Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
04.03.2018
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
современные.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ямненская основная общеобразовательная школа»
дошкольное образование.
Методическая разработка на тему:
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса,
оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Разработана
Воспитатель Анисимова П.А. Ямное
2017 год.
Содержание
Введение
I.Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
II. Познавательные формы взаимодействия с родителями
III. Досуговые формы взаимодействия с родителями
IV. Наглядноинформационные формы взаимодействия с родителями
V. Информационноаналитических форм организации взаимодействия с
родителями
VI. Письменные формы взаимодействия с родителями
Заключение
Введение
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение
психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку,
безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для
человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка это ещё и источник общественного опыта. Здесь он
находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту
проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая
философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит
идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все
остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их
воспитательную деятельность.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями
неоспоримы и многочисленны.
Вопервых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и
родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Вовторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно
поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника
и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению
эффективности педагогического процесса. Втретьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в
дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое
они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за
воспитание ребенка.
Вчетвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и
развития ребенка в ДОУ и семье.
I. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников
При организации совместной работы дошкольного образовательного
учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать
основные принципы:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю
обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается
его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании
ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально
помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и
обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
развитие интересов и потребностей ребенка;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в
постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными
поколениями в семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к
нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого
педагогической компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям
воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и
формирование умений и навыков практической работы с детьми;
использование с родителями различных форм сотрудничества и
совместного творчества, исходя из индивидуально
дифференцированного подхода к семьям.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов. 1.
2.
Продумывание содержания и форм работы с родителями.
Установление между воспитателями и родителями доброжелательных
отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
3.
Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и
правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации,
которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и
интересными для них.
4.Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
5.Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.
На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются
формы сотрудничества.
Все формы с родителями подразделяются на
коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно
информационные;
традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или
большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия
педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с
родителями воспитанников.
Наглядноинформационные играют роль опосредованного общения между
педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с
семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это
формы работы проверенные временем. К таким формам можно отнести
педагогическое просвещение родителей.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей
пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление
неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому
саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой
для себя обстановке, сближаются с педагогами.
.
II. Познавательные формы взаимодействия с родителями
Доминирующую роль среди форм общения педагог родители по сей день
продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений.
Попрежнему в этой группе лидируют следующие традиционные
коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ. Его цель координация действий
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам
образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы
с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем
воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция одна из форм повышения педагогической
культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не
только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги,
работники районного отдела образования, представители медицинской службы,
учителя, педагогипсихологи и т.д.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все
вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям
воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и
специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его
психики, обучению грамоте и др.
Групповые собрания родителей — это форма организованного
ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей
определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы
жизнедеятельности группы).
Рекомендуется проводить 34 собрания в год продолжительностью 1,5 ч.
Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш
ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий
родителей.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием
специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа
родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать
администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для
осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья
воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и
проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета
выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в
улучшении пребывания детей в ДОУ.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со
структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие
элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились
принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним
относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ
от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно
рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение
родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле
Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед
необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К
таким «старым формам на новый лад» можно отнести:
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое
распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть
стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность
детей и педагогов. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами
поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в
соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы
ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ,
программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о
содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление
между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами
значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют
возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Исследовательскопроектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В
процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а
конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения
участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со
всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать:
«Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку
различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы
обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком,
постигает новые истины.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе,
ДОУ ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно –
развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу
теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
К группе познавательных относятся и индивидуальные
формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с
родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с
родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с
детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного
взаимодействия с ребенком.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной
помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных
форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть
включена в собрание, посещение семьи.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его
близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его
близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и
интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители
получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют
возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы
относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с
условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и
нравами семьи.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки
к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а
проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать
квалифицированный совет.
III. Досуговые формы взаимодействия с родителями
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам
проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной
группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких
традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года»,
«Рождественские забавы», «Масленица»,«Праздник мам», «Лучший папа», «Папа,
мама, я — дружная семья», «Праздник урожая», вечер взаимодействия «Как мы
весну встречали». Не обойтись и без спортивных развлечений таких как
«Зарничка», семейные Олимпийские игры Такие вечера помогают создать
эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут
выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении
сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах
и рассказывать интересные истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки,
как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и
детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и
родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни
группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных
вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»
IV. Наглядноинформационные формы взаимодействия с родителями.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления
родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов,
пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть
деятельность воспитателя.
Наглядноинформационные формы условно разделены на две подгруппы:
1.
информационноознакомительной — является ознакомление
родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с
педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных
мнений о работе дошкольного учреждения.
2.
информационнопросветительской — близки к задачам
познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об
особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика
заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а
опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были
выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными
формами.
Главная задача данных форм работы познакомить родителей с условиями,
задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и
способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада,
оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
видеофрагменты организации различных видов деятельности,
режимных моментов, занятий;
фотографии,
выставки детских работ,
стенды, ширмы, папкипередвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды
наглядности:
натурная,
изобразительная,
информационная.
словеснообразная,
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и
оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная
для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий,
ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалыпособия для
родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на
две части:
материалы информационного характера: правила для родителей,
распорядок дня, объявления различного характера;
материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и
семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию
детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают,
какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель демонстрируя родителям
важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки,
самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
информацию о дополнительных занятиях с детьми
объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного
(грамотного) по выполнению каких либо действий.
Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы
наши дети не болели», «Безопасный Новый год» и т.д. Папка дается во временное
пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки
передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие
вопросы, выслушать предложения и т.д.
.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике.
V. Информационноаналитических форм организации взаимодействия с
родителями
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который
используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения
образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами,
для согласования воспитательных воздействий на ребенка
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом
определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком.
Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой
семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к
родителям во время проведения совместных мероприятий.
VI. Письменные формы взаимодействия с родителями
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование
письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные
формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей
мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите
обсудить какойлибо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам
помогут некоторые формы письменного общения.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры
могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут
обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно
обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в
программе и др.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который
информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки
со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с
группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с
семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных
контактов.
Заключение
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения: семейное и общественное.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,
формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление
и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Методическая разработка на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.