МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ г. АСТРАХАНИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56 им. А.С. Пушкина»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директор по ВР
___________/Курочкина Е.В./ от « __ » _______20___ г.
|
|
«УТВЕРЖДАЮ» Приказом по школе №___ от «___» _______20___г.
директор _____/Е.В.Павлова/
|
Рабочая программа
кружка «Я познаю мир».
Начальная школа на 2018 - 2019 учебный год
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования
Руководитель кружка: Дегтярёв А. И
г. Астрахань 2018 г.
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.
№ |
Название темы |
ВСЕГО |
Количество часов |
Характеристикадеятельности |
|
|
а у д |
вне ауд. |
|||
|
Как мы понимаем друг друга |
5ч |
|
|
Познакомиться с учителем и одноклассниками Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.
|
1 |
Вводное занятие. Как мы будем учиться. |
1 |
1 |
- |
|
2-3 |
Школьные правила вежливости.
|
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Режим дня школьника.
|
1 |
|
1 |
|
5 |
Ты – ученик.
|
1 |
|
1 |
|
|
Как мы узнаём, что перед нами |
2ч |
|
|
Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки |
6 |
Что за словом?
|
1 |
1 |
- |
|
7 |
Путешествие в Угадайку. КТД
|
1 |
- |
1 |
|
|
Времена года |
4ч |
|
|
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» |
8 |
Осенние посиделки.
|
1 |
|
1 |
|
9 |
Зимушка-зима.
|
1 |
|
1 |
|
10 |
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. |
1 |
|
1 |
|
11 |
Весёлое лето. |
1 |
1 |
- |
|
|
Как ты узнаёшь мир |
3ч |
|
|
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
|
12 |
Глаза – главные помощники человека. |
1 |
1 |
|
|
13 |
Память и ум – помощники человека. |
1 |
1 |
|
|
14 |
Жить – с книгою дружить. КТД
|
1 |
|
1 |
|
|
Твоя семья и друзья |
3ч |
|
|
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
15 |
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. |
1 |
- |
1 |
|
16 |
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
|
1 |
|
17 |
Без друга в жизни туго. Мои друзья |
1 |
1 |
- |
|
|
Что нас окружает |
7ч |
|
|
Экскурсия по станице. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии . Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний |
18 |
Моя станица. Достопримечательности станицы. |
1 |
|
1 |
|
19 |
Мы – пешеходы.
|
1 |
- |
1 |
|
20 |
Что такое профессия? Какие бывают профессии? |
1 |
1 |
- |
|
21 |
Из чего что сделано?
|
1 |
1 |
- |
|
22 |
Водица-царица. (Три состояния воды) |
1 |
- |
1 |
|
23 |
Транспорт. Мы – пассажиры.
|
1 |
- |
1 |
|
24 |
Мой путь от дома до школы. КТД
|
1 |
1 |
- |
|
|
Живые обитатели планеты |
8ч |
|
|
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.) Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.
|
25 |
Живое и неживое. |
1 |
|
1 - |
|
26 |
Какие бывают растения? Какие бывают животные? |
1 |
1 |
- |
|
27 |
Путешествие по зоопарку.
|
1 |
|
1 |
|
28 |
Домашние любимцы и комнатные растения. |
1 |
1 |
- |
|
29 |
Собака – верный друг человека
|
1 |
1 |
- |
|
30 |
Строение тела человека.
|
1 |
1 |
- |
|
31 |
Правила поведения в природе.
|
1 |
|
1 |
|
32 |
Земля – наш общий дом.
|
1 |
1 |
- |
|
|
Итоговое занятие |
1ч |
|
|
|
33 |
Итоговое занятие Игра «Поле чудес» |
1 |
|
1 |
|
|
ИТОГО:
|
33 |
|
|
2-й класс
№ п/п |
Название темы |
Всего |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
||||
ауд |
вне ауд |
|||||||
|
НАША ПЛАНЕТА |
22 ч |
|
|
|
|||
1. |
Мир живой и неживой природы.
|
1 |
|
1 |
|
|||
2.
|
Вещи и вещества. Разнообразие веществ. |
1 |
|
1 |
||||
3.
|
Как без часов определить время суток? |
1 |
|
1 |
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий. Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. |
|||
4. |
Форма Земли.
|
1 |
|
1 |
||||
5. |
О чём рассказывает Глобус.
|
1 |
1 |
|
||||
6. |
Викторина «Занимательная география» |
1 |
1 |
|
||||
7. |
Звёзды, созвездия, планеты. |
1 |
1 |
|
||||
8. |
Земное притяжение. |
1 |
|
1 |
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . |
|||
9. |
Почему день сменяется ночью?
|
1 |
1 |
|
Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года
|
|||
10 |
Почему бывает лето?
|
1 |
1 |
|
||||
11 |
Где живут белые медведи и слоны? |
1 |
1 |
|
||||
12 |
Прозрачный невидимка (воздух) |
1 |
|
1 |
Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра Сравнивать погоду и климат
|
|||
13 |
Создание проекта «Солнечная система» |
1 |
1 |
|
||||
14 |
Путешествие по карте России.
|
1 |
1 |
|
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина . |
|||
15 |
Адрес на глобусе и карте.
|
1 |
1 |
|
||||
16 |
Что обозначают на карте с помощью цвета? |
1 |
1 |
|
||||
17 |
Путешествие по материкам и океанам. |
1 |
1 |
|
||||
18 |
Куда текут реки? |
1 |
1 |
|
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
|
|||
19 |
Как рождаются горы?
|
1 |
1 |
|
||||
20 |
Моря и острова. |
1
|
1 |
|
||||
21 |
Обитатели морей. |
1 |
1 |
|
||||
22
|
Проект «Моя страна» |
1 |
1 |
|
|
|||
|
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ |
12 ч |
|
|
|
|||
23 |
Великий круговорот жизни.
|
1 |
|
1 |
Характеризовать экосистемы |
|||
24
|
Путешествие по природным зонам. |
1 |
1 |
|
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон Находить на карте изученные природные зоны Обсуждать особенности 2-3 стран мира Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте
|
|||
25
|
Красная книга. |
1 |
|
1 |
||||
26
|
Жизнь леса. |
1 |
1 |
|
||||
27
|
Хрупкая природа степей и пустынь. |
1 |
|
1 |
||||
28
|
Где растут тропические леса. |
1 |
1 |
|
||||
29 |
Жизнь в горах.
|
1 |
1 |
|
||||
30 |
Путешествуем по Европе. |
1 |
1 |
|
||||
31
|
Страны Африки и Америки.
|
1 |
1 |
|
|
|
||
32 |
Австралия. Антарктида.
|
1 |
1 |
|
Показывать территорию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион.
|
|||
33 |
Моя Родина – Россия.
|
1 |
1 |
|
||||
34 |
Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» |
1 |
1 |
|
||||
|
ИТОГО:
|
34 |
|
|
|
|||
3-й класс
|
Тема |
Всего |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся: |
||||
ауд. |
вне ауд. |
|||||||
|
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ |
3 ч |
|
|
|
|||
1. |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
1 |
1 |
|
Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы |
|||
2. |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
1 |
|
1 |
||||
3. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» |
1 |
|
1 |
||||
|
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ |
4 ч |
|
|
|
|||
4. |
Живая оболочка планеты. |
1 |
1 |
|
Характеризовать место обитания живых организмов |
|||
5.
|
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
1 |
|
1 |
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого |
|||
6.
|
Солнце - как источник энергии.
|
1 |
|
1 |
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов |
|||
7.
|
КВН «Планета загадок»
|
1 |
1 |
|
|
|||
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
4 ч |
|
|
|
|||
8. |
Цепи питания
|
1 |
1 |
|
Характеризовать экосистемы и природные сообщества Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
|
|||
9.
|
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
1 |
|
1 |
||||
10 |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
1 |
1 |
|
||||
11 |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
1 |
1 |
|
||||
|
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ |
5 ч |
|
|
|
|||
12 |
Растения и их роль на Земле . Экскурсия. |
1 |
|
1 |
Выяснить роль растений в природе и жизни людей
|
|||
13 |
О братьях наших меньших.
|
1 |
1 |
|
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных . Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .
|
|||
14 |
Рыбы и их многообразие.
|
1 |
1 |
|
||||
15 |
Час эрудитов «Птичьи имена».
|
1 |
1 |
|
||||
16 |
Проект «Сохраним красоту природы» |
1 |
|
1 |
||||
|
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА |
3 ч |
|
|
|
|||
17 |
Человек и его корни. Родословное древо семьи
|
1 |
1 |
|
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. |
|||
18 |
Моя Родина – Россия!
|
1 |
1 |
|
||||
19 |
Путешествие в прошлое. История моей Родины. |
1 |
|
1 |
||||
|
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР |
13 ч |
|
|
|
|||
20 |
Откуда пошла земля Русская!
|
1 |
1 |
|
Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране.
|
|||
21
|
Ледовое побоище. |
1 |
1 |
|
||||
22 |
Слово о полку Игореве.
|
1 |
|
1 |
||||
23
|
Московское государство. |
1 |
1 |
|
||||
24
|
Московский Кремль. |
1 |
1 |
|
||||
25
|
Смутное время в России. |
1 |
1 |
|
||||
26 |
Преобразования Петра I
|
1 |
1 |
|
||||
27
|
Екатерина Великая |
1 |
1 |
|
||||
28
|
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
1 |
|
||||
29 |
Отечественная война 1812 года.
|
1 |
1 |
|
||||
30
|
Император Александр II |
1 |
1 |
|
||||
31 |
Времена Советской власти и СССР.
|
1 |
|
1 |
||||
32 |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
1 |
|
1 |
||||
|
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ |
2 ч |
|
|
|
|||
33 |
Российская Федерация
|
1 |
1 |
|
Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.
|
|||
34 |
Проект «Сохраним историю родного края» |
1 |
1 |
|
||||
ИТОГО:
|
34 ч |
|
|
|
||||
4-й класс
|
Тема |
В С Е Г О
|
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|||
ауд |
вне вуд. |
||||||
|
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА |
7 ч |
|
|
|
||
1. |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
1 |
1 |
|
Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья
|
||
2. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
1 |
1 |
|
|||
3 |
Опора тела и движение
|
1 |
|
1 |
|||
4 |
Наше питание
|
1 |
1 |
|
|||
5. |
О дыхании и вреде курения.
|
1 |
1 |
|
|||
6. |
Органы чувств человека.
|
1 |
1 |
|
|||
7. |
Диспут «Тело человека и охрана здоровья» |
1 |
1 |
|
|||
|
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА |
8 ч |
|
|
|
||
8. |
Растения и животные на службе у человека. |
1 |
|
1 |
Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..
|
||
9. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
1 |
1 |
|
|||
10. |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
1 |
1 |
|
|||
11
|
Как человек использует горные породы и минералы |
1 |
1 |
|
|||
12
|
Как обрабатывают металлы. |
1 |
1 |
|
|||
13 |
Невидимая сила
|
1 |
1 |
|
|||
14 |
Человек проникает в тайны природы |
1 |
|
1 |
|||
15 |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
1 |
1 |
|
|||
|
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР |
3 ч |
|
|
|
||
16 |
Как стать личностью?
|
1 |
1 |
|
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека |
||
17 |
Эмоции и чувства |
1 |
|
1 |
|||
18 |
Как настроение? |
1 |
1 |
|
|||
|
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ |
3 ч |
|
|
|
||
|
|
1 |
1 |
|
|
||
19 |
Почему возникают конфликты? |
||||||
20 |
Совесть.
|
1 |
1 |
|
|||
21 |
Путешествие по правам человека. |
1 |
|
1 |
|||
|
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА |
4 ч
|
|
|
|
||
22 |
Добро и зло в Первобытном мире |
1 |
1 |
|
Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. |
||
23 |
Мир средневековых цивилизаций |
1 |
1 |
|
|||
24 |
Технические достижения эпохи Нового времени |
1 |
1 |
|
|||
25 |
21 век
|
1 |
1 |
|
|||
|
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО |
4 ч |
|
|
|
||
26 |
«В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
1 |
|
1 |
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. |
||
27 |
Мы не похожи, ну и что же?
|
1 |
1 |
|
|||
28 |
Пути духовных исканий.
|
1 |
|
1 |
|||
29 |
Выставка работ «Дети разных народов» |
1 |
1 |
|
|
||
|
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО |
5 ч |
|
|
|
||
30 |
Что такое деньги . |
1 |
1 |
|
|
||
31
|
Почему разные страны помогают друг другу? |
1 |
1 |
|
|||
32 |
Сказки разных народов
|
1 |
|
1 |
|||
33 |
Глобальные проблемы
|
1 |
1 |
|
|||
34 |
Проект «Моё человечество» |
1 |
1 |
|
|
||
|
ИТОГО:
|
34ч |
|
|
|
||
1. Как мы понимаем друг друга. ( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
3. Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
4. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
5. Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
6. Что нас окружает ( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
7. Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
8. КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
9. Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
НАША ПЛАНЕТА-ЗЕМЛЯ (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
|
Как рождаются горы? Моря и острова. Обитатели морей. ЗЕМЛЯ-НАШ ОБЩИЙ ДОМ (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
3 класс
|
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч) |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (4 ч) |
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок» |
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч) |
Цепи питания. |
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч ) |
Растения и их роль на Земле. Экскурсия. |
О братьях наших меньших. |
Рыбы и их многообразие. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
Проект «Сохраним красоту природы» |
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч) |
Человек и его корни. Родословное древо семьи. |
Моя Родина – Россия! |
Путешествие в прошлое. История моей Родины.
|
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч) |
Откуда пошла земля Русская! |
Ледовое побоище. |
Слово о полку Игореве. |
Московское государство. |
Московский Кремль. |
Смутное время в России. |
Преобразования Петра I |
Екатерина Великая |
Михаил Васильевич Ломоносов |
Отечественная война 1812 года. |
Император Александр II |
Времена Советской власти и СССР. |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч) |
Российская Федерация Проект «Сохраним историю родного края»
4 класс
|
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч) |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
Опора тела и движение |
Наше питание |
О дыхании и вреде курения. |
Органы чувств человека. |
Диспут «Тело человека и охрана здоровья» |
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч) |
Растения и животные на службе у человека. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
Как человек использует горные породы и минералы |
Как обрабатывают металлы. |
Невидимая сила |
Человек проникает в тайны природы |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч) |
Как стать личностью? |
Эмоции и чувства |
Как настроение? |
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч) |
|
Почему возникают конфликты? |
Совесть. |
Путешествие по правам человека. |
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч) |
Добро и зло в Первобытном мире |
Мир средневековых цивилизаций |
Технические достижения эпохи Нового времени |
21 век |
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч) |
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
Мы не похожи, ну и что же? |
Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» |
|
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч) |
Что такое деньги. |
Почему разные страны помогают друг другу? |
Сказки разных народов |
Глобальные проблемы |
Проект «Моё человечество»
1 класс: Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - Учиться высказывать своё предположение (версию). - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации. - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс: Личностные результаты : - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем . - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи - Слушать и понимать речь других. - Вступать в беседу. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс: Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться 4 класс: Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
|
Программа дополнительного образования «Я познаю мир» (естественнонаучное направление)
Пояснительная записка
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования и воспитания, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В этом случае акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На развитие и совершенствование проектной и исследовательской деятельности школьников впервые серьезное внимание обратили в конце XIX - начале XX вв. Известные научно-педагогические школы В. В. Марковникова, А. Г. Столетова, И. И. Мечникова, Д. К. Чернова, Н. А. Умова, П. Н. Лебедева, К. А. Тимирязева, Д. И. Менделеева, А. С. Попова, Н. Е. Жуковского, И. П. Павлова - утвердили русскую систему образования и воспитания, основанную на тесной связи глубокого теоретического обучения с практическими занятиями. Исследовательская деятельность школьников — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Сегодня для повышения уровня научных исследований в образовательных учреждениях, организованы проблемные лаборатории, центры, НОУ, кружки, где решаются вопросы организации исследовательской деятельности школьников, разрабатываются проекты, проводятся эксперименты, создаются условия для формирования социальной активности творческой личности в социуме через организацию научно-исследовательской и проектной деятельности школьников. В организованное обучение в общеобразовательном учреждении происходит включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. Прежде всего, исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку в рамках классно-урочной системы и ограниченного количества времени, учитель не в состоянии решить проблему научения школьника исследованию. Кроме того, данная технология имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
o гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
o наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.
В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора одного из направлений работы кружка. В зависимости от уровня полученных результатов, предоставляется возможность школьникам публично продемонстрировать свои исследовательские проекты перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности. Как помочь учащимся в их самостоятельных исследованиях? Как помочь нашим ученикам добиться успеха, повысить собственную самооценку? Как осуществить поиск истины? Эти и другие вопросы сейчас беспокоят педагогов, авторов данной программы, того, кто занимается работой с детьми по организации с ними исследовательской деятельности. Представленная программа «Основы исследовательской деятельности» направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей у школьников.
Цель программы: формирование навыков организации исследовательской и проектной деятельности учащихся с применением проектного метода, информационно-коммуникационных технологий в естественнонаучной области знаний.
Задачи программы:
1.Научить умению вести исследовательскую деятельность: освоению понятий, принципов, теорий, законов и правил, действующих в учебных предметах, в науках, охваченных исследуемой темой в естественнонаучной области знаний:
2.Развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования. 3.Познакомить с элементарными методами естественнонаучного исследования. 4.Научить вести школьное исследование. 5.Научить грамотно оформлять отчетность по исследованию.
Организация работы кружка строится по следующим принципам:
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
Работа кружка организована в естественнонаучном направлении и охватывает:
1. Учащихся, интересующихся исследованиями в области математики, физики, химии, биологии, географии, экологии, валеологии, информатики. 2. Учащихся начальной школы, занимающихся поисковой и творческой деятельностью в области окружающего мира/
Возрастная категория школьников- участников кружка – 7-10 лет.
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования с учетом их возрастных и психологических особенностей. Для обучающихся в начальной школе: При организации данной работы в начальной школе учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: o темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. o проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. o длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями. o руководство исследованием осуществляется учителем, куратором по исследовательской деятельности начального образования, старшеклассниками. В процессе работы над темой включаются экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентация (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). Презентация результатов проектирования или исследования проводится в классе, на параллели, школьной конференции или соответствующей возрасту конференции городского, регионального, всероссийского уровней. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.