Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Оценка 5
Мероприятия
doc
русский язык
Взрослым
11.03.2017
Практикум-соревнование состоит из нескольких этапов.
КОНКУРС «Волшебный стул». От каждой команды учитель выбирает по одному человеку. 1 команда говорит комплименты участнику 3 команды, 2 команда – участнику из первой, 3 команда – из второй. Жюри оценивает искренность, правдивость, ………..
Конкурс Инсценировки- миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета
Каждой группе заранее предлагается подготовить по одному выступлению о состоянии современного русского языка и подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения о языке.Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка.doc
Методическая разработка классного часа .
Тема: О терпеливый наш язык…
Цель: совершенствовать практические умения в произнесении речей
Форма : практикумсоревнование
Класс делится на три группы ( острова)
Каждой группе заранее предлагается подготовить по одному выступлению о
состоянии современного русского языка и подготовить выразительное чтение
наизусть стихотворения о языке
Из числа приглашенных учителей выбирается жюри
Соревнование состоит из нескольких этапов.
1. напишите на листочке свое имя ( как вам хочется , чтобы к вам
обращались
2. объяснение правил игры командам и жюри ( наивысший балл – 10 за
каждый конкурс; конкурсов – 8)
3. 1 конкурс
3 конкурс
5 , 6 конкурсы
Найди ошибки, сформулируй правило
Конкурс ораторов. 3 участника от каждой команды выступают с речью.
4. 2 конкурс
конкурс чтецов выступают по одному человеку от команды
Волшебный стул. От каждой команды учитель выбирает
5.
по одному человеку. 1 команда говорит комплименты участнику 3 команды, 2
команда – участнику из первой, 3 команда – из второй. Жюри оценивает
искренность, правдивость, ………..
6. . 4 конкурс Инсценировки миниатюры о нелепом поведении
людей, не знающих правил этикета
7, 8 . .
Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре,
где в спектакляхминиатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по
своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют
воспитанные люди, и вот что с ним происходит... Классный руководитель
предлагает детям посмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти
все его ошибки и исправить их, сформулировать грамотно правила поведения.
За каждое грамотно сформулированное правило команда получает
дополнительно 2 очка
. «Свет в зале уже погас. Идет спектакль...»
МИНИАТЮРА.1
На сцене условно показан зрительный зал театра стоят два ряда стульев, на
них сидят «зрители» (46 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль».
Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает
пробираться между рядами, повернувшись спи
ной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец
добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколадку,
которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает
вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина
роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется, берет
платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не
делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.
Беседа с учащимися
Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые
допустил Васечкин.
В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения в театре,
записывают их ,читают и передают жюри
«В автобусе»
МИНИАТЮРА. 2 На школьной сцене шесть стульев в ряд условно
показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая
женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус запрыгивает
Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон.
Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит
подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей
женщины, будит ее и просит передать деньги на
билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые
люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших
стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит:
«Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».
Беседа с учащимися
После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам
проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные
ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте, записывают
их. читают и передают жюри
«Васечкин принимает гостей»
МИНИАТЮРА. 3 На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В
глубине сцены «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья
для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость
кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает
Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты
потерял мой ножик?». Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей,
а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь.
Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берет
подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям:
«Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася
добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».
Беседа с учащимися
Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию,
просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками.
Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и
принимать подарки, как представлять при знакомстве людей. Записывают их,
читают и передают жюри
9. 7 конкурс Игра « Путаница»
Все игроки встают в тесный круг и вытягивают вперед правую руку. По
сигналу ведущего каждый находит себе «партнера по рукопожатию». Число
игроков должно быть четным. Сцепившись правыми руками, все вытягивают
вперед левую руку. Снова надо найти «партнера по рукопожатию», но ни в
коем случае не того же самого, кому была протянута правая рука.
Когда все руки соединились, образовалась путаница, и теперь группе
предлагается ее распутать, не разъединяя рук и никому не причиняя боли.
Конечная цель снова выстроиться в круг. Этой игре можно придать статус
теста на групповую сплоченность. Тогда определяется время, которое
потребовалось группе на выход из сложной ситуации без потерь, то есть не
потеряв никого из группы и никому не причинив боли или неудобства. При
словесном общении запрещено произносить грубые слова и окрики, наоборот
поощряется употребление вежливых слов и обращений по имени ласково
дополнительными 2 баллами.. Игра проходит одновременно для всех трех
команд, и возле каждой команды стоит член жюри.. Следует помнить, что
количество учащихся в команде должно быть четным и одинаковым.
10 . 8 конкурс.
мастерство, верность суждений, полнота, глубина ответов)
1 афоризм:
Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее,
чем желательно считать. Такт – это хороший вкус в поведении и манере
держать себя, а воспитанность – хороший вкус в беседе и речах .
Французский писательморалист 18 века Н. Шамфор
2 афоризм:
Мы родились , чтобы оставить след, Дом или тропинку, Дерево или
слово.
Поэт Расул Гамзатов.
3 афоризм:
Объясни значение афоризма. ( оценивается ораторское Человек – каждый из людей, высшее из земных созданий , одаренное
разумом, свободной волей и словесной речью.
Из словаря Владимира Даля
11. Жюри подводит итоги соревнования.
12. Ученики из материалов у них имеющихся ( афоризмы, тексты
выступлений, тексты стихотворений) выпускают стенгазету для всей школы,
которую помещают после классного часа в коридоре школы на стенде.
13. Подведение итогов . Награждение команд по 3 номинациям. 1 – самая
красноречивая команда, 2 – самая тактичная и воспитанная команда, 3 –
самая сплоченная команда. Команде , набравшей наибольшее количество
баллов вручается вымпел победителя.
14. Командепобедителю предоставляется право сказать несколько слов
благодарности жюри за их работу, другим командам и членам своей команды.
Приложение
. «Свет в зале уже погас. Идет спектакль...»
МИНИАТЮРА.1
На сцене условно показан зрительный зал театра стоят два ряда стульев, на
них сидят «зрители» (46 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль».
Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает
пробираться между рядами, повернувшись спи
ной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец
добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали
артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколадку,
которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает
вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина
роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется, берет
платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не
делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.
«В автобусе»
МИНИАТЮРА. 2 На школьной сцене шесть стульев в ряд условно
показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая
женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус запрыгивает
Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон.
Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит
подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей
женщины, будит ее и просит передать деньги на
билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые
люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит:
«Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».
«Васечкин принимает гостей»
МИНИАТЮРА. 3 На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В
глубине сцены «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья
для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость
кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает
Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты
потерял мой ножик?». Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей,
а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь.
Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора,
они хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берет
подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям:
«Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася
добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».
1 афоризм:
Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее,
чем желательно считать. Такт – это хороший вкус в поведении и манере
держать себя, а воспитанность – хороший вкус в беседе и речах .
Французский писательморалист 18 века Н. Шамфор
2 афоризм:
Мы родились , чтобы оставить след, Дом или тропинку, Дерево или
слово.
Поэт Расул Гамзатов.
3 афоризм:
Человек – каждый из людей, высшее из земных созданий , одаренное
разумом, свободной волей и словесной речью.
Из словаря Владимира Даля 1
МНЕ СОВСЕМ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНО,
что происходит с моим родным языком,
А происходят грустные вещи, порой даже страшные: язык засоряется
англицизмами и американизмами, он обедняется и упрощается. Состояние
современного русского языка можно охарактеризовать такими словами
Пушкина: «Кругом невежества убийственный позор». Я считаю, что для того
чтобы сохранить правильным наш красивый русский язык, первое, что надо
сделать, это полностью пересмотреть принцип отбора рекламы на
телевидении. Ну, не нравится мне, когда с утра до вечера с экранов
телевизора мне предлагают «оттянуться со вкусом» или «сникерснуть». И я
уверена, что мое мнение разделят многие. «Не тормози — сникерсни» —
разве это порусски? К русскому языку здесь можно отнести только частицу
«не». Кто разрешил показ такой рекламы? Какие умные дяди и тети? Или
деньги затмили разум? А у них самих,
интересно, есть дети? И хотят ли они, чтобы их дети придумывали подобные
словечки, чтобы разговаривали с ними на таком языке: «Ну что, предки,
кофейнем и бутербнем?»
2
Я с детства воспитана на стихах и сказках Пушкина. Бабушка читала мне
книги великого поэта, когда я была совсем маленькой, а потом я стала читать
их сама. Я знаю, сколько прекрасных эпитетов находил поэт для любого
явления: он употребляет красивые словосочетания: «нетерпеливая душа»,
«прекрасные порывы», «пленительное счастье», «лазурные равнины»,
«рассыпанные хаты», «Под голубыми небесами великолепными коврами...»
Вот это — настоящий русский язык, мой родной и любимый. А какие самые
распространенные синонимы сейчас? Или «крутой» или «клевый». Даже по
телевизору постоянно говорят: «это крутой триллер» «это клевая группа».
Разве это язык Даля и Пушкина? Обедняется язык—обедняется душа.
Сейчас я изучаю иностранный язык:
поняла, как богат и труден русский язык Я раньше просто об этом не
задумывалась Вот, возьмем, например, лошадь. Мы можем назвать ее
лошадью, а можем конем
кобылкой, кобыленкой, лошадкой, коником, конищем, пегасом, даже Сивкой
Буркой, в зависимости от того, как мы оцениваем ее достоинства, как
относимся к ней — с восхищением или иронически, всерьез или шутя. Во
французском и английском столько вариантов просто нет! Я перелистала
самые большие словари!
Владимир Даль считал, что культурный человек должен уметь играть в
синонимы, он должен знать, когда, например, назвать зеленый побег
растением, когда злаком, а когда — травинкой. А у нас даже по телевидению
язык часто упрощают: «Ну, в общем, эта штука...» 3
А какие возможности открывает русский язык в использовании имен
собственных! Благодаря тому, что в русском языке существует множество
суффиксов, любое имя можно изменять десятки раз. Вот, например, мое имя
Даша. Как только не называют меня ласково родители и бабушка с дедушкой:
и Дашутка, и Дарена, и Дашенька, и Даренка, и Дарья, и Дашуня. Возьмем для
сравнения женское имя Изабель, очень распространенное во Франции. Я
прочитала, что возможен лишь один вариант: Иза. Имя Мишель вообще не
имеет вариантов: Мишель и все. Точно так же и мужские английские имена Эл
и Дик, не могут меняться. Как скучно! И еще раз убеждаешься, как богат
русский язык!
4
В каждом языке существуют пословицы. В них — народная мудрость,
отражение культуры, образа мыслей, характера. Изучая английские и
французские пословицы и поговорки, я еще раз поняла, насколько русские
пословицы более точные, лаконичные, образные. Например, кто не знает
поговорку: «Скатертью дорога»? Всего два слова, а как точно они выражают
отношение говорящего к происходящему. Смотрим французский вариант: он
очень нейтральный и невыразительный:
«Дорога свободна. Я вас не задерживаю», и английский: «Счастливое
избавление» или «Никто тебя не держит».
5
Русский язык так богат и красив, и я вовсе не понимаю: зачем говорить на
каждом углу «о'кей», если есть прекрасное русское слово «хорошо»?
Конечно, русский язык — как русский желудок, он переварит все. В монголо
татарское нашествие справился с тюркским, в наследие нам остались такие
слова, как сундук, башмак, арбуз. Он выдержал и немецкие и голландские
заимствования в эпоху царствования Петра Великого. Вы никогда не
задумывались, что слова лозунг, шлагбаум, дуршлаг, рюкзак — это
заимствования из немецкого? А уж про французские заимствования знают
даже дети. Слова винегрет, кашпо, кашне, портмоне, портфель... все это из
французского. Эти слова прочно вошли в русский язык, и их уже ничем не
заменить.
Но вот читаю я газеты, журналы, смотрю телевизор и порой не понимаю: вро
де говорят и пишут порусски, а о чем? Например, в последнее время по
телевизору постоянно говорят о какойто экстрадиции политического
деятеля, задержанного в США. Что такое экстрадиция? Посмотрела я во
французскорусском словаре, оказалось «выдача преступника».
Так почему так и не говорить?
6 Еще сто пятьдесят лет тому назад Даль с горечью сетовал на обильное
засорение русского языка «чужесловами», т. е. заимствованиями из других
языков. Он был абсолютно убежден, что в богатом русском языке есть
возможности выразить любую мысль своими национальными средствами.
А что происходит сейчас? Такого нашествия иностранных слов, особенно
английских, русский язык может и не выдержать. Сколько уже писали по
поводу клиринга и лизинга, мониторинга и шопинга, таймшерах и промоушн,
роумингов и фейсконтроле, а ничего не меняется. Не верю, что в русском
языке нет соответствующих эквивалентов. В конце концов, где мы живем, в
России или в Англии? Пусть американцы и англичане используют русские
слова, если это им так нравится!
7
Даже французы, которые имеют во всем мире репутацию легкомысленной
нации, очень серьезно относятся к своему языку. Я прочитала, что теперь во
Франции специально организованный комитет подобрал французские аналоги
английских терминов, в частности компьютерных и финансовых, и отныне в
государственных документах, по радио и на телевидении, депутатам на
заседаниях парламента запрещено использование английских терминов.
Существует список из 2500 слов, которые запрещено произносить при
публичных выступлениях, вместо них нужно пользоваться французскими
словамисинонимами. Например, вместо «етаИ» следует писать и говорить
«электронная почта», вместо «пиара», который повсеместно используется
сейчас и в русском языке, следует употреблять выражение «служба связи с
общественностью». Более того, во Франции президент в соответствии с
конституцией ежегодно отчитывается о состоянии и развитии французского
языка. Проведенные опросы подтвердили, что подавляющее большинство
французов поддерживает такое решение властей.
8
Мне также не нравится, что русский язык грубеет. Я не понимаю; почему и
взрослые и дети сейчас постоянно используют такие слова, как «прикол»,
«прикинь», «облом», «прикид», выражения «косить от армии», «это меня
ломает», а президент во всеуслышание говорит «мы будем их мочить в
сортире». И эти слова постоянно встречаются в газетах и журналах, в книгах
современных писателей. Как надо не любить свою Родину, чтобы так обра
щаться с родным языком? . Однажды услышала фразу писателя Виктора
Ерофеева, который на представлении своей новой книги сказал: «Через десять
лет мы все поголовно будем говорить на мате. Просто перестанем его
замечать». Хочется верить, что этого не произойдет.
9 «наехать», «потусоваться», «блин», «баксы»... Подобные слова звучат
сегодня с телеэкрана и не режут слух. А откуда все это заимствовано? Да
известно, откуда — из воровского жаргона, из языка «крутых».
— Подумаешь! — отмахнется ктото. — Мало ли как люди выражаются?
Русский язык вообще очень богат. Разве те, кто говорит: «мент», стали
уголовниками?
Нет, пока еще нет. Но, сами того не подозревая, они уже встали на сторону
уголовников. Ведь слово «мент» (как и прочие жаргонные слова)
отнюдь не нейтрально. Оно эмоционально заряжено. В данном случае —
презрением и ненавистью. И человек, который его повторяет будет невольно
перенимать это отноше ние к милиции. «Мент» — значит враг «Мента» нельзя
уважать. А тут вдобавок чуть не все газеты, не жалея черных красок,
расписывают блюстителей порядка Человек читает, читает и, убеждаясь в
правоте своего отношения к ним, начинает потихоньку оправдывать
собственные нарушения закона. Раз те, кто стоит на страже закона, не стоят
уважения, то зачем уважать их законы? Такая вот убогая психология
потихоньку укореняется в обществе.
Язык — это не только слова, не только грамматические конструкции, но и
строй мыслей.
1 остров 1
У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты
— Позывные доброты моей.
Только слышно, как в душе играет
На старинной скрипочке печаль,
И слова для мести выбирает,
Что забыты были невзначай.
Ну а хамство руки потирает,
Все ему пока что сходит с рук.
Сколько мир от этого теряет?!
Только нам сплотиться недосуг.
У меня от хамства нет защиты.
Как обидно, что в душе моей
Звонкие хрусталики разбиты,
А ведь я берег их для людей,
А. Дементьев
2остров 1
О скверном и святом. Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное — Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давнымдавно.
Но в первый раз ведь было кемто, гдето
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово «мат» идет от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Э. Асадов
3 остров 1
Нежные слова
То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.
Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических ворот Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход.
Только мы здесь, видимо, слукавили
Или чтото около того:
Вот слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!
Впрочем, сколько человек ни бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце все равно потребует
Рано или поздно красоты.
Не зазря ж оно ему дается,
Как ты ни толкай его во мглу,
А оно возьмет и повернется
Вновь, как компас, к ласке и теплу.
Говорят, любовь немногословна
Пострадай, подумай, раскуси...
Это все, помоему, условно,
Мы же люди, мы не караси.
И не очень это справедливо —
Верить в молчаливую любовь,
Разве молча мы всегда правдивы?
Лгут ведь часто и без лишних слов!
Чувства могут при словах отсутствовать,
Может быть и все наоборот.
Ну а если говорить и чувствовать?
Разве плохо говорить и чувствовать?
Разве сердце этого не ждет?
Что для нас лимон без аромата?
Витамин, не более того.
Что такое небо без заката?
Что без песни птица? Ничего!
И не год, не два, а целый век!
Пусть слова сверкают золотинками,
Человек не может жить инстинктами,
Человек — на то и человек!
И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничегото в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова! Э.Асадов
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.