МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

Оценка 4.9
Раздаточные материалы +2
docx
география +1
6 кл—9 кл
08.08.2017
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»
Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и географии. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
закрытые моря.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ» Ц е л и: показать, что Россия – географически закрытая страна; развивать умение   слушать   лекцию   и   делать   записи;   закреплять   навыки   работы   с географическими   картами,   умения   описывать   особенности   природы   морей России, выполнять измерения, делать выводы. Формы   организации  учебной   деятельности:  лекция;   работа   в   парах; выполнение практической работы. Л е к ц и я. ПЛАН 1. Ведущие в никуда: внутренние моря. 2. Выводящие ниоткуда: дальние моря Дальнего Востока. 3. Неприступные моря Северного Ледовитого океана. С о д е р ж а н и е   л е к ц и и. 1. Ведущие в никуда: внутренние моря Моря, которые  охватывают  нашу  территорию  с запада, – Балтийское  и Черное. Это внутренние моря. Конечно, они издавна давали нам возможность общения с ближайшими соседями. Но уже с XVI в. крупным державам стал необходим   выход   на   оперативный   простор   океана   для   свободного межконтинентального   плавания.   Для   того   же,   чтобы   судам   нашего Балтийского флота выйти в океанические воды, им приходится проходить всю Балтику, потом, как между Сциллой и Харибдой, проплывать под мордой скандинавского льва и над торчащим из воды рифом датской Ютландии. Но это еще не все: корабли попадают не в океан, а только в Северное море. Выход оттуда как на юг, так и на север требует осторожного обращения с другим   купающимся   львом   –   британским.   Подобные   плавания   и   долги,   и накладны, и политически стеснительны. А уж в стратегическом отношении... Более   того,   Россия   теперь   и   толкового   выхода   к   самому   Балтийскому морю   не   имеет.   Наш   главный   балтийский   порт   Петербург   лежит   в замерзающем Финском заливе, внутреннем заливе внутреннего моря. А другой порт – Калининград – оторван от основной российской территории. Черное   море.  Нет   нужды   повторять   о   нем   то   же   самое,   что   сказано   о Балтике. Карта обо всем говорит. Ситуация здесь еще стесненнее для нашего флота, ведь Босфор и Дарданеллы куда эже, чем Каттегат и Скагеррак. Я уже молчу о контролируемом Великобританией Гибралтаре. Россия столетиями боролась   за   Босфор.   Сколько   копий   было   сломано,   сколько   мачт...   Нет, Черное   море   –  это   неплохой   садок   для   рыбной   ловли   местного   значения, привлекательный   бассейн   для   неизбалованных   теплыми   ваннами   наших купальщиков,   но   оно   не   идет   ни   в   какое   сравнение,   например,   с Атлантическим фасадом Америки или Бискайским берегом Франции. 2. Выводящие ниоткуда: дальние моря Дальнего Востока Посмотрите, как далеко отстоят они от наших центральных районов (вдвое дальше, чем Западное побережье США от Восточного). Чтобы страна могла пользоваться портами на Востоке (недаром его называют «Дальний Восток») – какой пробег должны мы совершать! Карабкаться через забайкальский горный амфитеатр!   (Карабкаемся,   конечно:   туда   идет   Транссибирская   железная дорога. Недавно построили еще одну – БАМ.) Но все же те порты слишком удалены, они «ниоткуда». Кроме того, лучший портовый район Владивосток– Находка   тоже   лежит   во   внутреннем   море   –   Японском.   Японские   острова словно   заслоняют   Владивосток   от   океана.   А   потом   бухта,   где   стоит Владивосток, замерзает, несмотря на то, что это широта Рима, так как ветры зимой дуют здесь с холодного континента. Как   и   на   западе,   на   востоке   Россия   длительное   время   стремилась   к получению   выхода   к   незамерзающим   портам.   На   рубеже   XIX–XX   веков Россия арендовала у Китая площадки на Желтом море, где возвела порты Дальний   и   Порт­Артур.   Но   Желтое   море   не   послужило   России   и   10   лет. Япония нанесла по ним военный удар, который Россия, слишком далекая от них, не смогла отразить. В Охотском и Беринговом морях – условия судоходства еще хуже. 3. Неприступные моря Северного Ледовитого океана Несмотря на то, что в Беринговом море течение гоняет льды, у берегов они все   же   образуются.   А   в   Северном   Ледовитом   океане   множество   мест постоянно заперто льдом. Вы спросите: – Столько морей, и все они мертвы для судоходства? –   Отвечу   так:   не   совсем.   Летом   с   ледоколами   здесь   по   Северному морскому пути проходят караваны. Моря   Севморпути   до   последнего   времени   использовались   только   для внутреннего судоходства: грузы доставлялись в устья сибирских рек. Лишь недавно   Севморпуть   был   открыт   для   иностранных   судов.   Но   судоходство требует здесь таких неимоверных затрат, что мы можем по­прежнему считать свой северный фасад в принципе закрытым. Из морей Северного Ледовитого океана мы с вами сделаем исключение только для двух. Это западные моря; Белое (полувнутреннее. Восточная часть акватории Белого моря может рассматриваться как внешняя.) и Баренцево. Сюда   затекают   конечные   отголоски   Гольфстрима,   поэтому   Белое   море замерзает ненадолго, а Баренцево у побережий не замерзает вообще. На Белом море стоит самый старый русский порт, бывший до XVIII века единственным,   Архангельск.   Но   примечательнее   Мурманск   на   Баренцевом море   –   единственный   наш   незамерзающий   порт   во   внешнем   море.   Это, пожалуй, сегодня самое перспективное наше морское окно во внешний мир. Но какой ценой оно прорублено! Город с полумиллионным населением стоит в Заполярье, и сотни тысяч человек каждую зиму погружаются в полярную ночь. – Мурманск очень удален от районов добычи угля и нефти, необходимых для   бункеровки   судов.   Поэтому   мы   вынуждены   арендовать   у   Норвегии угольные   копи,   лежащие   на   принадлежащих   ей   островах   Шпицберген   на севере   Баренцева   моря.   Так   что   и   мурманская   наша   отдушина   не   вполне свободна от решетки.  П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а  (1­й вариант): Учащиеся определяют природу   морей,   их   навигационный   режим;   вычерчивают   основные   морских транспортные магистрали. ПЛАН 1) Знакомство со статусом акваторий. 2) Работа на контурной карте: нанесение морей, омывающих Россию, их ресурсов, видов хозяйственной деятельности в этих морях. 3)   Создание   условий   для   формирования   личностного   отношения   к сохранению богатств Мирового океана. Ц е л ь: обратить внимание школьников на размеры акваторий, которыми Россия   либо   владеет,   либо   имеет   суверенные   права   на   использование   их ресурсов;   показать   богатства   морей   России   и   возможные   пути   их использования. Н е о б х о д и м ы е  с в е д е н и я  для выполнения практической работы На доске в столбик выписаны: длина береговой линии России (37 653 км) и акватории   с   различным   статусом.   Можно   посчитать   примерную   площадь территориальных вод, экономической зоны, зоны континентального шельфа, сделав поправку на изгибы береговой линии.  Территориальные воды (от берега на 22,2 км, или 12 морских миль). Экономическая   зона   (от   берега   на   370   км,   или   200   морских   миль),   в которой   государство   осуществляет   свои   суверенные   права   на   разведку, разработку и охрану природных ресурсов на дне, в недрах и водах этой части Мирового океана. Зона   континентального   шельфа  (от  берега  на 650  км, или  350 морских миль),   в   которой   государство   осуществляет   свои   суверенные   права   на разведку   и   разработку   полезных   ископаемых.   Участки   континентального шельфа могут предоставляться физическим и юридическим лицам. И Н С Т Р У К Ц И Я  ПО ИЗМЕРЕНИЮ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ Иногда   для   измерения   извилистых   линий   пользуются   специальным прибором – курвиметром. Маленькое измерительное колесико прибора катят по   линии,   а   связанная   с   колесиком   стрелка   накручивает   метраж.   Но   мы сделаем   проще.   Вы   измерите   берега   циркулем­измерителем.   Установите между иглами циркуля такое расстояние, чтобы оно соответствовало какому­ нибудь круглому количеству километров (100, 200, 300...) в масштабе карт, которые вы выберете для измерений. А теперь обходите циркулем побережья, считая   количество   шагов.   Конечно,   вы   не   сможете   учесть   все   небольшие изгибы побережья. Но, поскольку примерно одинаковые ошибки возникнут при измерении берегов каждой страны, ваши данные можно будет считать пригодными для сопоставления. Для промеров лучше выбрать карты в такой проекции, где искажения расстояний невелики.  В   ы   в   о   д.   По   обеспеченности   морскими   границами   Россия   неплохо смотрится на мировом фоне!  Но один количественный признак – это еще не основание для выводов. За цифрами берегового километража лежат реальные побережья с их камнями и мелями, с их географическим положением. И все это нужно учитывать при сравнении.   На   первый   взгляд,   наши   моря   прекрасно   расположены – охватывают территорию с трех сторон: с запада, севера и востока. Тогда как территорию Германии – только с одной.  З а д а н и е для работы на контурной карте: 1) подписать моря, омывающие территорию России; 2) обозначить трассу Северного морского пути; 3)   условными   знаками   нанести   возможные   виды   использования   морей, омывающих территорию России; 4) условным знаком указать акватории с неблагоприятной экологической обстановкой. Выполнив задания, можно сделать обзор отдельно: 1) по морям Северного Ледовитого океана; 2) по морям Тихого океана; 3) по Балтийскому морю; 4) по Черному и Азовскому морям; 5) по Каспийскому морю. Желательно   познакомить   школьников   с   проблемой   делимитации Каспийского моря. Использование морей – исследовательские работы, связанные с метеорологией, климатологией, гляциологией, океанографией, мореплаванием и т. д.; – транспортировка грузов; –   развитие   ветровой   и   приливной   энергетики,   в   том   числе   и   с   целью использования   ее   для   извлечения   ряда   химических   элементов   из   морской воды; –  нефте­  и   газоразработки   на  шельфе   Баренцева   моря   и  у  Сахалина;  в будущем – добыча на дне океана железомарганцевых конкреций; на побережье Балтийского моря в Калининградской области – добыча янтаря; –   разведение   морской   капусты   на   искусственном   грунте   в   Баренцевом море, мидий в Белом море, рыбы и морепродуктов (моллюсков, водорослей и др.) в Японском море; – создание морских заповедников и заказников на островах Земли Франца­ Иосифа, Северной Земли; –   развитие   рекреационного   хозяйства,   спортивной   деятельности,   в   том числе экстремального туризма (путешествия к Северному полюсу, по морям Арктики, Тихого океана). Важно обратить внимание учащихся на экологические проблемы морей: перелов   рыбы   и   морепродуктов,   повышенный   радиационный   фон   в европейском секторе Арктики, захоронение радиоактивных отходов на Новой Земле,   сложная   ситуация   в   Кольском   заливе,   в   который   сбрасывали промышленные   стоки   44  предприятия   и   др.  Очень   сложная   экологическая ситуация   в   Финском   заливе,   Азовском   море,   окрестностях   Туапсе   и Новороссийска. Значками на контурной карте можно отметить заповедники в Арктическом бассейне: Кандалакшский, «7 островов» в Баренцевом море, Усть­Ленский на побережье моря Лаптевых, «Остров Врангеля», заповедник в заливе Петра Великого  Японского  моря (Дальневосточный   морской), национальный   парк «Куршская коса» на побережье Балтийского моря. П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а (2­й вариант). Учащиеся анализируют небольшой объем информации: либо «специализацию» одного моря, либо один вид возможного использования морей.  Такое задание можно дать на дом, чтобы найти нужные сведения, но можно и на уроке раздать учащимся необходимый материал для работы.  Р а б о т а  в  п а р а х. Каждая пара учащихся изучает одно из 13 морей, остальные будут специалистами по различным видам использования морей. В ходе   обсуждения   на   доске   заполняется   таблица,   а   школьники   условными знаками наносят информацию из таблицы на свою контурную карту. Одному из учащихся можно поручить приготовить сообщение о проблемах разграничения Каспийского моря. На уроке будет интересно услышать о впечатлениях ребят, побывавших на берегу   моря.   (Бывали   ли   вы   на   российских   морях?   Каковы   ваши впечатления?   Если   бы   представилась   возможность,   на   каком   из российских морей вы бы хотели побывать в первую очередь? Почему?) Можно провести   о п р о с на тему «На берегу какого моря побывало больше всего ребят из нашего класса?». Почему именно это море – самое посещаемое? Использование морских богатств России Океан Море 1 2 Северн ый  Ледовит ый Белое, Баренцево Карское Лаптевых Восточно­ Сибирское Чукотское Тихий Берингово Охотское Японское Балтийское Азовское Черное Каспийское Атлан­ тически й Развитие морского  транспор та 3 + + + + + + + + + + + + Добыч а мореп родук тов 4 + + + + + + + Добыча полезных ископаем ых 5 + в будущ. + в будущ. в будущ. + Т е с т Исполь­ зование воды  и ветра Место отдыха, туризма  и занятий спортом Проведе ние науч. исследов аний Заповед ные террито рии 6 + в будущ. 7 + + + + + + + + 9 + + + + + + + 8 + + + + ­h + + + + + + + 1.   Сухопутные   границы   России   по   сравнению   с   морскими   имеют протяжённость: а) большую; б) такую же;  в) меньшую. 2.  Моря   Северного   Ледовитого   океана   по   сравнению   с   морями   Тихого океана:  а) более глубокие; б) такие же по глубине; в) менее глубокие. 3.   Соленость   морей   Тихого   океана   по   сравнению   с   морями   Северного Ледовитого океана: а) выше; б) такая же; в) ниже. 4. Суровость климата и ледовитость морей Северного Ледовитого океана нарастают в направлении: а) с севера на юг;  б) с запада на восток;  в) с востока на запад. 5. Расположите моря Северного Ледовитого океана по мере уменьшения суровости их климата и ледового состояния: а) море Лаптевых;  б) Баренцево море;  в) Карское море. 6. Конечными портами Северного Морского пути являются: а) Мурманск и Санкт­Петербург;  б) Санкт­Петербург и Владивосток; в) Владивосток и Мурманск. 7.   Эти   моря   принадлежат   одному   океану.   Площади   их   примерно одинаковые.   Одно   достигает   такой   глубины,   что   в   него     почти   до   самых вершин   могли   бы   погрузиться   Карпатские   горы,  а   другое   замочило   бы   их подошвы. На протяжении тысячелетий берега их испытывали колебания, связь с солёным океаном то прекращалась, то восстанавливалась. Оба моря далеко вдаются в сушу. Какие это моря?  8. Эти моря соединены между собой проливом. Одно глубокое, а другое мелкое. Площадь одного в 11 раз меньше площади другого. У одного моря на глубине свыше 200 м жизнь отсутствует, у другого обитаема вся толща воды. Какие это моря? Каким образом попасть из одного в другое? 9.   Пролив   соединяет   эти   моря.   Одно   из   них   окраинное,   второе   – внутреннее. Средняя глубина первого в 2–3 раза больше второго. Первое море расположено значительно севернее второго, зимой его юго­западная часть не замерзает. Второе с ноября по май покрыто дрейфующими льдами, а в бухтах и у берегов замерзает совсем. Почему? Назовите эти моря.  10. Эти моря принадлежат к бассейнам разных океанов, но омывают одни и те же части света. Площадь одного в 4 раза больше, чем другого. Большую часть года эти моря покрыты плавучими льдами, а зимой – почти сплошным ледяным   покровом.   Назовите   эти   моря.   К   бассейнам   каких   океанов   они принадлежат? Какой пролив их  соединяет. КОД К ТЕСТУ 1. в.   2. в.   3. а.    4. б.   5. в, а.   6. б. 7.   Чёрное   и   Балтийское   моря.   Оба   принадлежат   к   бассейну Атлантического океана. 8. Азовское и Чёрное моря. Через Керченский пролив. 9.   Баренцево   и   Белое   моря.   Баренцево   море   находится   под   влиянием тёплого Северо­Атлантического течения. Поэтому его юго­западная часть не замерзает.  10. Берингово море Тихого океана, Чукотское море Северного Ледовитого  океана. Беренгов пролив.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ЗАКРЫТЫЕ МОРЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017