Методическая разработка общегородского урока, посвященного городу воинской славы

  • Мероприятия
  • docx
  • 08.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка общегородского урока, посвященного городу воинской славы Интегрированное занятие по литературе и истории для учащихся 5-7 классов Литература идёт рука об руку с историей. И решает те же задачи исторического познания, но иными, свойственными только ей, средствами – средствами образного отображения действительности. Интеграция литературы и истории, синтез этих предметов даёт неоценимую возможность для реализации нравственного воспитания, имеет большое познавательное значение.Методическая разработка общегородского урока, посвященного городу воинской славы
Иконка файла материала 0001590a-17f62dd9.docx
Методическая разработка общегородского урока, посвященного городу воинской славы Интегрированное занятие  по литературе и истории для учащихся 5­7 классов Литература идёт рука об руку с историей. И решает те же задачи  исторического познания, но иными, свойственными только ей, средствами –  средствами образного отображения действительности. Интеграция  литературы и истории, синтез этих предметов даёт неоценимую возможность  для реализации нравственного воспитания, имеет большое познавательное  значение.  «Медленно история листается. Всё стареет – Родина не старится!» Наглядный  материал: фоторяд, видеофильм. Цель: изучение событий истории города Брянска, освещение их поэтами родного края. Задачи:  1­ воспитывать определённое отношение к изучаемым историческим  явлениям, к истории родного края, ­ воздействовать на личность учащихся всесторонне, используя живые  примеры и конкретные ситуации, ­ способствовать более прочному закреплению в памяти учащихся  исторического материала о родном крае, ­ дать возможность, используя литературу, иллюстрировать научный  исторический материал, комментируя его художественным текстом, ­ воспитать у учащихся любовь к родному городу, через изучение  памятных страниц истории. Ход занятия Преподаватель :  Мы рады приветствовать на уроке, посвященном Дню города, памятной дате , связанной с нашим любимым и родным городом  Брянском.  Что такое для нас любимая Роина? Это наша общая Земля, континенты и  страны, города и поселки, но в  первую очередь ­это то место, где мы родились, и которое навсегда останется  в душе и сердце каждого.  Для всех вас, кто любит свою большую  и м алую Родину, мы  начинаем наш урок. 2Викторина (вопросы задают старшеклассники) 1. Какой праздник мы отмечаем 17 сентября? 2. В каком году был основан наш город? 3. Как первоначально назывался  наш город? 4. Какое место считается местом основания города Брянска? 5. Существовал ли в Брянске Кремль и где он был расположен? Преподаватель Город мой необозримый В свете солнечного дня Красотой неповторимой Тешит, радует меня Я люблю мой милый город Что светлей и краше стал И хоть он не очень молод ­  Тысячу лет лишь разменял Парки, улицы, бульвары Взгляд ласкают много лет, Для меня роднее Брянска Города на свете нет! Преподаватель : 17 сентября мы отмечаем замечательный праздник ­ День  города. Мы с гордостью говорим о том, что это праздник нашего любимого и  родного города Брянска. История нашего города очень богата и начинается  более тысячи лет назад. В 985 году на правом высоком берегу Десны­реки  было основано славянское поселение. Реку и само поселение окружали  овраги, поросшие густым лесом ­ дебрями. Отсюда появилось изначальное  название города ­ Дебрянск. А местом основания города считается Чашин  Курган. Преподаватель : Шло время ­ всё больше людей селились в этих местах и  поселение превратилось в надёжную пограничную крепость. Брянск стал  3щитом от врагов, не раз он был сожжён дотла. Уцелевшие жители покинули  сожжённый город и заложили новое поселение на одной из возвышенностей  ниже по течению Десны (это место носит название Покровская гора). Преподаватель: Мы любим свой город, посвящаем ему стихи. Ученица  школы №41 победила на районном конкурсе, написав стихотворение про  Брянск. Просим Вас его послушать. «Рождённый в дебрях сказочных лесов Среди болот, где глубина бездонна. Стоит он на реке уж несколько веков, Ничто его не сломит в этом мире злобном. Мой город с каждым днём растёт. И вот он стал большим и новым. Не верится, что был ты стёрт С лица земли в году суровом. Мой Брянск, ты родина моя! И ты красивей всех на планете! И вся моя душа в тебе, Ты лучший город на планете!» Преподаватель: Над  Брянщиной  милой красивы закаты. У тихих речушек поют соловьи. И в праздник над Брянском ­ салюта раскаты Мы песни ему посвящаем свои Ты, Брянщина, помнишь лихую годину, Сожжённый, в руинах наш город стоял. Враги, словно злобные звери, ходили Но край партизанский победу ковал. А нынче стоит Брянск от солнца лучистый. 4Гордится не зря красотою своей И звон колокольный, волшебный и чистый. Летит от его православных церквей! И в будни и в праздники мы на ладонях Нарядных и чистых твоих площадей Давайте, живые, склонимся в поклоне Пред памятью нас защитивших людей. Звучит фонограмма "Шумел сурово Брянский лес " Преподаватель: Нет в нашей стране места, которое так или иначе не  затронула бы война. Не миновала она и Брянск. В годы ВОВ город отважно  встал на защиту Родины. В кратчайшие сроки жизнь в городе была подчинена  требованиям военного времени: предприятия переключились на выпуск  оборонной продукции, шёл призыв в Красную Армию и ополчение,  создавались партизанские отряды. Тысячи брянских партизан сражались с  немецко­фашистскими захватчиками в лесах родного края, десятки тысяч  брянцев приближали победу на фронтах ВО.  Преподаватель : 708 долгих дней и ночей хозяевами в городе были  немецкие солдаты. Они расстреливали местных жителей, угоняли в рабство. Наши  земляки мужественно сражались. 37 брянцам за мужество и героизм  присвоено звание Героя Советского Союза, десятки тысяч награждены  орденами и медалями. Преподаватель : Не так давно, ребята из нашей школы ездили в Ковшовское  лесничество, чтобы снять фильм о бомбардировщике дальнего действия ТБ­3  №163 упавшего там. Результат их работы мы рады вам представить. Идёт фильм. Преподаватель читает стихотворение: А в лесу, в его разливе близком, Ничего посмертно не тая, Под сосной, под звёздным обелиском Спят недолюбившие мужья. И сюда, где строг убор сосновый, Где себе и людям не солгать, Память сердца нас приводит снова 5У могил солдатских постоять. А. Мехедов Минута молчания. Фоторяд «Современный Брянск». Учащиеся исполняют песню «Брянск». Преподаватель: Современный Брянск ­ крупный индустриальный,  образовательный и культурный центр. Он включает четыре района ­  Советский, Бежицкий, Фокинский и Володарский. В городе есть ряд крупных  промышленных предприятий (БМЗ БСЗ БАЗ и др.) В Брянске действуют три  театра (драматический, ТЮЗ и кукольный), цирк и киноконцертный зал,  несколько Дворцов Культуры. В праздничный день на площадях и проспектах  будет звучать музыка, пройдут развлекательные мероприятия, а вечером  обычно бывает фейерверк. Преподаватель : Красота берёзок стройных и ветвистых Ромашковых  пригорков  аромат, Росистый  блеск полянок  земляничных, Леса,  что  дивной  свежестью   пьянят. Луга  и  перелески  расписные, Чарующие  песни  соловья­ Мой  город  Брянск,  мой уголок  России­ Берёзовая  родина  моя!     Преподаватель : Умеешь ты по­русски веселиться, По­ матерински каждого понять. Грустить и добросовестно трудиться, Достойно ждать и гордо  побеждать.  Так хороши твои  раскаты  грозовые,                              Багряный взгляд  калины над рекой. Мой город Брянск­ Достойный сын России. Живу тобой, дышу  одним тобой!   Преподаватель : Пусть будет мирным небо голубое И васильковые цветут вокруг поля. Живи века и ночью спи спокойно Родная сердцу брянская земля. Шумят дубравы пусть и липы  вековые И льются звонче песни соловья.                Мой город Брянск­ 6Чудесный край России, Берёзовая родина моя! Преподаватель: Напоследок, хотелось бы обратиться к эпиграфу: действительно, история  творится очень долго. Но наш город уже простоял 1000 лет и он всё ещё очень молодой. Современный Брянск – это крупный промышленный центр с  полумиллионным населением Большинство памятников старинного Брянска не сохранилось. Но в конце 20­ ого столетия археологи обратили внимание на название посёлка – Городище.  Недалеко от него были найдены остатки первого городского поселения. Брянск – город театральных и музыкальных традиций. Символом  сценического искусства стал Брянский драматический театр имени Толстого.  Он был построен ещё до войны, но во время оккупации фашисты взорвали его. А уже в послевоенные годы драмтеатр снова был восстановлен. В 1985 году, к тысячелетию Брянска был построен кинотеатр «Дружба» на  Набережной. Кругом тебя лес и дороги, Десны лозняковая тишь. В веках ты и добрый, и строгий, Как витязь былинный стоишь. Град­крепость… Ты дрался немало, Не розами устлан твой путь Россию от бед прикрывала Твоя богатырская грудь. Живут в твоём сердце отвага И дух озорных россиян, Наш город – борец и трудяга, Солдат и герой­партизан. 7Тобою гордимся по праву Не только за труд и бои, ­  Ты славишь родную державу, В ней есть достиженья твои. И вместе победам мы рады, И новые ждут впереди… Ты носишь достойно награды На мощной рабочей груди Вы, конечно, обратили внимание, что сегодня звучали стихи наших земляков­ брянских поэтов. Хочется верить, что  вы узнали, перелистывая страницы  истории, много нового о своем городе. Все вместе мы подтвердили слова,  взятые эпиграфом к уроку: «Медленно история листается. Все стареет­ Родина не старится». Спасибо за внимание. 8