Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература
3 кл
09.06.2019
Методическая разработка учебного занятия по литературному чтению для 3 класса на основе произведения Н. Носова "Незнайка и его друзья". Может быть использована как для работы в парах, так и в группах. Подойдёт и для классного часа по профориентационной работе с обучающимися начальной школы.
Урок литературного чтения 3 класс.docx
Название проекта Литературное чтение 3 класс «Мало хотеть, надо уметь»
Разработчик: Тимащук Оксана Федоровна Муниципальное бюджетное
общеобразовательное
«Средняя
Новосибирска
учреждение
г.
общеобразовательная школа № 188»
Цель и задачи педагогической ситуации:
●
●
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
●
осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный
вид чтения;
●
работать с информацией, представленной в разных форматах
(текст, рисунок, таблица);
●
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках;
● находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
● понимать информацию, представленную в неявном виде: находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и
т. д.;
● интерпретировать и обобщать информацию:
интегрировать
содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать
связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их,
соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте,
простые выводы;
● преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу
(дополнять таблицу информацией из текста); заполнять предложенные
схемы с опорой на прочитанный текст;
● определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; ● передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи
информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного;
● использовать полученный читательский опыт для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о прочитанном тексте;
● составлять устно небольшое монологическое высказывание по
предложенной теме, заданному вопросу;
● описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать
между собой два объекта, выделяя дватри существенных признака;
● по результатам наблюдений находить и формулировать правила,
закономерности и т. п.;
● определять последовательность выполнения действий, составлять
простейшую инструкцию из двухтрех шагов (на основе предложенного
набора действий, включающего избыточные шаги).
На какую группу читательских умений, направлена данная ситуация:
1) общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного
смысла;
2) нахождение информации;
3) интерпретация текста;
4) рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Учебное задание. Содержание и механизм реализации педагогической ситуации
Планируемая деятельность педагога
Предполагаемые действия учащихся
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами урок
литературного чтения и тема занятия: «Мало хотеть,
надо уметь».
Как вы понимаете тему нашего урока?
Что это за форма поэтического творчества?
Обращение к отрывку из мультфильма «Незнайка
Самоконтроль готовности к уроку.
Реакция на учителя, внимание.
Ответы детей.
Пословица.
Смотрят отрывок
учится».
Ребята, что это за мультфильм?
Кто автор рассказов о Незнайке?
На доске портреты, которые нарисовал Незнайка.
Попробуйте определить, каких героев он нарисовал.
(Приложение 1)
Ребята, как вы думаете, почему Незнайка
нарисовал именно такие портреты?
Вспомним всех героев этого рассказа. Перед вами
текст этой главы, к которому можно обращаться.
(Приложение 2)
А сейчас давайте определим, почему героев
рассказа Носова звали именно так.
Деление на профессии и черты характера.
Это «Приключения Незнайки и его друзей».
Автор Николай Носов.
Гунька, Пулька, Знайка, Пончик, Пилюлькин,
Торопыжка.
Исходя из рода деятельности или характера
Самостоятельное чтение главы.
Работа по таблице
по профессии
по черте характера Ребята, как вели себя коротышки, когда видели
чужие портреты? А когда свои?
Работа по таблице «Чувства»
Ребята, удалось ли Незнайке порадовать друзей?
Почему? Старался ли он?
Так какая у нас возникла проблема?
Сформулируйте её. Нужно начать со слова
«почему».
Ответы детей.
Работа в группах по таблице (соединяют имя героя с
чувством, которое он испытал)
радость
душевный подъём
уверенность в себе
собственная
значимость
удовольствие
желание доставить
удовольствие другим
успех
Незнайка
Пилюлькин
Винтик
Шпунтик
Пулька
Тюбик
Гусля
Торопыжка
Ворчун
Молчун
Растеряйка
Гунька
Обучающиеся обобщают знания, формулируют
проблему.
Почему Незнайке не удалось стать
художником?
Как вы думаете, проблема, которую вы
сформулировали сейчас, связана с темой нашего занятия?
Ответы детей. Какие у нас есть версии решения проблемы?
Перед вами текст, прочитайте его. (Приложение 3)
Формулируют версии. Выясняют причины.
Чтение текста.
Заполните таблицу, обращаясь к этому тексту.
Работа по таблице «Признаки интереса».
Работа по таблице
Признаки интереса,
которые у Незнайки были
Признаки интереса,
которых у Незнайки не
было
Работа по заполнению карточек «Труден лишь первый
шаг» (Приложение 4)
Ребята, что мы можем посоветовать Незнайке в его
профессиональной деятельности?
Советы Незнайке (Приложение 5)
Слушают учителя.
Работа по инструкциям самостоятельно.
Делают вывод.
Заполняют карточки.
Выдвижение путей и планов решения проблемы
Советы обучающихся.
Как вы думаете, мы нашли решение проблемы?
Будет ли Незнайка будет следовать вашим
Делают итоговый вывод.
Формулируют ответы
Читают по цепочке последнюю страницу книги советам? А давайте с вами узнаем, что же всетаки стало с
Незнайкой.
«Приключения Незнайки и его друзей». Приложение 1 Приложение 2
Тюбик был очень хороший художник. Одевался он всегда в
длинную блузу, которую называл «балахон». Стоило посмотреть на
Тюбика, когда он, нарядившись в свой балахон и откинув назад свои
длинные волосы, стоял перед мольбертом с палитрой в руках.
Каждый сразу видел, что перед ним настоящий художник.
После того как никто не захотел слушать Незнайкину музыку,
он решил сделаться художником. Пришёл он к Тюбику и говорит:
— Слушай, Тюбик, я тоже хочу быть художником. Дай мне
какихнибудь красок и кисточку.
Тюбик был вовсе не жадный, он подарил Незнайке свои старые
краски и кисточку. В это время к Незнайке пришёл его друг, Гунька.
Незнайка говорит:
— Садись, Гунька, сейчас я тебя рисовать буду. Гунька
обрадовался, сел поскорее на стул, и Незнайка принялся его
рисовать. Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и
нарисовал ему красный нос, зелёные уши, синие губы и оранжевые
глаза. Гуньке хотелось поскорее увидеть свой портрет. От
нетерпения он не мог усидеть спокойно на стуле и всё время
вертелся.
— Не вертись, не вертись, — говорил ему Незнайка, — а то
непохоже получится.
— А сейчас получается похоже? — спросил Гунька.
— Очень похоже, — ответил Незнайка и пририсовал ему
фиолетовой краской усы.
— Нука, покажи, что получилось! — попросил Гунька, когда
Незнайка окончил портрет.
Незнайка показал.
— Да разве я такой? — закричал Гунька в испуге.
— Конечно, такой. Какой же ещё?
— А усы зачем нарисовал? У меня ведь усов нету.
— Ну, вырастут когданибудь.
— А нос почему красный?
— Это чтоб было красивее.
— А волосы почему голубые? Разве у меня голубые волосы? — Голубые, — ответил Незнайка. — Но, если тебе не
нравится, я могу сделать зелёные.
— Нет, это плохой портрет, — сказал Гунька. — Дай я его
порву.
— Зачем же уничтожать художественное произведение? —
ответил Незнайка.
Гунька хотел отнять у него портрет, и они принялись драться.
На шум прибежали Знайка, доктор Пилюлькин и остальные малыши.
— Вы чего дерётесь? — спрашивают.
— Вот, — закричал Гунька, — рассудите вы нас: скажите, кто
здесь нарисован? Правда, это не я?
— Конечно, не ты, — ответили малыши.
— Тут какоето пугало огородное нарисовано.
Незнайка говорит:
— Вы не догадались потому, что здесь подписи нет. Я сейчас
подпишу, и всё будет понятно.
Он взял карандаш и подписал под портретом печатными
буквами: «ГУНЬКА». Потом повесил портрет на стене и сказал:
— Пусть висит. Все могут смотреть, никому не запрещается.
— Все равно, — сказал Гунька, — когда ты ляжешь спать, я
приду и уничтожу этот портрет.
— А я ночью не лягу спать и буду стеречь, — ответил
Незнайка.
Гунька обиделся и ушёл домой, а Незнайка на самом деле не
лёг вечером спать.
Когда все уснули, он взял краски и принялся всех рисовать.
Пончика нарисовал таким толстым, что он даже не поместился на
портрете. Торопыжку нарисовал на тоненьких ножках, а сзади
зачемто пририсовал ему собачий хвост. Охотника Пульку
изобразил верхом на Бульке. Доктору Пилюлькину вместо носа
нарисовал градусник. Знайке неизвестно для чего нарисовал
ослиные уши. Словом, всех изобразил в смешном и нелепом виде.
К утру он развесил эти портреты на стенах и сделал под ними
надписи, так что получилась целая выставка.
Первый проснулся доктор Пилюлькин. Он увидел на стене
портреты и стал смеяться. Они ему так понравились, что он даже нацепил на нос пенсне и стал рассматривать портреты очень
внимательно. Он подходил к каждому портрету и долго смеялся.
— Молодец, Незнайка! — говорил доктор Пилюлькин. —
Никогда в жизни я так не смеялся!
Наконец он остановился возле своего портрета и строго
спросил:
— А это кто? Неужели это я? Нет, это не я. Это очень плохой
портрет. Ты лучше сними его.
— Зачем снимать? Пусть повисит, — ответил Незнайка.
Доктор Пилюлькин обиделся и сказал:
— Ты, Незнайка, видно, больной. У тебя чтото с глазами
случилось. Когда это ты видел, чтобы у меня вместо носа был
градусник? Придётся тебе на ночь касторки дать.
Незнайка очень не любил касторку. Он испугался и говорит:
— Нетнет! Теперь я сам вижу, что портрет плохой.
Он поскорей снял со стены портрет Пилюлькина и порвал его.
Вслед за Пилюлькиным проснулся охотник Пулька. И ему
портреты понравились. Он чуть не лопнул со смеху, глядя на них. А
потом он увидел свой портрет, и настроение у него сразу
испортилось.
— Это плохой портрет, — сказал он. — Не похож на меня. Ты
сними его, а то я не буду тебя с собой на охоту брать.
Пришлось Незнайке и охотника Пульку со стены снять. Так
было со всеми. Всем нравились портреты других, а свои не
нравились.
Самым последним проснулся Тюбик,
по
обыкновению, спал дольше всех. Когда он увидел на стене свой
портрет, то страшно рассердился и сказал, что это не портрет, а
бездарная, антихудожественная мазня. Потом он сорвал со стены
портрет и отнял у Незнайки краски и кисточку.
который,
На стене остался один Гунькин портрет. Незнайка снял его и
пошёл к своему другу.
— Хочешь, Гунька, я подарю тебе твой портрет? А ты за это со
мной помиришься, — предложил Незнайка.
Гунька взял портрет, порвал его на кусочки и сказал:
— Ладно, мир. Только если ещё хоть раз нарисуешь, ни за что
не стану мириться. — А я никогда больше не буду рисовать, — ответил Незнайка.
— Рисуешь, рисуешь, а никто даже спасибо не скажет, все только
ругаются. Не желаю больше художником быть.
Приложение 3
Из книги
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
(Т.18., «Человек». Ч.2. –
М.: Аванта + 2003 г. – с.156)
Один из основных двигателей прогресса человеческой
цивилизации и главный внутренний «мотор» нашего собственного
развития – ИНТЕРЕС.
…Увлечённость, пытливость,
воодушевление, оживление, познание нового, преодоление
трудностей вот что обозначает эту эмоцию.
Судить насколько развита цивилизация можно по
распространённости любопытства среди её представителей.
ИНТЕРЕС побуждает нас к познанию нового, исследованию,
поиску.
Он позволяет преодолевать трудности и лень,
позволяет среди ежедневных дел постоянно расти, открывать
мир и самого себя.
Алгоритм оценки, насколько успешно
справился Незнайка с работой художника
Приложение 4
1.Незнайка решил ______________________________________________
.
2. Ему удалось/не удалось получить результат.
3. Незнайка сделал всё правильно/допустил ошибки (какие)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Он сделал всё самостоятельно/с чьейто помощью.
Приложение 5
Сов
еты
Незна
йке
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ ___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Методическая разработка по литературному чтению в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.