Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа
Оценка 4.8

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
05.03.2017
Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа
Данная методическая разработка поможет педагогам достичь внушительных результатов в духовно-нравственном воспитании младших школьников посредством изучения истории, культуры и традиции татарского народа. В результате они становятся глубоко уважающими, любящими и слушающимися своих родителей, уважающими и почитающими своих учителей, с уважением относящимися ко всем людям любых национальностей и религий, уважающими историю, культуру и традиции своего и других народов. Я горжусь результатами своего труда.Данная методическая разработка поможет педагогам достичь внушительных результатов в духовно-нравственном воспитании младших школьников посредством изучения истории, культуры и традиции татарского народа. В результате они становятся глубоко уважающими, любящими и слушающимися своих родителей, уважающими и почитающими своих учителей, с уважением относящимися ко всем людям любых национальностей и религий, уважающими историю, культуру и традиции своего и других народов. Я горжусь результатами своего труда.
Методическая разработка ИКиТТН.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей  Центр детского творчества «Дебют» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Утверждаю Директор Центра детского творчества Орджоникидзевского района ГО г. Уфа ___________________________Ю.Г. Ларина «17» 08. 2015 г. Приказ № 65 от 17.08.2015 г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАРОДА» возраст обучающихся: 7­11 лет Срок реализации 4 года Автор­составитель: Сафина Рямзия Магруфовна, педагог дополнительного образования г. Уфа 2015 Педагогическим экспериментом были охвачены все школьники, учителя, старшеклассники­кураторы, педагоги дополнительного образования и родители МБОУ   Татарская   гимназия   №   65,   МБОУ   ДОД   Центр   детского   творчества «Дебют»   Орджоникидзевского   Республики   Башкортостан.   Выбор   данных образовательных   учреждений   обусловлен   тем,   что   руководитель экспериментальной   площадки   является   педагогом   МБОУ   Центр   детского творчества дополнительного образования детей «Дебют» при МБОУ Татарская гимназия   №   65,   а   с   педагогическим   коллективом   гимназии,   родителями   и обучающимися тесно контактирует по роду своей педагогической деятельности. Уровни сформированности у школьников  семейных духовно­нравственных ценностей  Критерии духовно­нравственного потенциала Начальный этап (2013 год) личности школьника Духовно­нравственные чувства Духовно­нравственное сознание Духовно­нравственное поведение Низкий 62,6 41,5 70,7 Уровни в % Средний 32 47,6 25,2 Высокий 5,4 10,9 4,1 В   таблице   представлены   процентные   данные,   полученные   нами   в результате констатирующего эксперимента – I замер.  Тщательный   анализ,   сопоставление   всех   полученных   данных   и целенаправленное   изучение   детей   с   применением   разнообразных   методов позволили   распределить   изучаемых   в   три   группы   по   уровням   духовно­ нравственной воспитанности –  высоким, средним и низким уровням.  Для развития духовно­нравственного сознания мы использовали методы беседы,   примера   и   убеждения;   для   развития   духовно­нравственных   чувств   – метод примера, упражнение и создание воспитывающей ситуации; для развития духовно­нравственного   поведения   –   упражнение,   приучение,   педагогическое требование,   метод   примера,   создание   воспитывающей   ситуации,   научение. Определили   критерии   и   показатели   эффективности   духовно­нравственного воспитания. По  результатам   анализа   констатирующего   эксперимента   можно  сделать вывод, что учителя начальной школы в учебное время: –   не   в   полной   мере   используют   имеющийся   материал   по   духовно­ нравственному воспитанию школьников;  –   не   могут   определить   потенциальной   возможности   использования народной педагогики в воспитании детей;  – не имеют определенной системы проведения воспитательной работы.  Дети  проявляют интерес к проводимой с ними систематической работе в силу   их   познавательной   и   творческой   активности.   Родители   также   стали стремиться   помочь     своим   детям,   учителям,   старшеклассникам­кураторам   и педагогам   дополнительного   образования   в   организации   и   проведении воспитательных мероприятий. С   учетом   данных   констатирующего   эксперимента   были   разработаны   и проведены следующие совместные мероприятия образовательных учреждений и семьи: –  индивидуальные:   посещение   семей   проблемных   школьников   на   дому,   –   родительские беседы   с   родителями,   родительские   дни­консультации   факультативы; – групповые, где родители по желанию могут объединяться в группы по интересам:   совместная   работа   на   уроках   учителя,   педагога   дополнительного образования и родителей (родители участвуют в проведении урока); –   коллективные:   классные   часы,   родительские   собрания,   консультации, конференции   по   обмену   опытом   воспитания,   совместные   внеклассные мероприятия, вечера вопросов и ответов, деловые игры, дискуссии. Учителями   и   педагогами   дополнительного   образования   проводились беседы с родителями на темы: «Младший школьный возраст и его особенности», «Учебная работа ребенка и задачи родителей», «Организация учебы и досуга детей   в   семье»,   «Как   помочь   ребенку   в   выполнении   домашних   заданий?», «Воспитание дисциплинированности у ребенка в семье» и др. Например, лекция­диспут для родителей на тему «Мудрость в разговоре с ребенком» включала в себя такие разделы, где необходимо: – не говорить ребенку то, что он знает без нас, – бессмысленно; –  контролировать   тон,   манеру   нашего   разговора,   чтобы   избежать «отчитываний» и «скучных проповедей»; – продумывать беседы, связанные с жизнью, ожидаемыми результатами. Важны   как   содержание   и   тон,   так   и,   место   и   время   разговора. Воспитывающий   должен   убеждать,   но   убеждение   без   его   реализации   не существует  – это и есть мастерство  воспитателя  (родителя), чтобы разговор вызвал   у   ребенка   собственные   мысли,   переживания,   побуждая   к   активной деятельности. Не только детей разного возраста, но и одного возраста нужно убеждать   по­разному.   Младшие   школьники   особенно   требуют   убедительных примеров из жизни. Родителям   предлагалось   прочитать   вместе   с   ребенком   рассказ, содержащий   духовно­нравственного   содержания,   а   затем   спросить,   каким образом он поступил бы в данной ситуации. Параллельно родители должны были вести наблюдение за ребенком, а данные записывать. Наблюдение проводилось по   таким   критериям,   как   эмоциональное   (духовно­нравственные   чувства), интеллектуальное (духовно­нравственное сознание) и мотивационное (духовно­ нравственное поведение) воспитание при решении духовно­нравственных задач. Отмечались   такие   проявления,   как   стремление   детей   задавать   вопросы   по интересующим   темам,   получать   новую   информацию,   самому   применять   на практике полученные знания.  Данная   педагогическая   деятельность   представляет   собой   ежемесячные задания   для   родителей   по   воспитанию   детей   и   внеклассные   мероприятия, проводимые в разнообразных организационных формах. Такая работа с семьей охватывает базовое и дополнительное образование, внеурочную общешкольную деятельность.   Участие   родителей   является   главной   идеей   работы   учителя   и педагога   дополнительного   образования,   обеспечивающей   сотрудничество взрослых. Основная   цель   работы   с   родителями   и   другими   членами   семьи   –   это ориентация   их   на   такие   семейные   ценности,   как   уважение   и   любовь   между собой, уважение и почитание всех людей, уважение к традициям своего народа, своей нации и своей семьи, желание их сохранить и продолжить, послушание и др.  С   установлением   контакта   семьи   и   образовательных   учреждений улучшались и отношения в семьях, потому что к эксперименту привлекались не только матери, но и отцы, где последние становились активными субъектами в воспитании своих детей. Члены семьи должны быть уверены, что их усилия не останутся   незамеченными,   при   этом   важна   позиция   уважения   к   творчеству детей. Ситуация успеха разная, но у каждого она уникальна. Задачей педагога является найти «изюминку» в каждом ребенке, поставить в центр внимания его личность. Планирование контакта педагогов с родителями предполагает: – начинать разговор с общих приятных вопросов; –  постараться радовать их хоть и малыми, но все­таки достижениями их ребенка; – оказывать внимание родителям, интересоваться их работой, домом; –  обсуждать   настроения   детей,   возникающие   из­за   школы,   учителей, педагогов дополнительного образования и одноклассников; –  внимательно слушать родителей и принимать все, что они говорят, не критиковать их мнение, а стараться понять, что побуждает их так думать; –  определять проблемы, желательные для обсуждения на родительских собраниях; –  лично   информировать   родителей   посредством     писем   или индивидуальных бесед, не передавая информацию через детей или других лиц. На основании полученных данных можно сделать некоторые выводы. По мере увеличения количества совместных занятий родителей со своими детьми повысилась   мотивационно­эмоциональная   позиция   детей,   выраженная   в просьбах   о   дополнительных   занятиях.   Дети   выбирают   для   анализа   рассказы, прочитанные   ими   до   эксперимента,   самостоятельно   определяют   духовно­ нравственную проблему и предлагают варианты ее решения. И предлагаемые ими   решения   становятся   все   более   осмысленными.   Дети   объясняют,   что поступили так в соответствии с духовно­нравственными нормами. Многие дети пытаются   передать   полученные   знания   своим   младшим   братьям,   сестрам   и друзьям. Это наблюдается во время игр, когда они пытаются объяснить другим детям, почему так можно поступать, а так нельзя. Критерии и показатели духовно­нравственной воспитанности обучающихся в процессе формирования у них семейных ценностей  Критерии Эмоциональный  ­эмпатия,  ­сопереживание,  ­сочувствие,  ­сострадание,  ­милосердие, ­положительные  эмоции,  ­справедливость,  Интеллектуальный ­осведомленность  школьников в области  духовных и нравственных  понятий, ­знание  сущности духовно­ нравственных ценностей  общесства,  ­знание норм духовности  Мотивационный ­сформированность  привычек духовно­ нравственного поведения  обучающихся в семье,  ­соответствие поведения  школьников  приобретенным знаниям, ­формирование у детей ­патриотизм,  ­любовь,  ­свобода,  ­чувство собственного  достоинства. Показатели Готовность проявлять  духовно­нравственные  чувства, стабильность  их выражения,  самооценка духовно­ нравственной воспитанности. и нравственного  поведения,  ­готовность и способность отстаивания духовно­ нравственных взглядов и  убеждений в конкретных  жизненных ситуациях, ­умение детей давать  оценку явлениям и  фактам общественной  жизни. Доброта, патриотизм,  трудолюбие,  гостеприимство,  сострадание, забота о  младших, дружелюбие,  почитание старших,  уважение к себе и к  окружающим,  бережливость. чувства коллективизма,  сплоченности, реализация  духовно­нравственных  ценностей в ситуациях  свободного выбора. Осознание целей,  жизненных смыслов как  собственных, так и  коллективных,  необходимость  следования духовно­ нравственным нормам и  ценностям общества. В  таблице     представлены   критерии  и  показатели  духовно­нравственной воспитанности  обучающихся   в   процессе   формирования   у   них   семейных ценностей, позволяющие определить их духовно­нравственные ценности. Прокомментируем обозначенные нами критерии. 1.   Эмоциональный   критерий   (духовно­нравственные   чувства)   позволяет оценить осознанность отношения личности к тому или иному виду деятельности. Как   известно,   чувства   –   это   устойчивые   эмоциональные   отношения человека   к   явлениям   действительности,   которые   отражают   значение   данных явлений   в   связи   с   его   потребностями   и   мотивами,   неразрывно   связаны   со знаниями личности и проявляются в его деятельности.  Показатели   критерия   –   ведущие   цели,   намерения   и   мотивы   поступков детей,   умение   сопереживать,   сочувствовать   окружающим,   проявление милосердия   и   сострадания.   Переживание,   сопереживание   –   необходимый компонент духовно­нравственной воспитанности школьников.  Действенность,   единство   этих   знаний   и   переживаний,   степень выраженности этих чувств и практическое их проявление в деятельности служат яркими показателями духовно­нравственной воспитанности обучающихся.  2. Интеллектуальный критерий (духовно­нравственное сознание) отражает всестороннюю,   культурную,   эстетическую,   этическую   и   информированную личность.  Его показателями являются:  ­ знание сущности духовно­нравственной ценности, осведомленность детей в области духовно­нравственных понятий;  – умение детей давать оценку явлениям и фактам общественной жизни;  –  готовность и способность отстаивать духовно­нравственные взгляды и убеждения в конкретных жизненных ситуациях, духовно­нравственные ценности общества, нормы духовно­нравственного поведения. 3.   Мотивационный   критерий   (духовно­нравственное   поведение) показывает характер общения и совершаемых поступков личности, выраженных в отношениях, соблюдении норм и правил поведения.  Мотивацией   является   динамический   процесс     психологического   и физиологического   управления   поведением   школьников,   определяющий   их организованность, направленность, устойчивость и активность.  Его показатели:  – положительное влияние обучающихся на окружающих; – сформированность привычек духовно­нравственного поведения;  – соответствие поведения школьников приобретенным знаниям;  – социально обусловленные отношения детей к материальным и духовно­ нравственным ценностям, окружающей действительности; – содействие самих детей сплочению коллектива; –  реализация   духовно­нравственных   ценностей   в   ситуации   свободного выбора.  Работа   учителей   и   педагогов   дополнительного   образования   по формированию   ответственности   у   детей   проводилась   по   следующим направлениям:   организация   совместной   деятельности   на   занятиях;   анализ   и оценка педагогом качества выполнения предложенных заданий с точки зрения духовно­нравственных   ценностей;   ориентация   детей   на   взаимоанализ   и взаимооценку   результатов   совместной   работы   на   занятиях.   Направления формирования доброжелательности таковы: организация взаимопомощи детей при   выполнении   учебных   заданий;   систематический   анализ   и   оценка взаимоотношений   на   занятиях   между   младшими   школьниками.  Как   видно   из указанных направлений, педагоги избегали прямого научения детей, создавали условия для расширения, углубления их духовно­нравственного опыта, развития умений духовно­нравственного осмысления этого опыта.  Цель Тематика занятий, ориентированная на формирование  духовно­нравственных ценностей у школьников Название классных часов Форма проведения «Доброта   вечна   на   земле»,   «Какой   он, воспитанный   человек»,   «Гуманизм   и гуманность», «Без друзей меня чуть­чуть», «Семья – главная ценность», «Родители – мое богатство» «Талант   и   способности»,   «Верные   друзья человека»,   «Долг   каждого»,   «Все   работы хороши,   выбирай   на   вкус»,   «Профессии моих   родителей»,   «После   работы   можно поиграть» «Умение   владеть   собой»,   «Соблазн   и   его власть над человеком», «О мужественности и   женственности»,   «Судьба   человека», «Умение слушать свое сердце», «Как стать счастливым?», «Моя совесть – мой друг» Дискуссия Беседа Практикум Ролевая игра Практикум Диалог Литературная композиция Дискуссия Беседа Тренинг Психологический этюд Беседа Дискуссия Лекция й е т с о н н е ц   х ы н й е м е с   х и н   у   я и н а в о р и м р о ф   е с с е ц о р п   в   в о к и н ь л о к ш у й е т с о н н е ц       Целью   данных   занятий   является   повышение   интереса   к   духовно­ нравственным ценностям: к проблемам добра, долга, милосердия; к развитию потребностей   к   самосовершенствовании,   проявлении   гуманности   и   любви   к окружающим людям, животным, растениям и т.д. В конце каждого занятия дети формулируют выводы и высказывают свои пожелания. Такой метод, по мнению 89   %   учителей   и   педагогов   дополнительного   образования,   помогает   усилить мотивационную деятельность обучающихся и приводить их мысли в порядок, вспоминать, о чем шел разговор на предыдущих занятиях, систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности. Использование различных игр позволило нам выявить отношения младших школьников к духовно­нравственным ценностям. С помощью игр закреплялись х ы н н е в т с в а р н ­ о н в о х у д   е и духовно­нравственные   привычки   детей   и   проживались   основные   ситуации   в результате   чего   младшие   школьники   выявляли   свое   отношение   к   ценностям. Напряжение, которое приходится им преодолевать, чтобы овладеть духовно­ нравственными   ценностями,   умениями   и   отношениями   в   контексте   игры, протекает незаметно для них самих.  На   родительских   факультативах   и   семинарах   обсуждаются   темы формирования   семейных   ценностей   в   процессе   духовно­нравственного воспитания   детей   в   семье,   родители   рассказывают   о   своих   проблемах   в воспитании   детей,   делятся   опытом   достижения   позитивных   результатов. Совместные обсуждения положительных и отрицательных ситуаций в процессе воспитания детей в семье дают родителям находить правильные пути решения проблем воспитания, возникающих в семье. Работа с родителями, не желающими выставлять   проблемы   по   воспитанию   своих   детей   на   всеобщее   обсуждение, проходят   в   индивидуальном   порядке,   т.е.   конфиденциально.   Тем   не   менее, начиная   получать   положительные   результаты   в   воспитании   своих   детей посредством   индивидуальных   консультаций   руководителя   эксперимента, последние   родители   тоже   начинают   активно   участвовать   в   коллективных обсуждениях   проблем   духовно­нравственного   воспитания   детей,   принятии правильных решений и подведении итогов по результатам тестирования детей. В ходе опытно­экспериментальной работы мы наблюдали за динамикой уровня духовно­нравственной воспитанности школьников, опираясь на методику М.И. Шиловой. На основе ее теста «Размышляем о жизненном опыте» мы в ходе экспериментальной   работы   определяли   уровень   сформированности   духовно­ нравственных   ценностей   детей.   В   таблице   представлена   динамика   изменения жизненных целей у школьников в процессе эксперимента. Среди   20   терминальных   ценностей   в   жизни   детей   в   начале   2   класса доминируют: крепкое здоровье – 83 %; независимость – 82 %; любовь – 78 %; добиться   уважения   –   76   %.   Второе   место   в   жизни   обучающихся   занимают: счастливая семейная жизнь – 73 %; наличие хороших и верных друзей – 70 %; материальное   благополучие   –   69   %.   На   третьем   месте:   получить   хорошую профессию – 50 %; удовольствия в жизни – 45 %; жить по совести – 45 %. Изменение духовно­нравственных ценностей – жизненных целей обучающихся  в ходе экспериментальной работы (в %) Жизненные цели 1 Крепкое здоровье Независимость  Богатство Любовь Добиться уважения 2 Счастливая   семейная жизнь Иметь   много   верных друзей 2013  год 83 82 80 78 76 73 70 Жизненные цели 1 Получить образование   Иметь много верных друзей Получить хорошую профессию Добиться уважения Независимость Материальное благополучие Любовь 2016 год 100 100 100 100 100 100 100 Материальное благополучие Получить образование Твердая воля Сделать карьеру Смелость 3 Получить   хорошую профессию Удовольствие в жизни Жить по совести Трудолюбие Самодисциплина Творить добро Проявлять   чуткость   и милосердие Долг 69 68 68 67 65 50 45 45 42 37 30 22 15 Счастливая семейная жизнь 100 Проявлять   чуткость   и милосердие 2 Смелость Трудолюбие Сделать карьеру Жить по совести Крепкое здоровье Творить добро 3 Твердая воля Удовольствие в жизни Богатство Самодисциплина Долг 97 96 95 95 92 92 91 88 88 85 81 77 Среди инструментальных в ядро ценностей вошли следующие: богатство – 74   %;   образованность   –   68   %;   твердая   воля   –   68   %;   карьера   –   42   %; самодисциплина – 37 %. В особую группу (хвост) заняли ценности – средства, которые не значимы для детей: творить добро – 30 %; чуткость и милосердие – 22 %; долг – 15 %. Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента духовность и нравственность для младших школьников являются неважными. В ходе эксперимента необходимо было определить изменения жизненных целей детей, ориентированных на духовно­нравственные ценности. Из двадцати предложенных   жизненных   целей   детям   предлагалось   выбрать   10   наиболее значимых для них. Из таблицы мы видим, что у детей к концу эксперимента стали преобладать духовно­нравственные ценности – цели, жизненные планы: проявлять чуткость и милосердие (рост на 75 %), долг (рост на 62 %),  творить добро (рост на 59 %), трудолюбие (рост на 53 %), получить хорошую профессии (рост на 50 %), жить по совести (рост на 47 %) и др. А   из   следующей   таблицы   видим,   что   к   концу   эксперимента   у   детей меняются духовно­нравственные ценности и взгляды. Если в начале доброту как значимую   для   себя   ценность   выбирали   только   18   %,   то   к   концу   –   89   %; гуманность – 3 % и 47 %; милосердие – 4 % и 80 %, толерантность– 26 % и 70 % соответственно. Динамика оценки ценностных ориентаций обучающихся Оцениваемые критерии 2013 год 2016 год Доброта Чуткость Гуманность Милосердие Духовное совершенствование Отзывчивость % 18 42 3 4 19 26 % 89 87 89 80 84 91 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Понимание Честность Взаимоуважение Любовь Толерантность 48 14 59 78 26 93 65 98 99 70 Сопоставив   результаты,   полученные   в   процессе   экспериментальной работы, можно отметить изменения уровней оцениваемых личностных ценностей у   детей.   По­прежнему   для   них   важными   являются   любовь,   взаимоуважение, понимание. Также отметим, что доброта, гуманность, милосердие как ценности стали оцениваться детьми к концу эксперимента выше, чем в начале. Например, гуманность с 10 места переместилась на 6, доброта – с 8 на  5; милосердие – с 11 на   9;   отзывчивость   –   с   5   на     4,   толерантность   и   чуткость   –   на   11   и   7 соответственно.  Целенаправленная   деятельность   учителей,   старшеклассников­кураторов, педагогов   дополнительного   образования   и   родителей   обеспечивает   высокий уровень   духовно­нравственного   воспитания   личности   ребенка   и   создает предпосылки для дальнейшего развития духовно­нравственной воспитанности. Отвечая на вопрос «Как можно стать хорошим человеком?», 74 % обучающихся указывали на наличие следующих духовно­нравственных ценностей: «Надо быть добрым», «Быть порядочным», «Быть гуманным», «Учиться быть терпеливым». Эффективным   в   плане   диагностики   является   прием   незаконченного предложения (методика Н.Е. Щурковой): «Приплыла Золотая Рыбка и спросила: «Что тебе надобно?…», который   позволил определить духовно­нравственные ценности у школьников. Результаты оказались таковыми: «Хочу, чтобы все были честными»   (73   %),   «Чтобы   не   было   жестоких   людей»   (82   %),   «Хочу   быть знаменитым» (49 %), «Хочу, чтобы родители никогда не ссорились» (97 %), «Чтобы   родители   любили   друг   друга»  (94  %),   «Чтобы   никто   не   становился сиротой» (98 %), «Чтобы у меня была хорошая семья» (98 %), «Чтобы болезней не было» (91 %), «Чтобы все были добрыми» (97 %). Некоторые дети о многом не мечтают – они просили у Золотой Рыбки «денег на покупку собаки», «чтобы родители меньше пили», «денег на приобретение лекарства для мамы», «чтобы бабушка чаще бывала в гостях».  На   вопрос:   «Если   бы   ты   был   волшебником,  что   бы   пожелал   в   первую очередь?» школьники ответили следующим образом: «Чтобы был мир во всем мире» (89 %), «Чтобы люди жили до 150 – 200 лет» (73 %), «Чтобы не было войн и лжи» (96 %), «Чтобы все люди жили в своих домах» (82 %), «Чтобы мама с папой не ругались» (95 %). Ответы детей показывают, что все общечеловеческие ценности, имеющие духовно­нравственное содержание, так или иначе не чужды школьникам: они чувствуют   боль   от   страдания   людей,  милосердие   и   сострадание,  уважение   к родителям, трепетное отношение к своей семье, любовь к Родине, стремление к знаниям и своему духовно­нравственному совершенствованию. В рамках одного исследования   невозможно   исчерпывающе   рассмотреть   такое   многоаспектное понятие, как «формирование семейных ценностей у обучающихся в процессе их духовно­нравственного   воспитания»,   которое   нуждается   в   глубоком осмыслении. В   выборе   критерия   оценки   изменений   (2   замера)   при   сопоставлении сдвигов   в   контрольной   и   экспериментальной   выборках,   согласно   алгоритму принятия решения, нами был выбран  G  – критерий знаков, который позволяет установить   достоверность   сдвигов   у   обучающихся   под   влиянием экспериментальных воздействий и подсчитали количество сдвигов по каждому уровню в каждой из выборок. Духовно­нравственного   воспитания   младших   школьников   в   условиях взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи  предполагает  создание атмосферы   поиска   духовно­нравственного   смысла   работы   всего образовательного   сообщества   и   семьи.   При   создании   такой   среды   различные исследователи опирались на определенные принципы. 1 Принцип   гуманистической   ориентации   духовно­нравственного воспитания нацеливает педагога на учет индивидуальных особенностей детей, создание условий для реализации их интересов, наклонностей и способностей. 2 Принцип   творчества,  главным   условием   которого   является   выбор детьми формы их участия в учебной и внеучебной деятельности, поддержка их инициатив и создание для них творческой атмосферы. 3 Принцип сотрудничества коллектива старшеклассников­кураторов с педагогическим   коллективом   в   духовно­нравственном   воспитании   младших школьников.  4 Принцип   coyправления   предполагает   развитие   инициативы   и самостоятельности   детей,   разделение   ими   ответственности   и   полномочий, создание   демократических   и   независимых   от   администрации   школы   детских сообществ. 5 Принцип   выработки   единых   задач   в   области   воспитания   в общеобразовательных учреждениях с учетом их специфических проблем. 6 Принцип   вертикального   смешивания   возрастов   является эффективным   средством   в   создании   комфортной   атмосферы   в   школьном коллективе. Данные   принципы   были   положены   в   основу   создания   духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных учреждений и семьи (Таблица 3). Таблица 3   Структура духовно­нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи Руководитель эксперимента Директор школы Зам. директора по воспитательной работе МО класс. рук­лей Кл. рук. МО педагогов дополнительного  Родительский Ученический  образования.  Педагоги дополнительного образования совет Родители  совет Старшеклассники Занятость младших школьников Занятость родителей Занятость  старшеклассников х а с а ч   х ы н с с а л к   а Н   х я и т я и р п о р е м х ы н с с а л к е н в   а Н х я и т я н а з   х ы н б е ч у е н в   и х ы н б е ч у       а Н » к ы л т а Ш «   е п п у р г   й о н ь л а в е ц н а т   В » н а с й я Л «     е п п у р г   й о н р о л к ь л о ф В   в   » а р т и л а П « и и д у т с о з и В   и и н е д е в е а р к В   ­ о н в о х у д ы в о н с О «       х я и т я н а з   х ы н в и т а т ь л у к а ф   а Н » я и н а т и п с о в   о г о н н е в т с в а р н   е р о л к ь л о ф м о н д о р а н   В х   й о к ы з у м й о н д о р а н   х я и т я н а з   а Н и м а ц н а т   и м ы н д о р а н   х я и т я н а з   а Н а к ы з я   о г о к с р а т а т   ю и н е о в с о     о п х я и т я н а з   а Н у л а к о в     о п х я и т я н а з   а Н   у в т с с у к с и у м о н д а л к и р п о п х я и т я н а з   а Н           х я и т я и р п о р е м х ы н т с е м в о с   а Н х а в и т а т ь л у к а ф х и к с ь л е т и д о р   а е Н ы н т с е м в о С   е л о к ш й о н ь л а ч а н   в   й и т я и р п о р е м и и ц а з и н а г р о В     у с с а л к     , е л о к ш и щ о м о п В       й и т я и р п о р е м х ы н ь л о к ш и и ц а з и н а г р о й о н т с е м в о с   В     и м а к и н ь л о к ш и м и ш д а л м д а н   е в т с р о т а р у к В       я л у р т а п о г о н е л е з   и т с о н ь л е т я е д В   и т с а ч   й о н ь л е т а т и п с о в     о п у ч у в а з   и щ о м о п В     е ь м е с   в   й е т е д и и н а т и п с о в   м о н н е в т с в а р н ­ о н в о х у д В   е ь м е с   в   й е т е д   з   й ы н н е в т с т е в т О Представленная   в   таблице   3   структура,   показывает   деятельность   всех субъектов   духовно­нравственного   воспитания   младших   школьников. Руководитель   эксперимента   по   реализации   проектируемой   модели   согласуя свои действия с директором школы, направляет педагогическую деятельность заместителей директора, методических объединений, классных руководителей, учителей,   педагогов   дополнительного образования   и   родителей   на   духовно­нравственное   воспитание   младших школьников.   старшеклассников­кураторов,   Совместная педагогическая деятельность  всех субъектов образования по   духовно­нравственному   воспитанию   школьников   осуществляется посредством   уроков,   различных   дополнительных   и   внеурочных   занятий, совместных с родителями и старшеклассниками мероприятий, кружков и т.д.  При этом учителя, педагоги дополнительного образования и родители являются не только старшими товарищами в субъектно­субъектных отношениях с   детьми,   но   и   руководителями,   направляющими   младших   школьников   к правильному   решению   проблем,   а   старшеклассники­кураторы   становятся   не только старшими товарищами, но и положительным примером для подражания.  В процессе   воспитательной   деятельности   со  школьниками  планируются беседы   о   совести   и   смысле   жизни,   о   терпимости   и   терпении,   о   душе   и самосовершенствовании;   о   культурных,   художественных   и   духовно­ нравственных   ценностях   родителей   и   других   членов   семьи,   педагогов   и одноклассников, друзей и соседей, всех людей и всего общества. Тем самым создается атмосфера осознания себя как личности, осмысления своей роли на земле.  Значительно расширяется спектр духовно­нравственного воспитания и за счет   введения   новых   предметов   из   цикла   «Основы   религиозной   культуры   и светской этики»: «Основы мировых религий», «Основы исламской культуры», «Основы православной культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской   культуры»,   «Основы   светской   этики»   в   4   классах   и   «Основы духовно­нравственного   воспитания»  с   1  по   4   классы.   Целью   учебного   курса «Основы религиозной культуры и светской этики» является формирование у детей   мотивации   к   осознанному   духовно­нравственному   поведению, основанному на знании как культурных, так и религиозных традиций народов России   и   уважения   к   ним,   к   диалогу   с   представителями   других   культур   и мировоззрений.   Учебный   курс   является   культурологическим   и   направлен   на развитие у детей 10­11 лет представлений о духовно­нравственных ценностях и идеалах, составляющих основу как религиозных, так и светских традиций, на понимание   их   значения   и   своей   сопричастности   к   ним.   Основными   же культурологическими   понятиями   учебного   курса   являются   «культурная традиция»,   «мировоззрение»,   «духовность   (душевность)»   и   «нравственность», которые   служат   объединяющим   началом   для   всех   понятий,   составляющих основу   курса   (религиозную   и   нерелигиозную).   Данный   курс   призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи, как с религиозными, так и общечеловеческими ценностями. Курс предназначен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора ребенка, так и в воспитательном процессе формирования в нем порядочности, честности, достоинства. Формирование   семейных   ценностей   в   процессе   духовно­нравственного воспитания   школьников   требует   создания   специальных  организационно­ педагогических   условий,   которые   расширяют   возможности   для   духовно­ нравственного совершенствования обучающихся.  Нами  определены следующие организационно­педагогические условия:  –   организация   совместной   деятельности   учителей,   педагогов дополнительного   образования   и   родителей   по   определению   целей,   задач, содержания   разрабатываемой   программы   «Духовно­нравственное   воспитание младших   школьников»   и   подготовке   материалов   к   серии   учебных   пособий «Основы духовно­нравственного воспитания» для занятий с детьми 1­4 классов и   методико­технологического     обеспечения   процесса   духовно­нравственного воспитания   детей   посредством   разрабатываемых   программ   совместной деятельности «Формирование духовно­нравственных ценностей у обучающихся» и факультативных занятий для родителей «Духовно­нравственное воспитание детей в семье» с целью приобщения детей к духовно­нравственным ценностям;     –   организация   воспитательной учителей общеобразовательных   школ,   старшеклассников   –   кураторов   младших школьников, педагогов дополнительного образования и родителей в проведении совместных   мероприятий   с   целью   организации   школьной   и   внешкольной этнокультурной   воспитательной   среды,   актуализирующей   роль   народной педагогики   в   духовно­нравственном   воспитании   школьников,   с   целью урегулирования их духовно­нравственной ориентации;  деятельности –   организация   родительских   факультативов   и   семинаров   с   целью активизации   взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи   в формировании   у   обучающихся   духовно­нравственных   ценностей,   так   как недостаточно реализуется воспитательный потенциал семьи; –   создание   и   использование   педагогом   учебных   и   внеучебных воспитывающих   ситуаций   с   целью   стимулирования   у   детей   потребностей   в духовно­нравственном   самосовершенствовании   и   ознакомления   их   с возможными ситуациями, в которых они могут оказаться в жизни.  На   основе   выбранных   подходов   (аксиологический,   гуманистический, культурологический),   организационно­педагогических   условий,   форм,   методов, приемов и средств мы построили модель формирования семейных ценностей у обучающихся   на   основе   их  духовно­нравственного   воспитания  (Рис.   1), представляющую   собой   средство   управления   воспитательным   процессом   в образовательных   учреждениях.   Ведущими   выбраны   принципы  гуманистической ориентации воспитания, творчества, сотрудничества коллектива старшеклассников с коллективом   учителей   и   педагогов   дополнительного   образования   в   духовно­ нравственном воспитании  школьников, соуправления, выработки единых задач в области воспитания, вертикального смешивания возрастов. Периодичность   образовательных   циклов   же   изменяться,   если   у   детей возникает   необходимость   изучения   дополнительной   информации   о   духовно­ нравственных ценностях. Своевременная информированность о ходе протекания какого­либо  процесса   позволяет   лучше  понять  его   суть, а при   отклонении  – оперативно внести коррективы.   Цель – духовно­нравственное воспитание школьников Задачи:  создание духовно­нравственной воспитывающей среды и атмосферы ценностных ориентаций;   развитие   у   детей   инициативности   и   творческой   самостоятельности; формирование   духовно­нравственной   воспитанности   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи Методологические подходы Аксиологический Гуманистический Культурологический Принципы   духовно­нравственного   воспитания:  гуманистической   ориентации; социальной   защищенности;   творчества;   сотрудничества   коллектива   старшеклассников   с педагогическим   коллективом;   coyправления;   выработки   единых   задач   в   области воспитания; вертикального смешивания возрастов Содержание:  занятия   по   авторской   программе   «Духовно­нравственное   воспитание младших школьников» и учебным пособиям «Основы духовно­нравственного воспитания» для   1   –   4   классов,   реализация   программы   совместной   деятельности   образовательных учреждений   и   семьи   «Формирование   духовно­нравственных   ценностей   у   обучающихся», программа   воспитательных   мероприятий,   родительского   факультатива   по   авторской программе   «Основы   духовно­нравственного   воспитания   детей   в   семье»,   организация Средства: совместной   социокультурной   деятельности   образовательных   учреждений   и   семьи, Методы: ­ материально­техническая база; организация   информационно­просветительского   пространства,   индивидуальные ­ теоретические, ­ предметы материальной и духовно­ консультации и поддержка семьи и др. ­ эмпирические нравственной культуры Формы: ­ индивидуальные,  ­ групповые констатирующий Этапы формирующий Организационно­педагогические условия духовно­нравственного воспитания младших итоговый низкий школьников Уровни средний Результат высокий Духовно и нравственно воспитанные школьники Рис. 1.  Модель формирования семейных ценностей у обучающихся на основе их духовно­нравственного воспитания Дети,   включаясь   в   педагогическую   деятельность,   учатся   действовать целенаправленно,   определяя   способы   своего   поведения.   Их   действия приобретают   осознанный   характер.   Полученный   опыт   дети   используют   при решении различных умственных и духовно­нравственных проблем. В соответствии с задачами исследования и на основе идеи динамической модели педагогического процесса (А.Ф. Амиров, Л.А. Амирова, А.С. Гаязов, М. Давыдов), была разработана схема реализации разработанной нами модели (Рис. 2).   В  модели  и  схеме  ее   реализации   отражена  совместная   деятельность руководителя   эксперимента,   педагогического   коллектива   школы, старшеклассников­кураторов,   педагогов   дополнительного   образования   и родителей   в   формировании   семейных   ценностей   в   процессе   их   духовно­ Прогнозируемое управление и совершенствование процесса формирования нравственного воспитания.  аксиологический, Методологическими семейных ценностей у обучающихся в процессе их духовно­нравственного воспитания  подходами явились       гуманистический и культурологический.                                          Целевым предназначением данной схемы служит прогнозируемое управление и   совершенствование   процесса   обеспечения   качества   духовно­нравственного воспитания младших школьников, что определяется принципами и предпосылками проведения данного исследования.  педагогические воздействия со стороны учителей,  старшеклассников­кураторов, педагогов  дополнительного образования и родителей полученные посредством констатирующего эксперимента данные для организации воспитательного процесса   в о к и н ь л о к ш х и ш д а л м   а н   е и в т с й е д з о в     е о в о л с ы м с ­ о н т с о н н е Ц                               Выход на разработку программного обеспечения  духовно­нравственного воспитания младших школьников Результат I замера эксперимента   процедура эксперимента, пошаговая обработка данных, активизация и реализация организационно­педагогических условий воспитания коррекция и межсубъектное согласование содержания, процесса, форм, методов и средств духовно­нравственного воспитания Оценка промежуточных результатов формирования у обучающихся семейных ценностей в процессе их духовно­нравственного воспитания  Результат II замера эксперимента процедура эксперимента, пошаговая обработка данных, активизация и реализация организационно­педагогических условий воспитания коррекция и межсубъектное согласование содержания, процесса, форм, методов и средств духовно­нравственного воспитания Выход на уровень обновленного содержательного обеспечения духовно­нравственного  воспитания школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи Рис. 2. Схема реализации модели формирования семейных ценностей у обучающихся в процессе их духовно­нравственного воспитания  Уровни сформированности семейных духовно­нравственных ценностей  у школьников Критерии духовно­нравственного потенциала личности школьника (Конечный этап) 2016 год Духовно­нравственное сознание Духовно­нравственные чувства Духовно­нравственное поведение Низкий 19,9 20,3 19,9 Уровни в % Средний 52,1 41,3 45,5 Высокий 29,0 38,4 34,6 Результаты   контрольного   среза   показывают,   что   в   результате эксперимента   рост   показателей   стал   значительнее.   Полученные   в   конце эксперимента   данные   показывают,   что   уровни   духовно­нравственных   чувств, сознания и поведения в конце эксперимента намного выше, чем в начале. К концу эксперимента на 27,5 % уменьшилось количество детей с низким уровнем духовно­нравственного сознания и на 16,8 % увеличилось с высоким уровнем. К концу эксперимента на 36,2 % уменьшилось количество детей с низким уровнем  духовно­нравственного чувства – на 31,6 % увеличилось с  высоким уровнем. К концу эксперимента на 46,8 % уменьшилось количество детей с низким уровнем духовно­нравственного поведения и  на 29,2 % увеличилось с высоким уровнем.  Так,   к   концу   эксперимента   на   конечном   этапе   только   20   %   детей   не смогли правильно раскрыть понятие духовно­нравственной ценности.  В   конце   формирующего   эксперимента   процент   детей   адекватно понимающих содержание духовно­нравственных ценностей (высокий уровень), вырос на 34,0 %.  В   ходе   работы   мы   учитывали   индивидуальные   особенности   каждого школьника,   акцентировали   внимание   на   степени   восприимчивости   усвоения духовно­нравственных ценностей, умении вступать в контакт со сверстниками; совершать духовно­нравственные поступки. Таким образом, использование специально отобранных методов духовно­ нравственного   воспитания   для   каждой   группы   детей   и   индивидуально   для каждого   ребенка   изменило   качественный   характер   их   поведения   к   концу эксперимента,   положительно   сказалось   на   их   взаимоотношениях.   Намного улучшилось отношение школьников к родителям, бабушкам, дедушкам, старшим и младшим по возрасту  детям, к общественному имуществу и своим вещам, природе;   выработались   привычки   поведения   в   совершении   духовно­ нравственных поступков. Духовно­нравственное воспитание детей способствует не   только   получению   стандартных   знаний,   но   и   освоению   национальных традиций, обычаев и обрядов своего народа.  Полученные   результаты   экспериментальной   работы   показывают сформированность  у детей духовно­нравственных ценностей, проявляющихся: – в результативности учебной  и внеучебной деятельности; –   в   отношениях   с   членами   семьи,     педагогическим   коллективом, сверстниками и другими людьми; – в отношении к истории, традициям и культуре своего народа; – в отношении к окружающему миру и природе. Также анализ полученных результатов, обработанных с помощью методов математической   статистики,   позволил   сделать   вывод   об   эффективности предложенных организационно­педагогических  условий,  реализации  созданной нами модели, а данные эксперимента показывают, что результаты контрольного среза являются статистически достоверными, а в контрольных – случайными. Качественный   анализ   и   статистическая   обработка   результатов   итогового эксперимента   подтвердили,   что   разработанная   в   ходе   исследования   модель формирования   семейных   ценностей   у   обучающихся   в   процессе   их   духовно­ нравственного   воспитания   является   эффективной   и   уже   дала   значимые положительные результаты.  Представленные выводы достаточно достоверны, так как налицо изменения, произошедшие с детьми в течение трех лет духовно­нравственного воспитания школьников   силами   учителей,   педагогов   дополнительного   образования, старшеклассников­кураторов   и   родителей   в   условиях   реализации аксиологического, гуманистического и культурологического подходов.

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа

Методическая разработка по изучению истории, культуры и традиции татарского народа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017