Методическая разработка олимпиады МДК.02.01 Розничная торговля продовольственными товарами

  • Документация
  • docx
  • 07.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проведение олимпиад стимулирует интеллектуальную деятельность студентов, развивает творчество. Олимпиада призвана способствовать повышению качества среднего профессионального образования в интересах развития личности и ее творческих способностей, обеспечения профессиональной мобильности выпускников. Участники Олимпиады должны продемонстрировать теоретическую подготовку, проявить творчество и высокую культуру труда, владение профессиональной лексикой, умением на практике применять современные технологии. Олимпиада проводится в целях выявления качества подготовки обучающихся, дальнейшего совершенствования их мастерства, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования творческого роста, повышения престижа образовательных учреждений, выявления наиболее одаренных и талантливых обучающихся по различным профилям подготовки.
Иконка файла материала олимпиада МДК.02.01.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЕНАКИЕВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ ЛИЦЕЙ» Рассмотрено и одобрено   для практического применения  на заседании цикловой комиссии  преподавателей профессионально –  теоретической подготовки Протокол № ___ от ______ 2017 года Председатель: ________Е.С. Антонцева УТВЕРЖДАЮ: Директор ГПОУ «Енакиевский ПГЛ» _______ Кинюк И.А.Методическая разработка олимпиады МДК.02.01 Розничная торговля продовольственными товарами Профессия 38.01.02 Продавец, контролёр – кассир Преподаватель:                                                                                                  Ателькина А.П. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроведение   олимпиад   стимулирует   интеллектуальную   деятельность   студентов, развивает   творчество.   Олимпиада   призвана   способствовать   повышению   качества среднего   профессионального   образования   в   интересах   развития   личности   и   ее творческих способностей, обеспечения профессиональной мобильности выпускников. Участники     Олимпиады   должны   продемонстрировать   теоретическую   подготовку, проявить творчество и высокую культуру труда, владение профессиональной лексикой, умением на практике применять современные технологии.  Олимпиада   проводится   в   целях   выявления   качества   подготовки   обучающихся, дальнейшего совершенствования  их мастерства, закрепления и углубления знаний и умений,   полученных   в   процессе   теоретического   и   практического   обучения, стимулирования   творческого   роста,   повышения   престижа   образовательных учреждений, выявления наиболее одаренных и талантливых обучающихся по различным профилям подготовки.  Основными задачами Олимпиады являются:  повышение   интереса   обучающихся   к   своей   будущей   профессии   и   еѐ социальной значимости;  совершенствование   навыков   самостоятельной   работы   и   развитие профессионального мышления;   проверка качества знаний студентов об основных конструктивных решениях зданий и сооружений и принципах конструирования;  выявление   уровня   профессиональной   компетентности   в   области строительных материалов и изделий и их применения в строительстве;  развитие умения обучающихся в использовании нормативно­ технической и справочной литературы для самостоятельного решения предложенных задач;  проверка   профессиональной   готовности   обучающихся   к   самостоятельной трудовой деятельности.  Участие в олимпиаде для многих студентов – это, прежде всего, возможность:   закрепить   полученные   знания,   необходимые   для   успешной профессиональной деятельности;   определить и развить свои способности и интересы; приобрести опыт самостоятельной работы;    самореализоваться;   повысить свой авторитет в учебной группе и среди преподавателей;   подготовиться к сдаче итоговой государственной аттестации.  В   методической   разработке   олимпиады   МДК.02.01   Розничная   торговля продовольственными товарами по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр – кассир описывается методика подготовки и проведения олимпиады для студентов третьего курса   очной   формы   обучения.  Олимпиада   проводится   в  целях   выявления   наиболее одаренных   и   талантливых   студентов,   контроля   и   повышения   качества профессиональной   подготовки   обучающихся,   дальнейшего   совершенствования   их профессиональной компетентности, реализации творческого потенциала обучающихся, повышения мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся. Внеаудиторное мероприятие направлено на контроль качества профессиональной подготовки студентов по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр ­ кассир и развитие общих компетенций:  ОК 1. ОК 2. ОК 3.  ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать  собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,   оценку   и   коррекцию   собственной   деятельности,   нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять   поиск   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Соблюдать   правила   реализации   товаров   в   соответствии   с действующими   санитарными   нормами   и   правилами,   стандартами   и Правилами продажи товаров.Для   успешного   проведения   олимпиады   необходим   подготовительный   этап. Преподавателям – организаторам олимпиады необходимо:  подобрать дидактический материал для проведения олимпиады;    подготовить студентов к олимпиаде;   оформить методические рекомендации и рейтинговые таблицы;   разработать задание;  подготовить аудиторию;   определить состав жюри (не менее 3 человек);   разместить на информационном стенде объявление об олимпиаде.  Методическая цель:   Продемонстрировать теоретическую подготовку, проявить творчество, умения на практике применять современные технологии Цель   мероприятия:  Создание   условий   для   выявления   качества   подготовки обучающихся,   дальнейшего   совершенствования   их   мастерства,   закрепления   и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения,   стимулирования   творческого   роста,   выявления   наиболее   одаренного   и талантливого студента по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр – кассир Задачи: Образовательные:  проверить   способности,   обучающихся   к   системному   действию   в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности;  выявить уровень знаний, умений, полученных при изучении обеспечивающих дисциплин; ­ отработать навыки конструирования узлов и деталей зданий;   обобщить знания по профессиональным модулям и их отдельным темам;   расширить круг профессиональных умений по выбранной специальности; продемонстрировать умения студентов аккумулировать полученные знания и   навыки   по   МДК0.02.01   Розничная   торговля   продовольственными товарами;   совершенствовать   навыки   самостоятельной   работы   и   развитие профессионального мышления. Развивающие:   повысить интерес обучающихся к своей будущей профессии и еѐ социальной значимости;   развить   умение   в   чтении   чертежей   и   построении   поперечного   разреза   по зданию в соответствии с заданием;   повысить   ответственность   обучающихся   за   выполняемую   работу, способности   самостоятельно   и   эффективно   решать   проблемы   в   области профессиональной деятельности;   проверить профессиональную готовность обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности;   сформировать уровень профессиональной грамотности. Воспитательные:   продолжить воспитывать личностные качества студентов, обеспечивающих успешность   их   творческой   деятельности,   интуиции,   сообразительности, способности к самооценке;   воспитать конкурентоспособного специалиста. Формируемые компетенции:  ОК 1. ОК 2. ОК 3.  Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать  собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,   оценку   и   коррекцию   собственной   деятельности,   нестиОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ответственность за результаты своей работы. Осуществлять   поиск   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Соблюдать   правила   реализации   товаров   в   соответствии   с действующими   санитарными   нормами   и   правилами,   стандартами   и Правилами продажи товаров. Междисциплинарные связи: ОП.01   Основы   деловой   культуры,   ОП.03   Основы   санитарии   и   гигиены,   ОП.04 Организация   и   технология   розничной   торговли,   ОП.05   Безопасность жизнедеятельности и охрана труда Материальное обеспечение: Задания для выполнения олимпиады. Время на проведения олимпиады: 13 ноября 2017 года, результаты будут объявлены 14 ноября 2017 года Критерии оценки конкурсных заданий олимпиады:  Оценка   теста   выставляется   с   учетом   ответа   обучающегося,   в   результате   чего обучающийся   должен   ответить   на   15   тестовых   заданий   по   1баллу   за   каждый правильный ответ (15 баллов), дать ответы на вопросы, получив по 3  балла за каждый правильный ответ (15 баллов) и решить торговые ситуации – по  10 баллов за верныйответ (40 баллов), расшифровать маркировку торговых знаков по 10баллов за верный ответ. Общее количество баллов 100: «1 место» –100   баллов «2 место» – 90 баллов «3 место» – 80 баллов ХОД ОЛИМПИАДЫ 1. Организационный момент  Приветствие участников олимпиады. Оглашение состава жюри Ознакомление   с   порядком   проведения   олимпиады   и   критериями   оценки выполненных заданий. 2. Основная часть Выполнение олимпиадных заданий 3. Подведение итогов олимпиады. Награждение победителей.  ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ 1. Выберите   правильный   вариант   ответа   (максимальное   количество   15 баллов) № Содержание вопроса Варианты ответов 1 Маргарин – это: а) Высокодисперсная водножировая эмульсия,  сходная со сливочным маслом по вкусу, аромату,  консистенции, содержанию жиров, белков, углеводов. б) Продукт переработки растительного масла; в) Сливочное масло, обогащенное растительными  добавками, витаминами и ароматизаторами 2 Основной белок молока,  а) альбумин,свойства которого  используют при  производстве молочно­ кислых продуктов: б) казеин; в) глобулин. 3 Производство кисло­ молочных продуктов  осуществляется  следующими способами: а) сепараторным; б) термостатным; в) пастеризацией; г) резервуарным. 4 Наиболее жирная часть  а) Сметана;       молока ­ это: 5 В сахаре содержится  углевод:  б) Сливки;       в) Творог. a) глюкоза; б)  сахароза; в)  фруктоза. 6 Хранят сахар­песок в  a) to от 2 до 17о С, влажности воздуха 70%; сухих складских  помещениях при: б)  to от 5 до 30оС, влажности воздуха 70%; в)  to от 5 до 35оС, влажности воздуха 75%; 7 Сырьем для  а) какао­бобы; приготовления шоколада являются: б) какао­масло; в) какао­порошок; г) все ответы правильные. 8 Дефект – это … а) Отсутствие нормативного документа на товар; б) Отсутствие одной или нескольких характеристик  качеств;в) Товар без упаковки. 9 По характеру  а) Общего действия; воздействия на организм  вкусовые товары  подразделяются на: б)  Местного действия; в) Успокаивающего действия;  г)  Сильнодействующие. 10 Содержание жира в мясе А) от вида животных животных зависит: Б)  от упитанности В)  от термического состояния мяса Г)  от свежести мяса 11 Какой  a) Кассовый приходный ордер товаросопроводительный документ может быть  как приходным, так и  расходным? Выберите  правильный ответ: 12 В каких количествах  необходимо фасовать  скоропортящиеся товары в магазинах  самообслуживания? 13 Как проверяют качество  товара, если он поступил в открытой или  повреждённой таре? b) Счет­фактура c) Накладная d) Товарно­транспортная накладная a) фасуется вся поступившая продукция b) фасуется продукция по требованию покупателей c) фасуется продукция из расчета на один день  торговли. a) по сопроводительным документам; b) выборочно по органолептическим показателям; c) сплошным способом по органолептическим  показателям. 14 Для каких изделий  допустимо при  поступлении в продажу  «засахаривание»: а) для варенья; б) для меда; в) для джема, повидла.15 Какие вводимые добавки а) пшеничную, ржаную муку; используют для  улучшения сортов хлеба: б) жиры, молоко, сахар; в) соль, воду, дрожжи.  2. Дайте ответы на вопросы (максимальное количество 15 баллов) Что обозначают первые 2­3 цифры штрих­кода? Что означает принцип выкладки «от глаз до третьей пуговицы на  рубашке»? Назовите основное сырье для выпечки хлеба: Почему картофель должен храниться без доступа света? Что подтверждает акцизная марка на водку, ликероводочные изделия? 1 2. 3. 4. 5. 3. баллов) Решить производственные ситуации  (максимальное количество 40           При отпуске сыра покупателю продавец отрезал от бруска прямоугольного 1. сыра «горбушку». Какие правила нарушил продавец? 2. Покупатель   возвратил   в   магазин   открытую   коробку   шоколадных   конфет «Ассорти»   с   чеком   через   2ч   после   покупки.   На   поверхности   конфет   белый   налет (сахарное поседение). Почему образовался белый налет на конфетах? Как  поступить в данном случае? 3. По   товарному   отчету   остаток   на   1   июня   составил   152720   рублей.   По инвентаризационной описи товаров в наличии на сумму 151975 рублей. Имеется акт на списание   некачественных   товаров   на   сумму   275   рублей.   Выведите   результат инвентаризации. Расшифруйте   маркировку   мясных   консервов   по   условным   обозначениям   на 4. крышке банки: 080613 183 А15 4. Расшифровать маркировку торговых знаков (максимальное количество 40 баллов)1                                               2                                            3ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Выберите   правильный   вариант   ответа   (максимальное   количество   15 баллов) №  Правильный ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 а)Высокодисперсная водножировая эмульсия, сходная со сливочным маслом по  вкусу, аромату, консистенции, содержанию жиров, белков, углеводов. а)казеин; Б) термостатным; Г) резервуарным. Б) Сливки;       б)  сахароза; А) to от 2 до 17оС, влажности воздуха 70%; А) какао­бобы; Б) Отсутствие одной или нескольких характеристик качеств; а) Общего действия; б)  Местного действия; 10 А) от вида животных Кол­во баллов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1Б)  от упитанности С) Накладная С) фасуется продукция из расчета на один день торговли С) сплошным способом по органолептическим показателям. б) для меда; б) жиры, молоко, сахар; 11 12 13 14 15 1 1 1 1 1 Итого 15 2. Дайте ответы на вопросы (максимальное количество 15 баллов) 1. Страну­изготовителя товара 2. Новые и малоизвестные товары выкладывают на уровне глаз покупателя  Новые и малоизвестные товары выкладывают на уровне глаз покупателя 3. Мука, вода, соль, дрожжи 4. На свету  картофель зеленеет, т.к.  в нем накапливается ядовитое  вещество – соланин 5. Легальность производства 3. Решить производственные ситуации  (максимальное количество 40  баллов) 1. Корка на сыре должна быть не более, чем с трех сторон 2. Белый   налет   возникает   при   резких   колебаниях   температуры,   товар подлежит обмену. 3. Недостача на сумму 470 рублей.  ( 152720 – 151975 ­ 275 = 470 рублей)  4.  080613­дата выработки;1­ номер смены;    83­ ассортиментный номер; А­индекс мясной промышленности;15­номер предприятия 4. Расшифровать маркировку торговых знаков (максимальное количество 40 баллов) 1­ Беречь от влаги   2­ Хрупкое   3 – Не выкручиватьПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов,  дополнительной литературы Основные источники: 1. Новикова А.М., Голубкина Т.С., Никифорова Н.С.   Товароведение и организация торговли продовольственными товарами.  – М.:  2009­466с. 2.   Неверова   А.Н.,   Чалых   Т.И.       Товароведение   и   организация   торговли непродовольственными товарами.  – М.:  2009­460с. Дополнительные источники: 1.Барановкий   В.А.,   Мельников   И.В.         Организация,   оборудование   и   технология продажи товаров. –Ростов н/Д:  Феникс, 2009­404с. 2.Горохова,   С.С.   Охрана   труда   на   предприятиях   торговли:   учебное   пособие   /   С.С. Горохова, Н. В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Издательский центр Академия, 2008.­ 64с. 3.Микицей М.В. Учет и отчетность в торговле: Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд­во Феникс , 2008. – 320с. 4.Отскочная,   З.В.   Организация   и   технология   торговли:   учебное   пособие/З.В. Отскочная. – М.: Издательский центр Академия, 2010. – 1 5.Памбухчиянц О.В.  Технология розничной торговли.  ­ М.: 2009­181с. 6.Романова, Е.В. Правила торговли и защита прав продавца. – М.:       Издательско­ торговая корпорация Дашков и К0, 2008.­352 с. 7. Ткачева, Г.В. Продавец, контролер­кассир: практические основы профессиональной деятельности:   учебное   пособие   /   Г.В.   Ткачева   Г.М.Юркевич,   Н.М.   Гурбо,   Г.П. Бодрикова,  М.Д.  Катунина,Л.Н.   Раздымахо.  –М.:   Академкнига/   Учебник, 2007.  – 144с. 8.   Тюнюков   Б.К.   Электронная   техника   предприятий   торговли:   Учебное   пособие/ Б.К.Тюнюков. – М.: КНОРУС, 2008. – 192с.9.   Улейский Н.Т. Улейская Р.И. Оборудование торговых предприятий: Учебник для учащихся профессиональных колледжей, лицеев. –Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 416с. 1. Новости и технологии торгового бизнеса. Форма доступа: свободная  http:// www.torqus.com Интернет – ресурсы: 2. Современная торговля. Форма доступа: свободная      http:// www. sovtorq.panor.ru  3. Справочно­правовая система Гарант. Форма доступа: свободная     http://www.qarant.ru  4. Справочная система Консультант Плюс. Форма доступа: свободная     http:// www. consultant.ruПротокол заседания жюри о результатах олимпиады