Методическая разработка «Основные задачи и принципы построения коррекционно-развивающей среды».

  • Особые потребности
  • docx
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основу дифференцированного и индивидуального подхода составляет знание состояния здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка. В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.Методическая разработка «Основные задачи и принципы построения коррекционно-развивающей среды».
Иконка файла материала Основные задачи и принципы построения коррекционно.docx
Методическая разработка «Основные задачи и принципы построения коррекционно­развивающей среды». Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО Красно­Дубравского детского дома­интерната «Журавушка» Фиклеева Е.С. 2016 г. Основные задачи коррекционно­развивающей     Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и      среды: средств в условиях целенаправленного педагогического руководства  образовательным процессом. Основу дифференцированного и индивидуального подхода составляет  знание состояния здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая  не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное  благополучие и социальную адаптированность ребенка.  В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент,  интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной  степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство,  определяющее успешность всего педагогического процесса.  Педагоги и психологи называют это “обучаемостью”, понимая под  “обучаемостью” ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которых  при прочих равных условиях зависит успешность обучения.  Основная задача каждого учителя ­ научить детей учиться, создать  условия для саморазвития, самообразования детей. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности,  незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень  работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование  1активных форм, методов и приёмов обучения является одним из  необходимых средств повышения эффективности коррекционно­ развивающего процесса в работе учителя.  Образовательная программа должна учитывать возможности и  потребности каждого ребенка с ОВЗ.  Ориентация на зону актуального и ближайшего развития. Обучение должно вести за собой развитие. В связи с этим следует  определять «зону актуального развития» ребенка, то есть его возможности.  Которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону  ближайшего развития», то есть его потенциальные возможности, которые  могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослыми. «Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т. е.  способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний.  Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка, и с  их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы. Вся коррекционно­ развивающая среда строится с учетом «зоны  ближайшего и актуального развития».  Социальная компенсация дефекта. Процесс компенсации – это следствие самостоятельного упражнения и  результат воспитания сохранных сторон психики и личности ребенка. Исход  компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной  степени от адекватности и действенности применяемых методов  формирования компенсаторных процессов в зависимости от успешности  компенсации и коррекции меняется структура дефекта. Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или  слепой ребенок достигает этого иным способом, иными путями и средствами,  поэтому особенно важно знать своеобразие пути по которому следует повести ребенка. 2Процессы компенсации у детей в отличии от взрослых глубоко  специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились приняли характер  стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и  переключения в случае нарушения какой либо из функций. Дети же с ОВЗ  проходят особый путь психического развития, где благодаря усилиям  специального обучения и воспитания формируются новые функциональные  системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта.  Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в  поведении и «вправление в жизнь». Все дети с выраженными нарушениями в развитии нуждаются в  комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую,  психолого­педагогическую и социальную помощь, причем  индивидуализированную.  К сожалению, до сих пор огромным числом руководителей, специалистов  и даже родителей не вполне осознается роль и место в этом комплексе  реабилитации средствами образования. В ряде случаев профессионально  неграмотно определяется и содержание этого компонента реабилитации.  В связи с этим необходимо сделать ясным, как специалисты ­ дефектологи  определяют смысл, миссию реабилитации средствами образования.  Социальное наследование, которое и является специфически человеческим  типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только  средствами и в сфере образования. В человеческой культуре, в каждом  обществе существует специально созданное образовательное пространство,  которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к  обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально  организованных образовательных учреждений.  Отклонения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого  социально и культурно обусловленного образовательного пространства.  3Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с  социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь  родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель  культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями  в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся  ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных  средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с нарушениями в  развитии перестают действовать традиционные способы решения  традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе.  Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С.  Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как  основной причине детской дефективности: "Физический дефект вызывает как  бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда  поврежденный член ­ рука или нога ­ выходят из сустава, когда грубо  разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа  сопровождается болью и воспалительными процессами.  Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то  педагогически воспитать такого ребенка ­ это значит вправить его в жизнь,  как вправляют вывихнутый и больной орган.  "Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно  средствами образования, но не массового и традиционного, а специально  организованного, особым образом построенного и предусматривающего  "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях  нормы достигаются традиционными способами. Принципы построения коррекционно­развивающей среды:  Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Пространство должно быть организованно так, чтобы дети имели  возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при  4этом, не мешая друг другу. Это возможно при создании центров, специально  оборудованных и приспособленных для полноценной детской деятельности.  Можно выделить такие центры: o Центр общения. Пространство, где все дети группы вместе со  взрослыми могут сесть в круг и вести общие разговоры, дискуссии,  беседы.  o Центр сюжетно­ролевой игры и игры драматизации. Здесь должны быть  собраны все атрибуты для сюжетно­ролевых игр ( цирк, зоопарк,  больница, супермаркет, ателье и т.п.) и всё необходимое для  театрализованной деятельности, игр­ драматизации, детские костюмы,  куклы ­ бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для  настольного театра, театр на фланелеграфе и т.д.  o Центр строительно­конструктивных игр. Он должен соседствовать с  предыдущим центром, с тем, чтобы можно было использовать детские  постройки в сюжетных играх и драматизациях.  o Центр изобразительного искусства. Здесь должны быть размещены  материалы для знакомства детей с разными видами изобразительного и  декоративно – прикладного искусство – с живописью, графикой,  скульптурой, предметами народных промыслов; кроме того, здесь  должны находиться материалы и оборудование, необходимые для  детской изобразительной деятельности, ручного труда и  художественного конструирования. Здесь особенно тщательно надо  учитывать требования принципа половых различий детей,  предоставлять материалы, как для девочек, так и для мальчиков.  o Центр «Наш город». Должен вплотную примыкать к центру искусства.  (учитывать надо здесь возраст). Этот центр позволит детям  познакомиться с географическим положением, культурой,  архитектурой, бытом родного города – уяснить различие между  городом и деревней, поможет знать символику России.  5o Логико­математический центр. Здесь должны размещаться логико­ математические игры, головоломки, задачи, рабочие листы и тетради,  книги по занимательной математике.  o Центр развития речи и грамотности. Включает книжный уголок  (различная форма детских книг), разного рода игры, иллюстрации, фото и другое оборудование, предназначенные для развития речи детей,  детские творческие работы, как самодельные книги, рассказы, стихи,  сказки.  o  Центр «Моя семья». Здесь размещаются альбомы с семейными  фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, а также рисунки детей, связанные с темой семьи, творческие работы  разных жанров, сделанные членами семьи. o Центр «Моя группа». Может располагаться в приёмной (визитка  группы, сменяющиеся рубрики, детские высказывания и т.п).  o Естественно ­ научный центр. В него входит уголок природы,  оборудование и материалы для детского экспериментирование.  o Спортивный центр. В него может входить многофункциональный  спортивный комплекс, оборудование, атрибутика для детских  спортивных игр, подвижных игр и занятий. Принцип стабильности, динамичности развивающей среды.  В соответствии с этим принципом стабильность, неизменность элементов  окружающей среды сохраняется в той мере, в какой это обеспечивает  надёжность и защищённость детей от нежелательных воздействий внешнего  мира, гарантирует его устойчивость.  Наряду с этим, изменения в обстановке ­ более или менее кардинальные –  происходят достаточно часто. Предметно ­ материальная среда каждый раз  так или иначе должна преобразовываться в связи с изменением темы занятия.  Начиная изучение новой темы, в окружающую обстановку должны вносится  необходимые для этого предметы, должно убираться всё лишнее,  относящееся к изучению предыдущей темы. Ребёнок постоянно меняется,  6становится другим, и к этим изменениям он приспосабливает окружающую  его среду. В противном случае, он перерастает её, она становится  неинтересной.  Для того, чтобы дети могли создавать обстановку, которая в большей  степени удобна для выполнения выбранной ими деятельности, в их  распоряжении должны быть многофункциональные, легко трансформируемые элементы, которые легко превращаются в «Дом дружбы», «Театр», и т.п.  Кроме того, взрослые должны с определённой периодичностью  организовывать неожиданные и приятные сюрпризы для детей, которые  заставляют их ждать следующего прихода в ДОУ.  Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального  благополучия каждого ребенка и взрослого. Этот принцип, в первую очередь, связан с необходимостью установления  контакта между педагогом и детьми. Установлению же контакта  препятствуют принципиально разные позиции. У нас почти всегда взрослый  «сверху», а ребёнок «снизу». При этом подчиняется ребёнок или протестует – контакт между ними вряд ли возможен. Хорошее общение: «глаза в глаза»  достигается благодаря разно­уровневой мебели.  Принцип открытости, закрытости. Рассматривается в нескольких аспектах:  1. Открытость­закрытость по отношению к природе. Это проживание  вместе с детьми домашних питомцев (черепах, рыбок и т.п.), за которыми  ухаживают дети.  2. Открытость культуре. Окружающая среда должна содержать лучшие  образцы общечеловеческой культуры – музыка, скульптура и т.п.  3. Открытость обществу. Означает, что в жизни группы могут принимать  участие люди разных профессий и интересов. Специально организуются  встречи с такими людьми. Также этот принцип предусматривает общение  7детей разного возраста (соревнования, спортивные игры, совместные  праздники и развлечения). Старшие ребята могут показать для младших  опыты, фокусы, организовать театр, показать концерт.  Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Знакомя детей с книгами, следует соблюдать своего рода баланс –  показывать с лучшей стороны, как мужчин, так и женщин, как девочек, так и  мальчиков. Согласно этому принципу, развивающая среда должна отражать те  образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его  психологическим возрастом. 8