Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
администрации
Взрослым
19.02.2018
В настоящее время в связи с происходящими изменениями в стране, переоценкой ценностей у многих молодых людей отмечается снижение интереса к обучению, среди них много слабоподготовленных, детей из неблагополучных семей.
В связи с этим перед педагогами СПО ставятся задачи поиска новых форм обучения, способствующих развитию интереса к обучению и получаемой профессии, помогающие слабым учиться, обрести уверенность в себе.
Необходима такая организация учебного процесса, при которой каждый урок стал бы интересным, студенты научились приобретать знания самостоятельно, у них появилась бы возможность проявить себя, найти применение своим способностям.
Особенно это касается изучения дисциплин общепрофессионального цикла, в частности экономических дисциплин.Методическая разработка по нетрадиционным формам уроков
Методичка Нетрадиционные формы проведения уроков по экон.дисц..doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЯТИГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ТОРГОВЛИ, ТЕХНОЛОГИЙ И
СЕРВИСА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ
ДИСЦИПЛИНАМ»
Организатор:
преподаватель
экономических дисциплин,
Иванова М.Д.
Методическое
сопровождение:
методист –
Саркисян Л.А. 2017
РАССМОТРЕНО
на заседании П(Ц)К
«Учетноэкономических и юридических дисциплин»
Протокол № 1 от «28» августа 2017 года
Председатель _______________ Т.К. Жидкова
Составитель: Иванова М.Д. – ГБПОУ ПТТТиС, преподаватель
экономических дисциплин;
Методическое сопровождение: Саркисян Л.А. – ГБПОУ ПТТТиС,
методист.
2 3 «ЛЕБЕДЯНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Школа педагогического мастерства
«Формы проведения уроков»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Традиционные и нетрадиционные формы проведения уроков
Особенности нетрадиционных уроков
Урокэкскурсия
Урокдискуссия
Урокконсультация
Уроксоревнование
Урок с дидактической игрой
Урокделовая игра
Урок ролевая игра
Урок исследование
Бинарный урок
Урок взаимообучения
Заключение
Список литературы
Приложение
4
5
5
7
9
10
11
12
13
15
17
18
20
22
23
4
ВВЕДЕНИЕ Учение может стать для детей
интересным, увлекательным
делом, если оно озаряется
ярким светом мысли, чувств,
творчества, красоты и игры.
В.А. Сухомлинский
Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в
системе среднего профессионального образования, подготовке подрастающего
поколения к жизни в новых социальных условиях, формах хозяйствования. Сегодня
в России нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать
нестандартные решения.
В настоящее время в связи с происходящими изменениями в стране,
переоценкой ценностей у многих молодых людей отмечается снижение интереса к
обучению, среди них много слабоподготовленных, детей из неблагополучных семей.
В связи с этим перед педагогами СПО ставятся задачи поиска новых форм
обучения, способствующих развитию интереса к обучению и получаемой профессии,
помогающие слабым учиться, обрести уверенность в себе.
частности экономических дисциплин.
Необходима такая организация учебного процесса, при которой каждый урок
стал бы интересным, студенты научились приобретать знания самостоятельно, у них
появилась бы возможность проявить себя, найти применение своим способностям.
Особенно это касается изучения дисциплин общепрофессионального цикла, в
5 Традиционные и нетрадиционные формы проведения уроков
В современном образовательном процессе основной организационной формой
передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может проводиться
в традиционной и нетрадиционной форме.
При традиционной форме
обучающийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть
свои плюсы и минусы (табл. 1).
Таблица 1
Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения
Положительные стороны
Систематичность обучения
Упорядоченная,
логически
правильная подача учебного
материала
Организационная четкость
Постоянное
эмоциональное
воздействие личности педагога
Оптимальные затраты ресурсов
при массовом обучении
Отрицательные стороны
Шаблонное построение, однообразие
Нерациональное распределение времени урока. На уроке
обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в
материале, а достижение высоких уровней предполагается
за счет домашних заданий
Отсутствие самостоятельности
Слабая речевая деятельность обучающихся, пассивное
поведение в целом
Слабая обратная связь
Усредненный подход
Отсутствие индивидуального обучения
Особенности нетрадиционных уроков
Современные педагоги постоянно ищут
формы «оживления»
процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех
обучающихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту
запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
новые
Нетрадиционные уроки это занятия, которые аккумулируют методы и приемы
различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога
и обучающихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с
целью повышения эффективности учебновоспитательного процесса.
Признаки нетрадиционного занятия:
присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
кроме программного, используется и внепрограммный материал;
организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального
оформления;
в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные
технологии, мультимедийное оборудование;
дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться
в атмосфере творческого поиска;
требует серьезной предварительной подготовки.
Конечно, весь учебный процесс переводить на «нетрадиционные рельсы» не нужно.
Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения по
экономическим дисциплинам, но разнообразить учебный процесс нестандартными
занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность
обучающихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А
6
при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет
являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную
подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы обучающихся.
Творческие принципы нетрадиционных уроков по экономическим дисциплинам:
в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и
формализма;
необходимо максимально вовлечь обучающихся в активную деятельность на уроке;
основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а
занимательность и увлеченность;
важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
нужно развивать отношения взаимопонимания со студентами;
педагог должен уважительно относиться не только к знанию обучающихся, но и к
незнанию, так как они еще не достаточно владеют экономическими терминами,
информацией;
необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как
формирующий.
Форм нетрадиционных уроков по экономическим дисциплинам много.
Выделим следующие виды нетрадиционных уроков:
урокиэкскурсии;
урокиигры (деловые, ролевые, как часть деловых);
урокидискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
бинарные уроки;
урокиисследования;
уроки взаимообучения;
урокисоревнования (викторины, конкурсы).
Результаты многочисленных исследований показывают, что наиболее эффективен не
традиционный урок, а комбинирование различных форм проведения уроков: практических
занятий, самостоятельной работы обучающихся и т.д. Использование в своей работе только
традиционных форм проведения уроков снижает возможность педагога самореализоваться.
В нетрадиционном уроке должны быть учтены:
комплекс учебновоспитательных и развивающихся целей,
актуализация и мотивация учебнопроизводственной деятельности,
методы организации,
дидактические средства обучения,
формы обучения и контроля,
активность обучающихся.
К уроку с нетрадиционной формой проведения предъявляются следующие
требования:
оригинальность проведения,
ясность целей и поэтапность их достижения,
широкое использование дидактических средств обучения,
высокая активность обучающихся,
возможность объективной оценки педагогом и самооценка студентами.
Подготовка и проведение урока по экономическим дисциплинам
с
нетрадиционной формой состоят из нескольких этапов:
1. Написание сценария с определением темы, типа, вида урока, целей и задач,
посредством которых они будут достигаться, методов обучения, дидактических
материалов, условий проведения игры, временных рамок это один из самых важных
7 моментов, в котором необходимо все продумать до мелочей, чтобы впоследствии
рационально использовать время и добиться эффективного результата.
На этом этапе активное участие принимают студенты. Если при подготовке к
традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь педагог, то в данном
случае в значительной степени задействованы и студенты (составление различных
творческих заданий, изготовление раздаточного материала, изучение экономических
фактов и событий и т.д.)
2. Проведение игры – может осуществляться на одном или нескольких этапах
урока. Большое значение на этом этапе имеет формирование и развитие
мотивационной сферы, в которой ставятся проблемы, выясняется степень
готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.
3. Подведение итогов урока с анализом результатов.
В конце урока выясняется не только, достигнуты ли поставленные цели
обучения, воспитания и развития, а также картина общения педагога и студента,
тонус урока.
Советы педагогу, готовящему урок по экономической дисциплине в нетрадиционной
форме
1. Используйте как можно больше мотивационных факторов как на
подготовительном этапе, так и во время проведения урока.
2. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным.
3. Поощряйте обучающихся соответственно их вкладу в урок.
4. Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий
язык с группой, взаимное доверие и уважение.
Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная,
четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание
форм и методов его проведения.
6. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину
общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и обучающихся,
обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
5.
Урокэкскурсия
На урокиэкскурсии возлагаются основные задачи: обогащение знаний студентов по
основным экономическим терминам; установление связи теории с практикой построения
экономического процесса на предприятии, с жизненными явлениями и процессами; развитие
творческих способностей студентов, их самостоятельности, организованности; воспитание
положительного отношения к обучению.
По содержанию урокиэкскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или
несколько тем одной экономической дисциплины, и комплексные, базирующиеся на
содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких экономических дисциплин.
По времени проведения относительно изучаемых тем различают: вводные,
сопутствующие и заключительные уроки экскурсии.
Экскурсия форма учебной работы, особенностью которой является реализация
процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на улицах города, на производствах,
в организациях и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего
мира.
Готовя урокэкскурсию, педагог должен:
определить его содержание, цель, задачи, довести их до обучающихся;
грамотно подобрать объекты, с которыми будет знакомить обучающихся;
8
продумать методики показа объекта экскурсии и рассказа о нем, способы вовлечения
обучающихся в активное восприятие.
При подборе объекта(ов) показа педагогу важно провести его (их) оценку по следующим
показателям (критериям):
1. Познавательная ценность для обучающихся.
2. Выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие
экскурсионного объекта с внешней его средой).
3. Месторасположение (расстояние до объекта, транспортная доступность, удобство
подъезда к нему).
4. Место и значимость объекта в экономической жизни города, района, края.
Форма проведения уроковэкскурсий весьма многообразна. Это и пресс
конференция, с участием представителей предприятий и организаций., и исторические
экскурсии по изучаемому предмету, и кино или телеэкскурсии, и уроки обобщающего
повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.
Тем не менее, структурные элементы различных типов уроковэкскурсий являются
в достаточной степени определенными.
Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста
обучающихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе экскурсионной методики
лежит наглядный показ и рассказ. Также урокэкскурсия должен включать самостоятельную
работу обучающихся по плану: наблюдение, составление схем, зарисовок, сбор наглядно
иллюстративного материала (фотографирование), знакомство с бухгалтерскими
документами предприятия, отчетностью и т. д.
В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», причем показ
объектов занимает ведущее место. По отношению к показу рассказ на экскурсии вторичен.
Он может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное
впечатление. Убедительность рассказа достигается с помощью зрительных доказательств.
Рассказ педагога всегда должен иметь четкий композиционный план.
В ходе проведения экскурсии можно использовать и другие приемы, позволяющие
донести до обучающихся содержание темы:
встречи обучающихся с практическими работниками;
прослушивание звукозаписей;
участие обучающихся в действиях заполнения документов и т.п.
Например, тематический урокэкскурсия может иметь следующую структуру:
сообщение темы, цели и задач практикума;
актуализация опорных знаний и умений студентов;
восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание
заложенной в них информации;
сообщение и систематизация знаний;
подведение итогов экскурсии и сообщение студентам индивидуальных заданий.
Проводить экскурсию должен сам преподаватель и являться организатором и
руководителем познавательной деятельности обучающихся на протяжении всего
мероприятия.
Педагогу необходимо:
1. Интересно сформулировать тему урокаэкскурсии.
2. Подобрать литературу и интернетресурсы для подготовки материала.
3. Самостоятельно ознакомиться с объектом показа (научиться легко
ориентироваться на местности, хорошо узнать структуру управления предприятия, основные
цели деятельности).
4. Составить маршрут экскурсии.
9 5. Подготовить текст экскурсии.
6. Составить методическую разработку.
7. посетить предприятие заранее до проведения экскурсии.
Заканчивается урокэкскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно
со студентами обобщает, систематизирует увиденную и услышанную экономическую
информацию, включает полученные знания в общую систему изученного по теме, разделу
экономической дисциплины; выделяет самое существенное из увиденного, выявляет
впечатления и оценки обучающихся; оценивает знания, приобретенные студентами во время
экскурсии, рекомендует прочитать дополнительную экономическую литературу, которая
позволит глубже ознакомиться с вопросом; намечает творческие задания: подготовить
доклады, стенд, электронную презентацию, подготовить раздаточные материалы для
уроков.
Урокдискуссия
Дискуссия это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в
соответствии с определенными правилами и процедурой. Ее существенной чертой является
сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения спора, столкновение различных
точек зрения, позиций по той или иной экономической информации.
При проведении дискуссии важно договориться о коллективной солидарности, где
каждый поддерживает решения команды и не высказывает свои личные возражения за
пределами группы. Это помогает управлять напряженностью дискуссии и обучать
сотрудничеству.
Групповая дискуссия используется как метод активного обучения и стимулирования
групповых процессов в естественных и специально созданных группах и как способ
организации совместной деятельности обучаемых с целью оперативного и эффективного
решения стоящих перед ними задач. Элементы дискуссии могут использоваться практически
в любых формах обучения, в т. ч. в лекциях.
Основу уроковдискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных
вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий и
т.д. Различают:
1. Экскурсиидиалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух главных
участников.
работы.
2. Групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой
3. Массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все студенты группы. На
этапе подготовки урокадискуссии преподаватель должен четко сформировать задание,
раскрывающее сущность проблемы и возможные пути решения.
В случае необходимости участникам предстоящей дискуссии надо познакомиться с
дополнительной экономической литературой, заранее отобранной и предложенной
преподавателем.
В начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия
дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы (например, очень удобно
проводить урокдискуссию по теме «Экономический кризис и пути его решения»,
«Внешнеэкономическая деятельности РФ» и т.п.).
Главный момент дискуссии непосредственный спор её участников. Для его
возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к
откровенности, высказыванию своих взглядов. Ведущий дискуссии, чаще всего
преподаватель, может использовать различные приемы активизации студентов, подбадривая
их репликами типа «хорошая мысль», «интересный подход, но», «давайте подумаем
вместе», «какой неожиданный, оригинальный ответ», либо делая акцент на разъяснении
смысла противоположных точек зрения и т.д. Необходимо размышлять вместе со
10 студентами, помогая при этом им формулировать свои мысли и развивать сотрудничество
между собой и ими.
В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по
принципиальным вопросам следует вносить ясность. Особняком стоит вопрос о культуре
дискуссии. Оскорбление, упреки, недоброжелательность в отношении к товарищам не
должны присутствовать в опросе. Крик, грубость чаше всего возникают тогда, когда в основе
дискуссии лежат факты или закономерность, а не только эмоции. При этом часто ее
участники не владеют предметом спора и «говорят на разных языках». Формированию
культуры дискуссии могут помочь следующие правила:
вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;
в споре не допускать тона превосходства;
грамотно и четко ставить вопросы;
формулировать главные выводы.
Момент окончания дискуссии следует выбирать так, чтобы предупредить повторение
сказанного, ибо это отрицательно влияет на поддержание интереса студентов к
рассматриваемым на уроке проблемам. Завершив дискуссию, необходимо подвести её итоги.
Здесь нужно оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину
аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержений, выдвижения
гипотез, культуру дискуссии. На этом этапе студенты получают за дискуссию отметки,
которые не надо снижать за то, что студент отстаивал неверную точку зрения.
На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути
решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанный с ней новые вопросы, дающие
пищу для новых раздумий студентами.
Следует отметить, что дискуссия является также одним из структурных основных
компонентов урокадиспута, конференций и т.п.
Лекциидискуссии по экономическим дисциплинам проводятся разными способами:
выступают два преподавателя, защищающие различные точки зрения на проблему;
выступает один преподаватель, но с разных позиций;
выступает один преподаватель и студенты;
студенты дискутируют друг с другом. В этом случае хорошо, если участники
дискуссии представляют определенные группы, что приводит в действие социально
психологические механизмы формирования ценностноориентированного единства,
коллективистской идентификации, которые усиливают или даже порождают новые мотивы
деятельности. Например, дискутируют сторонники и противники проведения
экономических реформ в стране.
Применение на уроке метода дискуссии требует наличия в группе высокой
дисциплины. Вряд ли данный метод может быть применим в коллективах, где нет привычки
уважать мнение других людей, умения четко следовать логике разговора, выделять из
сказанного главную мысль. Дискуссия не только позволяет закреплять знания, вырабатывать
умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свою точку зрения, но и формирует
толерантность.
Урокконсультация
На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации
пробелов в знаниях студентов по экономическим дисциплинам, обобщению и
систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
В зависимости от содержания и назначения выделяют следующие типы: тематические и
целевые урокиконсультации. Тематические консультации проводятся либо по каждой теме,
либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала.
Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов
самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов по экономическим дисциплинам
11 (например, Экономика организации, Основы экономики, менеджмента и маркетинга,
Финансы, денежное обращение и кредит). Это могут быть уроки работы над ошибками,
уроки анализа результатов контрольных работ или зачета и т.п. На консультации сочетаются
различные формы работы со студентами: групповые, индивидуальные.
Подготовка к проведению урокаконсультации осуществляется как преподавателем,
так и студентами. Преподаватель, наряду с логикодидактическим анализом содержания
изучаемого материала, систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и
расчетах экономических показателей студентов. На этой основе он уточняет перечень
возможных вопросов, которые могут быть рассмотрены на консультации. Студенты
приучаются, в свою очередь, готовить к консультациям, сроки которых будут оговорены
заранее, вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом возможно
использование не только учебника, но дополнительной литературы. Урокиконсультации по
экономическим дисциплинам просто необходимы, особенно индивидуальные, так как не все
студенты осваивают методику расчета экономических показателей на основных уроках. В
результате чего наблюдается в дальнейшем неосвоенность всего экономического материала.
Накануне урокаконсультации можно предложить студентам домашнее задание
подготовить по изучаемой теме карточки с вопросами и заданиями, с которыми они не могут
справиться самостоятельно. Если на первых консультациях преподаватель не получит
вопросов, он вначале предлагает студентом открыть учебник, лекции по дисциплине и
анализируя объяснительный текст и имеющиеся там задания, вскрывает вопросы, которые
могли бы быть заданы студентами, но ускользнули от их внимания. Затем оставшаяся часть
урока наряду с отработкой подобных умений посвящается разбору вопросов,
подготовленных преподавателем.
Когда студенты поймут, как готовиться к урокамконсультациям, они могут
подготовить такое число вопросов, что для ответов на них не хватит времени на уроке.
В таких случаях преподаватель либо обобщает некоторые вопросы, либо подбирает
наиболее значимые из них, перенося оставшиеся вопросы на последующие уроки.
Другими словами, студенты получают возможность заглянуть в творческую
лабораторию преподавателя. Им видно, что преподаватель делает различные попытки
найти верный ответ на вопрос, нащупывает такой путь далеко не сразу, иногда ошибается в
своих гипотезах. Большое впечатление на студентов производят случаи, когда вместо
предложенного им задания преподаватель решает более общее задание. В случае же, когда
преподаватель не может сразу ответить на поставленный вопрос, поиск ответа на него
становится общим делом в деятельности
преподавателя и студентов после
консультирования. Авторитет преподавателя при этом не страдает. Наоборот, студенты
ценят преподавателя за то, что он своей инициативе как бы сдает перед ними экзамен и не
стремится к тому, чтобы у них сложилось мнение, будто он может все.
В ходе урока консультации преподаватель получает возможность узнать студентов с
лучшей стороны, пополнить сведения о динамике их продвижения, выявить наиболее
любознательных и пассивных, поддержать и помочь тем, кто испытывает затруднения.
Последнее, разумеется с применением индивидуальных и групповых форм работы, где
помощниками могут быть консультанты из числа студентов, хорошо разобравшихся в
вопросах по изучаемой теме.
Основу урокасоревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и
решении чередующихся заданий, предложенных преподавателем.
Уроксоревнование
Форма проведения таких уроков самая различная. Это: поединок, бой, эстафета,
соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейнринг», «Счастливый
12 случай», «Звездный час» и др. Часто по дисциплине Экономика проводится урок
соревнование в виде КВН и брейнринг.
В организации и проведении уроковсоревнований выделяют три основных этапа:
подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта
структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и
особенностями сюжета материала.
В качестве примера остановимся на специфике организации и проведения боя команд
по экономической дисциплине на уроке.
Для участия в соревновании группа разбивается на 23 команды. Каждой команде
даются одни и те же задания, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу
участников команд. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих
товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого
задания.
Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри, состоящее из преподавателя и
студентов не вошедших в состав команды, следит за соблюдением правил соревнования и
подводит итоги состязаний.
Открывается бой конкурсов капитанов, который не приносит баллов, но дает той
команде, капитан, который победит, право осуществить вызов или передать эту возможность
соперникам.
В дальнейшем команды вызывают друг друга по очереди. Вызывающая команда
указывает каждый раз, на какое задание она вызывает противника. Если вызов принимается,
то вызываемая команда выставляет участника, рассказывающего решение, а её противники
оппонента, ищущего в этом решении ошибки и недочеты. Если вызов не будет принят, то
уже, наоборот, ктото из членов вызывающей команды рассказывает, а оппонирует его член
вызванной команды.
Жюри распределяет баллы за решение и оппонирование каждого задания. Если никто
из членов команд не знает решения, то его приводит преподаватель или члены жюри. В
конце урока проводится командные и индивидуальные итоги.
Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний.
В случае правильного ответа, как отмечалось, участники и команды получают определенное
количество баллов, соответствующее трудности вопроса. При неправильном же выполнении
задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов. Заметим,
что отказ от снятия баллов, как показывает опыт, отрицательно сказывается на
предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.
Урок с дидактической игрой
В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком
наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического
результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие
основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное
содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той
дидактической задаче, которую надо решить на уроке. Поэтому их разработка ведется с
учетом цели урока и возможностей студентов. В свою очередь, правила игры создают
условия для формирования умений студентов управлять своим поведением.
Регламентированные правила игровых действий способствуют познавательной
активности студентов, дают им возможность проявить свои способности, применить знания
и умения для достижения целей игры.
Преподаватель, руководя игрой, направляет её в нужное дидактическое русло, при
необходимости активизирует её ход, поддерживает интерес к ней.
13 Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы,
является познавательное содержание. Оно заключается в освоении тех знаний и умений,
которые принимаются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование
игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических
средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные
материалы. На урокахиграх по изучению экономических дисциплин обязательно наличие
персональных компьютеров с необходимым лицензионным программным обеспечением.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который придает ей
законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и
оценивания действий студентов.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и при отсутствии
основных из них она либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму,
превращаясь в выполнение указаний, упражнений и т.д.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока
различна. При условии новых знаний возможности дидактических игр уступают более
традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов
обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают
обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной
деятельности студентов при их систематическом использовании. Этим обусловлена
необходимость их накопления и классификации по содержанию, с использованием
материалов соответствующих методических журналов и пособий.
Урокделовая игра
Игра – это организация обучения, воспитания и развития личности, которая
включает в себя плансценарий с постановкой интересных вопросов, с
использованием занимательного учебного материала, с заданиями, выполнение
которых осуществляется на соревновательной основе, с активным вовлечением
обучающихся и созданием ситуации успеха.
Деловая игра на уроках экономических дисциплин является перспективным
методом обучения студентов. Она должна использоваться для тренировки решения
комплексных экономических задач, усвоения нового материала и закрепления
изученного, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, развития
творческих способностей, формирования общих и профессиональных компетенций.
Игра должна давать студентам возможность понять учебный материал с различных
позиций.
В своих разработках можно представить различные формы обучения: игровые
ситуации, сценирование, импровизацию – все, что делает урок эмоционально
насыщенным и действенным.
В педагогическом арсенале следующие формы уроков производственного
обучения: урокКВН, урокигра, уроксоревнование (марафон), урокконкурс.
Нетрадиционный урок как и классический преследует определенные цели
обучения, воспитания и развития обучающихся, но круг их охвата и возможности
достижения намного больше.
Среди дидактических целей отмечаются: закрепление, обобщение знаний и
приведение их в систему, активизация использования полученных знаний,
осмысление студентами объектов труда, трудовых процессов и средств труда,
совершенствование и доведение до автоматизма трудовых умений и навыков по
расчету экономических показателей.
14 В качестве воспитательных ставятся цели эстетического, экологического и
нравственного воспитания, развития коммуникативности, социального общения и
уважения к выбранной профессии, что очень важно для будущих специалистов.
Как развивающие выдвигаются цели: развитие умений сравнивать, анализировать, делать
выводы, развитие речи и памяти, стимулирование и формирование рациональных приемов
мышления.
В урокеигре, как и в другой игре, есть свои правила, которые необходимо всегда
соблюдать. Но основное правило – это равенство участников: как педагога, так и
обучающихся.
Нетрадиционные уроки проводятся во время изучения нового материала, но
наиболее целесообразно проводить их по итогам изучаемых тем, с целью контроля
знаний, умений и навыков обучающихся.
Необходимо так построить нетрадиционный урок, чтобы за его игровыми
формами не затерялся бы объект труда, чтобы были ясно осмыслены трудовой
процесс и средства труда и сформированы рациональные приемы выполнения работ.
На уроках должно активно использоваться чередование мыслительной и
практической деятельности на уроках с применением игровой формы.
На уроках студенты приобретают знания, отрабатывают умения и трудовые
навыки, а во внеурочное время на внеклассных мероприятиях закрепляют и
совершенствуют их. На урокеделовой игре по экономическим дисциплинам удобно
заполнять формы бухгалтерских документов, рассчитывать экономические
показатели, анализировать их, наделяя студентов полномочиями специалистов в
этой области (бухгалтер, экономист, аналитик.)
В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные
ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения
рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые
игры делят на производственные, организационнодеятельностные, проблемные,
учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением деловых учебных
игр. Их отличительными свойствами являются:
моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего
этапа влияет на ход следующего;
наличие конфликтных ситуаций;
обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих
предусмотренные сценарием роли;
использование описания объекта, игрового имитационного моделирования;
контроль игрового времени;
элементы состязательности;
правила, системы оценок хода и результатов игр.
Методика разработанных деловых игр включает в себя следующие этапы:
1. Обоснование требований к проведению игры.
2. Составления плана ее разработки.
3. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.
4. Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую
обстановку.
5. Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего,
инструкции для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических
материалов.
6. Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее отдельных участников.
15 Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:
знакомство с реальной ситуацией;
построение ее имитационной модели;
постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их
роли в игре;
создание игровой проблемной ситуации;
вычленение необходимого для решения проблемы теоретического
материала;
разрешение проблемы;
обсуждение и проверка полученных результатов;
коррекция;
реализация принятого решения;
анализ итогов работы;
оценка результатов работы.
Урок ролевая игра
Ролевая игра основная форма игровой деятельности, в которой участники
берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально
создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между
ними.
Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с
содержанием и качеством выполнения ролей и теми чувствами и отношениями,
которые возникают в ходе игры.
Существует три типа ролевых игр:
прямые игры моделирование элементов профессиональной деятельности;
стратегические симуляции принятие решений в определенных условиях:
«Налоговая проверка», «Начальник подчиненный» и т. д.
собственно ролевые игры: участники игры получают различные индивидуальные
инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях.
При использовании такой технологии занятия проводятся в форме
собеседования (например, «начальник отдела кадров» принимает на работу
«сотрудника»), либо свободно развивающегося ролевого общения (диалога) между
участниками. Такие игры позволяют активно вовлечь обучающихся в процесс
обучения, вызвать интерес к теме. В ходе ролевой игры обучаемый может
определить свои сильные и слабые стороны, научиться взаимодействовать с людьми,
решать конфликты.
Урокролевая игра очень удобна при проведении занятий по таким дисциплина
как Основы менеджмента и маркетинга, где можно разыграть конфликтную
ситуацию в коллективе и показать умения и навыки разрешения конфликтов. Можно
также продемонстрировать разные стили руководства и т.п.
Ролевая игра, как и любая активная технология, имеет как положительные
черты, так и недостатки (таблица 2).
Плюсы и минусы ролевых игр
Преимущества ролевых игр
«Обучение через действие» один из самых
эффективных способов обучения и
приобретения
Собственные
опыта.
Недостатки ролевых игр
Суть успешной игры создание ситуации,
приближенной к реальности настолько,
насколько позволяют условия. Если группа
Таблица 2
16 переживания
сохраняются в течение долгого времени
запоминаются ярко и
чувствует, что сценарий нереалистичен или не
учитывает некоторых деталей практической
деятельности, ценность игры будет потеряна и
цели обучения не будут достигнуты
Специфика ролевой игры в отличие от деловой характеризуется более
ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют
целенаправленные действия студентов в моделируемой жизненной ситуации, в
соответствии с сюжетом игры и расположенными ролями.
Уроки ролевые игры можно разделить по мере их возрастания их сложности
на три группы
1.Имитационные игры,
направленные на имитацию определенного
профессионального действия.
проблемы игровой ситуации.
конфликтов и т.д.
2. Ситуационные игры, связанные с решением какойлибо узкой, конкретной
3.Условные игры, посвященные разрешению, например, производственных
Формы проведения игр могут быть самыми разными это и воображаемые
путешествия, и дискуссии, на основе распределения ролей, и пресс конференции, и
уроки суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение
в полной мере или частично следующих этапов подготовительного, игрового,
заключительного и этапа анализа результатов игры.
На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и
связанные с предварительным изучением содержательного материала игры.
Организационные вопросы распределение ролей, выбор жюри или экспертной
группы,
ознакомление с обязанностями.
Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями,
заданиями; сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения; изготовление
наглядности; консультации.
формирование игровых групп,
Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием
проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект,
индивидуальное понимание проблемы, дискуссия в группе, выявление позиций,
принятия решения, подготовка сообщения. Межгрупповой аспект: заслушивание
сообщения групп, оценка решения.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме,
заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное
решение. При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности
студентов, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по
совершенствованию игры.
Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на
использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенных в нее в ее
противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что
в ней должны иметь всегда место и условность, и серьезность. Кроме того, она
проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими
элементы импровизации. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не
достигает цели. Она превращается в скучную инсценировку, в случае излишней
регламентации и отсутствия, импровизации, или в фарс, когда играющие утрачивают
серьезность и их импровизации носят абсурдный характер.
В заключение урока ролевой игры обучающиеся обсуждают итог и ход
решения проблемы (конфликта), оценивают поведение каждого из участников в
данной ситуации, продуктивность его работы. При этом хорошо, если начнут
17 дискуссию «зрители», а закончит педагог, сделав критический разбор итогов
ролевого общения, отметив достижения и неудачи.
Урок исследование
Исследовательская деятельность понятие широкое, почти не ограниченное
временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок
исследование это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением
студентами (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с
заранее известным, но не знакомым студентам результатом), ограниченная
временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов,
характерных для исследования в научной сфере:
постановка проблемы;
повторение теории, посвященной данной проблематике;
подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.
Главная цель урокаисследования приобретение студентами функционального
навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний
(знания добываются самостоятельно и поэтому являются личностно значимыми, а
значит, прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация
личностной позиции студента в образовательном процессе. Таким образом, итогом
урокаисследования должен явиться интеллектуальный, творческий продукт
(знания), устанавливающий истину в результате процедуры исследования.
Знания, полученные студентом самостоятельно путем проб и ошибок, перебора
различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся
в его памяти надолго. Педагог при такой форме урока станет организатором
исследовательского поиска. Поставив проблему, педагог должен раскрыть
направления ее решения, рассуждать вместе с обучающимися, высказывать
предположения, обсуждать их вместе, опровергать возражения, доказывать
истинность. Таким образом, он будет демонстрировать студентам путь научного
мышления, заставит их следить за движением мысли к истине, сделает их
соучастниками научного поиска.
В структуре урокаисследования можно выделить следующую
актуализация знаний;
последовательность действий:
мотивация;
формулирование цели исследования;
создание проблемной ситуации;
постановка проблемы исследования;
определение темы исследования;
выдвижение гипотезы;
проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение
литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т. д.);
интерпретация полученных данных;
вывод по результатам исследовательской работы;
применение новых знаний в учебной деятельности;
подведение итогов урока; домашнее задание.
Урокисследование можно проводить при закреплении изученного материала по
дисциплине Экономический анализ,
предложить исследовать и
18
проанализировать деятельность конкретного предприятия, составить выводы и
предложения.
Предлагаемая студенту задача для исследования должна соответствовать его
интеллектуальным возможностям. Если педагог почувствует, что студенты
затрудняются выполнить задание, он должен ввести дополнительную информацию,
снизив тем самым степень проблемности.
Педагог при организации исследования может использовать следующие
методические приемы создания проблемных ситуаций:
подвести студентов к противоречию и предложить им самим найти способ его
решения;
столкнуть противоречия в практической деятельности;
изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предложить группе обучающихся рассмотреть явление с различных позиций
(например, с позиции руководителя, юриста, экономиста и т. д.);
побудить обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставлять факты;
поставить конкретные вопросы: на обобщение, обоснование, конкретизацию,
логику рассуждения;
поставить конкретные исследовательские задачи, например, с недостаточными
или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке
вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с
ограниченным временем решения и др.).
Урокиисследования по экономическим дисциплинам прогрессивная
форма нетрадиционного занятия, которая открывает в обучающихся способность
генерировать идеи, вести научный поиск, использовать межпредметные связи и в
дальнейшем вносить свой вклад в инновационное развитие науки, техники, культуры
нашей страны.
Бинарный урок
Бинарный урок основывается на межпредметных связях, интеграции
предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических
технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения обучающихся
при изучении экономических дисциплин, развитии их мышления. Ведут его два или
несколько специалистовпредметников. Я.А. Каменский сформулировал так
называемое золотое правило успешного освоения материала: «Пусть предметы
сразу схватываются несколькими чувствами,
чтобы
запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно
воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Бинарные уроки являются
одной из форм реализации этого «золотого правила». Также в настоящее время
большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции
обучающихся. Чтобы ее развить, недостаточно насытить урок условно
коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные
задачи. Важно предоставить студентам возможность мыслить, решать проблемы,
рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы они делали акцент на
содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль. На
бинарном уроке создаются подобные условия развития обучающихся.
зарисовываются,
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных
теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами
дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической
направленностью разработкой и проведением преподавателями интегрированных
19 уроков, так и теоретической созданием и совершенствованием интегрированных
курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых
предусмотрено учебными планами. Интеграция дает возможность, с одной стороны,
показать студентам «мир в целом», преодолев дисциплинарную разобщенность
научного знания, а с другой высвобождаемое учебное время использовать для
полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
В этой связи бинарным уроком называют любой урок со своей структурой,
если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа
изучаемого материала методами двух наук, других учебных предметов. Не случайно
поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их
проведения самые разные: семинары, конференции, круглые столы и др.
При изучении экономических дисциплин очень удобны проведения бинарных
уроков, причем можно сочетать как экономические дисциплины между собой, так и
с другими циклами. Например, очень удобно проводить урок по дисциплине
Экономика организации с уроком по дисциплине Статистика (заимствуются способы
проведения расчетов), Экономика организации и Основы бухгалтерского учета
(экономические расчеты проводить по бухгалтерским документам ), Экономический
анализ и Информационные технологии в профессиональной деятельности
(проводить экономический анализ деятельности предприятия с использованием
программы Excel), Бухгалтерский учет и налогообложение с Правовым
обеспечением профессиональной деятельности и т.п..
Порядок подготовки бинарных уроков:
1й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с
целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.
2й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в
котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой
урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из
разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут
студентам возможность, используя изученный материал на двух и более предметах,
творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на
основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от
занятия радость и удовлетворение.
3й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов
деятельности обучающихся.
Бинарный урок помогает в решении следующих задач:
развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического
коллектива;
расширяется кругозор у обучающихся и педагогов;
интегрирует знания из разных областей;
способствует формированию у обучающихся убеждения в связности предметов,
в целостности мира;
служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает
условия для практического применения знаний;
развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к
уроку студенты частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное
время;
развивает аналитические способности и изобретательность;
обладает огромным воспитательным потенциалом;
позволяет студентом принимать решения в творческих ситуациях.
Трудности при планировании бинарного урока:
20 1. Теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения
бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на
собственных ошибках.
2. Требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто),
требует полной психологической и методической совместимости педагогов.
Целесообразно проведение бинарных уроков в профориентационной
деятельности и в профессиональном образовании, т. к.:
профессиональные знания будущих специалистов формируются в комплексе,
тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает представления о целостном
явлении, дробя его на несвязанные фрагменты;
форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. Использование
различных видов деятельности на уроке дает возможность студентам
поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о
развивающем эффекте обучения;
бинарные уроки повышают потенциал обучающихся, ведут к осмыслению и
нахождению причинноследственных связей, к развитию логики, мышления,
коммуникативных способностей. Они формируют умения сравнивать, обобщать
и делать выводы;
такие уроки дают возможность
творческом процессе,
компетенций студентов.
преподавателю самореализовываться в
способствуют формированию профессиональных
Урок взаимообучения
Любой педагог сталкивается с необходимостью опросить каждого
обучающегося во время одного занятия по всему теоретическому материалу, но
редко кому это удается. Изучение разных способов организации взаимоконтроля и
взаимообучения позволило разработать авторскую методику так называемых уроков
общения.
На таком уроке каждый студент должен изучить материал вместе с соседом
по парте. Студенты будут читать учебник, сами отвечать на вопросы, разбирать
представленные в параграфах решения задач, на их примерах решать другие,
проверяя друг друга. Первые из подготовившихся пар будет опрашивать педагог.
После чего из их числа он назначит помощников, которые примут участие в опросе
остальных.
Методика проведения урока взаимообучения обучающихся:
1. Начинается урок взаимообучения с рассаживания обучающихся таким
образом, чтобы за одним столом оказались студенты, приблизительно равные по
своей подготовке и по скорости работы.
2. Педагог сообщает, как будет организовано занятие, а также представляет
(на доске или с помощью проектора) вопросы, на которые необходимо дать ответ в
ходе изучения материала, и дополнительные задания.
Хорошо, если преподаватель подготовит для обучающихся инструкцию
(удобно иметь плакат с ее записью) о порядке действий на уроке. Инструкция может
выглядеть так:
прочти заданный пункт учебника;
подготовь ответы на вопросы, указанные на доске;
помоги подготовиться своему соседу;
ответь соседу на все вопросы и выслушай его ответы на вопросы, исправляя
ошибки;
21
сообщи педагогу о готовности своей и соседа отвечать на вопросы;
во время подготовки говори очень тихо.
3. Студенты приступают к работе. В это время педагог должен обходить
группу, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости индивидуальную
помощь.
4. Первые подготовившиеся студенты отвечают материал педагогу.
5. Педагог назначает ассистентами тех, кто хорошо ответил материал, и
указывает, кого они будут опрашивать.
6. Студенты, хорошо ответившие ассистентам, также смогут стать
ассистентами и опрашивать других обучающихся по указанию педагога. Ответившие
плохо готовятся снова и пересдают материал.
7. Обучающиеся, освободившиеся от работы, могут получить заранее
подготовленные педагогом карточки с индивидуальным дополнительным заданием
(задачей) и выполнить их.
Уроки взаимообучения обучающихся необходимы для развития у
них самостоятельности, общительности, ответственности.
На уроках по Экономике организации удобно использовать такую форму при
изучении темы «Организационноправовые деятельности организации».
22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение в практике нетрадиционных форм и методов обучения
экономическим дисциплинам безусловно имеет ряд преимуществ перед
традиционным обучением:
уроки и внеклассные мероприятия, проводимые в игровой форме повышают
интерес обучающихся к экономическим дисциплинам, способствуют приобретению
знаний, умений и навыков;
студенты учатся творчески мыслить, проявлять свои способности, излагать и
отстаивать свою точку зрения, что порождает у них уверенность в себе,
поисковоисследовательский характер домашних и различных творческих
заданий игр и конкурсов побуждает обучающихся к работе в библиотеках, сети
Интернет и тем самым приводит к расширению их кругозора;
импровизация производственных ситуаций с решением вопросов охраны
труда приучает обучающихся к сложным условиям, формирует у них мобильность в
принятии решений;
использование нестандартных форм обучения повышает интерес
обучающихся к получаемой профессии, способствуют появлению гордости за
избранную профессию;
коллективные игры сплачивают обучающихся групп, благоприятствуют
формированию доброжелательных отношений между студентами и педагогом,
побуждают к раскрытию личностных качеств обучающихся.
23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое
пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и
высших педагогичских учебных заведений, слушателей ИПК. Ростовна
Дону: Издво «Учитель», 2015.
2. Симонов В.М. Калейдоскоп учебноделовых игр в старших классах на
уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии,
экономики. Волгоград: Издво «Учитель», 2015.
1. Типы и формы интегрированных уроков
http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=594
Электронные ресурсы
2. Типология уроков
http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm
3. Типология уроков в рамках ФГОС
http://uprobr.ucoz.ru/news/tipologija_urokov_v_ramkakh_fgos/201209141733
24 ПРИЛОЖЕНИЕ
25
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Методическая разработка "Нетрадиционные формы уроков по экономическим дисциплинам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.