Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"
Оценка 4.9

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
химия
9 кл—11 кл +1
05.05.2017
Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"
Методическая разработка содержит сценарий для проведения внеурочного мероприятия, посвященного празднованию 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Конференция направлена на формирование активной жизненной позиции, патриотического отношения к Родине, а также информационной и коммуникативной компетенции обучающихся. Конференция требует дополнительной подготовки. Для обучающихся школ и СПО.
Конференция.doc
Министерство образования и науки Хабаровского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Советско­Гаванский промышленно­технологический техникум» (КГБПОУ СГПТТ) Методическая разработка конференции   «Роль химической науки в годы Великой Отечественной войны» г. Советская Гавань 2017год. Методическая разработка конференции «Роль химической науки в годы Великой  Отечественной войны» Автор – разработчик: преподаватель химии, биологии Власюк Н.А. Обсуждено на заседании ПЦК естественно­научного цикла «__»___________2017г Председатель ПЦК ___________/Шелудько Е.Е./ Аннотация. Данная методическая  разработка содержит сценарий и презентации Power Point для проведения   внеурочного   мероприятия,   посвященного   празднованию   72­й   годовщине Победы   в   Великой   Отечественной   войне,   способствует   формированию   активной гражданской позиции и  чувства сопричастности с к историческому прошлому Родины. КГБПОУ СГПТТ 682880 г. Советская Гавань ул. Чкалова 12 тел. 8 (42138) 4­21­09 «Роль химической науки в годы Великой Отечественной войны» Цель:  1) Ознакомить учащихся с вкладом ученых­химиков в победу над фашизмом в  Великой Отечественной войне, показать патриотизм и героизм людей науки;  2) Раскрыть вклад химической науки и промышленности в повышение  обороноспособности нашей страны в годы Великой Отечественной войны.       3) Воспитать чувство благодарности к поколению фронтовых лет,           патриотизм и гордость за героическое прошлое нашей страны.  Подготовительный этап. • За 2–3 недели до  мероприятия обучающимся 1­2 курсов предлагается написать доклады  на тему «Вклад ученых­химиков в дело победы советского народа в Великой  Отечественной войне». Выдержки из этих докладов будут использованы в материалах  конференции. • Провести конкурс плакатов по теме «Мы за мир!». Оборудование. Экран, компьютер с медиапроектором для показа слайдов, презентация,  видеофрагмент «Священная война». Форма проведения ­ конференция Проведение конференции:  Ведущий.   В   2017   г.   наша   страна   отмечает   72­ю   годовщину   Победы   над   гитлеровским   фашизмом. Это была тяжелая, кровопролитная война за существование нашей Родины, ее культуры   и   науки.   На   защиту   Родины   поднялся   весь   советский   народ   –   рабочие, колхозники, деятели науки. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм, освободив от него Украину, Белоруссию, Прибалтику, многие государства Восточной Европы. Наша конференция посвящается вкладу ученых­химиков в Великую Победу. Победа СССР навсегда вписана золотыми буквами в мировую историю. Чем дальше уходят года, тем отчетливее мы осознаем подвиг советского народа. Тот самый длинный день в году  С его безоблачной погодой  Нам выдал общую беду  На всех, на все четыре года.  . Она такой вдавила след  И стольких наземь положила,  Что двадцать лет и тридцать лет  Живым не верится, что живы.  Видеофрагмент «Священная война». Первый обучающийся. 28 июня 1941 г. (через шесть дней после начала войны) Академия наук   СССР   обратилась   к   ученым   всех   стран   с   призывом   сплотить   силы   для   защиты человеческой культуры от фашизма: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты  своей   Родины   и   во   имя   защиты   свободы   мировой   науки   и   спасения   культуры, служащей всему человечеству... Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен».   В   годы   Великой   Отечественной   войны   многие   тысячи   раненых Второй   обучающийся.   обязаны   своим   спасением   сульфаниламидным   препаратам,   обладающим противомикробными,   антибактериальными   свойствами.   Ученый,   работавший   в   области органической   химии,   Исаак   Яковлевич   Постовский   в   конце   1930­х   гг.   синтезировал большую серию сульфаниламидных препаратов, общая формула которых: где R – радикал, обычно содержащий гетероциклы. Например: Третий   обучающийся.     Кроме   сульфаниламидных   препаратов   для   лечения   раненых большую роль сыграли антибиотики. Первый антибиотик – пенициллин – был открыт в 1928   г.   английским   ученым   Александром   Флемингом.   В   Советском   Союзе   впервые пенициллин   (бензилпенициллин)   был   синтезирован   ученым­микробиологом   Зинаидой Виссарионовной Ермольевой в 1942 г. Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она   не   только   первой   получила   пенициллин,   но   и   активно   участвовала   в   организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала   она   это   в   труднейший   период   для   российской   науки   –   в   годы   Великой Отечественной   войны.   «Рождение»   пенициллина   послужило   импульсом   для   создания других антибиотиков. Так, советский биолог Георгий Францевич Гаузе вместе с женой – ученым­химиком Марией Георгиевной Бражниковой – в годы войны синтезировал первый оригинальный  советский  антибиотик  – грамицидин  С. Срочно было  налажено  массовое производство нового препарата и отправка его на фронт. Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были   спасены   десятки   тысяч   жизней   при   таких   опасных   заболеваниях,   как   газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (гнойные) инфекции. Четвертый   обучающийся.   Большой вклад в   обеспечение   победы   над   немецко­ фашистскими захватчиками внесли части химической защиты. Они выполняли задачи по химической   и   биологической   разведке,   дезактивации,   дегазации   и   дезинфекции вооружения, обмундирования, других материальных средств и местности. Также военные химики осуществляли маскировку дымом боевых действий наших войск и важных тыловых объектов. Личный состав химических войск обеспечивался защитными комбинезонами с резиновыми перчатками   и   сапогами,   противогазами.   Еще   в   годы   первой   мировой   войны   Николай Дмитриевич   Зелинский   предложил   использовать   для   адсорбции   ядовитых   газов активированный уголь. Изобретенный Зелинским противогаз оказался наилучшим из всех известных средств защиты. В начале Великой Отечественной войны академик Зелинский усовершенствовал противогаз. Пятый обучающийся.    Для борьбы с танками и бронемашинами с самого начала Великой   Отечественной  войны  широко  применяли  различные   зажигательные   смеси.  В  начальный период   войны   при   острейшей   нехватке   других   противотанковых   средств   советскими войсками   широко   применялись   «зажигательные   бутылки».   Маршал   И.Х.Баграмян вспоминал о первых неделях войны на Юго­Западном фронте: «Не хватало артиллерии, встречали   германские   танки   связками   гранат.   К   сожалению,   и   гранат   не   всегда   было достаточно. Тогда вспомнили об опыте республиканцев Испании, стали собирать бутылки, наполнять   их   бензином...   оружие   простое,   но   в   смелых   и   умелых   руках   довольно эффективное».   Далее   он  пишет:   «С  горечью  отмечал,  что  артиллерии   в  частях  не  так много, все чаще против танков приходится применять бутылки с горючей жидкостью». Обращение к «бутылкам» стало сугубо вынужденной мерой. Уже 7 июля 1941 г. Государственный комитет обороны принял специальное постановление «О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)», обязывающее Наркомпищепром организовать с 10 июля 1941 г. снаряжение литровых стеклянных бутылок огнесмесью, основой   которой   была   любая   легковоспламеняющаяся   жидкость,   например   бензин, керосин, скипидар. Наиболее эффективными оказались бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью «КС» или «БГС». Эти жидкости представляли собой желто­зеленый или темно­бурый раствор, содержавший сероуглерод, фосфор и серу, имевший низкую температуру кипения, время горения – 2–3 мин, температуру горения – 800–1000 °С; обильный белый дым при горении давал еще и ослепляющий эффект. Именно эти жидкости и получили широко известное прозвище «коктейль Молотова». Шестой обучающийся.  Великая Отечественная война имела тяжелые последствия для  промышленности СССР. Стремительно наступавшие немецкие армии захватывали заводы,  расположенные в западной части СССР и производящие военную технику. Спешная  эвакуация позволила вывезти часть заводов из Киева, Минска, Одессы, Севастополя,  Смоленска, Курска, Ленинграда на Урал, в Сибирь, Архангельск. Была поставлена  важнейшая государственная задача: в короткие сроки наладить производство вооружения – танков, кораблей, подводных лодок, пушек, самолетов. Необходимо было решить целый  ряд технологических задач: • разработать   специальные   стали   для   брони   пушек,   самолетов; • наладить металлургическую  отрасль промышленности для изготовления новых сталей; • создать сталей; • изготовить оборудование в массовых масштабах для соединения и сборки конструкций – пушек, танков, самолетов. высокопроизводительные   танков,   соединения     способы   Седьмой обучающийся. Aлюминий использовали не только в зажигательных бомбах, но и  для «активной» защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург  операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах индикаторов  неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от  приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги,  сбрасываемыми самолетами союзников. При налетах на Германию было сброшено  примерно 20 000 т алюминиевой фольги. Во время ночных налетов для освещения цели  бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты  входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля,  бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей  красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более  ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и  видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание. Многочисленные исследования советских ученых в 1940­е гг. позволили разработать  сплавы на основе алюминия с примесями Mg, Мn, Cu, Ti. Некоторые из них подвергались  термообработке и использовались при создании конструкций самолетов в конструкторских бюро С.А.Лавочкина, С.В.Ильюшина, А.Н.Туполева. Таким сплавом является  дуралюмин (94% Al, 4% Cu, 0,5% Mg, 0,5% Mn, 0,5% Fe, 0,5% Si). В первых «Катюшах»,  управляемых ракетных снарядах, использовались сплавы Al–Mn и Al–Мg. Викторина 1. Каких вы знаете ученых – химиков, лауреатов государственных премий военных лет? 2. Назовите ученого – химика, автора книги «Война и стратегическое сырье». 3. Кто из ученых изобрел противогаз? На каком явлении основано его устройство? 4. Какой металл называют «крылатым» и почему? 5. Где и каким образом применялся в годы войны водород? 6. В воздух взвилась красная сигнальная ракета. Соли какого металла обусловили ее  окраску? 7. Какие ученые внесли большой вклад в разработку теории взрыва, химию и технологию  получения порохов и взрывчатых веществ? 8. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т­34 особой прочности брони? 9. Какой металл используют для изготовления пуль ? 10.  Как используется магний в военном деле? 11. Какой металл и благодаря какому свойству используется в огнестрельном оружии? 12. Какое вещество являлось основой зажигательных смесей, применяемых особенно в   первые годы войны? 13. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда? 14.  Какой металл называют воплощением надежд и тревог? Что такое тротил и какова его  химическая формула?  15. К какому классу соединений относится тротил и где он применяется? Ведущий: Кто про химика сказал: «Мало воевал», Кто сказал: «Он маловато крови проливал?» Я в свидетели зову химиков­друзей,­ Тех, кто смело бил врага до последних дней, Тех, кто с армией родной пел в одном строю, Тех, кто грудью защитил Родину мою. Сколько пройдено дорог, фронтовых путей… Сколько полегло на них молодых парней…. Не померкнет никогда память о войне, Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне. З.И. Барсуков Использованная литература: 1.  Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя победы//Химия в школе. ­1985. ­№ 2. ­С. 73­77. 2.  Байкова В. М. Ученые­химики в Великой Отечественной войне//Химия в школе. ­1985. ­ № 2. ­С. 77­78. 3.  Великая Отечественная война 1941­1945: Словарь­справочник/Н. Г. Андроников, А. С.        Галицан, М. М. Кирьян и др.; Под общ. ред. М. М. Кирьяна. ­М.: Политиздат, 1985. 4.  Венок славы: Антология художественных произведений о Великой Отечественной  войне: В 12 т. ­М.: Современник. Т. 1. «Вставай, страна огромная!», 1984; Т. 3. «Подвиг       Ленинграда», 1983; Т. 9. «Все для фронта», 1985. 5.  За тебя, Ленинград! Поэты в боях за город Ленина/Сост. В. А. Шошин. ­Л.: Лениздат,  1985. 6.  Петров Ю. Фотографии выцветают, а воспоминания никогда: Стихи. ­М., 1997. 7.  Якутина М. Ф. Неделя, посвященная Дню Победы//Химия в школе. ­1986. ­№ 2. ­С. 6  8.  Химия в школе ­ 1996 ­ №1;   9.  Химия в школе ­ 4'2005 10. Химия в школе ­ 7'2005 11  Химия в школе ­ 9'2005; 12  Химия в школе ­ 8'2006 13.  Химия в школе ­ 11'2006.2­64.

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"

Методическая разработка конференции по теме "Роль химической науки в годы ВОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017