Методическая разработка на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)
Оценка 4.8

Методическая разработка на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
14.09.2019
Методическая разработка  на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)
На интегрированном уроке "Типы химических реакций" в 8 классе рассматривается классификация химических реакций. Учащиеся выясняют сущность реакций соединения и разложения , выполняя лабораторные опыты. На уроке ученики проводят аналогию между реакциями проходящими с неорганическими веществами и реакциями, протекающими в живых организмах. Это позволяет формировать целостное естественнонаучное мировоззрение.
методическая разработка интегрированного урока Типы химических реакций.docx
Название:  Методическая   разработка  на  тему  «Интегрированный  урок химии   и биологии «Типы химических реакций» ( 8 класс). Автор:   учитель химии    Дагаева Марина Александровна, МКОУ Манушкинской СОШ городской округ Чехов Московской области Тип  материала: разработки уроков Тема « Типы химических реакций»  Предметы: химия и биология.  Класс: 8   Тип урока:  Урок передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков. Цель:  формирование знаний о типах химических реакций и взаимосвязи процессов в органическом и неорганическом мире.  УМК по химии  автора  О.С. Габриеляна «Химия» 8 класс. ­ М. : Дрофа, 2016   УМК   по   биологии   «   Линия   жизни»   авторов   В.В.   Пасечника,   С.В.   Суматохина «Биология» 8 класс. – М. : Просвещение. 2015 Оборудование     учебник   химии,   мультимедийная   презентация, интерактивная доска,   инструкционные карты к лабораторной работе, карточки с текстами для групповой работы,  карточки с заданиями для самостоятельной работы.   к     уроку:    Лабораторное оборудование и реактивы:   пробирки, штатив пробирочный, спиртовка, держатель пробирочный, спички,  проволока, гидроксид меди, оксид меди,   Применяемые   технологии:  технология     интегрированного   обучения,   игровая технология, групповые технологии, информационно­коммуникационные технологии.   Планируемые образовательные результаты:   личностные  ­  формирование   ответственного   отношения   к   учению,   формирование целостного мировоззрения, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;  метапредметные ­ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной   деятельности,   умение определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии,   классифицировать, устанавливать причинно­следственные связи, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,  работать индивидуально и в группе; предметные  ­  формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии, формирование представлений о типах химических реакций. Ход урока. 1. Оргмомент   Учитель биологии: Сегодня у нас не обычный урок, а интегрированный.   Эпиграфом нашего урока служат слова Леонардо да Винчи:  « Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок» (слайд 1) Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной   и  непостижимой.  Взаимодействуя,   они   изменяют  свои  свойства  и   состав.   И задача человека, изучив этот таинственный мир, постараться использовать полученные знания во благо. Учитель   химии:   Сегодня   мы   продолжим   знакомство   с   этим   удивительным   и волшебным миром химических реакций. Чтобы   сформулировать   тему   урока   отгадайте   загадку   (слайд   2)   и   посмотрите видеоролик (слайд 3) Учитель обобщает ответы учащихся. Тема  урока: «Типы химических реакций» (запись в тетрадь). Определим  цель урока: Ваши варианты. Учащихся формулируют цель урока:  получение   знаний о типах химических реакций (слайд 4) Учитель: Какие задачи нужно решить для достижения цели урока? Ученики ставят задачи урока   Учитель   биологии   подводит   итог:    рассмотреть   принципы классификации   химических   реакций;  рассмотреть   типы   реакций   по   составу   и   сложности веществ; закрепить умение составлять химические уравнения; проводить химические реакции и описывать  их признаки; рассмотреть процессы синтеза и расщепления в организме человека Учитель   химии:  Сегодня   на   уроке   нам   помогают   ученицы   11   класса.     Они   будут  задачи   урока:  фиксировать ваши ответы.  В конце урока с их помощью мы подведем итоги нашей работы. Актуализация знаний:  Учитель   химии:  Для   получения   новых   знаний   нужно   повторить   изученный     ранее материал. 1. Поиграем в химическое   лото (задания на интерактивной доске) Вам необходимо найти соответствие между явлением и  изображением  и объяснить, почему вы так считаете. Выбирайте номера изображений и начнем розыгрыш. 2. Второе задание « Собери друзей по классам»  (задания на интерактивной доске) Вам необходимо объединить вещества по классам в соответствии с тем классом, который  вы выбрали на карточке  Учитель: Молодцы.  Необходимые знания  для изучения новой темы  у вас есть. Получение новых знаний Учитель   биологии:  Как   вы   думаете,   какое   количество   химических   реакций   может протекать в живой природе? Ежесекундно в организме человека происходят сотни и тысячи всевозможных реакций. В печени человека протекает около 20 000 000 химических реакций.      фактов возникает В химии, как и в других естественных науках (ботаника, зоология) по мере накопления   Учитель химии: Вот по этой причине и создали классификацию химических реакций,  которую рассмотрим Замечательный русский поэт Федор Тютчев написал такие строки ; Нам не   дано   предугадать   как   наше   слово   отзовется.   Вы   же,   зная     типы   химических   реакций сможите предвидеть какие вещества образуются в результате проводимой  реакции. классификации. необходимость   в   их   По   составу   и   сложности   веществ   вступивших   и   образовавшихся   входе   реакции выделяют 4 типа реакций.  Сегодня  мы остановимся на реакциях соединения и разложения.   Для этого  проведем лабораторные   опыты № 1 и № 2   по инструкционной карте. Работаем  в парах.   Обратите внимание инструкцию по технике безопасности.  Наблюдения вносите в инструкционную карту.  На выполнение работы ­ 7 мин. Лабораторная работа «Типы химических реакций» (работа в группах) Цель:  сформировать понятия о сущности реакций разложения, соединения и выяснить условия их протекания, наблюдать  и описывать проведенные  химические реакции.              Оборудование   и  реактивы:     пробирки,   спиртовка,   держатель   пробирочный,  спички, медная   проволока, гидроксид меди, оксид меди.  Формируем умения:  проводить наблюдения за признаками реакций, анализировать и   делать выводы, соблюдать правила техники безопасности.  Инструкционная карта к лабораторной работе «  Типы химических реакций» № Тип химической реакции Реакция  ? Реакция  ? 1 2 Вывод (Определение) Уравнение   химической реакции (Признаки реакции) Медь+КислородОксид  меди(2) Cu+? ­­> CuO Гидроксид меди (2)   оксид меди + вода            Cu(OH)2 ? + ?  Ход (Что делать?)   работы На пламене спиртовки накалить медную проволоку. Возьмите пробирку с  гидроксидом меди (2). Пробирку держите,  слегка наклонив к  отверстию. Аккуратно прогрев всю  пробирку, нагревайте  ту её часть, где  находится гидроксид  меди (2). Учитель химии: по результатам опытов дайте  определение  проведенной реакции №1   Какие вещества по составу  и сколько  вступили в химическую реакцию?  Какие вещества по составу  и сколько образовались в результате реакции ?  Как Вы думаете, к какому типу относится данная реакция?  Давайте попробуем дать определение данной реакции. Начиная со слов: Реакция соединения ­ это химическая реакция  между  несколькими образуется   веществами, результате которой     в     более ______________________________ простыми   Сравним наше определение с определением данным  в учебнике  Учитель химии: по результатам опытов дайте  определение  проведенной реакции №2 Какие вещества по составу  и сколько  вступили в химическую реакцию?  Какие вещества по составу  и сколько образовались в результате реакции ?  Как Вы думаете, к какому типу относится данная реакция?   Давайте попробуем дать определение данной реакции.  Начиная со слов: Реакция разложения­ это химическая реакция в результате которой из _________,  образуется ___________.   Сравним наше определение с определением данным  в учебнике.   Запишите уравнения проведенных реакций на доске.( учащиеся работают у доски)  Учитель биологии:  Динамическая пауза « Стрельба глазами» под музыку( таблички со знаками О, С которые держат помощники) ( слайд 7, шторка ). Учитель   биологии:     Как   вы   считаете,   а   в   организме   человека   протекают   реакции соединения и разложения?   Что   это   за   процессы?   С   некоторыми   из   них   Вы   давно   знакомы   из   курса природоведения, ботаники и зоологии.   Какие   вещества   поступают   в   организм   человека   для   осуществления   процессов жизнедеятельности? ( Пища, кислород, вода) Учитель химии:  О действии  кислорода на организм человека нам расскажет Зорюкова Инна, которая работала над проектом «   Роль кислорода в обеспечении функции внешнего дыхания у школьников»  (слайды 8 ­ 16)                                           Учитель   биологии:   Таким   образом,     в   организме   человека   постоянно   происходит обмен веществ, который  представляет собой совокупность двух противоположных типов ре­ акций:  реакции соединения или синтеза и разложения или расщепления.  А как называются эти реакции в биологии вы узнаете из текста 1  Текст 1 ( тексты раздаются группам) Анаболические   реакции   –   это   реакции   синтеза   новых   молекул.   Протекают   они   с поглощением   энергии,   обеспечивая   постоянство   химического   состава   клеток   и   тканей организма. Совокупность этих реакций носит название пластического обмена. Энергетическое «топливо», необходимое для жизнедеятельности, животные и человек получают вместе с пищей и кислородом воздуха. Энергия извлекается главным образом из углеводов, жиров и белков. Из пищеварительного тракта эти вещества попадают в кровь и лимфу в виде аминокислот, глюкозы, жирных кислот. Далее эти вещества поступают в ткани и клетки организма человека. Часть веществ используется для построения специфических для данного организма молекул белков, жиров и углеводов, для обменных процессов в тканях и органах, из другой части поступивших в организм веществ в результате распада крупных химических   молекул   на   более   мелкие   и   простые   выделяется   энергия.   Эта   энергия расходуется на реакции биологического синтеза, клеточного деления, мышечного сокращения и т. д. Одновременно в организме человека из мелких молекул синтезируются более крупные специфические для данной клетки структуры. Таким   образом,   обмен   веществ   представляет   собой   совокупность   двух противоположных типов реакций: анаболических и катаболических. Анаболические реакции  –  это реакции синтеза новых молекул. Протекают они с поглощением энергии, обеспечивая постоянство химического состава клеток и тканей организма. Совокупность этих реакций носит название пластического обмена. Катаболические   реакции  –  это реакции распада крупных молекул на более мелкие, простые. При расщеплении высокомолекулярных соединений выделяется энергия. Поэтому совокупность   реакций,   обеспечивающих   организм   энергией,   называют  энергетическим обменом. Оба  вида   обмена   неразрывно   связаны   и   представляют   собой   неотделимые   друг   от друга  процессы.  Реакции  пластического  и энергетического обмена происходят  при обяза­ тельном участии ферментов и регулируются нервной и эндокринной системами. Учитель биологии: Для сохранения массы тела, роста и возмещения энергозатрат орга­ низму   необходимы   органические   вещества   (белки,   углеводы,   жиры,   витамины)   и неорганические вещества (минеральные соли, вода и кислород). Их количество должно со­ ответствовать   состоянию   организма   и   условиям   его   существования.   За   период,   равный средней продолжительности жизни человека, им потребляется примерно 1,3 т жиров, 2,5 т белков, 12,5 т углеводов и 75 т воды. Организм постоянно очищается от конечных продуктов обмена,   образующихся   при   расщеплении   веществ,   что   достигается   работой   органов выделения. ( слайд 17) Постановка   проблемы.  Почему   умственное,   физическое   и   психическое   развития человека   замедляется   при   недостатке   питательных   веществ,   поступающих   в   организм. Предлагаем вам поработать с текстом № 2 , который поможет вам разобраться в данной проблеме. Текст № 2  Обмен белков.  Белки занимают важнейшее место среди органических элементов клетки. На их долю приходится более 50% сухой массы клетки. В живом организме постоянно происходит синтез и   распад   белков.   Синтез   белков   осуществляется   при   участии   аминокислот,   постоянным источником которых являются белки пищи. В   пищеварительном   тракте   белки   распадаются   до   аминокислот.   Аминокислоты всасываются в кровь. Пройдя через  сосуды и  клетки печени,  они  доставляются  в  клетки тканей органов, где вновь синтезируются белки, но уже специфичные для данной клетки, для данного органа. Так, в мышечных клетках и волокнах синтезируются белки актин и миозин, а в клетках молочной железы  –  казеин и т. д. Из 20 входящих в состав белков аминокислот 10 синтезируются   в   организме,   а   10   не   синтезируются   (незаменимые   аминокислоты)   .   Без незаменимых   аминокислот   нарушается   синтез   белков,   останавливается   рост,   уменьшается масса тела. Жизнь и нормальное состояние организма невозможны при отсутствии в пище хотя бы одной из незаменимых аминокислот. Для   человека   важно   поступление   с   пищей   полноценных   белков.   Только   из   них   в организме   могут   синтезироваться   свои   специфические   белки.   Особенно   большое   значение полноценные белки имеют для растущего организма, так как в нем в большом количестве создаются новые клетки. Важна   не   только   биологическая   ценность   поступающих   с   пищей   белков,   но   и   их количество.   При   недостаточном   количестве   белков   нормальный   рост   организма приостанавливается или задерживается. К полноценным белкам относят  преимущественно белки животного происхождения. Особенно большую ценность для организма представляют белки   мяса,   рыбы,   яиц,   молока   и   других   продуктов   питания.   Неполноценные   белки преимущественно   растительного   происхождения.   Пища   человека   должна   содержать   такое количество белков, чтобы полностью удовлетворять все потребности организма. Количество белка, необходимое организму, различно для людей разного возраста, пола и профессий. Су­ точная потребность в белках у детей от 4 до 7 лет   –   около 70 г, после 7 лет   –   80 г, у взрослых людей   –   118 г. Если человек занимается тяжелым физическим трудом, то норма белка   в   пище   должна   быть   увеличена   до   130   –   140   г   в   сутки.   Белки   в   организме   не откладываются в запас. Если   в   организм   поступает   больше   белков,   чем   требуется,   излишек   подвергается распаду. При уменьшении количества белков в потребляемой пище распад их уменьшается. Таким   образом   организм   поддерживает   свое   химическое   равновесие.   При   недостатке белковых веществ в пище (например, при голодании) организм расходует белок собственных тканей. Учитель биологии: Ответьте на вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. При участии каких веществ осуществляется синтез белков в организме.  Что является источником белков в организме.  Где в организме человека белки распадаются до аминокислот  В каком месте синтезируются белки, специфичные для данного организма.   Что происходит в организме при недостаточном количестве белков и почему это происходит ( консультант назначает докладчика).   Учитель   химии:     Мы   рассмотрели   2   типа   реакций:   соединения   и   разложения. Познакомились   с   протеканием     реакций   этого   типа   в   организме   человека.   Предлагаю проверить, насколько успешно вы усвоили изучаемый на уроке материал в ходе выполнения самостоятельной работы. (5 мин)   →  Ca(NO 3 )2 + H2O                                  C→ 2H2 + H2                2 + H2         CaCl  Закрепление знаний.   Самостоятельная работа  по теме  « Типы химических реакций» № 1. ( карточки)   Вариант I  Подобрать коэффициенты, отметить реакции соединения и разложения. →  BaO   1.     Ba + O2   Fe → 2 О3 + H2O        2.     Fe(OH)3    3.      HNO3 + CaO   4.     Какие вещества участвуют в синтезе белка в организме Вариант II Подобрать коэффициенты, отметить реакции соединения и разложения.  1. CH4  2. Ca + HCl   3. K + S  4. Что происходит при катаболических реакциях в организме  Вариант III                    Подобрать коэффициенты, отметить реакции соединения и разложения.  Hg + O 2                         1     HgO  →  2.    BaO + H2SO4   BaSO  3.    Fe + Cl2   4. Что происходит при анаболических реакциях в организме  Вариант IV                    Подобрать коэффициенты, отметить реакции соединения и разложения. 1. 2. 3. 4. Учитель   химии:     Отложите   тетради.     Проведите     самопроверку     правильности выполнения   задания,   затем   взаимопроверку     друг   у   друга.   Поставьте   оценки.     Узнайте правильные ответы( слайд 18) Сдайте  тетради помощникам. Li + N2  K 2S + CuCl2  N 2O  В каком случае организм расходует собственный белок .    → FeCl3                                           Li→  3N         ↓ →  N→ 2 + O2     CuS  + KCl          4 + H2O             →  → K2S   → Учитель биологии: Устно ответим на 4 вопрос   самостоятельной работы  Оценка за урок.  Слово помошникам.  Учитель биологии:   Рефлексия: Чтобы оценить   свою работу на уроке, предлагаем заполнить  таблицу самооценки достижений. Таблица самооценки ученика(цы)____ 8 "___" класса  ________________________________________  (Самооценка по 10­балльной шкале)  в начале этого урока в   конце   этого урока  Формируемые действия Я умею записывать схемы химической  реакции   Я умею расставлять коэффициенты в  схемах реакций   Я умею определять типы химических  реакций   Я умею называть вещества   Самооценка степени участия в работе  группы У меня  вызываю   затруднения Учитель   химии:   Комфортно   ли   вы   чувствовали   себя   на   уроке?   Если   комфортно­ поднимаете зеленую карточку, если было тревожно­ красную карточку.   Если  вы  довольны  своей  работой  на уроке  поднимите  зеленую  карточку,  если  не совсем – красную карточку. Учитель биологии комментирует  домашнее задание ( слайд 19)  Учитель биологии: по химии: параграф 29­30, вопросы: на  «5» 1,2; 3; на  «4»­1,2; № на «3»­ 1.  ( после каждого параграфа); по биологии : параграф 33, вопросы: 1,2,7,8 (выбрать два по желанию) Всем спасибо за сотрудничество!( слайд 20) Приложение. Ведомость  оценок за урок(  для помощников ФИО Проверка  знаний Лабораторная работа Работа с текстам (биология) Самостоятельная Итог работа

Методическая разработка на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка  на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка  на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка  на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка  на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка  на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка  на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка  на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)

Методическая разработка  на тему " Интегрированный урок по химии и биологии " Типы химических реакций" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2019