Данная методическая разработка по развитию речевого слуха и формированию произношения предназначается для сурдопедагогов. Каждый раздел работы над произношением и слухом представлен в виде плана с примерами, пояснениями, дидактическими играми и упражнениями из компьютерной программы "видимая речь 3". Это разработка поможет сурдопедагогу планировать свою работу.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОГРАДСКАЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ №7»
Методическая разработка
по развитию речевого слуха
и формированию произношения
Учительдефектолог слухового кабинета:
Парамонова Н.Г.
Волгоград, 2017 г.Работа над орфоэпией
1. Чтение с опорой на надстрочные знаки: собака, двена (д)цать, гриб.
2. Расстановка учащимися орфоэпических знаков (на основе речи учителя, воспринятой
на слух – слухозрительно – на слух).
3. Изучение правил орфоэпии: знакомство с правилами и их заучивание, объяснение
произношения слов, подбор слов на данное правило.
4. Чтение без опоры на надстрочные знаки.
5. Самостоятельная речь учащихся (называние картинок, ответы на вопросы и т.д.)
6. Применение компьютерных программ:
«Видимая речь»;
«Голосок»;
«Кенгуру»;
Pitch Elowdness Patterninq.
7. Использование фонетической ритмики: слоговые упражнения, слоговые
скороговорки, считалки, стихотворения.
Назови картинку Как надо писать это слово?
ложка
конфета
Как надо говорить это слово?
[лОшка]
[канфЭта]
Работа над темпом1. Сопряженное проговаривание слов в различном темпе.
2. Повторение за учителем слов и фраз, воспринятых слухозрительно и на слух.
3. Чередование медленного и быстрого темпа произнесения слов.
4. Разучивание и произнесение скороговорок в быстром темпе.
Формирование длительности звучаний
Длинный звук А___________________________________________
Короткий звук А_______
Работа над интонацией
1. Воспроизведение ритмикоинтонационной структуры фразы (слов) по подражанию
речи сурдопедагога (воспринимаемой слухозрительно и на слух).
Использование фонетической ритмики.
2.3. Оформление речевого материала в графическом виде (слогосочетания слова, фразы),
записываются на разных табличках, в словах и фразах расставляются знаки ударения,
надстрочные знаки, соответствующие нормам орфоэпии, паузы и др.)
4. Использование рифмованных текстов.
5. Использование диалогов типа:
Мама дома? Мама дома?
Да. Дома. Да. Дома!
Мама дома. А! Мама дома.
6. Использование игр:
беседа по телефону;
беседа на улице.
7. Применение компьютерных программ:
«Видимая речь»:
Meter;
Baby;
Car;
boar
Helicopter;
Keyboard;
Musical Notes;
Scuba Diver;
«Голосок»:
«Кенгуру».
8. Использование фонетической ритмики:
логическое ударение;
интонация в коротких словах и фразах;
интонация в слогосочетаниях, предложениях, коротких текстах,
Тата
стихотворениях, играх.
Там
А, Тата
Там
Там,
Работа над звукослоговой структурой слова
1. Воспроизведение слов по подражанию.
2. Чтение слов:
с разложением на части:
звонок спасибо
з_____во нок с____па с__и бо
з_____вонок с____пас__ибо
3. Сопоставление слов:
Там,
там.дом – точка подушка – катушка
4. Дополнение слогов до слова:
по картинке (маль.. и дево.. пишут);
без картинки (красивый пла.. , вы.. доску).
5. Воспроизведение слова по неполному буквенному составу:
.арта у.ал
6. Называние картинок.
7. Решение примеров.
8. Подбор слов на заданный звук:
по заданию: назови слова со звуком ..;
когда указана первая (последняя) буква или начальный слог.
звонок спасибо
без разложения на части.
9. Чтение:
чтение текста под картинкой;
чтение текста без иллюстраций;
чтение текста с постепенным наращиванием:
Мальчик положил.
Мальчик положил книги.
Мальчик положил книги в сумку.
10. Составление предложений и словосочетаний:
дополнение предложений и словосочетаний по картинке;
дополнение предложений по вопросу (без картинки);
дополнение предложений без опоры на вопрос или картинку;
ответы на вопросы;
работа с подстановочными таблицами:
папа ест яблоко
собака спит суп
Работа над ритмической структурой слова
1. Выделение ударного слога силой голоса и более длительного произнесением
гласного звука на основе подражания сурдопедагогу.
2. Расстановка ударения в словах (на основе подражания речи педагога, воспринятой
на слух – слухозрительно – на слух).
3. Дирижирование – воспроизведение ритма движением руки в воздухе.
4. Отхлопывание, отстукивание заданного ритма молча и с проговариванием.
5.
Графическое изображение ритма.6. Составление слов на заданный ритм:
7.
8. Определение на слух ритма в рядах слогов и слов:
Тата таТа Татата татаТа таТата
9. Применение компьютерных программ:
«Видимая речь»;
«Голосок»;
«Кенгуру»;
Pitch Elowdness Patterninq.
10.Использование фонетической ритмики.
ритм без выраженного ударения;
односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные ритмы.
Последовательность работы
над гласными звуками
О У
А Ы
Э И
Последовательность работы
над согласными звуками
М П Б
Н Т Д
К Г
Ф ВС З
Щ
Ш Ж
Х И
Ц Ч
Ш – подготовка для Р
Т – подготовка для Л
Характеристика артикуляции звука
1. Губы.
2. Нижняя челюсть (степень раскрытия рта).
3. Язык (кончик, передний край, спинка, боковые края, корень).
4. Мягкое нёбо.
5. Голосовые связки.
6. Направление и сила выдыхаемого тока воздуха.
В 0 классе – усвоение 17 основных фонем: а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, л, р, м, н.
Остальные звуки заменяются регламентированными субститутами.
При необходимости в начале обучения в дополнение к сокращенной системе фонем
используют следующие замены: ш, ж, ч, щ – лабиализованным с, р – л; к – т; х – к.
В 1 классе – б, д, г, г, з, ж, ц, ч.
Во 2 классе – ы, щ, мягкие согласные.В процессе обучения ведется целенаправленная работа по исправлению прежде всего
дефектов произношения, оказывающих влияние на разборчивость:
сонантность;
открытая гнусавость;
закрытая гнусавость;
боковая артикуляция свистящих и шипящих;
универсальное озвончение глухих согласных.
Работа над речевым дыханием
Игровые упражнения, не связанные с речью:
1. Для развития силы и длительности выдоха:
сдувание со стола комков бумаги;
поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе;
катание по столу карандаша, катушки;
2. Для развития плавности выдоха:
задувание свечи;
поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов;
пускание мыльных пузырей и т.д.
Речевые дыхательные упражнения.
1. Протяжное произнесение гласных.
2. Многократное произнесение на одном выдохе элементарных слогов:
па па па.
3. Отработка слитного произнесения на одном выдохе:
слов;
синтагмы;
короткой фразы.
4. Постепенное наращивание предложений.
5. Прямой и обратный счет, перечисление дней недели, месяцев и т.д.
6. Чтение вслух, заучивание наизусть короткого вида текста (проза, стихи).
Применение упражнений компьютерных программ:
«Видимая речь 3»:
Submarine;
Butterfly; Star;
Geometric shaps;
Ballon;
Meter;
Rocket;
Saxophone.
«Голосок»:
«Автомобиль»;
«Дирижабль»;
«Задуй свечу»;
«Голосовая стена».
Использование фонетической ритмики.
Слоговые упражнения, тексты, стихотворения.
Работа над голосом
Произнесение лепетных простых слов
(сначала по подражанию, затем самостоятельно):
1. Называние картинок и игрушек:
ПРР (лошадь), МУ (корова), АМАМ (собака), ПИПИ (птица), МЯУ (кошка), БЭ
(коза), УУ (поезд).
2. Игры, инсценировки:
баюканье куклы (А___А_____А____);
ауканье (А –У);
кот и птички (Мяу, пи – пи – пи);
поезд (У_____У______);
самолет (В_____В_____).
Произнесение ряда простейших слогов сопровождая движениями.
Приёмы работы по вызыванию голоса:
1. Выработка звучности голоса:
2. Изменение длительности гласных:
3. Изменение силы голоса:
4. Слитное и раздельное произнесение гласных и слогов:
5. Выдерживание тона голоса при произнесении различных гласных:
6. Выдерживание тона при сочетании согласных с гласными:
Применение упражнений компьютерных программ:
«Видимая речь 3»:
Alien;
Baby;
Car;
Helicopter;
Keyboard;
Musical Notes;
Scuba Diver;
Star; Meter;
Rocket;
Saxophone.
«Голосок»:
«Автомобиль»;
«Задуй свечу»;
«Голосовая стена».
Использование фонетической ритмики.
упражнения на изменение силы голоса;
упражнения на изменение высоты голоса.
Технология развития слухового восприятия
у детей с нарушениями слуха
I.
Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.
II.
Развитие слухового восприятия речью.
Развитие слухового восприятия словами.
Первый этап.
Уточнение звукобуквенного состава слов.
1. Произнесение слова на слух в ряду с другими словами.
2. Различение звукослоговой структуры слова.
Игры «Кто больше?», «Не ошибись», «Телеграф».
Слуховой диктант.
3. Различение ритмической структуры слова.
4. Различение целостных речевых структур.
Виды работ: работа с табличками, выполнение практическом материале. Игра
«Что там?»
Второй этап.
Упражнения в слухозрительном восприятии слов.
Третий этап.
Обучение восприятию слов на слух.
Формирование слухового образа слов:
произнесение слова с опорой на слух и зрение, возможно дактилирование;
произнесение слова учителем на слух с показом на табличку; произнесение слова на слух без опоры на табличку.
Решение примеров и задач.
Игра «Верно неверно».
Предъявление фраз с элементами догадки.
Ответы на вопросы.
Схематическая зарисовка.
Тематическая игра в диалогической форме общения.
Игра «Отгадай картинку».
Формирование слухового образа слов:
Игра «Придумай предложение по схеме».
Работа с равенством или неравенством.
Беседа.
Работа с карточками.
Работа с картинками.
Работа с конструктивной картинкой или макетом.
Выполнение поручений.
Ведение диалога:
диалог с использованием игры;
демонстрация по ходу диалога;
диалог с использованием картинок, серии картинок;
ведение диалога после экскурсии, прошедшего выходного дня, каникул,
просмотренного кинофильма и т.д.
5. Развитие слухового восприятия текстами.
Работа с текстом.
Работа по открытой картине.
Работа по закрытой картине.
Работа по серии сюжетных картин.
Организация диалога по тексту.
Работа с незнакомым текстом.
Включение новых фраз в текст.
6. Работа над выразительностью речи.
Работа над паузами (паузальное членение фразы на синтагмы):
1 этап – восприятие пауз в речи на слух и их воспроизведение;
2 этап – членение речи на синтагмы;
3 этап – восприятие пауз в речи окружающих людей и воспроизведение пауз в
самостоятельной речи.
Восприятие и воспроизведение темпа речи.
Восприятие на слух логического ударения.
Различение интонации.
Нотирование связных текстов на слух с голоса учителя.
Продолжение начатого на слух предложения.
Применение новых технологий в развитии слухового восприятия.
Формы организации учебной деятельности
по развитию слухового восприятия:1. Индивидуальные занятия.
2. Групповые занятия.
3. Фронтальные занятия в слуховом кабинете.
4. Музыкальноритмические занятия.
5. Общеобразовательные уроки.
6. Внеклассные занятия.