Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Оценка 4.7

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
04.03.2018
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
современные.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Ямненская основная общеобразовательная школа» дошкольное образование. Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ». Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Разработана Воспитатель Анисимова П.А. Ямное 2017 год. Содержание Введение I.Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников II. Познавательные формы взаимодействия с родителями III. Досуговые формы взаимодействия с родителями IV. Наглядно­информационные формы взаимодействия с родителями V. Информационно­аналитических форм организации взаимодействия с  родителями VI. Письменные формы взаимодействия с родителями Заключение Введение «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце   из   окружающего   мира   –   от   этого   в решающей   степени   зависит,   каким   человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение  психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку,  безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для  человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребенка ­ это ещё и источник общественного опыта. Здесь он  находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И  если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту  проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит  идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все  остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их  воспитательную деятельность. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями  неоспоримы и многочисленны. Во­первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и  родителей на совместную работу по воспитанию детей. Во­вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно  поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника  и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению  эффективности педагогического процесса. В­третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в  дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое  они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за  воспитание ребенка. В­четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и  развития ребенка в ДОУ и семье. I. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями  воспитанников При организации совместной работы дошкольного образовательного  учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать  основные принципы:  открытость детского сада для семьи (каждому родителю  обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается  его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые  подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;    диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании  ребенка. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально  помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и  обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:  развитие интересов и потребностей ребенка;  распределение обязанностей и ответственности между родителями в  постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;  поддержка открытости во взаимоотношениях между разными  поколениями в семье; выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;   понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. Данная цель реализуется через следующие задачи: воспитание уважения к детству и родительству; взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;    повышение и содействие общей культуры семьи и психолого­ педагогической компетентности родителей;  оказание практической и теоретической помощи родителям  воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и  формирование умений и навыков практической работы с детьми;  использование с родителями различных форм сотрудничества и  совместного творчества, исходя из индивидуально­ дифференцированного подхода к семьям. Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов. 1. 2. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных  отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. 3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и  правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации,  которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и  интересными для них. 4.Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.  5.Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.  На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются  формы сотрудничества. Все формы с родителями подразделяются на  коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно­ информационные; традиционные и нетрадиционные.  Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или  большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия  педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно­информационные ­ играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с  семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. К таким формам можно отнести  педагогическое просвещение родителей. Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей  пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление  неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому  саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой  для себя обстановке, сближаются с педагогами. . II. Познавательные формы взаимодействия с родителями Доминирующую роль среди форм общения педагог ­ родители по сей день  продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. По­прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные  коллективные формы общения: Общее родительское собрание ДОУ. Его цель ­ координация действий  родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам  образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы  с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем  воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей. Родительская конференция ­ одна из форм повышения педагогической  культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не  только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги,  работники районного отдела образования, представители медицинской службы,  учителя, педагоги­психологи и т.д. Тематические консультации организуются с целью ответить на все  вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям  воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и  специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его  психики, обучению грамоте и др. Групповые собрания родителей — это форма организованного  ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей  определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы). Рекомендуется проводить 3­4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч.  Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш  ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий  родителей.  «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием  специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа  родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать  администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для  осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья  воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и  проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета  выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в  улучшении пребывания детей в ДОУ. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со  структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие  элементы беседы с родителями. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились  принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним  относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ  от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно  рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение  родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле  Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед  необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К  таким «старым формам на новый лад» можно отнести: «Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое  распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть  стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность  детей и педагогов. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами  поучаствовать в играх, занятиях и т.д. Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в  соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы  ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ,  программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах. Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление  между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами  значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют  возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Исследовательско­проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а  конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения  участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со  всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать:  «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?» Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы  обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.  Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком,  постигает новые истины.  Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе,  ДОУ ­ ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно –  развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу  теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. К группе познавательных ­ относятся и индивидуальные  формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с  родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с  родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с  детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной  помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных  форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть  включена в собрание, посещение семьи. Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его  близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его  близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и  интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители  получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют  возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы  относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с  условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и  нравами семьи. Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки  к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а  проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать  квалифицированный совет. III. Досуговые формы взаимодействия с родителями Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые  неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более  доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам  проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной  группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких  традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года»,  «Рождественские забавы», «Масленица»,«Праздник мам», «Лучший папа», «Папа,  мама, я — дружная семья», «Праздник урожая», вечер взаимодействия «Как мы  весну встречали». Не обойтись и без спортивных развлечений таких как  «Зарничка», семейные Олимпийские игры Такие вечера помогают создать  эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут  выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении  сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах  и рассказывать интересные истории и т.д. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки,  как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и  детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и  родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).  Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия» IV. Наглядно­информационные формы взаимодействия с родителями. Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления  родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов,  пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть  деятельность воспитателя. Наглядно­информационные формы условно разделены на две подгруппы: 1. информационно­ознакомительной — является ознакомление  родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с  педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных  мнений о работе дошкольного учреждения. 2. информационно­просветительской — близки к задачам  познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об  особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика  заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а  опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были  выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными  формами.  Главная задача данных форм работы ­ познакомить родителей с условиями,  задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и  способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада,  оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:   записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности,  режимных моментов, занятий;  фотографии,   выставки детских работ, стенды, ширмы, папки­передвижки. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды  наглядности:  натурная,  изобразительная,   информационная. словесно­образная, Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и  оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная  для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий,  ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы­пособия для  родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на  две части:  материалы информационного характера: правила для родителей,  распорядок дня, объявления различного характера;  материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и  семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию  детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Выставки, вернисажи детских работ. Их цель ­ демонстрируя родителям  важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки,  самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.). Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:  информацию о дополнительных занятиях с детьми  объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;  просьбы о помощи;  благодарность добровольным помощникам и т.д. Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного  (грамотного) по выполнению каких либо действий. Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы  наши дети не болели», «Безопасный Новый год» и т.д. Папка дается во временное  пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки­ передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие  вопросы, выслушать предложения и т.д. . Видеофильмы. Создаются по определенной тематике. V. Информационно­аналитических форм организации взаимодействия с  родителями Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который  используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения  образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами,  для согласования воспитательных воздействий на ребенка Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом  определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой  семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к  родителям во время проведения совместных мероприятий. VI. Письменные формы взаимодействия с родителями Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование  письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные  формы общения? Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей  мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите  обсудить какой­либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам  помогут некоторые формы письменного общения. Брошюры.  Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры  могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно  обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в  программе и др. Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который  информирует родителей о собраниях на день и др. Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки  со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей. Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с  семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных  контактов. Заключение За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания  подрастающего поколения: семейное и общественное. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,  формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018