Дети с ОВЗ— это те, кто отстает в психическом развитии от своих сверстников в силу имеющихся сложных нарушений развития. У таких детей замедляется эмоционально-волевое созревание (инфантилизм), задерживается развитие познавательных возможностей. Проявляется такое состояние разнообразными явлениями. Они могут выглядеть пассивными или излишне двигательно расторможенными. Основной метод работы с детьми данной категории - это метод стимуляции.Стимуляция помогает привести в действие имеющиеся органы восприятия и обработки информации, наполнить окружающий мир доступным содержанием, дать возможность ребёнку пассивно пережить различный опыт.Методическая разработка. Консультация для родителей «Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ».
Методическая разработка.
Консультация для родителей
«Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ».
Подготовила: воспитатель Фиклеева Е.С.
2018 г.
Консультация для родителей
«Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ»
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум дома и
улицы, ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка,
речь людей и т. д.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются ребенком неосознанно,
сливаясь с другими, боле важными для него сигналами.
Но, что подразумевают под собой такие понятия, как: слуховое
восприятие, слуховое внимание и слуховая память?
Слуховое восприятие очень важная особенность человека, без нее
нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Слуховое внимание умение сосредотачиваться на звуке, определять
его и соотносить с издаваемым предметом.
Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить
сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т. д.
Для того чтобы ребенок смог научиться чисто и ясно произносить звуки,
отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом, т.е. говорить
выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи,
понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух,
улавливать и различать звуки.
Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно
развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
1Для развития слухового сосредоточения, внимания и памяти учите
ребенка определять направление шума и узнавать звучащий предмет.
Поиграйте в игру «Где звенит колокольчик? ».
Следующая задача – научиться соотносить шум с реальной ситуацией,
определять звук в быту: звонок в дверь, телефон, шум воды; определять
голоса членов семьи, голоса животных и птиц; узнавать звуки и шумы,
доносящиеся с улицы: машина, ветер, дождь. Необходимо научить
дифференцировать шумы по тональности.
Хорошо, если дома будет набор игрушек: колокольчик, дудочка, погремушка,
барабан.
Начинать нужно с различения двух звуков. Предложите ребенку игру
«Угадай, что звучит? » (колокольчик, или барабан). Постепенно количество
звучащих игрушек увеличивайте до пяти – шести.
Чтобы развить слуховую память, спросите ребенка: «Что звучало сначала,
потом, какой звук был последний? Что не звучало? »
Прослушайте с ребёнком аудиозаписи природных звуков – шум дождя,
журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день,
пение птиц, голоса животных.
Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся
между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на
прогулке – зимой – скрип снега, весной – капель и т. п.
Хорошим упражнением для развития слухового восприятия является
определение громкости звука («Где гудит поезд – далеко или близко? »,
высоты («Кто мяукает – кошка или котёнок? », тембра голоса («Кто тебя
позвал? ») .
Важно научить ребенка выполнять просьбы и поручения, не
сопровождаемые жестами: «Дай, возьми, положи, открой»; научить
2перемещать предметы по заданию: «Возьми со стола мишку и посади на
диван».
Предложите посмотреть на ряд игрушек внимательно, а затем подать
сразу две игрушки: домик и мячик. Количество игрушек постепенно
увеличивайте.
Хорошо развитое слуховое внимание является основой для
формирования у детей навыков звукобуквенного анализа и дальнейшего
успешного обучения грамоте.
• «Поймай звук в ладошки» – детям предлагается хлопнуть в ладоши,
услышав заданный звук.
• «Где спрятался звук? » – определить место заданного звука в словах,
поставив фишку в схему слова.
• «Сколько звуков? » – показать столько пальчиков, сколько звуков
произнесено, назвать их последовательность.
• «Выбери картинки» – отобрать картинки, в названии которых есть
определенный звук.
• «Запомни слова» – в предлагаемом тексте запомнить слова с заданным
звуком.
• «Найди слово» – подобрать картинку к схеме слова и т. д
3