Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.
Оценка 4.9

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
дефектология
2 кл
08.11.2019
Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.
Разработка данного комплекса занятий направленна на формирование у школьников с нарушением интеллекта познавательных процессов, а также на развитие их внимания и памяти. Она способствует освоению учащимися данной категории учебной программы и социальной адаптации. Коррекционные занятия с детьми младших классовс умственной отсталостью включают упражнения по развитию восприятия, мышления, воображения и развития устной речи.
Методическая разработка 1 Соенко.doc
Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа № 1 г. Гулькевичи МО Гулькевичский район Краснодарского края им. Героя Советского Союза М.И. Короткова Методическая разработка  комплекса коррекционно – развивающих занятий  для учащихся младших классов общеобразовательной школы  с нарушением интеллекта. Выполнила Соенко Ирина Викторовна учитель I квалификационной категории МАОУ СОШ №1 г. Гулькевичи Им. М.И. Короткова 2 2019  Пояснительная записка   Актуальность темы. Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной   деятельности   и   личности   в   целом   испытывают   определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительная  деятельность, базирующаяся на адекватном восприятии, достаточно   развитых   внимании   и   памяти   создаёт   основу   для   продвижения умственно   отсталого   ребёнка   в   развитии,   способствует   усвоению   учебной программы и закладывает базу для социально­трудовой адаптации школьников. В   1­4   классах   осуществляется   начальный   этап   обучения   умственно отсталых   детей,   на   котором   общеобразовательная   подготовка   сочетается   с коррекционной работой. Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы,   содержание   которых   приспособлено   к   возможностям   умственно отсталых   обучающихся,   специфические   коррекционные   предметы,   а   также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. К   коррекционным   занятиям   в   младших   классах   относятся   занятия   по развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, устной речи на   основе   изучения   предметов   и   явлений   окружающей   действительности. Группы   учащихся   комплектуются   с   учётом   однородности   и   выраженности нарушений. Методической   основой  разработки   комплекса   занятий   по   коррекции дефектов   умственно   отсталых   детей   явились   разработки   Гордеюк   Т.Н., Егошкиной   Л.И.   и   др.   по   проведению   коррекционно­развивающих   занятий   с учащимися коррекционно – развивающих классов VIII вида. Целью  коррекционно­развивающей   работы   является   исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития. Результатом  коррекционно­развивающей   работы   является   овладение учащимися   определённым   объёмом   знаний,   умений   и   навыков.   В   результате 3 коррекционной   работы   у  учащихся  формируются  умения,  которые  отражают уровень самостоятельности учащихся при решении учебно­трудовых заданий.  Содержание занятий определяется актуальностью формирования той или иной психической функции для учащихся, входящих в состав группы.  Основными задачами коррекционно­развивающей работы являются: ­ развитие общей и мелкой моторики; ­ развитие внимания, саморегуляции и контрольных действий; ­ формирование словесной регуляции действий; ­  снижение общего психического напряжения;  ­ развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия; ­ развитие пространственного восприятия; ­ развитие слухового внимания и памяти; ­ расширение объема зрительной и слухоречевой памяти;  ­ развитие зрительной и моторной памяти; ­ уточнение и расширение словарного запаса; ­ развитие мыслительных процессов. Коррекционно­развивающая   работа   строится   на   основе   следующих принципов: ­ принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей; ­ принцип доступности, работы в зоне ближайшего развития ребёнка; ­ принцип комплексности; ­ принцип системности; ­ деятельностный принцип; ­ принцип коммуникативной направленности; ­ принцип сознательности деятельности ребёнка. Содержание занятий определяется актуальностью формирования той или иной психической функции для учащихся, входящих в состав группы. Занятие, несмотря на выполнение специфических задач, носит комплексный характер и имеет смысловое единство, которое реализуется через сюжетность.  Структура занятия, как правило, включает следующие этапы: 1. Приветствие. 2. Темпо­ритмические и двигательные упражнения. 3. Основная специфическая часть. 4. Подведение итогов (рефлексия деятельности). 5. Прощание. 4 Вышеназванная   методическая   разработка   ставит   на   первый   план   не общеобразовательные   задачи,   а   развитие   и   коррекцию   всех   психических процессов в комплексе и не связана необходимостью сформировать у  учащихся конкретные   учебные   знания,   умения   и   навыки.   Однако   результаты коррекционной работы обнаруживаются в освоении детьми основных школьных навыков: чтения, письма, счёта.       Комплекс коррекционно­развивающих занятий  I. Тема:  «Приемы развития внимания» Задачи: ­ сформировать исходный уровень мотивации у школьника на работу с учителем, психологом; ­ развитие общей и мелкой моторики; ­ развитие внимания, саморегуляции и контрольных действий; ­ формирование словесной регуляции действий; Занятие 1 ­ (30 минут)   Задания:   1.  Упражнение на мышечную релаксацию.    2. Упражнение «Кто быстрее» Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую­либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность   выполнения   теста   оценивается   по   времени   его   выполнения   и количеству допущенных ошибок ­ пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей,   тем   выше   успешность.   При   этом   надо   поощрять   успехи   и стимулировать интерес.     3.Упражнение «Наблюдательность» Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома   в   школу   ­   то,   что   они   видели   сотни   раз.   Такие   описания   младшие школьники делают устно,  а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной   действительностью.   В   этой   игре   выявляются   связи   внимания   и зрительной памяти.     4.Упражнение «Корректура» Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает   лист   второму   ученику,   который   исправляет   оставленные   ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнования в парах. 5   5. Итоги занятия (настроение в цвете). Дети рисуют красками   своё настроение.                                                                         Занятие 2  (30 минут)     Задания:   1. Упражнение на мышечную релаксацию.   2.  Упражнение «Летает – не летает»    Ученики   садятся   на   стулья   полукругом.   Ведущий   называет   любые предметы. Если предмет летает ­ дети должны поднять руки. Если не летает ­ руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо стараться своевременно   удерживаться   и   не   поднимать   рук,   когда   назван   нелетающий предмет.     3.Игра «Буквы алфавита». Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает хлопок.     4.Игра «Самый большой зверь» Детям   раздаются   картинки   с   животными,   которые   имеют   самые   разные величины.   (Например,   мышь,   заяц,   лиса,   волк,   медведь,   бегемот,   слон).   По команде   ведущего   им   нужно   быстро   построиться   в   шеренгу   от   самого маленького животного до самого большого, затем наоборот.        5. Итоги занятия (настроение в цвете). Дети рисуют красками своё настроение. Задачи: II. Тема:  «Приемы развития памяти» ­ развитие слухового внимания и памяти; ­ расширение объема зрительной и слухоречевой памяти;  ­ развитие зрительной и моторной памяти.                                                                                                        Занятие 1(30 минут)    Задания:   1. Упражнение на мышечную релаксацию.   2. Упражнение: «Трудное ­ запомни».   Учитель   показывает   ученикам   на   25­30  секунд     пять     слов   с  трудным написанием   и   убирает   их.   Затем   под   диктовку   ученики   пишут   эти   слова   на листке. Зрительная память в этом случае, как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.   3. Игра «Четыре стихии». 6 Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними что, если он скажет слово  «земля», все должны опустить руки вниз, если слово  «вода» ­ вытянуть   руки   вперед,   слово   «воздух»  ­   поднять   руки   вверх,   слово  «огонь» ­произвести   вращение   руками   в   лучезапястных   и   локтевых   суставах.   Кто ошибается, считается проигравшим.    4. Игра «Слушай и исполняй». Ведущий называет и повторяет 1­2 раза несколько различных движений. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.    5. Итоги занятия (настроение в цвете). Дети рисуют красками своё настроение.                                                                                                                                     Занятие 2 (30 минут)    Задания:   1. Упражнение на мышечную релаксацию.   2. Игра «Пишущая машинка». Каждому   играющему   присваивается   название   буквы   алфавита.   Затем придумывается слово или фраза из двух­трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая буква слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.    3.Игра «Что слышно?» 1­й   вариант.  Ведущий   предлагает   детям   послушать   и   запомнить   то,   что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. 2­й вариант.  По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ним происходило.        4.Итоги занятия (настроение в цвете). Дети рисуют красками своё настроение.                                        Занятие 3(30 минут)    Задания:     1.Упражнение на мышечную релаксацию.      2.Игра «Запомни свою позу» Каждый   ребенок   стоит   на   своем   месте.   По   команде   ведущего   все   дети должны принять определенные позы (по желанию). Ведущий обходит детей и тем детям, которые приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их. Затем играет веселая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют, и пр. (1­1,5     минуты).     Музыка   внезапно   обрывается,     дети   должны     быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они учили в начале игры.    3.Упражнение «Тахистоскоп». 7 Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасится свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно   застывая   в   них.   По   сигналу   готовности   на   короткое   время включается и тут же выключается свет. В момент вспышки, сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включается свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся и группа придет к какому­то   общему   решению   или   к   нескольким   альтернативным,   участники   в центре круга демонстрируют свои действительные позы.       4.Упражнение «Разведчик». Выбирается   один   из   участников   ­   «разведчик».   Ведущий   произносит: «Замерли!» ­ и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний   вид   участников,   «разведчик»   закрывает   глаза   (или   выходит   из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем­то другом. После того, как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача ­ обнаружить все перемены.       5. Итоги занятия (настроение в цвете). Дети рисуют красками своё настроение.                                                  III. Тема: «Развити  e   мышления»   Цели: ­ развить умение точно выражать свою мысль; ­   развитие   мыслительных   операций:   классификация,   сравнение,   обобщение, дедуктивные умозаключения, абстрагирование.                                Занятие 1(30 минут)  Задания:    1.Упражнение на мышечную релаксацию.    2. Упражнение «Вопрошайка» В   качестве   материала   к   игре   можно   использовать   любую   сюжетную картинку,   имеющую   проблемное   содержание.   Игра   строится   по­разному,   в зависимости от возраста и обстоятельств. Младшим школьникам предлагается задавать взрослым вопросы обо всем, что он хочет узнать. Если взрослый не может ответить, то выигрывает ребенок. Подростки могут играть между собой. 8 После того, как  школьник  спросил  все, что  мог, полезно  попросить  его составить   небольшой   рассказ   по   этой   картинке.   При   этом   следует   обратить внимание, на какие вопросы ребенок дал ответы, а на какие нет. Отмечается также характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость и т.д.      3. Упражнение «Ключ к неизвестному» Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель   объясняет,   что   вопросы   как   бы   ключи   от   дверей,   за   которыми открывается что­то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два­три «ключа», на которых     записаны ключевые   слова   для   вопросов   (например:   «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?     4.Упражнение «Поиск аналогов» Называется   какой­либо   предмет   или   явление,   например,   «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных   с   ним   по   различным   существенным   признакам.   Следует   также систематизировать   эти   аналоги   по   группам   в   зависимости   от   того,  с   учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы   «птица»,   «бабочка»   (летают   и   садятся),   «автобус»,   «поезд» (транспортные   средства),   «штопор»   и   вертолет   (важные   детали   вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.       Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам.        5. Итоги занятия (настроение в цвете). Дети рисуют красками своё настроение.                                        Занятие 2(30 минут)    Задания:    1. Упражнение на мышечную релаксацию.    2. Упражнение «Формулирование определений" Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все   существенные   признаки   этого   явления   и   не   касалось   несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая   его   разновидность   обязательно   охватывается   этим   определением,   но никакой другой предмет под него не подходит.     3. Упражнение «Выражение мысли другими словами» 9  Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо   предложить   несколько   вариантов   передачи   этой   же   мысли   другими словами.   При   этом   ни   одно   из   слов   данного   предложения   не   должно употребляться   в   других   предложениях.   Важно   следить,   чтобы   не   искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов. Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.     4. Задача Девочка и мальчик пошли в магазин покупать альбом. Девочке при этом не хватило 1 копейки, а мальчику 29 копеек. Когда они сложили свои деньги, то их все равно не хватило. Сколько стоит альбом? Сколько денег было у мальчика и сколько у девочки? (У мальчика денег не было. У девочки было 28 копеек, а альбом стоил 29 копеек).       5. Итоги занятия (настроение в цвете). Дети рисуют красками   своё настроение.                                                                                                 Занятие 3(30 минут)    Задания:      1. Упражнение на мышечную релаксацию.      2. Упражнение «Перечень возможных причин» Описывается какая­либо необычная ситуация, например: «вернувшись из магазина,   вы   обнаружили,  что   дверь   вашей   квартиры   распахнута».   Надо   как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («прилет марсиан»). Побеждает тот, кто назвал больше разнообразных причин. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ.       3. Упражнение «Способы применения предмета»   Называется   какой­либо   хорошо   известный   предмет,   например,   «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно   использовать   как   подставку   для   кинопроектора,   ею   же   прикрыть   от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета. Задание   развивает   способность   концентрации   на   предмете,   умение открывать в нем неожидаемые возможности.        5. Итоги занятия (настроение в цвете). Дети рисуют красками своё настроение. IV. Тема: «Развитие эмпатии» 10                                   Занятие 1(30 минут) Цель:  развить   способность   понимать   эмоциональное   состояние  другого человека. Этюд «Встреча с другом» Ход этюда. Взрослый рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке   из  автобуса   выходит  его  товарищ. Как  же  обрадовались   они  друг другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения:  объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.                                                      Гимнастика                                         «Изображение предметов» Цель: формировать умение видеть другого. Ход   занятия.    Ребенок   мимикой,   жестами    изображает    предмет,  остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.                                                                                                                    «Хоровод» Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят в глаза друг другу, улыбаются.                                                                                                    Занятие 2(30 минут) «Узнай по голосу» Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу.   Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он стоит в центре  круга и старается узнать детей по голосу. «Передай по кругу» Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности. Ход игры. Дети идут по кругу, передают (пантомимикой) горячую  картошку, ледышку, бабочку, Гимнастика 1. Фокусник. 2. Силач с гирями. 11 3. Клоуны с гирями, 4. Змея. 5. Клоун и змея. 6. Воздушные акробаты. 7. Акробаты на батуте. 8. Клоун на батуте. 9. Йог ходит по разбитому стеклу, углям. «Два друга» Цели:  ­ развивать умение сопоставлять  различные черты характера; ­ развивать способности понимать эмоциональное состояние другого  человека и адекватно выразить своё; ­ коррекция эмоциональной сферы ребенка. Ход игры. Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга»: Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться ­ стал плавать и нырять Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?» Пошли зимой два друга кататься на коньках. Один стрелою мчится ­ румянец на щеках! Другой стоит растерянный у друга на виду. «Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!» Гроза дружков застала однажды на лугу. Один пробежку сделал ­ согрелся на бегу. Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи: Лежит под одеялами ­ «Кха­кха!.. Апчхи!» Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий  снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют. Дети встают в круг, берутся за руки, одновременно совершают плавные  движения вправо, влево. «Хоровод» V. Тема: «Самооценка»                                       Занятие 1(30 минут)     Задачи:     ­ снятие эмоциональной напряженности;     ­ помощь в открытии своего «Я». 12 Гимнастика Спортивная игра «Турнир» Цели:  ­ воспитание  произвольного контроля; ­ корректировка  аффектного поведения; ­ развитие  смелости, уверенности в себе; ­ развитие способности  становится в разные позиции: соревнующегося,  судьи, зрителя.   Ход игры. Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры: «Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги   согнуть.   Перед   ногами   кладется   мяч.   Он   должен   оттолкнуть   мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3­4 шагов. «Пролезть   через   руки».  Сцепив   пальцы   обеих   рук,   надо   попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская. «Бой петухов».  Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно  держаться  одной  рукой  за  носок согнутой  ноги.  Побеждает   тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге. «Сядь­встань».  Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками. «Хоровод» Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Затем взрослый предлагает детям игру «Паровозик». Цель:  ­ создание положительного эмоционального фона: ­ повышение уверенности в себе, устранение страхов; ­   сплочение   группы,   произвольный   контроль,   умение   подчиняться требованиям одного. Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая   с вагончиками различные  препятствия.  Концовка   занятия должна быть спокойной и объединяющей. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки.  Выбранная форма окончания занятий остается неизменной и превратится в ритуал. 13 VI. Тема:  Преодоление невротического радикала (головная боль, боли в животе, перепады настроения, нарушения сна)                                      Занятие 1(30 минут)                                                        Гимнастика  Первый комплекс  «Гимнастика сосудов головного мозга» 1. Повороты и наклоны головы вправо­влево, вверх­вниз. 2. Массаж плечевого пояса и кожи головы (руки от кисти, лицо, затылок сверху вниз). 3. Плечи поднять вверх, расслаблено «сбросить» вниз. (Каждое упражнение выполняется 5­6 раз.) Второй комплекс  «Гимнастика для глаз»  (Упражнение выполнять, не поворачивая головы, сидя на стуле.) 1. Глаза закрыть. Открыть и посмотреть вверх­вниз (потолок­пол). 2. Смотреть вправо­влево (строго горизонтально). 3. Смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний. 4. Смотреть в левый верхний угол, затем в правый нижний. 5. Вращать глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки. Этот   комплекс   влияет   на   глазное   яблоко,   окологлазные   мышцы.   При выполнении   необходимо   выполнять   несколько   правил:   каждое   упражнение выполнять не менее 5 раз; после его выполнения несколько раз моргнуть и для отдыха   закрыть   глаза;   каждое   упражнение   заканчивается   прикрыванием   глаз ладонями:   сидя   у   стола,   локти   поставить   на   книгу,   спина   прямая;   глаза прикрываются ладонями, причем сами глаза закрыты, пальцы правой руки лежат на пальцах левой руки, находящихся на лбу.         Гимнастика глаз  снимает  утомление  глаз,  нервной  системы,  надолго сохраняет хорошее зрение.      Приводящиеся ниже упражнения предназначены для обучения приемам саморасслабления   детей   с   такими   невротическими   проявлениями,   как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, истерические реакции и др. «Штанга» Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает. «Шалтай­Болтай»                                                          «Шалтай­Болтай»                                                           Сидел на стене. 14                                                           Шалтай­Болтай                                                            Свалился во сне.                                                                              (С. Маршак)                                         Ребенок поворачивает туловище вправо­влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз. «Игра с песком»  (на напряжение и расслабление мышц рук). Набрать   в  руки   воображаемый   песок  (на   вдохе).  Сильно   сжав   пальцы   в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2­3 раза.                                             Занятие 2(30 минут)                                                           Гимнастика 1.Для мышц живота и позвоночника (и.п. стоя или сидя): ­ вращение    туловища    слева    направо,     затем    в    обратном  направлении; 2. Для поверхности ладони (и.п. стоя или сидя, руки вперед вытянутые): ­ опускать и поднимать выпрямленные ладони (пальцы вместе); (и.п. руки вперед вытянуты, расслабленные кисти вниз); ­ согнув руки в локтях, поднимать к себе раскрытые напряженные ладони  (пальцы вместе); (и.п. согнутые по сторонам руки, на уровне плеч,  расслабленные, кисти опущены вниз); ­ выбросить руки вперед, разогнув в локтях (перед собой), ладони  вверх, напряжены. (Каждое упражнение повторять 4 раза.) «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног) На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз ­ в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают. Повторить игру 2­3 раза. «Солнышко   и   тучка»  (на   напряжение   и   расслабление   мышц   туловища). Солнце   зашло   за   тучку,   стало   свежо   ­   сжаться   в   комок,   чтобы   согреться (задержать   дыхание).   Солнце   вышло   из­за   тучки.   Жарко   ­   расслабиться   ­ разморило на солнце. 4. Для рук и грудной клетки: 15 ­(и.п.   руки   вдоль   туловища,   упражнение   делать   стоя,   далеко   от   стола) вдохнуть и задержать дыхание; ­интенсивно    вращать    вытянутыми    руками    (по    сторонам туловища) вперед;  ­высоко подпрыгнуть, согнув ноги под себя (ударив пятками по ягодицам), одновременно выброс вытянутых рук перед собой и при этом ­ резкий выдох. То же самое повторить, но с вращением рук назад. 5.Для грудной клетки и поясницы: ­(и.п. руки в замке на пояснице) выдох, наклон назад; ­выдох, наклон вперед. 6. Для поясницы: ­(и.п.   стоя,   руки   вдоль   туловища)   наклоны   влево   и   вправо,   держа   руки неподвижно. (Каждое упражнение повторить 2­4 раза.)                                                                                                       Занятие 3(30 минут) «Щит и меч» Цель: выход агрессии, снятие эмоционального напряжения.  Ход игры. Взрослый держит щит, дети бьют по нему мячами. VII. Тема: «Коррекция тревожности и застенчивости» Задачи  ­ воспитание уверенности в себе;  ­ снятие эмоционального напряжения;  ­ уменьшение тревожности;  ­ помощь в преодолении негативных переживаний.                                                                                               Занятие 1(30 минут)    Задания:       1.«Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной   тревожностью   деморализуют   первые   признаки   появления   этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что   это   признаки   готовности   человека   действовать   (признали   активации),   их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.   При   определенной   тренировке   этот   прием   может   помочь   школьнику «выбраться из чертова колеса».         2.«Настройка   на   определенное   эмоциональное   состояние». Школьнику   предлагается   мысленно   связать   взволнованное,   тревожное эмоциональное   состояние   с   одной   мелодией,   цветом,   пейзажем,   каким­либо характерным   жестом;   спокойное,   расслабленное   ­   с   другим,   а   уверенное, 16 «побеждающее» ­ с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.      3.«Приятное воспоминание». Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представить эту ситуацию.     4.Игра «Альпинист». Цель игры: развитие коммуникативных навыков, координации движений. Дети   разбиваются   на   две   команды.   На   полу   чертятся   две   параллельные линии   на   расстоянии   2­3   метров.   Команды   выстраиваются   вдоль   линий, изображая различными статичными позами камни и скалы. Первый стоящий в шеренге выполняет роль «альпиниста». Он должен пройти вдоль линии скал, не свалившись   в   пропасть   (не   заступить   за   черту).   Если   «альпинист»   «падает   в пропасть», он возвращается на свое первоначальное место и начинает движение заново.   Успешно   пройдя   маршрут,   он   становится   последним   в   шеренге   и превращается в скалу. После этого «альпинистом» становится второй стоящий в шеренге «скал» ребенок. По   сигналу   ведущего   «альпинисты»   обеих   команд   начинают   движение. Выигрывает   та   команда,   все   участники   которой   быстрее   проходят   маршрут «альпиниста».            5. Итоги занятия (настроение в цвете). Дети рисуют красками своё настроение.                                          Занятие 2(30 минут)    Задания:        1.«Улыбка».  Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно­мышечного напряжения.      2.«Дыхание». Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20­30 секунд.       3.«Мысленная тренировка».  Ситуация, вызывающая тревогу,  заранее представляется   во   всех   подробностях,   трудных   моментах,   вызывающих   ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.     4.«Репетиция». Психолог   проигрывает   со    школьником   ситуации, вызывающие   у   того   тревогу.   Например,   школьник   как   бы   отвечает   у   доски, психолог      исполняет      роль      «строгого      учителя»,      «насмешливого одноклассника»,    детально    отрабатывая    способы    действия   учащегося. Полезным оказывается и то, что психолог, не предупреждая школьника об этом   заранее,   меняет   тон   разговора   с   ним.   Он   становится   нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем. 17    5. «Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых     других,     априорно     «спокойных»     ситуациях,     школьнику предлагается  играть   очень   сильную   тревогу,   страх,   делая   это   как  бы дурачась. VIII. Тема:  «Коррекция страхов»                                        Занятие 1(30 минут)    Цель: формирование активной позиции небоящегося.    Задания:     1.Штриховка, стирание и рисование. Эти методы являются связанным с предыдущим и также направлены на формирование у ребенка ощущения силы и   превосходства   над   предметом   его   страха.   Эффективным   может   оказаться такой прием ­ попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, и рядом себя. Ребенка следует «подтолкнуть», спровоцировать ­ если он сам так не сделает ­ нарисовать   себя   крупным   или   как­либо   защищенным   (например,   с   палкой   в руках или собаку на поводке и др.) по отношению к пугающему предмету. Здесь может произойти приблизительно следующий диалог:      ­ Нарисуй то, чего боишься... Что это такое?... Ребенок говорит что это.      ­ Что он тебе может сделать, почему ты боишься? Ребенок   описывает   те   действия,   которые,   он   полагает,   «страшилище» может   с   ним   сделать   (ударить,   укусить   и   пр.).   Этот   ответ   может   помочь   в дальнейшей работе, поэтому его необходимо фиксировать.      ­ Нарисуй рядом с... (название страшилища) себя. Если  ребенок  согласился,  то  важно  проследить,  что  произойдет   дальше, если отказаться ­ надо продолжить разговор:       ­ А давай нарисуем тебя с палкой в руках, что тогда будет? Если ребенок упорствует и говорит, что не знает и не хочет рисовать, то надо   либо   прекратить   коррекцию,   если   очевидно,   что   ребенок   не   готов   к дальнейшей   работе,   либо   попробовать   его   еще   уговорить,   если   есть   еще некоторая возможность достижения успеха:             ­   А   если   ты   замахнешься   палкой,   то   ведь   страшилище   может испугаться? Далее снова все зависит от ответа ребенка. Можно предложить ему другой способ:       ­ А давай ты нарисуешь себя очень большим, что тогда будет? Вопросительная  форма  дает  возможность  ребенку  далее  продолжить предложенную ему ситуацию: страшилище и он с палкой в руках...         2. Эмоциональный конфликт 18 Поскольку страх ­ эмоциональное явление, «вытормозить» его можно более сильной эмоцией. Например, если ребенок любит куклу, то ей можно приписать роль защитника («пока кукла здесь сидит, тебя никто не тронет, она никого к тебе не пустит»). Уговоры   не   бояться   почти   никогда   не   приводят   к   положительному результату. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, так как страх ­ иррациональное явление, а происходить опосредованно: либо через создание ситуации, в которой возможно овладение объектом страха, либо через формирование дополнительных эмоциональных отношений (например, как в случае с куклой), которые устранят страх.                                       Занятие 2 (30 минут)          1.На этом же или другом рисунке  (на доске или просто бумаге) можно   тут   же   провести   стирание   пугающего   предмета.   Желательно,   чтобы ребенок   сам  провел   это   действие,  при   этом   надо   повторять   фразы,  подобно следующим: «Вот и нет... (название предмета)», «Смотри, ты его испугал», Он убежал от тебя, может быть, он испугался?».       Положительный эффект можно зафиксировать обсуждением с ребенком темы: «Вот теперь все будет хорошо, потому что ты смелый, а он убежал, и тебе не надо больше его бояться ­ он сам тебя боится». Но в этом обсуждении   важно   инициативу   отдать   ребенку,   так,   чтобы   эта   беседа   не вылилась в рациональную терапию, убеждение. Но здесь можно применять и элементы внушения: коротко и ясно сказать: «ОН (название предмета страха) слабее тебя, а ты смелый, его не боишься». Для внушения можно подбирать и другие фразы, но они должны быть понятны ребенку и адекватны конкретной ситуации и типу страха ребенка.         Если рисунок сделан не мелом на доске или простым карандашом, а цветными красками и его нельзя стереть, то выполняется штриховка с такими же комментариями или полу штриховка, которая символизировала бы клетку, в которой ребенок посадил то, чего боится (страшилище, собаку и пр.).          2.Эмоциональное переключение Уговоры   родителей   ребенка   не   пугаться   в   большинстве   случаев   не помогают, но отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком   через   его   отношение   к   этому   взрослому,   по   механизму эмоционального переключения. Так, взрослый человек может случайно заразить ребенка   каким­то   страхом   (например,   крикнув   при   приближении   к   ребенку собаки).  С  помощью   того   же  механизма   переключения   возможно   добиться   и обратного результата. Незначительность пугающего объекта можно подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом как бы отбросить, проигнорировать его. Например, если ребенок пугается ползущего жука: «Уходи, жук, не мешай, мы   сейчас   очень   заняты»,  или   если   гудит   водопроводная   труба:  «Погудит   и 19 перестанет,   ерунда».   При   этом   важен   не   смысл,   а   интонация,   с   которой произносятся эти слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием.     Деятельностная терапия Помимо   указанных   процедур,   необходимо   занимать   ребенка   какой­либо деятельностью   в   течение   дня.   Психика   предназначена   для   активности.   Всем известно мучительное состояние бездействия, ожидания. Если ребенку нечем заняться, то он либо изобретает какие­то, может быть, не совсем просоциальные занятия,   игры,   либо   вновь   и   вновь   возвращается   к   своим   переживаниям, становящимся,  таким  образом,  навязчивыми   и  постепенно  обрастающими все новыми образованиями, которые препятствуют появлению других переживаний. Замена ничегонеделанья деятельностью ­ общая оздоровительная процедура для психики, значение ее велико как для помощи детям, так и взрослым, она применяется при лечении даже психически больных людей.                                    Занятие 3(30 минут)    Цель: формирование активной позиции небоящегося. Выявив   у   ребенка   страхи,   педагог   предлагает   ему   нарисовать   себя небоящимся   (медведя,     собаки,     ремня     и   т.д.):     ремень   можно   нарисовать разрезанным   ножницами   на   много   частей   или   утопить   его   в   реке,   увезти   на машине и т.д.    Примечание. Занятия по коррекции страхов проводить до тех пор, пока ребенок не скажет, что он уже не боится. Пластилиновая живопись    Цель: совершенствовать движения руки, развивать уверенность в себе.    Материал: картон размером 15x20; пластилин, стека. Педагог,   нарисовав   предварительно   контурное   изображение   предмета, предлагает   ребенку   размазать   немного   пластилина   на   поверхности   картона. Желательно   использовать   несколько   цветов,   накладывая   один   на   другой (светлый на темный), чтобы придать объемность образу. Стекой можно изменить фактуру предмета или снять лишний слой пластилина, так как этот прием не лепка, а рисование. Изображение своего настроения     Цель: упражнять детей в умении передавать свое настроение.      Материал: гуашь или акварель, белая бумага. Педагог  предлагает   детям   выбрать  по   желанию   цвет  краски,  нарисовать цветовые пятна, линии. Список используемой литературы 20 1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.  2.   Власова   Т.А.   и   др.   Задержка   психического   развития   детей   и   пути   ее преодоления. ­ М.: «Педагогика», 2006. 3.   Гордеюк   Т.Н.,   Егошкина   Л.И.   Психолого–педагогические   инновации   в коррекционных классах. – Волгоград: «Учитель», 2016. 4.  Дереклеева  Н.И.  Модульный курс учебной и коммуникативной   мотивации учащихся с ОВЗ.  – М.: «ВАКО», 2016. 5. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога – дефектолога. ­   Ростов­ на­ Дону: «Феникс», 2017. 6.   Кобзарева   Л.Г.   М.П.Резунова,   Г.Н.Юшина.   коррекции письма и чтения детей с ОНР. – Воронеж: «Учитель», 2016. 7.   Лалаева   Р.И.   коррекционных классах.  – М.: «ВЛАДОС», 2014. 8.   Некашина   Н.А.   Коррекционная   направленность   обучения.   Учебно­ воспитательная работа в школе для детей с задержкой  психического развития. – М.: «Педагогика», 2012.   Пособие   для   логопеда.   Логопедическая   работа   в   Система   упражнений   по

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.

Методическая разработка комплекса коррекционно - развивающих занятий для учащихся младших классов общеобразовательной школы с нарушением интеллекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2019