работу,   которая   требует усидчивости и терпения. В жизни у меня так много разных дел, что не успеваю всё   выполнить   вовремя.   Замечал,   что   окружающие   меня   охотно   слушают, потом   повторяют   мои   наиболее   остроумные   высказывания;   мне   ничего   не стоит высмеять своего врага. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь,   не   очень   люблю   их   реализовывать.   Не   люблю,   когда   мне противоречат. Сначала это меня раздражает, а когда разойдусь, то начинаю вести себя грубо: кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня репутация шалуна, учителя считают меня заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без оснований. Те, кому приходилось видеть мою   мимику,   способность   передразнивать   и   копировать   людей,   всегда советуют, чтобы я шёл в актёры.  Карточка В Пожалуй,   основным   в   моем   характере   является   беспричинная  смена периодов   разного   настроения:   то   длительное   время   я   себя  чувствую  очень хорошо,   все   у   меня   получается,   работа   спорится,  хорошо   сплю,   у   меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними гулять. Если же возникают какие­либо  неприятности, то в этот период я переношу их легко. 1 Однако совершенно непонятным для меня образом настроение портится, под­ час на продолжительное время — на недели, даже месяцы. Мне становится всё   безразлично;   чувствую   себя   в   это   время   больным,  унылым,   перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, что со мной может что­то случиться. От трудностей, неприятностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости, плохо ем, Я не хочу встречаться с людьми, их общество раздражает меня. Хочется лежать в постели, забыв обо всем. Я заметил, что такие смены периодов хорошего настроения и плохого чаще всего происходят либо весной, либо осенью. Карточка Г По   характеру   я   человек   веселый,   открытый,   добродушный,   однако малейшая   неприятность   (перемена   погоды,   грубое   слово,   неприязненный взгляд и др.) омрачает мое настроение, приводит меня в глубокое уныние, но ненадолго. Какая­нибудь интересная  новость, теплое участие помогают мне обрести прежнее расположение духа. В течение дня настроение у меня может неоднократно меняться от самых разных причин. Даже мне самому бывает непонятно, отчего вдруг стало так тоскливо, ведь только что я чувствовал себя хорошо, был весел. Очень внушаем и робок, такой уж у меня характер — немного детский, слишком нежный. Моим чувствам как­то не особенно верят – считают их слишком поверхностным, хотя это, конечно, не так. Различные, даже мелкие неприятности переношу тяжело. Карточка Д Пожалуй, будет правильным сказать про меня, что я человек  робкий, застенчивый, впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются   грубо,   не   могу   дать   отпор,   постоять  за   себя,   Большое количество людей меня утомляет, заставляет искать одиночества. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. He терплю вида крови, не люблю грязь. Не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов –   предпочитаю   уступить.  Нередко   мне   кажется,   что   окружающие   меня осуждают.   Настроение   у   меня,   как   правило,   пониженное.   Меня   очень 1 мучает   ощущение,  что   я   не   такой,  как   все.   Крайне   не   уверен   в  себе,  с завистью   смотрю   на   людей   сильных,   решительных,   уверенных.   В   новом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у меня неспокойный, тревожный. Карточка Е Основные   черты   моего   характера   –   крайняя   нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое тяжёлое для меня – принять решение. Решившись на что­нибудь и  уже начав действовать, я продолжаю сомневаться: так ли поступаю, как хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Люблю, когда меня утешают, не   умею   обходиться   без   дружеской   поддержки.   Боясь   за   свое   здоровье, беспокоюсь   и   за   участь   своих   близких;   постоянные   тревоги,   опасения, беспокойства – таково содержание моей жизни. Долго не могу решиться, но если   на   что­нибудь   решаюсь,   то   не   успокаиваюсь  сам   и   не   даю   покоя окружающим, пока намеченное мной не будет сделано. Очень  стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из­за своей стеснительности я часто   боюсь   сделать   то,   что   хотел   бы;  если,   например,   мне   сделали хорошее,   я   не   решаюсь   поблагодарить;   если   ко   мне   обращаются   с неподходящим   предложением, физического труда, считаю,  что неловок, неуклюж.  не   решаюсь   отклонить   его.   Не   люблю Карточка З Не выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Люблю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление у других, люблю, когда мной восхищаются.  Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Полагают, что у меня есть артистические способности. Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются мои мечты, я  достигаю такого положения, что все мне завидуют и мною восхищаются. Если захочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, 1 который всегда был бы внимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно, ухаживали за мной и даже жалели.  Каточка Н Я по характеру человек компанейский; очень скучаю, когда остаюсь один.   Обыкновенно   беру   пример   со   своих   более   сильных   по   характеру друзей. Не всегда оканчиваю начатое дело, особенно если меня никто не проверяет   и   не   помогает.   Очень  люблю   всякие  развлечения.   Всегда  хочу повеселиться. Вообще мне нравится все то, что запрещено. Мои родители упрекают   меня,   что   я   ленив,   неаккуратен,   беспорядочен,   но   меня   эти упреки  мало трогают.  Хотел  бы иметь   верного друга,  который   бы  меня защищал  от  бед, иначе я могу пропасть. О своём  будущем  думаю мало, особенно когда мне весело и хорошо. Карточка К Считаю,   что   надо   жить   так,   как   живут   все,   не   отрываться   от коллектива,   не   отставать   от   окружающих,   но   и   не   забегать   вперед. Люблю,   чтобы   у   меня   всё  было,   как   у   людей:   хорошая,   в   меру   модная одежда   –   не   такая,   чтобы   все   оборачивались   на   улице:   дома   –   хорошая обстановка и всё необходимое. Стараюсь жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ничего плохого – ни товарищи, ни одноклассники,  ни близкие. Развлекаться   люблю   как   все:  посидеть   в   кругу   приятелей,   посмотреть телевизор, погулять с друзьями. Каких­нибудь особенных развлечений не ищу. Не люблю тех, кто модничает. Считаю, что мнение большинства всегда правильно и противопоставлять себя большинству всегда плохо и вредно.   интерпретация   результатов   методики производится в соответствии с теми типами характера, которые заняли два Интерпретация   данных: первых   места.   Результаты   аутоидентификации   необходимо   сопоставлять   с данными, полученными в ходе наблюдения, беседы, обобщения независимых характеристик   и   с   помощью   других   методов   научного   психологического исследования. 2.3 Анализ данных констатирующего эксперимента. 1 Изучение   особенностей   проявления   характера   в   младшем   школьном возрасте проводилось на базе МБОУ СОШ№1  г. Зверево  в   4 «А» классе, классный руководитель Мудрова Н. В.  В исследовании приняло участие 15 человек.  При анализе детских работ нами были получены следующие результаты, представленные в таблицах №1, №2. Таблица№1 Результаты   диагностики   акцентуации   характера   на   начальном эксперименте. Ф.И. уч­ся Характер рисунка Тип акцентуации 1. Костя К.  2. Алина О. 3. Юля Д. 1. Мария И. 2. Люба Б. 3. Вика К. 1. Оля Г. 1. Иван М. 2. Настя П. 3. Надир М. – средний размер; – тонкие ноги; – прорисованы черты лица персонажа; – линии двойные, прерывистые; – наличие штриховки; –смещение рисунка влево. – крупный, сильный персонаж; – ноги не соединены или отсутствуют; – прорисованы губы, зубы; – линии нахлёстываются друг на друга; – голова анфас; – большие глаза. – слабое, немощное животное; – голова повёрнута влево; – ноги прямые;  – мягкие очертания без острых углов; – хвост вниз вправо. − − − − − сильное животное; прорисованы губы, зубы; прорисованы уши; агрессивные линии; присутствует нажим линий в нескольких частях рисунка; наличие разнонаправленной штриховки; − − многоножие. 1. Эля С. 2. Соня К. 3. Мария Г. 4. Алексей Т. 5. Евгения М. – детализированность персонажа;  – использованы разные яркие цвета; – смещение вправо, либо заполнен     весь   лист; – дополнительные детали на рисунке. Сензетивный демонстрационный Интровертный Неустойчивый Экстровертный 1 Таким образом, в классе у 3 человек (20%) была выявлена тенденция к сензетивной     акцентуации;     у   3   человек   (20%)     –     к     демонстрационной акцентуации; у 1  человека (6%) – к интровертной акцентуации; у 3  человек (20%) – к неустойчивой акцентуации;   у   5 человек (33%)     тенденция   к экстровертной  акцентуации. Результаты диагностики акцентуаций характера по методике Таблица №2 ­ о н ь л а н о и ц о м э й ы н ь л и б а л + Э.Г. Эйдемиллера. й ы н в и т и з н е с й и к с е ч и н е т с а х и с п й и к с е ч и р е т с и й ы в и ч й о т с у е н й ы н м р о ф н о к Исходный тип акцентуации + + + + + + + гипертимный; циклоидный; + циклоидный; конформный; циклоидный; неустойчивый; циклоидный; неустойчивый; + эмоционально­лабильный; конформный; истерический;  неустойчивый; истерический;  неустойчивый; циклоидный; конформный; циклоидный;  конформный; циклоидный; конформный; + + + эмоционально­лабильный; неустойчивый; гипертимный; циклоидный; + + + + + + + + + + Ф. И. й и к с е ч и л о х н а л е м й ы н м и т р е п и г ; й ы н д и о л к и ц 1. Костя К. + 2. Люба Б. 3. Иван М.  4. Женя М. 5. Мария Г. 6. Соня К. 7. Эля С. 8. Мария Г. 9. Алина О. 10. Оля Г. 11.  Алексей Т. 12. Настя  П. 13. Надир  М. 1 14. Вика К. + + + + 15. Юля Д. + сензитивный;  психастенический; истерический; конформный; гипертимный.  Судя по данным таблицы, в классе у детей преобладающими являются циклоидный (53%) и конформный (40%) типы. Большинство детей не смогли определиться с доминирующим типом, как следствие, выбор двух вариантов.  Сопоставив данные двух тестов, мы получили следующее:                                                                                   Таблица№3 Результаты диагностики акцентуаций характера Ф.И. уч­ся 1 тест            2 тест Вывод 1. Костя К. сензетивный 2. Люба Б. демонстрационный 3. Иван М.  неустойчивый 4. Женя М. экстравертный 5. Мария Г. экстравертный 6. Соня К. экстравертный 7. Эля С. экстравертный 8. Мария И. демонстрационный 9. Алина О. сензитивный гипертимный; циклотимный циклоидный;  конформный циклоидный;  неустойчивый циклоидный;  неустойчивый эмоционально­ лабильный; конформный истерический;  неустойчивый истерический;  неустойчивый циклоидный;  конформны циклоидный;  Сензетивный Демонстрационный Неустойчивый Экстравертный Экстравертный Демонстрационный Экстравертный Демонстрационный Сензетивный 10. Оля Г. интровертный конформный не определяется 11. Алексей  экстравертный Т. циклоидный;  конформный Экстравертный 12. Настя П. неустойчивый 13. Надир М. неустойчивый 14. Вика К. демонстрационный 1 эмоционально­ лабильный; неустойчивый гипертимный;  циклоидный; сензитивный;  психастенический; истерический; конформный Неустойчивый Неустойчивый не определяется 15. Юля Д. сензитивный гипертимный;  не определяется Из   таблицы   видно,   что   у   80%   учащихся   класса   проявляется   ярко выраженная тенденция к тому или иному типу акцентуации. Наиболее часто встречающимися   типами   являются:   демонстрационный,   неустойчивый   и экстравертный тип – 3 человека (20%); сензетивный – 1 человек (6%).  Полученные   данные   свидетельствуют   о   том,   что   действительно младший   школьный   возраст   является   фундаментом   для   формирования характера.   В   этом   возрасте   значительное   влияние   приобретает   социальная ситуация   развития,   в   которой   находится   младший   школьник,   а   именно, особенности   учебной   деятельности, окружающими и статус самооценки.   характер   взаимоотношений   с Данные второго теста позволяют судить о том, что дети владеют, хоть и слабо,   знаниями   о   сторонах   своей   личности,   положительно   воспринимают себя, но при этом не могут объективно судить о наличии цельного характера у себя. Таким образом, мы считаем, что своевременное ознакомление детей с таким свойством личности как характер, позволит им в дальнейшем избежать негативного   влияния   социокультурных   факторов   на   формирование   их характера.   2.4 Проект формирующего эксперимента. На основании данных констатирующего эксперимента мы разработали проект формирующего эксперимента. 1 Цель данного эксперимента – помочь детям расширить представление о себе через знакомство с особенностями своего характера. Реализация   данного   проекта   осуществлялась   во   внеурочное   время. Факультативный курс состоял из 6 занятий. (см. Приложение 1) Внеклассные   занятия   по   психологии   проводились   на   базе   МБОУ СОШ№1  г. Зверево  в   4 «А» классе, классный руководитель Мудрова Н. В. Цель   занятий   состояла   в   том,   чтобы   помочь   детям   расширить представление о себе через знакомство с особенностями своего характера. Создалась группа из 15 человек   (выбор был по желанию). Встречи с ребятами   проходили   3   раза   в   неделю.   Форма   организации   –   свободное общение,   не   регламентированное   сидением   за   партами,   а   на   стульях, поставленных   в   круг.   Чтобы   работа   была   эффективной,   использовались различные игры, упражнения, которые стимулировали желание детей узнать себя и качества своих одноклассников. Занятия кроме этого помогали решить различные проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Первое занятие было направлено на выработку определённых правил работы в группе. Правила создавались совместно, и почти каждый участник пытался высказать своё мнение. Они были различны. Занятия   требовали   от   каждого   участника   предельной   откровенности, открытости, готовности к позитивному общению, поэтому некоторые дети на каждом   первых   занятиях   переживали   чувства   неуверенности,   замкнутости. Чтобы снять ощущение дискомфорта, я проводила занятия таким образом, чтобы   каждый   ребенок   чувствовал   себя     защищённым.   Для   формирования чувства   единения,  мы   выполняли   упражнение   «Доброе   животное»,  чувства защищенности ­ создание собственного герба. (см. Приложение 2)  Волнительными   для   детей   стали   моменты   презентации   герба.   Но одновременно  с  этим  они  испытывали   и чувство  гордости  за  свои,  хоть  и незначительные для нас, достижения. Чтобы дети смогли поделиться своими переживаниями   и   понять,   что   в   одних   и   тех   же   ситуациях   мы   можем испытывать   разные   чувства,   я   использовала   упражнение   «Рыба   для 1 размышления», где ребята вытягивали карточки и заканчивали записанное на неё предложение (я чувствую неуверенность, когда…, мне скучно, когда…)  Ребятам понравилось фантазировать и создавать своё несуществующее животное. Но интерпретация данных персонажей­героев, некоторых удивила. Кто­то сделал для себя открытие, кто­то задумался, кто­то расстроился, но равнодушным никто не остался. Достаточно трудным для детей стал момент создания характеристики самого   себя,   с   точки   зрения   взаимодействия   с   людьми   и   поведения   в окружающем   мире.   Ребята   выделяли   у   себя   такие   черты   характера   как отношение к учебной деятельности, наличие привязанностей, взгляд на мир, на взаимоотношения с другими людьми, отношение к природе и труду. От занятия к занятию дети становились все более свободными в своих высказываниях, они привыкли доверять друг другу, увереннее говорить о том, что   думают   и   чувствуют.   В   этом,   я   считаю,   им   помогали   упражнения   и тренинги, в которых они приняли активное участие. Для закрепления получаемых знаний и представлений, формирование сознательного отношения к важности работы над собой, своим характером детям   было   предложено     вести   дневник.   Благодаря   нему   ребята   смогли усвоить для себя то, что обязательный человек это тот, кто не забывает о своих обещаниях, насколько сами обязательны. Они узнали, о чём их просят, и какие  просьбы  звучат   чаще,  доверяют   ли   им  сложные   дела  и   чьих   просьб больше – взрослых или сверстников. Просмотр   страниц   дневника   свидетельствует   о   том,   что   родители хвалят детей, говорят приятные и ласковые слова (умница, молодец и др.). Таким   образом,   выполняя   поручения   взрослых,   ребята   становятся самостоятельными. Активное участие в упражнениях, в работе группы, стремление слушать товарищей и не перебивать их, оказание взаимопомощи и поддержки все это сыграло положительную роль в познании детьми особенностей себя и своего 1 характера,   показало   возможность   его   воспитания,   изменения   в   лучшую сторону. Проведение   данных   занятий   способствовало   пробуждению   у   детей интереса   к  исследовательской  деятельности   по  отношению  к  самому  себе. Дети   задумались   об   особенностях     своего   характера   и   возможностях   его изменения: усиление положительных черт и снижение негативных проявлений, подчинение их внутреннему контролю. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II. Для   того,   чтобы   воспитывать   характер   школьника   с   учётом   его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, то есть всесторонне и   глубоко   изучить   индивидуальность   ученика.   Изучение   ребёнка   – сравнительно   длительный   процесс.   Только   хорошее   знание   учащегося позволит   наметить   индивидуальные   мероприятия   по   его   дальнейшему воспитанию   или   перевоспитанию   и   приведёт   к   желаемым   результатам. Впервые   встречаясь   с   учениками   в   самом   начале   первого   года   обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях   и   некоторых   особенностях   развития   ребёнка,   о   проявлениях   его характера.   На   основании   наблюдений   и   бесед   необходимо   составить определённую   программу   формирования   характера   ребёнка   с   учётом   его индивидуальных особенностей. 1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Младший   школьный   возраст   называют   вершиной   детства.   В   этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный   социальный   статус.   Меняется   восприятие   своего   места   в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни.   Ребёнок   оказывается   на   границе   нового   возрастного   периода. Постепенно начинается формирование самосознания. Это заключается в том, что   ребёнок   начинает   постепенно   выделять   качества   из   отдельных   видов деятельности   и   поступков,   обобщать   и   осмысливать   их   как   особенности своего   поведения,   а   затем   и   качества   своей   личности.   Ребенок   начинает осознавать,   что   некоторые   поступки   он   совершает   под   воздействием определенных   мотивов,   которые   он   не   всегда   осознает.   Следовательно,   в процессе формирования характера у детей младшего школьного возраста надо закреплять не только определённую форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Младший   школьный   возраст   сензитивен   к   формированию   у   детей представлений   о   своем   характере.   Дети   достаточно   серьезно   относятся   к 1 характерологическому описанию своей внешности и пытаются сами вникнуть в   суть   своих   поступков,   дать   им   логическое   обоснование.   Поэтому своевременная   помощь   взрослых,   поддержка   и   понимание   с   их   стороны, стимулируют интерес детей к изменению особенностей своего характера в лучшую сторону. Все   вышеизложенное   позволяет   нам   судить   о   том,   что   гипотеза подтверждается,   цель   и   задачи   реализованы   в   ходе   теоретического   и практического исследования. ЛИТЕРАТУРА 1. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера 2 изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968 264с. 3. 4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. –   М.: ВЛАДОС, 2003.– Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. сред . проф. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, «Академия», 2008.­446с. 5. Пособие Е.   И.   Игнатьев,   И.   С.   Лукин,   М.   Д.   Громов.   Психология: (школьных).   педагогических для     училищ   М., «Просвещение», 1991  6. Ильин   Е.   П.   Психология:   Учебник   для   средних   учебных заведений. СПб.: Питер, 2004.­560с. 7. Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология: Учеб. пос.­ К.: Центр учебной литературы, 2009.­232с. 8. 9. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер,2001 Маклаков А.Ф. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 592с.: ил. – (Серия «Учебник нового века») 1 10. Немов   Р.С.   Психология:   Учеб.   для   студ.   высш.   пед.   учеб. заведений:   В   3кн.­4­е   изд.­М.:   Гуманит.   изд.   Центр   ВЛАДОС,   2000.­Кн.1: Общие основы психологии. – 668с. 11. Нонна   Сергеева.   Младший   школьник.   Опыт   нравственного поведения// нач. школа, 2010, №5 стр22­26 12. Радугин   А.А.   Психология:   Учебное   пособие   для   высших   уч. заведений. – М.: Центр, 2003 13. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. –  М.: ВЛАДОС, 2000. – 256 с. 14. 15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2000   Справочник   по   психологии   и   психиатрии   детского   и подросткового возраста/ Под ред. С. И. Циркина – СПб.­ Питер, 2004 – 253с. 16. Степанова   О.А.   и   др.   Методика   игры   с   коррекционно­ развивающими технологиями. – М.: Академия, 2003. – 272 с. 17.   Стюхина   Д.А.   Формирование   у   младших   школьников представления о нравственном поведении// 2011, №8 стр.27­32 18.   Стюхина   Д.А.   Формирование   характера   в   младшем   школьном возрасте// Начальная школа, 2010, №23, стр.­3­11 1 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Тема занятия Цель занятия Форма работы Выработать совместно  с детьми правила  взаимодействия в  группе. Выявить личностные  проблемы младших  школьников, которые  не поддаются  сознательному  контролю Познакомить детей с  результатами их  практической  творческой работы  «Несуществующее  животное» Расширить представление   детей   о собственном характере Тренинг Рисование персонажа Интерпретация персонажа Словесный автопортрет № занятия 1 2 3 «Вводное занятие» Рисунок  «Несуществующее  животное» Инструкция   рисунка «Несуществующее животное» 4 «Мой автопортрет» 5 6 «Мой герб» Обобщающее занятие 1 Формирование самосознание   младших школьников,   стимулирование личностного роста. Систематизировать   и обобщить   полученные знания и представления о своём характере их Создание герба Тренинг ЗАНЯТИЕ  Мой Герб. Приложение 2 Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост. Материалы: гуашь, цветные карандаши или фломастеры, листы формата А4 на каждого участника, мяч. Перед   занятием   участникам   раздают   бейджи   и   просят   записать   свое имя. ХОД ЗАНЯТИЯ Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Сегодня мы постараемся послушать друг   друга   и   сделаем   нечто,   что   позволит   почувствовать   себя   более уверенными и защищенными. I. Разминка «Доброе животное» Ведущий. Ребята, нас с вами девять человек, и мы организовали группу. Для  того  чтобы почувствовать  себя  одним  целым,  я предлагаю  выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад — притопывая, два шага вперед. Спасибо. II. Упражнение «Рыба для размышления» 1 Ведущий.   Для   того   чтобы   нам   познакомиться   поближе,   я   предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» — вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение. Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с   неоконченным   предложением.   После   этого   он   зачитывает   предложение, завершая его своими собственными словами. Предложения на карточках: Самый большой страх — это... Я не доверяю людям, которые... Я сержусь, когда... Я не люблю, когда... Мне грустно когда... Когда я спорю... Когда на меня повышают голос, я... Самое грустное для меня... Человек считается неудачником, если... Мне скучно, когда... Я чувствую неуверенность, когда... Ведущий.   Какое   чувство   вы   испытали,   заканчивая   предложения? Действительно,   каждый   из   нас   переживал   чувства   страха,   неуверенности, неуспеха.   Наверное,   случалось,   что   вы   были   обижены,   у   вас   было   плохое настроение   или   на   душе   грустно,   или   вы   просто   скучали.   В   этот   момент каждому   хочется   иметь   поддержку   и   защиту.   С   древних   времен   люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя. III. Коллаж «Мой герб» Ведущий. Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать   специальные   эмблемы   для   обозначения   своего   положения   в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера,   его   успехи   и   привилегии   его   семьи,   но   и   говорили   о   его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — 1 это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб. Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего. Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно. В третьей — самое большое свое достижение. В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять. Все   это   вы   можете   изобразить   с   помощью   слов,   картин,   символов, рисунков. А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе. Время на работу — 15 минут. Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение. Ведущий.   Каждому   из   нас   надо   помнить,   что,   герб   который   вы изготовили, поможет вам: — когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться; — когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями; — стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть; 1 —   мысленно   представив   то   место,   в   котором   вам   уютно   и   хорошо, отдохнуть и успокоиться; —   когда   же   бывает   горько,   обидно,   страшно,   тревожно,   для поддержания   духа   вспомнить   и   произнести   вслух   три   слова,   которые   вам хотелось бы слышать о себе. IV. Упражнение «А что дальше?» Ведущий. Сейчас я предлагаю вам потренироваться и произнести слова о себе вслух, уверенно и громко. А как звучат эти слова из уст других? Я предлагаю проговорить эти слова каждому из нас, чтобы услышать их со стороны. Каждый может сказать слова тому, кому он хочет. Эти слова должен услышать каждый. Спасибо. Участники по кругу проговаривают свои мысли. — Что вы чувствовали, когда сами произносили эти слова? —   Была   ли   разница   между   тем,   когда   вы   говорили   и   когда   вам говорили? —   Как   вы   думаете,   что   нужно   делать,   чтобы   соответствовать   этим словам? Ведущий. Действительно, если мы хотим услышать эти слова о себе, нам прежде всего надо понять себя и начать работать над собой. А начать можно с самого простого. Например, позаботиться о своем здоровье. Сейчас я предлагаю вам встать и освоить еще один прием приобретения уверенности — массаж. Встаньте друг за другом по кругу. Мягко положите руки на голову впереди стоящему и слегка помассируйте макушку головы, затем   плечи.   Можно   слегка   постучать   ребрами   ладони.   Теперь   слегка пощипайте спину, погладьте. Слегка постучите кулаками, еще раз погладьте. Я   вижу   ваше   хорошее   настроение.   Возможность   поделиться   своими мыслями   и   чувствами   помогает   лучше   понять   себя.   Давайте   попробуем взяться за руки и молча поговорить друг с другом. Закройте   глаза.   Постарайтесь сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточится на том,   Теперь   возьмитесь   за   руки. что слышит. постарайтесь узнать звуки, которые до вас доносятся. 1 Не открывая глаз, сконцентрируйте внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы касаетесь. Постарайтесь понять и запомнить свои ощущения и чувства. Теперь   по­прежнему   с   закрытыми   глазами   разнимите   руки   и сосредоточьтесь на своем дыхании: почувствуйте, как воздух входит через нос и рот, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе. А   теперь   представьте,   что   в   каждом   центре   вашего   существа   есть маленькая частица, очень спокойная и счастливая. Не затронутая страхами и заботами о будущем, она пребывает там в полной гармонии, в мире и счастье. До   нее   нельзя   добраться,   прикоснуться.   Если   вы   пожелаете,   ее   можно представить в виде какого­нибудь образа — язычка пламени, драгоценного камня или озера с гладкой спокойной поверхностью. Наполненная радостью, спокойствием,   она,   эта   драгоценная   частица,   находится   в   полной безопасности.   Она   там,   глубоко   в   нас.   Представьте   теперь,   что   то,   что находится глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — это вы сами. Снова   возьмитесь   за   руки.   Постарайтесь   вложить   свои   ощущения   в ладони стоящих слева и справа от вас и одновременно ощутить те чувства, которые они посылают вам... Откройте глаза. Спасибо. Наше занятие подошло к концу. V. Рефлексия 1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии? 2. Что вам понравилось и что не понравилось? 3.   Как   вы   считаете,   поможет   ли   вам   герб   справиться   с   плохим настроением и стать более уверенными в своих силах?

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"

Методическая разработка "Изучение особенностей становления характера в младшем школьном возрасте"