Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»
Оценка 4.9

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
физика
10 кл—11 кл
06.11.2017
Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»
Данная методическая разработка представлена в форме учебно-методического пособия и посвящена проблеме использования активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. Объект изложения- учебные задания для формирования метапредметных умений на уроках физики. Новое в содержании, что несет в себе работа, конкретные рекомендации практического характера.анная методическая разработка представлена в форме учебно-методического пособия и посвящена проблеме использования активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. Объект изложения- учебные задания для формирования метапредметных умений на уроках физики. Новое в содержании, что несет в себе работа, конкретные рекомендации практического характера.
статья.docx
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Кронштадтский морской кадетский военный корпус  Министерства обороны Российской Федерации»           Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»                  Руденко Раисы Федоровны                      преподавателя физики Содержание 1.Аннотация. 2. Введение 3. Содержание  4.Основная часть 5.Заключение. 6.Список использованных источников I.Аннотация Руденко Р.Ф.­ преподаватель физики ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации». Данная   методическая   разработка   представлена   в   форме   учебно­методического пособия и посвящена проблеме использования активных методов обучения   в урочной и внеурочной деятельности. Объект изложения ­ учебные задания  для формирования метапредметных умений на уроках физики. Новое в содержании, что несет в себе работа, конкретные рекомендации практического характера. II.Введение Социальный заказ ­ это подготовка людей, способных  творчески решать проблемы во всех областях знания. Поэтому выпускнику, получившему аттестат общего среднего (полного) образования, чтобы нормально вступить во взрослую жизнь, надо много чего уметь:   написать   заявление,   действовать   по   инструкции,   принимать   самостоятельные решения, выбирать оптимальные пути решения проблем, ставить перед собой цели, уметь их достигать, вести диалог, работать с информацией и еще многое другое. Эти базовые умения – залог будущего благополучия взрослого человека.  Государству пришлось  потребовать от школы ответственности за то, чтобы ученик, помимо   знаний   учебного   предмета,   владел   необходимыми   умениями   и   навыками, позволяющими   ему   зрело   вступить   во   взрослую   жизнь,   осуществлять   свои   права   и обязанности.  Метапредметные   умения  ­   это   требование   Федерального   государственного образовательного  стандарта.  В новых  стандартах  метапредметным  результатам  уделено особое  внимание,  поскольку  именно они  обеспечивают  более  качественную   подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.  Метапредметные   умения  –   обобщённый   способ   действий,   который   позволяет учащимся   самостоятельно   организовывать   образовательный   процесс.  Универсальные учебные действия— это «кирпичики», лежащие в основе формирования  метапредметных умений. Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться  мыслить продуктивно.   Эффективным   средством   развития   данного   умения   является   организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся.  Метапредметные умения ­ это освоенные обучающимися межпредметные умения   познавательные,   регулятивные, и   универсальные   учебные   действия   (УУД): коммуникативные. В регулятивные универсальные   учебные   действия   (УУД)   входят   действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: ­   планирование   –   определение   последовательности   промежуточных   целей   для достижения конечного результата; ­ целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно; ­ составление плана и последовательности действий; ­   прогнозирование   –   предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения   его промежуточных результатов; ­   контроль   –   сопоставление   полученного   результата   с   заданным   эталоном, обнаружение, анализ отклонений и отличий; ­ коррекция – внесение дополнительных отклонений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; ­   оценка   –   выделение   и   осознание   того,   что   уже   усвоено,   осознание   качества   и уровня усвоения; ­ саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. В познавательные универсальные   учебные   действия   выделяют   общеучебные действия, включая знаково­символические и логические. Обучающийся научится: ­ основам реализации проектно­исследовательской деятельности; ­ проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; ­   осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов библиотек и Интернета; ­ создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ­   осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в зависимости от конкретных условий; ­ давать определение понятиям; ­ устанавливать причинно­следственные связи; ­ обобщать понятия; ­ осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; ­ осуществлять сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные  универсальные   учебные   действия   обеспечивают   социальную компетентность   и   учет   позиции   других   людей,   умение   слушать,   вступать   в   диалог, участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем,   интегрироваться   в   группу   и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Выпускник научится: ­   учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ­ устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; ­   аргументировать   свою   точку   зрения,   спорить   и   отстаивать   свою   позицию   не враждебным для оппонентов образом; ­   задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнёром; ­   осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь; ­ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; ­ владеть устной и письменной речью; ­ строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное   сотрудничество   с   учителем   и   сверстниками,   определять   цели   и   функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. III.Содержание Процесс   освоения   обучающимися   универсальных   учебных   действий   ведет   к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.  На уроке можно организовать самостоятельный мыслительный процесс. Для этого педагогу необходимо последовательно решить следующие задачи:  1. Подготовить учащихся к продуктивной работе.  2. Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление.  3.Обеспечить осознанность работы.  4.Продумать организацию деятельности учащихся.  5.Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.  6.Организовать обсуждение результатов.  7. Обеспечить осознание каждым собственного прироста. Учебные ситуации, предполагающие самостоятельное мышление учащихся, можно создавать  на всех этапах учебного процесса, но самым благоприятным является  этап представления   материала.   Задача   учителя   ­   по   ходу   объяснения   создать   с   помощью специальных вопросов и заданий как можно больше ситуаций, когда учащиеся на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые предметные / надпредметные действия.  На   этапах   отработки,   обобщения   и   диагностики   (контроля)   материала рекомендуется   предлагать   учащимся   задания,   которые   предполагают   самостоятельное продуктивное мышление.  Для   обеспечения   осознанности   продуктивной   работы,   следует   не   просто   давать задание, но и убеждаться, что все правильно поняли, какая работа предстоит.  Учебно­дидактическое обеспечение продуктивной работы требуется в основном на этапах отработки и диагностики.  Метапредметные технологии:  Проектная   деятельность  ­   средство   формирования   метапредметных   умений   и навыков. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не  только   по  образцу,  но  и   самостоятельно  получающий   необходимую  информацию   из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить   модели,   экспериментировать   и   делать   выводы,   принимать   решения   в   сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. Применение метода проектов имеет большие преимущества.  Во­первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной   информационной   среды,   в   которой   учащиеся   учатся   ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться   не   только   к   справочной   литературе,   но   и   к   Интернет­ресурсам,   и   к электронным   источникам.   А   это   приводит   к   формированию   личности,   обладающей информационной культурой в целом. Во­вторых,   актуальность   тем   исследования,   возможность   ярко,   наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс   познания,   поддерживающий   деятельностный   подход   к   обучению   на   всех   его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.  В­третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:  1. выявление проблемы исследования;  2. постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; 3. формулировка гипотез исследования; 4. определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;  5. сбор информации;  6. аналитическая работа;  7. корректировка поставленных задач и хода исследования;  8. дальнейший поиск информации; 9. анализ новых фактов;  10. обобщение — рассуждение — получение новых данных;  11. оформление результатов исследования;  12. обсуждение и транслирование полученных результатов.  В­четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность   построения   открытой   системы   образования,   обеспечивающей   каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Кроме того работа в группе над решением общей   проблемы   формирует   личность,   способную   осуществлять   коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других   членов   группы,   осуществлять   коллективное   подведение   итогов,   разделяя ответственность с членами команды. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки.  Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?  1. Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).  2. Осмысление полученного опыта.  3. Обобщение (рефлексия).  4. Применение на практике.  Использование   в   практике   преподавания   интерактивных   технологий   позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.  Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и   активностью   каждого   в   процессе   работы.   Использование   интерактивных   методов обучения   позволяет   сделать   учащегося,   независимо   от   его   возраста,   не   пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.  Обучение в сотрудничестве.  Можно учиться в коллективе, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что­то не понял или обсудить задание. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознать ответственности и за свои успехи   и   за   успехи   товарищей.   Именно   от   осознания   данного   факта   авторы   метода обучения в сотрудничестве и отталкивались.  Практика   показывает,   что   вместе   учиться   не   только   легче   и   интереснее,   но   и значительно   эффективнее.   Причём   важно,   что   это   касается   не   только   академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Очень важен здесь эффект   социализации,   формирования   коммуникативных   умений.   Ребята   учатся   вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти на помощь друг к другу. А это уже успехи нравственного воспитания. Главная идея обучения в сотрудничестве: «Учиться вместе,   а   не   просто   что­то   выполнять   вместе»!   Цель   данного   обучения   –   создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.  Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний. На   интегрированных   уроках,   анализируя   факты   и   явления,   учащиеся   активно   происходит   находят   причинно­следственные   связи, познают   действительность, формирование следующих умений:   умения сопоставлять явления и факты;   умения выделять главное;   умения составлять из отдельных элементов целую картину;   умения формулировать общую проблему;   умения   делать   философские,   экономические,   политические,   нравственные выводы.  Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно­ информационные умения:  1. умение извлекать информацию из различных источников;  2. умение составлять план;  3. умение отбирать материал по заданной теме;  4. умение составлять письменные тезисы;  5. умение подбирать цитаты;  6. умение составлять таблицы, схемы, графики.  Формируются необходимые коммуникативно­речевые метапредметные умения:  1. умение составлять связное устное высказывание;  2. умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;  3. умение выделять интонационно­значимые части высказывания;  4. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;  5. умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;  6. умение использовать различные средства наглядности;  7. умение выражать свое мнение и аргументировать его;  8. умение оформлять научно­исследовательские работы;  9. умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);  10. умение вести дискуссию.   Приобретенные   метапредметные   умения   пригодятся   учащимся   при   выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни. IV.Основная часть В   качестве   учебного   предмета   физика   в   школе   формирует   систему   знаний   об окружающем   мире.   Для   формирования   основ   научного   мировоззрения,   развития интеллектуальных   способностей   и   познавательных   интересов   обучающихся   в   процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами   научного   познания   окружающего   мира,   постановке   проблем,   требующих   от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.  Личностные универсальные учебные действия . Цели   урока   физики,   должны   быть   ориентированы   прежде   всего   на   развитие личности ученика, личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе.   Формируется   самостоятельность   в   приобретении   новых   знаний,   практических умений,  готовность к  выбору  своего  жизненного пути,  ценностное отношение  к себе  и окружающим,   к   приобретению   новых   знаний,   отношение   к   физике,   как   элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники.  Реализация возможна в рамках:  урока,   когда   мы   знакомим   учащихся   с   личностями   ученых   и   тернистым путем их открытий  проектной и творческой деятельности, когда учащиеся имеют возможность почувствовать себя исследователем, самостоятельно добывая знания  внеурочной деятельности,  в рамках предметной недели    «Биография ученого» Учащимся предлагается ознакомиться с биографией ученого. Для этого возможно использование   самых   различных   вариантов:   рассказ   учителя,   сообщение   ученика, знакомство с текстом, просмотр фильма или презентации. Потом дается задание выделить в   биографии   ученого   событие,   имеющее   этическую   окраску.   Ученики   высказываются, формулируя   свое   мнение   о   мотивах,   побудивших   ученого   поступить   именно   таким образом.   При   этом   необходимо   отметить,   что   актуальным   оказывается   вопрос   об однозначности   моральной   оценки   поступка,   совершенного   в   сложных   исторических обстоятельствах, о допустимости подобной оценки вообще со стороны лиц, в подобной ситуации не оказывавшихся. Изучение   биографии   ученого   дает   и   другую   интересную   возможность.   Это выделение ключевых эпизодов в биографии и выяснение причин, которые привели именно к такому развитию событий.   «Практическое применение физического явления» Учащимся   предлагается   описать   возможные   проявления   данного   физического явления в природе и указать, каким образом это явление влияет на жизнь людей. После этого   предлагается   определить,   как   можно   уменьшить   или   устранить   негативные последствия или усилить позитивные результаты. Помимо выдвижения вариантов решения проблемы, предлагается обосновать свое предложение, учитывая ресурсы, необходимые для его реализации.  Потом ученики описывают технические устройства, использующие в своей работе изучаемое явление. При этом рассматривается как техническая реализация этой идеи, так и плюсы, и минусы (неизбежные), сопровождающие ее применение. Акцентируя внимание учащихся   на   многообразии   последствий   любого   практического   решения,   мы   обращаем внимание   на   необходимость   учета   не   только   технической   стороны,   но   и   этических, социальных или экологических аспектов. Например:  Задание 1  «Вода в проруби, пробитой далеко от берега озера, находится на глубине10 см. Какова толщина льда?» 1) Задачи нашего исследования:  1. Выяснить, как на озере замерзает вода.  2. Выяснить, почему поднимается вода в проруби, пробитой далеко от берега В результате наблюдений нами было установлено, что тонкая корка льда образуется сначала у берегов озера. Затем лед ползёт на середину к более глубоким местам, и вскоре вся поверхность покрывается   чистым   прозрачным  стеклом  льда.В  домашних условиях мы проверили свое первое наблюдение, что лед начинает замерзать у берегов, с помощью тарелки с водой:  1.Поставим тарелку с водой в морозильную камеру 2.Через 40 минут мы увидим, что тарелка начнет замерзать с краев, постепенно к центру, потому что на глубине вода теплее, чем у поверхности.  3.Через   1,5   часа   вся   вода   охладится,   лед   покроет   всю   тарелку. Так   же   происходит   замерзание   на   озерах   и   реках.   В данной   задаче   прорубь   пробита   далеко   от   берега,   т.к.озеро   замерзает   от   берега,   а     в процессе образования льда по всему озеру вблизи берега толщина льда больше, т.е. почти вся  вода промерзает. Поэтому,  мы считаем, что лед у берега граничит с твердым грунтом и влияние краевых эффектов на давление воды в озере можно отбросить. Значит, вода в проруби, пробитой далеко от берега озера, поднимается благодаря тому, что подо льдом давление выше атмосферного в несколько раз. Задание   2.«Оценить   мощность   горящей   спички   и   сравнить   ее   с экспериментальным значением» Рассуждаем:   Какова мощность горящей спички? При горении развивается тепло, освобождается энергия.   Сколько   же   джоулей   энергии   развивает   горящая   спичка   в   секунду?   Другими словами,   Не надо думать, что энергия спички до смешного мала. Легко убедиться, что она вовсе не ничтожна. Вот расчет.    мощность горящей   спички   какова в   ваттах? Спичка весит около 100 мг, или 0,1 г (это можно определить прямым взвешиванием, а при отсутствии чувствительных весов — измерением ее объема, принимая плотность спичечной соломки 0,5 г/см3).  Теплоту   сгорания   древесины   примем   равной   3000   кал/г.   Можно   определить   по часам, что спичка сгорает за 20 секунд. Значит, из 300 калорий (300•0,1), развивающихся при сгорании целой спички, в одну секунду появляется 300:20, т. е. 15 кал/г. Каждая малая калория отвечает 4,2 джоуля; следовательно, мощность горящей спички равна 4,2∙15 = 63 Вт (ватта). Значит, горящая спичка по мощности превосходит 50­ваттную электрическую лампочку.  План работы по выполнению данного задания 1.Запишем   формулу   для   расчета   количества   теплоты,   которое   выделяется   при сгорании топлива: Q = m∙q  2. Определяем массу спички на весах. 3. По таблице находим удельную теплоту сгорания сухого дерева. 4.   Если   узнаем,   сколько   времени   горела   спичка   по   часам,   то   можно   оценить   и мощность, получаемую при сгорании этой спички.  N  Q t При горении развивается тепло, освобождается энергия. Можно выяснить, сколько джоулей   энергии   развивает   горящая   спичка   в   секунду,   т.е.   какова   мощность   горящей спички в ваттах?  Взвешиванием определяем, сколько весит спичка (m=100 мг = 0,1 г), теплотворную способность   древесины   примем   равной   12500   .   Определяем   по   секундомеру,   что спичка сгорает за 20 секунд. Q=q.m; Q=12500 Дж.  . 0,1 г =1250 Дж; P= = =63 Регулятивные   универсальные   учебные   действия    обеспечивают   организацию учащимися своей учебной деятельности: • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; •   контроль   в   форме   сравнения   способа   действия   и   его   результата   с   заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; •   коррекция   –   внесение   необходимых   дополнений   и   корректив   в   план   и   способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  • оценка ­ выделение и  осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; •   волевая   саморегуляция,   как   способность   к   волевому   усилию,   к   преодолению препятствий. Регулятивные   универсальные   учебные   действия   лучше   всего   формируются   на уроках   физики   при   выполнении   лабораторных   работ,   при   решении   экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач. При   обучении   физике   деятельность,   связанная   с   проведением   физического эксперимента,   включает   в   себя   планирование,   моделирование,   выдвижение   гипотез, наблюдение,   подбор   приборов   и   построение   установок,   измерение,   представление   и обобщение результатов (См.выше). Познавательные универсальные учебные действия.  Общеучебные УУД включают в себя:  самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного  поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных  условий; рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов  деятельности;  смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно­ смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения  текста смыслом;  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и  письменной речи;   действие со знаково ­ символическими средствами (замещение, кодирование,  декодирование, моделирование). Одно   из   важнейших   познавательных   универсальных   действий: умение   решать проблемы или задачи, работать с диаграммами: 1. На рисунке в координатах p−V показан циклический процесс 1−2−3−4−1, который совершает один моль идеального одноатомного газа. Из предложенного перечня выберите два верных утверждения и укажите их номера.    1) В процессе 1−2 внутренняя энергия газа увеличивается. 2) В процесс 2−3 газ совершает положительную работу. 3) В процессе 3−4 газу сообщают некоторое количество теплоты. 4) В процессе 4−1 температура газа увеличивается в 4 раза. 5) Работа, совершённая газом в процессе 1−2, в 3 раза больше работы, совершённой над газом в процессе 3−4. с графиками:  1.К лёгкому нерастяжимому тросу прикреплён груз массой 50 кг. Груз поднимают на этом тросе вертикально вверх. Используя график зависимости модуля скорости v груза от   времени t,   определите   модуль   силы   натяжения   троса   в   течение   первых   4   секунд движения. Ответ приведите в ньютонах. 2.На   графике   представлены   результаты   измерения   количества   теплоты Q, затраченного   на   нагревание   1 кг   некоторого   вещества,   при   различных   значениях температуры t этого вещества. Погрешность измерения количества теплоты ΔQ = ±500 Дж, температуры Δt = ±2 К     Выбери два утверждения, соответствующие результатам этих измерений.   1) Удельная теплоёмкость вещества примерно равна 600 Дж/(кг∙К) 2) Для нагревания до 363 К необходимо сообщить больше 50 кДж. 3) При охлаждении 1 кг вещества на 20 К выделится 12000 Дж. 4) Для нагревания 2 кг вещества на 30 К необходимо сообщить примерно 80 кДж. 5) Удельная теплоёмкость зависит от температуры. с таблицами: 1. В таблице представлены данные о положении шарика, колеблющегося вдоль оси Ох, в различные моменты времени. , с ,0 ,2 ,4 , мм ,6 0 ,8 3 ,0 5 ,2 3 ,4 0 ,6 ,8 ,0 ,2 2 ,4 5 ,6 ,8 ,0 ,2 10 13 15 13 Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите их номера. 1) Кинетическая энергия шарика минимальна в момент времени 2 с. 2) Период колебаний шарика равен 4 с. 3) Кинетическая энергия шарика минимальна в момент времени 1 с. 4) Амплитуда колебаний шарика равна 30 мм. 5) Полная механическая энергия шарика минимальна в момент времени 3 с.)   Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. На   уроках   физики   ребята   учатся   воспринимать,   перерабатывать,   предъявлять информацию   в   словесной,   образной   и   символической   формах,   анализировать   и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.  ЗАДАНИЕ: В   вертикальном   цилиндре   с   гладкими   стенками   под   массивным металлическим поршнем находится идеальный газ. В первоначальном состоянии 1 поршень опирается   на   жёсткие   выступы   на   внутренней   стороне   стенок   цилиндра   (рис. 1),   а   газ занимает объём V0 и находится под давлением p0, равным внешнему атмосферному. Его температура   в   этом   состоянии   равна T0.   Газ   медленно   нагревают,   и   он   переходит   из состояния   1   в   состояние   2,   в   котором   давление   газа   равно   2p0,   а   его   объём   равен 2V0(рис. 2).   Количество   вещества   газа   при   этом   не   меняется.   Постройте   график зависимости объёма газа от его температуры при переходе из состояния 1 в состояние 2. Ответ поясните, указав, какие явления и закономерности Вы использовали для объяснения. 2)Универсальные логические действия.  В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).  Совокупность логических действий представляет собой:  сравнение конкретно­чувственных и иных данных, определения общих признаков и  составление классификации;  • анализ ­ выделение элементов, расчленение целого на части;  • синтез ­ составление целого из частей;  • сериация ­ упорядочение объектов по выделенному основанию;  • классификация ­ отношение предмета к группе на основе заданного признака;  • обобщение ­ генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных  объектов на основе выделения сущностной связи;  • доказательство, установление причинно ­ следственных связей, построение логической  цепи рассуждений;  • установление аналогий. Задача. В опыте по изучению фотоэффекта катод освещается жёлтым светом, в результате чего в цепи возникает ток (рисунок 1). Зависимость показаний амперметра I от напряжения U между   анодом   и   катодом   приведена   на   рисунке   2.   Используя   законы фотоэффекта и предполагая, что отношение числа фотоэлектронов к числу поглощённых фотонов   не   зависит   от   частоты   света,   объясните,   как   изменится   представленная зависимость I(U), если освещать катод зелёным светом, оставив мощность поглощённого катодом света неизменной. Коммуникативные универсальные учебные действия  обеспечивают социальную компетентность и учет   позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками   – определение цели;     постановка вопросов ­ сотрудничество в поиске и сборе информации;    управление поведением партнера ­ контроль, коррекция, оценка действий умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в партнера;   соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.   Такие   способности   наиболее   эффективно   приобретаются   в   групповой   и коллективной   работе,   например,   в   исследовательской   и   проектной   деятельности,   в постановке экспериментов на уроке физики. Урок­конференция ­ особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).  На уроке ­ конференции ребята с одной стороны являются выступающими, с   другой   стороны   оценивают   труд   своих   товарищей,   задают   вопросы,   участвуют   в дискуссии, проводят самооценку своей работы.  Задание «За страницами учебника физики»  (Урок «Ядерная энергия»­ «за» и «против».)                                                                    Вопросы формулируются за 2­3 недели до урока:  Вопросы сторонникам ядерной энергетики 1.  Нужны ли нам атомные электростанции? С помощью чего сегодня можно производить энергию, так необходимую людям? 2. Когда в нашей стране была построена первая атомная электростанция? 3. Какое сейчас положение дел в сфере имеющихся и строящихся АЭС в нашей стране и в мире? 4. Принцип работы АЭС. 5. Какая доза излучения на АЭС? 6. Много ли АЭС в России? 7.  Какие   существуют проекты строительства   новых АЭС и реконструкции построенных? 8. Где еще, кроме АЭС, используется энергия атомного ядра? Вопросы противникам  ядерной энергетики 1.Расскажите  об испытаниях  ядерного оружия: а) наземные взрывы в штате США Нью­Мексико и Семипалатинской области СССР  б)аварийные ситуации  на атомных подводных лодках в) бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки ;Новая Земля 2. Расскажите об авариях, связанных с использованием  ядерной энергии: а) чернобыльская трагедия  б) крупная авария на АЭС в Японии, в префектуре Фукусима.  3) Расскажите о переработке  и  хранении отработанного  ядерного топлива ? Учащиеся осуществляют самостоятельный поиск информации;  получают   консультацию   у   учителя   по   содержательным   вопросам   сообщения; готовят устное сообщение по выбранной теме на 7–10 минут;  готовят   презентацию,   иллюстрирующую   сообщение,   используя   необходимые способы   представления   информации   (текст,   схемы,   таблицы,   графики,   диаграммы, рисунки, анимации, фотографии, модели, видео);  выступают перед одноклассниками с сообщением;  отвечают на вопросы.  «Физический практикум» Система   практических   заданий   в   курсе   физики   средней   школы   создает замечательную   возможность   для   формирования   коммуникативных   УУД.   Групповое выполнение практических работ формирует у учащихся «умение организовывать учебное сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и   сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение». Научная   конференция. Конференция, являясь   межпредметной, выходит далеко за   пределы   учебников   и   для   раскрытия   требует   самостоятельного   информационного поиска материала в Интернете, умения использовать ТСО. Например, тема проектной работы: «Голограмма. Использование в промышленности и жизни». Для выполнения этого проекта потребовалась работа с научной литературой, поиск   которой   осуществлялся   ребятами   в   Интернете.   Ребята     самостоятельно   изучали такие вопросы  как : 1.История создания и развития голографии 2.Получение   голограммы   объекта   и   восстановление   записанного   на   ней изображения. 3.Свойства голограмм  4.Виды голограмм 5. Области практического применения голографии После теоретической работы осуществлялась эмпирическая часть:  В настоящее время создать 3D­голограммы не составляет труда и у ребенка. Такой вид голограммы наиболее перспективный, ведь все строится на объединении двухмерного изображение   в   одно   целое.   Это   не   такой   трудоемкий   процесс   в   отличие   от   создания классической   голограммы,   для   проявления   которой   понадобится   большое   количество времени , так же и специализированное оборудование. Наша же 3D­голограмма делается из прозрачного куска пластика. Из этого пластика вырезаются   4   трапеции   размером:   1х3.5х6   сантиметров.   После   трапеции   склеиваются гранями, образуя пирамиду.  Для получения объемного изображения требуется смартфон с выходом   в   Интернет­демонстрация   3D­голограммы   собственного   изготовления,   ребята рассказывали принцип  ее работы, опирающийся на физические законы. Таким образом, появляется возможность формирования у ребят умения активно защищать   свою   позицию,   представлять   свое   мнение.   Учащиеся   хорошо   представляют материал   по   каждому   вопросу,   с   интересом   готовят   презентации.   Таким   образом, формируется и ИКТ­компетентность обучающихся. 4. Заключение. Знания,   приобретенные   в   результате   собственного   поиска,   становятся   средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний. Уровень   самостоятельности   обучающихся   зависит   от   степени   сформированности универсальных   учебных   действий.   Таким   образом,   основная   цель,   которая  стоит   перед учителем ­ научить детей самостоятельно добывать знания.  Сегодня   важно   не   столько   дать   ребенку   как   можно   больший   багаж   знаний,   сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Литература: 1. ФГОС основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г. № 373. 2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 ­ 2020 годы, утверждена 22.11. 2012 года. 4. Громыко Н.В., Половкова М.В. «Метапредметный подход как ядро российского образования», установочный семинар для участников всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009» 5.   Хуторской   А.В.   «Метапредметное   содержание   образования   с   позиции человекосообразности»,   опубликовано   в   журнале   «Вестник   института   образования человека» 2.13. 2012 г. Москва. 6.   Www.myshared.ru/slid/260008   Презентация   на   тему:   «Формирование   УУД   в основной общеобразовательной школе. Четыре междисциплинарные учебные программы». 7.А.В.Федотова. “Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»

Методическая разработка по физике: «Конструирование развивающей системы учебных заданий для формирования метапредметных умений на уроках физики»

Методическая разработка по физике:  «Конструирование развивающей системы учебных  заданий  для формирования метапредметных умений  на уроках физики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017