«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.
Оценка 4.7

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
27.03.2017
«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.
«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс. Тип урока: объяснение нового материала. Форма проведения урока: урок-исследование. Цель: • Исследование процесса электролитической диссоциации. Задачи: обучающие • сформировать понимание процесса электролитической диссоциации; ее механизм; • показать универсальность ТЭД, т.е. её применимость как для неорганических, так и для органических веществ; • совершенствовать умение учащихся применять эти знания на практике; • повторить виды химической связи, классы неорганических веществ; развивающие • развивать умение работать с разными информационными источниками; • развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений; • формирование познавательной активности учащихся, культуры эксперимента; воспитательные • воспитывать культуру речи, культуру эксперимента.
урокпо теме Электрическая диссоциация.docx
«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс. Тип урока: объяснение нового материала. Форма проведения урока: урок­исследование. Цель: • Исследование процесса электролитической диссоциации. Задачи: обучающие • • • • сформировать понимание процесса электролитической диссоциации; ее механизм; показать универсальность  ТЭД, т.е. её применимость как для неорганических, так и для органических веществ;  совершенствовать умение учащихся применять эти знания на практике; повторить виды химической связи, классы неорганических веществ; развивающие развивать умение работать с разными информационными источниками; развивать  мышление, умение делать логические выводы из наблюдений; • • • формирование познавательной активности учащихся, культуры эксперимента; воспитательные воспитывать культуру речи, культуру эксперимента. • Создание мотивации: • • подчеркнуть важность и актуальность темы; практическая направленность урока (где применяются знания по данной теме). Основные понятия урока:  • • • • • • • • • неэлектролит;  электролит;  электролитическая диссоциация; ион; катион; анион; диполь; гидратированный ион; общие ионы; Оборудование:  мультимедиа,   компьютерный   диск   (виртуальная   школа   Кирилла   и Мефодия 8­9 классы),   учебник по химии 8 класс. Автор О. С. Габриелян с таблицей растворимости   кислот,   оснований,   солей,   компьютерные   слайды   для   закрепления   и проверки   знаний   учащихся,   индивидуальные   карточки­задания   у   учащихся   на   партах, домашнее задание. Вещества:  растворы   серной,   соляной   кислоты,   гидроксида   натрия   и   кальция,   лакмус, фенолфталеин,   сухая   соль,   дистиллированная   вода,   растворы   поваренной   соли,   серной кислоты, гидроксида натрия и сахара. 1.Организационный момент. Актуализация знаний, с использованием презентации. (слайд 1).  1 В  1903  Аррениус   получил   Нобелевскую   премию   по   химии   за   создание   теории электролитической   диссоциации.   Сегодня   предлагаю   вам   в   сотрудничестве   со   мной открыть   знаменитую   теорию   электролитической   диссоциации.   Итак,   тема   урока электролитическая диссоциация.  (слайд 1).                                             Запишите тему урока в рабочей тетради.                                                                  Мы     исследуем   этот   увлекательный   процесс   на   молекулярном   уровне,   а   поможет   нам электронный учебник, а также ваши знания и фантазия.   2. Вводная беседа с использованием презентации.   Ребята, как вы думаете, существуют ли абсолютно нерастворимые вещества? (Нет). Даже   благородные   металлы,   такие   как,   серебро   образует   в   воде   ионы,   которые обеззараживают воду. Выпивая стакан воды, мы поглощаем 0,0001 г стекла.  Значит, вода обладает универсальным для всех веществ ­ свойством растворимости.  Знаете ли вы, на какие группы по растворимости делятся все вещества? Откройте таблицу растворимости   в   конце   учебника   (ученик:   растворимые,   малорастворимые   и нерастворимые).                                                                                                      2.Демонстрация.   Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Таблица Вещество Дистиллированная вода Сухая поваренная соль Раствор поваренной соли  Раствор гидроксида натрия Раствор сахара Раствор серной кислоты Проводит ток (+) Не проводит ток (­) ­ ­ + + ­ + Из курса физики вы знаете, что одни растворы проводят электрический  ток, а другие нет. При помощи  демонстрационного опыта  мы выясним, проводят ли ток вещества и их растворы. Если раствор, налитый в ванночку, проводит ток, при замыкании цепи, лампочка загорается.   ­Возьмем растворитель – воду. Подсоединяю провода, замыкаю цепь.  Горит лампочка? (Ученик: лампочка не горит). Что это значит? (Ученик: вода не проводит ток). Обучающие отмечают в таблице, что вода ток не проводит. Откройте   учебник   химии   на   стр.   193.   Найдите,   как   называются   вещества,   водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток? (ученик: электролитами). В рабочей тетради запишите определение  электролита.  Проанализируем полученные результаты. Пожалуйста, назовите вещества или растворы веществ, которые проводят ток и являются электролитами? Встречали вы в своей жизни электролиты?  Знаете ли вы, что товарное название «электролит» имеет 35% раствор серной кислоты? Где используется этот электролит? (Ученик: в аккумуляторе). Учебник стр. 194.  Как называются вещества, растворы   и   расплавы   которых   не   проводят   ток?   (ученик:   неэлектролит).   Зачитайте 2 определение. Какие электролиты вы наблюдали при демонстрационном опыте? В рабочей тетради запишите определение неэлектролита. (Слайд 2). Какие   классы   веществ   являются   электролитами?   (Ученик:   электролитами   являются растворы солей, щелочей, кислот).  Записать в тетрадь. Какие вещества относятся к неэлектролитам? (Ученик: относятся оксиды, раствор сахара, глюкозы и других органических веществ, газы и простые вещества).  3.Электролитическая диссоциация, ее механизм. История ТЭД.       Вернемся к демонстрации опыта. Что же происходит при растворении? Почему же сухая соль не проводит ток, а ее раствор проводит? (Ученик: образуется ионы).  (Слайд 3) Сванте Аррениус изучая электропроводность растворов 1877 году пришел к выводу, что образуются заряженные частицы – ионы, они способны передавать электрический ток. Что такое   электрический   ток?   (Ученик:   эл.   ток   –   это   направленное   движение   заряженных частиц). Например, при растворении соли   NaCl под действием молекул воды образуются два вида ионов. Посмотрите на слайд и скажите, какие ионы в растворе поваренной соли? NaCl  =  Na+  +  Cl­. Запишите уравнение в тетрадь. Ионы создают условия возникновения электрического тока.                                                                                  При растворении, например, поваренной соли происходит электролитическая диссоциация. В учебнике на странице 194, найдите определение, зачитайте громко. Запишите в тетрадь. Процесс распада электролита на ионы называют электролитической диссоциацией.   Вернемся к нашему опыту. Почему же раствор сахара, не проводят ток? (ученик: сахар не распадается на ионы). Значит, происходит в растворе сахара диссоциация? (Ученик – нет). Скажите, какой электролит в опыте по составу и строению похож на поваренную соль? Какой   вид   химической   связи   и   в   соли,   и   в   щелочи?   Запишите   уравнение   диссоциации гидроксида натрия.  (Слайд 4) А сейчас мы имеем возможность заглянуть внутрь процесса диссоциации, выяснить, как устроены молекулы веществ и что с ними происходит.  Что вы наблюдаете на слайде при пропускание   электрического   тока   через   раствор   электролита.   Ученик:   В   растворе находятся   два   электрода   –   катод   и   анод.   К   отрицательному   катоду   движутся положительные ионы, а к положительному аноду – отрицательные.  Как   взаимодействуют   противоположно   заряженные   частицы?   Положительные   ионы движутся   к   катоду,  поэтому  их   назвали   катионами.   Как  заряжены   катионы?   Запишите слово катион, укажите +, К аноду движутся анионы. Как заряжены?  (Слайд 5).  Дополнили электролитическую диссоциацию при помощи теории растворов Менделеева Каблуков   и   Кистяковский,   независимо   друг   от   друга   они   выяснили,   что   в   растворе 3 образуются   не   свободные   ионы,   как   считал   Аррениус,   а   окруженные   водой,   т.   е. гидратированные.  (Слайд 6). 4.Диполь. Диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью. На слайде вы видите, что молекула воды состоит из двух противоположно заряженных химических   элементов.   Как   формула   воды?   (Ученик:   Н2О).   Какой   атом   заряжен отрицательно?   (ученик:   кислород),   положительно?   (ученик:   водород).   Значит   у   воды одновременно два полюса + и ­, такая молекула называется диполем.  Какой атом в центре, черным цветом? Красным? Написать схему Н­О­Н. Угол 104,5 º  (Слайд №7). 5.Гидратированные На слайде вы видите, что до растворения в воде соль состояла из ионов натрия и хлора, они были негидратированными.  Диполи  воды поворачиваются  отрицательным  кислородом к положительному иону натрия, положительным водородом к отрицательному иону хлора в молекуле   поваренной   соли.   Молекулы   электролит   вода   растягивает   на   две   части: положительный ион и отрицательный ион. Эти молекулы называются гидратированными. Гидро – вода, т. е. со всех сторон окруженные водой. 6.Ковалентная   полярная.   Электронный   учебник   стр.   3.   Таким   образом,   хорошо проводят ток вещества с ионной связью, но в эксперименте вы видели, что загоралась лампочка   и   в   растворе   серной   кислоты.   Какой   у   нее   вид   химической   связи?   (ученик: ковалентная полярная).  Давайте   посмотрим   видеофрагмент   и   выясним,   что   происходит   с   кислотами   при   их растворении.   Как   формула   соляной   кислоты?   Запишите   распад   на   ионы.   Распишите диссоциацию серной кислоты.    (Слайд №8). 7.Сравнение.  Итак,   вещества,   с   какими   видами   связи   легко   диссоциируют   на   ионы? (Ученик:   ионной   и   ковалентной   полярной).     Давайте   сравним   диссоциацию   веществ   с ионной и ковалентной полярной связью. Какое   действие   у   веществ   с   ковалентной   полярной   связью   при   диссоциации   является отличительным от ионных веществ? (Ученик: ионизация).    Физпауза.    (Слайд 9­14). Разминка для глаз.                                   Вы уже много узнали, устали, немного отдохнем. Сначала следим только глазами.  (Слайд 15).  8.Лабораторный опыт. Изменение окраски индикатора у кислот и оснований. Давайте,   опытным   путем   определим,   как   изменяют   окраску   индикаторов   кислоты   и щелочи. Сначала повторим правила техники безопасности. Зачитайте первое правило.  (Слайд 16).  Внимательно прочитайте инструкцию. Помогайте друг другу, вы работаете в паре. Лабораторный опыт. Изменение окраски индикатора у кислот и оснований.  4 В пробирки  поочередно к HCl, NaOH, H2SO4, Ca(OH)2 по 2 капли добавьте лакмус, а затем в другие 4 пробирки с HCl, NaOH, H2SO4, Ca(OH)2 ­ фенолфталеин. Пробирки аккуратно встряхните. Результаты занести в таблицу.               Изменение окраски индикатора у кислот и оснований.    (Слайд 17). Давайте проверим ваши результаты.   Итак, какой цвет лакмуса в кислотах? (ученик: красный). Другой ученик. Какой цвет фенолфталеина в кислотах? (ученик: бесцветный).    Какой цвет лакмуса в щелочах? (ученик: синий).    Какой цвет фенолфталеина в щелочах? (ученик: малиновый).  Какие ионы есть у всех кислот? У всех оснований? Выводы:                                                                                       Сегодня на уроке вы совершили много открытий. Давайте озвучим самые основные из них: (слайд 18) Домашнее задание. У   вас   на   партах   лежат   листочки   с   домашним   заданием.   Обратите   внимание,   что   к следующему уроку вам необходимо §35 прочитать, выучить определения и понятия  из параграфа. По желанию: прочитать дополнительно информацию по теме «электролиты», например, на указанных сайтах. Сейчас вложите листочек с домашним заданием в рабочую тетрадь.  Вы сегодня много узнали, открыли нового, сейчас посмотрим, все ли вопросы урока вам понятны.   Внимательно   читайте   предложение   на   слайде   и   его   заканчивайте.   «Закончи предложение».                                                                      Презентация (слайд 19­31). Рефлексия.  Когда вы пойдете с урока, оставьте свой заряд: + урок понравился, ­ было неинтересно. Мне хочется надеяться, что сегодня вы получили положительный заряд от урока, а те открытия, которые вы совершили, останутся с вами на всю жизнь. 5 Фамилия, имя___________________________________________________ Лабораторный опыт.  Изменение окраски индикатора у кислот и оснований.  В пробирки  поочередно к  HCl, NaOH, H2SO4, Ca(OH)2  по 2 капли добавьте лакмус,   а   затем   в   другие   4   пробирки   с  HCl,  NaOH,  H2SO4,  Ca(OH)2  ­ фенолфталеин.   Пробирки   аккуратно   встряхните.   Результаты   занести   в таблицу.        лакмус (цвет) фенолфталеин (цвет) 1.Соляная кислота 2.Гидроксид натрия 3.Серная кислота 4.Гидоксид кальция Вещество Дистиллированная вода Сухая поваренная соль Раствор поваренной соли  Раствор гидроксида натрия Раствор сахара Раствор серной кислоты Проводит ток (+) Не проводит ток (­)   6 По желанию: Домашнее задание: §35 прочитать, выучить определения и понятия из параграфа. Ответить на вопросы 1-5 после параграфа. прочитать дополнительно информацию по теме «электролиты» на сайте http://www.zoovet.ru/text.php?newsid=579 «Электролиты обмен»: крови», http://medarticle.moslek.ru/articles/11091.htm или http://sportzal.com/post/2240/, подготовить сообщение. «Водно-солевой 7

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.

«Электролитическая диссоциация» урок химии 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017