Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
труд
5 кл—9 кл
24.10.2018
Методическая разработка по теме
«Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Автор: Емельянцева Ирина Борисовна, учитель технологии
МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка
Речь-удивительно сильное средство,
но нужно много ума, чтобы пользоваться им.
Георг Гегель
Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств-важнейшая задача современной системы образования. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.
Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельности выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.
Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности человека, и к успешной жизни в целом.
Работая с детьми, мы можем отметить и рост познавательных интересов, и качество обучения детей, но в то же время следует заметить, что учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. Многие дети испытывают проблемы и страхи.
Коммуникативные умения
Сделать это мне…… Тяжело Легко
Говорить перед классом, группой
Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов
Отвечать у доски
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением
Сообща работать в группе
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений
Сегодня результатом образования – должно быть воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных, так и в интересах общества.
Для развития коммуникативной компетенции необходимо:
Определить её понятие и структуру, а также определить содержание на разных возрастных этапах;
Применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов;
В целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевого поведения; включает систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям.
Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями и многое другое.
Коммуникативная компетентность – это целостная система, совокупность четырех групп характеристик.
В структуре выделяются следующие компоненты:
• Когнитивный – образует знания о стороне общения, о личностных качествах, способствующих общению, об эмоциях и чувствах, сопровождающих его. Дети учатся общению, наблюдая за поведением близких ему людей, подражая их примеру, что происходит неосознанно.
• Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которое естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.
База коммуникативных отношений Негативная сторона
Уверенность в себе, оптимизм, доброжелательность, уважение к людям, справедливость, честность, эмоциональная стабильность. Застенчивость, отчуждённость, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность.
У детей эти качества заложены, но возможны изменения.
• Эмоциональный компонент – создание и поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляция, умения не только реагировать на изменения состояния партнёра, но и предвосхищать его. Это важно, именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически приятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.
• Поведенческий компонент – образует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.
Указанные компоненты предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждой в остальных.
Это означает:
o Содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
o Все компоненты должны быть включены в работу;
o Более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребёнка по всем или многим обозначенным направлениям
Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны.
Главные условия:
1Компетентность учителя 2 Урок, занятие 3Учитель-учебник
Речь учителя, формы и методы, способствующие развитию ребёнка. Учить общаться можем на своих уроках или занятиях.
Формы общения:
Монолог Диалог
1.рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы
2.выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью
3. делать сообщения
4.высказывать своё мнение, защищать и доказывать его, опровергая чужое. 1.все формы учебного диалога (беседа учителя и ученика, беседа в парах, в группах)
2.дискуссии, споры
3.ролевые и деловые игры
4.учебные исследования и учебные проекты
5.выступления в качестве ведущего.
Умение слышать и слушать.
Этапы коммуникативной компетенции учащихся:
1этап:
2 этап 3 этап
- ответ на вопрос (исчерпывающий ответ);
- задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения. - простота и чёткость высказывания;
- отработка умения, сделать своё высказывание понятным каждому;
- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими. - умение вести беседу в паре, в группе;
- умение вести конструктивный диалог;
- умение участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Следует сказать, что мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим барьером между учителем и учеником. И только воспитательные мероприятия помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.
Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает – умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Литература:
1.Баранова С.П. Педагогика - М., 2006.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 3.Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010.
4 Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.
5 Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790035
Доклад Создание условий.docx
«Создание условий для формирования и развития коммуникативных
Методическая разработка по теме
качеств»
Автор: Емельянцева Ирина
Борисовна, учитель технологии
МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка
Речьудивительно сильное средство,
но нужно много ума, чтобы пользоваться им.
Георг Гегель
Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств
важнейшая задача современной системы образования. Решить эту задачу
можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка
ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида
действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов
поведения, круга общения, требующих творческого проявления как
групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.
Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков,
формируемых в процессе обучения, проявляемых как способность и
готовность личности к самостоятельности выборочным и проектировочным
действиям при решении различных поведенческих и действеннопрактических
задач.
Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение
которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в
целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации
человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Поэтому
коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности
человека, и к успешной жизни в целом.
Работая с детьми, мы можем отметить и рост познавательных интересов, и
качество обучения детей, но в то же время следует заметить, что учащиеся не
всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что
является препятствием для их развития. Многие дети испытывают проблемы
и страхи. Коммуникативные умения
Тяжело
Легко
Сделать это мне……
Говорить перед
классом, группой
Сделать сообщение на
основе опорного
конспекта или
ключевых слов
Отвечать у доски
Не обращаться к
учителю за
разъяснением и
уточнением
Сообща работать в
группе
Излагать материал
последовательно и не
потерять нить
рассуждений
Сегодня результатом образования – должно быть воспитание и развитие
свободной, образованной, творческой личности, способной жить в
современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных, так и в
интересах общества.
Для развития коммуникативной компетенции необходимо:
Определить её понятие и структуру, а также определить содержание на
разных возрастных этапах;
Применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных
субъектов;
В целях достижения полноценного результата выбрать методы,
направления, технологии и техники развития компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами
речевого поведения; включает систему коммуникативных умений, среди
которых главными являются умения и навыки речевого общения
применительно к различным сферам, ситуациям. Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с
окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными
социальными ролями и многое другое.
Коммуникативная компетентность – это целостная система, совокупность
четырех групп характеристик.
В структуре выделяются следующие компоненты:
Когнитивный – образует знания о стороне общения, о личностных
качествах, способствующих общению, об эмоциях и чувствах,
сопровождающих его. Дети учатся общению, наблюдая за поведением
близких ему людей, подражая их примеру, что происходит неосознанно.
Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в
общение, которое естественным образом влияют на содержание,
процесс и сущность коммуникации.
База коммуникативных отношений
Уверенность в себе, оптимизм,
доброжелательность, уважение к
людям, справедливость, честность,
эмоциональная стабильность.
У детей эти качества заложены, но возможны изменения.
Негативная сторона
Застенчивость, отчуждённость,
эгоистичность, заносчивость,
тревожность, агрессивность,
конфликтность.
Эмоциональный компонент – создание и поддержание позитивного
эмоционального контакта с собеседником, саморегуляция, умения не
только реагировать на изменения состояния партнёра, но и
предвосхищать его. Это важно, именно эмоциональный фон создаёт
ощущение психологически приятного или неблагоприятного,
комфортного или дискомфортного общения.
Поведенческий компонент – образует коммуникативные умения,
способы деятельности и опыт, который является образованием,
интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все
проявления коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения
как элементы создают коммуникативное поведение.
Указанные компоненты предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и
существование каждой в остальных.
Это означает:
o Содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие,
взаимодействует с ними, проявляется в них;
o Все компоненты должны быть включены в работу; o Более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие
ребёнка по всем или многим обозначенным направлениям
Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции
огромны.
Главные условия:
1Компетентность
учителя
Речь учителя,
формы и методы,
способствующие
развитию
ребёнка.
3Учитель
учебник
Умение слышать
и слушать.
2 Урок, занятие
Учить общаться можем на своих
уроках или занятиях.
Формы общения:
Монолог
1.рассказывать,
пересказывать,
отвечать на
вопросы, задавать
вопросы
2.выступать с
готовой заранее
речью или
неподготовленной
речью
3. делать
сообщения
4.высказывать
своё мнение,
защищать и
доказывать его,
опровергая чужое.
Диалог
1.все формы
учебного
диалога
(беседа
учителя и
ученика, беседа
в парах, в
группах)
2.дискуссии,
споры
3.ролевые и
деловые игры
4.учебные
исследования и
учебные
проекты
5.выступления
в качестве
ведущего.
Этапы коммуникативной компетенции учащихся:
1этап:
2 этап
3 этап
ответ на вопрос
(исчерпывающий ответ);
задавать вопросы,
простота и чёткость
высказывания;
отработка умения,
умение вести беседу в
паре, в группе;
умение вести следя за темой;
делать сообщения.
сделать своё
высказывание понятным
каждому;
умение подбирать
примеры,
подтверждающие
высказывание;
вступать в контакт с
другими.
конструктивный
диалог;
умение участвовать в
дискуссии;
участвовать в
конференциях, играх.
Следует сказать, что мир вокруг современных детей настолько подвижен,
мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся
настоящим барьером между учителем и учеником. И только воспитательные
мероприятия помогают успешно решать задачи современного образования,
способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой
личности.
Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический
процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя.
Быть компетентным означает – умение мобилизовать в данной ситуации
полученные знания и опыт.
Литература:
1.Баранова С.П. Педагогика М., 2006.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3.Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной
компетенции Омск: 2010.
4 Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.
5 Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790035
Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.