Методическая разработка по теме: "Урок толерантности" для 5-11 классов
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
5 кл—11 кл
12.05.2019
Данная методическая разработка по теме: "Урок толерантности" помогает учащимся 5-11 классов при выполнении ряда заданий выполнить разобраться, каким должен быть толерантный человек, а также научиться общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.
Урок толерантности.doc
Урок толерантности
Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!
(с группой учащихся 6, 7 классов)
Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью,
защищая ваше право высказывать собственное
мнение.
Ф. Вольтер.
Тема нашего урока: «Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила».
Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности.
Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо.
Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого
общества.
Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало.
Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития
индивидуума, группы людей, всего общества в целом.
Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация
толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что
«толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия
культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой
индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает
возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…»
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур,
миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего
народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки
соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в
другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим
качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых
требует от нас жизнь.
Определение слова «толерантность» у разных народов на разных языках звучит по
разному:
в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или
мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть чтото и от когото (быть выдержанным,
выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чеголибо и коголибо).
Какое из определений вам импонирует больше всего?
Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?
А что же объединяет эти определения?
Почему так актуальна толерантность в наше время?
Задание №1
Попробуйте оценить ситуацию.
Какова ваша реакция?
А теперь попробуйте быть толерантным.
Ситуации.
представьте, что вы находитесь в компании, где ктото начинает говорить на
незнакомом вам языке;
что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной
коляске, человек очень маленького роста, слепой);
что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы
или наоборот;
что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие.
Резюме:
Одно из главных качеств должно быть – умение отличать действительные ценности от
мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества. Цените жизнь, дружбу,
здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается
только с вас, а не с когото и не с чегото. Умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли
мы понимать чужую боль? Умеем ли мы входить в положение другого человека? С этого и
начинается толерантность.
Задание №2
Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики
правительства по двум группам:
УВАЖЕНИЕ УНИЖЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА ДОСТОИНСТВА
Соблюдение законов страны
Уважение и защита прав человека
Равенство граждан перед законом
Лишение возможности обучаться на родном языке
Распространение негативных этнических стереотипов
Дискриминация или призывы к ней
Уважение культурных традиций других народов и религий
Поиск общих интересов для разрешения конфликтов
Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств
Отказ от насилия в решении конфликтов
Угрозы, запугивание (моральный террор)
Физический террор, погромы, геноцид
Стремление к сотрудничеству
Участие к другим людям, сопереживание
Депортации, принудительные выселения
Задание №3
Готовим пары обуви на рисунках с различными размерами и видами обуви
(традиционные для разных культур). Ребята ищут пару по картинкам (все стоят в кругу и
поднимают над головой полученную картинку с рисунком). Сформированные пары получают
задания:
составить словарь из словпримирений;
смоделировать конфликт и подобрать несколько путей выхода из него;
составить буриме из слов: обида, вина, прощенье, терпенье;
написать правила хорошего тона для соседа по парте;
сказать друг другу комплименты;
записать ассоциации к слову «толерантность».
По окончании проводится презентация заданий.
Взаимоотношения между людьми могут быть как позитивными, так и негативными,
могут стимулировать сотрудничество и поддержку, а могут приводить к ссорам и
конфликтам. Иногда это зависит от обстоятельств, но чаще от нас самих, наших умений и
желания позитивного взаимодействия.
Известный писатель Драйзер восхищался одной заповедью Христа, заповедью о
служении другим: "Для того чтобы Он (человек) мог получить хоть какуюто радость на
отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать – как улучшить положение не
только для себя, но и для других. Если мы собираемся улучшить положение для других, то
нам надо спешить. Время уходит. По этому пути я пройду всего лишь один раз. Так пусть я сейчас совершу какойнибудь достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отлажу
и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду".
Методическая разработка по теме: "Урок толерантности" для 5-11 классов
Методическая разработка по теме: "Урок толерантности" для 5-11 классов
Методическая разработка по теме: "Урок толерантности" для 5-11 классов
Методическая разработка по теме: "Урок толерантности" для 5-11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.