Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Оценка 5

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
искусство +1
Взрослым
10.05.2018
Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Данная методическая разработка посвящена работе концертмейстера в классе вокала ДШИ. В ней рассматривается специфика этой работы с детьми разных возрастов. Цель работы – выявить основные требования к работе концертмейстера класса вокала, выявить особенности работы с юными вокалистами. Данная работа может быть использована начинающими педагогами – концертмейстерами в работе с вокалистами.
мет раб вокал.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств №10»  Методическая разработка:  «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ВОКАЛА ДШИ»                                                                                                                                      Подготовил:  концертмейстер А.В. Тагильцева                                                                               г.Брянск  2018 Содержание 1. Введение 2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ 3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала 4. Заключение 1. Введение              В последнее время работа концертмейстера не имеет столь весомого значения   в   музыкальном   исполнительстве,   которого   заслуживает   на   самом   значительно   ответственней деле.   Несмотря   на   то,   что   порой   она   педагогической:   выступление   солиста   на   сцене   проходит   в   ансамбле   с концертмейстером,   от   мастерства   которого   в   значительной   мере   зависит успех этого выступления. Подвижность, скорость реакции очень важны для профессиональной   деятельности   концертмейстера,   который   должен   в ситуации, когда  солист на сцене или экзамене перепутал музыкальный текст, не   останавливая   исполнение,   вовремя   подхватить   солиста   и   благополучно довести произведение до конца.              Очень   важна   роль   концертмейстера   при   работе   с   детьми,   где   ему приходится быть и аккомпаниатором, и внимательным педагогом, и чутким психологом,  а также  помощником   и другом.  Работая в тесном контакте  с педагогом,   концертмейстер   может   помочь   ученику   в   овладении   навыками игры   в   ансамбле,   умении   слушать   других   исполнителей,   также   особенно важно развить у ребенка музыкальную интуицию, исполнительское чутье и навыки   логического   музыкального   мышления.   В   реальной   работе   бывает достаточно   сложно   добиться   от   ученика   правильного   соотношения   между содержанием произведения и техникой в исполнении. Для этого необходимы упорство ученика, чутье педагога и концертмейстера, что поможет ученику, преодолевая все трудности, вырасти в исполнительском мастерстве. 2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ        Одним из важных качеств концертмейстера является умение бегло читать с   листа.   В   учебной   практике   ДШИ,   где   часто   бывают   ситуации   в   связи обширным   репертуаром,   у   аккомпаниатора   просто   нет   условий   для заучивания,   а   иногда   даже   для   предварительного   ознакомления   с   нотным текстом.         Концертмейстеру важно уметь быстро ориентироваться в нотном тексте, чутко и внимательно относиться к фразировке солиста, уметь сразу охватить характер и настроение произведения. Для овладения навыками чтения с листа есть эффективный способ ­ прочтение музыкального материала «про себя». Особенно важно постоянно развивать навык игры с листа. «Лучший способ научиться   быстро   читать   –   это   как   можно   больше   читать»   (И.   Гофман). Пианист, легко читающий с листа, имеет цель – художественно исполненное произведение. Часть процесса, которая предшествует этой цели, протекает вне его сознания. Овладение навыками игры с листа связано с развитием, как внутреннего   слуха,   так   и   музыкального   мышления,   способностей анализировать.              Важной ролью концертмейстера в рабочем процессе является игра в ансамбле   с   учеником.  «Аккомпанемент   часто   договаривает   невысказанное солистом» (Е. Шендерович). Действительно, ансамбль  –  это слаженная игра солиста   и   аккомпаниатора:   единство   динамических   оттенков,   штрихов, звуковой баланс. Концертмейстер во время работы с учениками создает опору и поддержку. Он является организатором музыкального процесса и времени, что   делает   его   профессию   схожей     профессией   дирижера.   Верно расставленные звуковые и смысловые акценты в произведении, выдержанные   с   ауфтакты – такими дирижерскими навыками следует обладать для успешной ансамблевой   игры.   Концертмейстеру   во   время   игры   в   ансамбле     следует исходить из профессиональных и природных данных ученика. Выступление на сцене   должно   стать   выигрышным   и   для   одаренного,   и   для   более   слабого воспитанника. 3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала       Одной из самых ответственных можно считать  работу с вокалистами, т.к. человеческий   голос,   как   ни   один   другой   инструмент   богат   и   труден   в исполнении.       Во время работы с вокалистом концертмейстер должен понять не только музыкальный, но и поэтический текст, ведь образное содержание вокального произведения раскрывается как через музыку, так и через слово. Вокалист должен   уметь   грамотно   читать   и   произносить   текст.   Усвоить   его   ученику получится   легче,   если   он   будет   знать   свою   партию   и   уметь   ее сольфеджировать.   Иногда   возникают   проблемы   с   пропевами,   это   нужно делать строго по тексту. Концертмейстер здесь может помочь ученику.          Владение поэтическим текстом зависит от хорошей памяти ученика и умением   произносить   грамотно   текст.   Когда   вокальная   строка   хорошо выучена   на   первый   план   выходят   ансамблевые   задачи,   при   этом концертмейстер становится дирижером.             Во   время   разучивания   с   учеником   программного   произведения, концертмейстер должен следить за точностью воспроизведения вокалистом звуковысотного   и   ритмического   рисунка   мелодии,   правильной   дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания.         С начала работы с учащимся, концертмейстер может продемонстрировать произведение   в   целом   для   того,   чтобы   ученик   с   первого   же   урока   понял замысел   композитора,   основной   характер,   развитие,   кульминацию.   Если вокалист   еще   не   обладает   навыками   сольфеджирования   по   нотам, концертмейстер должен сыграть ему мелодию произведения на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом на определенный слог, разучивая всю вокальную партию последовательно по фразам, предложениям, периодам. Для этого   концертмейстер   должен   быть   знаком   с   основами   вокала   – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами и т.д.        Во время работы с учеником концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности зависит и звучание сольной партии. Например,  грубый,   тяжелый   звук   аккомпанемента,  вызывает   форсирование звуком   вокалиста,   мягкое   звучание   фортепиано   приучает   солиста   к правильному звуковедению, оберегая его от «крика».            Концертмейстер должен быть полноценным партнером для вокалиста, разделяющим все чувства в музыкальном произведении. Концертмейстерство   как   чуткое   понимание   партнера, предполагает   такие   качества, психологическая   поддержка   перед   выступлением   и   музыкальная непосредственно на выступлении.  Заключение           Концертмейстер   ДШИ   –   это   педагог,   мастерство   которого   глубоко специфично.   Работа   профессионального   концертмейстера   невозможна   без артистизма,   детального   знакомства   с   различными   певческими   голосами. Также   необходимо   обладать   многосторонними   знаниями   и   навыками   по предметам   гармонии,   сольфеджио,   полифонии,   истории   музыки   и   анализа музыкальных   произведений,   вокальной   и   хоровой   литературы,   возрастной психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а также   выработать   свою   определенную   педагогическую   технологию, соответствующую требованиям современного гуманно­личностного обучения.

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"

Методическая разработка на тему: "Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018