Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"
Оценка 5

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл—4 кл
11.02.2017
Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"
Правописание безударных гласных - одна из наиболее частых орфограмм, в которой дети допускают много ошибок. Поэтому вопрос о формировании правильного написания слов с данной орфограммой является актуальным. В данной методической разработке представлены виды упражнений, приемов над работой с безударными гласными в корне слова.
Методический сборник.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 1»  г.Глазова Формирование орфографической зоркости у младших школьников при написании слов с безударной гласной в корне слова   Методический сборник Глазов  2016 Формирование орфографической зоркости у младших школьников при написании слов с безударной гласной в корне слова / Сост. М.В. Иванова. – Глазов, 2016. Рецензент: канд. пед. наук, доцент кафедры ПиМНО ГГПИ Каландарова Н. Н. Сборник может быть использован в практике работы учителей начальных классов, студентами педагогических вузов. 2 Содержание: Введение…………………………………………………………………………   4 Факторы, способствующие формированию грамотного письма…………..…  5 Упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости…..….   7 Приёмы для заучивания правил……..……………………………………….....  9 Список используемой литературы……………………………………………...12 3 Введение «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н. С. Рождественский Проблема формирования прочных орфографических навыков учащихся начальных классов неизменно остаётся aктуальной. Причин этому множество: недостаточно развитые фонематический слух и орфографическая зоркость: умение сопоставлять произношение и написание, находить в слове область применения oрфографического правила, отсутствие необходимого количества тренировочных   упражнений   (орфографическая   работа   требует   больших затрат учебного времени).  С   точки   зрения   фонематической   концепции   русского правописания, орфографическая   зоркость   – это   умение   фонологически (позиционно)   оценивать   каждый   звук   слова,   т.е.   различать,   какой   звук   в сильной   позиции,  а  какой  –  в  слабой,   и,  следовательно,  какой   однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, и состоит орфографическая зоркость.   артикуляционное, Орфографическая   зоркость   развивается   постепенно,   в   процессе выполнения   разнообразных   упражнений,   обеспечивающих   зрительное, слуховое,   моторное   восприятие   и   запоминание орфографического материала.  Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного,   объяснительного   диктантов,   письма   по   памяти,   выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.   Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных   карточек.   Для   рeчедвигательного   восприятия   и   запоминания особое значение имеет орфографическое проговаривание. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений. Наибольший   эффект   для   выработки   орфографической   зоркости   дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора. Орфографическая   зоркость   кроме   умения   находить   орфограммы   и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные 4 ошибки   (свои   или   чужие).   Кроме   того,   упражнения   должны   отбираться   в соответствии   со   структурой   орфографической   зоркости.   Мотивации орфографического   действия   способствует   анализ   задания   и   текста упражнения,   взаимоконтроль   в   процессе   его   выполнения,   использование сигнальных   карточек.   Отработка   способов   обнаружения   орфограмм осуществляется   в   ходе   зрительного,   предупредительного,   выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа   и  разбора   слов  по   составу.   Самоконтроль   формируется   на   основе само­   и   взаимопроверки   написанного,   в   ходе   комментированного   письма, диктанта “Проверяю себя”.       Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся работа над слогом и словом, развивается фонематический слух. Факторы, способствующие формированию грамотного письма 1.  Зрительный  фактор. Ученые   ­   психологи   доказали,   что   стоит   ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится в памяти очень крепко. Можно использовать следующие приемы:  письмо с «пропуском»   можно построить опорные схемы;  найди все изученные орфограммы в тексте или в предложении;  найди   в   предложении   или   тексте   только   безударные   гласные (непроизносимые   согласные   и   т.д.)   или   еще   прием,   заставляющий думать   над   написанием:   при   изучении   темы   «Непроизносимые согласные» можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их;  можно проводить так называемый  «диктант с обоснованием». Учитель диктует   слова,   например,   с   безударной   гласной,   проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а потом только   то,   которое   диктует   учитель,   то   есть   должны   обосновать орфограмму.   Это   будет   приучать   их   «слышать»   орфограмму, обосновать свой выбор ее написания;  перед   диктантом,   изложением,   сочинением   можно   проводить   такую работу: выписать трудные слова и включить их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения;  хорошую   обратную   связь   для   учителя   дает   и   работа   с   сигнальными карточками. Перед записью слов на определенное правило дети сначала 5 поднимают   сигнальные   карточки   и   показывают   букву,   которую   они хотят написать, а затем уже, с одобрения учителя, пишут безошибочно. Это так называемый устный словарный диктант. 2.   Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от   слышимoго.   Поэтому   учитель   должен   развивать   фонематический   слух. Начинать   эту   работу   надо   с   1­го   класса.   Например,   при   изучении   темы «Безударные гласные» можно проводить следующие игры:  найди «опасное» место. Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши,   как   только   услышат   звук,   которому   при   письме   нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасные места»;  «  Светофор».   Дети   показывают   красный   сигнал,  как   только   находят «опасные места»;  «  Зажги   маячок».  Это   проведение   звукового   анализа   с  составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. красные сигналы (кружочки) над «опасными местами». Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта   работа   активизирует   их,   учит   видеть   орфограмму,   вызывает интерес.  «Диктант с подчеркиванием». Во время диктанта учитель постукивает по   столу   в   тот   момент,   когда   произносится   слово   с   какой­либо орфограммой.   Это   постукивание   активизирует   мыслительную  деятельность   ученика,   заставляет   его   думать,   искать,   находить правильный ответ. 3.   Рукoдвигательный   фактор. Любого   орфографического   навыка   можно достичь при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь   по   строке,   создает   графический   образ   того   или   иного   слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 4. Проговаривание. Большую   роль   в   формировании   орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание так, как надо писать.   В   современной   школе   распространяется   методика   П.С.Тоцкого   — учителя с большим стажем педагогической работы. В основе его методики – орфографическое   чтение   и   артикуляционная   память.   Чтобы   запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно   пишется.   Данная   методика   оказывает   положительное   влияние   на грамотное   письмо   школьников,   но   не   может   считаться   универсальным средством   при   обучении   орфографии,   так   как   в   процессе   проговаривания восприятие   орфографического   материала   связано   с   его   теоретическим осмыслением. 6 Упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости  Орфографическое   проговаривание целесообразно   при   выполнении любых   упражнений   (особенно   в   1   и   2   классе),   в   которых   немало многосложных   слов   с   изученными   орфограммами.   Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остается память движений речевого аппарата. Проговаривание  не  обосновывает,  а  лишь  фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.  При   самостоятельной   записи   учениками  учитель   продолжает направлять   их   внимание   на   проговаривание,   а   затем   на   перeчитывание записанного   слова   по   слогам.   Так   формируется   первичный   самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме. Результатом письма с проговариванием является грамотное письмо, исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замену букв.            Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) возможно при выполнении   всех   письменных   работ.   Подчеркивание   орфограмм   имеет большое   значение   для   выработки   орфографической   деятельности,   так   как дети   постоянно   тренируются   в   отыскании   и   объяснении   орфограмм.   Но вырабатывать   этот   навык   трудно.   Многие   учащиеся   с   трудом   находят орфограммы в тексте, а некоторые подчеркивают буквы без разбору, поэтому учителю нужно добиваться осознанной деятельности учащихся.  Сигнальные   карточки желательно   использовать   в   упражнении – это эффективное средство, которое включат в активную работу всех учеников класса и осуществляет индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того ученика, кто ошибся, и быстро ему помогает.  Перфокарты также   развивают   орфографическую   зоркость   учащихся. Ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.  Письмо по пaмяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными   орфограммами,   заполнение   которых   основано   на   зрительном 7 восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания,   запоминают   слова   на   еще   не   изученные   правила.   Заранее подготовленный   текст   записывается   учащимися.   После   записи   проводится проверка. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места. Списывание основывается   на   проговаривании   по   слогам.   Этот   вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и так далее до конца упражнения. В процессе списывания   у   детей   развивается   зрительная   и   слуховая   память,   внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.  Комментированноe  письмо. Этот   вид   диктанта   также   строится   на основе   проговаривания   по   слогам.   Учащиеся   не   просто   проговаривают предложенные   слова   и   предложения,   но   обосновывают   правописание правилами, подбором проверочных слов. Это вид письма развивает внимание к   слову,   его   значению,   сообразительность,   речь,   фонематический   слух, мышление.   Комментированное   письмо   позволяет   осуществлять систематическое   повторение   пройденного   материала,   дает   возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.  Письмо   под   диктовку   с   предварительной   подготовкой. Письмо   представления,   речь   мышление, развивает   зрительную   память, фонематический слух, внимание, интерес.  Письмо   под   диктовку. Сначала   учитель   диктует   слова   так,   как   они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо».   Учитель   читает   слова,   а   дети   поверяют   его   по   слогам   хором   или шепотом,   но   так,   чтобы   он   слышал.   Таким   образом,   внимание   к   слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо.  Творческие   работы. Это   самый   трудный   вид   письма,   требующий внимания, умения рассредоточить его и на составления предложений, и на запись своих предложений, и на логику изложения. Самые легкие творческие работы ­ это составление предложений по опорным словам.  Зрительно­слуховой   диктант отличается   тем,   что   текст, предназначенный для записи самими учащимися. Учитель записывает его на доске.   Ученики   внимательно   вчитываются   в   текст,   всматриваются   в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить  при зрительной  подготовке  к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами.  8 Объяснительно   ­   предупредительные   диктaнты  — применяются   c целью   закрепления   полученных   орфографических   навыков.   Методика   его проведения состоит в том, что учитель читает текст пот предложениям или предложение   (1   класс).   Вызванный   ученик   повторяет   предложение   и объясняет, как надо писать слова. Затем дети записывают в тетрадь. Слова и части   слов,   написание   которых   объяснялось,   подчеркиваются.   Можно записывать   текст   на   доске   одновременно   с   записью   в   тетрадях.   Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают, как нужно их писать.  Выборочный   диктант   и   выборочное   списывание  — ставят   целью отработать правописание слов на изучаемое правило. Этот вид ценен тем, что при его поведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по   объему   материал.   При   выборочном   диктанте   учащиеся   выписывают   из читаемого   текста   слова   с   определенной   орфограммой.   Образец   записи оформляется на доске.    Приемы для заучивания правил Для   перехода   заученного   материала   из   кратковременной   памяти   в долговременную большую роль играют многократное повторение материала (правила), постоянное «мелькание» его  перед  глазами, то  есть  все  то,  что способствует   длительному   стоянию   материала   в   сознании,  а   значит,   и   его непроизвольному запоминанию. Коллективная игрa «Ваш пропуск, слово!» Заучиваемое слово  записывается  учителем  на  доске. Каждое  слово  из правила (сначала первое, потом второе и т.д.) должно получить «пропуск» в правило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке. В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся ­ защитники слов. Ведущий поочередно называет слова, входящие в правило. Контролер ждет, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если слово в правиле   необходимо,  то   оно   получает   от   контролера   законный  «пропуск». (   На   доске   такое   слово   помечается   любым   условным   знаком,   например «плюс»). Игрa «В слово» Надо рассказывать правило по одному слову по порядку. Например, 1­й ученик   произносит   «чтобы»;   2­й­«проверить»;   3­й­   «безударную»;   4­ й­«гласную» и т.д. Правило проговаривается несколько раз. При назывании слова   важно   быстро   встать   и   выпрямиться,   а   назвав   слово,   сесть   ­   тогда 9 запоминанию поможет и память на движение. Если кто­то забывает назвать свое слово, то за него отвечает следующий участник. Секрет   запоминания   в   том,   что   отвечающий   произносит   только   одно слово, а по законам игры вынужден держать в уме все правило, причем долгое время   (пока   игра   продолжается),   так   как   неизвестно,   какое   из   слов   ему достанется. Выполнениe заданий: «Найдите в правилe слова…» При заучивании того или иного правила учитель дает ребятам одно или несколько заданий (они перечислены ниже), выбирая наиболее подходящие из них в зависимости от изучаемого правила. Примерные задания: Найдите в правиле слова: 1)      состоящие из трех букв (затем из четырех, из пяти букв и т.д.); 2)      состоящие из донного слога (затем из двух, трех и т.д. слогов); 3)       с   ударением   на   первом   слоге   (затем   на   втором,   третьем   и   т.д. слоге); 4)      состоящие только из корня (или из корня и суффикса, или из корня и приставки и т.д.); 5)       с   безударной   гласной   в   корне   слова   (или   в   приставке,   или   в суффиксе, или в окончании) или с парной согласной, или с непроизносимой согласной и т.д.; 6)      отвечающие на вопрос кто? (или что?); 7)       которые   являются   именами   существительными   (или   именами прилагательными, или глаголами); 8)       которые   являются   именами   существительными   в   единственном числе т.д. Рассказывание правила в разных вариантах и ролях. 1)      Расскажи правило «по телефону» маме или товарищу. Попроси их проверить, не делаешь ли ты в правиле ошибок. Рассказывающий может нарочно сделать ошибку, которую должен найти ученик   на   другом   конце   «телефона»,   слушающий   за   маму   или   товарища. Оцениваются оба ученика. 2)       Расскажи   правило   так,   как   рассказал   бы   первокласснику   (или неграмотной бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке). 3)       Игра  «Поучи   правилу   попугая».   Один   ученик   выступает   в   роли Учителя, другой играет Попугая. Все остальные учащиеся ­ зрители и жюри. «Учитель»   произносит   первую   фразу   из   правила   и   останавливается,   ждет, пока это повторит «попугай». 4)      Передай правило по «радио», как самую свежую новость. 5)      Расскажи так, как будто ты сам сделал открытие правила. 10 6)       Представь,   что   в   очень   большом   зале,   где   тебе   пришлось рассказывать   правило,   сломан   микрофон,   а   ты   так   хочешь,   чтобы   люди, сидящие в зале, тебя услышали. 7)       Угадайте, какое слово «проглотил» диктор телевидения. В роли диктора   ­   учитель   или   ученик.   «Диктор»   рассказывает   правило   по предложению. Одно слово из предложения «проглатывается». После каждого предложения   «диктор»   останавливается.   Ребята   отгадывают,   какое   слово «проглочено». 8)       Представь   себе,  что   в   классе,   где   вы   рассказываете   правило:   а) очень жарко; б) очень холодно; в) постоянно падает мел, и надо успевать рассказать правило, и поднимать мел. 9)      Огромный воздушный шар уносит тебя в прекрасное путешествие. Шар   поднимает   тебя   все   выше   и   выше.   На   прощание   ты   должен   успеть рассказать правило тем, кто остается на Земле. Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой. 1)      Расскажите правило весело или грустно. 2)       Все   сведения,  содержащиеся   в   правиле,  возьмите   под   сомнение. Например:   «Неужели   гласные   бывают   безударными?   Правда   ли,   что   их обязательно надо проверять? И т.д.» 3)      Защитите правило или пожалейте его. Образец: « Дорогая Частица Не! Не огорчайся, что Глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты ­ самостоятельное слово, хотя и называешься частицей….». 4)       Расскажите   правило   так,   словно   содержание   его   является строжайшей тайной для всех, кто в данный момент захочет подслушать его за дверью класса. 11 Список используемой литературы Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне// Начальная школа. –1997 Булохов   В.Я.  Орфографические   ошибки   и   пути   повышения   грамотности учащихся//Начальная школа. –1991 Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997 Фоменко   В.   П.  Развитие   орфографической   зоркости   младших   школьников через дидактическое многообразие. – Биробиджан, 2008 Чистякова   Л.Н.  Приёмы   работы   по   предупреждению   орфографических ошибок//Начальная школа. –1997 12

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017