Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
искусство +1
Взрослым
10.05.2018
Данная методическая разработка посвящена работе концертмейстера в классе вокала ДШИ. В ней рассматривается специфика этой работы с детьми разных возрастов. Цель работы – выявить основные требования к работе концертмейстера класса вокала, выявить особенности работы с юными вокалистами. Данная работа может быть использована начинающими педагогами – концертмейстерами в работе с вокалистами.
мет раб вокал.docx
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №10»
Методическая разработка:
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В
КЛАССЕ ВОКАЛА ДШИ»
Подготовил:
концертмейстер А.В. Тагильцева
г.Брянск
2018 Содержание
1. Введение
2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ
3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала
4. Заключение 1. Введение
В последнее время работа концертмейстера не имеет столь весомого
значения в музыкальном исполнительстве, которого заслуживает на самом
значительно ответственней
деле. Несмотря на то, что порой она
педагогической: выступление солиста на сцене проходит в ансамбле с
концертмейстером, от мастерства которого в значительной мере зависит
успех этого выступления. Подвижность, скорость реакции очень важны для
профессиональной деятельности концертмейстера, который должен в
ситуации, когда солист на сцене или экзамене перепутал музыкальный текст,
не останавливая исполнение, вовремя подхватить солиста и благополучно
довести произведение до конца.
Очень важна роль концертмейстера при работе с детьми, где ему
приходится быть и аккомпаниатором, и внимательным педагогом, и чутким
психологом, а также помощником и другом. Работая в тесном контакте с
педагогом, концертмейстер может помочь ученику в овладении навыками
игры в ансамбле, умении слушать других исполнителей, также особенно
важно развить у ребенка музыкальную интуицию, исполнительское чутье и
навыки логического музыкального мышления. В реальной работе бывает
достаточно сложно добиться от ученика правильного соотношения между
содержанием произведения и техникой в исполнении. Для этого необходимы
упорство ученика, чутье педагога и концертмейстера, что поможет ученику,
преодолевая все трудности, вырасти в исполнительском мастерстве. 2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ
Одним из важных качеств концертмейстера является умение бегло читать
с листа. В учебной практике ДШИ, где часто бывают ситуации в связи
обширным репертуаром, у аккомпаниатора просто нет условий для
заучивания, а иногда даже для предварительного ознакомления с нотным
текстом.
Концертмейстеру важно уметь быстро ориентироваться в нотном тексте,
чутко и внимательно относиться к фразировке солиста, уметь сразу охватить
характер и настроение произведения. Для овладения навыками чтения с листа
есть эффективный способ прочтение музыкального материала «про себя».
Особенно важно постоянно развивать навык игры с листа. «Лучший способ
научиться быстро читать – это как можно больше читать» (И. Гофман).
Пианист, легко читающий с листа, имеет цель – художественно исполненное
произведение. Часть процесса, которая предшествует этой цели, протекает
вне его сознания. Овладение навыками игры с листа связано с развитием, как
внутреннего слуха, так и музыкального мышления, способностей
анализировать.
Важной ролью концертмейстера в рабочем процессе является игра в
ансамбле с учеником. «Аккомпанемент часто договаривает невысказанное
солистом» (Е. Шендерович). Действительно, ансамбль – это слаженная игра
солиста и аккомпаниатора: единство динамических оттенков, штрихов,
звуковой баланс. Концертмейстер во время работы с учениками создает опору
и поддержку. Он является организатором музыкального процесса и времени,
что делает его профессию схожей
профессией дирижера. Верно
расставленные звуковые и смысловые акценты в произведении, выдержанные
с
ауфтакты – такими дирижерскими навыками следует обладать для успешной
ансамблевой игры. Концертмейстеру во время игры в ансамбле следует
исходить из профессиональных и природных данных ученика. Выступление на сцене должно стать выигрышным и для одаренного, и для более слабого
воспитанника.
3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала
Одной из самых ответственных можно считать работу с вокалистами, т.к.
человеческий голос, как ни один другой инструмент богат и труден в
исполнении.
Во время работы с вокалистом концертмейстер должен понять не только
музыкальный, но и поэтический текст, ведь образное содержание вокального
произведения раскрывается как через музыку, так и через слово. Вокалист
должен уметь грамотно читать и произносить текст. Усвоить его ученику
получится легче, если он будет знать свою партию и уметь ее
сольфеджировать. Иногда возникают проблемы с пропевами, это нужно
делать строго по тексту. Концертмейстер здесь может помочь ученику.
Владение поэтическим текстом зависит от хорошей памяти ученика и
умением произносить грамотно текст. Когда вокальная строка хорошо
выучена на первый план выходят ансамблевые задачи, при этом
концертмейстер становится дирижером.
Во время разучивания с учеником программного произведения,
концертмейстер должен следить за точностью воспроизведения вокалистом
звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, правильной дикции,
осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания.
С начала работы с учащимся, концертмейстер может продемонстрировать
произведение в целом для того, чтобы ученик с первого же урока понял
замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Если
вокалист еще не обладает навыками сольфеджирования по нотам,
концертмейстер должен сыграть ему мелодию произведения на фортепиано и
попросить воспроизвести ее голосом на определенный слог, разучивая всю вокальную партию последовательно по фразам, предложениям, периодам. Для
этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала –
особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами
голосов, характерными для голосов тесситурами и т.д.
Во время работы с учеником концертмейстер должен учитывать, что от
точно найденной фортепианной звучности зависит и звучание сольной партии.
Например, грубый, тяжелый звук аккомпанемента, вызывает форсирование
звуком вокалиста, мягкое звучание фортепиано приучает солиста к
правильному звуковедению, оберегая его от «крика».
Концертмейстер должен быть полноценным партнером для вокалиста,
разделяющим все чувства в музыкальном произведении. Концертмейстерство
как чуткое понимание партнера,
предполагает такие качества,
психологическая поддержка перед выступлением и музыкальная
непосредственно на выступлении.
Заключение
Концертмейстер ДШИ – это педагог, мастерство которого глубоко
специфично. Работа профессионального концертмейстера невозможна без
артистизма, детального знакомства с различными певческими голосами.
Также необходимо обладать многосторонними знаниями и навыками по
предметам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки и анализа
музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, возрастной
психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а
также выработать свою определенную педагогическую технологию,
соответствующую требованиям современного гуманноличностного обучения.
Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.