Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь. В методической разработке
«Особенности высших психических функций при задержках психического развития» систематизированы особенности высших психических функций при разных видах ЗПР (ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического происхождения).Методическая разработка «Особенности высших психических функций при задержках психического развития» (в таблице).
Методическая разработка
«Особенности высших психических функций при задержках психического
развития».
(в таблице)
Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО КрасноДубравского
детского домаинтерната «Журавушка»
Фиклеева Е.С.
2016 г.
«Особенности высших психических функций при задержках психического
развития». (в таблице)
Вид ЗПР
Психическая
функция
ЗПР
конституционального
происхождения.
Восприятие
Особенности
психической
функции
Низкая активность
восприятия в целом
и замедленность
перцептивных
зрительных
операций, бедность
ассоциативных
процессов.
Недостаточность
произвольного
выделения деталей,
неполноценной
дифференциацией
информационной
структуры
воспринятого,
низкой произвольной
регуляцией способа
восприятия.
Механизмы
нарушения
психической функции
Процессы восприятия
протекают в
большинстве случаев
замедленно.
Отмечается
поверхность и
недостаточная
обобщенность
восприятия.
Правильно
воспринимает
объекты в привычном
для них положении,
при изменении
условий восприятия
этого часто не
происходит.
Внимание
Неустойчивость и
неравномерность
внимания, низкая
степень
концентрации на
воспринимаемом
материале,
повышенная
отвлекаемость,Речь
слабость
распределения и
переключаемости
внимания.
Часто общее
недоразвитие речи.
Словарь беден,
пассивный словарь
значительно шире
активного.
Предикаты и
определения в речи
малочисленны.
Страдает
грамматический
строй, наиболее
часто встречаются
нарушения
согласования,
пропуск или
неверное
употребление
предлогов.
Память
Процессы памяти
развиты слабо.
Темп речи
замедленный.
Отмечается
неправильное
понимание и,
следовательно,
неточное
использование слов.
Монологическая речь
бессвязна (отмечается
соскальзывание с
одной темы на
другую), лишена
логичности и
завершенности.
Невозможность
поддержать беседу.
Вопросы задаются в
случаях
заинтересованности
предметом
Материал запоминает
медленно, в
маленьких объемах.
Происходит это в
результате
преимущественно
непроизвольного
запоминания после
большого количества
повторений.
Осмысленность при
этом часто теряется.
Сохранение
информации также
страдает, поэтому
воспроизводит в
основном отдельные
фрагменты, наиболее
яркие. При этом
осмысленность
воспроизводимого
зачастую отсутствует,также отмечается
искажение и
нарушение
последовательности
событий.
Мыслительные
операции развиты
слабо:
бессистемность и
непоследовательность
анализа при
выполнении новых
заданий, при
сравнении трудно
исключить
несущественные
признаки, операции
обобщения и
классификации в ряде
случаев тоже
опираются на
несущественные
признаки. Аналогию
между предметами
может провести
только под
руководством, как и
делать выводы.
Умозаключения
примитивны,
алогичны.
Для перехода от
одного объекта к
другому требуется
время.
Представление
неполное,
фрагментарное.
Мышление
Преимущественно
развит наглядно
действенный вид
мыслительной
деятельности, в
меньшей степени —
наглядно образный,
абстрактный.
ЗПР соматогенного
происхождения.
Внимание
Восприятие
Внимание
устойчивое.
Переключаемость
внимания
затруднена. Объем
внимания
достаточный — 2—3
объекта.
Преобладает
непроизвольное
внимание.
Некоторые явления
окружающей
действительности
воспринимаются
неполно.Память
Мышление
Речь
ЗПР психогенного
происхождения.
Внимание
Развита
преимущественно
зрительная память,
преобладает
механическая
память.
Мыслительная
деятельность
достаточно активна,
но суждения даются
с трудом, причинно
следственные
зависимости
устанавливает слабо.
Затруднений в
выполнении
сравнения нет.
Сложнее дается
анализ, синтез.
Абстрактные
понятия и явления
не всегда доступны.
Выводы делает с
помощью учителя.
Развито наглядно
действенное
мышление.
Хорошо развито
понимание
обращенной речи.
Словарь развит
недостаточно, темп
речи нормальный.
Монологическая
речь достаточно
связная,
выразительная.
Преобладает
произвольное
внимание. Внимание
устойчивое, легко
переключается с
одного вида
деятельности на
другой.
Преобладает
Ребенок умеет
поддержать тему
разговора, отвечает на
вопросы, сложнее для
нее задать вопрос.
Легко воспринимает
целостный предмет,
редко затрудняется в
узнавании его
отдельных частей.Память
Мышление
Речь
ЗПР церебрально
органического
происхождения
Внимание
Преобладает
нагляднообразное
мышление.
Экспрессивная речь:
звукопроизношение
нарушено, речь с
«проглатыванием»
отдельных слогов..
Импрессивная речь:
обращенную речь
понимает без труда
и выполняет
соответствующие
инструкции.
Монологическая
речь развита слабо, в
диалоге умеет
поддерживать
беседу, задает
вопросы, дает
полные ответы.
Дефекты устной
речи на письменную
речь не влияют.
Неустойчивое,
переключаемость
снижена.
зрительно слуховой
вид памяти;
наблюдается
механическая и
словеснологическая
память.
Новый материал
запоминается
практически в полном
объеме, правильно
применяется на
практике.
Восприятие
Наблюдается
недоразвитие
восприятия.
Внимание
привлекается с
трудом; оно
неустойчивое;
переключаемость
снижена. Ребенок
постоянно
отвлекается, рассеян.
Правую и левую
сторону не различает.
Разрезанную на 4
части картинку
сложила методом
проб и ошибок без
посторонней помощи.С более сложными
заданиями не
справляется.
Восприятие картин и
текстов
Запоминает медленно
и небольшой по
объему материал;
плохо сохраняет
информацию,
воспроизводит часто с
ошибками.
Выделить главное,
существенное
самостоятельно не
может. Помощь со
стороны не всегда
принимает.
Задания на сравнение,
классификацию
предметов не
доступны.
Затрудняется в
выполнении
мыслительных
операций (анализа,
синтеза, сравнения).
Выводы и
умозаключения
делает плохо.
Темп речи очень
быстрый; речь иногда
очень выразительна.
Может поддержать
тему разговора,
задавать вопросы.
Память
Мышление
Память
кратковременная, в
основном
механическая,
зрительная память
очень плохая,
развита слуховая
память.
Преобладает
наглядно
действенное.
Речь
Нарушено
произношение
сонорных,
свистящих и
шипящих звуков;
страдает
грамматический
строй; беден
словарный запас, не
развита связная
речь; нарушены
фонематические
процессы и процессы
языкового анализа и
синтеза.