Логопедическое занятие проведено для детей 2 класса с умеренной степенью умственной отсталости в доступной форме. Материал подобран согласно уровню развития обучающихся. Данное занятие можно использовать учителям начальных классов и учителям-дефектологам при проведении уроков по развитию речи. Можно рекомендовать родителям для обогащения словаря.
Звук и буква [С] «Зимующие птицы»
(Интегрированный урок по развитию речи во 2б
классе для детей с умеренной степенью
умственной отсталости, которые обучаются по
адаптивной программе для детей с глубокой
степенью)
Тема. Звук и буква С "Зимующие птицы».
Цели: автоматизация звука [С] в словах; обобщить и дополнить знания детей
о зимующих птицах края; развивать речь, наблюдательность; воспитывать
бережное отношение к природе.
Оборудование. Рисунки с изображением зимующих птиц; силуэты птиц (для
каждого учащегося); атрибуты к игре «Совушка», песня, презентация
«зимующие птицы» с голосами птиц.
Ход урока
I Организационный момент.
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза. Ваши
ноги и руки теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное.
Откройте глаза и посмотрите, как летает птичка. Животик у неё жёлтенький,
что это за птица? (Это синица.)
II Основная часть урока
С какого звука начинается слово С И Н И Ц А? Со звука С.
Учительлогопед:
На доске поместить картинки с птицами: снегирь, синица, сорока
С какой буквы начинается название этих птиц?
С буквы С. Вот сегодня мы с вами будем учиться узнавать и выделять звук и
букву С. Нам в этом будут помогать птицы. Какие птицы с нами были всю
зиму? (Зимующие).
Послушайте загадку, найдите отгадку:
1. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её ….
(сорока)
2.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)
3. Белые щёчки
Синяя птичка,(синичка)
Остренький клювик
Собой невеличка.
Жёлтая грудка
Это…
Характеристика звука: [С] согласный, глухой, свистящий.
Сделали заборчик и включили водичку. Получился звук [С]
Учитель.
Звук [С], какой буквой обозначается? Буквой С.
На что похожа буква С на месяц. Когда можно увидеть месяц? (ночью)
III Вот птица Сова днём спит, а ночью охотится.
Совушкасова,
совиные глаза
На суку сидит,
во все стороны глядит,
Да как слетит.
Подвижная игра “Совушка” (Один ребёнок изображает сову (на голове
шапочка с картинкой совы). Остальные детиптички (на груди у каждого
ребёнка, прикреплены картинки с птицами). Пока играет музыка, все птички
резвятся. Как музыка прервалась все замирают, а сова смотрит, кто
пошевелится, тот выбывает из игры)
день наступает – всё оживает (дети резвятся)
ночь наступает, всё замирает (дети замирают)
Учительлогопед:
Вот в клетке сидят птицы и собака. Как вы думаете, кто здесь лишний?
Почему? (Собакаэто животное), остальные птицы, а птицы это зимующие.
снегирь
синица,
свиристель
собака
IV Просмотр презентации «Зимующие птицы»
Учитель:
V Физминутка: Птички
Прилетели птички,
Птичкиневелички,
Всё летали, всё летали,
крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали
"Летать" по классу, размахивая
руками, как крыльями, приседать,
стучать пальчиками об пол
Слушание песни: «Чирикчик,чик…»Вывешивается комушка: Рассматривание.
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку
Ты не оставляй!
Давайте покормим птиц: разобрать зёрна по кормушкам (гречка, рис, горох,
фасоль)
Учительлогопед:
V А в другой клетке сидят одни птицы, но одна из них лишняя. Догадайтесь,
какая лишняя? Почему? (Скворец – перелётная птица)
сорока
снегирь
скворец
синица
Сейчас какое время года? (март месяц весенний), значит, скоро прилетят
скворцы. Как вы встречаете скворцов?
Когда прилетают скворцы? (весной)
Где они живут? (в скворечнике)
Рассматривание картинок:
Скворец прилетел
Скворец улетел
Скворец в скворечнике.
Берегите птиц.
Не разоряйте гнёзда
Итог: С каким звуком мы сегодня работали?