Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Оценка 4.9

Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
труд
5 кл—9 кл
24.10.2018
Методическая разработка  по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств» Автор: Емельянцева Ирина Борисовна, учитель технологии МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка Речь-удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им. Георг Гегель Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств-важнейшая задача современной системы образования. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков. Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельности выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач. Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности человека, и к успешной жизни в целом. Работая с детьми, мы можем отметить и рост познавательных интересов, и качество обучения детей, но в то же время следует заметить, что учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. Многие дети испытывают проблемы и страхи. Коммуникативные умения Сделать это мне…… Тяжело Легко Говорить перед классом, группой Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов Отвечать у доски Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением Сообща работать в группе Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений Сегодня результатом образования – должно быть воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных, так и в интересах общества. Для развития коммуникативной компетенции необходимо:  Определить её понятие и структуру, а также определить содержание на разных возрастных этапах;  Применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов;  В целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевого поведения; включает систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям. Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями и многое другое. Коммуникативная компетентность – это целостная система, совокупность четырех групп характеристик. В структуре выделяются следующие компоненты: • Когнитивный – образует знания о стороне общения, о личностных качествах, способствующих общению, об эмоциях и чувствах, сопровождающих его. Дети учатся общению, наблюдая за поведением близких ему людей, подражая их примеру, что происходит неосознанно. • Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которое естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. База коммуникативных отношений Негативная сторона Уверенность в себе, оптимизм, доброжелательность, уважение к людям, справедливость, честность, эмоциональная стабильность. Застенчивость, отчуждённость, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность. У детей эти качества заложены, но возможны изменения. • Эмоциональный компонент – создание и поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляция, умения не только реагировать на изменения состояния партнёра, но и предвосхищать его. Это важно, именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически приятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. • Поведенческий компонент – образует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Указанные компоненты предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждой в остальных. Это означает: o Содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них; o Все компоненты должны быть включены в работу; o Более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребёнка по всем или многим обозначенным направлениям Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны. Главные условия: 1Компетентность учителя 2 Урок, занятие 3Учитель-учебник Речь учителя, формы и методы, способствующие развитию ребёнка. Учить общаться можем на своих уроках или занятиях. Формы общения: Монолог Диалог 1.рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы 2.выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью 3. делать сообщения 4.высказывать своё мнение, защищать и доказывать его, опровергая чужое. 1.все формы учебного диалога (беседа учителя и ученика, беседа в парах, в группах) 2.дискуссии, споры 3.ролевые и деловые игры 4.учебные исследования и учебные проекты 5.выступления в качестве ведущего. Умение слышать и слушать. Этапы коммуникативной компетенции учащихся: 1этап: 2 этап 3 этап - ответ на вопрос (исчерпывающий ответ); - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения. - простота и чёткость высказывания; - отработка умения, сделать своё высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; - вступать в контакт с другими. - умение вести беседу в паре, в группе; - умение вести конструктивный диалог; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх. Следует сказать, что мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим барьером между учителем и учеником. И только воспитательные мероприятия помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности. Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает – умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Литература: 1.Баранова С.П. Педагогика - М., 2006. 2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 3.Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010. 4 Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007. 5 Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790035
Доклад Создание условий.docx
«Создание условий для формирования и развития коммуникативных Методическая разработка  по теме качеств» Автор: Емельянцева Ирина Борисовна, учитель технологии МБОУ  ООШ №1 г.Слюдянка  Речь­удивительно сильное средство,  но нужно много ума, чтобы пользоваться им. Георг Гегель Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств­ важнейшая   задача   современной   системы   образования.   Решить   эту   задачу можно,   только   получив   возможность   создавать   в   среде   обитания   ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия   и   уровня   деятельности,   ценностей   и   целей,   мотивов   и   способов поведения,   круга   общения,   требующих   творческого   проявления   как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков. Компетенция   –   совокупная   характеристика   знаний,   умений   и   навыков, формируемых   в   процессе   обучения,   проявляемых   как   способность   и готовность личности к самостоятельности выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно­практических задач. Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в  целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации  человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Поэтому  коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности  человека, и к успешной жизни в целом. Работая с детьми, мы можем отметить и рост познавательных интересов, и  качество обучения детей, но в то же время следует заметить, что учащиеся не  всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что  является препятствием для их развития. Многие дети испытывают проблемы  и страхи. Коммуникативные  умения Тяжело Легко Сделать это мне…… Говорить перед классом, группой Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов Отвечать у доски Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением Сообща работать в группе Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений Сегодня результатом образования – должно быть воспитание и развитие  свободной, образованной, творческой личности, способной жить в  современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных, так и в  интересах общества. Для развития коммуникативной компетенции необходимо:  Определить её понятие и структуру, а также определить содержание на  разных возрастных этапах;  Применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных  субъектов;  В целях достижения полноценного результата выбрать методы,  направления, технологии и техники развития компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами  речевого поведения; включает систему коммуникативных умений, среди  которых главными являются умения и навыки речевого общения  применительно к различным сферам, ситуациям. Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с  окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными   социальными ролями и многое другое.   Коммуникативная компетентность – это целостная система, совокупность  четырех групп характеристик. В структуре выделяются следующие компоненты:  Когнитивный – образует знания о стороне общения, о личностных  качествах, способствующих общению, об эмоциях и чувствах,  сопровождающих его. Дети учатся общению, наблюдая за поведением   близких ему людей, подражая их примеру, что происходит неосознанно.  Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в  общение, которое естественным образом влияют на содержание,  процесс и сущность коммуникации. База коммуникативных отношений Уверенность в себе, оптимизм,  доброжелательность, уважение к  людям, справедливость, честность,  эмоциональная стабильность. У детей эти качества заложены, но возможны изменения. Негативная сторона Застенчивость, отчуждённость,   эгоистичность, заносчивость,  тревожность, агрессивность,  конфликтность.  Эмоциональный компонент – создание и поддержание позитивного  эмоционального контакта с собеседником, саморегуляция, умения не  только реагировать на изменения состояния партнёра, но и  предвосхищать его. Это важно, именно эмоциональный фон создаёт  ощущение психологически приятного или неблагоприятного,  комфортного или дискомфортного общения.  Поведенческий компонент – образует коммуникативные умения,  способы деятельности и опыт, который является образованием,  интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все  проявления коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения  как элементы создают коммуникативное поведение. Указанные компоненты предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждой в остальных.  Это означает: o Содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие,  взаимодействует с ними, проявляется в них; o Все компоненты должны быть включены в работу; o Более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие  ребёнка по всем или многим обозначенным направлениям Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции  огромны.  Главные условия: 1Компетентность учителя Речь учителя,  формы и методы, способствующие  развитию  ребёнка. 3Учитель­ учебник Умение слышать  и слушать. 2 Урок, занятие Учить общаться можем на своих  уроках или занятиях.  Формы общения: Монолог 1.рассказывать,  пересказывать,  отвечать на  вопросы, задавать  вопросы 2.выступать с  готовой заранее  речью или  неподготовленной речью 3. делать  сообщения 4.высказывать  своё мнение,  защищать и  доказывать его,  опровергая чужое. Диалог 1.все формы  учебного  диалога  (беседа  учителя и  ученика, беседа в парах, в  группах) 2.дискуссии,  споры 3.ролевые и  деловые игры 4.учебные  исследования и учебные  проекты 5.выступления  в качестве  ведущего. Этапы коммуникативной компетенции учащихся: 1этап: 2 этап 3 этап ­ ответ на вопрос  (исчерпывающий ответ); ­ задавать вопросы,  ­ простота и чёткость  высказывания; ­ отработка умения,  ­ умение вести беседу в  паре, в группе; ­ умение вести следя за темой; ­ делать сообщения. сделать своё  высказывание понятным каждому; ­ умение подбирать  примеры,  подтверждающие  высказывание; ­ вступать в контакт с  другими. конструктивный   диалог; ­ умение участвовать в  дискуссии; ­ участвовать в  конференциях, играх. Следует сказать, что мир вокруг современных детей настолько подвижен,  мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся  настоящим барьером между учителем и учеником. И только воспитательные  мероприятия помогают успешно решать задачи современного образования,  способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой  личности.   Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя.  Быть компетентным означает – умение мобилизовать в данной ситуации  полученные знания и опыт. Литература:  1.Баранова С.П. Педагогика ­ М., 2006.  2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.  3.Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной  компетенции Омск: 2010. 4 Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.  5  Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790035

Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Методическая разработка  по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Методическая разработка  по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Методическая разработка  по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Методическая разработка  по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Методическая разработка  по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2018