Методическая разработка "Электронные учебники, как один из методов подготовки рабочих кадров" раскрывает виды электронных учебников, их содержание, способы разработки. На конкретных примерах описывается методика разработки электронных учебников. В качестве примера приводится разработка электронных учебников по технологии и оборудованию сварочного производства.Методические рекомендации по разработке и использованию электронных учебников
Инновационные формы обучения в подготовке «Сварщиков»
Краматорский центр профессиональнотехнического обучения
находится в постоянном поиске, участвует в различных проектах, конкурсах и
т.д.
Я начиная с 2008года не прекращаю работу в различных проектах.
Начинал работу в украинсконемецком проекте «Реформа ПТО с учетом
энергоэффективности», а с 2010года участвую во Всеукраинском
инновационном проекте «Відкрите інформаційне навчальне середовище
системи професійнотехнічної освіти».
Участие в каждом из проектов вносит свой вклад материально
техническую базу нашего центра, так и обогащает новыми формами обучения
мой педагогический опыт. Так, например, участие в первом проекте
позволило мне изучить формы обучения в Германии, общение с коллегами из
других регионов Украины изучить их опыт работы, а созданный электронный
учебник по предмету «Основы энергоэффективности» дал толчок разработке
мной своего электронного пособия по сварке.
Разрабатываемое мной электронное пособие по сварочному
производству включает в себя:
резюме в котором дается краткая информация о содержании темы
уроков, обязанности преподавателя для подготовки занятий, материально
техническое и дидактическое обеспечение занятий, а также что в итоге
должен знать и уметь учащийся после изучения темы;
опорный конспект (лекционный материал) – полное изложение
лекционного материала с иллюстрациями и описанием;
презентация – иллюстрированное краткое содержание лекционного
материала;
тестовые задания по изложенному материалу и ответы на них (в
настоящее время тестовые задания перерабатываются в программированное
обучение);
обучающие фильмы и анимации – тематические видео ролики в
дополнение изложенному материалу (лучше один раз увидеть, чем десять раз
услышать!!!).
В настоящее время я работаю над разработкой развернутых планов
уроков по всему курсу обучения «Электрогазосварщиков».
Для нашего учебного заведения этот проект принес:
получение энергоучитывающего обучающего оборудования на сумму
более 200 тысяч гривен и участие в следующем проекте, за участие в которомнемецким центром GTZ было передано нам четыре сварочных тренажера. В
настоящее время наши ученики отрабатывают первичные навыки сварщика на
них, а именно зажигание дуги, её поддержание, длину дуги, угол наклона
электрода.
Обучение на тренажерах подготавливает учащихся
психологически и технически к обучению в мастерских. Кроме этого
обучение позволяет центру экономить на электродах и электроэнергии.
C октября 2010 года принимаю участие в Всеукраинском
инновационном проекте «Відкрите інформаційне навчальне середовище
системи професійно – технічної освіти», по составлению электронных
пособий по «Сварочному производству».
Первоначально участниками этого проекта, по созданию электронного
пособия по «Сварочному производству», были четыре преподавателя с
Донецкой области: Онищенко С.Я., Савиновский Л.Л., Токар Д.Л., Горошко
Л.В. под общим руководством заведующего лабораторией «Изготовления
учебников» Института ПТО НАПН ШевченкоВ.Л и методическим
руководством методического кабинета нашего областного управления и в
частности Довгаль Г.И.
В настоящее время осталось четыре участника с Донецкой области, но
подключаются педагоги с Хмельницкой области.
Нами были разработаны отдельные разделы по урочного формата
учебника «Основы технологии дуговой сварки и термического резания»
применительно к новому стандарту «Зварник», а также был переработан
учебник И.В.Гуменюка «Технология дуговой сварки» в html формате и
разработаны контрольнообучающие тесты по всем темам учебника.
В октябре 2012 года в Киевском центре «ЭКСПОПЛАЗА» проходила
четвертая выставка «Інноватика в сучасної освіті2012»
где были
представлены мои наработки и преподавателя Горошко Л.В. и Краматорский
центр ПТО и Горловское ВПУ были награждены «серебряными медалями»
выставки.
Участие в этом проекте для меня, как для педагога дало многое:
внедрение новых форм информационнообучающих технологий в
учебный процесс;
знакомство с автором учебника Гуменюком И.В. – взаимный обмен
опытом с которым внес коррективы в разрабатываемое учебное пособие;
знакомство с преподавателем Староконстантиновского лицея
Хмельницкой области подтолкнуло меня на разработку пособия «Опорных
конспектов по сварочному производству».В настоящее время в рамках проекта «Відкрите інформаційне навчальне
середовище системи професійно – технічної освіти» я работаю над
разработкой сценария лабораторных работ по источникам питания в 3Д
формате с Нежинской фирмой «Медикол».
Как то в личном общении с Виктором Федоровичем Шаталовым, он
сказал: «Каждый педагог должен быть исследователем и поэтому он должен
постоянно искать новые формы обучения учащихся». Поэтому необходимо
всем нам искать, опробовать и внедрять лучшее в учебный процесс.
После моего выступления на научнопрактическом семинаре
«Инновационные подходы к формированию профессиональной
компетентности квалифицированных работников в современной
образовательной среде» в Киеве на выставке «Інноватика в сучасної освіті
2012» опытом моей работы заинтересовались директор и зам. директора по
УПЧ Карловского профессиональнотехнического училища №50, а 31
октября 2012 года Краматорский центр ПТО по обмену
опытом
Карловского
профессионально-технического училища №50 Полтавской
области, методист Шевченко Антонина Ивановна
и
преподаватель предметов сварочного производства
Лактионов Игорь Владимирович.
представители
посетили
Для гостей центра мной был проведен показательный
урок мастер-класс по предмету «Основы технологии сварки
плавлением и термического резания» с использованием
разработанных им электронных учебных пособий по
сварочному производству. Урок проводился в группе на базе
полного среднего образования обучающейся по новому
стандарту профессиональной подготовки по специальности
«Зварник». В ходе урока при изложении нового материала я
использовал разработанный мной электронный учебник с
демонстрацией видео-роликов и попутным их
комментированием.
Урок проводился с постоянной
активизацией мыслительной деятельности учащихся путем
устного опроса учащихся по пройденному и опережающему
материалам.
Все учащиеся активно отвечали на
поставленные вопросы и решали технологические задачи.
После проведения урока преподаватель я ознакомил
гостей
документацией,
методическими разработками, работой предметного кружка,
учебно-планирующей
стематикой и выполнением дипломных работ выпускников
центра по профессии «Зварник», а старший мастер центра с
работой учебно-производственных мастерских, тренажерным
классом подготовки сварщиков.
В ходе обмена опытом преподаватель Карловского
профессионально-технического училища №50 Лактионов
Игорь Владимирович опробовал работу на сварочном
тренажере в мастерских, а методист Шевченко Антонина
Ивановна на тренажере изготовленном учащимися
предметного кружка «Сварщик» в учебном кабинете.
Одной из форм обучения учащихся является
привлечение их в предметные кружки, а для улучшения
материально-технической базы учебных заведений выдача
творческих заданий.
Кроме учебных кабинетов и мастерских гости посетили
библиотеку центра,
учебно-методический кабинет,
столовую, спортивный и актовый залы.
Материально-техническая база и работа инженерно-
педагогических работников получили наивысшую оценку
представителей Карловского профессионально-технического
училища №50.