Методическая разработка открытого урока по теме "Почвенная среда жизни" ( 5 класс, биология)

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 02.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация.pptx
Тема урока Почвенная среда обитания.
Цели урока: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения;  в процессе опытов установить состав почвы; развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
Почва – среда жизни организмов.
З а г а д к а о я   н н е ь ю т   м ь   н д у Б р т   г т   р е ж у е ч Р а ж д ы й   х а к о А   я   с   п о д р а К г и , м м а о ж а о т с а и   о м и .  а т т я п п ь . т ь .  Земля
Земля Почва Поверхность Суша Земной шар
Что такое почва? Почва ­ это верхний плодородный слой земли Основное свойство почвы ­ плодородие.
Почва
В ледяных просторах Арктики и Антарктиды,  на ледяных вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах нет этого слоя.  Там только горные породы.
Почва ­ это  плодородный  слой земли
Типы почв Черноземные Подзолистые
Практическая работа  • Опыт 1      Возьмите стакан с водой и  бросьте туда комочек почвы.  Что вы увидите? Какой  вывод можно сделать? • Опыт 2      Возьмите промокательную  бумагу и насыпьте на нее  немного почвы. Прижмите ее  плотно к бумаге. Стряхните  почву в стакан с водой. Что вы  увидите? Что доказывает этот  опыт? • В почве есть ВОЗДУХ. В почве есть ВОДА.
Практическая работа • Опыт 4 • Опыт 3                 Прокаленную почву, в  Продолжаем нагревать  почву. Что вы видите и  чувствуете? Что  доказывает этот опыт? которой сгорел весь  перегной насыпьте в стакан  с водой, размешайте.  Рассмотрите внимательно  осадок на дне стакана. Что  вы видите?  В почве есть  ПЕРЕГНОЙ. В почве есть ГЛИНА и ПЕСОК.
Практическая работа • Опыт 5       Возьмите несколько  капель воды из стакана,  в котором долго  находилась почва.  Несколько капель этой  воды поместите на  стекло. Подержите  стекло над водой.       Что вы видите?       Сделайте вывод.  В почве есть  СОЛИ и  МИКРОБЫ
Состав почвы
Что растения получают из почвы? Углекислый газ Крахмал Кислород П и т а н и е   р а с т е н и й Вода с растворенными  солями
Как образуется почва? давно появились первые участки почвы? • Подумайте, как • Почвы Земли начали  образовываться тогда,  когда первые  растительные организмы  вышли из океана на сушу  и поселились в рыхлых  горных породах.  Отмирающие корни и  стебли растений  обогащали  поверхностные слои  почвы перегноем. С тех  пор в течение миллионов  лет идет непрерывный  процесс образования  почвы.
Кто участвует в образовании почвы Растения Лишайники Микроорганизмы Животные,  черви, личинки и т.д
Круговорот веществ
Отчего почва разрушается?  Неразумная деятельность  человека:   строительство;  уничтожение парков и  скверов;  непродуманный выпас  скота;  вырубка леса;  Почву размывает вода;  Выдувает сильный ветер;
Способы защиты почв от разрушения.  Для накопления влаги в почве  применяется снегозадержание;   Нельзя сводить леса, лишать на  больших пространствах землю  естественного растительного  покрова;  Как заграждение от ветра в  засушливых районах надо сажать  полезащитные полосы. Эти  насаждения также будут  задерживать влагу и насыщать ею  воздух;   Сохраняет почву от разрушения  посев многолетних трав;  Вспашка поперек склонов: вода при  этом не сбегает, а впитывается в  почву.
Проблемный вопрос Слой толщиной в 1 см  образуется за 100 лет. На  сколько увеличится  толщина слоя почвы за  человеческую жизнь (75  лет)?
Подумай! Слой почвы толщиной в 18 см вода  может смыть   в лесу за 500000 лет  на лугу за 3225 лет там, где нет растений –всего за 15 лет    ­ О чем говорят эти расчеты ученых?
Это интересно! 1см почвы                   за 100 – 150 лет 20см                    за 2 – 2,5 тысячи лет
Домашнее задание «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
Используемая литература: 1. http://i052.radikal.ru/1104/fc/e462648f5b88.jpg 2. http://s008.radikal.ru/i306/1104/d1/59032698b963.jpg 3. http://s52.radikal.ru/i137/1104/81/4c39b977d31f.jpg 4. http://s57.radikal.ru/i155/1104/57/41be849b80f8.jpg 5. http://i010.radikal.ru/1104/2f/50b7ba4fc4fa.jpg 6. http://s19.radikal.ru/i192/1104/33/19865fa56bf6.jpg 7. http://s016.radikal.ru/i335/1104/81/9178b128c6d3.jpg 8. http://www.ikt.oblcit.ru/11/gonsharenko/sait/10.htm 9. http://urozhayna­gryadka.narod.ru/erozia.htm 10.Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Биология.  Живой организм 5 класс.