Методическая разработка по развитию речевого слуха и формированию произношения "Работа над голосом, речевым дыханием, темпом, орфоэпией. звуками, интонацией, слуховым восприятием"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка по развитию речевого слуха и формированию произношения предназначается для сурдопедагогов. Каждый раздел работы над произношением и слухом представлен в виде плана с примерами, пояснениями, дидактическими играми и упражнениями из компьютерной программы "видимая речь 3". Это разработка поможет сурдопедагогу планировать свою работу.
Иконка файла материала методическая разработка по РРС ФП.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ВОЛГОГРАДСКАЯ ШКОЛА­ИНТЕРНАТ №7» Методическая разработка по развитию речевого слуха  и формированию произношения                                                                                                                                                                                                                                                                Учитель­дефектолог слухового кабинета:                                                                                                       Парамонова Н.Г.                              Волгоград,  2017 г.Работа над орфоэпией 1. Чтение с опорой на надстрочные знаки: собака, двена (д)цать, гриб. 2. Расстановка учащимися орфоэпических знаков (на основе речи учителя, воспринятой на слух – слухозрительно – на слух). 3. Изучение правил орфоэпии: знакомство с правилами и их заучивание, объяснение  произношения слов, подбор слов на данное правило. 4. Чтение без опоры на надстрочные знаки. 5. Самостоятельная речь учащихся (называние картинок, ответы на вопросы и т.д.) 6. Применение компьютерных программ:   «Видимая речь»;   «Голосок»;   «Кенгуру»;  Pitch Elowdness Patterninq. 7. Использование фонетической ритмики: слоговые упражнения, слоговые  скороговорки, считалки, стихотворения.   Назови   картинку Как надо писать это слово?                                ложка                            конфета Как надо говорить это слово?                              [лОшка]                            [канфЭта]                                                                                                        Работа над темпом1. Сопряженное проговаривание слов в различном темпе. 2. Повторение за учителем слов и фраз, воспринятых слухозрительно и на слух. 3. Чередование медленного и быстрого темпа произнесения слов. 4. Разучивание и произнесение скороговорок в быстром темпе.                                                                         Формирование длительности звучаний Длинный звук     А___________________________________________ Короткий звук    А_______ Работа над интонацией 1. Воспроизведение ритмико­интонационной структуры фразы (слов) по подражанию  речи сурдопедагога (воспринимаемой слухозрительно и на слух).  Использование фонетической ритмики. 2.3. Оформление речевого материала в графическом виде (слогосочетания слова, фразы),  записываются на разных табличках, в словах и фразах расставляются знаки ударения, надстрочные знаки, соответствующие нормам орфоэпии, паузы и др.) 4. Использование рифмованных текстов.   5. Использование диалогов типа: ­ Мама дома?                                                      ­ Мама дома? ­ Да. Дома.                                                          ­ Да. Дома! ­ Мама дома.                                                      ­ А! Мама дома.  6. Использование игр:  беседа по телефону;  беседа на улице. 7. Применение компьютерных программ:              «Видимая речь»:  Meter;  Baby;  Car;  boar  Helicopter;  Keyboard;  Musical Notes;  Scuba Diver; «Голосок»:  «Кенгуру». 8. Использование фонетической ритмики:  логическое ударение;  интонация в коротких словах и фразах;  интонация в слогосочетаниях, предложениях, коротких текстах,  Тата     стихотворениях, играх. Там А, Тата Там           Там,           Работа над звуко­слоговой структурой слова 1. Воспроизведение слов по подражанию. 2. Чтение слов:  с разложением на части: звонок                                                   спасибо з_____во   нок                                      с____па  с__и   бо з_____вонок                                        с____пас__ибо 3. Сопоставление слов: Там, там.дом – точка        подушка – катушка  4. Дополнение слогов до слова:  по картинке (маль.. и дево.. пишут);  без картинки (красивый пла..  , вы.. доску). 5. Воспроизведение слова по неполному буквенному составу: .арта        у.ал 6. Называние картинок. 7. Решение примеров. 8. Подбор слов на заданный звук:  по заданию: назови слова со звуком ..;  когда указана первая (последняя) буква или начальный слог. звонок           спасибо  без разложения на части. 9. Чтение:  чтение текста под картинкой;  чтение текста без иллюстраций;  чтение текста с постепенным наращиванием: Мальчик положил. Мальчик положил книги. Мальчик положил книги в сумку.      10. Составление предложений и словосочетаний:  дополнение предложений и словосочетаний по картинке;  дополнение предложений по вопросу (без картинки);  дополнение предложений без опоры на вопрос или картинку;  ответы на вопросы;  работа с подстановочными таблицами: папа          ест        яблоко собака      спит      суп                                                          Работа над ритмической структурой слова 1. Выделение ударного слога силой голоса и более длительного произнесением  гласного звука на основе подражания сурдопедагогу. 2. Расстановка ударения в словах (на основе подражания речи педагога, воспринятой на слух – слухозрительно – на слух). 3. Дирижирование – воспроизведение ритма движением руки в воздухе. 4. Отхлопывание, отстукивание заданного ритма молча и с проговариванием. 5.  Графическое изображение ритма.6. Составление слов на заданный ритм: 7. 8. Определение на слух ритма в рядах слогов и слов: Тата   таТа    Татата  татаТа     таТата      9. Применение компьютерных программ:  «Видимая речь»;   «Голосок»;   «Кенгуру»;  Pitch Elowdness Patterninq. 10.Использование фонетической ритмики.  ритм без выраженного ударения;  односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные ритмы. Последовательность работы       над гласными звуками                        О                   У А                                                               Ы                        Э                  И               Последовательность работы                 над согласными звуками М                  П                 Б              Н                   Т                 Д                               К                 Г Ф                     ВС                      З              Щ Ш                    Ж Х                      И Ц                     Ч Ш – подготовка для Р Т   – подготовка для Л                    Характеристика артикуляции звука 1. Губы. 2. Нижняя челюсть (степень раскрытия рта). 3. Язык (кончик, передний край, спинка, боковые края, корень). 4. Мягкое нёбо. 5. Голосовые связки. 6. Направление и сила выдыхаемого тока воздуха.                                  В 0 классе – усвоение 17 основных фонем: а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, л, р, м, н.       Остальные звуки заменяются регламентированными субститутами.       При необходимости в начале обучения в дополнение к сокращенной системе фонем  используют следующие замены:  ш, ж, ч, щ – лабиализованным с,  р – л;  к – т; х – к.        В 1 классе – б, д, г, г, з, ж, ц, ч.        Во 2 классе – ы, щ, мягкие согласные.В процессе обучения ведется целенаправленная работа по исправлению прежде всего  дефектов произношения, оказывающих влияние на разборчивость:  сонантность;  открытая гнусавость;  закрытая гнусавость;  боковая артикуляция свистящих и шипящих;  универсальное озвончение глухих согласных.                 Работа над речевым дыханием Игровые упражнения, не связанные с речью:  1. Для развития силы и длительности выдоха:  сдувание со стола комков бумаги;  поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе;   катание по столу карандаша, катушки; 2. Для развития плавности выдоха: задувание свечи;  поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов;  пускание мыльных пузырей и т.д.                  Речевые дыхательные упражнения. 1. Протяжное произнесение гласных. 2. Многократное произнесение на одном выдохе элементарных слогов:  па па па. 3. Отработка слитного произнесения на одном выдохе:  слов;  синтагмы;  короткой фразы. 4. Постепенное наращивание предложений. 5. Прямой и обратный счет, перечисление дней недели, месяцев и т.д. 6. Чтение вслух, заучивание наизусть короткого вида текста (проза, стихи). Применение упражнений компьютерных программ: «Видимая речь 3»:  Submarine;  Butterfly; Star;  Geometric shaps;  Ballon;  Meter;  Rocket;  Saxophone. «Голосок»:  «Автомобиль»;  «Дирижабль»;  «Задуй свечу»;  «Голосовая стена». Использование фонетической ритмики. Слоговые упражнения, тексты, стихотворения.                                            Работа над голосом Произнесение лепетных простых слов (сначала по подражанию, затем самостоятельно): 1. Называние картинок и игрушек: ПРР (лошадь), МУ (корова), АМ­АМ (собака), ПИ­ПИ (птица), МЯУ (кошка), БЭ  (коза), У­У (поезд). 2. Игры, инсценировки:  баюканье куклы (А___А_____А____);   ауканье (А –У);  кот и птички (Мяу, пи – пи – пи);  поезд (У_____У______);  самолет (В_____В_____). Произнесение ряда простейших слогов сопровождая движениями. Приёмы работы по вызыванию голоса: 1. Выработка звучности голоса: 2. Изменение длительности гласных: 3. Изменение силы голоса: 4. Слитное и раздельное произнесение гласных и слогов: 5. Выдерживание тона голоса при произнесении различных гласных: 6. Выдерживание тона при сочетании согласных с гласными: Применение упражнений компьютерных программ: «Видимая речь 3»:  Alien;   Baby;  Car;  Helicopter;  Keyboard;  Musical Notes;  Scuba Diver;  Star; Meter;  Rocket;  Saxophone. «Голосок»:  «Автомобиль»;   «Задуй свечу»;  «Голосовая стена». Использование фонетической ритмики.  упражнения на изменение силы голоса;   упражнения на изменение высоты голоса. Технология развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха I. Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.      II. Развитие слухового восприятия речью. Развитие слухового восприятия словами. Первый этап.  Уточнение звуко­буквенного состава слов. 1. Произнесение слова на слух в ряду с другими словами. 2. Различение звуко­слоговой структуры слова. Игры «Кто больше?», «Не ошибись», «Телеграф». Слуховой диктант. 3. Различение ритмической структуры слова. 4. Различение целостных речевых структур. Виды работ: работа с табличками, выполнение   практическом материале. Игра  «Что там?» Второй этап.  Упражнения в слухозрительном восприятии слов. Третий этап. Обучение восприятию слов на слух. Формирование слухового образа слов:  произнесение слова с опорой на слух и зрение, возможно дактилирование;  произнесение слова учителем на слух с показом на табличку; произнесение слова  на слух без опоры  на табличку. Решение примеров и задач. Игра «Верно­ неверно». Предъявление фраз с элементами догадки. Ответы на вопросы. Схематическая зарисовка. Тематическая игра в диалогической форме общения. Игра «Отгадай картинку». Формирование слухового образа слов: Игра «Придумай предложение по схеме». Работа с равенством или неравенством. Беседа. Работа с карточками. Работа с картинками. Работа с конструктивной картинкой или макетом. Выполнение поручений. Ведение диалога: ­ диалог с использованием игры; ­ демонстрация по ходу диалога; ­ диалог с использованием картинок, серии картинок; ­ ведение диалога после экскурсии, прошедшего выходного дня, каникул,  просмотренного кинофильма и т.д. 5. Развитие слухового восприятия текстами. Работа с текстом. Работа по открытой картине. Работа по закрытой картине. Работа по серии сюжетных картин. Организация диалога по тексту. Работа с незнакомым текстом. Включение новых фраз в текст. 6. Работа над выразительностью речи.  Работа над паузами (паузальное членение фразы на синтагмы): 1 этап – восприятие пауз в речи на слух и их воспроизведение; 2 этап – членение речи на синтагмы;  3 этап – восприятие пауз в речи окружающих людей и воспроизведение пауз  в  самостоятельной речи. Восприятие и воспроизведение темпа речи. Восприятие на слух логического ударения. Различение интонации. Нотирование связных текстов на слух с голоса учителя. Продолжение начатого на слух предложения. Применение новых технологий в развитии слухового восприятия.                                 Формы организации учебной деятельности по развитию слухового восприятия:1. Индивидуальные занятия. 2. Групповые занятия. 3. Фронтальные занятия в слуховом кабинете. 4. Музыкально­ритмические занятия. 5. Общеобразовательные уроки. 6. Внеклассные занятия.