Цифровое воспитание на уроках физики
Оценка 4.7

Цифровое воспитание на уроках физики

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
10 кл—11 кл
01.02.2023
Цифровое воспитание на уроках физики
Данная методическая разработка представлена в форме учебно-методического пособия и посвящена проблеме цифрового воспитания в урочной и внеурочной деятельности. Объект изложения - особенности цифрового воспитания. Предлагается описание элементов учебных занятий по формированию цифровой безопасности, где приводятся конкретные примеры из опыта работы на уроках физики в старших классах. Новое в содержании, что несет в себе работа, конкретные рекомендации практического характера.
цифровое воспитание на уроках физики.docx

ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус»

Руденко Раиса Федоровна

преподаватель отдельной дисциплины (физика, химия и биология)

высшая категория

Методическая разработка

 «Цифровое воспитание на уроках физики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Россия, Санкт-Петербург, г. Кронштадт

2023г

 

 

 

Аннотация

В данной методической разработке теоретически обоснованы особенности цифрового воспитания. Описаны элементы учебных занятий по формированию цифровой безопасности. Автор приводит конкретные примеры из опыта работы на уроках физики в старших классах.

Ключевые слова: цифровизация, кибербуллинг, позитивный детский контент.

I.Введение

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение воспитанию: это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи. Общества, государства».[4]

Правительство Российской Федерации в 2015 году утвердило Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, где указано, что приоритетной задачей в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».[3]

Согласно содержанию данного документа, одним из основных направлений развития воспитания является расширение воспитательных возможностей с помощью информационных ресурсов.

Это направление предполагает:

-                   создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов (информационно-телекоммуникационной сети Интернет) в целях воспитания и социализации детей;

-                   информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

-                   содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

-                   воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

-                   обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющих вред их здоровью и психическому развитию[3].

«Цифровое» воспитание–это молодая сфера педагогики, которая включает в себя: кибербезопасность, социализацию и здоровьесбережение.

В настоящее время формирование личности обучающегося происходит с помощью информационных импульсов, которые охватив сознание и самосознание, помогают  при помощи высокой наглядности и интерактивных инструментов, реалистично воссоздавать ситуации из жизни. Но при мощном информационном потоке мозг начинает поверхностно анализировать поступающую информацию. В результате образуется клиповое мышление: неспособность к глубокому анализу, что приводит к снижению усвоения знаний. Причина формирования клипового мышления– это естественная защита мозга от избытка информации, который является одной из главных проблем цифрового воспитания молодого поколения. Для решения этой проблемы необходимо сформировать у обучающихся навык целенаправленного поиска информации в сети, то есть организовать информационную диету.

 

Цель:  создание условий для формирования основных навыков целенаправленного поиска информации в сети, то есть организовать информационную диету.

Задачи: обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение специальных умений при работе с Интернет ресурсами.

Формы работы: групповая.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология организации исследовательской деятельности.

II. Примеры осуществления цифрового воспитания на уроках физики.

В качестве примера, рассмотрим, как в 11 классе, при изучении явления «фотоэффект», можно осуществлять цифровое воспитание: «цифровую социализацию»–процесс овладения и присвоения обучающимися социального опыта и социальных связей в онлайн-контекстах, воспроизводство этого опыта и социальных отношений в множественной реальности окружающего мира.

На этапе целеполагания использовался прием технологии развития критического мышления: «Верите ли вы, что наведение современных ракет и управление войсками Александра Македонского основано на одном и том же физическом явлении-явлении фотоэффектаПри помощи Интернет-ресурсов и интерактивных инструментов, реалистично воссоздающих ситуации из жизни, в ходе урока, кадеты изучали процесс наведения ракет «Вихрь» (управляемое оружие с головками самонаведения) на цель; совершали исторический экскурс во времена Александра Македонского и исследовали, как происходил процесс  изменения цвета нарукавных повязок, под действием солнечного света, опираясь каждый раз, на законы физики.

Изучая комментарии к видеофрагменту, демонстрировавшему использование российскими  ВВС управляемого оружия с головками самонаведения, осознанно воспринимали информацию о явлении  «фотоэффект», при этом испытывали чувство гордости за российских ученых, создавших такие ракеты.

Прием «Нестандартный вход в урок», позволил на уроке физики в 11 классе в ходе изучении темы «Дифракция света» воспитывать у обучающихся умение совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов. Для этого, кадетам сообщался противоречивый факт: компакт-диски и их более совершенные родственники DVD давно уже стали одним из основных носителей цифровой информации. Контрафактные копии, записанные в каком-нибудь гараже спального района и рекламируемые в Интернете, специалист может легко отличить от продукции, произведённой массовым способом. Правда, до сих пор для этого требовался как минимум микроскоп, а ещё лучше – полноценный спектрограф. Однако, на одном из научных сайтов есть информация, что пять физиков из испанского Университета Гранады нашли способ проще, для которого достаточно обычной лазерной указки и тёмной комнаты. Обучающимся предлагается найти в интернете необходимые для объяснения этого способа научные материалы. Такая работа в интернете приводит к формированию у обучающихся навыка анализа цифровой информации и умения выбирать достоверный источник.

Некоторые информационные ресурсы могут демонстрировать «псевдонаучное» мировоззрение и тем самым приводить в заблуждение подростков. Например, на уроке физики в 11 классе, при изучении явления интерференции, обсуждался вопрос:«3D-голограмма на смартфоне: миф или реальность?». В современном обществе многие люди заблуждаясь, называют голограммой объемное изображение объекта, основанное на отражении и преломлении света.

Изучив научное определение голограммы и технологию создания псевдоголографии и голографических пирамид, кадеты провели исследование. С помощью графического редактора на персональных компьютерах они создали пирамиду, на которую падал свет, исходивший с экрана смартфона, получили мнимое изображение, проанализировали полученные результаты и сделали вывод, что данное явление не является голограммой, так как оно противоречит способу получения и является совершенно другим явлением– «псевдоголограмма».

На уроке физики в 10 классе при решении качественных  задач по теме «Закон сохранения импульса. Реактивное движение», кадеты  использовали Интернет-ресурсы и интерактивные инструменты, чтобы ответить на такие вопросы, как

1.Выходя в открытый космос, астронавты не только страхуются с помощью троса, но и надевают специальный ранец, который в случае непредвиденной ситуации может вернуть астронавта обратно в космический корабль. Объясните принцип работы такого удивительного ранца?

2. Танк и самоходная артиллерийская установка лишь на первый взгляд могут показаться одинаковыми единицами боевой техники, поскольку обеими управляет экипаж. На фото слева - гаубица на гусеничном ходу 2С19( "Мста-С"), её масса составляет 42 т. На фото справа -танк Т-72, у которого масса 41 т. Это значит, что их массы примерно одинаковые, но конфигурация ствола у них разная:

 

 

 

 

 

 

-у САУ на конце ствола помещен набалдашник -дульный тормоз.  Стреляет Мста-С так, что часть пороховых газов идёт вслед за вылетевшим снарядом, т.е. вперёд, а другая часть идёт по бокам назад. Снаряд у нее большой массы и высокой дальности стрельбы.

-у танка Т-72 ствол без набалдашника. Он стреляет так, что все пороховые газы выходят из ствола вслед за снарядом. Вбок ничего не отводится. У танка Т-72 калибр пушки 125 мм: относительно небольшой снаряд, дальность стрельбы всего лишь 9,4 км.

Объясните причину такого внешнего отличия, опираясь на закон сохранения импульса.

 

Принципиальная и сложная задача педагогов по формированию цифровой гигиены: научить ребенка распознавать и анализировать информацию, а далее самому фильтровать потребление контента, критически относиться к цифровым источникам. Если это произойдет, то сила ребенка, сила детства окажется сильнее катка «цифры», и тогда, может быть, дети смогут приручить цифровизацию, обратив ее во благо.

Литература

1.Абраменкова В.В.Современная детская информационная среда — территория опасности [Текст]/ В.В. Абраменкова// Социальная психология детства. 2-е изд., перераб. и доп.-  М.: ИНФРА-М, 2020. - С. 423–438.

2.Воробьева И.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании [Текст]/ И.А.Воробьева,А.В.Жукова, К.А.Минакова// Международный научно-исследовательский журнал.-  2021. -  № 1-4 (103). - С. 110–118.

3.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. [Текст]/ Нормативный актМинистерства образования РФ. -  № 996-р.

Российская Федерация. Законы. Об образованиив Российской Федерации Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен СоветомФедерации26декабря 2012 года.[Текст] / Нормативный актМинистерства образования РФ.URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174. -(датаобращения: 11.02.2022).

Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Текст] / Нормативный актМинистерства образования РФ. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_14066.


 

Скачано с www.znanio.ru

ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус»

ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус»

Аннотация В данной методической разработке теоретически обоснованы особенности цифрового воспитания

Аннотация В данной методической разработке теоретически обоснованы особенности цифрового воспитания

Цель: создание условий для формирования основных навыков целенаправленного поиск а информации в сети, то есть организовать информационную диету

Цель: создание условий для формирования основных навыков целенаправленного поиск а информации в сети, то есть организовать информационную диету

На уроке физики в 10 классе при решении качественных задач по теме «Закон сохранения импульса

На уроке физики в 10 классе при решении качественных задач по теме «Закон сохранения импульса

РФ. – URL: http://www.consultant

РФ. – URL: http://www.consultant
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023