В отличие от нормально развивающихся сверстников, очень часто дети со сложными и множественными психофизическими нарушениями выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их собственным внутренним состоянием. Очень важно попытаться преодолеть эту пассивность. Поэтому основная цель игр и упражнений, направленных на развитие тактильного восприятия ребенка данной категории, - это воспитание тактильного чувства и формирование здоровых телесных ощущений данной категории детей. На даном этапе работы незаменима пальчиковая гимнастика с элементами массажа.Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика и игры с элементами массажа».
Методическая разработка
«Пальчиковая гимнастика и игры с элементами массажа».
Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО КрасноДубравского
детского домаинтерната «Журавушка»
Фиклеева Е.С.
2016 г.
В своей работе я использую следующие элементы
массажных движений для пальчиков и кистей рук:
лёгкое надавливание,
поглаживание,
пощипывание,
сгибание,
разгибание
пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
растирание,
похлопывание,
Провожу упражнения с массажным шариком (из су-джок
терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами…
Игры-упражнения стараюсь сопровождать стихотворным
текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости
от желания ребенка заниматься). Одно упражнение
повторяю 4—6 раз. Пальцы левой и правой рук стараюсь
нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала
правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно).
После каждого упражнения расслабляю пальцы рук ребенка
(трясу кистями ребенка).
В своей работе я использую следующие элемента массажа
и пассивной пальчиковой гимнастики для развития
тактильно-двигательного восприятия кистей рук ребенка.
1. Растирание (до чувства жжения) центра ладони ребен-
совмещая проговаривание чистоговорки с
ка,
массажными движениями:
Чо-чо-чо, чо-чо-чо —Скоро будет горячо!
1. Раскручивание каждого пальца по часовой стрелке.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу —
Я все пальчики кручу.
2. Сгибание и разгибание каждого пальца. При этом ре-
бенок по возможности должен сопротивляться движе-
нию, делая каждый пальчик сильным.
Ну-ну-ну, ну-ну-ну —
Каждый пальчик я согну.
3. Массажные движения, напоминающие вкручивание
кольца на палец, но без остановки на пальце, с
переходом дальше на ладонь до запястья.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу —
Я колечко вкручу!
4. Поглаживание ладони ребенка.
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
5. Разминание запястья руки круговыми движениями с
захватом его большим и
указательными пальцами взрослого («кольцо»).
Как всем известно, у кольца Начала нет и нет конца.
6. Сжимание в кулачок четырех пальцев ребенка.
Вращательные движения свободным большим
пальцем. Вращательные движения каждого пальца
ребенка рукой взрослого.
Вертолет, лети, лети! Быстро лопасти крути.
Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу.
7. Вибрационные движения на ладони ребенка подушеч-
ками пальцев взрослого (имитация бега).
Пляшут на кухне на стене Солнечные зайчики,А у Маши (имя ребенка) расшалились Маленькие пальчики.
Быстро бегают они по Машиной ладошке.
8. Поглаживание ладони ребенка.
Успокойтесь, шалуны, Отдохнем немножко!