ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус»
Руденко Раиса Федоровна
преподаватель отдельной дисциплины (физика, химия и биология)
высшая категория
Методическая разработка
«Цифровое воспитание на уроках физики»
Россия, Санкт-Петербург, г. Кронштадт
2023г
Аннотация
В данной методической разработке теоретически обоснованы особенности цифрового воспитания. Описаны элементы учебных занятий по формированию цифровой безопасности. Автор приводит конкретные примеры из опыта работы на уроках физики в старших классах.
Ключевые слова: цифровизация, кибербуллинг, позитивный детский контент.
I.Введение
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение воспитанию: это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи. Общества, государства».[4]
Правительство Российской Федерации в 2015 году утвердило Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, где указано, что приоритетной задачей в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».[3]
Согласно содержанию данного документа, одним из основных направлений развития воспитания является расширение воспитательных возможностей с помощью информационных ресурсов.
Это направление предполагает:
- создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов (информационно-телекоммуникационной сети Интернет) в целях воспитания и социализации детей;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
- обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющих вред их здоровью и психическому развитию[3].
«Цифровое» воспитание–это молодая сфера педагогики, которая включает в себя: кибербезопасность, социализацию и здоровьесбережение.
В настоящее время формирование личности обучающегося происходит с помощью информационных импульсов, которые охватив сознание и самосознание, помогают при помощи высокой наглядности и интерактивных инструментов, реалистично воссоздавать ситуации из жизни. Но при мощном информационном потоке мозг начинает поверхностно анализировать поступающую информацию. В результате образуется клиповое мышление: неспособность к глубокому анализу, что приводит к снижению усвоения знаний. Причина формирования клипового мышления– это естественная защита мозга от избытка информации, который является одной из главных проблем цифрового воспитания молодого поколения. Для решения этой проблемы необходимо сформировать у обучающихся навык целенаправленного поиска информации в сети, то есть организовать информационную диету.
Цель: создание условий для формирования основных навыков целенаправленного поиска информации в сети, то есть организовать информационную диету.
Задачи: обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение специальных умений при работе с Интернет ресурсами.
Формы работы: групповая.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология организации исследовательской деятельности.
II. Примеры осуществления цифрового воспитания на уроках физики.
В качестве примера, рассмотрим, как в 11 классе, при изучении явления «фотоэффект», можно осуществлять цифровое воспитание: «цифровую социализацию»–процесс овладения и присвоения обучающимися социального опыта и социальных связей в онлайн-контекстах, воспроизводство этого опыта и социальных отношений в множественной реальности окружающего мира.
На этапе целеполагания использовался прием технологии развития критического мышления: «Верите ли вы, что наведение современных ракет и управление войсками Александра Македонского основано на одном и том же физическом явлении-явлении фотоэффекта?» При помощи Интернет-ресурсов и интерактивных инструментов, реалистично воссоздающих ситуации из жизни, в ходе урока, кадеты изучали процесс наведения ракет «Вихрь» (управляемое оружие с головками самонаведения) на цель; совершали исторический экскурс во времена Александра Македонского и исследовали, как происходил процесс изменения цвета нарукавных повязок, под действием солнечного света, опираясь каждый раз, на законы физики.
Изучая комментарии к видеофрагменту, демонстрировавшему использование российскими ВВС управляемого оружия с головками самонаведения, осознанно воспринимали информацию о явлении «фотоэффект», при этом испытывали чувство гордости за российских ученых, создавших такие ракеты.
Прием «Нестандартный вход в урок», позволил на уроке физики в 11 классе в ходе изучении темы «Дифракция света» воспитывать у обучающихся умение совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов. Для этого, кадетам сообщался противоречивый факт: компакт-диски и их более совершенные родственники DVD давно уже стали одним из основных носителей цифровой информации. Контрафактные копии, записанные в каком-нибудь гараже спального района и рекламируемые в Интернете, специалист может легко отличить от продукции, произведённой массовым способом. Правда, до сих пор для этого требовался как минимум микроскоп, а ещё лучше – полноценный спектрограф. Однако, на одном из научных сайтов есть информация, что пять физиков из испанского Университета Гранады нашли способ проще, для которого достаточно обычной лазерной указки и тёмной комнаты. Обучающимся предлагается найти в интернете необходимые для объяснения этого способа научные материалы. Такая работа в интернете приводит к формированию у обучающихся навыка анализа цифровой информации и умения выбирать достоверный источник.
Некоторые информационные ресурсы могут демонстрировать «псевдонаучное» мировоззрение и тем самым приводить в заблуждение подростков. Например, на уроке физики в 11 классе, при изучении явления интерференции, обсуждался вопрос:«3D-голограмма на смартфоне: миф или реальность?». В современном обществе многие люди заблуждаясь, называют голограммой объемное изображение объекта, основанное на отражении и преломлении света.
Изучив научное определение голограммы и технологию создания псевдоголографии и голографических пирамид, кадеты провели исследование. С помощью графического редактора на персональных компьютерах они создали пирамиду, на которую падал свет, исходивший с экрана смартфона, получили мнимое изображение, проанализировали полученные результаты и сделали вывод, что данное явление не является голограммой, так как оно противоречит способу получения и является совершенно другим явлением– «псевдоголограмма».
На уроке физики в 10 классе при решении качественных задач по теме «Закон сохранения импульса. Реактивное движение», кадеты использовали Интернет-ресурсы и интерактивные инструменты, чтобы ответить на такие вопросы, как
1.Выходя в открытый космос, астронавты не только страхуются с помощью троса, но и надевают специальный ранец, который в случае непредвиденной ситуации может вернуть астронавта обратно в космический корабль. Объясните принцип работы такого удивительного ранца?
2. Танк и самоходная артиллерийская установка лишь на первый взгляд могут показаться одинаковыми единицами боевой техники, поскольку обеими управляет экипаж. На фото слева - гаубица на гусеничном ходу 2С19( "Мста-С"), её масса составляет 42 т. На фото справа -танк Т-72, у которого масса 41 т. Это значит, что их массы примерно одинаковые, но конфигурация ствола у них разная:
-у САУ на конце ствола помещен набалдашник -дульный тормоз. Стреляет Мста-С так, что часть пороховых газов идёт вслед за вылетевшим снарядом, т.е. вперёд, а другая часть идёт по бокам назад. Снаряд у нее большой массы и высокой дальности стрельбы.
-у танка Т-72 ствол без набалдашника. Он стреляет так, что все пороховые газы выходят из ствола вслед за снарядом. Вбок ничего не отводится. У танка Т-72 калибр пушки 125 мм: относительно небольшой снаряд, дальность стрельбы всего лишь 9,4 км.
Объясните причину такого внешнего отличия, опираясь на закон сохранения импульса.
Принципиальная и сложная задача педагогов по формированию цифровой гигиены: научить ребенка распознавать и анализировать информацию, а далее самому фильтровать потребление контента, критически относиться к цифровым источникам. Если это произойдет, то сила ребенка, сила детства окажется сильнее катка «цифры», и тогда, может быть, дети смогут приручить цифровизацию, обратив ее во благо.
Литература
1.Абраменкова В.В.Современная детская информационная среда — территория опасности [Текст]/ В.В. Абраменкова// Социальная психология детства. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2020. - С. 423–438.
2.Воробьева И.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании [Текст]/ И.А.Воробьева,А.В.Жукова, К.А.Минакова// Международный научно-исследовательский журнал.- 2021. - № 1-4 (103). - С. 110–118.
3.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. [Текст]/ Нормативный актМинистерства образования РФ. - № 996-р.
Российская Федерация. Законы. Об образованиив Российской Федерации Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен СоветомФедерации26декабря 2012 года.[Текст] / Нормативный актМинистерства образования РФ. – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174. -(датаобращения: 11.02.2022).
Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Текст] / Нормативный актМинистерства образования РФ. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_14066.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.