Цифровое воспитание на уроках физики

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка представлена в форме учебно-методического пособия и посвящена проблеме цифрового воспитания в урочной и внеурочной деятельности. Объект изложения - особенности цифрового воспитания. Предлагается описание элементов учебных занятий по формированию цифровой безопасности, где приводятся конкретные примеры из опыта работы на уроках физики в старших классах. Новое в содержании, что несет в себе работа, конкретные рекомендации практического характера.
Иконка файла материала цифровое воспитание на уроках физики.docx

ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус»

Руденко Раиса Федоровна

преподаватель отдельной дисциплины (физика, химия и биология)

высшая категория

Методическая разработка

 «Цифровое воспитание на уроках физики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Россия, Санкт-Петербург, г. Кронштадт

2023г

 

 

 

Аннотация

В данной методической разработке теоретически обоснованы особенности цифрового воспитания. Описаны элементы учебных занятий по формированию цифровой безопасности. Автор приводит конкретные примеры из опыта работы на уроках физики в старших классах.

Ключевые слова: цифровизация, кибербуллинг, позитивный детский контент.

I.Введение

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение воспитанию: это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи. Общества, государства».[4]

Правительство Российской Федерации в 2015 году утвердило Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, где указано, что приоритетной задачей в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».[3]

Согласно содержанию данного документа, одним из основных направлений развития воспитания является расширение воспитательных возможностей с помощью информационных ресурсов.

Это направление предполагает:

-                   создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов (информационно-телекоммуникационной сети Интернет) в целях воспитания и социализации детей;

-                   информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

-                   содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

-                   воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

-                   обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющих вред их здоровью и психическому развитию[3].

«Цифровое» воспитание–это молодая сфера педагогики, которая включает в себя: кибербезопасность, социализацию и здоровьесбережение.

В настоящее время формирование личности обучающегося происходит с помощью информационных импульсов, которые охватив сознание и самосознание, помогают  при помощи высокой наглядности и интерактивных инструментов, реалистично воссоздавать ситуации из жизни. Но при мощном информационном потоке мозг начинает поверхностно анализировать поступающую информацию. В результате образуется клиповое мышление: неспособность к глубокому анализу, что приводит к снижению усвоения знаний. Причина формирования клипового мышления– это естественная защита мозга от избытка информации, который является одной из главных проблем цифрового воспитания молодого поколения. Для решения этой проблемы необходимо сформировать у обучающихся навык целенаправленного поиска информации в сети, то есть организовать информационную диету.

 

Цель:  создание условий для формирования основных навыков целенаправленного поиска информации в сети, то есть организовать информационную диету.

Задачи: обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение специальных умений при работе с Интернет ресурсами.

Формы работы: групповая.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология организации исследовательской деятельности.

II. Примеры осуществления цифрового воспитания на уроках физики.

В качестве примера, рассмотрим, как в 11 классе, при изучении явления «фотоэффект», можно осуществлять цифровое воспитание: «цифровую социализацию»–процесс овладения и присвоения обучающимися социального опыта и социальных связей в онлайн-контекстах, воспроизводство этого опыта и социальных отношений в множественной реальности окружающего мира.

На этапе целеполагания использовался прием технологии развития критического мышления: «Верите ли вы, что наведение современных ракет и управление войсками Александра Македонского основано на одном и том же физическом явлении-явлении фотоэффектаПри помощи Интернет-ресурсов и интерактивных инструментов, реалистично воссоздающих ситуации из жизни, в ходе урока, кадеты изучали процесс наведения ракет «Вихрь» (управляемое оружие с головками самонаведения) на цель; совершали исторический экскурс во времена Александра Македонского и исследовали, как происходил процесс  изменения цвета нарукавных повязок, под действием солнечного света, опираясь каждый раз, на законы физики.

Изучая комментарии к видеофрагменту, демонстрировавшему использование российскими  ВВС управляемого оружия с головками самонаведения, осознанно воспринимали информацию о явлении  «фотоэффект», при этом испытывали чувство гордости за российских ученых, создавших такие ракеты.

Прием «Нестандартный вход в урок», позволил на уроке физики в 11 классе в ходе изучении темы «Дифракция света» воспитывать у обучающихся умение совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов. Для этого, кадетам сообщался противоречивый факт: компакт-диски и их более совершенные родственники DVD давно уже стали одним из основных носителей цифровой информации. Контрафактные копии, записанные в каком-нибудь гараже спального района и рекламируемые в Интернете, специалист может легко отличить от продукции, произведённой массовым способом. Правда, до сих пор для этого требовался как минимум микроскоп, а ещё лучше – полноценный спектрограф. Однако, на одном из научных сайтов есть информация, что пять физиков из испанского Университета Гранады нашли способ проще, для которого достаточно обычной лазерной указки и тёмной комнаты. Обучающимся предлагается найти в интернете необходимые для объяснения этого способа научные материалы. Такая работа в интернете приводит к формированию у обучающихся навыка анализа цифровой информации и умения выбирать достоверный источник.

Некоторые информационные ресурсы могут демонстрировать «псевдонаучное» мировоззрение и тем самым приводить в заблуждение подростков. Например, на уроке физики в 11 классе, при изучении явления интерференции, обсуждался вопрос:«3D-голограмма на смартфоне: миф или реальность?». В современном обществе многие люди заблуждаясь, называют голограммой объемное изображение объекта, основанное на отражении и преломлении света.

Изучив научное определение голограммы и технологию создания псевдоголографии и голографических пирамид, кадеты провели исследование. С помощью графического редактора на персональных компьютерах они создали пирамиду, на которую падал свет, исходивший с экрана смартфона, получили мнимое изображение, проанализировали полученные результаты и сделали вывод, что данное явление не является голограммой, так как оно противоречит способу получения и является совершенно другим явлением– «псевдоголограмма».

На уроке физики в 10 классе при решении качественных  задач по теме «Закон сохранения импульса. Реактивное движение», кадеты  использовали Интернет-ресурсы и интерактивные инструменты, чтобы ответить на такие вопросы, как

1.Выходя в открытый космос, астронавты не только страхуются с помощью троса, но и надевают специальный ранец, который в случае непредвиденной ситуации может вернуть астронавта обратно в космический корабль. Объясните принцип работы такого удивительного ранца?

2. Танк и самоходная артиллерийская установка лишь на первый взгляд могут показаться одинаковыми единицами боевой техники, поскольку обеими управляет экипаж. На фото слева - гаубица на гусеничном ходу 2С19( "Мста-С"), её масса составляет 42 т. На фото справа -танк Т-72, у которого масса 41 т. Это значит, что их массы примерно одинаковые, но конфигурация ствола у них разная:

 

 

 

 

 

 

-у САУ на конце ствола помещен набалдашник -дульный тормоз.  Стреляет Мста-С так, что часть пороховых газов идёт вслед за вылетевшим снарядом, т.е. вперёд, а другая часть идёт по бокам назад. Снаряд у нее большой массы и высокой дальности стрельбы.

-у танка Т-72 ствол без набалдашника. Он стреляет так, что все пороховые газы выходят из ствола вслед за снарядом. Вбок ничего не отводится. У танка Т-72 калибр пушки 125 мм: относительно небольшой снаряд, дальность стрельбы всего лишь 9,4 км.

Объясните причину такого внешнего отличия, опираясь на закон сохранения импульса.

 

Принципиальная и сложная задача педагогов по формированию цифровой гигиены: научить ребенка распознавать и анализировать информацию, а далее самому фильтровать потребление контента, критически относиться к цифровым источникам. Если это произойдет, то сила ребенка, сила детства окажется сильнее катка «цифры», и тогда, может быть, дети смогут приручить цифровизацию, обратив ее во благо.

Литература

1.Абраменкова В.В.Современная детская информационная среда — территория опасности [Текст]/ В.В. Абраменкова// Социальная психология детства. 2-е изд., перераб. и доп.-  М.: ИНФРА-М, 2020. - С. 423–438.

2.Воробьева И.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании [Текст]/ И.А.Воробьева,А.В.Жукова, К.А.Минакова// Международный научно-исследовательский журнал.-  2021. -  № 1-4 (103). - С. 110–118.

3.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. [Текст]/ Нормативный актМинистерства образования РФ. -  № 996-р.

Российская Федерация. Законы. Об образованиив Российской Федерации Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен СоветомФедерации26декабря 2012 года.[Текст] / Нормативный актМинистерства образования РФ.URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174. -(датаобращения: 11.02.2022).

Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Текст] / Нормативный актМинистерства образования РФ. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_14066.


 

Скачано с www.znanio.ru