Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".
Оценка 4.7

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
13.11.2018
Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".
Эстрадное пение 10-18 лет. Вокальные упражнения. Дыхание для вокалистов. Дыхательная гимнастика. Работа над вокальным произведением. Артикуляция. Резонаторы. Энергетика в пении. Работа над репертуаром. Эстрадный вокал сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства и, прежде всего, подразумевает пение эстрады. Но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с легкой и доступной к пониманию музыкой. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком.Эстрадное пение 10-18 лет. Вокальные упражнения. Дыхание для вокалистов. Дыхательная гимнастика. Работа над вокальным произведением. Артикуляция.
Метод разраб ОТКРЫТЫЙ УРОК Эстрадное пение .docx
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ КОЛЛЕДЖ Методическая разработка открытого урока  по специализации Эстрадное пение   КАЯНИДИ ЛИЛИЯ ДАНИИЛОВНА Тема «Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения» Москва 2018 Содержание Введение План 1этам, 2этап Упражнения на дыхание Вокальные упражнения 1 часть Вокальные упражнения 2 часть Вокальные упражнения 3 часть Диафрагмальное дыхание Резонаторы Артикуляция Энергетика Работа над репертуаром Подведение итогов Заключение Список использованной литературы Введение        Как известно, музыка, в том числе и пение, в современном мире – это не только   предмет   развлечения,   но   и   могучее   средство   воспитания   и самосовершенствования   личности.   Освоение   искусства   эстрадного   вокала   в первую   очередь   начинается   с   освоения   музыкального   языка,   то   есть   со стилистики.   Певец   должен   овладеть   техническими   навыками   и   приемами. Развитие   голоса   и   знакомство   со   стилистикой,   чаще   всего   развиваются параллельно.          Эстрадный   вокал   сочетает   в   себе   множество   песенных   направлений, объединяет всю палитру вокального искусства и, прежде всего, подразумевает пение эстрады. Но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с легкой и   доступной   к   пониманию   музыкой.   Эстрадный   вокал   отличается   от академического вокала более открытым и более естественным звуком.           Процесс   обучения   сольному   пению   является   одним   из   составляющих   в системе   духовного   и   нравственного   воспитания   учащегося.   Даже   в   период обучения   учащийся   имеет   возможность   проявить   себя   как   яркую индивидуальность,  создать   неповторяемый   сценический   образ.  Раскрепощаясь сценически,   обладая   природным   артистизмом,   студент   может   мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.        Эстрадное пение развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор, способствует повышению уровня исполнительства.          Открытое занятие предназначено для обучения и воспитания музыканта­ вокалиста, готового к сценической деятельности. Развитие   вокально­певческих   навыков   исполнителя   любого   направления предполагает: 1. Работу над постановкой голоса;  2.   Освоение   специфических   способов   и   приемов,   использующихся   в   данной стилистике. Под   постановкой   голоса   понимается   процесс   развития   певческого   голоса   и выработки   в   них   качеств,   необходимых   для   дальнейшей   профессиональной работы   в   каком­либо   жанре   вокального   искусства.   В   процессе   работы   над постановкой   голоса   мы   должны   учитывать   и   развивать   те   механизмы формирования голоса певца, которые в дальнейшем позволят ему петь высоко, сильно, долго, каждый день, и без вреда. «Вокальные навыки ­ это комплекс певческих   рефлексов,   выработанных   в   систематических   занятиях­ многократных повторениях, разделённых во времени» (О. Далецкий). В процессе занятия вокалом голосовой аппарат должен становиться выносливее и здоровее. Певец должен справляться с вокально­техническими трудностями, если занятия пения   эффективны,   жалобы   на   различного   рода   состояния   дискомфорта   не возникают. Вокалист любого жанра должен управлять своим голосом. В первую очередь   необходимо   освоить   базовые   приемы   по   управлению   певческим дыханием и дыхательной опорой, ведь без них невозможно точно интонировать и корректно исполнять штрихи и фразировку. Необходимо научиться «ловкости» в   использовании   резонаторов,   без   нее   не   добиться   выразительности   пения   и тембральной   ровности   диапазона.   Важна   и   скоординированная   работа артикуляционного аппарата. Особое внимание следует обратить на свободное и непринужденное положение гортани. В   процессе   постоянных   упражнений   для   пения,   приобретается   навыки свободного   вокального   звукоизвлечения,   раскрывается   тембр   голоса   и появляется  его индивидуальность. На начальном этапе обучения вокальному искусству важно все, что касается развития вокальной техники. Любое обучение всегда должно происходить под наблюдением   и   контролем   педагога,   иначе   можете   повредить   голос.   Нужно учитывать,   что   процесс   обучения   вокала   требует   от   вас   терпения,   времени, физических и эмоциональных затрат. Профессиональный певец должен звучать беспроблемно долгое время, поэтому певческий аппарат нужно тренировать не только на уроке, но и дома, выполняя все наставления педагога.               Данный   урок   направлен   на   воспитание   сольного   голоса   звучащего   в эстрадно­джазовой манере.          План Цель:  найти и развить природные голосовые возможности обучающегося,  способствующие формированию творческой индивидуальности через обучение   пению; обучение чистоте интонирования, четкой дикции; развитие вокально­технических навыков и навыков выразительного пения; воспитание общей культуры личности. Задачи: обучение выполнению вокально­тренировочных упражнений; развитие свободного и удобного дыхания; работа с текстом; обучение выразительному и осмысленному пению на примере вокального  произведения; воспитание музыкального вкуса. Методы работы: основная форма обучения – очная (учебное занятие). Дополнительной формой занятий являются –прослушивание аудио и видео  записей выступлений профессиональных певцов. Каждый педагог вокала начинает свой урок с распевки.  Распевка – это упражнение, предназначенное для выполнения нескольких задач: 1. Это может   быть   разогрев   всех   мышц   голосового   аппарата;   2.   Обработка техники голосообразования; 3. Голосоведения; 4. Речевые упражнения и т.д.   Распеваться   необходимо   ежедневно   не   меньше   30   минут,   до состояния прогретого, теплого горла, с достигнутым нужным диапазоном. Для   этого   нужно   брать   упражнения,   которые   хорошо   настраивают голосовую функцию. Любую распевку нужно петь живо, выразительно, с чувством, как если бы вы пели произведение на концерте 1 этап. Педагог – ученик.  Специальные  теоретические занятия + специальный психологический подход к личности   учащихся   +   специальные   упражнения   технические   и   вокальные, впоследствии    чего  быстро доходит до глубинных  вокальных    возможностей человека.   В  упражнениях   используется   минимум   голоса,   каждый   ученик   для педагога это индивидуальность, личность со своей энергетикой, человеческими качествами.   В   моей   методике   все   упражнения   построены   на   работе дыхательного аппарата, все четко, требовательно отрабатывается, а правильное дыхание предохраняет от срывов в связках. Положительная сторона методики­ все учащиеся поют индивидуально, эмоционально, полным голосом. 2 этап. Работа над шлифованием нюансов.  Студент начинает петь осознано, выбирая в каком стиле ему лучше петь, знает основы профессионализма. Теоретические   сведения   и   вокальные   ­   тренировочные   упражнения   можно компоновать в следующем порядке: 1. Теоретические сведения о певческом дыхании + разминка, упражнения для верной настройки голоса. 2.   Теоретические   сведения   о   манерах   пения   +     разминка,   упражнения   для правильного     певческого   дыхания,   обработка   техники   голосообразования   и голосоведения. 3.   Певческие   регистры.   Связки   +   разминка,   упражнения   для   правильного дыхания, овладение филирования звука. 4.   Диафрагмальное   дыхание.   Атака   звука   +   разминка,   упражнения   на дыхательную технику, скачки, интервалы, в том числе октавные. 5.   Резонаторы   +   разминка,   упражнения   на   дыхательную   технику,  работа   над интонацией. 6.  Артикуляция  +   разминка,  речевые     упражнения,  выработка  (расширение  ) диапазона. 7. Энергетика + разминка, речевые упражнения, техника беглости. моделирующие Приступая   к   работе   над   профессиональной   постановкой   звука,   необходимо опираться   на   природу   формирования   певческого   голоса.   Показателем естественной   природы   голоса   служит   речевой   (грудной)   регистр,   который используется   в   выразительной   речи.   Начальный   звук   работы   ­   примарный речевой   тон,   наиболее   часто   повторяющийся   в   спокойной   речи   и   при односложных   ответах.   Примарный   речевой   и   весь   грудной   регистр,   как утверждают   многие   известные   вокалисты,   почти   никогда   не   выстраиваются резонансно от природы даже у вокально одаренных людей. Однако вокальная работа над его постановкой ведущими вокалистами мира рассматривается как фундамент   певческого   голоса,   считаясь   основой     саморегуляции   вокальной техники   на   всем   диапазоне   певческого   голоса,   формирования   всех профессиональных   и   исполнительских   возможностей   певца.   Формирование резонансного   голосообразования   грудного   регистра   наиболее   эффективно осуществляется на основе метода пространственного и артикулярно ­ китсевого моделирования,   сочетающего   природособранную   двигательную   организацию работы   голосового   аппарата   и   всего   тела.   Поэтому   наряду   с   обработкой элементов и механизмов резонансного голосообразования важно использовать и движения ощущения тела, звукоформирования. С первого урока вокала, педагог закладывает те основы музыкальной культуры на которых строиться все дальнейшее воспитание и образование: формируется положительное,   заинтересованное   отношение   детей   к   музыке,   воспитывается любовь к ней, музыкальный вкус, приобретаются навыки слухового внимания, умение   слушать   музыку.   Элементарно   разбирать   и   оценивать   услышанное. Начиная работу по вокалу, многие учащиеся не могут  правильно интонировать, причины неправильного пения, весьма различны: иногда это дефекты слуха или голосового   аппарата,   иногда   недостаточность   музыкального   опыта   учащихся, слабое   развитие   музыкального   слуха,   отсутствие     элементарных   певческих навыков.   В   процессе   обучения   эти   недостатки   постепенно   исчезают,   кроме отдельных случаев требующих медицинского вмешательства. Большое значение для   правильного   пения   имеет   развитие   музыкально­слуховых   представлений, чувства   ритма,   слухового   внимания   и   слухового   контроля.   Красивое   и выразительное   пение   дается   не   сразу.     Чтобы   раскрепостить   ученика эмоционально,   мы   совместно   с   учеником   выясняем,   откуда   появляется музыкальный звук, и какие органы  принимают участие в извлечении певческого звука,   в   дальнейшем   мы   останавливаемся   на   дыхательном   аппарате   певца. Дыхание бывает 2­х видов. Неправильное ­ ключичное и смешанное. Правильное – нижнерёберно ­ диафрагмальное. Диафрагмальное дыхание дает: 1. Является предохранителем от срывов  связок.   пространственные 2. Пение на диафрагмальном дыхании позволяет сохранить на длительное время силу и чистоту звука, не дает быстрого утомления и расстройства голосового аппарата. Задача обучения эстрадному пению­это создание оптимальных условий для  работы всех звукообразующих частей голосового аппарата. Главной задачей и  рекомендацией является снятие зажимов, вокальная свобода и удобство,  которое можно охарактеризовать одним словом комфорт. В пении необходимо именно состояние комфорта, о котором мы часто забываем и, даже  почувствовав его, вдруг теряем.  Итак, комфорт – раскрепощенность, естественность, удобство, спокойствие –  вот слова, которыми можно охарактеризовать это состояние.  Основные навыки эстрадного пения: 1. Свободное удобное дыхание (свобода вдоха, выдоха) 2. Расслабленность и удобство голосового аппарата; 3. Естественный резонанс (грудной, головной); 4. Расслабленность речевого аппарата (губы, язык, челюсть), удобство  артикуляции.  Дыхание. Дыхание самым тесным образом связано с другими основными  навыками пения.  Существуют различные упражнения, дающие возможность ощутить работу  диафрагмы – главной мышцы, отвечающей за дыхание в пении. Эти упражнения  необходимы с точки зрения ознакомления с работой дыхательного аппарата и  приведения его в некоторый тонус. Необходимо обращать внимание именно на  расслабленное состояние живота, а не твердить постоянно о диафрагме. Только  при условии расслабленности верхней и нижней частей живота диафрагма  начинает работать в верном режиме и практически любой звук, извлекаемый  учащимся, становится комфортным, а значит верным.   Подготовка дыхательной системы к работе.  3 упражнения из системы дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Из истории: Стрельникова Александра Николаевна ­  педагог­вокалист,  продолжила дело, начатое своей матерью в 30­40 г.г. прошлого столетия по  разработке системы дыхательной гимнастики.   Дыхательная гимнастика была  разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у  профессиональных певцов. Это уникальный метод естественного (немедикаментозного) оздоровления всего  организма, отличающийся от всех дыхательных гимнастик тем, что короткий  шумный вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.  Одновременно с вдохом выполняются движения, вызывающие сжатие грудной  клетки.) Вокальная   стойка   или   поза   ­   та,   при   которой   брюшные   мышцы   натянуты, грудная клетка с плечами находится в свободном развернутом, расправленном состоянии,   позвоночник   прямой,   опора   на   обе   ноги.   Голову   нельзя запрокидывать,   и     вытягивать   вперед.   Качественное   пение   –это   пение   на устойчивой певческой опоре. Вдох должен быть бесшумным, в темпе и ритме исполняемого упражнения. Выдох должен быть ровным, почти не ощущаемым. Необходимо  научиться управлять потоком  выдыхаемого воздуха. Это означает рассчитывать требуемое количество дыхания на определенную фразу. По сути, вдох – это ваша готовность к пению. У каждого вида пения существуют  определенные приемы исполнения.  Эстрадно­джазовое пение ­ это «маска».  Для того чтобы её сделать, нужно: 1. Нижняя челюсть свободна, не зажата, верхняя губа медленно поднимается, работают мышцы носа. Как можно сильнее напрягаем мышцы лица. Фиксируем, стараемся как можно дольше задержаться в этом положении, затем медленно расслабляемся. Упражнение  повторить 3 раза. 2. Следующее  упражнение ­ открываем рот максимально широко, но  «маска» остается. Повторить 3 раза. 3.   Максимально   открыт   рот,   делаем   вдох   диафрагмой     «хрю»   ­   медленно всасываем воздух, надувая живот, затем выдох. Три упражнения на дыхание 1. Вдох, задержка дыхания, давим на солнечное сплетение, выдох. 2. Вдох, переводим воздух под  диафрагму и толчки животом, выдох. 3. Упражнение линейка Необходимо расслабить: 1. Плечевой пояс (встряхивание плечами) 2. Шейный отдел (наклоны, повороты и другие движения головой) 3. Нижнюю челюсть (движения вниз, вверх, влево, вправо, вперед, назад. 4. Губы и область вокруг них, движения губами, нижнюю губу выворачиваем с   обнажением   десен.   Также   выполнять   движения   закрывающие   нижние зубы нижней губой внутрь рта).  Вообще   любые   разминочные   упражнения,   в   том   числе   и   разминающие мышцы лица в данном случае хороши, так как   певец должен уметь ощущать свободу этих мышц и резонирование  лица во время пения. 5. Все мышцы живота (отпустить их) Рис. 1,                                     Рис. 2,                                                      ВДОХ                                     ВЫДОХ   РУКИ НЕ НИЖНЕ КОЛЕН Упр. 1.     «насос» (накачивание шины) ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, руки опущены. Кисти рук в момент  поклона должны опускаться только до колен, не ниже. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею  не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох  в конечной точке поклона ("понюхайте пол"). (Рис. 1, вдох) Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью ­ в этот момент  абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот. (Рис. 2, выдох) Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный  вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через  рот. Упр. 2  «обними плечи»(вдох на сжатии грудной клетки) ИСХОДНОЕ положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на  уровень плеч кистями друг к другу. Помните! Руки в этом упражнении не  следует напрягать, не следует разводить широко в стороны и не следует менять  местами. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу  друг другу, как бы обнимая себя за плечи. (Рис. 1, вдох) Важно, чтобы руки  двигались параллельно, а не крест­накрест. При этом одна рука окажется над  другой, причем какая над какой ­ все равно. Главное ­ помнить, что в течение  всего упражнения положение рук менять  не следует. Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны (но не до  исходного положения) (Рис. 2, выдох). В момент вдоха локти сошлись на уровне  груди ­ образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся –  получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит  воздух.                                                            Рис. 2, ВЫДОХ Упр. 3   «на задержку дыхания» ИСХОДНОЕ положение: встаньте прямо, руки опущены. В момент вдоха руки  сгибаются в локтях перед собой вертикально, параллельно друг другу, мышцы брюшного пресса  и диафрагма напрягаются. Удерживать дыхание сколько  можно, затем расслабиться. Упр. 1 Отработка выдоха­импульса сочетание звуков «КШ» .               Упр. 2  Отработка выдоха­импульса сочетание звуков «Ф», «Ч» .              Упр. 3 (на укрепление диафрагмы)      Дыхание – принцип бегущей собаки – ха­ха, а­ха, а­ха. Вокальные упражнения 1 часть. Упр. 1. На формирование певческого тона, подготовка певческого  аппарата к работе. Упр. 2. На формирование единого звукообразование при пении гласных,  закрепление  ,, переходных” звуков. Упр. 3. На формирование единого звукообразование при пении гласных,  расширение диапазона. Упр. 4. На закрепление  ,, переходных” звуков, развитие певческого  дыхания. Упр. 5. На staccato, твердая атака звука. Упр. 6. На смешение регистров, близкую позицию звука. Упр. 7. На использование головного резонатора. Упр. 8. На legato, смешение регистров, расширение диапазона. В   этой   части   упражнений   необходимо   уделять   большое   внимание формированию звука, певческому дыханию и атаке звука. Так же в этой части   отрабатываются   дикционные   трудности,   четкость   и   краткость произнесения согласных звуков. Вокальные упражнения 2 часть.  1. Упражнение   на   развитие   головного   резонирования   и выравнивание гласных при смене высоты тона. При открытии рта на звук «йа» необходимо следить за поднятием небной занавески, так называемого «зевка», а так же за округлостью гласной И, избавляться от «уплощения» этой гласной. Следует продвигаться по полутонам вверх до появления  характерного  «прижатого  звука» и так же спускаться вниз до зоны грудного резонирования. 2. Упражнение, направленное на сглаживание регистров. Выполняя   упражнения   на   сглаживание   регистров,   следует   особое внимание уделить ровности звука, избегать скачков гортани и сохранять высокую позицию звука в головных резонаторах. Звук И формируется округло с мягкой аккуратной атакой звука. Практика   показывает,   что   при   движении   вниз   наиболее   сложно сохранить   высокую   позицию   звука   и   его   объем,   поэтому   данные упражнения следует выполнять только сверху вниз. 3. Упражнение на сглаживание регистров и выравнивание гласных. В   данном   упражнении   следует   обратить   внимание   не   только   на округлое формирование всех  гласных и точную атаку, но и на снятие второго звука с помощью дыхательного толчка, избегая акцентирования слабой доли. 4. Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при  формировании гласных. Следует четко формировать гласную губами, не меняя уклада внутри, не   опуская   небную   занавеску.   Так   же   немаловажную   роль   в   этом упражнении   играет   плотный   поток   выдыхаемого   воздуха   и   правильное распределение дыхания. У­­­­­­­­­­­­­ О­­­­­­­­­­­­­А­­­­­­­­­­­­­Э­­­­­­­­­­­­­­­И­­­­­­­­­­­­ Для   начинающих   вокалистов   рекомендуется   подставлять   сонорную согласную  М, с требованием  произносить   её быстро, не  закрывая  рта. Также обращать особое внимание на равномерный выдох без толчков. 5. Упражнения, формирующие звукообразование в грудном режиме. При исполнении этих упражнений многие педагоги рекомендуют «погудеть», «опереть на грудь». Особое внимание следует обратить на  постановку корпуса при пении, чтобы вокалист не опускал голову при  пении. 6. Упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции. Данное упражнение следует выполнять, используя различные слоги:  ди…., зи…, ви….и т.п. Исполняется упражнение, уделяя особое внимание проблеме верного формирования гласных, четкой артикуляции и активному произношению слога на стаккато. Еще   один   вариант   этого   упражнения:   с   расширенным   диапазоном   и исполнения   на   слоги   гаммы   до   мажор.   Усложненное   упражнение исполняется для решения проблемы быстрой смены слога при предельно единообразном формировании гласных. 7. Упражнение на развитие дикции и артикуляции. При выполнении упражнения следует добиваться четкого  произношения данных слогов. Упражнение секвенцируется по полутонам вверх и вниз в  пределах квинты. Усложненный вариант упражнения. Вокальные упражнения 3 часть Следующий раздел посвящен упражнениям, развивающим вокальную технику – подвижность  голоса. Для этого используются упражнения с использованием широких скачков, техники стаккато, арпеджирование и т.п. 1. Пение интервалов. Это   упражнение   требует   точного   попадания   на   различные   звуки, расположенные   друг   относительно   друга   на   различных   расстояниях (интервалах) в быстром темпе. Начинать   это   упражнение   также   следует   с   примарного   тона, постепенно поднимая или опуская тональность по полутонам вверх или вниз. Петь его нужно на различных гласных: "а", "о", "и", "у", начиная с медленного и постепенно повышая темп. В основе упражнения также лежит одно октавная мажорная гамма (с возвратом к нижнему основному звуку на восходящем движении или к верхнему   ­   на   нисходящем   движении).   Поётся   упражнение   в   двух вариантах: на легато (слитно) и на стаккато (отрывисто). 2. Упражнения для выработки певческого вибрато. Одна из сложных в освоении характеристика для певческих голосов, вибрато, вырабатывается при помощи следующего упражнения. Суть его такова: исполняется восходящий отрезок мажорной гаммы из 5­ ти первых ступеней. Пятая ступень повторяется пять раз, после чего следует нисходящая гамма, возвращающая нас к начальному звуку. Для   выработки   вибрато   необходимой   частоты   упражнение   нужно выполнять в строго определённом темпе. 1­е   важное   указание  к   исполнению   данного   упражнения. Желательно,   чтобы   эта   пятая,   повторяющаяся   5   раз,   нота   не   звучала отрывисто. Вместо коротких пауз между звуками пятой ступени, у тебя должно быть понижение громкости. Таким образом, будут звучать не 5 коротких   отдельных   нот   одной   высоты,   а   одна   длинная,   с   плавным волновым   изменением   громкости,   где   есть   5   пиков,   соответствующих исходной   громкости,   и   4   впадины   между   ними.   Главное   добиться равномерности:   чтобы   расстояния   между   пиками   были   одинаковы   по времени, а также, чтобы и пики между собой, и, соответственно, впадины между собой были одинаковой громкости. При понижении громкости будет происходить и некоторое понижение высоты исполняемой ноты. Поначалу, возможно, это понижение будет не очень слышно. Впоследствии, когда упражнение будет хорошо отработано в   отношении   громкости,   нужно   продолжать   добиваться,   чтобы   при волновом понижении громкости одновременно следовало бы и понижение звука на полтона.              2­е   важное   указание.  Необходимо   чтобы   данное   упражнение выполнялось на опоре дыхания. Брюшной пресс должен быть всё время упруго напряжён. Данное   упражнение,  на  самом  деле,  достаточно   выматывающее.  Не следует выполнять его слишком долго. Оно требует недюжинной силы воли.   На   выработку   правильного   певческого   вибрато   уходит   от нескольких месяцев до нескольких лет. 3. Упражнение на развитие диафрагмы и опоры дыхания. Упражнение   заключается   в   исполнении   восходяще­нисходящей мажорной гаммы, каждый звук которой повторяется 6 раз на стаккато. Кроме выработки навыков отрывистого пения, тренировки диафрагмы и постановки   опоры   дыхания   данное   упражнение   также   может   быть использовано в качестве развития певческого вибрато, если его регулярно пропевать в определённом темпе. 4. Упражнение   на   развитие   верхнего   регистра   и   умения   петь «через порог». Начинается   упражнение   с   исполнения   ноты   нижнего   регистра, расположенной   вблизи   переходных   нот   на   достаточно   громком  звуке. Дальше идёт плавное скольжение звука на октаву вверх. Где­то на этом скольжении   срабатывает   «переход»,   и   вокалист   начинает   петь   звуки верхним   регистром   голоса   (фальцетом).   Этот   «переход»   не   должен смущать, главное ­ постараться спеть конечный звук так же громко и, по возможности так же насыщенно, как и первый звук. Затем исполняется первая нота, и звук опускается на ступень вниз (нисходящая мажорная гамма). Где­то в середине упражнения «перехода» в другой регистр уже нет.   Здесь   начинается   тренировка   умения   «скользить»   по   нотам   через октаву. Упражнение, развивающее подвижность голоса. Исполняется на любой слог, на стаккато, секвенцируя по полутонам  вверх и вниз. Усложненный вариант этого упражнения.  Упражнение на выравнивание диапазона и выработки единообразного формирования гласных звуков. Данное упражнение относится к «сложным» и требует длительной подготовки. Упражнение исполняется с названием нот – «сольфеджио» и требует внимательного отношения к четкости произношения согласных, а также следить за единообразной манерой пения гласных. Усложнённый вариант упражнения для выработки длительного выдоха 5. Упражнение для развития подвижности голоса. Упражнение исполняется с названием нот или сочетанием слогов. В  зависимости от поставленной задачи. Например: ДИАФРАГМАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ Все   дети   рождаются   со   способностью   визжать,   смеяться,   плакать,   кричать, кривляться. В процессе взросления эти голосовые проявления постепенно куда­ то   исчезают,   ребенок     становится   более   стеснительным,   а   его   ГОЛОС превращается   в   голос.   Наша   задача   вспомнить   врожденные   механизмы функционирования своего голоса. Существуют различные упражнения, дающие возможность   ощутить   работу   диафрагмы   –   главной   мышцы,   отвечающей   за дыхание в пении. Эти упражнения необходимы с точки зрения ознакомления с работой   дыхательного   аппарата   и   приведения   его   в   некоторый   тонус.   Надо пояснить и продемонстрировать ученику. Что вдох осуществляется в живот и подреберье,   тем   самым   приподняв   и   чуть   развернув   грудь.   Чтобы активизировать   ощущения   ученика   и   научить   его   дышать   животом,     можно воспользоваться способом «испуга». При испуге мы иногда тихо вскрикиваем, резко вдыхая воздух в живот. Для малышей я показываю упражнение   ­ «как дышит   рыбка   жабрами».   Эти   движения   являются   наиболее   точными   для понимания работы диафрагмы и мышц живота   при вдохе. Во­первых, воздух сразу поступает в живот, а во­вторых, при быстром прохождении не охлаждает слизистую   оболочку   и   связки.   При   пении   необходимо   полное   доверие   к собственному животу, к брюшным мышцам живота. Именно доверие. Только при условии расслабленности верхней и нижней частей живота диафрагма начинает работать в верном режиме и практически любой звук, извлекаемый учащимся, становится комфортным,   а значит верным. Вдох должен быть бесшумным, в темпе   и   ритме   исполняемого   упражнения   или   произведения   (   на   затакт   к ритмической   доле).   Выдох   должен   быть     ровным,   почти   не   ощущаемым. Необходимо   научиться   управлять   потоком   выдыхаемого   воздуха.     Это обозначает   рассчитывать   требуемое   количество   дыхания   на   определенную фразу, так как весь взятый воздух надо потратить на пение, или говоря другими словами,   не   перебирать   количество   воздуха,   беря   воздуха   не   более   чем требуется. «Нужно обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха» (Э. Карузо).   При   этом   излишек   дыхания   (если   есть)   в   конце   фразы   следует выдохнуть. По сути, вдох ­ это ваша готовность к пению. Так же при обучении необходимо обязательно следить за выдохом, так как: 1.   Мышечные   зажатия   живота   и   гортани   ведут   к   запиранию   дыхания,   как такового. Это в свою очередь приводит к напряжениям голосового аппарата в целом   и   неозвученности   резонаторов,   так   как   нет   проходимости   спокойного воздушного потока; 2.   И   наоборот,   если   при   пении   нет   постоянно   выходящего   равномерного воздушного потока, мышцы реагируют на это зажатием; 3) Не контролированный выдох приводит также неозвученности резонаторов, так как воздушный поток со слишком большой скоростью в единицу времени проходит через резонаторные полости. Если же при условии расслабленности мышц живота начинающий  певец следит за выдохом, то диафрагма  начинает работать   в   необходимом   для   пения   режиме.   Спокойный   выдох   воздуха приближает к свободному, комфортному, насыщенному тембром пению. В   первых   двух   случаях   звук   будет   форсированным   и   в   начале   обучения рекомендуется   придыхательная   атака.   В  третьем   случае   при   бесконтрольной утечке   дыхания   необходима   более   твердая   атака.   Безусловно,   что   в   общем случае на первом этапе обучения из трех видов атак звука: твёрдой, мягкой и придыхательной,   наиболее   предпочтительна   мягкая.   По   мере   развития вокальной техники необходимо учиться петь любым видом атаки звука. «Атака» ­     это   бросок,  удар.  АТАКОЙ   называется   способ   начинания   звука,  точнее  ­ момент, характер и степень сближения голосовых связок в начале тона. При твердой атаке, голосовая щель плотно замыкается перед началом звука и затем прорывается с силой напором выдыхаемого воздуха. В начале звука при этом слышится нечто вроде «К».   Твердая атака, как постоянная манера начинать звук, свойственна высокой опоре звука, когда гортань   фиксирована   выше ее лежащей   мускулатурой,   и   достигает   максимального   напряжения   у   певцов, сильно   опускающих   нижнюю   челюсть.   Резкость,   с   которой   начинается   при твердой   атаке   звук,   остается   слышной   на   всем   протяжении   начатой   таким способом ноты. Придыхательную атаку в сущности нельзя даже считать атакой. Такой   способ   начинать   пение   тона   сопряжен,   как   известно,   со   значительной утечкой воздуха и потому, как постоянная манера, не рекомендуется. Мягкая атака состоит в сближении, но не плотном смыкании голосовых связок, и не перед   началом,   а   в   самый   момент   начала   звука.   Мягкая   атака,   как преобладающая манера начинать звук, свойственна низкой опоре звука и при доведенной до совершенства опоре дыхания вполне достаточна как для слабо, так   и   для   твердо   начинаемых   тонов.   Эта   атака,   равно   как   и   твердая, несопряжена   с   утечкой   воздуха.   Но   она   состоит   не   в   разрывании   плотно сомкнутых голосовых связок напором воздушного столба, а в захлопывании их над пришедшим в движение воздушным столбом. При наличии низкой опоры звука и при хорошо выдерживаемой опоре дыхания мягкая атака происходит сама собой, и голос при этом сохраняет максимальную свободу и мягкость при всех динамических изменениях звука. В эстрадно­ джазовой манере используют смешанную технику. Значение атаки усугубляется тем, что от нее зависит и ею предопределяется характер звука на всем его дальнейшем протяжении, а равно степень   утомления   и   скорость   изнашивания   голосовых   связок   в профессиональной работе певца. Поэтому, решая вопрос о том, какую атаку избрать как постоянную или преобладающую, следует отдать преимущество той, которая   меньше   раздражает,   не   причиняет   ушибов   голосовым   связкам,   и   не увлекаться   особенно   «блестящими»   звуками,   понимая,     что   дело,   главным образом, не в блеске и не в силе звука, а в его широте, округленности, мягкости, благородстве   и   эмоциональной   выразительности   и   что   эти   качества   голос приобретает и сохраняет не при твердой, а при мягкой атаке, как постоянной манере начинать звук. В особых случаях, например, когда требуется выразить пением   гнев,   отчаяние,   страсть,   острое   страдание   или   испуг,   ­   является использования твердой атаки. Для выражения бессилия, трусости, изнеможения и т. п. может пригодиться и придыхательная атака. РЕЗОНАТОРЫ Резонанс   ­   это   звуковая   волна.   Акустика   связана   с   эффектом   резонанса. Резонанс украшает звук. В различных помещениях звук звучит не одинаково.  Эффект «ЭХО» ­ ущелье, ограниченное пространство. «ХОЛЛ»  ­   замкнутое   пространство.   Большое,   мало   заставлено,   свободное помещение,   голос   летит   как   рикошет.     В   эстрадном   жанре   используется электронная аппаратура, где есть «ЭХО», и «ХОЛЛ» и много других эффектов. Вибрация   связок   и   усиление   первичного   звука   с   помощью   резонанса   ­   два фактора,   определяющие   возникновение   певческого   голоса.   Голос   любого исполнителя   характеризуется   индивидуальным   тембром.   Неповторимость тембра   зависит   от   резонанса,   возникающего   при   прохождении   звука   через голосовой   аппарат.   Естественный   резонанс   –   это   результат   точного, комфортного прохождения звука через резонаторные полости.  Существует 2 вида резонаторов: 1. Грудной (нижний)  2. Головной (верхний).  Нижний резонатор –  бронхи, диафрагмальная полость.  Верхний   резонатор   –   2   фронтальных   пазухи,   2   гайморовы   пазухи.     У головного   резонатора   полость   маленькая.   В   любом   пении   используются   в равной степени головной и грудной резонаторы. Научно доказано, что головной резонатор   отвечает   за   верхние   обертоны,   грудной   резонатор   –   за   низкие обертоны.  Головной   резонатор   отвечает   за   интонацию,   за   светлое   звучание,   за полётность звука.  Грудной резонатор отвечает за мощный наполненный звук, за тембр голоса за сердечность, теплоту, то есть, происходит смешение (диффузия) головного резонатора, реального воздуха, чувства, информация – это является грузом на нашу   энергетику.   Только   при   условии   постоянного   единого   смешанного резонанса   звук   сбалансирован   по   качеству   и   тембр   исполнителя   звучит естественно   и   комфортно.   При   пропевании   начальных   упражнений   ученику нельзя стараться придавать своему голосу дополнительный объем и красоты, ибо это может существенно помешать процессу пения и приводить к ненужным напряжениям   голосового   аппарата.   Если   же   тембральные   ощущения сформированы и голос звучит ровно во всем диапазоне без потери качества, то постепенно можно попробовать увеличить силу звука голоса. Существует 2 вида людей: 1­е, которые говорят в низком регистре и 2­е в высоком регистре (свистуны). Свистунам   нужно   разрабатывать   грудной   регистр,   эти   люди   часто   завышают обертона. Те, у которых грудной голос, нужно развивать головной резонатор, им свойственно   занижать,   к   них   больше   грудных   обертонов.   В   современной аппаратуре   используется   ЭКВОЛАЙЗЕР   –это   высокостоящая   аппаратура, которая умеет выстраивать резонанс, т.е. обертона. Благодаря этой аппаратуре, мы можем выстраивать (верха, середину, низы). АРТИКУЛЯЦИЯ Артикуляция   с   латыни   ­   членораздельно   разговаривать   –   способ   исполнения последовательного ряда звуков на инструменте или в пении. Основные виды артикуляции – легато, стаккато, портаменто, глиссандо. Перед тем как петь, надо научиться хорошо говорить. «Хорошо сказанное слово – уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь» (К. С. Станиславский). Лучше всего   начинать   со   скороговорок.   Проговаривать   в   медленном   темпе,   четко произнося   каждое   слово,   до   тех   пор,   пока   вы   не   добьетесь   уверенного, непрерывного внятного произношения без запинок. В слове может быть одно ударение: как в речи такт и в пении. Нахождение ГЛАВНЫХ СЛОВ является важной задачей в работе над текстом. Смысл предложения зависит от слова которое вы выделяете. Смысл фразы меняет перенос логического ударения на то или иное слово. Фраза не должна быть перегружена количеством главных слов. Логические паузы – остановка речи, часто совпадают со знаками препинания, группируют   слова   по   смыслу.   Скороговорки   требуется   многочисленно повторять, до ощущения комфорта. Единым звуковым потоком должно стать произнесение   слов   и   предложений.   Фразы   не   должны   начинаться   с   лишних призвуков. Чем отчетливее произносятся согласные, тем яснее и ярче звучат гласные.   Все   слова   необходимо   произносить   близко,   «впереди»,   в   передней части   рта,   чувствовать   их   на   губах.   Рекомендуется   фразы   –   скороговорки произносить поначалу одними гласными: У воды удавы. [ у­а­ы­у­а­ы ] Правила для согласных: Свистящие   и   шипящие   согласные   (с,   ч,  ш,   щ)   следует   произносить   коротко, чтобы   не   прерывалась   вокальная   линия.   Сонорные   и   звонкие   согласные интонируются   на   высоте   следующей   за   ними   гласной.   Правило   переноса согласных на следующий слог: если слог в слове заканчивается на согласную букву, следует эту согласную отнести к следующему слогу. Перенос необходим для непрерывности звукового потока. Например: В сугробе Егорка барахтался. [всу – Гро – бе–е ­ го­Рка­ ба­ ра – Хта ­ Лся] Правила для согласных:  Если слово закончилось на гласную, а следующее слово начинается с гласной, нужно их разделить твердой атакой. Например: Как хороша она. [ка­кха –ра – ша­ а ­ на] Конечно   проблема   дикции,   проблема   слова   в   любой   манере   пения   является одной из наиболее важных и острых. Исполнитель, а тем более начинающий, должен контролировать звук собственного голоса, в смысле работы резонаторов, но и следить за артикуляцией, за читаемостью текста, который он поет. Несколько речевых упражнений я приведу в пример: Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. Проворонила ворона вороненка. Сиреневенькая зубовыковыривательница. На дворе трава, на траве двора, не руби дрова на траве двора! И т. д. ЭНЕРГЕТИКА Энергетика   «солнечного   сплетения»   ­   главная   чакра   общения   с   социумом. Энергетика должна нести свет, жизненную энергию, заряжать положительными эмоциями.   Энергетика   бывает   разной,   сильная   энергетика   не   всегда воспринимается,   нужно   научиться   управлять   своей   энергетикой,   и   уметь преподносить себя так, чтобы люди наполнились светом, добротой. Взамен идет ответная реакция, душа поет от того, что ты заставил человека раскрыть свою душу, и пробудить в ней что – то духовное. Существует незримая колонна, по которой я работаю – это я считаю связующие грани профессии эстрадного певца. Каждый человек может работать и развивать свои   способности   по   этой   колонне:   ­     человеческий   талант   (душа),   голос, музыкальные   способности,   вокальные   способности, работоспособность,   артистизм,   музыкальный   вкус,   имидж,   внешние   данные, физическая   гигиена,   профессионализм,   и   конечно   борьба   со   своими несовершенствами.   умение   учиться, Работа над произведением из репертуара П.Гагариной «Любовь тебя  найдет»     Работа над 1 и 2 куплетом песни. 1. уделить внимание опорным нотам, исполнять их с движением корпуса; 2. обратить внимание на дыхание; 3. выровнять звучание гласных; 4. работа над фразой, предложениями; 5. работа над припевом; 6. исполнение верхних звуков в высокой позиции, на «опертом» дыхании; 7. исполнение кульминации на эмоциональном подъеме.                                                                                                                                           4. Подведение итогов Полное исполнение произведения.    Методическое обеспечение: рисунки дыхательной гимнастики Стрельниковой,  текст песни, флешка с записью песни. Оборудование: фортепиано, микрофон, профессиональная аппаратура. Ожидаемые результаты: грамотное выполнение вокальных упражнений; умение выразительно исполнить песню; активное участие студента в выполнении заданий; проявление исполнительских качеств студента. Заключение Упражнения   на   уроках   не   только   могут   способствовать   развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивать в учащихся выносливость, силу воли, умение обдуманно пользоваться своим голосом. При настройке голосового аппарата основным условием верного, удобного   профессионального   эстрадного   пения   является   душевный комфорт,   который   возникает   в   процессе   овладения   исполнителем основными  навыками  пения,  основанными на точных рекомендациях по удобству   дыхания,   расслабленности   голосового   аппарата,   ощущения естественного   резонанса   и   артикуляции,   оказывающими   воздействие   на эстрадного певца. Список использованной литературы 1. Барсов Ю. «Вокально – исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки» Изд. Музыка. Ленинград 1968 2. Варламов А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие. 3­е изд., испр. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. ­ 120с.: нот.  3. Вендрова Т. «Пусть музыка звучит» Изд. Просвещение. Москва. 1990 4. Виардо   П.   «Упражнения   для   женского   голоса»   Изд.   Планета   музыки. Санкт­ Петербург – Москва – Краснодар 2013 5. Демченко А. «Вехи вокала» Москва 2004 6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг//Мир медицины. ­ СПб.: Лань, 2000. ­ 192 с. 7. Карягина А. «Джазовый вокал» Изд. Планета музыки. Санкт­ Петербург. 2008 8. Клипп О.Я «Постановка голоса эстрадного певца» Москва 2003 9. Лоншан Д. «Азбука дыхания» Изд. Мир книги. Москва.2008 10.Лужный А. «Методика преподавания музыки в 1 классе» Изд. Музична Украина. 1984 11.Румер   М.   «Методические   указания   к   учебникам   пения»   Изд.   Музыка. Москва 1968 12.Щетинин   М.   «Дыхательная   гимнастика   А.Н.Стрельниковой.   –   Москва.­ 45с.: изд. Метафора. 13.Сафронова   О.   «Распевки»   Изд.   Планета   музыки.   Санкт   ­   Петербург­ Москва –Краснодар. 14.Сэт   Риггс   «Пение   для   звезд:   полный   курс   обучения   вокалу»,   Юнайтед Сингерс Интернэшнл, 2008/Riggs,  Seth.  Singing for the Stars: A Complete Program For Training Your Voice?2008. 15.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007. – 368с. 16.Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и технтики.­ М.: МГК им. Чайковского, ИП РАН, Центр «Искусство и науки», 2002. ­ 496 с. 10.

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".

Методическая разработка открытого урока на тему: "Разминка. Дыхание. Выразительность исполнения вокального произведения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018