Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
4 кл
28.11.2018
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма и обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений.
Я гражданин России - копия.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №51»
городского округа Самара
Рассмотренно: Утверждено:
на заседании МО директор МБОУ «Школа №51»
руководитель МО _____________Шинкарева М.А.
________________Лимонова О.А. Приказ № __________________
Протокол №_________________ ___________________________
«____»__________________ 2017г. «____»________________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Я гражданин»
(разработано для учащихся 14 классов)
срок реализации 4 года
Автор программы:
Храпоненко Т.С.
учитель начальных классов Самара
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на
формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной
ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации
воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важным является и
своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в
присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный
тем адекватнее будет
минимум историкообществоведческих знаний,
воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я моя
страна мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических
особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве,
показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным
сообществом. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоции о
духовнонравственному развитию, гражданскому
национальноценностному,
воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни
трудно восполнить в последующие годы».
Проблема
воспитания.
гражданско–патриотического
В связи с изменениями социально – экономических условий, в том числе и в
процессе дегуманизации общества, наступлением массовой культуры, обозначилась
актуальность
Современная
действительность это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие
страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению
чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство
ответственности перед будущим. Патриотизм начинается со знания, уважения и
хранения памяти о своих родных, близких, знакомых.
2 Программа внеурочной деятельности
«Я гражданин России»
предназначена для обучающихся 14 классов. Данная программа составлена в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 24 классы 34 часа в год .
Цель программы: формирование личности гражданина и патриота России с
присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами
деятельности и поведения, развитие гражданственности и патриотизма как
качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству,
духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
воспитывающая:
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее
истории, традициям через поисковокраеведческую работу, совместную
деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
развивающая:
развивать чувство патриотизма через организаторскую и пропагандистскую
деятельность с целью дальнейшего его развития как стержневой духовной
составляющей гражданина России;
оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству,
предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему
исполнения определенных обязанностей;
обучающая:
обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере в
представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях,
нормах морали и нравственности;
Нормативноправовой и документальной основой модели программы
внеурочной деятельности обучающихся являются
Концепция духовнонравственного воспитания
3
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (второго поколения);
Концепция модернизации дополнительного образования детей
Российской Федерации;
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 135128/13 «О
повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса
в ОУ;
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и
молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от
11.02.2000 г. № 101/2816);
Концепции духовнонравственного воспитания российских школьников.
Формы и методы организации внеурочной деятельности:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а
также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная)
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Творческие конкурсы
Показательные выступления
Ролевые игры
Праздники
Викторины
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных
вечеров.
Программа “Я – гражданин России” используется с 14 классы.
Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой
формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
4 Задачи:
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому
образу жизни;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и
культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при
соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально
волевых качеств.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти,
воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое
личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила
счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте»,
конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни
Здоровья, спортивные мероприятия, презентации и творческие проекты.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
формировать уважение к членам семьи;
воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей:
дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о
том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью,
благородством; сформировано представление о том, что настоящая женщина
отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой
членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов,
умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей
дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и
стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои
родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая»,
соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей
души», фотовыставка «Я и моя семья», презентации, творческие проекты.
5 3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое
мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы,
идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого
гражданина
Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в
окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках
художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и
фотовыставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация
выставок детского творчества и фотовыставок.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию
атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную
активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору
профессии;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих
знаний, в укреплении своего здоровья;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний
в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель»,
«ученик ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на
учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли
хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости
общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой
школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе
«Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя
учительница», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа
в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, акция
6 «Библиотеке нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс»,
конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Задачи:
развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них
сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым
традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее
свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за
свою страну.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в
том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее
историкокультурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и
готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины,
лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные
музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами
ВОВ.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и
природой;
формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду
как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:обучающиеся должны серьезно
задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее
сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную
позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Мероприятия: круглый стол «Я
житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу наш дом», уборка
территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы»,
конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого
приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушказима»,
7 «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц
зимой».
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности
соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно
смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их
индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе
современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
гражданско патриотическому направлению является формирование
следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
гражданскопатриотическому направлению является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя.
8 Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности:
В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России»:
обучающиеся 1 класса должны знать:
правила поведения в школе;
понимать значение слов «гражданин», «Отечество», «Родина», «Символы
государства»;
получить представление о законах РФ.
стараться быть заботливыми и внимательными по отношению к
окружающим людям.
уметь:
уметь пользоваться правилами ученика
научиться понимать, что в мире людей существуют определенные законы и
правила
применять на практике знания о правилах поведения в школе
обучающиеся 2 класса должны знать:
такие нравственные устои семьи, как взаимопомощь, уважение к родителям
и старшим, забота о младших и старших.
принятие личностью национальных ценностей, национальных духовных
традиций
уметь:
понимать, чувствовать, оценивать самого себя, творить добро
знать поэтов и писателей нашего города
применять на практике знания о том, что настоящий сын и дочь берегут
покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают
конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
9 обучающиеся 3 класса должны знать:
знать значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность,
общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, народы России,
международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности.
уметь:
использовать источники изучения прошлого для приобретения
первоначальных историкокраеведческих знаний; ориентироваться в периодах
нашей истории, в конкретных датах; пользоваться картой, рассказывать о родной
стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия
(добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
обучающиеся 4 класса должны знать:
знать значения ключевых слов: государство, гражданин России, гражданин
мира.
государственные символы
искусство, культура.
знание поворотных моментов в истории государства и наиболее значимых
событий материальной и духовной культуры страны.
владеть общеучебными умениями (наблюдения, слушания, чтения;
классификации и обобщения; самопроверки и самоконтроля; логичности,
доказательности суждений, умозаключений, выводов)
уметь :
использовать источники изучения прошлого для приобретения
первоначальных историкокраеведческих знаний;
ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах;
пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать
элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и
леность, красиво и некрасиво).
Формы и средства контроля
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
10 Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
Изучение самооценки личности младшего школьника;
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
Проектная методика «Автопортрет».
11 1 год «Маленькие Россияне» 33ч
Раздел
Тема занятия
Часы
Форма
Учебно
теор
ия
прак
тика
познавательная
деятельность
ученика
1.«Я и я»
1.1 Мой школьный дом
0,5
0,5
экскурси
я
12. Я, ты , мы
0,5
0,5
игра
аналитический
Т. знакомство с
правилами поведения в
классе
П.рассказ ребёнка о себе
по заданному плану
знакомст
во
1.3 Мой сосед по парте
0,5
0,5
час
Тпознакомить с
правилами дружбы;
П. показать важность
истинных друзей в жизни
человека через сказку
«Репка»
1.4 Моё хобби
П.рассказ о любимом
деле
откровен
ного
разговора
портрет
друга
1
презентац
ия своего
хобби
12 Тема по программе.
Тема и номер урока.
1. Праздник первого
звонка.
23. Мой школьный
дом.
4 . Правила поведения
в школе.
5. Моя школа
6. Я, ты, мы.
7. Кто, что любит
делать.
8. Дары природы.
9. Моя семья моя
радость.
Кто,
1011.
мои
бабушка, дедушка? В
чем я должен им
помочь?
Всего
часов
Цели и задачи
Предлагаемые формы
поведения
1
2
1
1
1
1
1
1
2
знакомство с классом
Занятие знакомство.
знакомство с лицеем и
лицейским двором
Экскурсия по школе и
школьному двору.
ознакомить с правилами
поведения в школе; выработать
навыки и привычки поведения
Занятие игра.
создание проекта по истории
своего учебного заведения
Проект «Моя школа в
истории Самары».
воспитывать у детей понимание
сущности
сознательной
дисциплины и культуры
поведения
Игра знакомство.
формировать потребность к
самообразованию, воспитанию
своих
моральноволевых
качеств
Конкурс викторина.
воспитывать у школьников
чувство прекрасного, развивать
их творческое мышление,
художественные способности
Конкурс поделок из
природного материала.
показать значимость семьи в
жизни человека; воспитывать
уважение
семейным
традициям
к
Урок беседа
воспитывать чувство уважения
к старшему поколению.
Урок беседа
13 1214. Мое семейное
древо.
1517. История моего
города.
18. Мой сосед по
парте.
19. Законы жизни в
классе..
20.Школа вежливости.
Они защищают
21.
Родину.
Загляните в
2223.
мамины глаза.
2425.
Масленицу.
Встречаем
26. Планета просит
помощи.
27. Мягкие лапки, а в
лапках царапки.
3
3
1
1
1
1
2
2
1
представить свою семью; учить
уважать семейные традиции;
составить семейное древо.
Проектпрезентация
конкурс
деревьев.
семейных
с
историей
ознакомить
образования родного города, с
символами города; прививать
любовь к своему городу.
Презентация проект «
Как бы я изменил свой
город».
ознакомить с правилами
дружбы;
показать важность
истинных друзей в жизни
человека;
Час
разговора.
друга.
откровенного
Портрет
учить доброжелательности,
стремлению понимать друг
друга
Урок – игра
повторить
свод правил
поведения людей в их
отношении к окружающим
Беседа.
Конкурс стихов.
развивать общественную
активность
обучающихся,
воспитывать в них сознательное
отношение
к народному
достоянию, верность к боевым и
трудовым традициям старшего
поколения
воспитывать
любящего своих родителей
семьянина,
Праздник.
Праздник
расширить знания о жанрах
устного народного творчества
(Масленичные
песни);
познакомить с традициями
русского народа
с
Конкурс
ознакомить
понятием
посвященные
«культура мира»; формировать
к
Земли.
позитивное
окружающему миру
отношение
рисунков
Дню
1 формировать
знания об
окружающем мире; воспитывать
внимательное отношение к
Викторина.
14 Поклон тебе,
28.
солдат России.
29. Мои родные –
защитники Родины.
30. Маленькие герои
большой войны.
3132.
Самый
красивый школьный
двор.
33. С чего начинается
Родина?
1
1
1
2
1
растениям и животным
формировать у детей чувство
сопричастности к истории
страны, своего народа
Конкурс стихов.
формировать у детей чувство
сопричастности к истории
страны, своего народа
Фотовыставка.
воспитывать гордость за героев
страны, патриотизм
Урок Мужества.
воспитывать трудолюбие;
формировать
чувство
прекрасного; прививать любовь
к растениям
Акция.
КВН.
воспитывать
чувство
коллективизма; развивать силу,
ловкость;
пропагандировать
здоровый образ жизни
Содержание программы:
1 год «Маленькие Россияне» 33ч.
Общий годовой план работы составляет 33ч.
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой
сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек.
Диагностика
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя
семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им
помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя
красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов.
Оформление фотовыставки. Создание творческого проекта.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству. Дары природы.
Мисс осени. История моего города. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем
Масленицу. Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе. Праздник
первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в
15 классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный
двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции. Создание творческого
проекта.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники
Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего
начинается Родина? Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных
открыток. Создание творческого проекта.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В
гости к зеленой аптеке. Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
16 Тема по
программе. Тема и
номер урока.
1.Урок Мира.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год «Моя Малая Родина» 34 ч
Всего Цели и задачи
Предлагаемые формы
проведения
1
– формирование гражданского
отношения к Отечеству
Урок беседа
23. Мой любимый
город.
2
формирование гражданского
отношения к своей малой Родине
46. Мой район.
3
знакомство с историей своего
района ,создание проекта
творческих
Урок–презентация «
Как бы я изменил свой
город»
Защита
проектов
«Мой район в истории
Самары» Сюжетная
игра
Проект – презентация
«Мой символ города».
Символы
79.
моего города.
3
10. Мой самарский
кумир.
1
11. Я – ученик.
1
12. Я люблю свою
школу.
1
1314.Школьная
символика (гимн,
герб, флаг).
15. Моя любимая
мамочка.
2
1
родного
ознакомление с символами
своего
города,
формирование гражданского
отношения к малой родине
знакомство с известными
людьми родного города
Проект – презентация
« Мой самарский
кумир»
Беседа с творческим
формирование гражданского
заданием.
отношения к школе
Конкурс сочинений.
формировать у детей осознание
принадлежности к школьному
коллективу
знакомство с символикой
учебного заведения
Проект « Символы
лицея»
формировать уважение к
членам семьи; воспитывать
семьянина,
любящего своих
Творческая
презентация.
17 1618. Мой дом.
3
19. День добрых
волшебников.
1
20. Мы и наши
права.
21.По
правилам
живем в школе?
каким
мы
1
1
22. Об отце говорю
с уважением.
1
2324.Широкая
масленица.
25. День птиц.
След
2627.
Великой
Отечественной
войны в жизни
родного края.
2830. На защите
города.
2
1
2
3
3132.
Открытка2
в
Урок презентация «
Дом
истории
Самары»
Вывешивание
кормушек.
Урок – игра.
Игра.
родителей
формирование гражданского
отношения к своей семье
формировать
эстетическое
отношение детей к окружающей
среде и труду как источнику
радости и творчества людей
формирование гражданского
отношения к себе
формировать у детей осознание
принадлежности к школьному
коллективу,
воспитывать
сознательную
готовность
выполнять Устав школы
формировать уважение к
членам семьи;
воспитывать
любящего своих
семьянина,
родителей
расширить знания о жанрах
устного народного творчества
(Масленичные
песни);
познакомить с традициями
русского народа
знания об
формировать
мире;
окружающем
воспитывать
внимательное
отношение к растениям и
животным
развивать
активность
преданность к Отчизне
общественную
обучающихся,
Конкурс сочинений.
Праздник
Выставка рисунков.
Экскурсия в музей.
воспитывать у учащихся
сознательное отношение к
народному достоянию, верность
к боевым и трудовым
традициям старшего поколения
организация
Презентация проект
« Воинская память моей
семьи» Концерт
поздравленияКонкурс рисунков.
18 ветерану.
3334. Знай и люби
свой край.
3
ветеранов
актуализация
полученных за год
знаний
Викторина.
2 год «Моя Малая Родина» 34ч
Общий годовой план работы составляет 34ч.
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я –
ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных
процессов. Диагностика.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Я
помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков,
сочинений. Создание творческого проекта.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству. Родной край в
древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи. Создание творческого
проекта.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе. Обязанности
ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная
символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант
чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши
права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного
19 города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои
Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков,
экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных
открыток. Создание творческого проекта.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.Экология нашего города. День
добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание
кормушек, выставки рисунков.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год «Россия – Родина моя» 34ч
Всего
Цели и задачи
формирование
отношения к Отечеству.
гражданского
Предлагаемые
формы проведения
Беседа.
Тема по программе.
Тема и номер урока.
1.
Знакомства с
символами
Российского
государства.
2. Мой класс – моя
семья.
3. Осень в родном
городе.
4. Животные из
Красной книги.
5. Кому нужна моя
помощь?
1
1
1
1
1
формирование
отношения к школе.
формирование
отношения к планете Земля.
гражданского
Эвристическая
беседа.
Фотоконкурс
гражданского
Концерт «Золотая
осень»
Просмотр
видеофильма.
Ролевые игры
знания
об
формировать
окружающем мире; воспитывать
внимательное
отношение к
растениям и животным
формирование
отношения к себе.
гражданского
Разведка добрых
дел.
20 6. Люблю тебя, моя
Россия.
7. Мои любимые
книги.
89. Мы все такие
разные.
10. Путешествие по
стране.
11.
бабушкины руки.
12.
котором я живу.
Золотые
Город,
в
13. Моя семья – моя
радость.
По каким
мы
14.
правилам
живем.
Новогодние
15.
зарисовки.
1617 Экскурсия на
Родину
Деда
Мороза в Великий
Устюг.
18. Кто что любит и
умеет делать.
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
Музыкальный
час.
воспитывать
политическую
культуру,
чувство
ответственности и гордости за
свою страну.
формирование любви к чтению,
книгам
гражданского
гражданского
формирование
отношения к себе
Выставка книг.
Мини спектакли
Конкурс рисунков.
Сценки разных стран
Интеллектуальная
формирование
игра.
отношения к Отечеству.
Театральное
формирование
представление
отношения к своей семье.
с
продолжить
Конкурс рисунков.
историей образования родного
Миниатюры «Мой
города,
прививать любовь к
город»
своему городу.
формирование
отношения к своей семье
знакомство
гражданского
гражданского
с
Беседа
творческим
заданием.
Спортивная
эстафета
дружная семья»
Ролевая
игра
«Самоуправление»
«Наша
Конкурс газет.
Заочное
путешествие.
Мини спектакли.
формировать у детей осознание
принадлежности к школьному
коллективу,
воспитывать
сознательную
готовность
выполнять Устав лицея
формирование отношения к
искусству
формирование отношения к
искусству
формировать потребность к
самообразованию,
воспитанию
Викторина.
21 19. Для чего я
рожден?
2021. Животные –
рекордсмены.
22. Там, где погиб
неизвестный солдат.
23. Они служили в
Армии.
24. О подвигах
женщин в военное
время.
25.
У моих
родителей – золотые
руки.
2627. Дорогая моя
столица.
2829. Судьба Земли
– наша судьба.
30. Наша школа в
будущем.
31. День птиц.
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
своих моральноволевых качеств
формирование
отношения к себе
гражданского
знания
формировать
об
окружающем мире; воспитывать
внимательное
отношение к
растениям и животным
формировать у детей чувство
сопричастности к истории страны,
своего народа
формировать у детей чувство
сопричастности к истории страны,
своего народа
общественную
развивать
обучающихся,
активность
преданность
Отчизне,
готовность к защите ее свободы и
независимости
формирование
отношения к своей семье
гражданского
к
формирование
отношения к Отечеству
гражданского
с
Беседа
творческим
заданием.
Просмотр
видеофильма.
Защита творческих
проектов.
Концерт «Чтобы
помнили»
Конкурс сочинений
о службе в Армии
родных.
Просмотр
обсуждение
фильма.
и
Выставка семейных
поделок.
Заочное
путешествие.
Ролевая
«Столица
сегодня, завтра»
Круглый стол.
игра
вчера,
гражданского
формирование
отношения к планете Земля
формирование
отношения к школе
гражданского
Конкурс сочинений.
Викторина.
формировать
об
окружающем мире; воспитывать
отношение к
внимательное
знания
22 32. История страны
в названиях улиц.
Что мы
3334.
узнали за год?
1
2
растениям и животным
ознакомление с улицами родного
города,
формирование
гражданского отношения к малой
родине
актуализация
полученных за год
знаний
Презентация.
Инсценировка «Мы
из прошлого»
Эвристическая
беседа.
Защита творческих
проектов.
3 год «Россия – Родина моя» 34ч.
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя
помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден?
Быть человеком. Диагностика.
2.“Я и семья”(6 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Почему меня так назвали.
Моя семья – моя радость. У моих родителей – золотые руки. Панорама добрых
дел.
Золотые бабушкины руки. Народный лечебник.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи
одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(5 ч) – формирование отношения к искусству. Люблю тебя, моя
Россия. Мои любимые книги. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда
Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
4.“Я и школа”(5 ч) – формирование гражданского отношения к школе. Мой класс
– моя семья. Мои права и обязанности. Наша школа в будущем. По каким
правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика.
23 5.“Я и мое Отечество”(9 ч) – формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Знакомства с символами Российского государства. Город, в котором я живу.
Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. Путешествие по стране.
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Вам, защитники
Отечества! О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4 ч) – формирование гражданского отношения к планете
Земля. Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные –
рекордсмены.
Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
Список литературы для учителя
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов
РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.:
Генезис, 2004.
3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим
доступа: konf //www.ipkps.bsu.edu.ru
4.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. М.:
Новое педагогическое мышление, 1989. 221с.
5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания
личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. №17. 9 13с.
6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. –
М.:Вако, 2007
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание
школьников. – 2005. №1. – 147с.
24 8. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –
Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
10. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического
воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по
воспитательной работе. 2006. №3. – 40с.
11. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост.
Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
12.
О воспитательном компоненте Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников.
2009. №8 – 10 16с.
13.Перекатьева,
О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
О.В.
Сценарии школьных праздников [Текст] / сост.
14. Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова,
Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 4849с.
Е.С.
Савинов,
15.
Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.:
Просвещение, 2010. – 191., 204с.
16.Черемисина, В.Г. Духовно нравственное воспитание детей младшего
школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. Кемерово: КРИПКиПРО,
2010. 14 36.
25
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.