Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"
Оценка 4.6

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
искусство +1
Взрослым
28.12.2018
Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.Определимся с понятиями «одаренность» и «одаренный ребенок». Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
Методическая разработка.docx
Методическая разработка Тема: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении. Ульяновск 2018 Содержание Введение 1. Что такое одаренность 2. Природа одаренности 3. Проблема одаренных детей 4. Организация работы с одаренными детьми 5. Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными  детьми 6. Заключение 6. Список литературы Введение Что же это такое «одаренность» и как она проявляется в детях? Что заставляет   родителей   увидеть   в   своем   ребенке   талант   и   потом   искать подтверждение   своего   открытия   у   специалистов?   Эти   проблемы   на сегодняшний   день   очень   актуальны.   Ими   занимаются   такие   психологи, социологи и педагоги всего мира, как К. Тэкэкс ­ профессор университета Кливленда в США, Фрэнсис Гальтон ­ английский антрополог и психолог, Соколянский И.А. Петровский А.В., Лейтес А.С., Леонтьева А. Н. Целью работы является выявление одаренных и талантливых детей в областях науки или искусства, исследование такой проблемы, как отношение окружающих   к   одаренным,  адаптация   этих   детей   в   обществе   и   выявление факторов в наибольшей степени влияющих на одаренность. Определимся с понятиями «одаренность» и «одаренный ребенок».  Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более высоких   (необычных,   незаурядных)   результатов   в   одном   или   нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный   ребенок   –  это   ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,   иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». На   наш   взгляд,   школа,   ориентированная   на   раскрытие   индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные  показатели  творческого  развития.  То  же  можно  сказать  и об  их мотивации   к   учению.   И   если   мы   не   будем   заботиться   об   удовлетворении интеллектуальных   и   творческих   запросов   этих   30%   учащихся,   то   нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». 1. Что такое одаренность Одарённый ребёнок ­ это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности. Согласно   социологическим   данным,   одарённые   дети   от   общей популяции составляют 20 ­ 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь   5%,   остальные   находятся   в   состоянии   большого   риска   социальной изоляции   и  отвержения   со   стороны  своих  ровесников.  Одарённость  может органично   вписываться   в   жизнедеятельность   ребенка,   а   может   породить множество сложных социально­психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён. Проявления   ­   симптоматика   данного   хода   развития   весьма разнообразна. Главная её особенность состоит в том, что в своём поведении, обучении,   внутреннем   психологическом   состоянии,   одарённый   ребёнок приближается   к   ребёнку   дезадаптированному.   Одарённые   дети   тяжело воспринимаются   окружающими,   и   нормальный   для   них   процесс   развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. Особенности личности высокоодаренного ребенка. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха. Особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико­синтетической деятельности, продуктивность умственной работы. Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка. В совокупности все эти особенности образуют структуру умственной одаренности,   которые   проявляются   у   подавляющего   большинства   ребят   и отличаются   лишь   степенью   выраженности   каждой   из   этих   способностей, взятой в отдельности. Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются, главным образом, в направленности интересов. Один после какого­то периода исканий погружается в математику, другой ­ в биологию, третий ­ в художественно­литературное творчество, четвертый ­ в историю и археологию.   И   дальнейшее   развитие   способностей   каждого   из   этих   детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей. 2. Природа одаренности Формирование личности человека ­ это последовательное изменение и усложнение   системы   отношений   к   окружающему   миру,   природе,   труду, другим   людям   и   к   себе.   Оно   происходит   на   протяжении   всей   его   жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие   человека   как   личности   осуществляется   всесторонне   и целостно   в   единстве   его   физических   и   духовных   сил.   Психология   и педагогика   утверждают,   что   человеческая   личность   формируется   и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Развитие   человека   ­   это   процесс   количественного   и   качественного изменения,   исчезновения   старого   и   возникновения   нового,   источник   и движущие   силы   которого   скрыты   в   противоречивом   взаимодействии   как природных, так и социальных сторон личности. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей   его   жизни.   Эти   развития   и   изменения   носят   возрастной   характер. Источник   социального   развития   личности   находится   во   взаимодействии личности и общества. На  формирование личности, его способностей влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Воспитание   рассматривается   как   ведущий   фактор,   так   как   это специально   организованная   система,   воздействующая   на   подрастающего человека, для передачи накопленного общественного опыта и формирования способностей. Социальная   среда   имеет   преимущественное   значение   в   развитии личности:   уровень   развития   производства   и   характер   общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей. Общественные   отношения   ­   не   нечто   внешнее   для   того   человека, который   в   них   включен,   они   ­   часть,   сторона,   аспект   личности   как социального качества индивида. Если сущность человека в отличие от всех других   живых   существ   составляет   совокупность   всех   общественных отношений,   то   сущность   каждого   конкретного   индивида   как   личности составляет совокупность конкретных социальных отношений, в которые он оказывается включен. Эти связи вне его, то есть в общественном бытии, и поэтому   возможны,   объективны,   и   вместе   с   тем   они   внутри,   в   нем   как личности. Задатки   ­   особые   анатомо­физиологические   предпосылки способностей   к   разным   видам   деятельности.   Наука   о   законах наследственности  ­   генетика  ­   полагает   наличие   у   людей   сотни   различных задатков   ­   от   абсолютного   слуха,   исключительной   зрительной   памяти, молниеносной   реакции   до   редкой   математической   и   художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов   деятельности.   Лишь   в   процессе   воспитания   и   обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе   задатков   формируются   способности.   Задатки   могут   реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний   и   умений,   благодаря   которым   создается   продукт,   отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс   рассматривалось   первоначально,   исходя   из   самоотчетов   деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась озарению, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Успех одаренного ребенка во многом зависит от хороших родителей (либо очень требовательный и направленный на успех ребенка папа, либо в наших   условиях   это   более   распространено   ­   мама),   преподавателей   и   той атмосферы,   в   которой   они   находятся.   Если   повезет   со   всем   этим,   то блестящая   карьера   в   будущем   ему   обеспечена.   Вторая   половина   успеха ребенка, после наследственности, зависит от окружающей среды. Ежедневно до одного года масса мозга ребенка прибывает на один грамм. Это база всех мыслительных процессов на всю последующую жизнь. Бедная внешняя среда затормаживает развитие мозга, разнообразная ­ стимулирует.   Одаренным   может   стать   каждый   ребенок,   для   этого   нужно развивать его личное мышление. Если   взять   интеллект   мальчиков   и   девочек,   в   среднем   он   обычно одинаковый.   Но   у   девочек   более   развит   вербальный,   а   у   мальчиков пространственный и числовой интеллект. Среди мальчиков больше как очень умных, так и очень глупых, а девочки ближе к середине. Скажем, если мы берем   детей   особо   одаренных   в   области   математики,   то   на   тринадцать мальчиков приходится одна девочка. Роль   огромных   сетей   для   выявления   талантов   всегда   играли   у   нас математические и физические конкурсы и олимпиады. В России существуют несколько   школ­интернатов   и   специальных   школ,   которые   создают оптимальные   условия   для   развития   математических   способностей   Колмогоровская   школа­интернат   при   Московском школьников. Государственном Университете ­ одна из самых престижных в стране. Здесь учатся особо одаренные дети в области математики и естественных наук. Вне школы   их   оставлять   нельзя   ­   это   тормозит   развитие.   Средняя   школа   и рассчитана на среднего ребенка. Каждый третий, исключенный из этой школы за плохие оценки, относится именно к одаренным. В этой школе их никогда не будут называть ботаниками­очкариками. Здесь они среди своих. За два года студенты колмогоровской школы проходят специальную программу, система которой   скопирована   с   вузов.   В   конце   четверти   сессия   как   у   настоящих студентов. Требования очень высоки. Бывает, даже отчисляют победителей школьных   олимпиад.   Здесь   вроде   естественного   отбора.   Должны   остаться самые лучшие те, у кого помимо таланта, есть еще воля и характер. Большинство таких школ имеют физико­математический профиль. В чем здесь дело? Обычно говорят так: только математические (и разве что музыкальные)   таланты   выявляются   в   столь   раннем   возрасте.   Достаточно вспомнить   Эвриста   Галуа,   который   в   возрасте   восемнадцати   лет   заложил основы современной алгебры, или Вольфганга Моцарта, который в три года играл на клавесине, в четыре ­ импровизировал, а в двенадцать ­ за несколько недель написал оперу. 3. Проблема одаренных детей Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок   попадал   в   категорию   «трудные   дети»   связаны,   прежде   всего,   с неправильным   отношением   к   нему   одноклассников,   учителей   и   родителей. Нормальному   развитию   и   адаптации   одарённых   детей   в   обществе   мешают также   социально­психологические   и   личностные   трудности.   Социально­ психологические   проблемы   одарённых   детей   проявляются   очень   часто   в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся   к   нему   практики   отношения   сверстников   и   взрослых, неудовлетворённость   отношениями,   длительное   подавление   его   важных потребностей ­ в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. ­ могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной   агрессии.   Такой   ребёнок   ведёт   себя   вызывающе,   бурно   и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д. Достаточно   часто   в   школьной   практике   можно   встретить   и противоположную социально­психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в   в   мир   своих   фантазий   и   грёз, себя,   вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать   апатичность, и демонстративные черты. Одну   из   серьёзных   причин   таких   социально­психологических (подавление,   длительная   депривация   проявлений   составляет неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей. Другая   причина   социально­психологических   проблем   ­   это несформированность   у   ребёнка   средств   общения.   Одарённые   дети   чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей,   той   особой   щадящей   среде,   которую   создали   для   них   любящие родители. Наконец,   о   некоторых   личностных   проблемах,   возникающих   у одарённых   детей.   Одарённость   ­   это   слово   не   из   детского   сознания. Талантливый   ребёнок   осознаёт   скорее   не   свою   одарённость,   а   свою отличность   от   других.   Характер   личностных   проблем   такого   ребёнка   во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, неспособности реализовать свои потенциальные способности.   низкого   уровня   притязаний,   критичности   к   себе, Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это: ∙трудности в нахождении близких по духу друзей; ∙проблемы участия в играх и развлечениях сверстников; ∙проблемы   конформности,   т.е.   старание   подстроиться   под   других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности; ∙очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе; ∙диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе. Предупреждая   негативные   последствия   феномена   «одарённость», дезадаптацию   одарённых   детей   в   обществе   целесообразно   пользоваться чредой последовательных социально­педагогических действий, заключённых в систему. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают   интонации,   жесты,   позы   и   модели   поведения   окружающих. Одаренного   ребенка   нередко   сравнивают   с   губкой,   впитывающую   самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Родители   должны   с   большой   долей   терпения   и   спокойствия воспринимать   эмоциональные   перепады   одаренного   ребенка.   Таким   детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие замечания и   комментарии   относятся   непосредственно   к   ним   и   что   люди   говорят   и действуют иногда безумно, но без намерения причинить боль. Благодаря   широте   восприятия   и   чувствительности   одаренные   дети глубоко   переживают   социальную   несправедливость.   Лета   Холлингзуорт повествует об этом в своей книге «Одаренные дети»: «Человек, восприятие которого   хронически   опережает   его   возможности,   всегда   находится   под стрессом». Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. Лета   Халлингуорт   внесла   большой   вклад   в   понимание   проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми. .Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. .Игровые   интересы.  Одаренным   детям   нравятся   сложные   игры   и   не интересны   те,  которыми   увлекаются   их   сверстники   средних   способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. .Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными. .Погружение   в   философские   проблемы.   Для   одаренных   детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка. .Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из­за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. Список этот был предложен другим исследователем. Уитмор, изучал причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы: ­ Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. ­   Ощущение   неудовлетворенности.   Такое   отношение   к   самим   себе связано   с   характерным   для   одаренных   детей   стремлением   достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к   своим   достижениям,   часто   не   удовлетворены,   отсюда   ­   ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. ­ Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные   цели.   Не   имея   возможности   достичь   их,   они   начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. ­   Сверхчувствительность.   Поскольку   одаренные   дети   более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они   склонны   к   критическому   отношению   не   только   к   себе,   но   и   к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате   такой   ребенок   нередко   считается   гиперактивным   и отвлекающимся,   поскольку   постоянно   реагирует   на   разного   рода раздражители и стимулы. ­   Потребность   во   внимании   взрослых.   В   силу   природной любознательности   и   стремления   к   познанию   одаренные   дети   нередко монополизируют   внимание   учителей,   родителей   и   других   взрослых.   Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. ­   Нетерпимость.   Одаренные   дети   нередко   с   недостаточной терпимостью   относятся   к   детям,   стоящим   ниже   их   в   интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. 4. Организация работы с одаренными детьми Рассмотрим основные моменты работы с одарёнными детьми, начиная с   их   поступления   в   школу.   Успешность   работы   с   одаренными   детьми   во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Этот этап (1­4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают   навыковое   содержание   учения   под   руководством   учителя   и самостоятельно.   На   этом   этапе   очень   важно   организовать   урочную   и внеурочную   деятельность   как   единый   процесс,   направленный   на   развитие творческих,   познавательных   способностей   учащихся,   предложить   такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы   учащийся   мог   проявить   свои   возможности   в   самых   разных   сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в старших классах. На этапе поступления ребенка в школу, важной задачей является не только   определения   уровня   готовности   к   школьному   обучению,   но   также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы   и   способности.   Весьма   важной   составляющей   считается психологическая   подготовка   учителей   начальной   школы   к   организации учебной   и   воспитательной   работы   с   одаренными   и   талантливыми   детьми, особенно если оно проходит в условиях не дифференцированного класса.  Следует   разработать   специальные   учебные   материалы   для   развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие дальнейшее развитие познавательных, творческих и специальных способностей. Важно определить методы   и   условия,   способствующие   самовыражению   одаренного   ребенка, способствующие проявлению и реализации широкого спектра его увлечений. Совместно с родителями, учитель должен поддерживать одаренного ребенка в реализации   его   таланта,   интересов   в   школе   и   семье.   Уроки   творческого развития   желательно   проводить   для   всех   детей,   но   одаренным   детям   они просто   необходимы,   так   как   творческая   деятельность   является   их естественной и насущной потребностью.  В основной школе (5­9 классы) ведущей целью становится обеспечение возможностей   всестороннего   развития   интересов,   самовыражения   и самореализации   одаренных   подростков   в   различных   видах   творчества. Выявление   и   развитие   творческих   возможностей,   профессиональных интересов   учащихся   в   области   естественнонаучных,   гуманитарных, художественных,   социальных,   технических   и   других   сфер   деятельности должно   сочетаться   с   разработкой   индивидуальных   программ   развития   и помощи в профессиональной ориентации. Для этого в школе созданы научные общества, кружки по интересам, клубы и т.д., которые позволяют обеспечить широкий   диапазон   выбора   и   спектр   развития   подростка.   Существенное значение   имеет   организация   системы   индивидуальных   психологических консультаций, для подростков, учителей и родителей.  Средняя   школа   (10­11   классы)   призвана   обеспечить   развитие   и обучение   одаренных   юношей   и   девушек   на   этапе   профессионального самоопределения.   Основной   целью   на   этом   этапе   возрастного   развития выступает развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.  Выявления одаренных и талантливых школьников может осуществлять по   итогам   конкурсов   в   основных   областях   науки,   техники,   литературы, искусства   при   университетах,   вузах,   научно­исследовательских   заведениях, дворцах   творчества,   гимназиях   и   т.п.   Развитие   и   воспитание   одаренных учащихся   призваны   обеспечивать   школьные   элективные   курсы   по   выбору, классы с углубленным изучением отдельных предметов, специальные курсы при высших учебных заведениях. Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление   скрытой   одарённости   и   способностей,   является   система внеклассной воспитательной работы в школе на всех этапах обучения.  Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися  Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой   из   учебных   дисциплин,   однако   общими   требованиями   к   отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения. Содержание   учебного   материала   настраивает   учащихся   на непрерывное   обучение,   процесс   познания   должен   быть   для   таких   детей самоценным. Осуществляется постепенный переход к обучению не столько фактам,   сколько   идеям   и   способам,   методам,   развивающим   мышление, побуждающим   к   самостоятельной   работе,   ориентирующим   на   дальнейшее самосовершенствование   и   самообразование,   постепенное   проявление   той цели,   для   достижения   которой   они   прилагают   столько   духовных, интеллектуальных и физических усилий. Для   оптимального   развития   одаренных   учащихся   разрабатываются индивидуальные   планы   работы   с   одаренными   учащимися   по   отдельным предметам.   В   обучении   одаренного   учащегося   может   реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися рекомендуем учителям использовать быстрое   продвижение   к   высшим   познавательным   уровням   в   области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный   материал   к   традиционным   курсам,   большие   возможности развития   мышления,   креативности,   умений   работать   самостоятельно. Поэтому   планы   индивидуальной   работы   по   отдельным   предметам   для одаренных   учащихся   ориентированы   на   более   сложное   содержание, направлены   на   увеличение   знаний   в   конкретной   области   и   на   развитие умственных операций. Методы   и   формы   работы  с   одаренными   учащимися   органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаются определенным своеобразием. Формы работы с одаренными учащимися. ­ тематические и проблемные мини­курсы; ­ «мозговые штурмы» во всех вариантах; ­ развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно­практической работы или творческих зачетов; ­ творческие мастерские; ­ групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; ­ кружки по интересам; ­ конкурсы; ­ интеллектуальный марафон; ­ участие в предметных олимпиадах всех уровней олимпиадах; ­ работа по индивидуальным планам; ­ научно­исследовательские конференции; ­ общешкольная конференция достижений учащихся; ­   творческие   отчеты   учителей   из   опыта   работы   с высокомотивированными и одаренными детьми; ­ творческие отчеты кружков и спортивных секций; ­ тематические конкурсы, выставки; ­ научно­исследовательская и проектная деятельность; ­ мониторинг динамики развития. Решая   вопрос   об   организационных   формах   работы   с   одаренными учащимися, считаем нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся   в   особые   группы   для   обучения   по   всем   предметам.   Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими. Это позволяет создавать условия   для   дальнейшей   социальной   адаптации   одаренных   детей   и одновременно   для   выявления   скрытой   до   определенного   времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся. Условия успешной работы с одаренными учащимися.  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 2. Создание и постоянное совершенствование методической системы в работе с одаренными учащимися. 3. Признание   руководством   и   коллективом   школы   того,   что реализация   системы   работы   с   одаренными   учащимися   является   одним   из приоритетных направлений в работе. 4. Постоянная   работа   по   совершенствованию   учебно­ воспитательного   процесса   с   целью   неуклонного   снижения   учебной   и психологической перегрузки учащихся. 5. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами. 5.   Проблема   подготовки   педагогических   кадров   для   работы   с одаренными детьми  Проблема   подготовки   учителей   для   работы   с   одаренными   детьми рассматривается   как   одна   из   важнейших.   Среди   качеств,   необходимых учителю   одаренных   детей, доброжелательность,   чуткость,   высокий   уровень   интеллектуального   развития,   выделяют   следующие: оптимистичное отношение к действительности, чувство юмора, позитивную Я­ концепцию,   личностную   зрелость   учителя,   эмоциональную   стабильность. Конечно, мы не считаем, что со всеми остальными детьми не должны работать такие учителя. На   смену   традиционным   образовательным   технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний­умений­навыков в той или иной предметной области, пришли развивающие технологии, ориентированные на   развитие   способности   учащегося   быть   субъектом   образовательной деятельности. Поэтому для специалистов, работающих с одаренными детьми, чрезвычайно   важно   пройти   психотренинговые   формы   подготовки,   которые специально   ориентированы   на   развитие   таких   «субъектно­субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и индивидуально­психологические особенности обучения и развития   одаренных   детей.   У   одаренных   детей   есть   свои   психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях   группы   риска.   Психологически   с   ними   работать   может   далеко   не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог. Работа   учителя   с   одаренными   детьми,   включающая   первичную идентификацию,   выбор   форм   обучения,   разработку   учебных   программ,   их оценку и индивидуализацию – это сложный, динамичный, непрекращающийся процесс. Он требует от администрации  и учреждения и педагогов, прежде всего,   хороших   знаний   в   области   психологии   и   педагогике   одаренности, сотрудничества   с   психологами,   учителями   и   администрацией   других образовательных учреждений, родителями. От учителя требуется постоянное пополнение   знаний,   совершенствование   мастерства,   гибкость,   умение отказаться   даже   от   творческой   находки,   если   в   данной   ситуации   она “работает” неэффективно. Готов ли учитель одаренного ребенка вступить в процесс   постоянного   саморазвития   вместе   со   своими   учениками?   Это действительно непросто и не каждый человек обладает настолько мощными творческими ресурсами. Приведем   список   требований,   которые   предъявляются   к   учителю одаренных детей:  Учитель должен быть: ­ увлечен своим делом; ­   способным   к   экспериментальной, деятельности;   научной   и   творческой ­ проводником передовых педагогических технологий; ­ доброжелательным и чутким; ­   знать,   чувствовать   потребности   и   интересы   детей,   разбираться   в психологических особенностях одаренных детей; ­ наличие позитивного педагогического опыта работы; ­ иметь широкий круг интересов и умений; ­ иметь живой и активный характер, быть оптимистом и жизнелюбом, обладать чувством юмора, но без склонности к сарказму; ­ иметь творческие возможности, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное   творчество   с   учениками.   Учитель   должен   не   только   передать определенную   совокупность   знаний,   сколько   помочь   ученикам   сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя   ею,   учитель   своими   вопросами   подводит   ученика   к   рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установление однозначных оценок “правильно” и “неправильно”, эталонов и идеальных ответов. Ученики могут обсуждать друг с другом разные возможности ответов, оценивать их. Отсутствие эталонов оценивания создает некоторые сложности для самого учителя, в первую очередь в оценке знаний.  Задача   учителя   ­   научить   ребенка   творчеству,   самостоятельности   и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренной ученик сам способен себе помочь, если учитель поддерживает его творчество. Конечно,   это   своего   рода   программа   –   максимум,   осуществить которую   в   полном   объеме   непросто,   но   она   уже   показала   большой развивающий   эффект   во   многих   странах   мира.   Более   того,   позитивные результаты достигаются уже при частичной реализации этих принципов.  Заключение  В   заключении   следует   еще   раз   подчеркнуть,   что   забота   о   развитии одаренных   детей   сегодня   –   это   забота   о   развитии   науки,   культуры, социальном развитии общества в будущем. Внимание к развитию одаренного ребенка носит не только личностный, но и широкий социальный смысл. Главное   заключается   в   том,   что   одаренные   дети   действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих   детей   диапазон   собственных   переживаний,   тем   больший   груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство. Одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления. Рекомендации учителям  Не   занимайтесь   наставлениями,   помогайте   детям   действовать независимо,   не   давайте   прямых   инструкций   относительно   того,   чем   они должны заниматься .  сделать самостоятельно .  Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут      Научите   школьников   прослеживать   межпредметные   связи   и использовать знания, полученные при изучении других предметов.  Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.  Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.  Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .  Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению   с   ярко   выраженным   элементом   соревновательности.   Одаренный ребенок будет чаще  всего   оказываться   победителем,   что   может   вызвать   неприязнь соучеников   и   не   благоприятствует   созданию   атмосферы   всеобщей заинтересованности, к которому стремится учитель.  Учитель не должен возводить  одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой   похвалы.   Другая   крайность   —   преднамеренное   публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.  Заключение Выявление   одаренных   детей   и   развитие   их   способностей   является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.   Можно   выделить   две   целевые   установки   процесса   развития талантливых детей. Первая   ­   создание   возможности   наиболее   полной   реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо   провести   целый   ряд   мероприятий,   направленных   на   изучение начальных   условий   деятельности.   К   ним   можно   отнести:   вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися   будет   включать   в   себя   разработку   теоретической   основы   и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности. Вторая   ­   воспитание   уравновешенного   интеллигентного   представителя общества,   который   сможет   реализовать   свой   потенциал   исходя   из   его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную   обстановку   для   формирования   личности   с   заранее планируемыми   качествами.   Несмотря   на   то,   что   первая   установка   по некоторым   положениям   противоречит   настоящей,  их   нельзя   разделять   или выделять   одну   за   счет   другой   ­   они   имеют   равное   значение   для   развития одаренного человека. Список литературы 1.  Л.С. О психологических системах. Собр. соч. в 6 т., Т. 1. М., 1982. 2. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991. 3. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993. 4. Кулемзина А.В. Три кризиса детской одаренности // Труды ТГПУ. Серия Педагогика, 2001 (в печати). 5. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М., 2001. 6.   Холодная   М.А.   Психология   интеллекта:   Парадоксы   исследования.   М.­ Томск, 1996.

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"

Методическая разработка на тему: «Детская одаренность. Работа с одаренными, талантливыми детьми в образовательном учреждении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2018