Методическая разработка по русскому языку на тему "Правописание глаголов с частицей не" (4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
18.09.2017
В разработке представлены задания на формирование навыка правописания изучаемой орфограммы. Через разнообразные виды деятельности младшие школьники учатся творчески мыслить, работать в группах, анализировать свою работу. Особое место на уроке отводится устной и письменной речи учащихся. На уроке расширяется лексический запас младших школьников.Методическая разработка урока русского языка
Методическая разработка урока Вишняк О.В..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе
«Правописание глаголов с частицей не»
Авторсоставитель:
Вишняк О. В.,
учитель начальных
классов Новокузнецк
2017 Предмет: русский язык
Программа «Школа 2100»
Тип урока проблемный
Тема. Правописание глаголов с частицей не.
Цель: формировать умение писать глаголы с частицей не.
Задачи: 1.Познакомить младших школьников с правилами написания
частицы не с глаголами и ее значением.
2.Развивать устную речь обучающихся, логическое мышление, умения
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3.Воспитывать у младших школьников бережное отношение к
русскому языку.
Ход урока
I.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к
уроку?
Ребята, готовы ли вы к новым знаниям? Тогда приступаем к работе.
II.
Актуализация знаний обучающихся
Ребята, перед вами ряд слов, среди которых находится лишнее. Найдите его и
объясните, почему оно лишнее, постарайтесь увидеть разные варианты.
Поужинать, перечитать, чтение, вычитал
.
Варианты ответов обучающихся: 1в. лишнее слово «чтение»;
2в. лишнее слово «поужинать»
Слова, какой части речи преобладают в ряду?
Что называют глаголом?
Ребята, ктонибудь знает, откуда появилось слово «глагол»?
(обучающиеся высказывают свои мнения)
Более полную информацию, почему эта часть речи получила такое название, вы
узнаете, если прочтете текст упражнения 230 на стр. 61.
Как вы думаете, что означает слово «разглагольствовать»?
Подтвердите свою догадку по толковому словарю.
Ребята, выполните морфемный разбор глаголов.
У доски будет работать … .
Как пишется приставка с глаголом?
Какую роль выполняет приставка? III. Проблемная ситуация
Ребята, в русском языке есть самостоятельные и служебные части речи.
Как понимаете, «самостоятельная» часть речи? «служебная» часть речи?
К каким частям речи относится частица не? Почему?
IV. Постановка проблемы
Ребята, как вы считаете, является ли частица не членом предложения?
Изменяется ли она?
Докажите.
Ребята, какое значение приобретут глаголы, если к ним добавить частицу не?
V. Учебная задача
Ребята, запишите глаголы с частицей не? Как запишите частицу не: слитно или
раздельно? Почему?
(слова произносятся вслух)
Не поужинать, не перечитать, не вычитал.
Как вы считаете, нужно ли подчеркивать в предложении частицу не?
VI. Открытие нового знания
Итак, ребята, какие выводы о частице не мы сделаем?
(на доске появляются записи)
1.Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные
оттенки значения или служит для образования форм слов.
2. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
3. В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную
не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это
частицу
касается глаголов.
Ребята, глаголов в русском языке много, давайте запишем некоторые из них под
диктовку.
(у доски работают два человека, которые не видят друг у друга написанное,
а остальные обучающиеся выполняют работу в тетрадях)
Ненавидеть, неволить, несдобровать, невзлюбила, недужиться, нездоровится,
негодую.
Что вы заметили? Какой вывод сделаем?
(на доске появляется запись)
4.В русском языке есть глаголыисключения, которые пишутся с частицей
слитно.
не
VI. Физическая минутка (проводит заранее подготовленный ученик)
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Обучающиеся смотрят на зеленый круг, затем выполняют физминутку для глаз (см. нормы СанПина)
VII. Первичное закрепление с комментированием
1. –Ребята, вы работаете отлично, что даже комар носа не подточит.
Как понимаете мои слова?
Так говорят о чемлибо, сделанном с таким мастерством, что трудно найти
какойнибудь изъян, недоработку. Например, сшить платье так, что самая
придирчивая модница останется довольной.
Крылатых выражений, пословиц в русском языке много, некоторые из них мы
сейчас объясним.
2. Соедините начало и конец выражения (у каждого обучающегося карточка):
Кто (не)работает
Семеро одного
Слово не воробей,
Чем бы дитя ни тешилось,
Шила в мешке
вылетит – (не)поймаешь.
(не)утаишь.
тот (не)ест.
(не)ждут.
лишь бы (не)плакало.
VIII. Контроль
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
Задание для 1 группы: раскрыть скобки.
Рыбаку с утра (не) здоровилось, видно, сказалось вчерашнее купание в
ледяной воде. Все (не) доумевали по этому поводу. Капитан (не) взял этого
матроса в плавание. (Не) навижу, когда говорят неправду! Вот уж ему все (не)
ймется поплыли и поплыли на остров! Почему рыбаки (не) любят тюленей?
Перья водных птиц нисколько (не) мокнут. Вся команда корабля (не) доумевала,
как же это произошло?
Задание для 2 группы: Подчеркнуть только глаголы с частицей
раскрыть скобки.
не ,
(Не)когда, (не)жил, (не)здоровится, (не)лепый, (не)годовать, (не)уклюжий,
(не)лежал, (не) видит, (не)был, (не)доумевал, (не)хочу, (не)навидеть, (не)волить,
(не)ем.
Задание для 3 группы: раскрыть скобки.
Я (не)навижу слово «спать»!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»
Нет, я (не)спорю и (не)злюсь –
Я чай на кухне пью.
Я никуда (не)тороплюсь.
Когда (на)пьюсь – тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу, Лицо и руки мыть иду.
Но вот доносится опять
Настойчивый приказ:
«А ну, сейчас же марш в кровать!
Одиннадцатый час!»
Нет, я (не)спорю, (не)сержусь –
Я не спеша на стул сажусь
И начинаю коекак
С одной ноги снимать башмак.
Я, как герой, борюсь со сном,
Чтоб время протянуть,
Мечтая только об одном:
Подольше (не)заснуть!
(С. Михалков)
(не)догнать,
(не)навидетъ,
Задание для 4 группы.
Какие глаголы пишутся слитно с частицей не?
(Не)домогатъ,
(не)годоватъ,
(не)накрывать.
Какие глаголы пишутся раздельно с частицей не?
(Не)доехатъ, (не)досолить суп, (не)переправляться, (не)достаёт зарплаты,
(не)решитъ, (не)довыполнитъ задание.
(не)годитъся,
(в конце работы группы доказывают свои ответы)
IX. Итог
Продолжите предложения (карточки на доске):
«Сегодня мне удалось …»
«Я понял, что …»
«Теперь я могу …»
«Я похвалил(а) бы себя …»
«Сегодня на уроке я понял(а), я узнал(а), я разобрался(лась)…»
X. Домашнее задание
1 вариант: стр. 64 упр. 233;
2 вариант: стр. 64 упр. 234
Литература 1. Степанов, В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарьигра.
[Текст] / В. Степанов Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь
игра. М.: АСТПРЕСС, 1998. – 240 с.
2. Волина, В.В. Учимся играя. [Текст] / В. В. Волина Учимся играя. – М.:
Новая школа, 1994. 448 с.
Методическая разработка по русскому языку на тему "Правописание глаголов с частицей не" (4 класс)
Методическая разработка по русскому языку на тему "Правописание глаголов с частицей не" (4 класс)
Методическая разработка по русскому языку на тему "Правописание глаголов с частицей не" (4 класс)
Методическая разработка по русскому языку на тему "Правописание глаголов с частицей не" (4 класс)
Методическая разработка по русскому языку на тему "Правописание глаголов с частицей не" (4 класс)
Методическая разработка по русскому языку на тему "Правописание глаголов с частицей не" (4 класс)
Методическая разработка по русскому языку на тему "Правописание глаголов с частицей не" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.