В методической разработке «Особенности высших психических функций при нарушениях зрения» описаны и систематизированы и занесены в таблицу собенности психической функций (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания) и механизмы нарушения этих психических функций у людей при нарушениях зрения. Все занесено в таблицу.Методическая разработка «Особенности высших психических функций при нарушениях зрения» (в таблице).
Методическая разработка
«Особенности высших психических функций при нарушениях зрения»
(в таблице).
Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО КрасноДубравского
детского домаинтерната «Журавушка»
Фиклеева Е.С.
2016г.
«Особенности высших психических функций при нарушениях зрения».
Психическая
функция
Восприятие
Особенности психической функции
Механизмы нарушения психической
функции
При наиболее значительных снижениях
остроты зрения, доминирующее положение
занимают кожный и двигательный
анализаторы.
Однако зрительный анализатор, в
зависимости от уровня остроты зрения
продолжает в той или иной мере принимать
участие в процессе восприятия.
Ограниченность информации, получаемой
слабовидящими, обусловливает появление
такой особенности их восприятия, как
схематизм зрительного образа, его
обедненность.
Память
При нарушениях зрительных функций
наблюдаются замедленные, по сравнению с
нормой, образования временных связей и
выработка дифференцировок, что
выражается в необходимости большего
количества подкреплений. Дефекты
зрительного анализатора, нарушая
соотношение процессов возбуждения и
торможения, отрицательно влияют на
скорость запоминания.
Недостаточный объем, пониженная
Формируются обедненные, часто
деформированные и неустойчивые
зрительные образы.
При нарушениях зрения, когда неточно
отражаются объекты, ослабляется интерес
к окружающему, снижается
Нарушается целостность восприятия
объекта, в образе объекта часто
отсутствуют не только второстепенные, но
и определяющие детали, что ведет к
фрагментарности и неточности отражения
окружающего.
Нарушения зрения приводят к нарушению
восприятия перспективы и глубины
пространства, при этом образы восприятия
искажаются и неадекватны
действительности.
У слабовидящих наиболее продуктивно
происходит запоминание начала материала,
что объясняется повышенной
утомляемостью детей с дефектами зрения.
Характерным для слабовидящих является
огромный размах индивидуальных
колебаний в объеме памяти, скорости
запоминания, что обусловлено
многообразными причинам (типологические
особенности, чувственный опыт, уровень
интеллектуального развития и т.д.) и они не
1скорость и другие недостатки запоминания
слабовидящих детей имеют «вторичный
характер», т.е. обусловлены не самим
дефектом зрения, а вызываемыми им
отклонениями в психическом развитии,
которые можно предупредить путем
развития у детей активности и
самостоятельности при наблюдении
предметов, явлений и процессов
окружающей действительности.
Узнавание и воспроизведение также имеют
у слепых и слабовидящих свои
особенности. Узнавание как деятельность, в
которой сопоставляется образ памяти с
объектом восприятия, зависит от того,
насколько полно и точно было и есть
восприятие, от того, какие существенные
или несущественные – свойства и признаки
были выделены и теперь сравниваются.
Воспроизведение в отличие от узнавания
требует более полного запечатления и
сохранения ранее воспринятого. В ряде
исследований памяти слепых и
слабовидящих отмечается недостаточно
полное и замедленное воспроизведение
материала. На качестве этого процесса
сказываются недостатки запоминания и
сохранения. Замедленное воспроизведение
объясняется еще и особенностями высшей
нервной деятельности, а именно,
некоторым преобладанием тормозного
процесса.
Мышление
Анализ и синтез. Глубокие нарушения
функций зрения, влекущие за собой
затруднения в сфере восприятия,
затрудняют операции анализа и синтеза
отражаемых и являющихся объектом
познания различных сторон
действительности. Нарушенного
зрительного восприятия препятствует
зависят от состояния зрительных функций.
Как и при запоминании, у слабовидящих
наблюдается большая вариативность
индивидуальных показателей и вместе с
длительным сохранением у них можно
наблюдать быстрое забывание. Образы
памяти слабовидящих при отсутствии
подкреплений обнаруживают тенденцию к
распаду. Даже небольшие промежутки
времени отрицательно сказываются на их
представлениях.
Быстрое забывание усвоенного материала
объясняется недостаточной значимостью
объектов и обозначающих их понятий, о
которых слепые могут получить только
вербальное знание.
Характерным для слабовидящих является
неспецифическое узнавание по
второстепенным, несущественным
признакам. Это объясняется
недостаточным чувственным опытом
обследования предмета. Ограниченность
последнего при нарушениях функций
зрительного анализатора замедляет
развитие процесса узнавания.
Это свидетельствует об особенностях
соотношения кратковременной и
долговременной памяти при зрительной
недостаточности, более быстром распаде
зрительных образов и значительном
снижении объема долговременной памяти.
Объем кратковременной слуховой памяти у
всех категорий детей с нарушением зрения
достаточно высокий. Объем
кратковременной и долговременной
осязательной памяти оказывается высоким.
Однако, мыслительная деятельность
слабовидящих подчиняется в своем
развитии тем же закономерностям, что и
мышление нормально видящих. Хотя
сокращение чувственного опыта вносит
определенную специфику в этот
психический процесс, замедляя
интеллектуальное развитие и изменяя
содержание мышления, оно не может
принципиально изменить его сущности.
Отмеченные отклонения в развитии
2формированию целостного образа, в
результате чего страдают различение и
дифференцировка.
В операции сравнения при наличии
серьезных дефектов зрения также
наблюдаются определенные затруднения,
особенно на уровне чувственного познания,
наблюдается недостаточная глубина
сравнения.
Воображение имеет для слепых такое же
значение, как и для нормально видящих:
расширяет сферу познания, создает
возможность предвидеть результаты
деятельности, способствует развитию
мышления, воли, эмоциональной сферы,
оказывает существенное влияние на
формирование личности. Чем шире,
разнообразнее опыт человека, тем богаче
будет и его воображение.
мышления от нормы могут быть в
значительной степени преодолены в
результате обучения, направленного на
формирование полноценных знаний, в
которых чувственное и понятийное
представлены в единстве.
Сужение сферы чувственного познания за
счет полного или частичного выпадения
функций зрения обедняет восприятие и
представления, ограничивает возможности
комбинирования и реконструкции образов
воображения.
Несмотря на ограниченные возможности,
воображение слепых широко используется
в процессах деятельности и в ряде случаев
восполняет недостатки восприятия и
бедность чувственного опыта, выполняя
компенсаторные функции.
Воображение
Внимание
При глубоких нарушениях зрения
наблюдается снижение активности,
проявляющееся наиболее четко в ранние
периоды развития, что связано с
невозможностью воспринимать и
реагировать на мощные раздражители,
воспринимаемые нарушенным зрительным
анализатором. Отсутствие зрительных
впечатлений снижает уровень внешней
стимуляции деятельности ребенка, что
приводит к меньшей его активности по
отношению к внешнему миру.
Практически все качества внимания, такие
как: активность (произвольное и
непроизвольное внимание), направленность
(внешнее и внутреннее), широта (объем,
распределение), переключение (трудное,
легкое), интенсивность, сосредоточенность
(высокая, низкая), устойчивость
(устойчивое или неустойчивое)
оказываются под влиянием нарушения
зрения, но способны к высокому развитию,
достигая, а порой и превышая уровень его
развития у зрячих
3